Поиск причин, вызвавших перегрев двигателя (часть вторая)

Поиск причин, вызвавших перегрев двигателя (часть вторая)

Признаки, причины и последствия перегрева двигателя. Что делать.

Именно перегрев двигателя практически любого транспортного средства является одной из самых важных проблем современных автолюбителей. В современном мире пик таких неприятностей приходится на последние месяцы лета. Данное явление является достаточно опасным, после даже совсем небольшого перегрева, ваше транспортное средство может существенно пострадать, появиться множество неприятных последствий, устранить которые можно будет исключительно в профессиональных СТО, это повлечет очень серьезные расходы.

Если после проверки будут выявлены структурные повреждения определенных элементов — многие специалисты будут рекомендовать капремонт двигателя, а эта процедура обойдется очень дорого. Современный двигатель собран из огромного количества разнообразных элементов, каждый из которых имеет определенную чувствительность к изменениям температурного режима. Маслоотражательные колпачки могут сразу же пострадать от резкой смены температурного режима, после них поршневые кольца также могут оказаться под пагубным воздействием высокой температуры. У современных расширителей маслосъемных колец есть одна особенность — они могут потерять свою изначальную упругость, когда температура становиться слишком высокой, это повлечет за собой достаточно существенные изменения в двигателе, поменяются показатели потребления масла.

Но это только небольшие проблемы, которые могут настигнуть ваше транспортное средство в момент перегрева его основного агрегата. Согласно законам физики — тела расширяются от сильного нагрева. Если перегрев двигателя случился — значит все детали очень сильно расширились. Они подвергаются деформации, и уже не смогут вернуться к своему естественному состоянию. Это приведет к достаточно серьезным повреждениям, ремонт двигателя будет достаточно дорогостоящим.

Из—за чего возникает перегрев

Для перегрева двигателя есть множество факторов. В современном мире выделяют всего семь основных, которые все автовладельцы должны всегда помнить. Это позволит своевременно реагировать на изменения в работе транспортного средства и его деталей.

    Охлаждающая жидкость заканчивается, ее слишком мало в системе, отвечающей за охлаждение. Антифриз иногда вытекает через небольшие трещины, которые образуются в патрубках или самом радиаторе. Автовладельцу придется регулярно проводить осмотр пространства под своим транспортным средством, это позволит своевременно определить утечку и принять нужные меры. Отложения, которые собираются внутри системы, отвечающей за охлаждение, способствуют заклиниванию подвижного элемента самого термостата. Устройство перестанет проявлять необходимую реакцию на температурные показатели антифриза, который выходит из двигателя, это нарушит циркуляцию охлаждающей жидкости — она будет проходить только малый или большой круг, это существенно скажется на правильном функционировании транспортного средства. Если только малый круг — перегрев двигателя вашему транспортному средству гарантирован. Большой — слишком медленный прогрев агрегата, который повлечет за собой проблемы иного типа.

Но может возникнуть внутренняя утечка — в данном случае все намного хуже. Антифриз будет попадать непосредственно сам картер двигателя, это будет способствовать разжижению используемого моторного масла. Гидроудар — один из ожидаемых результатов такой проблемы, также может произойти неожиданное заклинивание коленвала.

Сломанный термостат и другие его неисправности.

Отложения, которые собираются внутри системы, отвечающей за охлаждение, способствуют заклиниванию подвижного элемента самого термостата. Устройство перестанет проявлять необходимую реакцию на температурные показатели антифриза, который выходит из двигателя, это нарушит циркуляцию охлаждающей жидкости — она будет проходить только малый или большой круг, это существенно скажется на правильном функционировании транспортного средства. Если только малый круг — перегрев двигателя вашему транспортному средству гарантирован. Большой — слишком медленный прогрев агрегата, который повлечет за собой проблемы иного типа.

Охлаждение радиатора является неэффективным.

Грязь, которая собирается в пространстве между ребрами этого агрегата, становиться причиной такой серьезной проблемы.

Вентилятор больше не сможет правильно выполнять все свои функции. Если его активирует электромотор — значит нужна замена температурного датчика, если активация происходит механически — нужно проверить уровень натяжения ремня приводного.

  • Детонация агрегата бензинового после достаточно продолжительной работы. Все другие проблемы, могут не существенно сказаться на функционировании транспортного средства и двигателя, но этот вариант гарантирует структурные повреждения основному агрегату вашего автомобиля.
  • Неправильная регулировка систем зажигания или впрыска. Если заводские регулировки были нарушены — это существенно влияет на прогорание рабочей жидкости, в этом случае могут случиться серьезные повреждения двигателя. Отработавшие газы существенно увеличивают свою температуру, из—за неправильной работы определенных систем, головка блока цилиндров начинает сильно перегреваться, это приводит к закипанию антифриза, который расположен в системе, отвечающей за охлаждение двигателя вашего транспортного средства.
  • Выпускной клапан начинает прогорать. Эта неисправность также будет иметь достаточно серьезные последствия для вашего транспортного средства — детали двигателя существенно перегреваются из-за того, что повысится температура отработанных газов.

    Все эти причины способствуют том, что, перегрев двигателя начинает наносить существенный вред вашему транспортному средству. Существуют специальные датчики, их показания позволяют своевременно применять определенные меры при появлении изменений в температурном режиме двигателя вашего транспортного средства. Но есть еще несколько причин, вызывающих перегрев двигателя, их практически невозможно сразу же заметить, и они приводят к тому, что происходит внутреннее перегревание основного агрегата вашего транспортного средства. Если такое случается — современным автолюбителям приходится обращаться в профессиональные СТО, чтобы устранить последствия проблем:

    Нагар в большом количестве остается в специальных камерах сгорания.

    В основном с такой проблемой сталкиваются транспортные средства с достаточно большими показателями пробега. Циллиндропоршневая группа достаточно сильно изнашивается, это приводит к тому, что моторное масло начинает собираться в элементах цилиндра, когда оно сгорает — остается много нагара. Специальные датчики температур в таких ситуациях не могут сигнализировать о том, что появились достаточно серьезные проблемы. Для водителей остается секретом, откуда берется огромное количество дыма из трубы выхлопа. Бензиновые моторы особенно подвержены данной проблеме, для них наличие нагара является очень опасной проблемой, может возникнуть калильное зажигание.

    Наличие разнообразных отложений в системе охлаждения

    Такие отложения могут полностью или частично заблокировать специальные каналы, отвечающие за отвод тепла от радиатора или двигателя вашего транспортного средства.

    Присадки, которые имеются в современных моторных маслах.

    Это прерогатива многих современных автовладельцев — они пытаются добавлять в используемые масла специальные присадки. Это может привести к тому, что цилиндры покроются металлокерамическим слоем, который будет способствовать существенному перегреву двигателя.

    К чему лучше всего присмотреться

    Есть признаки перегревания двигателя, которые можно заметить во время движения. Есть несколько признаков, которые дадут возможность понять, что случился перегрев:

    • поднялась температура охлаждающей жидкости или сильно упала мощность все это понятно даже начинающему водителю.

    Чтобы понять, что случился перегрев двигателя — можно заглянуть под капот вашего транспортного средства. Если появилась деформация определенных элементов — к примеру, прокладки ГБЦ, значит нужно срочно посетить автосервис.

    Нужно провести осмотр расширительного бачка. Если в бачке вы увидите потемневшие хлопья — значит произошел перегрев.

    Если прокладка головки блока получила повреждения — придется обращаться в автосервис, чтобы устранить все последствия данной проблемы.

    Последствия перегрева

    Для многих водителей перегрев двигателя — обычная проблема, которая ничем серьезным не угрожает их транспортному средству. Но благодаря перегреву двигателя — транспортное средство может получить очень серьезные повреждения, водитель обязан учитывать этот фактор:

    Слабый перегрев двигателя

    Если агрегат работал не так долго при колоссальных температурных нагрузках — ничего серьезного не случиться. Важно, чтобы водитель вовремя оценил показатели специального датчика, указывающего на наличие проблемы. Поршни немного поплавятся, но двигатель продолжит нормально функционировать. Если случился более сильный перегрев — поршни существенно деформируются, выхлопная труба будет выдавать исключительно черный дым. Это приведет к регулярному повторению перегрева — деформированные поршни будут тереться о стенки цилиндров.

    Серьезный перегрев двигателя

    Может деформироваться головка блока, прогореть прокладка, разрушиться определенные элементы на поршнях.

    Катастрофический придел перегрева ДВС

    Здесь поршни в цилиндрах могут попросту заклинить. Это приведет к полному разрушению двигателя вашего транспортного средства. Элементы конструкции цилиндра будут пробиты шатуном — придется транспортировать автомобиль в автосервис и просить замену двигателя.

    Хроника событий

    Сначала прогорают поршни, это отражается на работе цилиндров. Коленвал получает повреждения, к нему прилипают определенные элементы.

    В дальнейшем воздействию поддается головка блока, это может существенно сказать на функционировании двигателя вашего транспортного средства.

    Если поршни крепкие — сломается коленчатый вал, агрегат может продолжить работу. Заклиненный поршень разрывает, он наносит множество повреждений двигателю,поршневой палец с шатуном наносят вред цилиндру — ваше транспортное средство становиться непригодным к использованию.

    Как лучше поступить, если основной агрегат сильно перегрелся

    Если перегрев сильный — глушите двигатель, если не очень — нужно дать ему постепенно остынуть, чтобы избежать деформации деталей. Если вы откроете коробку расширительного бачка — получите ожоги рук. Если начнете доливать воду — детали деформируются от резких изменений температур.

    Как защитить свое транспортное средства от перегрева определенных элементов:

    • Нужно следить за тем, сколько в расширительном бачке осталось антифриза, следить за появлением утечки.
    • Проверить состояние приводного ремня помпы, датчика, который отвечает за показатели температурного режима. Проверить вентилятор, в противном случае — он может не включиться в самый необходимый момент. Он связан с датчиком, от которого зависит момент его включения.
    • Достаточно часто нужно мыть радиатор. Эта процедура позволяет избегать перегрева двигателя, но проводить ее нужно очень осторожно. Если транспортное средство достаточно старое — радиатор снимается и промывается отдельно. Используются специальные защитные составы. Если на радиаторе установлены специальные жалюзи — их нужно открывать, это позволяет избегать регулярных перегревов двигателя.

    Ваше транспортное средство должно быть полностью исправным — это является основной гарантией защиты от перегревания двигателя. Лучше всего регулярно обращаться в автосервис и проходиться техническое обслуживание.

    Перегрев двигателя: причины и последствия

    Последствия перегрева двигателя являются одними из самых сложных неприятностей, которые случаются с автолюбителями. При первых признаках подобных неполадок следует сразу же принять меры для их устранения, чтобы не усугубить ситуацию.

    Признаки перегрева двигателя

    Если вовремя обнаружить, что мотор начал перегреваться, шансы избежать серьезной аварии заметно повышаются. Водителю необходимо постоянно следить за показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости. Это самый простой способ вовремя заметить и нейтрализовать причины перегрева двигателя.

    Также следует внимательно относиться к косвенным признакам, указывающим на возможные проблемы с охлаждающей системой мотора:

    • излишне напряженная работа вентилятора (иногда без остановки в течение всей поездки);
    • отказ печки салона;
    • значительное падение мощности без видимых причин;
    • увеличившаяся шумность работы двигателя (стучат пальцы и т. п.);
    • белый налет на электродах свечей зажигания, трещины на изоляторе;
    • потемнение охлаждающей жидкости, черные пятна на стенках бачка охлаждающей жидкости;
    • появление пены в масле.
    Читать еще:  Описание характеристик автомобильной магнитолы sony (сони), модельный ряд

    Любой из этих признаков может указывать на то, что силовой агрегат работает при чрезмерно высоких температурах.

    Автомобильный двигатель после перегрева получает ущерб различного характера. Как этого избежать? Чтобы бороться с проблемами, нужно выяснить причины их возникновения.

    Почему перегревается двигатель автомобиля

    Весной причиной перегрева двигателя могут быть установленные на зиму утепляющие приспособления (автоодеяло или просто картонка перед радиатором), но это редкость. Чаще автомобильный мотор перегревается, если неисправен один из компонентов системы охлаждения.

    Если радиатор забьется снаружи мусором (пух, перья, листва, насекомые и т. п.), избыточное тепло от охлаждающей жидкости не будет уходить в окружающее пространство. В этом случае перегрев двигателя до критической температуры обеспечен.

    Более сложная разновидность проблемы – засорение трубок радиатора изнутри. В этом случае причиной перегрева двигателя также является снижение отдачи тепла в атмосферу. Просвет трубок зарастает накипью из-за использования водопроводной воды или забивается вследствие неумелого применения герметика.

    Неисправный термостат

    Выход из строя термостата приводит к тяжелым последствиямперегреву двигателя. Этот прибор переключает циркуляцию с малого круга (только через ГБЦ) на большой (с поступлением в радиатор) при достижении температуры охлаждающей жидкости +87 °C. В идеале все должно работать именно так, но в этом приспособлении случаются поломки.

    Если термостат неисправен, перегрев двигателя и тяжелые последствия неизбежны. Охлаждающая жидкость не поступает в радиатор, а циркулирует только по головке блока цилиндров. Понятно, что вода или антифриз в таких условиях не успевают отдавать избыточное тепло в окружающее пространство.

    Проверка исправности термостата выполняется достаточно просто. Следует запустить двигатель и прогреть его до +90 °C. Затем нужно открыть капот и потрогать шланги от двигателя к радиатору и от радиатора к термостату. Они должны быть одинаково горячими. Если шланг от радиатора к термостату холодный или теплый, значит, термоэлемент не открылся – циркуляция по большому кругу не идет.

    Неисправная водяная помпа

    Неисправность данного прибора является одной из частых причин перегрева двигателя. Как и в случае со сломанным термостатом корень проблемы заключается в недостаточном теплообмене силового агрегата авто с окружающим пространством. Насос просто не перекачивает охлаждающую жидкость по контуру, поэтому тепло от двигателя не отводится. Совсем.

    Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости

    Этот сенсор передает данные на индикатор приборной панели, отслеживая нагрев охлаждающей жидкости. Если этот датчик неисправен, водитель просто не видит, что температура двигателя превысила допустимый предел, начался его перегрев. Иногда заметить эту неисправность можно лишь, когда мотор уже пошел в разнос.

    Неисправный вентилятор системы охлаждения

    Неполадки в этом устройстве приводят к перегреву двигателя так же верно, как и проблемы с помпой или термостатом. При работе силового агрегата под пиковой нагрузкой выделяется больше тепла. Чтобы отвести лишнюю тепловую энергию, требуется увеличить эффективность системы охлаждения.

    Для принудительного снижения температуры радиатора применяется вентилятор. Крыльчатка начинает вращаться, когда температура охлаждающей жидкости в системе превышает определенный порог. Если вентилятор неисправен, радиатор не успевает охлаждать воду или тосол до требуемого уровня, поэтому мотор автомобиля перегревается.

    Низкий уровень охлаждающей жидкости

    Механизм этой причины перегрева двигателя не нуждается в долгих объяснениях – все понятно и так. Если в системе недостаточное количество воды или антифриза, охлаждение мотора не может быть эффективным. Уменьшившийся объем жидкости не успевает отводить тепло, кроме того в патрубках собираются воздушные пробки, препятствующие циркуляции.

    Заметить эту неисправность можно по тому, что печка салона перестала работать. Радиатор отопления салона находится в самой высокой точке системы охлаждения, поэтому при недостаточном количестве воды или тосола печка отказывает первой.

    Сбои в системе зажигания

    Одна из причин перегрева двигателя заключается в неисправностях системы зажигания или подачи топлива. Если нарушена нормальная подача горючего, мотор работает на обедненной смеси. Если зажигание выставлено с опозданием, топливовоздушная смесь догорает уже при открытом выпускном клапане. Эти неполадки приводят к резкому повышению температуры выхлопных газов. Головка блока цилиндров перегревается, тосол или вода закипают.

    Долгая работа под большими нагрузками

    Иногда автолюбители сами «привозят» себе проблемы. Один из способов добровольного перегрева двигателя до экстремальных температур – езда под высокими нагрузками. Такие условия возникают при буксировке груженого прицепа, другого транспортного средства и т. п. При движении на пониженной передаче и высоких оборотах мотор неизбежно перегревается. Радиатор слабо обдувается встречным потоком воздуха из-за низкой скорости движения, что усугубляет положение.

    Последствия перегрева двигателя автомобиля

    Все неисправности, вызывающие неконтролируемое повышение температуры, однозначно ведут к повреждению мотора. Степень повреждений зависит от длительности разрушающего воздействия перегрева. В большинстве случаев требуется весьма дорогостоящий ремонт, но иногда владелец авто отделывается легким испугом.

    Последствия перегрева двигателя в течение 5-10 минут

    Как правило, двигатель после перегрева в течение такого малого отрезка времени остается в относительной сохранности. Серьезных проблем чаще всего удается избежать. Иногда требуется заменить оплавившиеся поршни.

    Такие ситуации чаще возникают при неисправности вентилятора или термостата. Для водителя главное – вовремя заметить, что стрелка индикатора температуры охлаждающей жидкости входит в красную зону шкалы. Достаточно остановить машину и дать мотору поработать несколько минут на холостых оборотах, чтобы температура вошла в норму.

    Последствия перегрева двигателя в течение 20 минут и более

    Это более тяжелый случай. Двигатель после перегрева средней тяжести может получить следующий ущерб:

    • деформация и трещины ГБЦ, что приводит к выпадению клапанов;
    • прогорание прокладок головки блока цилиндров;
    • разрушение межкольцевых перегородок поршней;
    • деформация сальников, что приводит к протечкам масла.

    Ремонт мотора, получившего такие повреждения, возможен, но обойдется в круглую сумму. Масштабы затрат прямо пропорциональны тяжести поломок.

    Последствия экстремального перегрева двигателя

    Когда мотор автомобиля подвергается воздействию предельно высоких температур длительное время, крупных проблем не избежать. Иногда силовой агрегат просто взрывается, но чаще просто глохнет, не причинив большого вреда машине в целом.

    Разрушения начинаются с цилиндропоршневой группы, постепенно распространяясь на другие компоненты. Двигатель последлительногоперегрева до экстремальных температур восстановлению не подлежит.

    Чтобы обезопасить себя от подобных проблем, следите за показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости и вовремя выполняйте техообслуживание. Любые причины перегрева двигателя, выявленные на ранней стадии, устраняются быстрее и легче, чем запущенные случаи.

    Перегрев двигателя: причины и методы борьбы

    Работающий в штатном режиме двигатель перегреваться не должен. Практически все выпускаемые и прошедшие сертификацию автомобили испытываются при высоких температурах окружающего воздуха. Значит, перегрев может возникнуть либо вследствие неисправности (причем необязательно системы охлаждения), либо из-за эксплуатации автомобиля в условиях, для которых он не предназначен. Попробуем разобраться.

    Что касается эксплуатации в экстремально жарких условиях, то тут сложно дать какие-либо общие рекомендации. Надо или переделывать автомобиль, или двигаться короткими бросками, или дожидаться снижения температуры ночью. А вот если перегрев происходит в штатных условиях, есть повод задуматься.

    Симптомы перегрева

    Но вначале поговорим о прямых или косвенных признаках перегрева. Маловероятно, чтобы стрелочный указатель или сигнализатор просто беспричинно начал подвирать. В комбинации приборов может быть еще одна подсказка. Если вместе с индикацией перегрева зажегся индикатор отсутствия зарядки аккумулятора, то это однозначно укажет на обрыв ремня приводящего как генератор, так и насос охлаждающей жидкости. Перечень таких автомобилей очень велик. Это все Лады с задним или полным приводом и практически все иномарки с цепным приводом ГРМ. Ведь если распредвалы вращает цепь, то участь «крутить помпу» практически всегда достается ремню привода вспомогательных агрегатов. Вот почему его обрыв сразу отразится на генераторе. Еще о перегреве (либо его приближении) сообщит появление пара из-под капота или, что еще противней, из корпуса отопителя, то есть практически из-под ног.

    А вот люди, редко бросающие взгляд на приборы, могут определить начало перегрева по появившимся детонационным стукам и потере тяги.

    Причинно-следственные связи

    Теперь рассмотрим, в каких условиях произошел перегрев. Здесь следует сразу разделить ситуации на те, когда система охлаждения и до этого работала на пределе и ее просто перестало «хватать», и когда перегрев происходит вследствие неудачного ремонта или обслуживания.

    На пределе система обычно работает у нерадивых владельцев, позволивших радиатору утратить часть своих свойств из-за загрязнения (внутри или снаружи) или замятия пластин при неудачной мойке под давлением.

    Еще система охлаждения работает на пределе возможностей тогда, когда у нее неисправен (не полностью открывается) термостат.

    Итак, если система охлаждения работает не в полную силу, то перегрев происходит:

    • на высокой скорости, так как тепловыделение двигателем максимально;
    • при буксовании в грязи, когда большая нагрузка сопровождается недостаточным обдувом радиатора;
    • при высокой температуре воздуха из-за слабого теплоотвода от радиатора;
    • при высокой температуре воздуха и включенном кондиционере, когда теплоотвод затруднен из-за подогрева воздуха конденсатором кондиционера (стоит раньше радиатора по потоку воздуха) и нагрузка на двигатель, вынужденный вращать компрессор кондиционера, увеличивается;
    • в горах, когда и без того нагруженный двигатель перегревается из-за негерметичной крышки радиатора (жидкость без давления закипает раньше).

    Если мотор перегрелся вскоре после ремонта, то причиной может быть:

    • замена охлаждающей жидкости (использование жидкости с низкой температурой кипения);
    • герметизация течей системы охлаждения различными составами, препятствующими циркуляции охлаждающей жидкости;
    • неисправный вентилятор системы охлаждения двигателя или питающих его электрических цепей.

    Отметим также наиболее частые причины, вызывающие мгновенный перегрев:

    • разрыв или соскакивание с патрубка резинового шланга системы охлаждения;
    • разрушение насоса охлаждающей жидкости;
    • обрыв ремня привода вспомогательных агрегатов, что чаще всего становится концом поездки, если, конечно, вы не возите запасной ремень и умеете его заменить;
    • прорыв газа (при использовании ГБО) под давлением в систему охлаждения через редуктор, вызывающий мгновенное вытеснение жидкости.

    С характерными признаками определились, но как вести себя в случае перегрева? Главная задача — безопасно остановить автомобиль и по возможности не допустить повреждения двигателя. Для этого нужно:

    1. Выключить кондиционер (что снизит тепловую и механическую нагрузку).
    2. Включить отопитель (что улучшит теплоотдачу).
    3. Сдать к краю проезжей части и включить аварийную сигнализацию.
    4. Двигатель (если неочевидна причина) при этом лучше заглушить.
    5. Провести осмотр подкапотного пространства.

    Важно: перед тем как открывать заливную горловину радиатора или расширительного бачка, выждете некоторое время, дав системе остыть. Далее следует долить максимально чистой воды и пробовать запустить двигатель. Его последующий прогрев не должен сопровождаться сильным бурлением в расширительном бачке, что является грозным свидетельством прорыва газов в систему охлаждения и ставит крест на дальнейшей поездке. Если же мотор прогрелся и бурления в бачке незаметно, то, внимательно следя за температурой, можно продолжить путь, стараясь не провоцировать перегрев повышенными нагрузками на двигатель (резкие ускорения, особенно в подъемах). Позже в любом случае следует обратиться к специалистам.

    Читать еще:  Как обновить карты на навигаторе пролоджи

    Отдельная история — неисправности цепей управления электровентилятором. Справиться c этой бедой довольно сложно, не считая проверки и замены предохранителя. Тут также придется предоставить машину профессионалам.

    Европа или Азия?

    И в завершение о бурлении жидкости в расширительном бачке. Здесь следует рассказать о двух типах систем охлаждения, которые условно можно назвать европейским и азиатским.

    Раньше появились системы с герметичной крышкой радиатора, поддерживающей давление. При срабатывании основного клапана часть расширившейся охлаждающей жидкости перепускается в расширительный бачок. При остывании двигателя часть жидкости через обратный клапан пробки подсасывается в радиатор, так что избыточного давления в расширительном бачке нет. Вот почему требования к его прочности невысоки. В Европе нынче такую схему встретишь все реже — в основном в Корее и Японии, отчего ее и можно назвать азиатской. Пример из отечественного автопрома — классические ВАЗы с продольным расположением двигателя.

    А вот с появлением в 1984 году переднеприводных Лад жители нашей страны познакомились с принципиально иной схемой охлаждения. Радиатор тут уже без крышки, а наполнение системы происходит через расширительный бачок. Его я называю циркуляционным, так как в нем под давлением происходит непрерывное движение охлаждающей жидкости. В него же стравливаются пузырьки из верхней части радиатора.

    Оценив принцип работы двух типов расширительных бачков, мы можем понять, что в одном случае горячий пар может вырываться из-под крышки расширительного бачка, а в другом — через бачок «азиатского» типа выходить уже значительно остывшим.

    От автора: если у вас были интересные «приключения» с системой охлаждения, делитесь ими в комментариях.

    Перегрев двигателя. Диагностика. Причины. Устранение.

    Ваш двигатель перегревается, и вы не знаете, как его отремонтировать?

    Тогда эта статья для вас. Мы рассмотрим наиболее распространенные причины перегрева автомобильного двигателя.

    Также вы узнаете как провести правильную диагностику симптомов и причин, которые могут вызвать перегрев двигателя.

    Причины перегрева двигателя

    Лучший способ сделать правильную диагностику перегрева вашего двигателя — это понять, как работает система охлаждения.

    Наиболее распространенные причины перегрева двигателя:

    • неисправный термостат
    • неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости
    • воздушные пробки в системе охлаждения
    • неисправный вентилятор радиатора
    • неисправный водяной насос
    • неисправная прокладка головки блока цилиндров.

    Вы должны всегда правильно диагностировать свой автомобиль, а не просто менять детали. Обратитесь за помощью к профессиональному автослесарю, если вы не уверены, как правильно провести диагностику.

    Низкий уровень охлаждающей жидкости

    Низкий уровень охлаждающей жидкости в большинстве случаев вызывает перегрев двигателя. Однако если уровень охлаждающей жидкости снизился, скорее всего, у вас есть внутренняя или внешняя утечка охлаждающей жидкости на вашем двигателе. Если система охлаждения работает нормально, вам никогда не придется доливать охлаждающую жидкость из-за низкого уровня. Если уровень охлаждающей жидкости снизился один раз, возможно, вам придется выпустить воздух из системы охлаждения после заправки.

    Забитый радиатор

    Забитый радиатор приводит к тому, что охлаждающая жидкость не будет проходить должным образом через двигатель и может вызвать перегрев двигателя. Это бывает не так часто, и для начала рекомендуется проверить другие узлы системы охлаждения. В большинстве автомобилей радиатор установлен перед двигателем.

    Плохой термостат

    Термостат часто расположен внутри заднего шланга охлаждающей жидкости на двигателе, но так же может быть расположен на верхнем шланге охлаждающей жидкости, в зависимости от модели автомобиля. Термостат должен открыться при 90 ° C, когда двигатель достигнет нужной (рабочей) температуры, чтобы всегда поддерживать ту же температуру, когда двигатель горячий. Очень часто термостат выходит из строя, поэтому рекомендуется проверять его одним из первых в случае перегрева двигателя.

    Неисправный водяной насос

    Водяной насос прокачивает охлаждающую жидкость, чтобы всегда поддерживать поток, чтобы все детали охлаждались и чтобы двигатель не перегревался. Иногда водяной насос приводится в движение ремнем ГРМ, а иногда и серпантиновым. В некоторых ситуациях у вас также есть электрические водяные насосы. Неисправный водяной насос приведет к перегреву двигателя, и не всегда очень просто правильно диагностировать неисправный водяной насос.

    Расширительный бак / Крышка

    Неисправный расширительный бак или крышка также могут привести к перегреву, если он где-то протекает или засорен. Если расширительный бак протекает, он может вытолкнуть охлаждающую жидкость и создать воздух внутри системы охлаждения, что приведет к перегреву двигателя. Расширительный колпачок также часто имеет нагнетательный клапан, который гарантирует, что система охлаждения поддерживает высокое давление внутри системы охлаждения, около 1-1,5 бар. Более высокое давление повышает температуру кипения и помогает двигателю не перегреваться. Неисправная крышка может привести к слишком низкому давлению и перегреву.

    Вентилятор охлаждающей жидкости / радиатора

    Работа вентилятора радиатора охлаждающей жидкости заключается в охлаждении охлаждающей жидкости, протекающей через радиатор. Тем не менее, при движении на более высоких скоростях, скользящий поток помогает охладить охлаждающую жидкость, и вентилятор не нужен. Но если вы понимаете, что температура вашей охлаждающей жидкости повышается на холостом ходу и на более низких скоростях, это может быть проблемой с вашим вентилятором охлаждающей жидкости.

    Датчик температуры охлаждающей жидкости

    Датчик температуры охлаждающей жидкости сам по себе не может вызвать перегрев двигателя, но если в вашем автомобиле есть электрический термостат или водяной насос, он может обмануть их, чтобы они не работали должным образом. Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости также может обмануть вас, думая, что ваш автомобиль перегревается, но на самом деле это не так.

    Прокладка головки блока цилиндров

    Выдувная прокладка головки может вытеснить воздух / сжатие в систему охлаждения и вызвать воздушные пробки, которые приводят к перегреву охлаждающей жидкости. Это также может привести к смешиванию моторного масла с охлаждающей жидкостью и ограничению потока. Прокладка с обдувкой часто является дорогостоящим ремонтом, так как вы должны снять головку двигателя.

    Воздух в системе охлаждения

    Воздушные пробки в системе охлаждения часто вызывают перегрев двигателя. Однако воздух не попадает в систему охлаждения, если вы не заменили какие-либо детали или у вас есть другие неисправные детали в двигателе. В любом случае, это простой шаг, чтобы выпустить воздух из двигателя, чтобы проверить, работает ли он. Если вы хотите узнать больше о том, как прокачать систему охлаждения. Проверьте эту статью: Как удалить воздух из автомобильного двигателя.

    Это наиболее распространенные детали, упомянутые в системе охлаждения. Конечно, в зависимости от модели автомобиля может быть добавлено больше деталей, но это наиболее распространенные причины перегрева двигателя.

    Ремонт / Диагностика / Устранение перегрева.

    Теперь, когда мы узнаем немного больше о том, как работает система охлаждения, пришло время научиться правильно диагностировать эти возможные причины. Вот то, что вы должны искать, когда пытаетесь починить перегреваемый двигатель.

    Проверьте свой термостат

    Когда автомобиль перегревается, вы можете проверить, открылся ли термостат или нет. Чтобы проверить, открывается ли он, вы можете пощупать большой нижний или верхний шланг охлаждающей жидкости, в зависимости от того, где установлен термостат. Если шланг холодный, когда двигатель перегревается, и вы уже пытались прокачать систему охлаждения, возможно, у вас проблема с термостатом. В этом случае замените термостат. Вы также можете вынуть термостат и положить его в кастрюлю с горячей водой, чтобы увидеть, правильно ли он открывается и закрывается. Но новый термостат не такой дорогой, и его удаление зачастую требует больших усилий. ПРИМЕЧАНИЕ. Некоторые автомобили используют электрический термостат, и вам всегда следует сначала проверять память кодов неисправностей DTC с помощью сканера OBD2 на наличие любых связанных кодов неисправностей. Есть еще один, гораздо более безопасный способ проверить это. Это использовать лазерный температурный инструмент. Просто стреляйте лазером по шлангу с безопасного расстояния, и он покажет вам температуру.

    Проверьте ваш вентилятор радиатора

    Если ваш термостат работал правильно, и вы не можете обнаружить каких-либо странных перепадов температуры в шлангах, пришло время проверить вентилятор радиатора и убедиться, что он работает правильно. Наиболее распространенным признаком неисправного вентилятора радиатора является то, что автомобиль перегревается на холостом ходу или на более низких скоростях, поскольку на более высоких скоростях автомобиль не нуждается в использовании вентилятора радиатора. Вы должны проверить, вращается ли вентилятор радиатора на полную мощность, когда термостат полностью открыт и двигатель автомобиля горячий или перегревается. Если вентилятор радиатора не работает, вы должны убедиться, что датчик температуры вентилятора работает, и вы также можете убедиться в отсутствии перегоревших предохранителей. Когда вы проверили или заменили свой термостат, и автомобиль все еще перегревается, пришло время перейти к следующему шагу.

    Проверьте свой водяной насос

    Теперь пришло время проверить, протекает ли водяной насос какой-либо воды. Диагностировать водяной насос без его снятия может быть очень сложно. Некоторые быстрые проверки должны ощущаться на оси водяного насоса, если вы можете добраться до него. Есть странные звуки? Обратный слэш в порядке? Например, в некоторых двигателях Volkswagen водяной насос использует пластиковый насосный агрегат, а водяной насос работает как обычно. Но когда двигатель прогревается, пластик расширяется и перестает качать воду. Это может быть очень трудно диагностировать, потому что вы не можете чувствовать ничего странного с водяным насосом.

    Как я уже сказал, это может быть очень трудно диагностировать. Единственный способ — попытаться проверить, нет ли потока в шлангах, или снять насос для проверки. Вы также можете попытаться проверить с помощью небольшой камеры, можете ли вы достать до нее насос. Если вы проверили водяной насос и автомобиль все еще перегревается, переходите к следующему шагу.

    Проверьте прокладку головки

    Если ваша машина работала хорошо в течение короткого времени после удаления воздуха из системы охлаждения, но через некоторое время возникла та же проблема, возможно, прокладка выдувной головки толкает сжатие / воздух в систему охлаждения. Самый простой способ проверить это — посмотреть, не оказывается ли внутри системы охлаждения очень высокое давление и она все время пузырится из крышки. Вы также можете пойти в автомобильную мастерскую и проверить, можете ли вы одолжить их тестер выхлопных газов. Поместите тестер выхлопных газов рядом с крышкой охлаждающей жидкости, чтобы увидеть, если вы получаете высокие значения СО там. Вы также можете почувствовать обоняние, если почувствуете запах выхлопных газов внутри расширительного бака или радиатора. Еще один способ проверить это — проверить, не смешались ли масло и охлаждающая жидкость, это хороший признак надутой прокладки головки. Чтобы узнать больше о прокладках выдувной головки, ознакомьтесь с нашей другой статьей, посвященной симптомам прокладки выдувной головки. Если вы получили высокие значения и высокое давление внутри системы охлаждения очень быстро: замените прокладку головки и проверьте на наличие трещин в головке.

    Читать еще:  Как самому снять и заменить рычаг переключения передач ваз 2107: описание и инструкция с видео

    Проверьте, действительно ли двигатель перегревается

    Теперь вы проверили почти каждую часть системы охлаждения. Но вопрос в том, действительно ли машина перегревается или это приборная панель, которая показывает вам неверную информацию? Конечно, если вода становится слишком горячей и взрывается через систему охлаждения, это не будет вашим случаем. Но если единственное, что вы заметили, это то, что температура на вашей приборной панели повышается, то может быть проблема с датчиком охлаждающей жидкости на приборной панели. Некоторые автомобили используют один датчик температуры для блока управления двигателем и другой датчик для панели приборов. Вы должны выяснить, откуда ваша панель инструментов получает информацию. Если ваш автомобиль использует один датчик как для приборной панели, так и для блока управления двигателем, вы можете проверить данные датчика в реальном времени с помощью диагностического прибора.

    Промойте систему охлаждения

    Если вы проверили водяной насос, термостат и попытались вытянуть воздух из несколько раз. Осталось только одно, если все компоненты были проверены правильно, а именно: поток в системе охлаждения должен быть ограничен или заблокирован. Скорее всего, проблема будет в вашем радиаторе или другом шланге охлаждающей жидкости в системе охлаждения, поэтому я рекомендую вам начать его проверять. Если вы хотите, вы можете попробовать промыть всю систему охлаждения. Внутри может быть много застрявшей грязи, и попытка смыть ее может быть хорошей идеей, потому что попробовать действительно дешево, и даже если это не проблема, это все равно не повредит.

    Заключение

    Диагностировать детали внутри системы охлаждения не всегда так просто, не снимая их и осматривая их своими глазами. Это хорошо, когда вы знаете, как работает система охлаждения и какие компоненты входят в комплект. Вы поймете, что не так много разных частей, которые могут выйти из строя. Система охлаждения — действительно простая конструкция, которая работает очень хорошо. Если в вашем автомобиле используются какие-либо электрические компоненты системы охлаждения, например, электрический термостат или электрический водяной насос, то вам всегда следует сначала прочитать память кодов неисправностей DTC, чтобы убедиться, что блок управления двигателем не регистрирует какие-либо проблемы.

    Главные причины и последствия перегрева ДВС

    Статья о том, каковы основные причины и последствия перегрева мотора, симптомы перегрева, меры профилактики. В конце статьи — видео о том, к чему может привести перегрев двигателя.

    Содержание статьи:

    • Симптомы
    • 9 причин перегрева ДВС
    • Последствия
    • Как избежать перегрева мотора
    • Видео о том, к чему может привести перегрев двигателя

    Двигатель — это важнейший агрегат автомобиля, за исправностью которого необходимо следить особенно тщательно. Ведь даже маленькая не устраненная поломка может привести к капитальному ремонту, а это дорогостоящая и длительная работа. Распространенной неисправностью двигателя является его перегрев. Отметим, что особенности температурного контроля силового агрегата таковы, что действительная температура выше той, что указана на приборной панели. При нагреве в 60-70 градусов мотор охлажденный, при 85-95 работает оптимально, а при температуре выше 110 градусов начинает перегреваться. Рассмотрим все симптомы, причины и последствия греющегося мотора.

    Симптомы перегрева двигателя

    Самый очевидный признак неисправности — стрелка указателя температуры, приближающаяся к опасной красной зоне. Кроме этого сигнала, существуют прочие признаки перегрева ДВС:

    1. Мощность автомобиля резко снижается.
    2. Нагревается стрелка салона под ногами шофера.
    3. Изменяется режим работы вентилятора — его лопасти начинают крутиться интенсивнее.

    Симптомом серьезного перегрева является «закипание» двигателя. Обнаружив пар, необходимо срочно снизить скорость, по возможности переключится на нейтралку и ехать к месту, где разрешена остановка. Так можно предотвратить разрушение вкладышей и минимизировать прочие последствия.

    Далее, убедившись в отсутствии металлического гула или ударов, нужно дать двигателю поработать в холостую некоторое время. Только после этого можно залить в бачок воду или антифриз, остудить мотор и разбираться в причинах перегрева.

    Обратите внимание! В целях безопасности не следует сразу после остановки пытаться остудить мотор. Горячий пар из-под открытого капота может нанести вам серьезные ожоги.

    9 причин перегрева двигателя

    Недостаток охлаждающей жидкости

    Первая и самая распространенная причина греющегося мотора — недостаток охлаждающей жидкости. Почему начинает вытекать тосол, антифриз или вода:

    • просачивается через негерметичные патрубки;
    • вытекает через печь радиатора;
    • неисправен водяной насос (помпа);
    • охлаждающая жидкость попадает в масло. Автомобиль начинает расходовать больше смазочной жидкости, на щупе образуется коричневатая эмульсия;
    • антифриз или вода уходят в цилиндры. Об этой поломке свидетельствует пар из выхлопной трубы белого цвета.

    Низкая эффективность охлаждения основного радиатора

    Почему это происходит:

    • если вентилятор с электроприводом, то, вероятнее всего, проблема в датчике температуры;
    • расслабление ремня водяной помпы или его разрыв;
    • радиатор загрязнен. Если в начале движения, после продолжительной стоянки, температура двигателя длительное время не нормализуется, это говорит о том, что радиатор нуждается в очистке или замене. В идеале, обдув основного радиатора должен очень быстро нормализовать температуру, даже в случае, когда машина движется с невысокой скоростью.

    Неисправность термостата

    Охлаждающая жидкость или герметик для ремонта данной системы образуют отложения. Они негативно влияют на работу термостата, и он перестает реагировать на температуру тосола выходящего из мотора. Вышедший из строя термостат может влиять на двигатель по-разному:

    • возникают проблемы с прогреванием мотора;
    • силовой агрегат перегревается.

    Долгая работа двигателя в неблагоприятных режимах

    А именно:

    • буксировочный режим мотора;
    • вынужденная длительная работа на холостых оборотах (автомобиль часто застревает в «пробках»). В этом случае нагрузка на двигатель небольшая, но ее может быть достаточно для перегрева двигателя.

    Прогорел клапан выпуска

    Неправильно отрегулированное зажигание либо впрыск

    Если сгорание топлива начинается поздно, то оно не успевает закончиться на выпуске. Отсюда и резкий скачок температуры отработанных газов. При таком раскладе очень часто происходит закипание охлаждающей жидкости, и мотор начинает перегреваться.

    Все вышеизложенные причины являются так называемым внешним перегревом, который мы видим, глядя на растущую стрелку указателя температуры. Но существуют три более опасных источника перегрева двигателя, которые сложно диагностировать.

    Отложения минеральных солей

    Большое количество минеральных солей, со временем откладывающихся в системе охлаждения — еще одна важная причина. Такие накопления плохо проводят тепло и перекрывают каналы, снижая расход охлаждающей жидкости. Происходит внутреннее перегревание двигателя, которое часто остается незамеченным.

    Накопление отложений в камере сгорания

    Нагар образует слой, который мешает проводить поток тепла. Это частая проблема двигателей «в возрасте». Большое количество масла попадает в цилиндры и оставляет отложения. Далее, все по цепочке: перегревания повышают расход масла, из-за этого образуется большое количество минеральных солей и двигатель греется еще сильнее. Стрелка указателя температуры не показывает проблему, а внутри мотора все «горит».

    Присадки для масла

    Последней, но не менее важной причиной является использования присадок для масла. Чрезмерная любовь к автохимии приводит к плачевным последствиям. Присадки работают просто — они наращивают слой из металлокерамики на стенках цилиндра. Слой этот, так же как и внутренние отложения минеральных солей, не проводит тепло и может привести к неисправности двигателя.

    Последствия перегрева мотора

    Повышение температуры силового агрегата может вызвать различные последствия, в зависимости от степени «закипания» мотора. Специалисты выделяют три варианта перегрева:

    Локальный

    Перегрев слабой степени. Это тот случай, когда водитель вовремя заметил неполадку и остановился до того, как стрелка, указывающая температуру двигателя, попала в красную зону. Последствия незначительны либо отсутствуют. В большинстве случаев после устранения причины перегрева мотор продолжает работать в прежнем режиме.

    Средней тяжести

    Это тот вариант, когда двигатель долго работал в состоянии повышенной температуры, но не заклинил. Симптомы неисправности — закипание мотора и скачок температурной стрелки. Такой серьезный перегрев может привести к неприятным последствиям, среди них:

    • прогар прокладки головки блока цилиндров;
    • деформация поршневых колец и ГБЦ, вплоть до образования трещин в корпусе.

    Критический случай

    Если греющийся мотор внезапно заглох, имеет место серьезный перегрев. Последствия самые печальные:

    • деформация всей цилиндро-поршневой группы;
    • оплавление вкладышей коренных и шатунных;
    • поломка коленвала;
    • пробитие поршнем блока ДВС.

    Разрушения двигателя в случае критического перегрева бывают настолько сильны, что восстановление мотора бессмысленно и нецелесообразно. Покупка контрактного силового агрегата порой является единственным спасением автомобиля.

    Можно ли узнать о том, что мотор был перегрет

    Перегревание двигателя диагностировать достаточно сложно, но специалисты выделяют пару признаков, указывающих на это:

    • мутная охлаждающая жидкость с вкраплениями и осадком;
    • перешлифовка плоскости ГБЦ, добавление дополнительной прокладки.

    После серьезного перегрева головка блока деформируется и требует сложного восстановления.

    Как избежать перегрева двигателя

    Двигатель, как и любой агрегат автомобиля, нуждается в своевременном и правильном уходе. Соблюдая простые правила, вы минимизируете риск появления неожиданных поломок, в том числе и перегрева:

    1. Своевременная доливка охлаждающей жидкости.
    2. Использование только качественного масла и топлива с высоким октановым числом. Характеристики подходящего масла указаны в книге по эксплуатации автомобиля. Советуем придерживаться правил выбора ГСМ, рекомендованных производителем.
    3. Своевременная замена вышедших из строя деталей системы охлаждения. Как правило, они не подлежат ремонту, поэтому замена неисправного водяного насоса или термостата позволит не допустить возможного перегрева двигателя.
    4. Верная регулировка зажигания и диагностика натяжения ремня помпы.
    5. Умеренность, а лучше — отказ от использования химических присадок для двигателя и системы охлаждения.

    Стрелка указателя температуры двигателя, стремящаяся к критической отметке, сигналит о том, что с вашим мотором вскоре случится беда. Игнорировать этот знак нельзя, иначе можно серьезно потратиться, ведь капитальный ремонт даже старенькой отечественной машины обойдется вам в кругленькую сумму. Что уж тут говорить об иномарке с космическими ценами на запчасти. Заботьтесь о своем автомобиле, и он отблагодарит вас бесперебойной работой двигателя и комфортной, безопасной ездой.

    Видео о том, к чему может привести перегрев двигателя:

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector