Панель приборов на ваз 2109: описание, тюнинг, поиск неисправностей

Панель приборов на ваз 2109: описание, тюнинг, поиск неисправностей

Разнообразие вариантов штатной панели приборов ВАЗ 2109

В 1984 году с конвейера концерна «АвтоВАЗ» сошла первая «восьмерка» – ВАЗ 2108, а вслед за ней в 1987 году – пятидверная «девятка» – ВАЗ 2109. Отличие состояло не только в наличии задней двери этой линейки автомобилей. Конструкторы изменили панель приборов ВАЗ 2109.

Щиток получился достаточно простым, поэтому в нем легко разобраться. Приборы удобно расположены, не перекрывают друг друга, показания легко считываются. Изначально приборная панель имела стандартную форму прямоугольника со слегка закругленными углами. Сглаженные углы и привычные козырьки появились гораздо позже. На ВАЗ 2109 устанавливалось три вида щитков приборов – «низкая», «высокая» и европанель.

Отличия «низкой» и «высокой» панелей

В зависимости от того, какая комбинация приборов устанавливается в «девятке», зависит вид торпедо автомобиля. По мнению автолюбителей, самым удачным был первый вариант машины с «низкой» панелью. Такая торпедо характеризовалась удобным расположением приборов, наличием широкой полки сверху и хорошей подачей воздуха. Благодаря этому перепады температур в салоне были не такими опасными и лобовое стекло не запотевало. Серьезными недостатками можно считать слишком примитивный внешний вид и отсутствие тахометра.

Низкая панель для ВАЗ 2109

У «высокого» варианта много общего с современной европанелью, которая напоминает торпедо дорогой иномарки. В ее создание было вложено немало сил, однако автолюбители часто жаловались на недостаточный обогрев. Но виноват в этом не щиток, а отопитель.

Высокая панель приборов ВАЗ 2109

«Низкая» панель ВАЗ 2109 востребована по сей день. Щиток отличается наличием вольтметра. На спидометре вверху установлен общий счётчик пробега, а под ним – пробега за сутки. Сам спидометр расположен по центру. Стоит отметить расположение сигнальных ламп показателей работы автомобиля – все они скомпонованы в левой части. Сюда входят датчик давления масла, сигналка уровня тормозной жидкости, габариты и т. д.

«Высокая» панель на ВАЗ 2109 пришла на смену «низкой». Ей присущи как достоинства, так и ряд серьезных недостатков. Для неискушенных автолюбителей главный отличительный признак «высокой» панели – наличие не только спидометра, но и тахометра. При этом спидометр расположен слева, а не по центру. В обоих моделях приборки спидометр размечен до 180 км/ч, однако силовой агрегат не сможет разогнать автомобиль до такой скорости (только на максимальных оборотах и под горку). Датчики уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости в обоих вариантах имеют классический стрелочный вид. Вольтметр в «высокой» приборке отсутствует.

Из двух панелей приборов ВАЗ 2109 автолюбители предпочитают «низкую», так как в морозы она не гремит, а печка справляется со своими обязанностями гораздо лучше.

Особенности европанели

С 1996 года на ВАЗ 2109 начали устанавливать европанели. Они имеют форму трапеции с сильно закругленными углами, отличаются эргономичностью и, как следствие, привлекательностью. Как и в «высокой» панели, большую часть щитка занимают тахометр и спидометр, все остальные приборы – сигнальные лампы, индикаторы – находятся вокруг них. Счетчики пройденного расстояния заменили электронными указателями.

Европанель ВАЗ 2109

Возможные неполадки приборной панели и способы их устранения

При длительной эксплуатации автомобилей детали, входящие в различные системы, постепенно изнашиваются, что может привести к серьезным проблемам. Найти и устранить причину неисправности автолюбитель может самостоятельно при наличии определенных знаний и навыков. Рассмотрим проблемы, связанные со щитком приборов ВАЗ 2109.

Способ устранения

Неисправность Причина
Датчики температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива не работают. Повреждены датчики уровня топлива и температуры.

Окислились или повреждены наконечники проводов.

Заменить датчики.

Проверить состояние проводов.

При полном баке стрелка датчика уровня топлива возвращается к нулю. Ограничитель хода поплавка установлен неправильно. Отрегулировать ограничитель.
Скачет стрелка датчика уровня топлива Недостаточное соприкосновение резистора датчика с токосъемником.

Обрыв или повреждение обмотки датчика (резистора).

Подогнуть выводы резистора.

Заменить датчик.

Постоянно горит сигнальная лампа резерва топлива. Замыкание проводов на «массу».

Гибкая шина датчика задевает топливную трубку.

Устранить замыкание.

Отогнуть шину.

Не горит контрольная лампа. Лампочка вышла из строя.

Контакты патрона лампы недостаточно прижимаются к плате.

Вышел из строя датчик.

Окислились или повреждены провода.

Заменить лампочку.

Подогнуть контакты патрона или заменить его.

Заменить датчик, прозвонить и проверить на работоспособность.

Устранить повреждение или зачистить провода.

Не работает спидометр. Гайки крепления привода спидометра не затянуты.

Обрыв вала привода.

Механизм спидометра неисправен.

Затянуть гайки.

Заменить спидометр или приборную панель.

Шумит гибкий вал привода спидометра. Деформирована оболочка вала. Заменить вал.

Неисправности панели приборов ВАЗ 2109 встречаются нечасто и решаются довольно просто. Кроме того, при желании всегда можно заменить торпедо авто.

Тюнинг приборной панели «девятки»

Чтобы улучшить щиток приборов, автовладельцы используют стандартный набор методов. Обычно своими руками можно поменять подсветку, реже торпедо кардинально переделывают. Проще установить европанель, которая подходит для доработок гораздо лучше.

Демонтаж панели

Тюнинг всегда начинается с того, что щиток нужно разобрать. Причиной демонтажа может быть и ремонт: к примеру, проклеить приборку для восстановления шумоизоляции, заменить датчик. Снимать панель нужно строго по инструкции, иначе можно сломать многочисленные крепежи. Схема разбора «низкой» модели такая:

  1. Снять переключатели для управления отопителем (3 шт.).
  2. Потянув на себя, извлечь переключатель скорости работы вентилятора печки.
  3. По обеим сторонам консоли открутить крепежи накладок панели, сдвинуть накладку на себя.
  4. От выключателя задних противотуманных фар отсоединить провода.
  5. Снять колодку проводов от выключателя обогрева заднего стекла.
  6. Отключить проводку от выключателя аварийной сигнализации.
  7. Снять колодки проводов с выключателя ближнего света, прикуривателя и его подсветки. Теперь накладку на панели можно снять.
  8. Демонтировать крепежные элементы переключателей управления отопителем (4 шт.).
  9. Снять козырек приборки посредством откручивания двух винтов.
  10. Сжав пружинные зажимы, извлечь приборную панель.
  11. От спидометра открутить гайку и отсоединить трос.
  12. От панели приборов отсоединить колодку проводов, сначала белую, затем красную (при монтаже нельзя путать распиновку).
  13. Снять ручку выключателя подсветки панели приборов и переключателя гидрокорректора фар.
  14. Открутить крепежную гайку, с помощью которой на панели закреплен гидрокорректор фар.
  15. Демонтировать рулевое колесо и подрулевые переключатели.
  16. Ключ зажигания повернуть до положения «1», отключив противоугонную систему, затем отсоединить питающую колодку проводов от замка зажигания.
  17. Открутить болты и гайки рулевой колонки, затем демонтировать трубу вместе с замком зажигания.
  18. После откручивания крепежных элементов снять ручку воздушной заслонки и направляющую (если речь идет о карбюраторе с подсосом).
  19. Открутить крепежные винты приборной панели, расположенные слева и справа по бокам и внизу.
  20. Выкрутить крепежный винт панели, находящийся в бардачке.
  21. Открутить еще два винта по обеим сторонам щитка и снять его.

При установке торпедо на место все действия повторяются в обратной последовательности. Если же ставится высокая или европанель, последовательность сборки будет несколько иной. Понадобится запастись внутренней проводкой с колодками от этих типов щитков, поскольку распиновка у них разная. Если что-то сделать неправильно, информация будет отображаться некорректно.

Доработка комбинации приборов своими руками

Под тюнингом панели приборов ВАЗ 2109 подразумевается изменение подсветки, которое можно дополнить изменением шкал спидометра и тахометра. Другие улучшения возможны только при установке торпедо от иномарки. При заводской сборке сигнальные контрольные датчики, а также шкалу приборов подсвечивают посредством обычных ламп накаливания, которые находятся с другой стороны циферблата. Это не самый удачный вариант, поскольку яркость и четкость показаний недостаточны. Решить проблему можно двумя способами.

  1. Обратиться к специалистам по тюнингу автомобилей. Преимуществами данного способа станут наличие яркой подсветки, четкость показаний и незначительные изменений циферблатов. Недостатком – высокая стоимость.
  2. Можно создать подсветку приборной панели и установить ее своими руками. При этом понадобится минимальный набор инструментов. Этот вариант намного дешевле предыдущего.

Чтобы сделать все самостоятельно, понадобится приобрести специальную накладку на щиток приборов, пропускающую свет.

Сначала панель демонтируют и разбирают. Снимают стрелочные указатели, удаляют установленную накладку. На новой подручными средствами (паяльником или канцелярским ножом) делают прорези, через которые будет проходить свет. Для подсветки вместо аналоговых ламп используют чаще всего светодиодную ленту, выбрав цвет, который больше нравится. Для большей яркости ленту крепят на алюминиевые фольгу или скотч.

Изменения салона редко обходятся без доработки панели, особенно если предстоит обтянуть переднюю консоль новым материалом. Можно проявить фантазию и создать любой подходящий циферблат, для чего воспользоваться специальными компьютерными программами. Если же нет навыков работы с ними, используйте готовые шаблоны, распечатав их на принтере.

Существует вариант для ленивых, который подразумевает покраску деталей приборной панели в разные цвета. Например, циферблат можно обновить, используя баллончик с краской (рекомендуется насыщенный черный цвет), а все остальные детали, включая стрелки, покрасить в понравившийся цвет с помощью флуоресцентных маркеров. Обновить подсветку приборной панели можно, заменив стандартные лампы накаливания светодиодными.

Водитель во время движения смотрит не только на дорогу и в зеркала заднего вида, но и на показания приборов. Завод-изготовитель на большинстве автомобилей семейства ВАЗ использует желтую или зеленую подсветку, которая при длительном нахождении за рулем утомляет глаза. Именно поэтому многие автолюбители стремятся изменить приборную панель. Доработки порой настолько кардинальные, что заводской вариант напоминают лишь внешние очертания.

Основные контрольные лампы и сигнализаторы щитка приборов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (с низкой и высокой панелью)

На щитке комбинации приборов передней панели автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеется большое количество различных контрольных ламп и сигнализаторов. Рассмотрим их значки, описание и назначение.

Контрольные лампы и сигнализаторы

Контрольная лампа включения габаритного света

Загорается при включенных габаритных огнях во всех фарах автомобиля. Цвет зеленый.

Контрольная лампа включения заднего противотуманного света

Загорается при включении противотуманных фонарей в задней части автомобиля. Цвет оранжевый.

Контрольная лампа включения дальнего света фар

Загорается при включенном дальнем свете в передних блок-фарах. Цвет синий.

Контрольная лампа указателей поворота

Загорается мигающим светом при включении указателей поворотов на ту или иную сторону автомобиля. Цвет зеленый. При выходе из строя одной из лампочек в указателях поворота мигает с удвоенной частотой. На щитке приборов высокой панели это две лампы и разные две стрелки на правый и левый борт.

Контрольная лампа включения обогрева заднего стекла

Загорается при включении обогрева заднего стекла. Цвет оранжевый.

Контрольная лампа включения габаритных огней

Загорается при нажатии на клавишу выключателя наружного освещения и включении габаритных огней. Цвет зеленый.

Табло STOP

Табло STOP загорается при возникновении неисправности в жизненно важных системах автомобиля, движение в таком случае запрещено:

— упало давление в системе смазки (плюс загорается лампа, указывающая на недостаточное давление масла);

— упал уровень тормозной жидкости в бачке (плюс загорается лампа, указывающая на негерметичность тормозной системы);

— поднят рычаг стояночного тормоза (плюс загорается лампа, сигнализирующая о блокировке колес автомобиля).

— выход из строя ламп стоп-сигналов в задних фонарях или отказ габаритных огней (плюс загорается сигнализатор выхода из строя стоп-сигналов и габаритных огней). Цвет красный.

Табло TEST

Табло TEST загорается при выполнении самотестирования сигнализаторов для контроля их исправности. Цвет оранжевый.

Контрольная лампа недостаточного давления в системе смазки

Загорается при падении давления масла ниже критического в системе смазки двигателя автомобиля. Цвет красный.

Контрольная лампа аварийного состояния рабочей тормозной системы

Загорается при падении уровня тормозной жидкости в бачке на главном тормозном цилиндре ниже отметки MIN, а также при поднятии рычага стояночного тормоза для контроля исправности. Цвет красный.

Контрольная лампа включения стояночного тормоза

Загорается при поднятии ручника. Цвет красный.

Контрольная лампа включения аварийной сигнализации

Загорается мигающим светом после нажатия на кнопку включения аварийной сигнализации. Цвет красный.

Контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора

Загорается при вытянутой на себя рукоятке «подсоса». Цвет оранжевый.

Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи

Загорается после включения зажигания и гаснет после пуска двигателя, сигнализируя таким образом, что зарядка пошла. Цвет красный.

Контрольная лампа GHECK ENGINE

Контрольная лампа GHECK ENGINE загорается при появлении неисправности в системе управления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с впрысковыми двигателями. Цвет красный.

Контрольная лампа резерва топлива

Загорается при падении уровня топлива в бензобаке (6-8 л.). Цвет оранжевый.

Сигнализатор незакрытых дверей

Загорается если какая-либо дверь автомобиля не закрыта. Цвет красный.

Сигнализатор непристегнутых ремней безопасности

Загорается если не пристегнут один из ремней безопасности.

Сигнализатор недостаточного уровня охлаждающей жидкости

Загорается при понижении ниже нормы уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Цвет оранжевый.

Сигнализатор недостаточного уровня омывающей жидкости

Загорается при низком уровне омывающей жидкости в бачке стеклоомывателя (1/4 объема бачка). Цвет оранжевый.

Сигнализатор износа тормозных колодок

Загорается при износе ниже допустимого предела накладок передних тормозных колодок. Цвет оранжевый.

Сигнализатор недостаточного уровня масла

Загорается при падении в картере двигателя уровня масла ниже допустимого уровня (отметки MIN на щупе). Цвет оранжевый.

Примечания и дополнения

— Сочетания контрольных ламп и сигнализаторов может быть различно на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 разных годов выпуска (с низкой и высокой панелью) разной комлектацией.

Еще статьи по электрике автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Ваз 2109 неисправности с электрикой и их устранение

Неисправности с электрикой

На Ваз 2109 неисправности с электрикой возникают со временем. Опытный автомобилист должен уметь с этими проблемами справляться.
Желательно, чтобы он самостоятельно устранял на Ваз 21093і неисправности, электрооборудование проверял и делал соответствующие выводы. В этой статье мы попытаемся помочь начинающему водителю и ознакомить его со всеми основными элементами электрики и их неисправностями.

Общая информация

Ваз 2109 неисправности электрооборудования

Начнем с общей информации. Следует знать, что на автомобиле Ваз 2109 два источника питания – это АКБ и генератор. АКБ предназначена для подачи тока при пуске силового агрегата авто, а также для питания стартера и других потребителей на 12 В при неработающем двигателе.
Когда мотор заработает, вся «инициатива» переходит к генератору. Теперь этот элемент обеспечивает током все потребители, даже систему зажигания и АКБ.

Когда генератор не дает ток

Примечание. Каждый водитель обязан знать, что если на панели приборов горит красная лампа зарядки, то от генератора не поступает заряда в бортовую сеть, то есть расходуется запасенная энергия АКБ. Понятно, что запас ограничен и зависит от величины батареи, ее емкости. Конечно же, в этом случае можно доехать до дома без генератора, но глушить автомобиль уже нельзя и придется ехать без остановок.

Порядок работ

  • В первую очередь, нужно проверить, а на месте ли ремень генератора. Случается, что он обрывается.
  • Если ремень на месте, цел и невредим, то рекомендуется проверить его натяжение. Для этого нажимаем большим пальцем руки сверху и замечаем, насколько ремень погнулся. 10-15 мм – это норма.
  • Вооружаемся соответствующим ключом и отворачиваем гайку, фиксирующую генератор к кузову. Затем вставляем монтировку между генератором и блоком цилиндров мотора. Методом рычага генератор отодвигаем и затягиваем гайку крепления.

Работа с генератором

  • Нужно проверить, а не сгорел ли соответствующий предохранитель. Если да, то заменяем на новый (подробнее о предохранителях ниже).
  • Пускаем силовой агрегат и проверяем, гаснет ли лампа зарядки АКБ. Если погасла, то значит все сделано правильно.
  • Если она не погасла, то нужно проверить кабель, который тянется от генератора к АКБ (плюсовой). Проблемы могут быть именно в нем.

Примечание. От батареи идут два провода: толстый соединяет АКБ со стартером, а тонкий – тот, который нужен нам.

  • Проверяем целостность этого провода. Может он оборван или еще чего.
  • Проверить тщательно нужно и контакты, которые могли быть со временем окислены.
  • Все эти неисправности, если они были обнаружены, исправляем. Запускаем двигатель и смотрим, появилась ли зарядка.
  • Если да, то счастливого пути!

Если зарядки опять нет, то нужно проверить уже сам генератор(см.Ваз 2109: неисправности на генераторе и способы их устранения). Для этого лучше обратиться к специалистам или же сделать все по советам, которые можно найти на нашем портале.

Совет. Как и говорилось, доехать с испорченным генератором до сервиса или собственного гаража можно. Для того чтобы максимально снизить потребление тока АКБ, нужно обязательно отключить в этот момент все приборы, такие как автомагнитола, лишние осветительные приборы, вентилятор, кондиционер, обогреватель и т.д.

Проверка регулятора

Если автомобилист опытный, то ему можно посоветовать проверить регулятор напряжения генератора. Данный компонент требуется для того, чтобы поддерживать в заданных пределах напряжение генератора, даже если изменяется частота вращения и нагрузка. Не исключено, что он «отработался» и генератор функционирует неправильно.
На автомобиле:

  • Вооружаемся вольтметром, наделенным шкалой до 15-30 В.
  • Замеряем напряжение обязательно после некоторой работы двигателя на средних оборотах.
  • Напряжение замеряем при включенных фарах, в месте между соответствующей клеммой и массой генератора. Норма – тринадцать/четырнадцать В.
  • В противном случае, если значение ниже или выше, регулятор нужно будет заменить.

Проверка демонтированного регулятора:

  • Регулятор демонтируем.
  • Проверяем его по схеме.

Схема проверки регулятора напряжения

Примечание. Если регулятор на Ваз 2109, выпущен до 1996 года, то его лучше проверять в сборе с щеткодержателем. Это даст возможность обнаружить сразу обрывы выводов щеток и плохой контакт между концами регулятора.

  • Включаем проверочную лампу между щетками.
  • К выводам В и Б и корпусу регулятора подводим ток, напряжением 12 В.
  • Затем подвоим ток, напряжением уже 15 В.
  • В случае, если регулятор неисправен, лампа не должна гореть при напряжении 15 В и гореть при напряжении 12 В.
  • Если она горит в обоих случаях, то регулятор неисправен и можно даже точно определить, что в нем пробой.
  • Если же лампа не горит в обоих случаях, имеется в регуляторе обрыв.

Предохранители

Ваз 2109 неисправности электрики

Предохранители – это своего рода и защитники, и разведчики. Именно они сигнализируют об опасности короткого замыкания или же других проблем с электрикой, если перегорают во второй раз.
А проблемы с электрикой нельзя класть в долгий ящик, ведь это грозит возгорание всей электропроводки и пожаром.

Примечание. Помните, что категорически запрещается заменять испорченный предохранитель новым, с большим номиналом. Совет. Чтобы сделать поиск неисправностей легче, рекомендуется пользоваться схемой, приведенной ниже.

Стоит отметить, что на Ваз 2109 могут быть установлены разные блоки: старый и новый. Отличительной особенностью нового блока предохранителей является то, что в нем используются предохранители нового образца.
Вместо цилиндрической формы предохранителей (как на старом блоке), здесь используются ножевые. Кроме того, используются в таком блоке и новые компактные реле.

Ваз 2109 неисправности электропроводки

Разберем теперь схему предохранителей на Ваз 2109, так как для работы с электрикой автомобиля это очень важно. Предохранители сокращенно будем называть буквой П, если монтажный блок старого образца и буквой P, если нового.
Итак:

  • 1 и 2 П с 8 А (в старом блоке) и 8/9 P с 7,5 А(в новом блоке) – отвечают за противотуманные фары.
  • П номер 3 с 8А и P1 с 10А – отвечают за очистители, реле и клапан включения фар.
  • П4 с 16А и P7 с 30А – отвечают за очистители фар, электродвигатель моторчика печки, моторедуктор очистеля заднего стекла, лампочки бардачка, обогрев стекол и т.д.
  • П5 с 8А и P16 с 15А – отвечают за поворотники, реле аварийки, задние фары, за указатели температуры Ож и уровня топлива и т.д.
  • П6 с 8А и P3 с 10А – задние фары, стоп-сигналы и освещение салона.
  • П6 и P6 s 30A – отвечают за электрические стеклоподъемники передние.
  • П7 и P10 с 7,5А – отвечают за лампочку номерного знака.
  • П8 с 16А и P5 с 20А – отвечают за звуковой сигнал и различные реле.
  • П9 на 8А и P10 на 7,5А – в ответе за левую габаритку и заднюю левую фару.

Ваз 2109 электрооборудование неисправности

  • П10 на 8А и P11 на 7,5А – в ответе за правую фару-габаритку и правую заднюю фару.
  • П11 с 8А и P2 с 10А – отвечают за поворотники и аварийку.
  • П12 с 16А и P4 на 20А – за обогреватель заднего стекла, прикуриватель и штепсельную розетку.
  • П13 и П14 с 8А и P15/P14 с 7,5А – в ответе за осветители/дальний свет.
  • П15/П16 с 8А и P13/P12 с 7,5А – в ответе за осветители/ближний свет.

Неисправности электрики Ваз 2109 и их устранение

Панель приборов и ее схема

Частой проблемой, связанной на Ваз 2109 с электрикой, является комбинация приборов. Встроена она в торпедо со стороны водителя и включает в себя систему приборов, которые следят за текущим состоянием автомобиля.
Это могут быть такие приборы, как датчик давления масла, датчик оборотов двигателя или просто ряд контрольных лампочек.

Ваз 21093 неисправности электрооборудования

Указатели

  • Если не работает указатель температуры и уровня топлива, то причиной может стать, как неисправность самих лампочек или датчиков, так и обрыв в цепи питания.
  • Лечение: прозвон всей цепи и проверка предохранителей. Если не помогло, то проверка работоспособности приборов и датчиков, с последующей их заменой.

Стрелка топливного бака

  • Случается и так, что вы только заправились в АЗС, но стрелка указателя возвращается к началу шкалы.
  • Проверяем, не был ли сбит ограничитель поплавка. Бывает и так, что он неправильно установлен либо отрегулирован (ограничитель).
  • Снимаем датчик и поводим повторную регулировку.
  • Если эта самая стрелка постоянно скачет и в конце падает до отметки нуля, проблема в слабом контакте резистора. Может быть здесь и другая причина: обрыв в резисторе.
  • Лечение: заменяем регулятор уровня топлива на новый.

Лампочки

  • Еще одна популярная неисправность, связанная с постоянным горением этой лампочки. Причина может заключаться в замыкании самого датчика либо его гибкой шины.
  • Лечение: разбираем регулятор, выпрямляем шину и устраняем замыкание.

Контрольные лампы

  • Если не работают контрольные лампы на панели приборов, то возможно, они перегорели или слабо сидят в гнездах.
  • Лечение: лампы заменяются либо их контакты поджимаются.
  • Возможно, что окислились контакты. В этом случае необходимо их хорошенько зачистить.

Примечание. Вообще, в данном случае рекомендуется прозвонить тестером всю проводку.

Проблемы со спидометром

  • Не менее распространенная неисправность, подразумевающая проведение следующей операции: замены троса.
  • Прежде, чем проводить замену, рекомендуется проверить качество затяжки гаек наконечников.
  • Случается и так, что при работе спидометра слышен шум. В этом случае, скорее всего, деформировался гибкий вал.

Ваз 21093 электрооборудование неисправности

На этом проверку и устранение неисправностей электрики Ваз 2109 можно считать законченным делом. Крайне важно в процессе работы своими руками, не игнорировать инструкцию по автомобилю.
Кроме того, будет полезно изучить различные фото и видео – материалы. Если научиться самостоятельно устранять такие проблемы, можно неплохо сэкономить семейный бюджет, ведь цена на услуги подобного рода у автоэлектриков чрезмерно завышена в наши дни.

Органы управления ВАЗ 2109. Низкая и высокая панель приборов

↑ Низкая панель приборов

1. Комбинация приборов; 2. Выключатель зажигания; 3. Панель приборов; 4. Центральные сопла системы вентиляции и отопления салона; 5. Боковые сопла системы вентиляции и отопления салона; 6. Крышка вещевого ящика; 7. Полка; 8. Заглушка; 9. Выключатель обогрева стекла двери задка; 10. Выключатель задних противотуманных фонарей; 11. Выключатель аварийной сигнализации; 12. Центральный переключатель наружного освещения; 13. Пульт управления системой вентиляции и отопления салона; 14. Гнездо для радиоприемника; 15. Рычаг переключения передач; 16. Рычаг стояночного тормоза; 17. Пепельница; 18. Прикуриватель; 19. Рычаг переключения стеклоочистителей и омывателей; 20. Педаль акселератора; 21. Педаль тормоза; 22. Педаль сцепления; 23. Рукоятка прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 24. Выключатель звукового сигнала; 25. Рукоятка сброса показаний счетчика суточного пробега; 26. Выключатель освещения приборов; 27. Ручка гидрокорректора фар; 28. Рычаг привода замка капота; 29. Рычаг переключения указателей поворота и света фар.

↑ Панель приборов

1. Спидометр; 2. Указатель температуры охлаждающей жидкости; 3. Вольтметр; 4. Указатель уровня топлива; 5. Контрольная лампа резервного остатка топлива; 6. Эконометр; 7. Счетчик суточного пробега; 8. Счетчик суммарного пробега; 9. Контрольная лампа “STOP”; 10. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 11. Контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 12. Контрольная лампа включения аварийной сигнализации; 13. Контрольная лампа падения уровня тормозной жидкости; 14. Контрольная лампа включения стояночного тормоза; 15. Контрольная лампа аварийного давления масла; 16. Контрольная лампа включения указателей поворота; 17. Контрольная лампа включения габаритных фонарей; 18. Контрольная лампа включения задних противотуманных фонарей; 19. Контрольная лампа включения дальнего света фар; 20. Контрольная лампа включения обогрева стекла двери задка.

↑ Положения ключа зажигания в замке

В замке зажигания ключ может занимать следующие положения:

  • 0 — все потребители выключены. Ключ не вынимается. Рулевое управление не заперто;
  • I — включено зажигание. Ключ не вынимается. Рулевое управление не заперто;
  • II — включено зажигание и стартер. Ключ поворачивается до отказа по часовой стрелке, преодолевая усилие пружины. Рулевое управление не заперто. В таком положении ключ не фиксируется — для работы стартера его надо удерживать рукой. Сразу после пуска двигателя ключ следует отпустить, и он под действием возвратной пружины вернется в положение I. В выключатель зажигания встроено устройство блокировки, которое не даст включить стартер при работающем двигателе. Вы можете опять повернуть ключ в положение II лишь после того, как вернете ключ в положение 0;
  • III — зажигание выключено. Ключ вынимается. При вынутом ключе рулевое управление заперто. Чтобы выключить противоугонное устройство, вставьте ключ в выключатель зажигания и, слегка поворачивая рулевое колесо вправо-влево, поверните ключ в положение 0.

↑ Высокая панель приборов

1. Выключатель зажигания; 2. Выключатель аварийной сигнализации; 3. Рычаг переключения стеклоочистителей и омывателей; 4. Гнездо для радиоприемника; 5. Центральные сопла системы вентиляции и отопления салона; 6. Бортовой компьютер (устанавливается по комплектации); 7. Панель приборов; 8. Крышка вещевого ящика; 9. Боковые сопла системы вентиляции и отопления салона; 10. Облицовка громкоговорителя; 11. Полка; 12. Выключатели электростеклоподъемников (устанавливаются по комплектации); 13. Прикуриватель; 14. Пульт управления системой вентиляции и отопления салона; 15. Рычаг переключения передач; 16. Рычаг стояночного тормоза; 17. Пепельница; 18. Рукоятка прикрытия воздушной заслонки карбюратора; 19. Педаль акселератора; 20. Педаль тормоза; 21. Педаль сцепления; 22. Выключатель звукового сигнала; 23. Выключатель освещения приборов; 24. Гидрокорректор фар; 25. Выключатель обогрева передних сидений (устанавливаются по комплектации); 26. Выключатель задних противотуманных фонарей; 27. Выключатель противотуманных фар (устанавливаются по комплектации); 28. Выключатель обогрева стекла двери задка; 29. Рычаг привода замка капота; 30. Рычаг переключателя указателей поворота и света фар; 31. Переключатель наружного освещения; 32. Комбинация приборов.

↑ Панель приборов

1. Спидометр. 2. Рукоятка сброса показаний счетчика суточного пробега. 3. Счетчик суточного пробега. 4. Счетчик суммарного пробега. 5. Указатель уровня топлива. 6. Световая панель бортовой системы контроля. 7. Табло “TEST”. 8. Табло “STOP”. 9. Контрольная лампа выхода из строя ламп стоп-сигналов и габаритных огней. 10. Контрольная лампа падения уровня тормозной жидкости. 11. Контрольная лампа падения уровня охлаждающей жидкости. 12. Контрольная лампа износа колодок передних тормозов. 13. Контрольная лампа падения уровня в бачке омывателя. 14. Контрольная лампа падения уровня масла в картере двигателя. 15. Указатель температуры охлаждающей жидкости. 16. Тахометр. 17. Контрольная лампа включения стояночного тормоза. 18. Контрольная лампа “CHECK ENGINE” (“Проверьте двигатель”) системы впрыска*. 19. Контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора. 20. Контрольная лампа резервного остатка топлива. 21. Контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя. 22. Контрольная лампа включения указателей правого поворота. 23. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. 24. Контрольная лампа включения указателей левого поворота. 25. Контрольная лампа непристегнутых ремней безопасности*. 26. Контрольная лампа незакрытых дверей*. 27. Контрольная лампа включения габаритных огней. 28. Контрольная лампа включения дальнего света фар. 29. Контрольная лампа “CHECK ENGINE” (“Проверьте двигатель”) системы снижения токсичности*.

*Оборудование устанавливается по комплектации. Если оборудование не установлено, вместо ламп стоят заглушки.

Меняем старую панель приборов на европанель на автомобиле ВАЗ 2109 своими руками

В любом автомобиле приборная панель должна быть в рабочем состоянии, поскольку каждый водитель должен как минимум знать, с какой скоростью он движется. Панель приборов ВАЗ 2109 включает в себя множество индикаторов и датчиков, в назначении которых необходимо разбираться. Этот материал позволит вам узнать описание приборки, а также о возможных неисправностях и замене ПП своими руками.

Описание и расположение индикаторов и приборов на панели

Особенности высокого и низкого щитка

Возможные неисправности и способы их устранения

Инструкция по установке панели нового образца

Фотогалерея «Меняем низкую консоль на высокую»

Видео «Установка светодиодной ленты в приборку ВАЗ 2109»

Комментарии и Отзывы

Описание и расположение индикаторов и приборов на панели

Для начала предлагаем ознакомиться с описанием и обозначениями значков на приборке ВАЗ 21099 и 21093 карбюратора или инжектора:

  1. Спидометр, позволяющий узнать, в каком скоростном режиме едет транспортное средство.
  2. Контроллер температуры охлаждающей жидкости. Если стрелка указателя попадет в красную зону, это свидетельствует о перегреве двигателя, иногда это может быть обусловлено выходом из строя самого датчика. Перегрев силового агрегата может стать причиной серьезных неисправностей, потому необходимо произвести диагностику вентилятора радиатора мотора.
  3. Одна из особенностей автомобилей ВАЗ — схема приборной панели подразумевает использование датчика напряжения в электросети машины. В соответствии с показателями этого контроллера можно определить разряд аккумуляторной батареи, когда стрелка указателя расположена в левой красной зоне. Если же она попала в правую красную зону, то это значит, что в сети зафиксирован перезаряд. При такой проблеме следует произвести диагностику генераторного устройства.
  4. Датчик объема бензина в топливном баке.
  5. Символ в виде бензоколонки, его появление сообщает о том, что в баке осталось не более 6.5 литров горючего.
  6. Также особенность ВАЗов — датчик экономии топлива. С его помощью водитель может определить оптимальное соотношение количества оборотов коленчатого к расходу горючего. Если стрелка указателя находится в желтой зоне, то это значит, что в системе происходит перерасход бензина, если в белой — то расход топлива экономичный.
  7. Одометр суточного пробега.
  8. Общий счетчик пробега.
  9. Если во время езды на комбинации приборов появляется слово «STOP», то таком образом водитель предупреждается о необходимости прекратить движение. Обычно его появление связано со снижением уровня давления моторной жидкости в силовом агрегате. Также может появиться из-за нехватки тормозной жидкости или при поднятом рычаге стояночного тормоза.
  10. Символ в виде аккумуляторной батареи, моргает всегда при запуске силового агрегата. Если он горит после того, как ДВС был запущен, то скорей всего, оборвался приводной ремень генераторной установки либо узел вышел из строя. Также есть смысл проверить цепь зарядки на предмет повреждений и обрывов.
  11. Значок подсоса, свидетельствует о прикрытии воздушной заслонки.
  12. Индикатор в виде треугольника говорит о том, что включена световая сигнализация.
  13. Значок в виде восклицательного знака появляется в случае недостатка тормозной жидкости, нужно восполнить ее объем.
  14. Этот символ говорит о включении ручного тормоза транспортного средства.
  15. Значок моторной жидкости, сообщает водителю и снижении давления в смазывающей системе мотора, в первую очередь следует проверить уровень жидкости и при необходимости долить масло.
  16. Значок в виде стрелок, направленных в разные стороны — говорит о включении поворотных огней.
  17. Символ активации габаритного освещения.
  18. Индикатор включения задних противотуманных фонарей, если таковые имеются.
  19. Символ активации лампочек дальнего освещения.
  20. Данный значок сообщает о включении системы обогрева заднего стекла.

Особенности высокого и низкого щитка

Отечественные «Девятки» выпускаются более тридцати лет, за это время инженеры АвтоВАЗа внесли множество доработок. В продаже стали появляться инжекторные версии авто, оборудованные стеклоподъемниками и прочими «фишками». Не обошли изменения и салон автомобиля — вместо традиционной низкой приборки стали использоваться высокие панели. Они ставились на автомобили с улучшенными центральными консолями, которые стали зваться европанелями.

Несмотря на отличия в плане дизайна, по факту «начинка» из значков и датчиков в обоих приборных панелях осталась аналогичной, изменилось только расположение контроллеров. В высоких версиях нет датчика напряжения и эконометра.

Возможные неисправности и способы их устранения

С какими неисправностями может столкнуться автовладелец:

  1. Щиток работает нормально, все датчики функционирует, но нет подсветки. Как известно, подсветка на приборке появляется только при включении габаритного освещения. Поэтому, если свет на щитке отсутствует, нужно проверить, работает ли габаритный свет, подсветка номерного знака и лампы в моторном отсеке, поскольку за все эти элементы отвечает один предохранитель.
    Речь идет о предохранительном устройстве F10 на 7.5 ампер. Если он перегорел, то устройство нужно заменить. Иногда причина кроется в неработоспособности регулятора подсветки, расположенного под приборкой.
  2. Не работает спидометр, в некоторых случаях стрелка то поднимается, то опускается, причем передвигается она с рывками. Если спидометр перестал функционировать, то в первую очередь надо проверить трос, соединяющий его с коробкой передач. В более старых версиях использовался механический тросик, наконечники которого со временем изнашивались, что приводило к неработоспособности спидометров. Нужно заменить сам трос или попробовать восстановить его работоспособность путем намотки куска пищевой фольги на конец, подключающийся к спидометру. Если речь идет об электронном датчике, то нужно его снять, прочистить контакты и заново подключить, если это не помогло, то контроллер подлежит замене.
  3. Не функционирует датчик экономии. Причин его неработоспособности может быть множество, начиная от выхода из строя самого устройства и заканчивая повреждениями электрической цепи. На практике этот датчик ломается во многих автомобилях, это считается «болезнью» «Девяток».
  4. Не работает контроллер температуры двигателя. Если стрелка вовсе не поднимается, то нужно произвести диагностику самого датчика, расположенного в выпускной магистрали головки блока цилиндров, рядом с термостатом. Также следует проверить качество подключения контроллера, убедиться в том, что цепь питания целая, произвести диагностику разъема. Может быть такое, что стрелка резко поднимается и уходит за красную зону, при этом двигатель даже не прогрелся. Скорей всего, имеет место проблема замыкания, придется воспользоваться тестером для диагностики автомобильной проводки или прибегнуть к помощи специалиста.
  5. Не работают индикаторы на приборной панели или часть подсветки. При такой неисправности причину следует искать в перегоревших источниках освещения. Нужно снимать приборку и проверять лампочки, если они действительно перегорели, то их придется менять (видео сняли Семен Педань).

Инструкция по установке панели нового образца

Если вы хотите заменить низкую приборку на более совершенную, высокую, то вам в любом случае придется менять всю центральную консоль.

Инструкция по снятию и установке выглядит так:

  1. Для начала следует обесточить бортовую сеть, для этого отключите аккумуляторную батарею, демонтируйте рулевое колесо, а также подрулевые переключатели и замок зажигания. Нужно будет отключить и реле зажигания.
  2. Далее, выкрутите два болта, которые крепят козырек контрольного щитка, демонтируйте его.
  3. Теперь нужно сжать пружинка и извлечь сам щиток из центральной консоли. Отключите все провода и разъемы, подключенные к приборке, в том числе трос спидометра, шланг от эконометра, тросик одометра. После этого приборку можно убрать в сторону.
  4. Затем снимите регулятор от гидрокорректора света оптики, ручки выключателя освещения приборки, а также регуляторы печки салона и вентилятора. Чтобы сделать это, регуляторы следует потянуть на себя.
  5. После этого выкрутите по два болта крепления накладки центральной панели на бокам, саму накладку можно сдвинуть на себя. Затем нужно отсоединить разъемы.
  6. Теперь ключ в замке следует провернуть в положение «0», это позволит отключить противоугонную системы. К самому замку подключен разъем с проводами, его надо отсоединить. Далее, выкрутите две гайки, а также два болта, после чего можно демонтировать трубу рулевой колонки с выключателем.
  7. Извлеките ручку подсоса, расположенную под приборной. Потяните ее на себя таким образом, чтобы вы могли почувствовать тягу. Вам надо выкрутить два болтика, которые крепят направляющую тягу заслонки, после чего подсос можно демонтировать.
  8. Теперь можно выкрутить еще четыре винта, которые фиксируют панель управления печкой в авто. Выкрутите болты, расположенные сбоку от щитка по обеим сторонам. Также выкрутите болты нижнего крепления консоли с гайками, которые фиксируют выключатель освещения контрольного щитка и гидрокорректора оптики. Для этого потребуется ключ-головка на 22, он должен быть высоким.
  9. После выполнения этих действий надо выкрутить болт, который фиксирует центральную консоль, в бардачке. Затем вам останется только открутить по одному болту по бокам, крепящих центральную консоль. Саму консоль после этого можно демонтировать.
  10. Что касается установки новой высокой панели с приборкой, то этот процесс не представляет собой особых трудностей. Все размеры в точки крепления на кузове совпадают, однако эта процедура также имеет свои особенности. Чтобы произвести установку новой консоли, вам потребуется соответствующий жгут с проводкой. Если вы будет использовать уже имеющийся жгут, то в нем надо будет переставить клеммы с учетом схемы подключения. Кроме того, надо будет поменять и тросы подводящие к отопителю, на более удлиненные, то же самое касается и тросика спидометра.
    При установке новой консоли потребуются и другие боковые накладки на стойки крыши, их надо установить перед тем, как вы поставите консоль. Поскольку в новой приборной панели не будет использоваться расходомер, трубку от него надо будет заглушить. Кроме того, сигнал на тахометр нужно будет подать от провода К на катушке, который подсоединяется к скобе кабеля датчика оборотов.
  11. Непосредственно перед установкой следует перебрать новую консоль, а места соединений воздуходувов перемотать изолентой и желательно проклеить поролоном или антискрипом. Надо поменять и поролон отопителя, поскольку старый уже не сможет выполнять свои функции. Также убедитесь в том, что подсос сможет полностью закрываться и помните о том, что тросик от нового спидометра следует поставить перед тем, как вы установите консоль.
    Процедура сборки начинается с прокладки нового жгута с проводкой и подключения всех разъемов. Прежде чем окончательно все собрать, включите приборную панель и проверьте, как работают все индикаторы и датчики. После этого консоль можно ставить на место.

Фотогалерея «Меняем низкую консоль на высокую»

Заключение

Если вы хотите поставить электронную приборку вместо стандартной, то в этом случае придется либо обращаться к электрику, либо самостоятельно менять схему подключения. Дело в том, что в электронных версиях нет ни датчика эконометра, ни любого другого стрелочного индикатора. При установке такой приборки желательно, чтобы автомобиль был оборудован электронным блоком управления. Поэтому если управляющего модуля нет, то установить электронную приборку не получится.

Видео «Установка светодиодной ленты в приборку ВАЗ 2109»

Процедура по проведению одного из вариантов тюнинга — установке диодной ленты в контрольный щиток — подробно описана на видео ниже (видео опубликовал Артем Воливач).

Читать еще:  Инструкция по замене переднего амортизатора мазда демио своими руками
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector