Основные неисправности системы охлаждения двигателя

Основные неисправности системы охлаждения двигателя

Основные неисправности системы охлаждения автомобильного двигателя. Как проверить и устранить неполадки!

В этой статье рассмотрим основные неисправности системы охлаждения автомобиля и как их устранить в случае обнаружения.

Система охлаждения предназначена для поддержания рабочей температуры двигателя в пределах от 95 до 105 градусов, что необходимо для стабильной и экономичной его работы. Работа двигателя при пониженной температуре охлаждающей жидкости приводит к повышенному расходу топлива и возможности его попадания в масло.

Перегрев двигателя может привести к его заклиниванию и короблению деталей (чаще всего головки цилиндров).

Как проверить состояние системы охлаждения?

Перед поездкой нужно проверить осмотром состояние системы охлаждения: отсутствие протечек и уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе должен находиться между отметками «максимум» и «минимум».

Доливать нужно жидкость только той марки, которая используется в системе охлаждения – охлаждающие жидкости разных производителей часто несовместимы друг с другом.

В крайнем случае, можно долить дистиллированную воду в количестве не более 0,5 литра. При этом нужно помнить, что температура замерзания охлаждающей жидкости повысится примерно на три-пять градусов.

Следует с особой осторожностью открывать пробку расширительного бачка на прогретом двигателе. Существует вероятность обжечься горячей жидкостью. Нужно накрыть пробку плотной тряпкой и откручивать её медленно, стравливая давление.

Посмотрите интересное видео, быстрый способ проверки системы охлаждения:

Основные неисправности

Наиболее распространенные неисправности системы охлаждения:

  • перегрев (двигатель «кипит»);
  • мотор не прогревается до рабочей температуры;
  • система не герметична.

Причиной перегрева двигателя может быть:

  • засорение радиатора;
  • обрыв или слабое натяжение ремня насоса системы охлаждения;
  • обрыв ремня или неисправность электродвигателя вентилятора;
  • неисправность пробки расширительного бачка;
  • неисправность термостата.

Пробка расширительного бачка оборудована воздушным и паровым клапанами.

  1. Воздушный клапан служит для впуска воздуха в расширительный бачок при остывании выключенного двигателя.
  2. Паровой клапан поддерживает в системе охлаждения при работе двигателя повышенное давление, необходимое для того, чтобы охлаждающая жидкость гарантировано не закипела.

Проще всего проверить пробку радиатора заменив её пробкой с заведомо исправного автомобиля.

Термостат распределяет в системе охлаждения потоки охлаждающей жидкости при помощи своего клапана.

Для проверки термостата нужно запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры. Если при этом радиатор и подводящий патрубок (верхний) будут холодными, термостат неисправен.

Снятый термостат можно проверить, положив термостат в ёмкость с водой, постепенно её нагревая и контролируя температуру. Клапан исправного термостата должен начать открываться при температуре 78 – 85 градусов.

Причиной не прогрева двигателя до рабочей температуры чаще всего является неисправный термостат.

Причинами негерметичности системы:

  1. Часто бывают незатянутые хомуты на соединительных шлангах.
  2. Реже – трещины в шлангах, повреждения прокладок и сальника насоса системы охлаждения.

Протечки лучше искать на прогретом работающем двигателе, вытекающая охлаждающая жидкость быстро испаряется.

Конечно, осмотр нужно выполнять осторожно, остерегаясь подвижных деталей двигателя.

Посмотрите полезное видео, неисправности системы охлаждения автомобиля:

Заключение

Теперь вы знаете, какие бывают основные неисправности системы охлаждения и не будете паниковать при возникновении неполадок.

Возможные неисправности системы охлаждения двигателя

Отвод лишнего тепла от мотора должен происходить постоянно. За эту операцию в автомобиле отвечает отдельная система. Однако, и у нее случаются сбои в работе. Чаще всего неисправности системы охлаждения двигателя становятся заметны по косвенным признакам, поэтому водитель должен контролировать состояние автомобиля и правильно реагировать на его изменения.

Неправильный температурный режим может повлечь значительные поломки мотора, которые отразятся на безопасности водителя и пассажиров. Большинство проблем, связанных с перегревом можно упредить заранее.

  • 1 Устройство системы и ее «узкие» места
  • 2 Как проверять работу системы охлаждения
  • 3 Популярные проблемы
    • 3.1 Перегрев мотора
    • 3.2 Переохлаждение
    • 3.3 Утечка жидкости
    • 3.4 Слабая циркуляция жидкости
    • 3.5 Коррозия
  • 4 Заключение

Устройство системы и ее «узкие» места

Лишнее тепло в моторе во время долгого воздействия приводит к механическим деформациям деталей. Также от длительного превышения температуры теряется герметизация за счет расширения металла. Хотя средняя рабочая температура находится в интервале 80-90 С, но иногда мотор разогревается и до 200 С. Без дополнительного искусственного отвода в данных случаях не обойтись.

Существует и вторая функция у этой системы. В холодные сезоны при заведении двигателя жидкость, циркулируя по малому кругу, распределяет равномерно тепло по всему телу силовой установки. Таким образом прогревается смазочная жидкость, проходные каналы. За счет этого снижается нагрузка на силовую установку, уменьшается ее механический износ.

Рассмотрим основные неисправности системы охлаждения, работающей с жидкостью, а не с воздухом. Для ее функционирования блок цилиндров имеет большое количество каналов, опоясывающих рабочие цилиндры. В них поступает охлаждающая жидкость из расширительного бачка. Осуществлением принудительной циркуляции хладогена занимается центробежный насос, вращающийся за счет ременной передачи от коленвала.

В системе установлен термостат, который обеспечивает циркуляцию жидкости либо по малому кругу с низкой температурой, либо по большому кругу, когда установится рабочий температурный режим. Это способствует более скорому прогреву мотора.

Для снижения температуры установлен радиатор. За счет ребристой поверхности, обеспечивающей большую площадь охлаждения, происходит отдача тепла в атмосферу. Он соединен с «рубашкой» блока цилиндров при помощи патрубков и различных шлангов. Усилить эффект охлаждения помогает многолопастной вентилятор, расположенный перед радиатором.

Контроль за температурой из салона авто помогает вести индикатор на панели приборов. Когда вскрываются возможные неисправности системы охлаждения и происходит повышение температуры, начинает гореть сигнальная лампочка.

Читайте также: Как слить охлаждающую жидкость

Как проверять работу системы охлаждения

В автомобилях с большим пробегом рекомендуется проводить проверку основных систем, в том числе и охлаждения, перед каждым длительным переездом и хотя бы раз в месяц.

Во время этой процедуры надо обращать внимание на такие элементы:

  • Проводится проверка расширительного бачка на предмет протечек при выключенном моторе. Выявляется уровень жидкости в нем и осуществляется сверка с минимальными/максимальными параметрами. При необходимости надо долить ее до нормы. Добавлять нужно только ту, которая была залита в систему изначально, чтобы не произошло несовместимости. Если нет возможности влить именно ту марку, то можно разбавить хладоген дистиллированной водой, но не стоит вливать ее более полулитра, чтобы существенно не ослабить химический состав. Особенно это важно в мороз, так как при таком добавлении повышается температура ее замерзания на 4-5 С.
  • Контролируется уровень жидкости на холостых оборотах мотора. Для этого нужно очень аккуратно открыть крышку расширительного бачка. Она может быть горячей, а также жидкость из емкости способна обжечь высокой температурой. Объем не должен снижаться дальше минимальной отметки. Достаточный уровень обеспечит на небольшое время компенсацию при появившейся утечке, что позволит доехать до ближайшей станции.
  • Нужно обратить внимание на возможные утечки в местах соединений шланга и патрубков. Если в этом районе или около хомутов будет заметна влажность, то это признак разгерметизации.

    Проверка расширительного бачка

    Популярные проблемы

    Кроме проблемы с уровнем жидкости, которую достаточно просто выявить и устранить, существуют не всегда очевидные поломки в системе. Когда случится перегрев либо закипание жидкости, останется только бороться с последствиями.

    Перегрев мотора

    Процесс возникает, когда мало охлаждающей жидкости в системе. Этому способствует загрязнение каналов радиатора или его решетки. Стоит проверить регулировку приводного ремня на водяной помпе и исправность работы вентилятора.

    Проводится контроль работоспособности термостата. Сделать это можно опустив его в воду и постепенно нагревать емкость. При температуре около 80 С должно сработать его открытие. Если же этого не произошло, то одна проблема выявлена, ведь иногда могут происходить несколько поломок одновременно.

    Читать еще:  Обзор моторного масла субару 5w30: характеристики, отзывы и фото

    Когда крышка радиатора не держит давление, то также происходит перегрев. Для карбюраторных моторов стоит проверить угол опережения зажигания.

    Переохлаждение

    Слишком холодный мотор также снижает эффективность работы автомобиля. Виновником часто оказывается либо термостат, либо проблема будет в показаниях термометра.

    Читайте также: Как промыть систему охлаждения двигателя

    Утечка жидкости

    Существуют внутренние и внешние утечки охлаждающей жидкости. В первом случае явных потеков водитель не заметит, а выявить все можно по косвенным признакам.

    Утечки охлаждающей жидкости

    Во второй ситуации будут видны следы снаружи.

  • Часто наружные потеки получаются при плохом сопряжении шлангов и патрубков, а также при их повреждениях. Иногда насос теряет герметичность и пропускает жидкость. Случаются пробои радиатора, который можно запаять или появляются капли на пробке сливного отверстия. В старом блоке возможны трещины, через которые уходит хладоген, или старая прокладка не удерживает жидкость. Ее можно просто заменить, а блок с небольшой трещиной также способен выдержать пайку в некоторых ситуациях длительное время.
  • Внутренние утечки водитель может выявить по тому, как выглядит масло. Вынув щуп на холодном моторе, нужно обратить внимание на наличие признаков посторонней жидкости в масле (воды). Она может образовывать небольшой слой, схожий с эмульсией. Если течь образуется из-под прокладки головки цилиндров, то достаточно ее заменить. В том случае, когда образовалась трещина в цилиндре, то блок подлежит замене. В некоторых ситуация ослабленный натяг болтов на головке может провоцировать такое перетекание.

    Слабая циркуляция жидкости

    Перегрев происходит вследствие того, что жидкость не успевает пройти по кругу и отдать тепло в атмосферу. Виновником оказывается водяная помпа. Проверить ее работоспособность быстрым способом получится на холостых оборотах мотора. Пережимаем ненадолго шланг в верхней части радиатора, а потом отпускаем, при работающем насосе будет заметен небольшой гидроудар.

    Проблемы с циркуляцией из-за термостата

    Препятствия на пути движения жидкости замедляют ее ход. В таком случае понадобится промывка системы или отдельных ее элементов, например, радиатора или печки. Промывать надо струей, которая будет идти в обратном направлении, чем при работе системы.

    В слабой циркуляции иногда виноват термостат или же малое количество охлаждающей жидкости.

    Коррозия

    Большое количество загрязнений, взвесей, мусора в жидкости не способствует правильной работе охлаждающей системе.

    Забитые каналы охлаждения

    Для избегания этого желательно применять мягкую воду или спецжидкости. Коррозия способна появляться в каналах, когда ее раствор неправильно составлен либо редко промывается система и проводится полный слив.

    Заключение

    Обеспечить качественную работу охлаждающей системе поможет применение правильной охлаждающей жидкости. Также стоит проводить периодическую диагностику хотя бы визуальную, особенно для машин с большим пробегом.

    Системы охлаждения двигателя проблемы и неисправности фото описание

    Все возможные неисправности системы охлаждения двигателя можно условно разделить всего на три группы:
    1. Двигатель перегревается.
    2. Двигатель плохо нагревается.
    3. Где-то протекает.

    Перед тем, как рассматривать любые неисправности системы охлаждения, придется познакомиться с принципами работы системы охлаждения вашего двигателя.
    Компрессия в цилиндрах двигателя, как правило, не превышает 14 , а чаще, к сожалению, она только чуть больше от 10 . Если бы компрессия была в несколько раз выше, то ваш двигатель работал бы почти без нагрева.
    Неужели такое может быть?
    Да. Такое огромное компрессия делала бы коэффициент корискои действия двигателя больше от 90%, двигатель работал бы почти холодным.
    Это только мечта. Эта ненормально высокая компрессия технически чрезвычайно сложная, почти невозможно.

    Значит, наш двигатель должен греться.

    Эта фраза является главным при поиске неисправностей системы охлаждения. Мы не можем резко уменьшить нагрев двигателя, мы можем только обеспечить лучшее охлаждение двигателя, если он перегревается, или обеспечить нормальную работу системы охлаждения, если двигатель не нагревается до нужной температуры.

    Двигатель должен работать при рассчитанной для него температуре.

    При меньшей температуре в двигателе увеличивается трение, хуже работает система смазки двигателя, двигатель быстрее изнашивается, увеличивается расход топлива.
    При слишком большой температуре чрезвычайно быстро выходит из строя поршневая группа, очень значительные шансы, что выйдет из строя клапанная система ( «прогорел клапан»), а если закипит охлаждающая жидкость, это может серьезно расстроить ваш двигатель.
    У вас должна хорошо работать система смазки двигателя, и система охлаждения. Важнее этих двух параметров — только тормозная система автомобиля.

    Часть 1. Двигатель перегревается.

    Двигатель ВСЕГДА старается больше греться, если слишком низкая компрессия, если слишком позднее зажигание, если не отрегулирован газораспределительный мезанизм (как правило, не отрегулированы зазоры в клапанах). Несмотря на эти факторы, система охлаждения пытается поддерживать стабильную температуру двигателя, возможности системы охлаждения рассчитаны со значительным запасом.

    Очень важный элемент системы охлаждения — термостат.

    Термостат переключает потоки охлаждающей жидкости в двигателе. Охлажденная жидкость попадает в нижнюю часть двигателя, нагреваясь в двигателе, жидкость идет вверх, и если эта жидкость не нагрета до нужной температуры, термостат направляет ее в обход радиатора снова в двигатель. Если температура жидкости близка к рабочей, термостат направляет жидкость в верхнюю часть радиатора, жидкость проходит сверху вниз по радиатору, охлаждается и снова попадает в нижнюю часть двигателя.
    Помпа обеспечивает быструю и равномерную циркуляцию охлаждающей рилины в двигателе.

    Термостат управляется никакой электроникой. Никакой премудрый блок ЭБУ (электронный блок управления) не подает никакой командной сигнал на термостат. Никакая электроника не может заставить двигатель «лучше прогреваться» или «лучше охлаждаться». Режим охлаждения определяется термостатом.

    Возможны проблемы с термостатом:
    — термостат всегда «открыт». Двигатель плохо нагревается, особенно зимой.
    — термостат всегда «закрыт». Двигатель вообще не охлаждается. Просто беда.
    — Термостат заклинил в некоем «навиввидкритому» положении. Двигатель плохо нагревается, а затем быстро перегревается.
    Названия «открытый» и «закрытый» — это только жаргон. «Открытый» — это значит, что термостат направляет охлаждающую жидкость в радиатор. «Закрытый» — это когда термостат направляет охлаждающую жидкость в обход радиатора.
    Помпа в системе охлаждения одинаково крутится, независимо от температуры двигателя.
    Вентилятор радиатора может останавливаться. Если двигатель недостаточно нагрет, нету мотребы крутить вентилятором. Для этого есть отдельный датчик, который включает вентилятор только при рабочей температуре двигателя.

    Возможны такие симптомы перегрева двигателя:
    — двигатель плохо нагревается, а затем быстро перегревается. Плохо работает термостат. Меняем термостат.
    — двигатель нормально нагревается, температура нормальная при небыстро езде без частого разгона, но при частых разгонах, или быстрой езде двигатель перегревается. Надо проверить, если вентилятор радиатора крутится, значит, радиатор уже капитально забит накипью.
    — двигатель сразу перегревается. Здесь такие варианты:
    Вариант 1. Термостат заклинил в «закрытом» положении. Если при постукивании по термостата чем деревянным «становится лучше», это не выход, термостат надо менять. Особенно рассеянным надо проверить, не оборвался ремень, который крутит помпу, а в некоторых конструкциях этот ремень крутит помпу и вентилятор радиатора.
    Вариант 2. Немедленно проверяем количество охлаждающей жидкости (антифриза) в системе охлаждения. Эта жидкость не обязательно где-то протекает. Она может «изгоняться» из системы охлаждения (такой жаргон), если у вас повреждена прокладка блока головок цилиндров, или где-то есть микротрещина в корпусе двигателя, и охлаждающая жидкость или незаметно выкипает через эту трещину, или перетекает в систему смазки двигателя (бывает и такое ).
    Вариант 3. Плохо отрегулированы клапаны могут быть причиной значительного перегриивання двигателя. Также двигатель перегревается при слишком позднем зажигании, но для позднего зажигания характерны также дополнительные симптомы, в первую очередь — неустойчивая работа двигателя при разгоне, расшатывание автомобиля при попытке газовать.

    Читать еще:  Не работает кондиционер уаз патриот, буханка и хантер: установка, неисправности и схема системы

    Часть 2, очень короткая. Двигатель плохо нагревается.

    Термостат. Просто меняем термостат.

    Часть 3. Протекает. Эта часть более неприятная, чем можно подумать.

    Хорошо, если протекает куда капает вниз. Замените резиновую трубку, поставите новый обжимной хомут, и проблема исчезнет.
    Если протекает изношена помпа, замените насос.
    Если протекает радитор, то вам на СТО запаяють радиатор, либо придется заменять радиатор. Если протекает водяная рубашка двигателя, аргонной сварки на СТО вам иногда смогут спасти двигатель.
    Но если перетекает из системы охлаждения в систему смазки, или наоборот, это гораздо хуже.
    Здесь есть следующие варианты:
    — время от времени количество масла в двигателе вроде увеличивается, количество охлаждающей жидкости уменьшается, а если померить щупом уровень масла в двигателе, то заметно, что оно пенится при работающем двигателе. Это плохо, у вас охлаждающая жидкость попадает в систему смазки.
    — охлаждающая жидкость очень быстро становится почти черной. Это также плохо, могла пргориты прокладка блока головок цилиндров, некоторая часть выхлопа попадает в охлаждающую жидкость.

    Бестолковые слухи и «мнение»

    1. Нельзя доливать воду в охлаждающую жидкость.
    Это неправда. Когда у вас в дороге начало протекать, и вам надо как-то доехать домой, не бойтесь долить воды. Дома отремонтируете, и поменяете жидкость в системе охлаждения.

    2. Нельзя смешивать «тосол» и «антифриз», а особенно различные виды «антифриза».
    Это неправда, но здесь придется объяснить немного подробнее.
    «Антифриз» — это английское слово «anti freeze» (замерзания). Это жидкость, которая при наших температурах не замерзает. Традиционный антифриз, то есть охлаждающая жидкость для двигателя, изготавливается на основе этиленгликоля или диэтиленгликоля или пропиленгликоля. Эти три химических соединения, так сказать, «родные сестры», они как-то переживут, если их зачем смешать.
    «Тосол» — это лишь техническое название популярного антифриза на основе диэтиленгликоля. Он является устаревшим, ухудшенным вариантом современных жидкостей для охлаждения.
    Антифриз также некоторые полезные добавки против накипи. Они не ликвидируют накипь, но уменьшают его.
    Итак! Если поломка в дороге заставила вас доливать в систему охлаждения какой-то неизвестный антифриз, или даже воду, не бойтесь. Главное — доехать до точки ремонта.

    3. Крысы и мыши могут погрызть резиновые трубки в системе охлаждения.
    Это неправда. Крысы могут грызть изоляцию в электрооборудовании, но они не грызут бензостойк, высокотемпературную резину.

    4. В старом двигателе система охлаждения всегда перегревается.
    Это неправда. Даже в плохо отрегулированном двигателе с низкой компрессией система охлаждения держит нормальную температуру. Надо только хороший радиатор и нормально работающий термостат, и чтобы помпа крутилась нормально, ремень не пробуксовывал.

    5. В старом двигателе накипь полностью забивает водяную рубашку блока цилиндров, двигатель отремонтировать невозможно.
    Это спради возможно, но такая поломка — не про вашу честь. Для этого придется поездить этим двигателем лет 500. Каналы водяной рубашки блока цилиндров в несколько раз шире, чем каналы радиатора.
    Но система охлаждения может быть забитой черным, густым маслянистым грязью, который попадает в систему охлаждения, если через прогорела прокладка блока головок цилиндров у вас масло попадает в систему охолодення.
    Но отмыть эту грязь — не проблема.

    Система охлаждения — конструкция, которая очень нужна в двигателе.
    И она очень проста.

    Основные неисправности системы охлаждения двигателя

    Проблемы с перегревом нередко делают эксплуатацию автомобиля невозможной или даже полностью выводят двигатель из строя. В этой статье вместе со специалистами автосервиса «Авто-Мастер» (ворота № 5) рассмотрим основные неисправности системы охлаждения двигателя автомобиля.

    Неисправности системы охлаждения двигателя: основные симптомы

    Первое и самое главное проявление проблем в системе охлаждения — это повышение рабочей температуры, порой вплоть до перегрева. Поэтому периодически обращайте внимание на указатель температуры охлаждающей жидкости, особенно при движении в городском режиме.

    Колебание в несколько градусов — это нормально. Небольшие перепады вызывает открытие термостата или срабатывание вентилятора. Но если стрелка часто и интенсивно подбирается к красной зоне индикатора, то это указывает на неисправности в системе охлаждения двигателя. Нормально функционирующая система даже в большую жару не позволит мотору перегреться.

    Однако не всегда датчик температуры работает корректно. Особенно эта проблема актуальна для автомобилей с двумя датчиками. Неполадки в работе системного датчика, который замеряет температуры для ЭБУ, будут заметны сразу — двигатель начнет работать со сбоями. А вот некорректно работающий датчик, который отвечает за показания на приборной панели, может безнаказанно «врать» длительное время.

    Поэтому мы собрали несколько косвенных признаков, указывающих на нарушения в работе системы охлаждения. Если вы заметили какие-то из них, то желательно как можно скорее провести диагностику. Сразу отметим, что нижеперечисленные симптомы имеет смысл рассматривать только на полностью прогретом двигателе.

    Итак, что может свидетельствовать о возможных неполадках в системе охлаждения авто:

    1. Горячий, обжигающий воздух из отопителя салона или наоборот, очень холодный.
    2. Периодические перебои в работе мотора, его надсадная работа или падение мощности.
    3. Частые самопроизвольные остановки двигателя на холостом ходу.
    4. Выплескивание охлаждающей жидкости из бачка через клапан с образованием пара.

    Если заметили какие-либо из этих признаков, обратитесь к специалистам и проведите диагностику системы охлаждения. Перегрев мотора — опасное явление и может быть чревато капремонтом двигателя.

    Основные неисправности системы охлаждения двигателя автомобиля

    Перечислим основные поломки — это 90% от всех известных проблем в устройстве системы охлаждения двигателя.

    1. Разгерметизация системы охлаждения. Различают внешние и внутренние утечки. Внешние сопровождаются выходом рабочей жидкости наружу. Например, подтекания часто наблюдаются в стыках патрубков, через вал помпы или пробитые соты радиатора. Подобные поломки диагностируются по падению уровня ОЖ в расширительном бачке, а также визуально, при осмотре системы охлаждения.

    Часто причиной пробоя радиатора становится переохлаждение антифриза зимой. Если подобрана недостаточно стойкая к заморозкам ОЖ, то при достижении критических температур антифриз замерзает, расширяется и рвет соты.

    Внутренние утечки наблюдаются при появлении трещин в блоке цилиндров или ГБЦ, когда ОЖ попадает в цилиндры или смешивается с маслом.

    1. Отказ термостата. Некачественный или поврежденный термостат не откроется при достижении рабочей температуры и не запустит антифриз по большому кругу через радиатор. Это вызовет перегрев мотора.
    2. Выход из строя водяной помпы. Нередко обламывается крыльчатка или срезаются шлицы, удерживающие ее на валу. Визуально шкив вращается, но крыльчатка внутри водяного насоса стоит на месте, следовательно, жидкость не циркулирует. Реже заклинивает подшипники помпы.
    3. Заклинивание парового клапана в заливной пробке расширительного бачка. Система охлаждения работает под определенным давлением. И если это давление ниже или выше нормы, то жидкость не будет нормально циркулировать по системе, и нарушится теплообмен.
    4. Пробой прокладки ГБЦ. Частое явление, особенно на «горячих» моторах. При этой поломке контур системы охлаждения соединяется с системой смазки или с цилиндром, из-за чего происходит проникновение отработавших газов или масла в охлаждающую жидкость.
    5. Отказ вентилятора охлаждения. В зимний период эта проблема может никак себя не проявить. А летом, в особенности при езде по городу, некорректно работающий или полностью отказавший вентилятор — это одна из самых частых причин перегрева двигателя.
    Читать еще:  Причины попадания масла в систему охлаждения двигателя

    Мы перечислили только самые основные неисправности системы охлаждения двигателя, но все они могут привести к серьезному и дорогостоящему ремонту мотора, поэтому ездить с проблемной системой охлаждения не рекомендуется.

    «Авто-Мастер» (ворота № 5) проведет диагностику системы охлаждения вашего автомобиля и устранит обнаруженные неисправности с последующей гарантией. Записаться в наш сервис вы можете по телефону +7 (905) 378-74-22 или с помощью формы ниже.

    Система охлаждения: частые проблемы

    Неисправности системы охлаждения двигателя могут представлять большую опасность для силового агрегата. Дело в том, что основной задачей указанной системы является поддержание температуры двигателя в достаточно узком и ограниченном диапазоне.

    Другими словами, силовой агрегат не должен быть холодным, а также не допускается превышение его рабочей температуры. Система охлаждения постоянно поддерживает оптимальную температуру двигателя, при которой обеспечивается максимальная производительность, топливная экономичность, сохраняется моторесурс ДВС, достигаются необходимые экологические показатели и т.д.

    Возможные неисправности системы охлаждения двигателя

    На современных автомобилях активно применяется комбинированная система охлаждения, которая представляет собой совокупность воздушной и жидкостной системы. Данное решение позволяет наиболее эффективно поддерживать заданный температурный режим для различных видов ДВС независимо от их типа и особенностей конструкции. В устройство таких систем включено большое количество различных элементов. По этой причине список, в который внесены основные неисправности системы охлаждения двигателя, является достаточно широким.

    При этом необходимо знать, что от уровня ОЖ, а также от состояния рабочей жидкости напрямую зависит эффективность работы всей системы охлаждения двигателя. Добавим, что срок службы такой жидкости ограничен. Тосол или антифриз рекомендуется менять каждые 2-3 года или через 40-50 тыс. км. пробега. В отдельных случаях, например, во время смены одного типа ОЖ на другой, рекомендуется дополнительно промывать систему охлаждения.

    • Теперь перейдем к самим неполадкам. Одними из самых частых проблем являются неисправности радиатора, помпы и термостата. Что касается радиатора, данный элемент начинает течь, может засориться его наружная поверхность или произойти закупорка внутренних каналов. В ряде случаев радиатору нужен ремонт. В случае проблем с термостатом двигатель может перегреваться или не выходить на рабочие температуры, оставаясь холодным. Это зависит от того, как термостат осуществляет перепускание жидкости по малому и большому кругу. В норме при нагреве ОЖ в малом кругу устройство открывает доступ к радиатору. Если этого не происходит, будет перегрев. В том случае, когда термостат постоянно держит открытым большой круг, жидкость не сможет прогреться, а мотор не выйдет на рабочую температуру.
    • Неисправности водяного насоса (помпы) приводят к подтеканию ОЖ в области посадочного места насоса, а также к тому, что циркуляция жидкости может полностью или частично прекратиться. В результате ДВС перегревается, существует риск повреждения системы охлаждения продуктами износа помпы и т.п. Особо опасно заклинивание насоса на моторах, где помпа приводится в действие ремнем ГРМ. Если центробежный насос-помпу заклинит и оборвет приводной ремень, тогда на многих силовых агрегатах в результате гнет клапана механизма газораспределения.

    Причины неисправностей системы охлаждения ДВС

    Чаще всего причинами неполадок в системе охлаждения являются: естественный износ элементов, механические повреждения, нарушение требований и рекомендаций по эксплуатации силового агрегата. Следует помнить, что использование низкокачественной ОЖ, смешивание тосола с антифризом, установка некачественных запчастей во время ремонта зачастую являются причинами выхода из строя охлаждающей системы. Отметим, что непрофессиональное вмешательство во время обслуживания или ремонта также может привести к поломкам и сбоям в ее работе.

    Параллельно с этим нужно учитывать, что проблемы с системой охлаждения требуют немедленного устранения, так как возможны разные последствия для двигателя. В некоторых случаях перегрев, попадание антифриза в масло и другие неисправности могут становиться причиной полной замены силового агрегата без возможности его восстановления. Например, большие трещины в блоке цилиндров или в ГБЦ могут привести к гидроудару, перегрев вызывает заклинивание двигателя и т.д.

    С учетом вышесказанного система охлаждения требует постоянного контроля. За уровнем ОЖ в расширительном бачке нужно следить, а также своевременно менять рабочую жидкость. Также существует ряд признаков, по которым водитель может определить неисправности системы охлаждения. К таковым относятся:

    1. Перегрев двигателя, который заметен по показаниям стрелки температуры на приборной панели или загоранию сигнальной лампочки. Возможен и такой вариант, когда указатель работает некорректно. Тогда на перегревы может указывать постоянная работа вентилятора охлаждения. Еще повышенную температуру специалисты определяют по состоянию свечей зажигания, которые покрываются белым налетом.
    2. Еще одним признаком поломки является холодный двигатель, который долго или совсем не выходит на рабочую температуру. В таком случае печка в салоне не греет, патрубки радиатора сразу теплеют во время прогрева мотора. В этом случае частым виновником становится термостат. Кстати, в привычном режиме эксплуатировать холодный мотор нельзя. Другими словами, на непрогретом ДВС нельзя газовать и подвергать мотор даже штатным нагрузкам.

    Осмотр элементов системы охлаждения и самого двигателя может выявить наружные утечки охлаждающей жидкости. В этом случае можно увидеть снижение уровня ОЖ в бачке, а также выявить потеки на деталях или под машиной, ощутить характерный сладковатый запах вытекающего из системы антифриза на прогретом моторе. Более опасным явлением считается внутренняя утечка жидкости из системы охлаждения. В подобной ситуации потеков снаружи нет, но уровень ОЖ все равно падает. Двигатель при таких неполадках начинает дымить белым дымом, уровень масла в картере может начать расти.

    Отметим, что последняя ситуация представляет собой достаточно опасный случай, указывающий на активное попадание охлаждающей жидкости в систему смазки ДВС и моторное масло. На такую проблему указывает характерная эмульсия, которую видно на щупе, а также на внутренней поверхности крышки маслозаливной горловины. Указанная эмульсия представляет собой светлую пену. В подобной ситуации следует готовиться к ремонту ДВС, машину дальше эксплуатировать нельзя. Следует готовиться к серьезному ремонту, так как возможно возникновение трещин БЦ или ГБЦ, которые зачастую можно обнаружить и устранить только после разборки силового агрегата.

    Подведем итоги

    Как видно, от состояния системы охлаждения зависит срок службы всего мотора. По этой причине указанную систему нужно обслуживать своевременно и качественно, охлаждающую жидкость лучше менять с промывкой.

    Также во время замены ОЖ следует прокачивать систему охлаждения, то есть удалять воздушные пробки. Сделать это достаточно легко. При открученной крышке расширительного бачка достаточно интенсивно погазовать на холостом ходу. Это позволит удалить воздух из исправной системы охлаждения, что обеспечит полноценную работоспособность.

    Поверка автомобильной помпы системы охлаждения. Основные признаки неисправностей. Диагностика водяного насоса без снятия, дефектовка со снятием с двигателя.

    Вентилятор охлаждения двигателя включается на холодном двигателе или после включения зажигания: основные причины и способы устранения неисправности.

    Почему закипает жидкость в системе охлаждения двигателя. Какие действия необходимо предпринять водителю, если двигатель “кипит”. Полезные советы.

    Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения радиатора. Распространенные неисправности, диагностика неполадок и ремонт. Советы по эксплуатации.

    Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

    Устройство помпы. Принцип работы центробежного насоса, системы охлаждения двигателя с двумя насосами и отключаемой помпой. Неисправности и ремонт помпы.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector