Бензиновый кризис в рф набирает обороты: банкротства независимых азс и, всё-таки, 100 рублей за литр!

Бензиновый кризис в рф набирает обороты: банкротства независимых азс и, всё-таки, 100 рублей за литр!

Топливный кризис: нефтяные компании против народа

В апреле в России разразился топливный кризис, центром которого стал Алтайский край. Очень быстро волна дефицита и рост цен распространились и на другие регионы. Нефтяники винят искусственное сдерживание цен правительством, а антимонопольные чиновники усматривают в этом картельный сговор. Мы попытались понять, чем для автомобилистов закончится противостояние тех и других.

Бензина нет

Топливный кризис

Первые новости о перебоях с продажами бензина на Алтае появились на прошлой неделе. За выходные ситуация резко обострилась: на ряде заправок пропало топливо вообще, а на других выросли огромные очереди.

Как рассказал «За рулем.Рф» руководитель Алтайского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Виктор Клепиков, ситуация в регионе стала меняться только после того, как прокуратура начала проверки АЗС.

«Первоначально на сетевых заправках отпускали не более 20 литров бензина Аи-92 и то — при наличии пластиковой топливной карты, — рассказывает Клепиков. — Бензин Аи-98 и Аи-95 вовсе пропал из продажи».

На некоторых АЗС цена 92-го бензина выросла до 28 рублей за литр. Сейчас ситуация с топливом в регионе постепенно стала улучшаться. Но аналогичные проблемы появились в других районах.

«В Белгородской, Воронежской, Липецкой, Кемеровской, Тульской областях — низкий уровень запасов высокооктановых бензинов, составляющий 3–5 дней», —- говорится в официальном послании Минпромэнерго (по данным на 28 апреля). Также в зоне риска — Санкт-Петербург, Воронеж, Новосибирск и Сахалин.

Цены должны быть, как в Европе

По словам председателя Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, дефицит топлива на российском рынке сложился из нескольких обстоятельств. Наиболее важные из них — это резкий переход страны на топливный стандарт Euro 3 и прекращение производства бензина Аи-80.

Топливный кризис

При этом не все заводы могут выпускать бензин в соответствии с новым топливным регламентом. «По данным Минпромэнерго, продукция только 68 процентов заводов может соответствовать 3 классу и выше», — пояснил «За Рулем.Рф» Аркуша.

Еще одним фактором дефицита, по мнению нефтяников, стало принудительное регулирование правительством по указанию Владимира Путина отпускных цен на внутреннем рынке. «Когда давалось указание, мировые цены на нефть находились в районе 70–80 долларов за баррель, сейчас они поднялись до 110–120 долларов», — продолжает собеседник.

В сложившейся ситуации нефтяные компании и трейдеры предпочли заработать на экспорте топлива за рубеж, отчего и возникла недостача горючего в России. В тоже время председатель РТС отмечает, что особо тяжело пришлось независимым игрокам рынка.

Нефтяные компании, обладающие нефтеперегонными заводами (НПЗ), подняли оптовые цены, при этом их сетевые АЗС продавали бензин и дизель по сниженным ценам, работая в минус или на грани убытка. Частные независимые владельцы не могли себе позволить приобретать топливо по такой высокой цене и, соответственно, торговать в убыток. Поэтому многие бензоколонки на Алтае временно не работают.

Картель

По мнению главы Алтайского отделения ФАР, на такой шаг вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) пошли сознательно для того, чтобы вытеснить с рынка независимых продавцов и монополизировать бизнес.

«В нашем регионе около 750 частных АЗС, на долю „Роснефти“ приходится около 100 станций, а у „Газпром нефти“ примерно 17 точек. Однако все частные заправщики вынуждены закупать топливо у них по высоким ценам», — говорит Клепиков.

Топливный кризис

«Таким образом, нефтяные компании решили устранить мелких посредников. Но устраивать такое во время посевной — это что-то запредельное», — реагирует депутат Алтайского заксобрания от фракции КПРФ Сергей Юрченко.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подозревает «Роснефть» и «Газпром Нефть» в злоупотреблении доминирующим положением на рынке региона. Во вторник краевое отделение ФАС возбудило уголовное дело в отношении этих компаний.

Под проверку антимонопольщиков попали и другие корпорации. «ФАС России запросит у ОАО „Лукойл“, ОАО „Газпром нефть“, ОАО „ТНК-ВР Холдинг“, ОАО „НК Роснефть“, ОАО „Сургутнефтегаз“, ОАО „Татнефть“, ОАО „НК Альянс“, ОАО АНК „Башнефть“ объяснения о причинах возникновения товарного дефицита в ряде регионов РФ», — сообщается на сайте ведомства.

Что делать?

Впрочем, сами нефтяные компании своей вины не признают. Единственный выход из сложившейся проблемы они видят в снижение топливных налогов и изменении принудительной тарифной сетки. Цены на бензин все равно могут вырасти, если правительство не предпримет меры по снижению налоговой нагрузки на нефтяников, предупреждают бизнесмены.

«Проблема дефицита и топливные цены будут решаться правительством в ручном режиме, по крайней мере — до ближайших выборов», — убежден Дмитрий Абзалов, аналитик Центра политической конъюнктуры. Краткосрочным инструментом может стать ограничение запрета на экспорт.

Топливный кризис

Стремление нефтяных компаний поднимать цены исходит из вполне закономерных рыночных соображений. Впрочем, даже в нынешней ситуации нефтяные компании работают в России с прибылью, но не с такой, как бы им хотелось, уверен эксперт Центра.

Правительству будет трудно постоянно «вручную» регулировать это вопрос, поэтому будет создан более эффективный механизм, при котором не потребуется постоянное вмешательство лидеров государства. По мнению Абзалова, новый принцип работы нефтяных компаний будет включать следующие условия:

Создание независимых НПЗ (либо с незначительной долей ВИНКов), которые станут продавать топливо на рыночных условиях.

Обеспечение при помощи ФАС не дискриминационного доступа частных операторов к НПЗ.

Создание большой биржевой площадки для конкурентной торговли.

Создание эффективной сети АЗС без коррупционных схем распространения топлива.

А пока этого не произошло, водители вынуждены преодолевать искусственный топливный коллапс. В знак протеста Федерация автомобилистов Алтая проведет митинг 30 апреля в Барнауле на площади академика Сахарова. Приедут на велосипедах.

Что делать?

Впрочем, сами нефтяные компании своей вины не признают. Е динственный выход из сложившейся проблемы они видят в снижение топливных налогов и изменени и принудительной тарифной сетки. Цены на бензин все равно могут вырасти, если правительство не предпримет меры по снижению налоговой нагрузки на нефтяников, предупреждают бизнесмены. «Проблема дефицита и топливные цены будут решаться правительством в ручном режиме, по крайне меры до ближайших выборов», — убежден Дмитрий Абзалов, аналитик Центра политической конъюнктуры . Краткосрочным инструментом может стать ограничение запрета на экспорт. Стремление нефтяных компаний поднимать цены исходит из вполне закономерных рыночных соображений. Впрочем, даже в нынешней ситуации нефтяные компании работают в России с прибылью, но не с такой как бы им хотелось, уверен эксперт Центра . Правительству будет трудно постоянно «в ручную» регулировать это вопрос, поэтому будет создан более эффективный механизм, при котором не потребуется постоянное вмешательство лидеров государства. По мнению Абзалова, новый принцип работы нефтяных компаний будет строиться по следующему принципу: Будут созданы независимые НПЗ (либо с незначительной долей ВИНКов), которые будут продавать топливо на рыночных условиях. При помощи ФАС обеспечен не дискриминационный доступ частных операторов к НПЗ Создана большая биржевая площадка, для конкурентной торговли Создана эффективная сеть АЗС без коррупционных схем распространения топлива А пока этого не произошло, водители вынуждены преодолевать искусственный топливный коллапс. В знак протеста 30 апреля Федерация автомобилистов Алтая проведет митинг в Барнауле на площади академика Сахарова. Приедут на велосипедах. Топливный кризис: нефтяные компании против народа

В конце апреля в России разразился топливный кризис, эпицентром которого стала республика Алтай и Алтайский край. Очень быстро волна дефицита и рост топливных цен распространились и на другие регионы. Нефтяники уверяют, что всему виной искусственное сдерживание цен правительством. Антимонопольные чиновники и эксперты видят в этом картельный сговор нефтяных бизнесменов. Мы попытались понять, чем для автомобилистов закончится противостояние тех и других.

Первые новости о перебоях с продажами бензина на Алтае появились на прошлой неделе. За выходные ситуация резко обострилась: на ряде заправок пропало топливо вообще, а на других выросли огромные очереди.

Как рассказал «За рулем.Рф», руководитель Алтайского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Виктор Клепиков, ситуация в регионе стала меняться только после того как, прокуратура начала проверки АЗС.

«Первоначально на сетевых заправках отпускали не более 20 литров бензина Аи-92 и то при наличии пластиковой топливной карты, — рассказывает Клепиков. — Бензин Аи-98 и Аи-95 вовсе пропал из продажи».

На некоторых АЗС цена 92-го бензина выросла до 28 рублей за литр. Сейчас ситуация с топливом в регионе постепенно стала улучшаться. Но аналогичные проблемы появились в других районах.

«В Белгородской, Воронежской, Липецкой, Кемеровской, Тульской областях — низкий уровень запасов высокооктановых бензинов, составляющий 3–5 дней», —- говорится в официальном послании (по данным на 28 апреля) Минпромэнерго.

Цены должны быть, как в Европе

По словам председателя Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, дефицит топлива на российском рынке сложился из нескольких обстоятельств. Наиболее важные из них — это резкий переход страны на топливный стандарт «Евро-3» и прекращение производства бензина Аи-80.

При этом не все заводы могут выпускать бензин в соответствии с новым топливным регламентом. «По данным Минпромэнерго, продукция только 68 процентов заводов может соответствовать 3 классу и выше», — пояснил «За Рулем.Рф» Аркуша.

Еще одним фактором дефицита, по мнению нефтяников, стало принудительное регулирование правительством по указанию Владимира Путина отпускных цен на внутреннем рынке. «Когда давалось указание мировые цены на нефть находились в районе 70–80 долларов за баррель, сейчас они поднялись до 110–120 долларов», — продолжает собеседник.

В сложившейся ситуации нефтяные компании и трейдеры предпочли заработать на экспорте топлива за рубеж, отчего и возникла недостача горючего в России. В тоже время председатель РТС отмечает, что особо тяжело пришлось независимым игрокам рынка.

Нефтяные компании, обладающие нефтеперегонными заводами (НПЗ), подняли оптовые цены, при этом их сетевые АЗС продавали бензин и дизель по сниженным ценам, работая в минус или на грани убытка. Частные независимые владельцы не могли себе позволить приобретать топливо по такой высокой цене и соответственно торговать в убыток. Поэтому многие бензоколонки на Алтае временно не работают.

По мнению главы Алтайского отделения ФАР, на такой шаг вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) пошли сознательно для того чтобы вытеснить с рынка независимых продавцов и монополизировать бизнес.

«В нашем регионе около 750 частных АЗС, на долю „Роснефти“ приходится около 100 станций, а у „Газпром нефти“ примерно 17 точек. Однако все частные заправщики вынуждены закупать топливо у них по высоким ценам», — говорит Клепиков.

«Таким образом, нефтяные компании решили устранить мелких посредников. Но устраивать такое во время посевной — это что-то запредельное», — реагирует депутат Алтайского заксобрания от фракции КПРФ Сергей Юрченко.

Читать еще:  Где находится реле топливного насоса ваз 2110

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подозревает «Роснефть» и «Газпром Нефть» в злоупотреблении доминирующим положением на рынке региона. Во вторник краевое отделение ФАС возбудило уголовное дело в отношении этих компаний.

Под проверку антимонопольщиков попали и другие корпорации. «ФАС России запросит у ОАО „Лукойл“, ОАО „Газпром нефть“, ОАО „ТНК-ВР Холдинг“, ОАО „НК Роснефть“, ОАО „Сургутнефтегаз“, ОАО „Татнефть“, ОАО „НК Альянс“, ОАО АНК „Башнефть“ объяснения о причинах возникновения товарного дефицита в ряде регионов РФ», — сообщается на сайте ведомства.

Впрочем, сами нефтяные компании своей вины не признают. Единственный выход из сложившейся проблемы они видят в снижение топливных налогов и изменении принудительной тарифной сетки. Цены на бензин все равно могут вырасти, если правительство не предпримет меры по снижению налоговой нагрузки на нефтяников, предупреждают бизнесмены.

«Проблема дефицита и топливные цены будут решаться правительством в ручном режиме, по крайне меры до ближайших выборов», — убежден Дмитрий Абзалов, аналитик Центра политической конъюнктуры. Краткосрочным инструментом может стать ограничение запрета на экспорт.

Стремление нефтяных компаний поднимать цены исходит из вполне закономерных рыночных соображений. Впрочем, даже в нынешней ситуации нефтяные компании работают в России с прибылью, но не с такой как бы им хотелось, уверен эксперт Центра.

Правительству будет трудно постоянно «в ручную» регулировать это вопрос, поэтому будет создан более эффективный механизм, при котором не потребуется постоянное вмешательство лидеров государства. По мнению Абзалова, новый принцип работы нефтяных компаний будет строиться по следующему принципу:

Будут созданы независимые НПЗ (либо с незначительной долей ВИНКов), которые будут продавать топливо на рыночных условиях.

При помощи ФАС обеспечен не дискриминационный доступ частных операторов к НПЗ

Создана большая биржевая площадка, для конкурентной торговли

Создана эффективная сеть АЗС без коррупционных схем распространения топлива

А пока этого не произошло, водители вынуждены преодолевать искусственный топливный коллапс. В знак протеста 30 апреля Федерация автомобилистов Алтая проведет митинг в Барнауле на площади академика Сахарова. Приедут на велосипедах.

Независимые заправки закрываются в России. Бензин вновь подорожает?

Ксения Чемоданова

Правительство должно выкупить независимые АЗС, если не планирует спасать их от банкротства, заявил президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов на круглом столе о проблемах топливного рынка в Торгово-промышленной палате.

«Если стране не нужны независимые АЗС, пусть правительство формирует программу их выкупа», — заявил журналистам глава союза.

По его мнению, к банкротству независимых АЗС в некоторых регионах могут реформы топливного сектора со стороны государства. В частности, непоправимый вред отрасли принесет налоговый маневр, предполагающий снижение экспортной пошлины и рост налога на добычу полезных ископаемых, а также диспаритет розничных и оптовых цен на бензин.

Из-за разницы в цене независимые АЗС уже потеряли часть клиентов, которым теперь выгоднее заправляться на заправках крупных нефтяных компаний, которые могут удерживать более низкие цены, отметил президент союза.

Негативные последствия ценного ралли на топливо уже почувствовали на себе независимые автозаправки в Саратовской области. В регионе порядка 200 АЗС могут закрыться из-за повышения стоимости бензина. Независимые АЗС долгое время держали цены ниже тех, что устанавливали федеральные сети. Однако в апреле тенденции изменились — независимые игроки рынка вынуждены были продавать топливо примерно на два рубля дороже, чем у сетевых конкурентов. В результате 7% заправок в регионе уже находятся на грани банкротства.

Бензином со скидкой начали торговать в соцсетях. В чем подвох?

Дело в том, что данный момент независимый сектор топливно-заправочного комплекса находится в неравных конкурентных условиях, отметил в беседе с «360» генеральный директор компании «ФСК» Юрий Зуев. По его словам, нефтяники поставляют топливо своим дочерним заправкам по корпоративным ценам, в то время как частные трейдеры покупают горючее исходя из его биржевой стоимости.

«Скидка по корпоративным поставкам может доходить до 9 — 10%, что существенно бьет по независимым трейдерам, которые покупают топливо на бирже. Получатся, что частные игроки не могут купить бензин дешевле, что может привести к оттоку клиентов и банкротству. Чтобы избежать таких перекосов, государству нужно следить за торгами на бирже, поскольку бывают случаи, когда нефтяные компании продают друг другу топливо по заниженным цена, искусственно создавая дефицит предложения «, — рассказал Зуев.

При этом оптовые цены после бурного роста весной постепенно начинают снижаться. Так, с начала июня стоимость тонны бензина марки Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже упала на 6,7% до 50 349 рублей, а марки Аи-95 — на 7% до 51 620 рублей.

Сотня за литр

Согласно данным НТС, в России около 15 тысяч заправок (60% от общего числа) принадлежат независимым трейдерам. В случае ухода частных сетей с рынка государство не дополучит 165 миллионов рублей в виде налоговых отчислений. Кроме того, из-за банкротства независимых АЗС крупные сети начнут диктовать свои цены на топливо, а стоимость литра бензина может взлететь до 100 рублей уже концу года, говорят в союзе.

«Джентльменское соглашение» с нефтяниками. Как остановят подорожание бензина в России

Впрочем, опрошенные «360» аналитики уверены, что даже возможный уход независимых трейдеров не приведет к резкому росту цен. По мнению, Юрия Зуева, если государство продолжит регулировать рынок в ручном режиме, то цены останутся в прежнем диапазоне. «Если не будет дефицита предложения на биржах, то стоимость литра топлива закрепится на текущем уровне», — уверен эксперт.

Причем именно за счет работы на рынке федеральных сетей АЗС цена на топливо растут не столь быстрыми темпами, уверен старший аналитик по нефтегазовому сектору Райффайзенбанк Андрей Полищук. По его словам, крупные АЗС не могут быстро повышать цены на топливо, иначе их деятельностью заинтересуется сотрудники Федеральной антимонопольной службы (ФАС). « В этом году не стоит ждать значительно роста цен на бензин, поскольку его стоимость и так опережала инфляцию. При этом в уже в следующем году стоимость горючего поползет вверх из-за снижения акцизов», — добавил собеседник «360».

Пока цены на бензин демонстрируют положительную динамику. Так, к 25 июня в Москве дизельное топливо подешевело на 0,24% до 44,28 рублей за литр, а бензин Аи-92 — на 0,7% до 42,28 рублей за литр. В натуральном выражении они подешевели на 11 и 30 копеек соответственно.

При этом в Московском регионе цены у независимых продавцов были даже ниже, чем у федеральных сетей. Сильнее всего за минувшую неделю снизила цены компания «Вемес», а также компания «Тиса» (3 АЗС): на Аи-92 — там бензин подешевел в среднем на 30—40 копеек. Цены на заправках «Лукойла», «Роснефти», «Газпром нефти» и «Татнефти» с начала июня не менялись, следует из данных аналитического агентства «Аналитика товарных рынков».

Бензиновый кризис отбился от рук

Вице-премьер Игорь Сечин возмущен плачевным состоянием нефтепереработки в стране.
Фото ИТАР-ТАСС

Ручное управление ценами на топливном рынке не помогает стабилизировать ситуацию, как бы этого ни хотелось властям. Вчера глава правительства Республики Тыва призвал федеральный Центр оказать содействие и решить проблемы обеспечения региона бензином. Стоимость автомобильного топлива в республике подскочила до 50 руб. за литр. Но даже при таких ценах введены местные ограничения на отпуск бензина. В Минэнерго РФ считают, что ситуация в Туве не носит критического характера, а виновными в кризисе являются операторы автозаправочных станций (АЗС). Независимые эксперты уверены, что простых решений для разрешения кризиса не видно и поэтому напряжение на внутреннем топливном рынке будет нарастать.

«Премьер Шолбан Кара-оол в четверг направил телеграмму на имя министра энергетики РФ Сергея Шматко, в которой попросил главу федерального ведомства оказать содействие в решении проблемы обеспечения горюче-смазочными материалами», – говорится в опубликованном вчера сообщении пресс-службы местного правительства.

В свободной продаже бензина в Туве практически нет. На днях бензин начали продавать по талонам, которые выдают службам и организациям жизнеобеспечения и муниципальному транспорту. По 30 литров бензина в день будут получать 250 маршрутных такси столицы – Кызыла. Правительство республики в телеграмме, направленной в адрес федерального Центра, жалуется, что с ЗАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть» не удается решить вопрос централизованного фиксированного объема поставок горюче-смазочных материалов (ГСМ). А разовые поставки по 100–300 тонн за неделю не решают сложившуюся проблему. В Кызыле по талонам можно заправиться на нескольких АЗС, где Аи-92 стоит от 27,5 до 28,5 руб. До этого на некоторых заправках этот бензин продавали по 50 руб. за литр.

В ответ в Минэнерго вчера заявили, что ситуация с обеспеченностью Тувы топливом не носит критического характера, а всплеск недовольства граждан связан с безответственным поведением независимых операторов автозаправочных станций. «Глава республики заверил, что ситуация с обеспеченностью региона топливом не носит критического характера, признаков ажиотажа на автозаправочных станциях нет, – отметил советник министра, пресс-секретарь Минэнерго Дмитрий Клоков. – В соответствии с решением, принятым на селекторном совещании в Минэнерго 6 мая, ЗАО «Хакаснефтепродукт ВНК» – дочерней сбытовой компании «Роснефти» – в республику в мае будет реализовано дополнительно 500 тонн автобензина «Регуляр-92», из них 186 тонн уже отпущено». Также заключен договор о поставке 600 тонн бензина со стороны ОАО «Башнефть».

«Обеспечение осуществляется по текущей мелкооптовой цене, которая у компании «Роснефть» составляет 28,3 тысячи рублей за тонну, – пояснил представитель Минэнерго. – Так что цена в рознице на тувинских АЗС не должна превышать 24,5 рубля за литр». В этой связи он заявил, что «всплеск недовольства населения республики связан с безответственным поведением независимых операторов АЗС, занимающих 100% рынка, некоторые из которых взвинтили цены на своих заправках». А потому ситуация по бесперебойному обеспечению ГСМ потребителей региона взята Минэнерго под особый контроль.

В «Газпром нефти» НГ пояснили, что компания не имеет в Республике Тыва собственных нефтебаз, сети АЗС и договорных обязательств с предприятиями, обеспечивающими реализацию моторных топлив в республике. «Компания исторически не осуществляла поставку бензинов потребителям Республики Тыва. Ближайшая собственная нефтебаза «Газпром нефти» находится в Красноярском крае на расстоянии свыше 800 километров. Тем не менее в мае этого года в рамках договоренностей с Министерством энергетики РФ «Газпром нефть» с целью нормализации ситуации и сокращения дефицита бензина на топливном рынке Республики Тыва поставит в регион около 2000 тонн автобензина «Регуляр-92» производства Омского НПЗ. Оптовые цены на бензины, поставляемые «Газпром нефтью» в республику в мае, соответствуют средним оптовым ценам компании в регионах ее присутствия. Розничные цены на бензин в регионе компания не формирует. «Газпром нефть» добросовестно исполняет взятые на себя обязательства по поставке нефтепродуктов в Республику Тыва: на сегодняшний день компания уже отгрузила в регион более 700 тонн бензина», – сообщили представители компании.

Читать еще:  Модельный ряд и характеристики акб зверь, отзывы экспертов и автолюбителей

Напомним, что дефицит бензина в стране начал ощущаться в апреле: сначала в Алтайском крае, затем в Томской и Кемеровской областях. Сейчас одна из самых сложных ситуаций складывается в Забайкалье.

Пытаясь исправить ситуацию, правительство РФ с 1 мая решило повысить экспортные пошлины на бензин больше, чем планировалось, – до 90% от ставки пошлины на нефть.

Вчера же, комментируя ситуацию, вице-премьер Игорь Сечин в интервью телеканалу «Вести 24» заявил, что основная причина бензинового кризиса – состояние нефтепереработки в России в целом. По его словам, сейчас власти обсуждают конкретные решения: «создание независимого переработчика, создание или покупка на рынке нефтеперерабатывающих мощностей», которые можно было бы использовать для процессинга нефти для малых и средних компаний и т.д. Второе направление работы – «активное стимулирование биржевой торговли», отметил он. Кроме того, по словам вице-премьера, принимаются меры по отстранению от работы сотрудников тех компаний, которые были уличены в сговоре при реализации нефтепродуктов. «Минэнерго и правительством будет проводиться мониторинг этой ситуации, – заметил он. – При необходимости будут введены ограничения на экспорт тех продуктов, дефицит которых будет ощущаться на внутреннем рынке».

Днем ранее, выступая перед журналистами в Сколкове, президент Дмитрий Медведев не исключил возможность сговора на рынке нефтепродуктов и для стабилизации ситуации предложил ввести ограничительные меры. А по поручению премьер-министра Владимира Путина Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала масштабную проверку нефтяных компаний. Которая касается оптового, мелкооптового и розничного рынков топлива в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Воронеже, на Сахалине, в ряде регионов Сибирского и Центрального федеральных округов.


Очереди на автозаправочные станции в Туве не уменьшаются.
Фото РИА Новости

По мнению экспертов, нынешняя неразбериха – прямое следствие вмешательства властей. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что цены на бензин внутри страны росли незначительно, догоняя с определенным лагом цены на рынке мировом. «Но после вмешательства властей, которые попытались перевести ситуацию на ручное управление и регулировать ее административными мерами, она просто вышла из-под контроля», – отметил он. По словам аналитика, хаос продолжится еще некоторое время: «Если цены и стабилизируются, то останутся на более высоком уровне».

Старший аналитик компании «Арбат Капитал» Виталий Громадин считает, что ситуация с рынком бензина явно вышла из-под контроля правительства. «Одно только повышение экспортных пошлин, конечно, не может заставить участников рынка продавать бензин по заниженной цене, – поясняет он. – Нужно или существенно усилить контроль, чтобы заставить нефтяников в это предвыборное время терпеть убытки, или снижать наконец акцизы, так как цена нефти все еще выше 100 долларов за баррель». Более оптимальным, по его словам, выглядит снижение налоговой нагрузки. Так как при усилении контроля и давления государства на отрасль опасения дефицита в отдельных случаях на огромной территории России будут оставаться.

Глава отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров полагает, что принятые меры по ограничению экспортных поставок напрямую не влияют на снабжение бензином, особенно по отдельным регионам. «В таких условиях, когда имеются тенденции к дефициту, стоит либо стимулировать внутреннее производство, либо импорт, – считает аналитик. – По факту же вместо этого мы имеем явное дестимулирование нефтепереработки, и пока сложно предположить возможность резкого увеличения импорта. При этом законодательного запрета на сокращение выпуска нефтепродуктов пока нет, но даже и его наличие вряд ли смогло бы существенно изменить положение. Вместе с тем центральных районов серьезный дефицит не коснется, можно говорить только о рисках перехода ценами отметки в 30 рублей за литр».

В ФАС не согласны с тем, что повышение экспортных пошлин не дало эффекта. «Экономические процессы отличаются инерционностью, и поэтому мгновенно получить желаемый результат просто невозможно», – заявил «НГ» представитель антимонопольного ведомства.

По мнению директора департамента компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Александра Штока, нынешний кризис – не только ценовой, но и производственный. «В связи с обязательным переходом на стандарт Евро-3 российские НПЗ повсеместно закрываются для переоборудования, – отмечает он. – В итоге сокращаются объемы производства топлива, что и является одной из причин образования дефицита. Так было в Алтайском крае, когда поставщики объявили о временной остановке производства, так, судя по всему, происходит и в Туве. Регионы, зависимые от одного-двух поставщиков, попадают в зону повышенного риска».

Правительство уже готово продлить разрешение на производство Евро-2, что должно несколько стабилизировать рынок. Тем не менее напряженная ситуация в ряде регионов будет сохраняться, поскольку начатые работы по переоборудованию НПЗ нефтяники останавливать не будут.

В росте цен виноваты и власти, и производители

Стоимость топлива зависит в основном от политики нефтеперерабатывающих компаний, уверены 73% россиян. Такие данные опроса, проведенного 14–15 мая в 46 регионах страны, опубликовал вчера ВЦИОМ, сообщил Интерфакс. Значительно меньше тех, кто думает, что цена на бензин определяется ситуацией на нефтяном рынке (17%). В то же время ответственность за рост цен на бензин, по мнению россиян, несет как правительство (40%), так и нефтяные компании (37%). Реже респонденты полагают, что цены на бензин растут в результате действий оптовых поставщиков (8%) и владельцев автозаправочных станций (4%). Еще 5% поддерживают версию о том, что цены на бензин объективно определяются рынком.

Wodoley › Блог › Цена топлива: реальность и перспективы

Цена на бензин в России в течение года вырастет до 100 рублей за литр. Это случится в случае ухода с рынка из-за нерентабельности независимых АЗС. Речь идет о 15 тысячах заправок, на которые приходится 60% рынка. Такой прогноз содержится в заявлении Независимого топливного союза (НТС), пишет РБК.

«Ситуация критическая, счет времени идет на часы, уже сегодня в большинстве регионов страны независимые АЗС начали закрываться! Необходимы срочные меры!» — бьют тревогу в ассоциации.

Причиной будущего топливного коллапса в НТС называют соглашение о заморозке розничной цены на бензин, которого правительство достигло с крупнейшими нефтяными компаниями, при сохранении рыночного ценообразования в рамках оптового сегмента.

Напомним, из-за резкого роста цен на бензин (с января по май они в 4,5 раза обогнали инфляцию) правительство снизило действующие ставки акцизов, а также отменило повышение акцизов, запланированное на 1 июля. Нефтяники, в свою очередь, пообещали заморозить цены на майском уровне.

Критикуя кабинет министров, в НТС предлагают и меры для решения проблемы. Правительство должно отпустить розничную цену на бензин, либо «в качестве экстренной меры» ввести режим ручного управления и в оптовом сегменте тоже, что обеспечит «адекватную» доходность для независимых сетей.

В будущем участники НТС предлагают провести системную реформу российского топливного рынка: объемы обязательной биржевой торговли бензином должны быть увеличены с нынешних 10% до 50% (дизтопливом с 5% до 25%). Кроме того, предлагается отменить акцизы на топливо, которые названы «деструктивным налогом».

По словам представителя курирующего топливный рынок вице-премьера Дмитрия Козака, которого цитирует РБК, в правительстве понимают проблемы, озвученные НТС и «принимают системные меры, чтобы в целом стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов, включая сегмент независимых АЗС».

Отметим, что происходящее напоминает, скорее, борьбу за рынок между независимыми АЗС и крупными нефтяными компаниями, которую правительство пытается балансировать, учитывая в том числе интересы бюджета и автовладельцев. При этом влияние на ситуацию самих автомобилистов, кажется, минимально.

Между тем, как показывает опыт за рубежом, автовладельцы могут влиять на АЗС. Ссылки об этом можно найти в сети и нашим автолюбителям уже поступают смс-сообщения с подобными предложениями.

«В Канаде три ведущих компаний заправочных станций, „Шелл“, „Ессо“ и „Петро Канада“. Люди договорились в интернете, что с 5 июля, в знак протеста о повышении цен, не заправляться на заправках „Шелл“. Компания начала нести убытки, и вынуждена была снизить цену. Остальные, понимая, что если не снизят, то все ломанут на „Шелл“, тогда убытки будут у них! И снижают цену на бензин вслед за „Шелл“. Это сработало! Так действительно было, четыре года назад и цену на топливо в Канаде вернули, какая была».

Так может быть солидарность автомобилистов — лучшее средство от диктата продавцов топлива?

Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев предрекает уход независимых сетей с рынка — останутся только крупные игроки.

— Надо понимать, что сами по себе акцизы ничего не решают, они просто выравнивают оптовые и розничные цены. Это сейчас необходимо. Потому что когда бензин покупается на товарной бирже по 42,50 рублей за литр, плюс к нему нужно 2 рубля на доставку, плюс нужна какая-то маржа, плюс нужно заплатить за аренду и т. д. То есть цена на заправке не может быть, например, 43,50. Сейчас средняя цена должна быть 46,50−47,50 рублей за литр.

Мы только что вернулись с мониторинга Крыма — так там цена бензина, которая нам на глаза попадалась — 49,90 рублей за литр. При средней цене в России — 45 рублей. Не удивлюсь, если это приведет однажды к той же реакции, что и в случае свалок в Подмосковье.

— Независимый топливный союз вообще предрекает разорение большинства небольших АЗС и как следствие цену на бензин до 100 рублей за литр…

— И они абсолютно правильно бьют тревогу, потому что, когда у тебя нет маржи, ты вынужден «бодяжить» топливо. А если ты «бодяжишь», то попадаешь к нам — в ФАР. Перед поездкой в Крым мы были еще на северо-западе страны. Ни на одной из крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) мы проблем не нашли. Маленькие же АЗС, маленькие сети выживают только за счет того, что «бодяжат» или не доливают топливо.

— Данные у нас абсолютно достоверные. Мы проверяли согласно методическим рекомендациям Росстандарта. Причем нас самих проверяли, поверьте, еще больше — и комитет по безопасности и Росстандарт. Так вот, практически все нарушения по качеству топлива были у небольших АЗС. Это происходит потому, что нет экономики. Они не могут сейчас выжить.

— А ВИНКи, получается, могут. Почему?

— В России несколько вертикально интегрированных компаний. Это «Лукойл», «Газпром», «Газпромнефть», «Роснефть» с ее брендами BP и ТНК, и компании поменьше «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». Они могут выжить, даже торгуя в розницу в минус, поскольку они еще торгуют и на оптовом рынке. Им это даже выгоднее. Плюс у них есть экспорт. Кроме того, они выигрывают по качеству. Поэтому идет война между ВИНКами и мелкими сетевиками. Думаю, у сетевиков шансов нет.

— Но появляется риск монополизации и, как следствие, новый рост цен на топливо…

Читать еще:  Описание блока предохранителей ваз 2108: инструкции, фото и видео

— Все зависит от того, какую стратегию выберет правительство. Там есть два направления. Первое — это повышение экспортных пошлин. Второе — уравнивание экспортных пошлин и внутренних сборов, чтобы внутри России перейти на мировые цены. Но это, нашему мнению, не вариант. Тогда цена точно будет 100 рублей за литр. Ведь в Европе бензин стоит 1,5 евро. У нас тогда неизвестно до чего можно будет довести население.

Поэтому для нас, для автомобилистов, на сегодняшний момент было бы удобнее всего снижение акцизов и повышение экспортных пошлин, чтобы цены внутри страны были бы хотя бы в два раза ниже мировых. В этом случае, и нефтяникам, крупным сетям, тоже будет нормально работать.

— А как же мелкие независимые АЗС?

— Независимые сети умрут. Я знаю, кто говорит в данном случае от их имени. Я их уважаю, но по сравнению с «Газпромнефтью», «Роснефтью» — это ничто. Крупные компании «съедят» независимых в любом случае.

По мнению координатора «Синих ведерок» Петра Шкуматова, мелким АЗС, чтобы остаться на рынке, придется научиться работать по-новому.

— То, о чем говорится в заявлении союза мелких АЗС, мягко говоря, не соответствует реальности. Надо понимать, что правительство тупо временно снизило акцизы на бензин на 2 тысячи рублей, а на дизтопливо на 3 тысячи. Это снижает оптовую цену, потому что акцизы у нас платят не АЗС, а нефтеперерабатывающие заводы. То есть когда вы покупаете бензовоз, в цену топлива в нем уже включен акциз и прочие налоги.

Кроме того, у бензина есть ярко выраженная сезонность. В разное время года он стоит по-разному. Так что не стоит говорить, что все пропало. Просто розничная торговля только бензином в России уже давно, года, наверное, четыре, как не прибыльна и даже приносит убытки. До сих пор заправки либо торговали по повышенной цене, либо предоставляли дополнительный сервис — автомойки, магазины и т. п, либо закрывались, продавая свой бизнес тем, кто умеет работать с потоком клиентов.

Что значит «уметь работать с клиентами»?

— Независимо от того частная АЗС или нет, торговли только бензином ей недостаточно. Сейчас заправки работают только на дополнительных доходах. Поэтому они и выходили с предложением разрешить продажу на АЗС алкоголя. На этом можно заработать денег. Например, «Газпром» только на кофе для водителей сделал миллиард рублей чистой прибыли. То есть бензин — это завлекалочка для клиентов, а вся прибыль делается на кофе, сигаретах, шоколадках, сардельках и т. п. Нужны многофункциональные комплексы.

Поэтому сейчас частные АЗС либо закроются, либо начнут искать дополнительные источники дохода.

В правительстве РФ обещали не допустить подорожания бензина до 100 рублей за литр

Вице-премьер Дмитрий Козак, назначенный в новом составе правительства куратором топливно-энергетического комплекса РФ, в ходе селекторного совещания по вопросу роста цен на бензин с представителями региональных властей 13 июня категорически опроверг возможность резкого скачка стоимости автомобильного топлива в обозримом будущем.

“Сегодня и в СМИ, и некоторые эксперты, и представители компаний дают апокалиптические прогнозы по поводу цен к концу года – в 100 рублей [за литръ], – цитирует его РИА “Новости”. – Это невозможно. Это исключено, у правительства достаточно инструментов для того, чтобы урегулировать эту ситуацию и не допустить резкого роста цен на моторное топливо”.

Козак подчеркнул, что повышение цен на бензин ставит под удар бюджеты регионов страны, так как увеличение расходов компаний на бензин сокращает поступления от налога на прибыль. “Поэтому мы должны совместными усилиями найти решение, с тем чтобы не допустить дальнейшей эскалации цен на бензин и дизельное топливо. Это необходимо сделать прямо сейчас”, – цитирует его РБК.

Глава Минэнерго Александр Новак в ходе этого совещания заявил, что ситуация на топливном рынке стабилизировалась. “Наблюдается стабилизация цен на автозаправочных станциях на уровне 30 мая, хотя согласен, что по отдельным регионам есть небольшие отклонения, небольшой рост”, – сказал Козак.

В минувшее воскресенье президент Независимого топливного союза (НТС), объединяющего владельцев независимых АЗС в РФ, Павел Баженов высказал мнение, что принимаемые сейчас правительством меры для сдерживания роста цен на бензин и дизельное топливо ставят под угрозу существование независимых АЗС, без которых физически будет невозможно обеспечить страну автомобильным топливом, а цены на бензин могут взлететь до 100 рублей за литр.

“Ситуация критическая, счет времени идет на часы, уже сегодня в большинстве регионов страны независимые АЗС начали закрываться!” – цитировало РБК сообщение НТС, распространенное 9 июня. В союзе подчеркнули, что речь идет о судьбе 60% заправок или около 15 тысяч АЗС. В случае ухода независимых сетей наступит окончательная монополизация рынка и произойдет рост цен на бензин до 100 рублей за литр в течение года, спрогнозировали в НТС.

Чтобы этого не допустить, в союзе предложили правительству отпустить розничную цену на бензин либо “в качестве экстренной меры” включить режим ручного управления в оптовом сегменте, чтобы обеспечить “адекватную” доходность для независимых сетей АЗС. А в долгосрочной перспективе участники НТС предлагают провести системную реформу российского топливного рынка, радикально увеличив объемы обязательной биржевой торговли – до 25% от производства дизтоплива и до 50% – бензина. Сейчас на бирже крупные компании должны продавать не менее 5% дизтоплива и 10% бензина.

Президент Владимир Путин в ходе прямой линии 7 июня заявил, что рост цен на автомобильное топливо в стране стал результатом неточного регулирования в сфере энергетики, и пообещал принять закон, который будет способствовать стабилизации на топливном рынке.

“То, что сейчас происходит, это недопустимо, это неправильно, – сказал Путин. Он подчеркнул, что правительство уже приняло ряд решений по регулированию ситуации, а к осени должны быть приняты дополнительные меры по стабилизации цен на автомобильное топливо. По словам президента, кабмин провел пересмотр некоторых налоговых мер по наполнению бюджета, сделал маневр в этой сфере, что привело к стимулированию вывоза на экспорт сырой нефти.

“Цены на нефть на мировой рынке подняли, для того чтобы загрузить свои НПЗ -компании наши считают недополученную выгоду за тот объем нефти, который направляют на НПЗ, который они могли бы реализовать на внешнем рынке и получить доход, – пояснил Путин. – Чтобы это компенсировать, поднимают цены на бензин”.

Путин в ходе прямой линии обратился по видеосвязи к министру энергетики РФ Александру Новаку, который поспешил заверить президента в том, что рост цен на бензин в стране остановлен. Также Новак сообщил, что Минэнерго уже готово внести на рассмотрение в Госдуму новый закон, который будет препятствовать дальнейшему повышению цен на бензин и дизтопливо.

Вице-премьер Дмитрий Козак, также подключенный к обсуждению этого вопроса по видеосвязи, уточнил, что данная инициатива даст возможность правительству уровнять топливную пошлину на нефть с экспортной. Путин заявил о готовности принять новый закон.

Цены на бензин и дизтопливо в розничной продаже с января по май этого года подскочили более чем на 7%, обогнав инфляцию в 4,5 раза. 30 мая Козак провел экстренное совещание с представителями крупнейших нефтяных компаний страны по ситуации на рынке нефтепродуктов. В совещании участвовали Новак, представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Минфина, руководители нефтяных компаний, в частности Леонид Михельсон (“Новатэк”), Вагит Алекперов (“Лукойл”), Михаил Гуцериев (“Русснефть”), Владимир Богданов (“Сургутнефтегаз”), а также представители “Роснефти”, “Газпром нефти”, “Славнефти” и “Татнефти”.

По итогам этой встречи было объявлено, что представители нефтяных компаний пообещали не повышать цены на бензин и дизтопливо и удерживать текущий уровень розничных цен в ответ на снижении фискальной нагрузки на нефтяную отрасль, причем правительство решило снизить акцизы на бензин и дизтопливо на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну соответственно уже с 1 июня, а не с 1 июля, как было запланировано ранее.

Кроме того, по словам представителя Козака, еще 700 рублей с тонны нефтепродуктов может быть снято за счет отказа от планового повышения ставок акцизов с 1 июля.

Помимо этого, в начале июня Министерство финансов предложило наделить правительство правом повышать экспортные пошлины на бензин, дизтопливо и керосин до 90% от пошлины на нефть, в частности, если компании нарушат договоренность о заморозке цен.

Оптовые цены на нефтепродукты в России росли без остановки с середины февраля до середины мая. Биржевые цены стабилизировались только во второй половине мая, когда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала предупреждение “Роснефти”, запросила данные у “дочек” “Газпрома”, а также уведомила “ТАИФ-НК”, “ФортеИнвест”, “Сургутнефтегаз”, “Татнефть” и “Антипинский НПЗ” о необходимости исполнения обязательств по продажам топлива. ФАС потребовала от них обеспечить достаточное предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке, увеличив производство и снизив экспорт.

Кроме того, на внутреннем рынке последние несколько недель активно росли цены на АЗС. Росту биржевых и розничных цен на топливо в РФ способствуют сразу ряд причин, в числе которых: рост мировых цен на нефть, ослабление рубля, рост акцизов на нефтепродукты, весенние ремонты НПЗ, активный период сельхозработ, а также сезонный спрос на топливо весной и летом.

Растущие цены на автомобильное топливо вызвали недовольство граждан. Так, в Новосибирске прошел пикет против необоснованного повышения цен на бензин. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть, побывавший на этой акции, сообщил, что уже послал запрос в ФАС с целью выяснить, не спровоцирован ли рост цен картельным сговором, о котором заявила депутат Госдумы Вера Ганзя, также присутствовавшая на пикете.

В других городах автомобилисты в соцсетях призывают к различным протестным действиям, например заправляться на АЗС через день, а не ежедневно.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских заявил, что ФАС следует проверить обоснованность резкого роста цен на бензин, связанного, по его мнению, с увеличением стоимости нефти на бирже и с тем, что отечественные производители направляют сырье за рубеж, а для выравнивания прибыли поднимают цены на АЗС в России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector