Качество моторного масла — определение и контроль

Качество моторного масла — определение и контроль

Капельный тест масла

Узнать качество моторного, трансмиссионного масла несложно в лабораторных условиях благодаря капельному тесту. Но, какую смазочную жидкость заливать в двигатель личного автомобиля, не составит труда определить подручным способом.

В предлагаемой статье подробно рассказывается об алгоритме действий и сути капельного теста. Получают по такому методу неточный, как лабораторным условиям результат, но критично приближенным к нему.

Метод капания на лист бумаги

Сначала разогревают смазочный продукт до рабочей температуры силовой установки. Затем шприцом или иным инструментом, делают забор двигательного масла со щупа. Предварительно перед операцией на техническом столике разлаживают стандартизированный лист бумаги плотностью 80 грамм на метр квадратный. Далее капают на него масло и ждут, когда капли «расползутся» по бумаги. На это отводится полусуток или 24 часа.

На листе за это время капельная проба, растекаясь по кругу, образует кольца. Это внутреннее и внешнее. Для подсчета используют формулу ДСС=1 — d2 / D2. Делим хроматограмное ядро на диффузионный наружный диаметр. В итоге появится значение 0,3. Меньше этого числового значения не должно быть.

Тест на глаз

Опытные водители способны определить качество смазочных жидкостей на глаз. Внешний вид расскажет о многом.

Проводимый капельный тест моторного масла дает возможность визуально определить структурный состав. Разместив на листе бумаги три капли от разных масляных жидкостей, по площади растекания, характерному цвету, водители-профи способны сделать заключение о качестве продукта.

Центр капли на бумаге сосредотачивает тяжелые частицы смазочной жидкости. То есть слаборастворимые или нерастворимые частицы. Ими бывают металлические примеси иные взвеси.

Капельный самостоятельный тест масла способен дать результаты, приближенные к лабораторным исследованиям:

  • Исследуется зона края, прилегающая к ядру;
  • Имеет черный или темный цвет;
  • В зоне присутствуют слаборастворимые присадки органического происхождения;
  • Если масло чистое, то наблюдается отсутствие кольца;
  • Аналогичная картина, когда капля сильно загрязнена. В таком случае ядро получает однородный светлый цвет.

Подтек на листе бумаги получают благодаря физическому явлению проникать атомами в инородную структуру. Такой метод называется диффузией. Каждому знаком со школьной скамьи. Диффузия формирует кольцо серого цвета за ядром, то есть очерчивает зону, созданную растворимыми примесями органического происхождения.

Показатели для чистого масла

Визуальный анализ капель дает возможность определить зону чистого масла:

  • Это светлое кольцо, потерявшее дисперсные взвеси;
  • Образованное пятно исчезает спустя несколько дней;
  • Профессионалы по прерывистому цвету определяют, что масло разбавлено водой;
  • Если диффузионное пятно желтоватого, коричнево-светлого цвета, то факты свидетельствуют о сильном окислительном процессе, сформированном недопустимым перегревом силовой установки.

Показатели работоспособность смазочной жидкости

Оригинальный капельный способ установления качества смазывающих консистенций при помощи офисного стандартного листа требуемой плотности, позволяет избегать заливки в картер двигательной установки некондиционных смазочных средств. Подручный бумажный анализ обязательно покажет, можно использовать продукт или отказаться от затеи залить моторное масло в картер двигателя.

Хроматограмма «посоветует» водителю сделать правильный выбор выявленным цветом определенных зон на экспериментальном бумажном листе с нанесенными масляными каплями.

Если зоны диффузного распространения продукта светлы, как слезы ребенка, то смазывающая жидкость высокой эксплуатационной пробы.

Такое масло долгое время работоспособное, но в эксплуатации не бесконечное. Повторно взятые пробы обязательно выявят признаки, по которым рекомендуется заменить смазывающий продукт новым аналогом:

  1. Если зона диффузного проникновения меняет светлый фон на темный цвет.
  2. Уменьшение в размерах диффузионного круга свидетельствует, что масло медленно, но уверено засоряется тяжелыми взвесями.

Предложенные кустарные способы проверки смазочных моторных жидкостей на поверку оказались эффективными и прикладными в водительской практике.

Как отличают оригинальные масла от фальсификата?

Использование масел для двигателей внутреннего сгорания от проверенных производителей, являет залогом длительной эксплуатации силовых установок. Это аксиома. Многие водители стремятся продлить эксплуатационный ресурс смазочной жидкости спорадической доливкой свежего продукта. И ошибаются, поскольку деградация только усиливается.

Не секрет, что на некоторых ликвидных площадках вместо оригинального масла, пытаются продать фальсификат. Специально уменьшают цену. На дешевизну тянется народ. Но сегодня не об этом разговор. Задача — отличить в случаях самостоятельного тестирования по капельному простому методу, фальсификат от качественного продукта, изготовленного известными отечественными и зарубежными компаниями.

Как делают фальсификата?

Базовым элементом структуры фальсифицированного смазочного продукта являются масла веретенные, продаваемые по низким ценам. Индустриальный продукт легко достать. Несложно смешивать со смазочными жидкостями, которые используют в силовых установках тяжелой специальной техники. Их получают в процессе перегонки, то есть регенерации. Исходным материалов служит «отработка». Даже кустарные проверки на оригинальность, показывают в них ничтожный объем присадок или полное отсутствие.

Заливка в картер двигателя подделанной консистенции — прямой путь к уничтожению силового автомобильного агрегата.

Самостоятельная проверка масла с помощью теста

Купленную масляную моторную жидкость следует налить в небольшую ванночку и убедиться в насыщенности консистенции.

  • Если масло густое, то это верный признал наличия в объеме загустителей, необходимых присадок, иных добавлений;
  • Цвет смазочной консистенции тоже свидетельствуй о ее качестве. Если масло обладает янтарно-светлым оттенком, то продукт оригинальный. Коричнево-темный фон говорит о подделке.
  • Качество масляного продукта различают по запаху. Смазочный материал, изготовленный на брендовых предприятиях, обладает мягкими запахами. Фальсификат наоборот — источает резкий, отвратительный «аромат».
  • Перед заливкой смазывающего продукта в картер, рекомендуется жидкость поместить в темное место и продержать там 20 минут. Если после отстоя не наблюдается образование осадков, расслойки, то продукт сертифицирован и отвечает стандартным требованиям.

Оригинальный метод обнаружения фальсификата с помощью капельного простого теста является опробованный способ — при помощи бумажной экспертизы.

На лист офисной бумаги рекомендуемой плотности наносят каплю масляной жидкости. Когда процесс диффузии (впитывания) закончится, лист рассматривают на свет. Если, распространившееся по листу масляное пятно, содержит маленькие черные точки (вкрапления), то продукт либо фальсифицированный, либо завод-поставщик на ликвидные торговые площадки поставил некачественный продукт. Точки говорят, что жидкость содержит некачественные присадки.

Видео пример теста масла

Как определить качество моторного масла?

Большинство автовладельцев уяснили для себя одну истину: состояние моторного масла напрямую влияет на исправность работы двигателя, на срок службы агрегата до проведения капремонта. Этот смазочный материал призван защищать детали от износа, обеспечивать слаженность работы всех механизмов узла. К тому же, правильно подобранный тип масла способствует снижению расхода топлива. Поэтому необходимо следить, когда жидкость потеряла собственные свойства, выработала ресурс, требует замены. Однако не каждый водитель знает, как определить качество моторного масла, чтобы залить в движок именно рекомендованную производителем марку. Обладать такими знаниями нужно еще и по причине многообразия масел, в том числе и контрафактных.

Содержание:

Визуальная проверка

Подбирая автомасло, невозможно установить его соответствие всем параметрам без специальной аппаратуры. Однако визуально можно определить некоторые качества.

Индустрия ГСМ не предполагает единого стандарта, регламентирующего цвет моторных масел. Однако водители запоминают, что оригинальный продукт должен быть чистого цвета, начиная с охры и до светло-коричневого, с желто-янтарным оттенком, без видимых вкраплений.

Читать еще:  Жидкость для чистки карбюратора (топ 7 лучших средств)

Чтобы определить качество моторного масла, следует внимательно изучить этикетку. На ней должна отражаться вся информация о продукте. Ниже торгового наименования, нанесенного четко и без ошибок, указывают коэффициент вязкости: литеру W с цифрами для всесезонных смазок. На бирке отражают тип двигателя, дату производства, время разлива, срок службы СМ, технологические особенности. Также обязательно присутствие сведений о базе – минеральная, синтетика, полусинтетика, класс качества, тип транспортного средства.

Код и масляное пятно

Дополнительной защитой от контрафакта считается QR-код. Наносят его под этикетку канистры, под крышку емкости и на пломбу. Если ввести этот код на сайт производителя, то можно удостовериться в подлинности продукции.

Существует еще один способ, с помощью которого можно определить качество моторного масла. Запустив на 5-10 минут двигатель, глушим его, с масляного щупа одну каплю жидкости с диаметром 3 см наносим на белую бумагу. Листок просушиваем в течение 2 часов. Затем анализируем пятно по трем областям: ядро d1, краевая зона d2, дисперсная D. Применяем формулу 1- (d2)²/ D². При полученном значении меньше, чем 0,3 мм, диспергирующие качества жидкости потеряны, ее следует заменить.

Тест на присадочные компоненты и вязкость

Определить качество масла можно еще одним простым способом. На газетный либо тетрадный листок нанести каплю масла. Наклонив поверхность, понаблюдать, как вещество стекает вниз. За неоригинальным маслом, как правило, останется темный след от избыточного наличия присадок.

Одним из основных показателей смазок является уровень вязкости. Сравнивают остатки масла в канистре и слитого с двигателя. В узкую воронку наливают неиспользованный продукт, и считают, сколько упало капель за определенное время. Затем такие же манипуляции выполняют с отработанным продуктом. Значительные расхождения указывают на необходимость замены смазки.

Подделкам – нет

При покупке обязательно нужно определить качество моторного масла на пригодность. Желание купить СМ по низкой стоимости не оправдывает себя. Если цена ниже средней на 10% и более, автовладельцу следует насторожиться и узнать информацию из интернета. Сэкономив немного средств, можно нанести значительный вред автомобилю, ремонт которого обойдется в несколько раз дороже. Ведь контрафактный продукт выпускают из низкосортных материалов, не способных на защиту деталей мотора от износа, трения. В результате возникает шум в двигателе, проблемы при запуске, появление сажи, отложения нагара и как результат – выход силового агрегата из строя.

Лабораторная работа № З Определение качества моторного масла

Время на проведение работы — 4 часа.

  • 3.2. Задание
  • 1. Определить наличие механических примесей и воды (качественно).
  • 2. Определить кинематическую вязкость при 50 °С и 100 °С.
  • 3. Определить индекс вязкости.
  • 4. Сделать заключение о пригодности данного образца масла для автомобильных двигателей.
  • 5. Ответить на контрольные вопросы.
  • 3.3. Теоретическая часть
  • 3.3.1. Определение наличия механических примесей и воды

Присутствие в масле механических примесей и воды безусловно снижет смазочные свойства масел, увеличивает абразивный износ деталей.

Механические примеси можно выявить тремя способами.

Первый и самый простой заключается в просмотре на свету тонкого слоя масла, нанесенного на стекло. Муть, потеки и крупинки укажут на присутствие в масле механических примесей. При их отсутствии слой масла будет выглядеть совершенно прозрачным.

При втором способе масло взбалтывают и подогревают до 40—50 °С. Затем 25—50 мл масла смешивают с двух-, четырехкратным количеством профильтрованного бензина. Раствор фильтруют через бумажный фильтр, после чего просматривают фильтр через увеличительное стекло. Темные точки и крупинки на фильтре указывают на присутствие в масле механических примесей.

При третьем способе масло в количестве 50—100 мл разбавляют в химическом стакане двух-, трехкратным количеством бензина. Смесь перемешивают и дают отстояться в течение 5—10 мин. Затем смеси придают вращательное движение. При наличии примесей они соберутся в центре на дне стакана. Для обнаружения примесей стакан просматривают на свету, проходящем снизу вверх.

Наличие воды в масле определяют по ГОСТу 1547—84. Смысл определения заключается в нагреве масла, помещенного в пробирку, до температуры 130 °С. При наличии воды масло начнет пениться, будет слышен треск, а слой масла на стенках пробирки помутнеет.

3.3.2. Определение кинематической вязкости при 50 °С, 100 °С

Проводится по ГОСТу 33—2000. Данный ГОСТ распространяется на все жидкости, полученные на основе переработки нефти, поэтому вязкость определяется аналогично определению вязкости дизельного топлива, что было рассмотрено в лабораторной работе № 2. При этом надо иметь в виду, что при определении вязкости масел выбирают вискозиметр с таким диаметром капилляра, чтобы время перетекания масла при заданной температуре было не менее 200 с.

Рекомендуемые диаметры капилляров при определении вязкости различных масел приведены в табл. ЛР.3.1.

Таблица ЛР. 3.1. Данные для выбора вискозиметра

Диаметр капилляра в мм при температуре испытаний

Масло класса вязкости 8 и 10 мм 2 /с

Масло класса вязкости 16 мм 2 /с

Если время истечения масла из вискозиметра составляет от 200 до 300 с, проводят пять измерений, если оно составляет 300—600 с, то достаточно четырех измерений.

Результаты измерения времени течения масла не должны отличаться друг от друга больше, чем на 1,5 %.

3.3.3. Определение индекса вязкости

Одним из важных свойств масел, характеризующих их эксплуатационные свойства, является степень изменения вязкости масел в зависимости от температуры, которая обычно определяется или отношением вязкости при двух крайних температурах

у мин/ у макс> ИЛИ П0 ИНДеКСу ВЯЗКОСТИ.

Расчет индекса вязкости производится на основе ГОСТа 25371—97 и согласно его определению индекс вязкости (VI) — это расчетная величина, которая характеризует изменение вязкости нефтепродуктов в зависимости от температуры.

На рис. ЛР.3.1 показано изменение вязкости двух моторных масел в зависимости от температуры.

Отношение вязкости при 50 °С к вязкости при 100 °С для автомобильных масел равно 4. 9. Чем меньше отношение, тем

более пологой будет вязкостно-температурная кривая, тем лучше вязкостно-температурные свойства масла.

Оценка по индексу вязкости основана на сравнении вязкостно-температурных свойств испытуемого и двух эталонных масел. Одно эталонное масло имеет пологую вязкостно-температурную кривую, и его индекс вязкости принят за 100 единиц; другое обладает крутой вязкостно-температурной кривой, и его индекс вязкости считают равным 0.

Вязкостно-температурная кривая испытуемого масла будет располагаться между кривыми эталонных масел, и по ее положению судят об индексе вязкости. Практически индекс вязкости согласно ГОСТу 25371—97 определяют расчетным путем. Если ожидаемый индекс вязкости находится в пределах от 0 до 100, то его рассчитывают как отношение вязкостей, определяемых при 40 °С и 100 °С по формулам:

О 20 40 60 80 і °С

Рис. ЛР.3.1. Влияние темперетуры на вязкость масла: 1 — крутая вязкостно-температурная характеристика; 2 — пологая вязкостно-температурная характеристика

где и — кинематическая вязкость масла при 40 °С; значения Ь, Н и I) находят по таблице ГОСТа, опираясь на величину кинематической вязкости масла при 100 °С.

Если индекс вязкости будет величиной более 100, то его находят по формулам с использованием логарифмов и таблицы ГОСТа.

Читать еще:  Панель приборов автомобиля: расшифровка значков на приборной панели

Более простой способ определения индекса вязкости масла (но менее точный) заключается в использовании номограммы (рис. Все секреты джекпота и реально большой куш ждёт на 1хслотс онлайн . ЛР.3.2) на основе значений кинематической вязкости масла при 100 °С и 50 °С. Для этого по вертикали и горизонтали проводят линии от точек, соответствующих значениям вязкости масла при 100 °С и 50 °С, и в месте их пересечений находят значение индекса вязкости.

Значение индекса вязкости порядка 90—100 и выше характеризуют хорошие, а ниже 50—60 — плохие вязкостно-температурные свойства масла.

8 10 12 14 16 у100,мм 2 /с

Рис. ЛР.3.2. Номограмма определения индекса вязкости масла

  • 3.4. Экспериментальная часть
  • 3.4.1. Определение наличия механических примесей и воды (качественно)
  • — стеклянный цилиндр диаметром 40—55 мм;
  • — образец испытуемого масла;
  • — два отрезка чистого сухого стекла размером 100 х 150 мм;
  • — профильтрованный неэтилированный бензин;
  • — стеклянный цилиндр с притертой пробкой емкостью 250 мл;
  • — бумажный фильтр;
  • — лупа 2-, 3-кратного увеличения;
  • — химический стакан на 250—300 мл;
  • — искусственный источник света;
  • — электроплитка;
  • — термометр до 200 °С;
  • — глицерин;
  • — химический стакан из термостойкого стекла высотой 100 мм;
  • — пробирка;
  • — вытяжной шкаф.

Порядок выполнения работы

  • 1. На отрезок стекла нанести несколько капель испытуемого масла.
  • 2. Вторым отрезком стекла провести по первому до образования тонкой масляной пленки.
  • 3. Оба отрезка стекла просмотреть на свет.
  • 4. Результат наблюдения записать в отчет.
  • 1. Подогреть масло до 40—50 °С.
  • 2. Отмерить в химический стакан 25—50 мл подогретого масла и смешать с двух-, четырехкратным количеством профильтрованного бензина.
  • 3. Профильтровать раствор через бумажный фильтр.
  • 4. Осмотреть фильтр с помощью лупы.
  • 5. Результат наблюдения записать в отчет.
  • 1. Масло в количестве 50—100 мл разбавить в химическом стакане двух-, трехкратным количеством бензина.
  • 2. Смесь перемешать и дать отстояться в течение 5—10 мин.
  • 3. Придать смеси вращательное движение.
  • 4. Для обнаружения примесей осмотреть стакан на свету, проходящем снизу вверх.
  • 5. Результат записать в отчет.

IV вариант — определение наличия воды в масле

  • 1. В стакане из термостойкого стекла нагреть глицерин до температуры 175 ± 5 °С.
  • 2. В чистую и сухую пробирку налить испытуемое масло до высоты 85 ± 3 мм.
  • 3. В пробирку вставить термометр с таким расчетом, чтобы шарик термометра был на равных расстояниях от стенок пробирки, а также на расстоянии 25 ± 5 мм от дна пробирки.
  • 4. Пробирку с маслом и термометром поместить в стакан с нагретым глицерином и наблюдать за маслом до момента достижения температуры в пробирке 130 °С.
  • 5. Результат наблюдения записать в отчет.
  • 3.4.2. Определение кинематической вязкости при 50 °С и 100 °С
  • — прибор для определения кинематической вязкости;
  • — секундомер;
  • — набор вискозиметров;
  • — химические стаканы;
  • — дистиллированная вода, глицерин;
  • — колба;
  • — термометр;
  • — водяная баня.

Порядок выполнения работы

Проводится теми же методами, которые рассмотрены в работе № 2. Однако в связи с тем, что масла имеют большую вязкость, чем топлива, их следует предварительно подогревать до температуры 40—50 °С, опуская колбу с маслом в водяную баню.

  • 3.4.3. Определение индекса вязкости Расчетное обеспечение:
    • — номограмма для определения индекса вязкости.

Порядок выполнения работы

  • 1. По полученному значению кинематической вязкости при 100 °С на номограмме (рис. ЛР.3.2) провести вертикальную линию от горизонтальной оси.
  • 2. По полученному значению кинематической вязкости при 50 °С на номограмме провести горизонтальную линию от вертикальной оси.
  • 3 По точке пересечения линий найти индекс вязкости масла.
  • 4. Результат записать в отчет.
  • 3.4.4. Составление отчета

По результатам анализов заполнить таблицу по следующей форме.

Отчет о лабораторной работе по оценке качества

(указать наименование и марку продукта)

Основные показатели качества оцениваемого образца

Тема 13. Контроль качества моторных масел.

13.1 Браковочные показатели моторных масел.

Вязкость кинематическая при 100°С

± 20% от вязкости свежего масла при его разбавлении топливом;

± 30% от вязкости свежего масла при отсутствии в нем топлива

Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже

Щелочное число, мг КОН на 1г масла, не менее для масел:

Массовая доля нерастворимого осадка, %

Для крейцкопфных дизелей 1,0 для масла М10В2(С) 3,0; для всех остальных двигателей 4,0

Массовая доля воды, %

Для дизелей с многослойными тонкостенными вкладышами 0,3; для всех остальных дизелей 0,5

Диспергирующая способность (капельная проба)

В процессе эксплуатации двигателя происходит естественное ухудшение качества масла (часто называемого старением), интенсивность которого зависит от режима работы, технического состояния двигателя, качества сжигаемого топлива, эффективности средств очистки масла, емкости циркуляционной системы и пр. При аварийных ситуациях происходит резкое изменение одного или нескольких показателей масла, что вызывает необходимость срочной его замены. Смена масла по аварийным обстоятельствам, главным образом из-за попадания в масло воды или топлива, происходит намного чаще, чем в результате старения масла. В малооборотных дизелях, благодаря особенностям их конструкции и обслуживания, масло в циркуляционной системе работает 50÷60 тысяч часов и более, и смена его производится чаще всего в связи с аварийными ситуациями.

Изменение вязкости может происходить вследствие испарения из масла легких фракций накопления механических примесей, попадания топлива, воды и образования эмульсий.

Накопление механических примесей (нерастворимого осадка) происходит в результате окислительных процессов, поступления продуктов износа, нагара и др. Основная роль в очистке масла от механических примесей отводится сепарации.

Температура вспышки масел лежит в пределах 200÷230°С. Её уменьшение связано с попаданием топлива в масло, так как температура вспышки топлива значительно ниже, чем у масла. Понижение температуры вспышки служит сигналом возможного взрыва паров масла в картере, из-за чего установлен нижний предел температуры вспышки 170°С.

В условиях эксплуатации общее щелочное число (ОЩЧ) масла сначала резко понижается (до 60÷70% первоначального), затем стабилизируется и может оставаться постоянным на протяжении длительного времени. Это объясняется неизменностью содержания серы в топливе и расхода смазочного масла. На общее щелочное число масла влияют температура стенок цилиндров и расход масла. Понижение температуры стенок цилиндров влечет за собой снижение щелочности масла за счет повышенного расхода щелочи на нейтрализацию неорганических кислот.

Понижение ОЩЧ до определенного предела обеспечивает защиту ЦПГ от коррозионного износа, но его может оказаться недостаточно для предотвращения нагароотложений. При увеличенных отложениях нагара на деталях ЦПГ следует повысить ОЩЧ, особенно при использовании тяжелого топлива.

Вода в масло может поступать вследствие конденсации влаги на стенках цистерн, протечек в паровых обогревательных змеевиках, нарушения герметичности систем охлаждения, после неправильной сепарации и пр. Содержание воды в масле приводят к ряду нежелательных явлений. Ухудшаются защитные свойства масла, из-за истощения моющее-диспергирующих и других присадок водой, вследствие чего возрастают износ и коррозия деталей, ускоряется загрязнение двигателя, укрупняются загрязняющие частицы, которые осаждаясь в технологических отверстиях и застойных зонах.

Читать еще:  Можно ли буксировать автомобиль с коробкой робот

Вода в смазочном масле может находится в трех стадиях и фазах. Первая фаза известна как растворенная или абсорбированная вода, она характеризуется дисперсным растворением молекул воды по всему объему масла.

Как только количество воды превышает максимальный уровень ее растворимости, масло становится насыщенным. В этом случае вода в масле находится во взвешенном состоянии в виде микроскопических капель известных как эмульсия.

Добавление большого количества воды в водомасляную эмульсию ведет к разделению двух фаз с образованием слоя свободной воды и эмульсии.

Основными источниками загрязнения смазочного масла водой являются:

Абсорбция. Масло до определенной степени гигроскопично, т. е. может абсорбировать влагу напрямую из окружающей среды. Количество абсорбированной влаги зависит от относительной влажности воздуха и точки насыщения масла растворенной в нем водой. Абсорбированная вода всегда растворяется в масле, но затем может вследствие изменения температуры или давления сконденсироваться в свободное или эмульгированное состояние

Конденсация.Влажный воздух, проникающий в места хранения масла, обычно служит причиной конденсации влаги на стенках и потолке над уровнем масла. Частые циклические колебания температуры могут значительно повысить скорость конденсации. В итоге, конденсат собирается в крупные капли и стекает по стенкам на дно, формируя слой свободной воды.

Теплообменные аппараты. Корродированные или негерметичные теплообменники являются обычным источником загрязнения смазочного масла водой. В аварийных случаях, повреждение теплообменника служит причиной попадания большого количества воды во внутренний объем механизма.

Сгорание (окисление), нейтрализация. Одним из побочных продуктов сгорания топлива в дизелях является вода. Она объединяется с влагой принесенной продувочным воздухом. Вода может также образовываться в масле как продукт химической реакции в результате определенных типов коррозионных и окислительных процессов. В моторных маслах вода также формируется в процессе нейтрализации продуктов сгорания щелочными присадками масла.

Контроль качества моторных масел

Классификация моторных масел

Таблица 12.2 – В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е.

Группа масла по эксплуатационным свойствам. Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели.
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников.
Б2 Малофорсированные дизели.
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений.
В2 Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышение требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений.
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению.
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений.
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1.
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений.
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной способностью, лучшими противоизносными свойствами.
Лубрикаторные системы смазки цилиндров дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы.

Индекс 1 присваивают маслам для карбюраторных двигателей, индекс 2 – для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использованиякак в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не имеют.

Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе – в карбюраторных двигателях.

Классификация моторных масел – API (США и Европа). Масла для бензиновых и дизельных двигателей классифицируются в зависимости от содержания в них пакета присадок и определяемых или моторных свойств по категориям в соответствии с требованиями Американского Нефтяного Института – API разработанными совместно API, SEAиASTM (Американское Общество Испытания Материалов).

Масла для дизелей.

APICC 2 – для умеренного и тяжелого режимов эксплуатации дизелей без наддува – в настоящее время снимется с производства.

APICD 3 для тяжелых режимов эксплуатации, для дизелей с поддувом. Защищает от высоко- и низкотемпературных отложений, износа, ржавчины и коррозии. Удовлетворяет общим требованиям двигателестроителей 1960-1990гг. в настоящее время снимается с производства, заменяется маслами группы CF.

APICE – для тяжелых режимов эксплуатации дизелей с турбонаддувом, выпускаемых с 1983г., может заменять масло СС.

APICF улучшенные характеристики по сравнению с маслом CD, рекомендуется при использовании высокосернистых топлив.

APICF-4 для высокоскоростных четырехтактных дизелей, выпускаемых с 1990г.

APICG-4 и CH-4 для дизелей выпуска 1995г. и далее предназначается для малосернистых топлив и удовлетворяет требованиям Стандарта по эмиссии выхлопа.

Зарубежная классификация предусматривает разделение моторных масел, во-первых, по напряженности условий их работы в двигателе – классификация APIи во-вторых, по вязкости – классификация SAE.

В обозначении зимних сортов дополнительно вводится буква W. Всесезонные масла обозначаются сдвоенными номерами шкалы SAE, например SAE 5W/30, это означает, что масло при повышенных температурах имеет такую же вязкость, как масло SAE30, а при низких температурах его вязкость не превышает вязкости зимнего масла SAE5.

Таблица 12.3 – Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификацииSAEJ300 JUN87.

Класс вязкости Класс по SAEJ300 JUN87 Класс вязкости Класс по SAEJ300 JUN87
33 5W 33/8 5W-20
43 10W 43/6 10W-20
53 15W 43/8 10W-20
63 20W 43/10 10W-30
53/10 15W-30
53/12 15W-30
53/12 15W-30
63/10 20W-30
63/14 20W-40
63/16 20W-40

Таблица 12.4 – Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам.

Группа масел по стандарту Классификация API Группа масел по стандарту Классификация API
А SB Г1 SE
Б SC/CA Г2 CC
Б1 SC Д CD/SF
Б2 CA Д1 SF
В SD/CB Д2 CD
В1 SD Е CF-4S
В2 CB Е1 SG
Г SE/CC Е2 CF-4

Примеры обозначения моторных масел

Где М – моторное масло 8-класс вязкости, В1 – масло для среднефорсированных карбюраторных двигателей;

где М – моторное масло, 63/10 – класс вязкости, В-универсальное масло для среднефорсированных дизельных и карбюраторных двигателей;

Где М – моторное масло, 14 – класс вязкости, Д – масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, ЦЛ – масло используется вциркуляционной и лубрикаторныхсистемах смазки, 20 – щелочное число.

Литература: [14], [19], [1].

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие процессы проходят продукты перегонки нефти для изготовления масла?

2. Назовите основные физико-химические свойства масел.

3. Как подразделяются моторные масла по эксплуатационным свойствам?

4. Какое свойство масла взято в качестве основного критерия в классификации SAE?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 – | 7581 – или читать все.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector