Какое масло лить в кпп

Какое масло лить в кпп

Какое масло лить в МКПП

1. Что рекомендует производитель автомобиля.

Ну что ж, начну, пожалуй, традиционным сео-оборотом типа перед многими автолюбителями время от времени встаёт вопрос о том, какое масло лить в МКПП?:) Забив себе таким нехитрым способом место в ТОП3 выдачи Яндекса, продолжу по сути вопроса:))
Заливать, конечно же, нужно трансмиссионное масло, всё же оно специально для этого придумано. Однако, оно бывает разное, и в первую очередь масла отличаются вязкостью и допусками по эксплуатационным свойствам API. Подробности по этим спецификациям можно посмотреть на странице о классификации трансмиссионных масел.
Для начала желательно узнать, что для вашей машины рекомендует производитель (машины, а не масла:)) и что, соответственно, было залито в МКПП на заводе. Обычно это пишется в мануале, а если его нет, то можно полазить по сайту того же производителя. Также эта информация бывает в ФАКах на соответствующих форумах, посвященных вашей модели. Там обычно мануалы и лежат.

2. Вязкость масла в МКПП.

Для нормирования показателей вязкости в трансмиссионных маслах был разработан стандарт SAE J306. В статье о классификации моторных масел есть его описание с табличкой вязкостей, здесь же лишь выскажу основные соображения. Цифра «зимней вязкости (та, сразу после которой идёт буква w – winter («зима» по-английски)) должна быть не больше 75, по крайней мере для средней полосы России, где зимой бывают морозы за -20. Иногда далеко «за» . По большому счёту больше ни о чём эта цифра не говорит.
Вторая цифра (например, 90) говорит нам о кинематической вязкости при 100С. Здесь, как и у моторного масла чем вязкость выше, тем лучше смазывающие свойства масла. Кстати, различие цифр вязкости у трансмиссионного (например, 75W-90) и моторного (10W-40) масел условны. Фактические показатели вязкости у приведённых в пример масел практически одинаковы. Просто у трансмиссионки цифры повысили для исключения путаницы, чтобы люди не заливали моторку в МКПП (что, в принципе, терпимо в разовом исполнении) и наоборот (что уже чревато катастрофой для двигателя в недалёком будущем). Значения, отличные от 90 обусловлены особенными условиями работы узлов (МКПП, раздатки, мостов…), где нужно либо лучшее смазывание при больших нагрузках (цифры выше, например, 140), либо меньшее время срабатывания переключения (цифры ниже, например, 85, 80).

3. Машины с передним приводом.

Итак, у вас переднеприводный автомобиль, соответственно, лить, скорее всего нужно масло с допуском по API GL-4. Масла, имеющие этот допуск вполне справляются с нагрузками, возникающими в ручной коробке передач, и при этом имеют в составе умеренное количество противозадирной присадки, портящей синхронизаторы (это такие составные зубчатые колёсики, находящиеся рядом с основной шестерёнкой передачи и облегчающие её включение). Они в недорогих коробках (недорогих авто) сделаны из цветмета (по цвету что-то вроде латуни, на зуб не пробовал:)), главное, что сплав содержит медь), поэтому, в отличие от стальных защитная плёнка, образованная противозадирными присадками может оказаться прочнее материала синхронизатора, и в этом случае он будет изнашиваться и под таким покрытием. В стандарте API GL-4 говорится следующее:

Видим, что противозадирные присадки тоже есть. А значит воздействие на синхронизаторы будет, просто не такое сильное.

4. Машины с задним приводом.

Традиционно для заднеприводных автомобилей выбирают масло с допуском API GL-5. От GL-4 оно отличается большим количеством противозадирной присадки, которая как раз и вредна для синхронизаторов в коробке, поскольку содержит серу и фосфор. Давайте глянем, что пишут в API GL-5:


Количество противозадирной присадки больше, чем в GL-4. Помимо этого, наблюдаем надпись «кроме коробки передач». То есть GL-5 изначально предназначались только для мостов заднеприводных машин! Однако, в некоторых машинах производитель рекомендует лить масло в МКПП именно GL-5. Почему? Потому что синхронизаторы в этой машине сделаны не из латуни, а из стали с молибденовым покрытием, которое не портится от воздействия присадок. Такие синхроны дороже в производстве, и на дешёвых авто вы их вряд ли встретите.
Особенностью гипоидных передач от передач в МКПП является бОльшее усилие, передаваемое ими, а значит бОльшие контактные напряжения. Например, в российской классификации трансмиссионных масел ГОСТ 17479.2-85 указываются конкретные цифры: ТМ-4 – до 3000МПа, ТМ-5 – свыше 3000МПа при одинаковой граничной температуре до 150 градусов Цельсия. Плюс к этому в гипоидных передачах имеет место скользящий контакт в зацеплении, в отличие от простого косо- или прямозубого зацепления в КПП. И теперь слово «многофункциональная» приобретает значение «уменьшающая трение» в данном контексте. А синхронизаторы в МКПП работают как раз на принципе трения и его уменьшение означает ухудшение работы синхронов (читай, увеличение времени переключения передач).
Так что, по-хорошему, масло GL-5 в МКПП нужно либо при наличии гипоидной передачи (есть, говорят, такие коробки), либо при штатной нагрузке в них свыше обозначенных 3000МПа (да простится нам эта вольность в смешении стандартов русских с нерусскими, они примерно одинаковые). В остальных случаях они там не нужны, вполне подходит тот же GL-4.

5. Полноприводные автомобили.

Здесь в отношении масла в МКПП всё то же самое, что и с остальными: скорее всего, GL-4. В полном приводе мест заливки масла гораздо больше, чем недоприводных авто
(КПП, раздаточная коробка, передний и задний мосты). Соответственно, в мосты, где стоят гипоидные передачи, заливается GL-5, а в КПП и РК – GL-4. Здесь какую-то роль может сыграть удобство заливки во все узлы одинакового GL-5, но мне это упрощение кажется сомнительным с точки зрения здравого смысла.

6. Универсальные масла.

Некоторое время назад появились масла, имеющие маркировку GL-4/GL-5. То есть соответствующие обоим стандартам. Соответственно, заливать эти масла можно и в коробку, и в мосты. Дело в том, что не так давно появились противозадирные присадки, не портящие материал синхронизаторов, поэтому подходящие к использованию в обычных МКПП. Правда, здесь я дам волю своей паранойе: как известно всем «заинтересованным лицам», с начала 21 века у производителей всего и вся в ходу концепция «регулируемого износа» или в вольном перефразе ограниченного (искусственно) ресурса. Применительно к маслам в МКПП и других узлах трансмиссии это означает, что совокупность рекомендуемых к применению масел, используемых в производстве авто и материалов и состава присадок обеспечивает работу этих узлов до момента снятия с гарантии, то есть 3-5 лет и около 200-300 тыс. километров пробега. Иначе сложно объяснить, почему раньше масло в коробке меняли через 40-60 тыс. пробега, а потом вдруг стали заливать его «на весь срок службы автомобиля» деликатно не афишируя этот самый срок службы.
Так что может статься, что несмотря на существование безвредных для цветмета противозадирных присадок допуск GL-4/GL-5 подразумевает лишь то, что количества «портящей» присадки с одной стороны, хватит на поддержание работы гипоидных передач в течении указанных сроков использования машины, а с другой стороны, не так много для того, чтобы раньше этого срока убить синхронизаторы в МКПП.

Вот случай из жизни, говорящий в пользу такого расклада. Несколько лет назад, когда как раз начали появляться универсальные трансмиссионные масла, один из крупнейших в мире производителей масла на основном продаваемой трансмиссионке с допуском GL-5 взял да и поменял его на GL-4/GL-5. Можно, конечно, говорить об изменении рецептуры, но при этом не было ни изменения торгового названия, ни оговорок по дате производства, начиная с которой масла выпускаются по новой рецептуре и, соответственно, имеют новый допуск. Просто перепечатанная этикетка и новые рекомендации в каталогах применяемости масел в автомобилях.

7. Игого:).

Подводя итог всему выше написанному выделю главное по пунктам:

  • Обязательно смотрим, что рекомендует производитель автомобиля, и вдумчиво анализируем адекватность рекомендаций здравому смыслу, исходя из нижеследующих выводов.
  • В абсолютном большинстве случаев оптимальной вязкостью для масла в МКПП будет 75W-90, имеющая достаточную вязкость при рабочей температуре и не сильно загустевающая зимой.
  • Для переднеприводных автомобилей по эксплуатационным показателям вполне достаточно масла уровня GL-4. А вот GL-5 чаще всего противопоказано, или, как минимум, нежелательно во имя сохранности синхронизаторов.
  • Для заднеприводных автомобилей масло в МКПП также годится GL-4 ровно по тем же самым причинам (гипоидных сочленений нет, сихроны из цветмета есть). Рекомендация производителя GL-5 либо говорит о синхронах из другого материала (сталь с молибденовым покрытием, например, это в дорогих автомобилях), либо о следовании производителя «духу и букве» парадигмы контролируемого износа (или сознательному ухудшению изделия с целью увеличения будущих продаж новой продукции).
  • Для полноприводных автомобилей то же самое. В коробку GL-4, поскольку, как правило, она ни чем не отличается от задне- и переднеприводных МКПП. По крайней мере в плане материалов изготовления и принципа работы синхронизаторов. Также смотрим на рекомендации производителя и прикидываем, насколько обоснован допуск GL-5, если он вдруг там стоит.
  • Универсальные масла, как всё универсальное – скорее всего являются компромиссом между различными требованиями, а значит, не очень хорошо справляются на всех фронтах своей работы. Удобно продавать, удобно покупать, а вот насколько технически правильно с точки зрения долговечности коробки и других узлов трансмиссии – уже вопрос.

Какие масла следует заливать в механическую коробку передач?

Ответ на вопрос о том, какое масло заливать в механическую коробку передач, для многих автомобилистов до сих пор далеко не однозначен, несмотря на всю его важность для нормальной эксплуатации автомобиля.

А между тем от правильности ответа во многом зависит надежность и долговечность функционирования МКПП. Ведь трансмиссионные смазки – это то, что способно существенно «облегчить» работу агрегатов коробки, которым приходится постоянно подвергаться высоким нагрузкам и прочим техническим сложностям.

Надежность и долговечность функционирования МКПП зависит от правильного выбора масла.

Функциональное назначение смазки для «механики»

В любой механической автомобильной коробке передач имеется множество самых разнообразных шестерен, зубчатые поверхности которых постоянно находятся в динамическом контакте друг с другом. Все шестерни смонтированы на валах, вращение которых обеспечивается за счет нормального функционирования разнообразных подшипников.

Читать еще:  Ремонт и настройка регуляторов rq на тнвд камаз

Масло защищает МКПП от преждевременного износа.

Шестерни при контактном взаимодействии друг с другом постепенно изнашиваются, также износу за счет силы трения подвергаются валы с подшипниками. Увеличить коэффициент скольжения, противостоящего силе трения и ударным воздействиям, способны трансмиссионные жидкости.

Качественные материалы эффективно смазывают трущиеся части, уменьшают механическую нагрузку на детали. Кроме того, они осуществляют другие важные дополнительные функции: выполняют теплоотведение от перегретых узлов, удаляют загрязнение, металлические и прочие примеси, очищают металлические поверхности от коррозии.

Необходимо иметь в виду, что маслу для механической коробки передач приходится выполнять свои функции в весьма непростых условиях: под высоким давлением и при усиленном продольном скольжении. Но даже при таких условиях, чтобы оптимально выполнять свои основные задачи, масло для коробки должно постоянно оставаться в зоне активного трения. Таким образом, оно должно соответствовать определенным параметрам.

В наличии со склада тормозные колодки для ВАЗ и иномарок. Фирменные колодки SANGSIN и KORMAX от корейских производителей по выгодной цене. Для автомобилей LADA, KIA, Hyundai, Renault, Chevrolet и других. Своевременная проверка исправности тормозной системы и замена колодок продлит жизнь авто и спасет вашу. Заказывайте сейчас!

Далее рассмотрим основные характеристики для механической коробки переключения передач.

Типы трансмиссионных жидкостей

Первое значительное деление масел для механических КПП – это разделение по типу материалов, на основе которых они созданы. Как и моторные, трансмиссионные жидкости разделяются на следующие группы:

В техническом паспорте автомобиля указывается, какой вид масла следует применять для данной марки.

  1. Масла на минеральной основе. Относятся к самым распространенным и активно эксплуатируемым смазочным материалам. Их главный компонент – вещества, произведенные из натуральных минералов. Свою популярность среди автовладельцев завоевали в первую очередь благодаря относительной дешевизне. Вместе с тем минеральные масла по качеству уступают полусинтетическим и в еще большей степени синтетическим смазкам.
  2. Масла на полусинтетической основе. Данная разновидность смазочных материалов по своим качественным характеристикам находится примерно посередине между минеральными и синтетическими маслами. Комбинированная, гибридная «полусинтетика», с одной стороны, по ряду параметров «работает» лучше, чем ее минеральные аналоги, но с другой – стоит дешевле высококачественных синтетических трансмиссионных масел.
  3. Масла на синтетической основе. Смазочные жидкости указанной категории обладают улучшенными, по сравнению с «минералкой», параметрами. В первую очередь это касается таких характеристик, как текучесть и зависимость густоты масла от температурных условий. По сравнению с минеральными маслами «синтетика» характеризуется лучшей текучестью. Правда, для автомобилей с большим пробегом и повышенным износом это свойство может иметь и негативные последствия (например, при утечке масла сквозь сальники коробки). Кроме того, номинальная густота «синтетики» позволяет эксплуатировать ее при сильном морозе, а также при значительных температурных колебаниях.

Деление масел для механических КПП по степени вязкости

Вязкость – это характеристика масла для КПП, которая указывает на температурные пределы нормальной эксплуатации жидкости.

Данный параметр для трансмиссионных жидкостей аналогичен соответствующему делению моторных масел.

Таблица вязкости трансмиссионных масел.

Деление всех масел на классы вязкости разработала Американская ассоциация автомобильных инженеров. По первым буквам английского названия (Society of Automotive Engineers) соответствующий стандарт получил свою аббревиатуру – SAE.

Стандарт вязкости SAE разделяет все трансмиссионные масла на три большие группы:

  • зимние (например, SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W), где буква W (от слова winter) означает «зимний» сорт;
  • летние (например, SAE 20, 30, 40, 50, 60);
  • всесезонные (например, SAE 0W-30, 5W-40, 10W-40, 20W-50, 75W-90), где всесезонный характер жидкости подчеркивается наличием двойного цифрового индекса.

В обозначениях зимних (всесезонных) масел, указанных на упаковке для данных жидкостей, первая цифра (перед литерой W) – это нижний показатель температуры, при которой можно эксплуатировать это масло, а вторая цифра (после буквы W) – это индекс вязкости. Таким образом, чем меньше первая по порядку цифра, тем ниже температурный порог эксплуатации масла, перед тем как оно замерзнет на морозе.

В настоящее время чаще всего автомобилисты используют всесезонные сорта масел. При этом наиболее универсальным считается масло для механической КПП марки 75W-90. Оно отлично показывает себя, работая практически во всех возможных условиях с любой передачей механической коробки.

Деление масел по их эксплуатационным качествам

Эта классификация была разработана Американским нефтяным институтом, аббревиатура которого – API (American Petroleum Institute) – дала название стандарту качества. Данный стандарт определяет основные эксплуатационные свойства смазок.

Речь идет о способности каждого конкретного масла функционировать как эффективное моющее средство, противостоять возможности образования задиров на поверхностях трущихся деталей, подавлять появление пены, а также о других свойствах, улучшающих и облегчающих эксплуатацию механической коробки.

Замена масла в МКПП требует правильной последовательности выполнения данной работы.

В соответствии со стандартом качества API, все масла для механических КПП обозначаются литерами GL с последующим цифровым кодом от 1 до 5 включительно. Эти цифры указывают на следующие свойства:

  • GL-1 – масло на минеральной основе, в котором нет присадок;
  • GL-2 – масло для коробки, в котором содержатся продукты повышенной жирности;
  • GL-3 – масло, в состав которого входят присадки против задиров;
  • GL-4 – комплексная трансмиссионная жидкость, содержащая противоизносные, противозадирные и другие добавки;
  • GL-5 – более высококачественный аналог противоизносного и противозадирного масла GL-4.

Здесь надо отметить: чем выше цифровой индекс в маркировке смазки, тем более активно проявляются указанные эксплуатационные возможности конкретного масла. Обычно рабочие жидкости в диапазоне от GL-1 до GL-3 включительно применяются в МКПП подержанных автомобилей, масла же остальных марок используются в коробках легковых авто самых разных типов. Причем заливать GL-4 следует только в машины с передним приводом, для механических КПП заднеприводных машин используется GL-5.

Некоторые общие правила замены масел в коробке передач

Для правильной замены масел необходимо изучить соответствующие инструкции автопроизводителя. Но в любом случае, если возникла проблема с коробкой, необходима предварительная диагностика на СТО.

Если же видимых проблем нет, то следует ориентироваться по пробегу автомобиля. В частности, замена масла в механической коробке становится актуальной через каждые 25-30 тыс. км пробега.

О том, что пришло время менять смазку, может просигнализировать ее визуальный осмотр. В частности, если масло потемнело, стало пахнуть горелым, можно смело отправляться в автомагазин за свежим маслом.

Непосредственно перед заменой старую жидкость надо полностью слить через отверстие снизу поддона картера.

Категорически не рекомендуется при замене масла смешивать продукты разных классов и химических оснований.

Вместо заключения

Сколько бы руководств и инструкций ни прочитал автовладелец, доверить замену масла в механической коробке лучше все-таки квалифицированному специалисту на оборудованной для этого станции ТО. Ведь в этом деле стремление сэкономить во что бы то ни стало может сыграть с автомобилистом очень злую шутку.

avtoexperts.ru

Один из самых насущных для автолюбителей вопросов — стоит ли менять в коробке переключения передач своего «железного коня» трансмиссионную жидкость и когда это лучше делать, стал поводом для множества споров. Сегодня мы ответим на этот и сопутствующие вопросы.

Коробка передач и ее «внутренности»: зачем нужно трансмиссионное масло?

Коробка переключения передач служит для передачи крутящего момента от двигателя на колесные оси. Каждый такой агрегат имеет несколько ступеней (в современных КПП вне зависимости от конструкции – от пяти и выше), при помощи которых водитель может понижать или повышать передачи, и, соответственно, уменьшать или увеличивать крутящий момент, передающийся на ведущие колеса, влияя на скорость передвижения автомобиля.

Коробки передач делятся на несколько типов:

  • механические (когда передачи переключает сам водитель при помощи ручки-селектора и механизма сцепления коробки с двигателем);
  • автоматические (передачи переключаются автоматизированн ой системой без участия водителя);
  • роботизированные (разновидность механической коробки передач, в которой функции сцепления и переключения передач выполняются автоматизированн ой системой управления);
  • бесступенчатые вариаторы (переход со ступени на ступень осуществляется плавно посредством передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса через фрикционы).

Вне зависимости от типа КПП для слаженной работы ее механизмов используется трансмиссионное масло. Его функция – смазывать трущиеся поверхности механизмов коробки передач (шестерни, ролики, валы, подшипники), предохраняя агрегат от перегрева, коррозии внутренних поверхностей и, тем самым, продлевая срок его эксплуатации. Но приходит время, когда залитое еще на конвейере в коробку передач масло стареет и теряет свои основные характеристики, среди которых главной является его вязкость. Если вовремя не сменить масло в коробке передач, то возможен выход ее механизмов из строя, что чревато серьезным и дорогостоящим ремонтом. Поэтому каждый автолюбитель должен следить за состоянием трансмиссионного масла в КПП своего автомобиля и менять его в соответствии с рекомендациями завода-производи теля или специалистов сервисного центра, на котором обслуживается машина.

Трансмиссионное масло: сроки эксплуатации

Сроки использования масла для коробок передач разнятся в зависимости от их типа.

Масло в механической коробке передач имеет больший ресурс (это связано с простотой конструкции трансмиссии по сравнению с АКПП): производитель рекомендует менять его после длительных пробегов – от 80-100 до 150-200 тысяч километров, в зависимости от того, в каких условиях эксплуатировался автомобиль. В некоторых руководствах по эксплуатации автомобилей, оснащенных «механикой» можно встретить пометку – «трансмиссионное масло для КПП не меняется на протяжении всего срока эксплуатации». Если с первыми все понятно (как только подойдет срок – едем на СТО и меняем отработавшее свое трансмиссионное масло на новое), то как поступить со вторыми? Эксперты советуют регулярно проводить проверку уровня масла в коробке передач и его состояния. Если уровень трансмиссионного масла упал – следует его долить. При полной замене масла объем доливаемой трансмиссионной жидкости зависит от емкости каждой отдельной КПП плюс некоторое количество той же жидкости для вытеснения старого масла (характерно для автоматических трансмиссий).

Внимание: доливаем только то масло, которое было залито в коробку на заводе (можно узнать у официальных дилеров), смешение разных по типу масел может привести к выпадению в осадок химических веществ, которые могут отложиться на трущихся поверхностях деталей механизма КПП и привести к их поломке.

Состояние масла в КПП проверяем на СТО: если в жидкости обнаружена стружка, существенный осадок из примесей используемых в составе трансмиссионного масла присадок, то лучше ее заменить полностью.

Читать еще:  Самостоятельная установка защиты картера на автомобиль lada granta

Трансмиссионная жидкость, применяемая в автоматических коробках передач и вариаторах, требует замены на меньших пробегах, нежели у механических КПП. В среднем, замена ATF (Automatic Transmission Fluid) производится на втором либо третьем ТО – то есть при пробеге от 60 до 90 тысяч километров. Причиной столь ранней замены жидкости для трансмиссии в том, что АКПП в отличие от «механики» является более сложным агрегатом, со своей системой охлаждения. Сложные условия эксплуатации машины и, соответственно коробки-«автомат », приводят к тому, что циркуляция трансмиссионной жидкости затрудняется, следовательно она менее эффективно смазывает трущиеся поверхности механизмов, хуже охлаждает их, переключения передач происходят медленнее. Если вы заметили, что коробка «тупит», то, скорее всего, пришло время сменить старую ATF на новую.

Виды трансмиссионных жидкостей для МКПП и АКПП автомобилей

Трансмиссионные жидкости отличаются друг от друга по двум основным параметрам: кинематической вязкости и химическому составу.

По своему химическому составу эти жидкости, как и масла для двигателей автомобилей, делятся на минеральные, полусинтетически е и синтетические. Минеральные трансмиссионные масла в основном использовались в старых автомобилях отечественного производства. В настоящее время автомобильные производители рекомендуют заливать в коробки передач трансмиссионные жидкости на синтетической основе. Они лучше приспособлены к работе в широком диапазоне температур, выдерживают большие нагрузки, дольше сохраняют рабочее состояние, и, следовательно, требуют не такой частой замены, как минеральные и полусинтетически е масла.

По кинематической вязкости трансмиссионные жидкости разделяют на две классификации: по индексу вязкости ( SAE ) и классу вязкости (API). Рассмотрим особенности обеих классификаций.

Классификация трансмиссионных масел по SAE:

  • Жидкости для эксплуатации авто при низких температурах («зимние») – обозначаются как 70W, 75W, 80W и 85W, где W – индекс вязкости;
  • Жидкости для эксплуатации авто при высоких температурах («летние») – обозначаются как 80W, 85W, 90W, 140W и 250W;
  • Универсальные жидкости (подходят для эксплуатации в различных климатических условиях) – обозначаются как 75W–90, 80W–140.

Классификация трансмиссионных жидкостей по API ( GL ):

  • GL 1 – это жидкости без присадок, которые предназначены для использования в МКПП не оснащенных синхронизаторами грузовых машин;
  • GL 2 – жидкости с присадками, противостоящими износу, для тракторов и другой сельскохозяйстве нной техники, которая работает в среднетяжелых условиях;
  • GL 3 — жидкости с присадками, противостоящими износу (до 2.7% в общем объеме масла), которые рекомендованы для использования в коробках передач грузовых авто, работающих в среднетяжелых условиях;
  • GL 4 – жидкости для универсальных условий работы (в их составе – до 4% противоизносных присадок) КПП различных видов транспортных средств – от легковых автомобилей до грузовых машин и автобусов. Используются как для трансмиссий с несинхронизирова нными либо синхронизированн ыми передачами.
  • GL 5 – жидкости для КПП транспортных средств, работающих в чрезвычайно сложных условиях. В их составе – до 6.5% мультифункционал ьных присадок (противопенные, противозадирные и т.д.);
  • GL 6 – жидкости для гипоидных передач, которые в своем составе имеют до 8.5% противостоящих износу присадок. Используются для КПП автомобилей с мощными высокооборотисты ми двигателями.

В механических коробках передач производители рекомендуют использовать трансмиссионные жидкости с SAE 75W–90 и API GL -3 (для МКПП старых автомобилей), API GL -4 либо API GL -5 (для МКПП современных моделей).

Эксплуатационные жидкости для АКПП не привязывают к определенным классам – их стандарты устанавливают сами производители масел для транспортных средств. Автоматические коробки передач заправляются трансмиссионными жидкостями ATF с особым химическим составом – в них, как правило, содержится больший процент присадок, препятствующих пенообразованию. Это связано с конструктивными особенностями такой КПП: образующаяся в процессе эксплуатации пена может перекрыть управляющий соленоид, который регулирует подачу давления на клапан гидроблока, и передачи не будут включаться.

Жидкости для автоматических коробок передач также различают по цвету – обычно они красные, в некоторых случаях – зеленые или синие. Существуют специальные трансмиссионные жидкости, которые предназначены для бесступенчатых вариаторов.

В любом случае, прежде чем решиться на замену масла в МКПП или АКПП нужно выяснить, какие жидкости советует производитель и неукоснительно следовать его рекомендациям и техническим регламентам.

Какое масло выбрать для механической коробки передач

Когда правильно выбранное масло залито в коробку передач своевременно, оно способно эффективно предотвращать износ поверхностей комплектующих трансмиссии. Вдобавок к этому замена масла предупреждает появление задиров и приваривания металлических частей друг к другу, таким образом сводя к минимуму риск дестабилизации нормальной работы. И если вопрос о периодической замене масла в МКПП отпадает сам собой, остаётся только вопрос выбора: какое масло заливать в механическую коробку передач.

ВЫБОР ЖИДКОСТИ ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Механическая трансмиссия состоит из сотен миниатюрных механизмов, которые обеспечивают правильное функционирование всей системы только посредством отлаженного взаимодействия и бесперебойной работы каждого агрегата. Однако поскольку многие покрытия таких механизмов имеют неровную поверхность, рифленную специальными маленькими зубцами для сцепа с такими же частями, их постоянная работа при высоких температурных режимах может привести к тому, что зубцы будут терять свои свойства прочности и стираться. Когда покрытия таких запчастей теряют рельефность, зацеп с остальными механизмами может быть оборван в любую секунду, и привести это может к самого разного рода последствиям вплоть до необходимости замены самой КПП. Именно поэтому необходимо выбирать правильное масло для механической коробки передач. Масло представляет собой вязкую субстанцию, которая при попадании на любую часть коробки обволакивает её, образует вокруг неё защитную плёнку. Такая защита сама по себе никак не влияет на характеристики механизмов, которые касаются их прочности, но благодаря своим свойствам масляная плёнка обеспечивает более гладкое сцепление нескольких поверхностей таким образом, чтобы на этих поверхностях в результате их взаимодействия не появлялись повреждения – задиры.

Само собой, без задиров все части прослужат гораздо дольше, избавляя автовладельца от необходимости такой трудоёмкой процедуры как демонтаж коробки передач для их замены. Масло в механической коробке передач по своему назначению схоже с назначением моторного масла, поэтому многие, особенно начинающие автовладельцы зачастую интересуются, можно ли масло, предназначенное для ДВС, лить в механику. Однозначного ответа не дают даже сами представители официальных дилеров, однако согласно их рекомендациям моторное масло всё-таки можно заливать в механическую трансмиссию, но только в одном случае: когда крутящий момент двигателя полностью передаётся только на переднюю колёсную ось, т.е. на автомобили, оснащённые передним приводом. Такую возможность они объясняют устройством шестерёнок в механических коробках переднеприводных машин, которые имеют форму небольших цилиндров. Наглядное отличие масла для коробки от моторного состоит в основном в степени вязкости – вариант для ДВС будет более жидким и текучим. Тем не менее до того, как лить моторное масло в коробку, стоит тщательно проверить, допускают ли подобную альтернативу технические характеристики автомобиля. Да, ценовой диапазон моторных масел находится в большей доступности, чем аналогичные жидкости для МКПП, однако если масло не подойдёт – существует риск выхода из строя целой коробки, а такой ремонт окажется в разы дороже. Уточнять подобные моменты необходимо исключительно у официальных представителей компании, которая занимается выпуском таких автомобилей, как и производить работы по замене масла рекомендуется у них с возможностью получения гарантии.

СВОЙСТВА МАСЕЛ ДЛЯ МКПП

Безусловно, самый значимый критерий при выборе жидкости для коробки на механике – это степень вязкости, которая всегда обозначается изготовителем на этикетке. Кроме вязкости выделяют ещё некоторые важные характеристики таких масел – эксплуатационные свойства. Обладающее каждым конкретным свойством масло маркируется на этикетке следующим образом:

  • GL-1 – масло для коробки передач на основе минералов, без содержания присадок;
  • GL-2 – масло состоит из элементов с высоким процентом жирности;
  • GL-3 – масло содержит специальные присадки для защиты элементов коробки от задиров;
  • GL-4 – содержащее целый комплекс присадок масло: против задиров, уменьшающие степень износа и др.;
  • GL-5 – маркировка имеет значение, аналогичное предыдущей, разница состоит в количестве и особенностях присадок.

Масла с первыми тремя маркировками предназначены по большей части для автомобилей старше 10-15 лет, оснащённых механической коробкой. Жидкости со свойствами «GL-4» и «GL-5» по своей природе более универсальны и могут применяться для большего количества автомобилей, но предпочтительнее будет использовать такие масла для легкового транспорта с МКПП.

ВАЖНО: какое масло лить в МКПП: «GL-4» или «GL-5» — масла с маркировкой «GL-4» предназначены исключительно для трансмиссий автомобилей, оснащённых передним приводом, в то время как «GL-5» используется для МКПП у заднеприводных версий и для мостов. Если масло одинаково хорошо подходит для машин с любым расположением привода, на этикетке ставятся сразу две маркировки рядом друг с другом. В продаже также имеются масла, обозначенные свойством «GL-6», но на практике они используются не так часто, потому как «GL-5» официально признан более высоким стандартом качества.

ВЫБОР МАСЛА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ПО СТЕПЕНИ ВЯЗКОСТИ

Как правило, первое, на что потребитель обращает внимание при выборе масла вне зависимости от того, для ДВС или для коробки оно будет предназначено, это буквенно-цифровое обозначение на этикетке бутылки. Этот показатель и есть определитель вязкости масла. В обозначенных надписях символ «W» расшифровывается как «winter», что в дословном переводе означает «зима», а обозначения в виде чисел показывают отношение к сезону применения жидкости в зимнюю пору года. Если символ «W» в надписи отсутствует – масло предпочтительнее для эксплуатации в весенне-летний период с более высоким постоянным температурным режимом. Обозначения степени вязкости масел для МКПП представлены в виде таблицы: Класс Температурный режим, при котором вязкость не превышает 150 000 сП оС Кинематическая вязкость при значении 100 оС, сСт min max 70-W — 55 4,1 — 75-W — 40 4,1 — 80-W — 26 7,0 — 85-W — 12 11,0 — 90 — 13,5 24,0 140 — 24,0 41,0 250 — 41,0 — * символ «-» означает, что в указанных условиях либо с подобными параметрами масло непригодно к эксплуатации.

Читать еще:  Диагностический разъем ваз 2110: где находится, назначение и доработка

Многочисленные тесты показывают, что по большей части односезонное масло, которое предназначено для использования автомобиля только при конкретных погодных условиях, не отрабатывает весь задаваемый ему заводом-изготовителем потенциал. Таким образом, его постоянная замена зачастую нецелесообразна, если только речь не идёт о спортивном автомобиле с очень капризной коробкой.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Для того, чтобы избавить себя от необходимости замены масла с наступлением каждого нового сезона, многие автомобилисты предпочитают лить в коробку всесезонную жидкость. Всесезонные масла имеют маркировку в виде, например, «80-W-90».

ПРОВЕРКА МАСЛЯНОГО УРОВНЯ В МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ

Для того, чтобы осуществлять замену масла в трансмиссии своевременно, нужно периодически следить за его уровнем. Проверка уровня масла в МКПП происходит следующим образом:

  • автомобиль загоняется на эстакаду либо ставится над гаражной ямой;
  • картер, описывающий сливное отверстие МКПП, необходимо прочистить;
  • открыть пробку, которой закупорено отверстие для слива масла, с помощью гаечного ключа.

ВАЖНО: проверка уровня масла в МКПП должна производиться только при условии, что сама коробка полностью остыла от рабочих температур, т.е. не менее чем через несколько часов после последней поездки на автомобиле. После осуществления всех перечисленных процедур при условии, что с уровнем масла всё в порядке, оно должно начать сочиться через отверстие. В противном случае нужно постараться прощупать внутренности за стенками пальцем – уровень масла в механической коробке не должен опускаться ниже, чем расположена самая нижняя кромка сливного отверстия.

ПРОВЕРКА МАСЛЯНОГО УРОВНЯ

ПРОЦЕДУРА ЗАМЕНЫ ЖИДКОСТИ В МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ

Итак, если предварительная диагностика выявила подобную необходимость, масло в механической трансмиссии нужно заменить. Как происходит данная процедура:

  • через сливное отверстие вся находящаяся в коробке жидкость полностью сливается в любую ёмкость. Необходимо подождать, пока не сольётся всё старое масло, для недопущения смешения старых отработанных присадок с новыми;
  • в коробку заливается новая жидкость с помощью эластичной трубки либо медицинского шприца большого объёма (более 16 кубов). Такой способ заливки обусловлен не слишком удобным расположением сливного отверстия. Заливка осуществляется до того момента, когда уровень масла в коробке не превысит уровень, на котором расположена нижняя кромка. Надо сказать, что смешение старой и новой жидкости произойдёт так или иначе, но в незначительной степени. Для желающих осуществить предварительную промывку содержимого МКПП от старого масла лучшим выходом станет обращение в центр сервисного обслуживания, специализирующийся на подобного рода работах.

ПРОЦЕДУРА ЗАМЕНЫ ЖИДКОСТИ

ПРИСАДКИ ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ НА МКПП

В некоторых типах масел для коробки передач присадки уже добавлены в состав самим заводом-изготовителем. Сами по себе присадки представляют собой разбавочные компоненты для автомобильных жидкостей, которые улучшают их свойства и помогают смазываемым деталям прослужить ещё дольше, защищая их от износа. В тех случаях, когда необходимо продлить ресурс автомобиля без замены масла на МКПП, можно долить в него отдельно продающиеся присадки. Благодаря их использованию передачи будут переключаться плавнее, чем раньше, потому как зубцы на поверхностях механизмов будут смазываться ещё эффективнее и плавнее будут проходить свой радиус. Таким образом, использование присадок в маслах повышает коэффициент полезного действия самой коробки. Присадки доливаются в основную жидкость в соотношении 15-20 мл/2 л. Добавление присадок позволяет получить следующие преимущества в последующем:

  • продление срока службы запчастей, уменьшение степени износа;
  • улучшение характеристик, отвечающих за скорость и плавность переключения скоростей;
  • улучшение шумоизоляции поверхностей коробки;

ВАЖНО: использование присадок для масел, которые залиты в повреждённые МКПП либо трансмиссии с высокой степенью износа, не рекомендуется производителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге выбор масла для МКПП происходит по нескольким критериям:

  • возраст автомобиля и его техническое состояние, в частности – состояние МКПП;
  • колёсный привод автомобиля;
  • температурный режим и условия, в которых авто будет эксплуатироваться.

Выбор фирмы-производителя должен осуществляться автовладельцами индивидуально, исходя из преимуществ и недостатков каждого из них. Своевременная замена масла станет гарантом стабильной и эффективной работы для механической коробки передач любого автомобиля.

Трансмиссионное масло для механической коробки передач

Многие узлы, детали и устройства автомобиля нуждаются в смазке. Исключением не является и коробка передач. Водители знают, что выбор смазочных составов обуславливается типом коробки. Так, для автоматической коробки передач, предпочтение отдаётся одному виду масла, а для механической трансмиссии требуются другие группы масел.

Сегодня мы рассмотрим наиболее предпочтительные варианты масла для МКПП и обязательно рассмотрим такие их параметры, как: надёжность и качество.

В чём особенность масла для механической коробки передач

Поскольку трансмиссионное масло и все узлы агрегата подвержены во время работы довольно сильным нагрузкам, требования к маслу возрастают, а выбор его становится не таким простым, каким кажется на первый взгляд.

Каковы функции масла в МКПП? Прежде всего, это защита деталей от износа, загрязнений, возникающих в процессе эксплуатации устройства, от коррозии. Важным является и обеспечение плавности во время работы деталей и мягкость при соприкосновении их между собой. В процессе работы все составляющие механической коробки, все элементы сложного механизма находятся между собой в постоянном контакте. От этого возникает сила противостояния, трения, которая провоцирует ударные нагрузки, нагрев деталей.

Масло поступает в МКПП не принудительно, то есть элементы, которые погружаются в масло целиком, а другие получают его лишь частично, путём разбрызгивания. Только те механизмы, которые вынуждены выдерживать сильные нагрузки, получают масло под определённым давлением, это одно из условий нормальной работы трансмиссии.

Учитывая все эти показатели и условия работы механической коробки передач, можно сделать вывод, что трансмиссионное масло должно обладать определёнными свойствами и характеристиками. В составе должна находиться не только масляная основа, но и определённый пакет присадок, которые бы увеличивали срок службы смазывающего материала и сохраняли его свойства.

Какие существуют виды масла для МКПП

Опытные водители автомобилей с МКПП знают, что масло бывает трёх видов: минеральным, полусинтетическим, синтетическим. Таким образом, есть отличие от масла для автоматической коробки передач, оно отличается доступностью в цене, в данном случае речь идёт о минеральном продукте. Но, стоит учесть, что каждый вид имеет свои особенности, как положительные, так и отрицательные.

  • Минеральное масло считается самым бюджетным, хотя уровень его качества оставляет желать лучшего. Несмотря на присутствие большого количества различных присадок, состав масла не жалуют многие автолюбители. Минеральный состав при низких температурах начинает терять тягучесть, а его вязкость повышается. Поэтому при прогреве МКПП включение происходит не сразу. Кроме этого, минеральное масло имеет более короткий срок службы по сравнению с той же синтетикой.
  • Синтетическое масло имеет высокий уровень тягучести, несмотря на пониженную температуру на улице. Такая смазка подойдёт как для летнего использования, так и для эксплуатации в зимнее время. Синтетическое масло более мягкое, оно обеспечивает быстрое и лёгкое включение коробки передач. Единственный минус продукта – его жидкий вид. Дало в том, что при такой жидкой консистенции оно может утекать через прокладки или сальники после хорошего прогревания КПП.
  • Полусинтетическое масло имеет усреднённые показатели между первым и вторым составом. Оно лучше, чем минеральное масло, но имеет не такой продолжительный срок службы, как синтетика. Водители часто останавливают свой выбор именно на этом продукте, так как оно позволяет экономить денежные средства.

Рекомендации по использованию масла для КПП

Масло для трансмиссии, так же, как и моторное, бывает трёх видов, главным показателем которых является вязкость, это летнее, зимнее и всесезонное трансмиссионные смазочные составы. Если говорить простым языком, то все эти продукты отличаются температурными показателями, при которых возможно их использование.

Сегодня, можно смело сказать, что современные трансмиссионные масла в основном выпускаются для использования во все сезоны, то есть их вязкость соответствует как низким, так и высоким температурам. Это значительно облегчает выбор продуктов. В буквенном и цифровом виде, обозначение могут выглядеть, например, так: 75W-80, 85W-90.

Первые цифры будут обозначать применение при максимально низких температурах. Масло не изменит своих свойств и останется при этом показателе продуктивным. Вторая цифра – это максимально высокие показатели температуры.

Сред других параметров следует выделить маркировку API. Часто на упаковке с трансмиссионным маслом можно увидеть обозначения: GL-3, GL-4. Буквы означают качественный состав продукта, указывают на его различные свойства, например: износостойкость, защита деталей, моющие качества. Более высокая цифра на упаковке будет говорить о более качественном составе масла. Пример:

  • GL-1 – это масло без присадок;
  • GL-3 – минеральный состав, в который включается пакет присадок против износа;
  • GL-4 – состав, имеющий расширенный список присадок;
  • GL-5 – это современные продукты служащие для эксплуатации автомобиля в повышенном режиме.

Советы по использованию трансмиссионных масел

Прежде всего, стоит изучить рекомендации производителя и перед заменой масла в МКПП. Каждому водителю, имеющему автомобиль с механической коробкой передач, следует знать о том, как совершается работа смазочной жидкости и выбирать состав исходя из масляной основы и показателей вязкости.

  • Следует обязательно учитывать температурных перегрузок, если авто эксплуатируется на полную катушку, и делать поправки на трансмиссионные нагрузки.
  • Не лишним будет и совет профессионалов на станции технического обслуживания, которые разбираются в «море» современных смазочных материалов и смогут порекомендовать оптимальный вариант и решение. Рынок не стоит на месте, производители выбрасывают на прилавки магазинов каждый год новые товары, которые обладают доработанными пакетами присадок, усовершенствованными качествами.
  • Замена масла в трансмиссии должна осуществляться каждые пройденные 60 тысяч километров. При замене масла в МКПП не удаётся полностью слить отработанный продукт, какая – то его часть обязательно остаётся в агрегате, поэтому необходимо подбирать совместимые масла, свойства и состав которых, подходили друг другу.

Так, не стоит, например, смешивать минеральное и синтетическое масло, так как могут возникнуть последствия отрицательного характера. При переходе с одного масла на другое обязательно следует обращать внимание на их совместимость.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector