Инструкция по осуществлению демонтажа рулевого механизма на ниве

Инструкция по осуществлению демонтажа рулевого механизма на ниве

Инструкция по осуществлению демонтажа рулевого механизма на ниве

1. Краткая характеристика конструкций рулевого управления

Система рулевого управления современных отечественных легковых автомобилей включает в себя три основных узла: рулевую колонку с рулевым колесом, рулевой механизм и рулевой привод (трапецию).

Рулевые колонки автомобилей бывают цельные – с одним рулевым валом (например, ВАЗ-2101; -2103; -2106; -2108) или составные – с промежуточным карданным валом (ВАЗ-21213; ВАЗ-2105). В состав рулевой колонки встраиваются элементы пассивной безопасности, деформирующиеся при ударе и повышающие травмобезопасность. На ВАЗ-2121 и его модификациях применяется рулевой механизм типа “червяк-ролик”. Червячные рулевые механизмы всегда имеют две регулировки.

Рулевые приводы представляют собой набор из нескольких рулевых тяг с шарнирными соединениями. При червячном рулевом механизме в состав рулевого привода входит маятниковый рычаг.

2. Диагностика и устранение неисправностей рулевого управления.

Выход рулевого управления из строя чреват, как известно, весьма нехорошими последствиями. Между тем, регулярно проводя некоторые работы по элементарной диагностике, можно оценить состояние рулевого управления, спрогнозировать возможный отказ и вовремя принять меры.

Задача диагностики – определить места, в которых имеются люфты. Для начала вы должны провести внешний осмотр деталей и узлов системы рулевого управления на эстакаде или смотровой канаве в следующем порядке:

  • Прежде всего, проверьте перемещение наконечников тяг вдоль оси пальцев. Осевое перемещение наконечника относительно пальца должно быть 1. 1,5 мм. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, наощупь проверьте отсутствие свободного хода в шарнирах рулевых тяг. При обнаружении люфта и постукиваний наконечник тяги вместе с шарниром подлежит замене.
  • Проверьте затяжку хомутов регулировочных муфт на боковых тягах. Хомуты должны быть крепко стянуты болтом с гайкой.
  • Проверьте отсутствие люфта маятникового рычага. Возьмитесь за сошку и покачайте её вверх-вниз. При обнаружении люфта устраните его подтяжкой гайки или заменой втулок.
  • Проверьте состояние резиновых защитных чехлов шаровых шарниров рулевых тяг. Если защитные колпачки в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы последних практически неограничен. При наличии на нём трещин и разрывов в шаровой шарнир попадает грязь, песок, влага и т. д. Происходит преждевременный износ его деталей. Такой чехол необходимо заменить. Так же он подлежит замене, если смазка проникает наружу при сдавливании его пальцами.
  • Проверьте отсутствие подтекания масла. Если есть следы утечки, подтяните верхнюю крышку картера рулевого механизма и/или замените сальники валов червяка и сошки.
  • Проверьте крепление рулевой колонки. Попробуйте подергать рулевое колесо на себя. Оно не должно перемещаться в осевом направлении. Если же такое перемещение есть – проверьте, затянуты ли гайки на соединительной муфте рулевого вала, не раскрутился ли стяжной болт клеммного соединения рулевого вала с рулевым механизмом, не болтается ли подшипник рулевого вала. Затем проверьте крепление рулевого механизма к кузову автомобиля. При необходимости затяните болты требуемым усилием.
  • Проверьте величину свободного хода рулевого колеса, это наиболее часто встречающийся дефект – увеличенный свободный ход, “люфт” рулевого колеса. Он не должен превышать 5 градусов. Вызывается люфт увеличенными зазорами между деталями рулевого управления, появляющимися в результате износа в процессе эксплуатации. Проверить его элементарно просто, для этого не нужно никаких сверхточных угломеров, а достаточно линейки и полоски липкой ленты. Установите автомобиль на ровной площадке с сухим асфальтовым покрытием. Колеса должны находиться в прямолинейном положении. На верхней части рулевого колеса налепите метку. Сверху закрепите или неподвижно держите линейку или рулетку. Поворачивая рулевое колесо из стороны в сторону, определите его свободный ход в пределах зазора. Если он не превышает 18…20 мм – все в порядке, если больше – устраните люфт, который обычно возникает в двух местах. Во-первых, это осевое перемещение червяка в подшипниках при износе их беговых дорожек. Этот дефект возникает при значительных пробегах. Обнаруживается следующим образом. Нужно, чтобы кто-то покрутил рулем на машине, стоящей на асфальтовой площадке. В это время вы должны взяться двумя пальцами за вал червяка в месте его входа в корпус рулевого механизма. При возникновении люфта в подшипниках вы ясно почувствуете осевое перемещение вала червяка относительно торца корпуса. Во-вторых, возникновение люфта в зацеплении червяк-ролик. Происходит чаще, чем предыдущий дефект. Для обнаружения этого люфта вы должны быть твердо уверены в правильной регулировке подшипников и отсутствии люфта в шаровых шарнирах. Пусть ваш напарник крутит рулем, а вы, взявшись рукой за сошку, попробуйте удержать ее. При наличии люфта в зацеплении вы ясно и четко почувствуете толчки и стуки.

3. Регулировка зацепления червяк-ролик (или величины свободного хода рулевого колеса)

В процессе работы этой пары вращения происходят износ и выработка их рабочих поверхностей. В первую очередь это касается витков червяка. Образуются зазоры, которые необходимо ликвидировать. Сущность регулировки необходимого зазора в зацеплении “червяк-ролик” (а без зазора они работать не будут – заклинят) состоит в следующем. Оси вращения ролика и червяка находятся не на одном уровне. Ось ролика находится выше, а вал сошки, в вырезе которого установлен ролик, имеет возможность перемещаться вверх-вниз в осевом направлении. Опуская вал, вы приближаете ролик к червяку, зазор уменьшается. Поднимая его, вы увеличиваете зазор. В верхней части вала сошки имеется прямоугольный паз, в который входит плоская головка регулировочного винта, завёрнутого в верхнюю крышку рулевого механизма. Заворачивая или отворачивая этот винт, вы, поднимая или опуская вал сошки, производите регулировку необходимого зазора в зацеплении.

Порядок проведения операции следующий (на примере ВАЗ-“классика”) (см. рис.). Вы должны убедиться, что в подшипниках червяка установлен необходимый натяг. Отверните контргайку 2 регулировочного винта 3 и снимите фасонную стопорную шайбу 5. Ваш помощник должен покачивать рулем, как при проверке люфта. Г-образной отверткой 4 заворачивайте регулировочный винт 3 до устранения люфта. Проверьте легкость вращения рулевого колеса, как это было описано выше. Если все отрегулировано правильно, наденьте фасонную шайбу 5, закрутите и затяните контргайку, удерживая от проворачивания регулировочный винт 3.

4. Замена рулевых тяг и наконечников

Перед снятием боковых тяг обратите внимание на то, как она установлена. Короткий наконечник – внешний – присоединяется к поворотному кулаку, а длинный – внутренний – соединяется с сошкой. Средняя тяга выпуклой стороной обращена к двигателю.

Расшплинтуйте и отверните гайки, которыми шаровые пальцы боковых тяг крепятся к рычагам на поворотных кулаках. Съемником (см. рис.) выньте шаровые пальцы из конических гнезд на рычагах. Расшплинтуйте и отверните гайки крепления шаровых пальцев средней и боковых тяг к сошке и к маятниковому рычагу. Пользуясь съемником, выньте пальцы из соответствующих гнезд на рычагах и снимите тяги. Устанавливайте тяги рулевого управления в порядке, обратном снятию. Все гайки шаровых пальцев затягивайте динамометрическим ключом с последующей шплинтовкой. Если вырез гайки не совпадает с отверстием под шплинт, то гайку доверните на угол, меньший 60 градусов для обеспечения шплинтовки.

Не забудьте, что после замены рулевых тяг или наконечников необходима обязательная регулировка углов установки (схождение и развал) колес.

Посмотрите также отсканированный буклет, прилагаемый к рулевым наконечникам “Кедр”.

5. Заливка масла в рулевой механизм

Рулевые механизмы типа “червяк-ролик” работают в масле. Дело в том, что в контакте витков червяка с гребнями ролика возникают большие усилия. При недостатке или отсутствии смазки в этом месте из-за очень большого трения будет происходить усиленный износ деталей. Кроме того, требуют смазки подшипники червяка и игольчатые подшипники, на которых вращается ролик. Для смазки деталей рулевого механизма используется обычное трансмиссионное масло. В настоящее время выпускаются много этих масел, все они годятся для рулевого механизма.

Рулевой механизм, как запчасть, может поставляться в торговую сеть как снаряженным и заправленным маслом, так и без него. В последнем случае требуется обязательная заливка масла. Заливать масло можно как после установки рулевого механизма на машину, так и до этого.

Отверните пробку 1 (см. рис. в пункте “Регулировка зацепления червяк-ролик”), закрывающую заливное отверстие в верхней крышке. Вставьте в отверстие воронку с тонким шлангом, через которую будете производить заливку. Масло перед заливкой желательно предварительно подогреть до температуры 60-80 градусов – тогда оно менее вязкое и лучше течет. Если вы заливаете масло в рулевой механизм, установленный на машине, необходимый объем масла определяется просто: заливаете до среза заливного отверстия. Если же заливка производится в снятый механизм, нужно достаточно точно отмерить мензуркой необходимый объем масла, указанный в инструкции на автомобиль (например, для автомобиля ВАЗ это 0,215 л). Не больше и не меньше. Перелив в данном случае гораздо опаснее недолива. Рулевой механизм установлен на машине в наклонном положении. Залитое в него масло занимает не весь внутренний объем. Верхняя часть полости картера содержит воздух, который служит компенсатором температурного расширения масла и корпуса редуктора. Ведь рулевой механизм расположен в подкапотном пространстве, где возможны очень большие перепады температуры.
Если вы заполните картер полностью, то масло, нагреваясь от двигателя, начнет выдавливать уплотнительные манжеты. Так что – не переливайте. Лишним маслом только кашу не испортишь.

От Ведущего FAQ: посмотрите статью Слив масла из рулевого редуктора.

6. Неисправности рулевого управления

Увеличенный свободный ход рулевого колеса

Ослабли болты крепления картера рулевого механизма.

Инструкция по осуществлению демонтажа рулевого механизма на ниве













78
Нива ВАЗ 21213 рулевой механизм снятие и установка проверка

Рулевой конструкция
5.3.1. Демонтаж и монтаж рулевого устройства
Общие Сведения
Части рулевого управления

1 – картер рулевого устройства;
2 – уплотнитель вала;
3 – промежуточный вал;
4 – верхний вал;
5 – фиксирующая полоса передней
части кронштейна;
6 – кронштейн;
7 – верхняя часть облицовочного кожуха;
8 – втулка подшипника;
9 – игольчатый подшипник;
10 – рулевое колесо;
11 – нижняя часть облицовочного кожуха;
12 – части крепления кронштейна вала
рулевого управления
Монтаж рулевого устройства на транспортное средство

1 – болты крепления картера рулевого
устройства;
2 – стяжной болт крепления нижнего конца
промежуточного вала;
3 – болты крепления кронштейна;
4 – кронштейн вала рулевого управления;
33,1 мм – промежуток от центра отверстия
сошки вплоть до опорной плоскости картера
рулевого устройства при среднем
положении сошки
Демонтаж
Порядок Осуществления
1. Отделите провода от аккумуляторной батареи и извлеките облицовку крышки
сигнала. Открутите гайку крепления рулевого колеса, демонтируйте рулевое колесо, а далее
обе половины облицовочного кожуха вала рулевого управления.

Предостережение
Допустим нужно демонтировать только картер рулевого механизма, открутите болт
крепления вилки нижнего карданного шарнира промежуточного вала на валу червяка и
болты крепления картера к лонжерону кузова.

2. Демонтируйте щиток приборов и отделите штепсельные колодки трехрычажного
переключателя от штепсельных колодок пучка проводов.
3. Отделите провода от клемм выключателя зажигания и, открутив винты
крепления и утопив фиксатор замка, демонтируйте выключатель зажигания. Ослабьте хомут
крепления корпуса переключателя указателей поворота, света фар и
стеклоочистителя и демонтируйте его.
4. Открутите болт крепления вилки нижнего карданного шарнира промежуточного вала
к валу червяка рулевого устройства.
5. Открутите болты крепления кронштейна 6 (см. рисунок. Части рулевого управления) и
демонтируйте вал рулевого управления с кронштейном.
6. Открутите гайки крепления шаровых пальцев боковой и средней тяг к сошке, а далее
съемником А.4703. выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий сошки.
7. Демонтируйте картер рулевого механизма, открутив перед болты его
крепления к лонжерону кузова. Извлеките уплотнитель вала рулевого управления из
отверстия в щитке передка кузова.
Монтаж
Порядок Осуществления
1. Поставьте в проем щитка передка кузова уплотнитель 2, совместив выступы
уплотнителя с пазом отверстия передка кузова, поставьте картер рулевого
устройства на лонжерон, не затягивая весь гайки болтов крепления картера.
2. Особенным устройством ориентируйте картер так, чтобы угол однaко (см. рисунок.
Монтаж рулевого устройства на автомобиль) не превышал 32°, а промежуток между валом
и педалью тормоза был не менее 5 мм. Далее весь зажмите гайки болтов
крепления картера.
3. Поставьте сошку рулевого устройства в среднее положение, для чего совместите
метки на картере и на валу червяка (см. рисунок. Разрез рулевого механизма).
4. Поставьте временно на вал рулевое колесо так, чтобы спицы были расположены
горизонтально и в этом положении состыкуйте вилку карданного шарнира
промежуточного вала рулевого управления с валом червяка, обращая внимание на то,
чтобы стяжные болты проходили через кольцевую проточку червяка. Далее
прикрепите к кузову кронштейн вала рулевого управления.
5. Демонтируйте рулевое колесо и насадите на вал рулевого управления переключатель
указателей поворота, света фар и стеклоочистителей.
6. Поставьте рулевое колесо на вал руля так, чтобы спицы рулевого колеса были
расположены горизонтально. Измерьте плавность и легкость вращения рулевого
колеса в обоих направлениях, далее зажмите гайку крепления рулевого колеса и
закерните ее в трех точках. Сдвиньте корпус переключателя указателей поворота,
света фар и стеклоочистителей в сторону рулевого колеса вплоть до упора, и зажмите хомут
крепления переключателя.
7. Состыкуйте провода с клеммами выключателя зажигания и зафиксируйте винтами
выключатель на кронштейне вала рулевого управления.
8. Присоедините штепсельные колодки переключателя указателей поворота, света фар
и стеклоочистителей к штепсельным колодкам пучка проводов автомобиля.
9. Поставьте на вал обе половины облицовочного кожуха и скрепите их винтами.
Наложите на плоскость нижнего контактного кольца рулевого колеса тонкий покрытие
консистентной смазки и поставьте на рулевое колесо облицовку крышки
выключателя звукового сигнала.
10. Поставьте на сошке шаровые пальцы средней и боковой левой тяги и зафиксируйте их
гайками.
11. Откорректируйте схождение передних колес и измерьте напряжение на рулевом колесе,
которое при повороте колес на гладкой металлической плите не должно преувеличивать 196
Н (20 кгс), 245* Н (25* кгс) (при замере на ободе колеса).

Читать еще:  Обзор и отзывы о масле лукойл 10w-40 (полусинтетика): фото и видео

Предостережение
Можно отдельно собрать вал рулевого управления с переключателем указателей
поворота, света фар и стеклоочистителей, рулевым колесом, и поставить cей узел
на транспортное средство.

12. Для крепления узла поставьте спицы рулевого колеса горизонтально и состыкуйте
вал червяка с нижним концом промежуточного вала рулевого управления, обращая
внимание на то, чтобы упорные болты проходили через кольцевую проточку вала
червяка и вала руля.
13. Не весь завернув болты крепления кронштейна, поверните несколько раз
рулевое колесо в обе стороны, далее зажмите болты крепления кронштейна.
Возможны 2 варианта установки ролика вала сошки: на игольчатом или на шариковом
подшипнике. В тексте даны цифровые данные для обоих вариантов, при этом под знаком
* они относятся к первому варианту (ролик вала сошки размещен на игольчатом
подшипнике).
Контроль и исправление рулевого устройства
Порядок Осуществления
1. Досконально осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов
износа, заедания или рисок. Изношенные и испорченные части подмените.
2. Измерьте величину зазора между втулками и валом сошки, который не обязан
преувеличивать 0,10 мм. Допустим промежуток больше указанного, то втулки замените, пользуясь
оправкой А.74105.
3. На внутренней плоскости втулок вала сошки имеются спиральные канавки,
которые выходят только в одну сторону втулки. При запрессовке втулки располагайте
так, чтобы их торцы, имеющие выход канавок, находились во внутренней части отверстия картера,
а выходы канавок находились друг против друга. Торцы втулок должны утопать в
отверстии картера на 1,5 мм.
4. Новые втулки перед запрессовкой смажьте трансмиссионным маслом.
5. После запрессовки в картер вовсе обработайте втулки разверткой А.9033.
вплоть до размера 28,698–28,720 мм. Монтажный промежуток между валом сошки и втулками
обязан быть в пределах 0,008–0,051 мм.
6. Измерьте легкость вращения ролика вала сошки на шариковом подшипнике.
Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания;
на плоскости колец и шариков не должно быть износа и порчи.
7. Измерьте осевой промежуток между головкой корректировочного винта 8 (см. рисунок. Части
рулевого механизма) и пазом вала сошки 7. Промежуток не обязан преувеличивать 0,05 мм. Допустим
он больше, подмените регулировочную пластину 9 на пластину наибольшей толщины.

Предостережение
В запасные части поставляются регулировочные пластины одиннадцати размеров,
толщиной от 1,95 мм вплоть до 2,20 мм; повышение каждого размера составляет 0,025 мм.

Разборка и сборка рулевого механизма (Дефендер 2007+)

Разборка

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: При снятии и установке стопорных колес и кольца крепления надевайте защитные очки.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: При переборке рулевого механизма требуется соблюдать абсолютную чистоту.

ПРИМЕЧАНИЕ: Не следует выполнять переборку рулевого механизма в течение гарантийного периода. ПРИМЕЧАНИЕ: Эта процедура предусмотрена только для рулевого механизма Adwest.

1. Снимите рулевой механизм с автомобиля.

За дополнительной информацией обратитесь к главе: Рулевой механизм (211-02 Рулевое управление с усилителем, Снятие и установка). Нанесите на рулевую сошку и рулевой механизм метки для облегчения последующей установки. Снимите рулевую сошку, используя съемник LRT-57-012. Отпустите гайку крепления рулевой сошки, но не снимайте ее до использования съемника. Снимите с вторичного вала пылезащитный механизм.

2. Слейте масло, снимите заглушки и винт выпуска воздуха. Удерживая рулевой механизм над подходящей емкостью, поверните первичный вал между крайними положениями блокировки, чтобы слить масло. Установите на место винт выпуска воздуха.

3. Поверните кольцо крепления так, чтобы один конец расположился на расстоянии 12 мм от отверстия съемника. Вставив пробойник в отверстие в цилиндре, поднимите стопорное кольцо из канавки в цилиндре.

4. Снимите стопорное кольцо с помощью отвертки.

5. Поверните первичный вал (в левое положение блокировки на автомобилях с левосторонним управлением, в правое положение блокировки на автомобилях с правосторонним управлением) так, чтобы поршень вытолкнул крышку. Полностью поверните первичный вал в противоположном направлении, прикладывая давление к поршню.

6. Снимите регулятор прокладки рейки крепления установочного винта.

7. Снимите реечный регулятор и прокладку.

8. Снимите стопорную гайку регулятора секторного вала.

9. Выверните четыре болта из крышки секторного вала.

10. Вверните регулятор секторного вала до снятия крышки.

11. Выдвиньте секторный вал.

12. Снимите поршень; для облегчения операции вверните в поршень болт.

13. Снимите пылезащитный механизм первичного вала.

14. Выверните стопорную гайку регулятора червяка, используя гаечный ключ ‘C’ LRT-57-007.

15. Снимите регулятор червяка, используя гаечный ключ LRT-57-006.

16. Обстучите шлицевой торец вала, чтобы освободить подшипник.

17. Снимите наружное кольцо подшипника и шариковый подшипник в сборе.

18. Снимите клапан и червяк в сборе.

19. ПРИМЕЧАНИЕ: Если возникнут затруднения, нагрейте обойму и подшипник в сборе. Охладите наружное кольцо подшипника с помощью оправки и обстучите рулевой механизм на верстаке.

Снимите внутреннее кольцо подшипника, наружное кольцо и шайбы. Сохраните шайбы для последующей сборки.

20. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Не извлекайте подшипники секторного вала из обоймы. Запасные части на замену не предусмотрены. Если подшипники секторного вала изношены, установите новый рулевой механизм.

Извлеките стопорное кольцо и уплотнение из канала корпуса секторного вала.

21. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Рекомендуется использовать съемник уплотнений, чтобы исключить риск повреждения обоймы, которое может привести к протечке масла.

Извлеките пылезащитный механизм, стопорное кольцо и уплотнение из канала корпуса первичного вала.

22. Отбракуйте все резиновые уплотнения, используйте новые уплотнения.

ПРИМЕЧАНИЕ: Резиновое уплотнение устанавливается позади пластикового кольца на поршне рейки. Отбракуйте уплотнение и пластиковое кольцо.

23. Проверьте, имеются ли в канале поршня царапины и признаки износа.

24. Осмотрите трубопровод подачи.

25. При наличии повреждений установите новый трубопровод подачи. Затяните соединение усилием 22 Нм.

27. При наличии бокового люфта на ролике установите новый секторный вал.

28. Проверьте состояние резьб регулировочного винта. Проверьте осевой люфт регулятора. Установите новый регулятор, если осевой люфт превышает 0,15 мм.

29. Проверьте, имеется ли чрезмерный износ опорных участков вала.

30. Проверьте, имеется ли неравномерный или чрезмерный износ зубьев шестерен.

31. Осмотрите крышку и подшипник. При наличии повреждений или износа установите новый рулевой механизм.

32. Стопорная гайка также выполняет функции сальника. При сборке установите новую гайку.

33. Проверьте наличие износа на опорных участках. Эти участки должны быть ровными, без выемок.

34. Проверьте состояние червячной направляющей; она должна быть ровной, без выемок.

35. ПРИМЕЧАНИЕ: При наличии любых признаков износа требуется установить новый клапан и червяк в сборе.

Проверьте наличие износа на штифте торсиона в сборе. Между первичным валом и торсионом, а также между торсионом и червяком не должно быть люфта.

40. Ремонт подшипников и сепараторов выполняется путем полной замены элемента в сборе.

41. Проверьте наличие царапин на упорной плите.

42. Проверьте наличие износа седла плиты на регуляторе.

43. Установите новое уплотнительное кольцо на реечный регулятор.

44. Проверьте наличие чрезмерного износа зубьев рейки.

45. Убедитесь в том, что на опорной поверхности упорной плиты нет царапин и признаков износа.

46. Убедитесь в том, что на наружных диаметрах поршня нет задиров и повреждений.

47. Проверьте наличие царапин и повреждений на уплотнении и в канавке кольца.

Сборка

1. Установите на поршень новое кольцо. Нагрейте нейлоновое уплотнение и установите на поршень.

2. Вставьте поршень в сборе в цилиндр; труба рейки должна быть обращена наружу.

ПРИМЕЧАНИЕ: Устанавливая сменные сальники, смажьте их рекомендуемой рабочей жидкостью и обеспечьте абсолютную чистоту.

3. Установите сальник, начав со стороны манжеты.

4. Установите защитную шайбу.

5. Установите пылезащитное уплотнение, закончив со стороны манжеты.

6. Установите стопорное кольцо.

7. Установите оригинальные шайбы и внутреннее кольцо подшипника. Используйте вазелин, чтобы облегчить установку.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если оригинальные шайбы не используются, установите шайбы толщиной 0,76 мм.

8. Установите внутренние кольца и подшипники в сборе.

9. Установите клапан и червяк в сборе.

10. Установите наружный сепаратор и подшипники в сборе.

11. Установите наружное кольцо подшипника.

12. Установите новое уплотнительное кольцо регулятора червяка.

13. Вверните регулятор в корпус, не затягивая.

14. Установите, но не затягивайте стопорную гайку.

15. Вворачивайте регулятор червяка до тех пор, пока осевой люфт не будет устранен почти полностью. Проверьте правильность посадки сепараторов подшипников.

16. Измерьте максимальный крутящий момент клапана и червяка в сборе, используя динамометрический гаечный ключ и шлицевой патрон LRT-57-025.

17. Вверните регулятор червяка, поворачивая при этом вал, чтобы увеличить измеренное значение до 0,56 Нм.

18. Отверните регулятор червяка на / оборота. Вверните регулятор червяка, чтобы увеличить измеренное значение на 0,21-0,34 Нм, с затянутой стопорной гайкой – 100 Нм. Используйте ключ регулировки червяка LRT-57-006 и ключ для контргаек LRT-57-028.

19. Вверните в поршень вспомогательный болт, чтобы облегчить сборку.

20. Установите поршень и рейку так, чтобы поршень выступал на 70 мм относительно наружного торца цилиндра.

Читать еще:  Как проверить генератор ваз 2105

21. Установите секторный вал, используя инструмент, исключающий повреждение уплотнений (LRT-57-021). Выверьте положение ролика относительно выточки на корпусе, как показано на рисунке. Протолкните секторный вал внутрь, одновременно с этим вращая первичный вал, чтобы секторный ролик вошел в зацепление с червяком.

22. Установите реечный регулятор и упорную плиту, чтобы ввести в зацепление рейку. Отверните регулятор на полоборота.

23. Установите, не фиксируя, новую нейлоновую прокладку и установочный винт регулятора в сборе.

24. Установите новое уплотнительное кольцо на крышку.

25. Совместите крышку с корпусом.

26. Полностью наверните крышку в сборе на винт регулятора секторного вала.

27. Если необходимо, отверните винт регулятора секторного вала. Обстучите установленную крышку, чтобы обеспечить ее полное соединение с корпусом.

ПРИМЕЧАНИЕ: Перед затяжкой элементов крепления проверните первичный вал, чтобы проконтролировать свободное перемещение ролика секторного вала в червяке клапана. Если ощущается первоначальное сопротивление, поверните винт регулятора примерно на два оборота по часовой стрелке.

28. Установите болты крышки. Затяните усилием 75 Нм.

29. Установите на крышку новое уплотнение квадратного сечения.

30. Выверните из поршня вспомогательный болт. Вдавите крышку в цилиндр так, чтобы обнажить канавку кольца крепления.

31. Вставьте стопорное кольцо в канавку так, чтобы один конец кольца располагался на расстоянии 12 мм от отверстия съемника.

32. Установите рулевую сошку и затяните неполностью, чтобы обеспечить отсутствие зазора между рулевой сошкой и секторным валом.

33. Для установки червяка в центральное положение поверните первичный вал в крайнее внутреннее положение блокировки (в правое положение блокировки на автомобилях с левосторонним управлением, в левое положение блокировки на автомобилях с правосторонним управлением). Поверните первичный вал обратно в направлении центра на два полных оборота.

34. Теперь блок располагается по центру и можно выполнить регулировку.

35. Удерживая первичный вал, покачайте рулевую сошку, чтобы проверить наличие зазора. Продолжайте покачивание и медленно поверните по часовой стрелке регулировочный винт секторного вала. Продолжайте поворачивать регулировочный винт, пока зазор не будет практически полностью устранен.

36. Установите и затяните стопорную гайку.

ПРИМЕЧАНИЕ: Перед выполнением любых регулировок важно установить рулевой механизм в центральное положение.

37. Проверьте наличие максимального крутящего момента при повороте на одну с четвертью оборота в каждую сторону относительно центрального положения, используя динамометрический гаечный ключ и шлицевой патрон LRT-57-025. Поверните винт регулятора, чтобы получить крутящий момент по центру 0,34 Нм плюс крутящий момент при одном обороте с четвертью. Затяните контргайку регулятора усилием 60 Нм (44 фунт-сил/фут).

38. Поверните реечный регулятор, чтобы увеличить значение, измеренное на предыдущем шаге, на 0,23-0,24 Нм. Итоговое значение может быть меньше, но не должно превышать 1,35 Нм.

39. Зафиксируйте реечный регулятор с помощью установочного винта. Затяните усилием 5 Нм.

  • 1. При повороте первичного вала между крайними положениями блокировки значения крутящего момента должны быть максимальными в центральном положении и равномерно распределяться относительно центрального положения.
  • 2. Это зависит от толщины шайб, установленных между внутренним кольцом подшипника и обоймой на клапане и червяке в сборе. Если не производилась замена крупных элементов, исходная толщина шайб обеспечивает правильное положение максимального крутящего момента.

40. Поверните первичный вал до упора против часовой стрелки (первичный вал должен быть обращен к механику).

41. Проверьте значения крутящего момента между крайними положениями блокировки, используя динамометрический гаечный ключ и шлицевой патрон LRT-57-025.

42. Кроме этого, проверьте равномерное задействование на обоих сторонах относительно центра.

43. Отметьте, где зафиксированы самые большие значения относительно положения рулевого управления. Если самые большие значения не зарегистрированы в центре хода (в прямолинейном положении рулевого управления), выполните следующую регулировку:

  • 1. Если пик крутящего момента возникает до центрального положения, увеличьте толщину шайб.
  • 2. Если пик крутящего момента возникает после центрального положения, уменьшите толщину шайб.
  • 3. Предусмотрены шайбы следующей толщины: 0,03 мм, 0,07 мм, 0,12 мм и 0,24 мм.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: При установке новых шайб на клапан и червяк соблюдайте исключительную осторожность, чтобы не повредить уплотнения во время сборки.

ПРИМЕЧАНИЕ: Изменение толщины шайб на 0,07 мм перемещает зону пикового крутящего момента на 1/4.

44. Вставьте уплотнение, начав со стороны манжеты, в корпус. Используйте инструмент, исключающий повреждение уплотнений (LRT-57-016), и инструмент для установки уплотнений (LRT-57-026). Проконтролируйте установку уплотнения на глубину 4,75-5,00 мм относительно лицевой поверхности блока.

45. Зафиксируйте уплотнение стопорным кольцом.

46. Нанесите на внутреннюю манжету пылезащитного механизма консистентную смазку PTFE. Установите пылезащитный механизм, используя инструмент LRT-57-027. Если установка выполнена правильно, наружный выступ пылезащитного механизма отступает на 4,00-4,50 мм от лицевой поверхности блока (размер Х).

47. Снимите рулевую сошку. Нанесите на внутреннюю манжету пылезащитного механизма консистентную смазку PTFE и установите так, чтобы внешняя манжета располагалась вровень с корпусом.

48. Расположив первичный вал по центру, совместите установочные метки на рулевой сошке и рулевом механизме. Установите рулевую сошку на рулевой механизм, используя новую стопорную шайбу. Затяните усилием 176 Нм.

49. Установите рулевой механизм.

За дополнительной информацией обратитесь к главе: Рулевой механизм (211-02 Рулевое управление с усилителем, Снятие и установка).

Рулевой редуктор ВАЗ 2121

В 1970-м году перед конструкторами Волжского автозавода, которые на тот момент уже осваивали производство первой модели ВАЗ, была поставлена задача создать комфортабельный автомобиль повышенной проходимости. На стадии разработки многие узлы и агрегаты Жигулей перекочевали на прототип новой модели. Автомобиль получился довольно легковой внешне, и внедорожный благодаря своим характеристикам проходимости. При этом салон получился практически идентичным с легковушкой.

В 1974-м были произведено первые 15 образцов, которые прошли полный цикл пред серийных испытаний. А в середине 1977 года первый серийный автомобиль ВАЗ-2121 сошёл с конвейера. Спустя некоторое время после запуска конвейера автомобиль обрел высокую популярность, благодаря своей надежной конструкции и отличным внедорожными характеристикам. В лучшие годы на экспорт шло до 80% выпущенных автомобилей. Не маловажную роль в такой популярности машины сыграла надежная и грамотно сбалансированная конструкция Нивы, которая позволила эксплуатировать автомобиль в разных климатических и дорожных условиях. Сочетание сиового агрегата, подвески, жесткого двух объемного кузова, трансмиссий и надежного рулевого управления, обеспечило Ниве долгую продолжительную жизнь на конвейере. Одной из важных ответственных систем автомобиля, принято считать рулевое управление, сердцем которого выступает рулевой редуктор.

Рулевое управление

На Ниве применен рулевой редуктор червячного типа. Он обеспечивает надежное управление автомобилем на любых скоростях и в разной дорожной обстановке. Червячный механизм оборудован червяком глобоидного типа (переменный диаметр вала), соединенного с промежуточным валом, ролика. На внешней части вала ролика установлена сошка, которая посредством тяг приводит в действие поворотный механизм. Вращение руля обеспечивает посредством червячной передачи перемещение сошки, она тягами поворачивает колеса.

Червячный рулевой механизм обладает низким уровнем чувствительности к толчкам и ударам, передаваемым от колес на неровной дороге. Он имеет возможность направлять автомобиль ВАЗ в большие углы поворота и соответственно, обеспечивает отличную маневренность автомобиля. Недостатком червячной передачи является сложность в производстве. Червячное рулевое управление имеет множество соединений, из-за чего требует периодической настройки и регулировки.

Червячный рулевой механизм применяется на легковых автомобилях повышенной проходимости с зависимой подвеской управляемых колес, легких грузовых автомобилях и автобусах. Простота конструкции имеет повышенные ресурс и высокую степень ремонтопригодности. Небольшим недостатком может показаться слегка повышенное усилие на руле, возникающее по ряду причин. Проанализировав конструкцию рулевого редуктора и действующие на него нагрузки, определяем проблемные зоны и пути решения проблем.

Базовый рулевой редуктор оснащен червячной парой, которая при работе вызывает сопротивление руля по причине трения червяка и червячной шестерни. Это принцип работы червячной передачи, соответственно полностью избавиться от этого фактора возможности нет. Решением выступает применение качественной смазки в редукторе и контроль состояния рабочих поверхностей.

В рулевом редукторе установленны два подшипника качения (вал червяка), два подшипника скольжения на валу сошки (он же — вал червячного колеса). Сами подшипники в исправном и смазном состоянии обеспечивают снижение трения основных деталей (и соответственно уменьшение усилия на руле).

Помимо этого, свою лепту вносит маятниковый рычаг, который вращается на двух подшипниках скольжения и обеспечивает движение рулевой рейки. Применение высококачественной смазки и периодический контроль состояния пыльников, соединений и тяг, позволит снизить возможность возникновения повышенного усилия на руле.

В-третьих, шесть рулевых пальцев должны обеспечивать качественное соединение, корректно работать в одних плоскостях с системой, и обеспечивать подвижность рулевого механизма.

Секреты механизма

Помимо этого на усилие влияют шаровые опоры и их состояние. На ВАЗ 2121 установлено четыре опоры, при этом повреждение или поломка даже одной приведет к не качественной работе всего рулевого механизма. Периодический контроль состояния пыльников, своевременная регламентная замена шаровых, применение качественных запасных частей положительно влияют как на снижение усилия на руле, так и на управляемость Нивы 2121 в целом. Новые шаровые опоры при замене необходимо проверить на предмет количества смазки и целостности пыльника, так как негерметичность колпака в разы снижает ресурс узла и вызывает повышение трения.

Существенное влияние оказывают два передних колеса, которые в поворотах трутся о дорожную поверхность. Этот фактор устранить не дадут законы физики и принципы управления транспортным средством.

Во всех основных механизмах трущиеся поверхности металлические (шлифованные, полированные, хромированные), качество их обработки и наличие смазки являются основополагательными.

В рулевом редукторе ВАЗ вал сошки снабжен двумя опорами с бронзовыми втулками, трение между валом и корпусом повышенное. Бронзовые втулки (подшипники скольжения), благодаря тому что в паре сталь-бронза коэффициент трения довольно низкий. Но он все же недостаточный для достижения минимального сопротивления, по этому уделяется большое значение наличию достаточного количества консистентной смазки в рулевом редукторе. С другой стороны возможно применение игольчатых подшипников качения взамен бронзовых втулок.

Основополагающим фактором работы пары качения выступает уменьшение площади соприкосновения подвижных деталей, так как вал не касается опор, а вращается в корпусе посредством иголок. Возникает только сопротивление качению, что значительно снижает коэффициент сопротивления, и, соответственно, уменьшает усилие на рулевой колонке.

Помимо этого увеличивается ресурс деталей и долговечность работы рулевого механизма. Так как бронзовые втулки воспринимают нагрузку по всей поверхности, а игольчатые подшипники только по линии качения. Применяемые стальные каленые иглы способны выдерживать большие нагрузки, возникающие в рулевом механизме, в зависимости от условий эксплуатации ВАЗ 2121.

В маятниковом рычаге подшипники скольжения также могут быть заменены на подшипники качения. Это повысит остроту управления, придаст легкость управлению и внесет свою лепту в надежность и долговечность работы рулевого механизма. Периодический контроль состояния пыльников и пальцев соединения с рейкой, позволит повысить ресурс деталей и сохранит легкость управления Нивой 2121.

Применение перечисленных методов и соблюдение правил периодического контроля и обслуживания, позволят добиться определенных результатов:

  1. Уменьшается усилие на руле на разных скоростных режимах, при маневрировании задним ходом и во время парковки. Это повышает безопасность эксплуатации транспортного средства.
  2. Снижается уровень передаваемых от колес на руль ударов на неровной дороге. В этом свою роль играет червячный редуктор, который уменьшает передачу колебаний и толчков.
  3. Увеличивается ресурс работы нагруженных деталей, что повышает долговечность и надежность рулевого редуктора. Если бронзовые втулки заменить подшипниками качения, имеющим больший срок службы и позволяющим сохранить посадочные места.
  4. Коэффициент полезного действия рулевого редуктора и рулевого механизма в целом существенно повышается, что способствует увеличению срока эксплуатации.
  5. Снижается усилие на рулевое колесо, что положительно сказывается на управлении автомобилем ВАЗ.
Читать еще:  Как заменить ремень генератора на калине

Ремонт и сборка

Правильное и своевременное обслуживание рулевого редуктора — залог долговечной и надежной работы, но бывают случаи когда поломки все же случаются. В таком случае ремонта с полной или частичной разборкой просто не избежать. При ремонте необходимо обратить внимание на некоторые особенности и важные моменты, применение которых, позволит повысить надежность механизма и улучшить его характеристики.

Ремонт рулевого редуктора

Для снятия и разборки редуктора необходимо вывесить передок машины, снять рулевые тяги. Из салона отвинтить болт крепления поставочного вала от вала редуктора. Дальше отсоединяем редуктор от лонжерона, путем откручивания трех болтов накидными ключами. В моторном отсеке снимаем шланги и детали, которые находятся на линии рулевых тяг.

Когда редуктор будет откручен и снят с вала в салоне, то вытягиваем его с подкапотного пространства проворачивая влево сошку. Особое внимание необходимо обратить на состояние прокладок, их расположение и степень износа. Не надежное уплотнение может привести к потерям смазки или загрязнении внутренних полостей. Следующим шагом является откручивание пробки и удаление масла из картера рулевого редуктора, после чего нужно открутить сошки.

Редуктор ставим на подставку из двух досок, чтобы не повредить шлицы вала и откручиваем гайку, после — снимаем сошку. Дополнительно можно накрутить гайку на вал до обоюдного выравнивания торцов. Далее отсоединяем крышку рулевого редуктора, постепенно откручивая контргайку регулирующего болта и снимаем крышку, постепенно сдвигая ее в сторону червяка.

При этом особенно аккуратным нужно быть с прокладками если они в пригодном состоянии, при малейшем замятии или выпрессовке — прокладку необходимо заменить. Следующим действием вынимаем вал сошки, впрессовываем червячный вал и снимаем сальники. Все полости необходимо промыть и протереть тряпкой, проверяя наличие вмятин, сколов любых других повреждений. Так же необходимо проверить картер на наличие металлической стружки, что указывает на износ определенных деталей. Обязательно необходимо проверить зазоры и люфты в сопрягаемых деталях, проверить износ рабочих поверхностей. Проведя дефектацию рулевого редуктора, при необходимости заменяем повреждённые детали.

Сборку проводим в обратной последовательности, обязательно смазывая детали маслом, а все сальники консистентной смазкой (литолом). Устанавливаем новую прокладку крышки с регулировочным винтом. Монтируем сошку, максимально затянув гайку. Потом устанавливаем рулевой редуктор на штатное место, особенное внимание необходимо обратить на соединение червяка с промежуточным валом, здесь не допускаются перекосы и несоосности.

Так же необходимо совместить направление сошки и рулевого колеса. Среднее положение сошки можно определить подсчитав количество оборотов вала и поделив на два. Далее затягиваем гайки крепления редуктора (желательно устанавливать новые), присоединяем рулевые тяги к сошке. Заливаем масло в картер редуктора и регулировочным болтом выбираем люфт в рулевом редукторе. Во избежание повреждения колесных покрышек и потери управляемости автомобиля ВАЗ 2121, необходимо провести диагностику развала (схождения) на стенде.

Придерживаясь этих не хитрых рекомендаций, можно улучшить управляемость ВАЗ, повысить безопасность езды, долговечность работы рулевого редуктора и механизма в целом. Применение рулевого редуктора червячного типа на ВАЗ 2121 оправдывает себя уже много не то что лет — десятилетий. Имея необходимость периодической настройки и обслуживания, редуктор обеспечивает безотказную работу на всем сроке службы. Простота конструкции дает возможность уверено эксплуатировать автомобиль в любых дорожных условиях, не боясь что руль подведет. Редуктор обладает высокой ремонтопригодностью и прост в обслуживании.

Рулевое управление с электромеханическим усилителем Нива Шевроле

На автомобилях в некоторых комплектациях предусмотрена возможность установки электромеханического усилителя рулевого управления Нива Шевроле. Главные отличия такого усилителя от гидравлического: не отбирается часть мощности двигателя для привода насоса; есть возможность дифференцирования усилия на рулевом колесе в зависимости от скорости движения автомобиля.

Электромеханический усилитель установлен на рулевой колонке и воздействует непосредственно на вал рулевого управления. Для совместной работы с электромеханическим усилителем на автомобиль устанавливают рулевой механизм, аналогичный по конструкции механизму автомобиля Ваз 2123 Нива, но имеющий ряд усовершенствований, повышающих его надежность и точность работы.

Снятие и установка рулевой колонки Нива Шевроле

Устройство рулевой колонки Шеви Нива: 1 – промежуточный вал с шарниром; 2 – карданный шарнир; 3 – электромеханический усилитель; 4 – верхний кожух; 5 – выклю чатель зажигания; 6 – рулевое колесо; 7 – вал рулевого управления; 8 – рычаг регулировки наклона рулевой колонки; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – нижний кожух; 11 – места крепления рулевой колонки.

В моторном отсеке отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма и извлеките стяжной болт. В салоне автомобиля выверните винты крепления уплотнителя вала рулевой колонки и снимите его. Снимите облицовочные кожухи рулевой колонки. Отсоедините колодки с проводами от подрулевых переключателей Шевроле Нива, выключателя зажигания и электромеханического усилителя. Отверните болты и гайки крепления рулевой колонки и снимите ее в сборе с валами и рулевым колесом. При необходимости снимите электромеханический усилитель с рулевой колонки и проверьте его работу согласно отдельному руководству на усилитель, прикладываемому к автомобилю. Установка рулевой колонки Нива Шевроле выполняется в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка рулевого механизма Нива Шевроле

Рулевую машинку — редуктор Шеви Нива снимают для замены или ремонта. Однако разборка и сборка механизма требуют применения специального инструмента и наличия навыков работы у исполнителя. При отсутствии этих условий рекомендуем ремонтировать рулевой механизм в специализированной мастерской.

Установите автомобиль на подъемник или смотровую яму. Отсоедините минусовой провод от клеммы аккумуляторной батареи. Отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма и выньте стяжной болт. ыньте шплинты гаек крепления пальцев шаровых шарниров к сошке и отверните гайки. С помощью съемника выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий сошки. Отверните гайки болтов крепления рулевого механизма к лонжерону кузова и снимите рулевой механизм. Установка рулевого механизма Шевроле Нива выполняется в последовательности, обратной снятию, при этом выполните следующее:


Схема установки рулевого механизма на Шеви Нива: 1 – болты крепления рулевого механизма; 2 – рулевой механизм; 3 – сошка; Х – контрольное расстояние от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности рулевого механизма при среднем положении сошки; а – контрольный угол.

– установите сошку рулевого механизма в среднее положение, при этом метка на торце вала червяка должна быть расположена горизонтально справа (по ходу движения автомобиля) и расстояние Х от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности на лонжероне кузова должно быть (33,1+5) мм;
– перед тем как затянуть гайки болтов 1, сориентируйте рулевой механизм так, чтобы угол а был 32°;
– проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колес.

Разборка и сборка рулевого механизма Нива Шевроле

Устройство рулевого механизма Нива Шевроле: 1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – опорная пластина; 9 – регулировочный винт; 10 – опорная шайба; 11 – опорная гайка; 12 – гайка регулировочного винта; 13 – червяк; 14 – уплотнительная прокладка; 15 – верхняя крышка картера; 16 – пробка; 17 – подшипники вала сошки; 18 – сальник вала червяка; 19 – сальник вала сошки.

Слейте масло из рулевого механизма, вывернув пробку маслозаливного отверстия и перевернув механизм пробкой вниз. Отверните гайку крепления рулевой сошки и, сняв пружинную шайбу, специальным съемником снимите сошку. Выверните болты крепления и снимите крышку картера рулевого механизма вместе с валом сошки. Отверните гайку и, вворачивая в крышку регулировочный винт, разъедините крышку и вал сошки. Выверните болты крепления и снимите крышку упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками. Червяком вытолкните из картера наружное кольцо подшипника и выньте вал вместе с сепаратором подшипника. Извлеките из картера сальник вала червяка и сальник вала сошки. Подходящей по размеру оправкой выпрессуйте из картера наружное кольцо верхнего подшипника вала червяка. Извлеките подшипники из картера и крышки. Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания или рисок. Изношенные и поврежденные детали замените. Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания; на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений. Поврежденные подшипники замените новыми. Если ролик вращается на оси с заеданием или имеет люфт, замените вал сошки в сборе с роликом.

Сборка рулевой машинки Нива Шевроле выполняется в порядке, обратном снятию, соблюдая следующие условия:

– после установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки проверьте динамометром момент трения червяка, он должен быть 19,6–49,0 Н·см (2–5 кгс·см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите количество регулировочных прокладок, а если больше – увеличьте;
– после установки вала сошки убедитесь в отсутствии зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала, повернутого вправо или влево на 30 ° от нейтрального положения сошки. Если зазор есть, устраните его регулировочным винтом;
– после регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,7–88,3 Н·см (7–9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен плавно снижаться до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.

Залейте в рулевой механизм Шеви масло.

Проверка и регулировка червяка рулевого механизма Нива Шевроле

Установите передние колеса в положение прямолинейного движения. Поворачивая рулевое колесо в ту и другую сторону, проверьте, нет ли осевого перемещения вала червяка относительно картера 1 рулевого механизма. Наличие осевого перемещения вала червяка является признаком зазора в подшипниках червяка. Если ощущается осевое перемещение, поверните рулевое колесо в левую сторону на 1–1,5 оборота. Выверните болты крепления нижней крышки и слейте масло из картера рулевого механизма. Снимите нижнюю крышку, удалите одну из регулировочных прокладок или замените ее более тонкой. Закрепите нижнюю крышку и проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках. При отсутствии перемещения залейте в рулевой механизм трансмиссионное масло.

Проверка и регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма Шеви Нива

Проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках. С помощью съемника выпрессуйте пальцы шаровых шарниров рулевых тяг из отверстий в сошке. Отсоедините рулевые тяги от сошки, сохраняя при этом прямолинейность передних колес. Покачивая сошку, проверьте, нет ли зазора в зацеплении ролика и червяка. В пределах поворота рулевого колеса на 30° в каждую сторону от нейтрального положения не должно быть зазора, то есть ощутимого свободного хода сошки. Если ощущается свободный ход сошки, ослабьте гайку регулировочного винта. Заверните регулировочный винт до устранения зазора. Придерживая регулировочный винт отверткой, затяните гайку. Убедитесь, что сошка не перемещается, и присоедините к ней рулевые тяги.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector