Датчик положения распредвала (дпрв)

Датчик положения распредвала (дпрв)

Датчик положения распредвала: описание, принцип действия, проверка

Практически каждый автовладелец, имеющий некоторые проблемы в процессе эксплуатации своего авто, на протяжении всего времени, самостоятельно устраняет небольшие поломки, либо же производит необходимые замены каких-либо деталей. Но, к сожалению, порой бывает необходима помощь специалиста из автомобильного сервиса, поскольку у автолюбителей не хватает навыков, опыта или знаний в какой-либо из областей, касаемо ремонта своего транспортного средства. Но, не переживайте, ведь наша инструкция поможет разобраться вам в этом и выполнить все своими руками.

Датчик положения распределительного вала (по-другому называется – измеряющий прибор фаз, по-английски аббревиатура – CMP) необходим для того, чтобы определить угловое положение распредвала в конкретный временной промежуток. Сведения, которые дает измеряющий прибор, нужны, чтобы управлять механизмом впрыскивания и зажигания. Конкретно, чтобы впрыскивание происходило лишь в один цилиндрик, находящийся сверху в «мертвой» зоне.

1 – диск с зубиками импульсного прибора для измерения распредвала, 2 – Прибор Холла

Датчик Холла распредвала нужен для передачи данных по узнаванию цилиндра и/либо количеству оборотиков распредвала на управляемый блок. Он нужен еще для механизмов впрыскивания с режимом следующего один за другим впрыскиваний и/либо для механизмов зажигания без распределяющего элемента с зажигательными катушками с одной искрой. Прибор для измерения зондирует зубики, штифты, диски с зубиками импульсного прибора для измерения либо датчиковые диски, которые закреплены на распредвале, либо на приводе распредвала.

Местоположение датчика положения распределительного вала

На многих автомобилях ДПРВ расположен около головки цилиндрового блока. Для его нахождения нужно смотреть на место распредвала. Он может быть, как справа, так и слева движка. Местоположение прибора для измерения распределительного вала меняется зависимо от модельки и марочки машины. Как правило он бывает близ места ремешка сверху либо в изолированных местах проводов, которые расположены спереди движка. Еще бывает, что прибор для измерения ставят сзади ГБЦ. Немногие производители авто ставят датчик в определенном отсеке снизу капота (к примеру, на автомашинах марки Дженерал Моторс).

Далее рассмотрим несколько вариантов местоположения ДПРВ на различных авто.

Датчик положения распредвала на Опель Астра

Датчик положения распредвала на ВАЗ 2114

ДПРВ на Фольксваген Поло

Принцип деятельности ДПРВ

Есть три вида приборов для измерения положения распредвала:

  • С магнитом (индуктивного вида). Принцип работы происходит на прохождении в непрерывном поле магнита предмета из металла (зубика). Датчики с магнитом, как правило, бывают с двумя выводами.
  • Сделанные на эффекте Холла. Делают фиксацию изменений поля магнита около измеряющего прибора. Эти датчики бывают, как правило, с тремя выводами.
  • На оптике. Принцип работы состоит в том, чтобы фиксировать прием и прерывание элементом фото светового луча, который излучает источник.

Самые известные датчики положения – это первые два вида. Датчики с оптикой ставятся только в немногих моделях автомашин (к примеру, авто на основе платформы Мазда Дже). В немногих марках автомашин бывает два и больше датчиков положения. К тому же, они могут быть различных видов.

Интегральный прибор для измерения

Прибор для измерения на эффекте Холла

Схема датчика с оптикой

Совместно с распредвалом делает вращатеьные движения ротор из материала с ферромагнитом. ИС Холла расположен посередине ротора и регулярного магнита, создающий поле с магнитом в вертикальном положении по отношению к детали Холла. При прохождении зубика рядом с чувствительным элементом датчика, напряжение поля магнита бывает изменено. Это приводит к индуцированию напряжения и в ИС Холла создается электронный сигнал. Таким образом, вращательные движения диска с зубиками датчика с импульсами распредвала изменяют напряжение Холла в ИС в головочке прибора для измерения. Изменение напряга бывает передано в управляемый блок и подвергается анализу.

Деятельные диаграммы разных датчиков

Прибор для измерения – интегральный, то есть, он состоит из чувствительного элемента и вторичного преобразователя сигнала. Главная задача прибора в фиксировании фаз цилиндра впуска и выпуска. Только потому у него есть еще одно имя – датчик фаз.

Что указывает на неисправность?

Когда ломается датчик положения распредвала форсунки срабатывают чаще в два раза (1 разочек при каждом обороте коленчатого вала). Причем, помимо этого, возникнут такие поломки ДПРВ:

  • Сильно увеличится расход топливной смеси.
  • Нестабильно станет работать авто при движении. Начнет дергаться рывочками, потеряет скоростные свойства. Бывает авто не может набрать больше 60 км в час. А двигатель заглохнет при движении.
  • На немногих автомашинах, при неисправности датчика положения распредвала, коробочка передач фиксируется в едином положении. Так бывает до тех пор, пока не выключить и включить снова движок. При повторении этой ситуации постоянно – можно говорить о выходе из строя у вашего авто ДПРВ.
  • При поломке прибора для измерения бывает, что искорка зажигания вся исчезает. В итоге бывают проблемы с запусканием движка.
  • Могут быть перебои в деятельности механизма самодиагностирования.
  • Лампочка «чек движка» бессистемно включается на оборотах движка вхолостую, а при высоких оборотах потухает.

Признаки, которые появились, будут закреплены желтенькой лампой на панели приборов. Так как управляемый блок находит неверную деятельность прибора для измерения СМР – то записывается в память кодовое обозначение ошибочки. Для расшифрования нужно пользоваться определенными устройствами. Частенько появляются такие кодовые обозначения ошибок:

  • P0300 – непостоянное/множественный пропуск воспламенения в механизме зажигания;
  • P0340 – отсутствует сигнал с ДПРВ;
  • P0341 – неверная фаза распределения газа;
  • P0342 – малый уровень сигнала ДПРВ;
  • P0343 – большой уровень сигнала ДПРВ;
  • P0344 – нестойкий (с перерывами) сигнал с ДПРВ;
  • P0365 – нет сигнала цепочки ДПРВ.

Вероятные причины поломки датчика

Причин поломки датчика положения распределительного вала бывает множество. Причем это, не в обязательном порядке, укажет на выход из строя именно датчика.

Часто проблемные вопросы появляются с проводами и прочими деталями схемы. Причиной поломки датчика либо проблем в его деятельности бывают такие факторы:

Сор и стружечка на каркасе датчика

  • датчик не соединен с сигнальными проводами;
  • есть влага в соединителе прибора для измерения;
  • замыкает на «массу» сигнальной проводки;
  • оборвался сигнальный провод;
  • замкнуло на сеть борта сигнальной проводки;
  • оборвалась экранирующая оболочка проводки либо жгутика;
  • оборвалась либо повредилась проводка питания прибора для измерения;
  • неправильно подключена проводка электрического питания;
  • неисправны высоковольтные цепи зажигания;
  • неисправный управляемый блок движка;
  • огромный либо маленький зазор посередине датчика и отметчика;
  • повышено биение торца шестерни распределительного вала;
  • имеются стружки на каркасе датчика.

Способ проверки прибора для измерения положения распредвала

Проверочка индуктивного прибора для измерения положения распредвала и прибора, который основан на эффекте Холла, имеют похожие выводы. Вам для этих целей потребуется мультиметр, который измерит регулярный напряг. Проверяем деятельность прибора, начав с этого:

ДПРВ с 3-мя проводами

  1. Проверяем подключенность прибора для измерения к жгутику сигнальной проводки. К нему обязаны подойти плюс 12 Вольт и «масса» (смотрим изображение).
  2. При наличии на приборе питания и «массы», нужно включить движок и сделать проверку наличия импульсных сигналов на сигнальной проводке.
  3. Проверяем, есть ли влага в соединителе. Для этого нужно разъединить прибор и штекер с сигнальной проводкой и сделать проверку сухости вилочки и розеточки. При наличии окисления либо грязи, нужно прочистить и просушить.
  4. Проверяем изоляцию проводки сигналов. Если там есть повреждения, то, как показывает статистика, это самая известная причина поломки. Прибор расположен вблизи движка. Потому изоляционные элементы перегреваются и потом становятся хрупкими – это и есть причина поломки, затем бывает коротенькое замыкание цепочки.
  5. Проверяем показания сопротивляемости изоляции индуктивного прибора для измерения. Обычно, оно бывает примерно 0,5-1 Ком. У некоторых приборов для измерения оно бывает больше (Подробно об этом можно узнать в книге к вашему авто). Важно, чтоб изоляция была цела.

Схема для проверки прибора для измерения ПРВ

Сделать проверку деятельности прибора для измерения, который основан на эффекте Холла, можно таким образом. Собираем схему, которая представлена на изображении.
Схема: 1 – каркас прибора для измерения;
2 – колодочка штекера;
3 – резистор с показанием сопротивляемости 0,5-0,6 кОм;
4 – световой диод марочки АЛ307;
5 – предмет из металла (к примеру, отверточка).

Читать еще:  Замена сцепления на авто uaz patriot, какое сцепление лучше поставить

Как источник питания нужно взять автомобильное аккумуляторное устройство. Для проверки нужно перемещать предмет из металла рядом с измеряющим прибором. При его исправности световой диод кратко дает свечение. Когда такого не бывает – выходит, датчик поломан.

Есть еще один метод для проверки прибора для измерения, который основан на эффекте Холла. Нужно отсоединить прибор от разъемчика, а к его выводам подсоединить мультиметр в измеряющем режиме регулярного напряжения. Включить зажигание. Показатель напряжения между «массой» прибора для измерения и питательным контактом датчика должен быть в рамках 10-12 Вольт. Близ каркаса нужно подвигать предмет из металла. При изменении показателя на мультиметре прибор для измерения работает исправно. Иначе – неисправен.

Проверяем двухпроводный (индуктивный) датчик

Когда на вашем авто стоит прибор для измерения положения распредвала с двумя приводами (индуктивный вид), то проверять нужно его в таком порядке:

  • Установливаем мультиметр так, чтобы он измерял переменное напряжение.
  • Поворачиваем ключ зажигания без запускания движка.
  • Проверяем, есть ли напряг в цепочке. Потому 1 контактик мультиметра подсоединяем к «массе», а вторым проверяем каждый проводочек в разъеме прибора для измерения. Когда на одном не имеется напряжения – измерительный прибор в рабочем состоянии.

Иной метод таков:

  • Запускаем движок автомашины.
  • Один контактик мультиметра подсоединяем к 1-му проводу прибора для измерения, второй – к другому. Когда прибор работающий, то на тестере появится напряжение, которое колеблется в рамках 0-5 Вольт (точный показатель нужно посмотреть в книге к вашей автомашине). Когда напряж. отсутствует – прибор сломан.

Проверяем трехпроводный ДПРВ

Способ проверки прибора для измерения, который основан на эффекте Холла, делается в таком порядке:

  • Устанавливаем мультиметр в измеряющий режим регулярного напряж.
  • Поворачиваем ключ в зажигании, но, не запускаем движок.
  • 1 контакт прибора подсоединяем к «массе». Второй контакт – к проводу питания прибора для измерения положения. Сравниваем показанное напряжение с тем, что указано в книге к вашей автомашине.
  • Запускаем движок.
  • Подсоединяем один контактик мультиметра к черненькому проводку прибора для измерения, второй контактик – к красненькому (провода питания). Полученный показатель напряжения должен совпасть с тем, что указан в книге авто. Когда на контактах отсутствует электричество – прибор нерабочий.

Обычно, прибор для измерения положения распределительного вала нельзя отремонтировать. Потому, если он сломался, нужно приобрести новенький. Его стоимость примерно 4-10 долларов зависимо от модели и фирмы прибора и автомашины.

Смена прибора для измерения распредвала

Прибор закреплен к каркасу одним болтиком. Как правило, с головкой на 10. Для его откручивания понадобится торцевой ключик. Прежде с датчика снимаем фишечку. Затем после откручивания болта, осторожно тянем прибор вверх, дабы достать его из места посадки.

Прежде, не стоит забывать о снимании клеммы с минусом с аккумулятора, это даст возможность не произойти замыканию, а еще сбросит в ЭБУ сведения об ошибочке (если клемму снимали около 3-5 мин).

Собирать нужно в обратной последовательности. Место посадки датчика нужно уплотнить кольцом из резины. Еще нужно учесть, что зазор монтажа посередине торца и верхней кромки штифта-отметки, должен быть в рамках 0,5- 1,2 миллиметра. Прибор для измерения ставят на место, крепят болтиками и соединяют фишку.

Процедура смены ДПРВ на автомашине «Лада»

Профессионалы советуют менять датчик каждые сто тысяч км езды либо один раз в пять лет (зависит от того, что произойдет быстрее). Этот совет вызван тем, что прибор для измерения функционирует в регулярном изменении температуры. Из-за этого случается градусный перепад полупроводниковой начиночки прибора, которая вредна для него.

Неисправности датчика положения распредвала

Датчик положения распредвала, он же датчик фаз, он же фазовый датчик, по-английски пишется CMP — служит для того, чтобы в определенный промежуток времени определить угол положения распредвала. Датчик ДПРВ может быть магнитным, оптическим или на эффекте Холла.

Где находится датчик распределительного вала (ДПРВ)

Расположение на разных двигателях по-разному, в основном, датчик определяющий угловое положение распредвала монтируется рядом с головкой блока цилиндров. Также, в зависимости от марки и модели автомобиля, может находиться как справа, так и слева. Датчик по размеру небольшой, поэтому его надо поискать. Он может быть и в защищенных частях электропроводки. ДПРВ может также монтировать на задней части двигателя. А у некоторых производителей автомобилей, таких как Дженерал Моторс, для такого датчика предусмотрены специальные отсеки.

Как работает датчик распредвала

ДПРВ по принципу работы классифицируются на 3 вида:

  • магнитный дпрв;
  • оптический дпрв;
  • дпрв Холла.

Магнитный датчик положения распредвала или индукционный работает из-за того, что металлический зубчик постоянно двигается в магнитном поле. Такой датчик имеет два вывода.

Принцип работы оптического датчика работает благодаря излучаемому источником лучика света, который отслеживается и фиксируется приемом и прерыванием фотоэлементом.

Датчик на эффекте Холла отслеживает изменения магнитного поля вокруг себя. ДПРВ на эффекте Холла имеют три вывода. Эффект Холла также называется холловским напряжением.

Самые редко используемые датчики положения распределительного вала — это оптические. Не удивляйтесь, если в автомобиле больше одного или даже двух ДПРВ датчиков, такое тоже возможно.

Что вы слышали о безопасности SRS системы? Она состоит из датчиков удара, исполнительных механизмов и блока управления SRS.

Принцип работы холловского датчика заключается в том, что он фиксирует изменения напряжения, которое пересекает его магнитное поле. В строении датчика есть пистонный магнит и полупроводниковый элемент, которое и фиксирует изменения напряжения. Если магнитное поле не изменяется, то датчик никаких изменений не будет фиксировать. Магнитное поле будет изменять только, если будет какой-либо металлический элемент в этой среде. Насечки или зубцы на распредвале как раз являются металлическими элементами, которые изменяют магнитное поле.

Как было уже упомянуто выше, что ДПРВ называют также датчиком фаз. Такое название получилось от того, что датчик фиксирует цилиндрические фазы впуска и выпуска.

Какие причины неисправности в работе ДПРВ

Если датчик положения распредвала вышел из строя, то форсунка будет срабатывать за каждый оборот коленвала, то есть в два раза чаще.

Симптомы или признаки сломанного датчика:

  1. Значительно увеличивается расход топлива.
  2. Двигатель работает асинхронно во время движения, то есть дергается во время движения, едет рывками, теряет скорость. Двигатель может глохнуть как-будто кончился бензин. Также, иногда, авто не может набрать высокую скорость, более 60 км/час. В конструкциях автомобилей стоят датчики скоростей. Узнайте к чему приводят неполадки в их работе и как проверить датчики скоростей.
  3. На определенных марках и моделях авто при неисправном ДПРВ может застопориться коробка передач. Выходом из зафиксированной коробки передач будет перезапуск двигателя. Если это происходит постоянно, то точно вышел из рабочего режима CMP.
  4. При диагностировании своими руками сканером, могут возникать сбои в работе.
  5. Также может пропасть искра и не запускаться мотор.
  6. Горит ЧЕК (check) на холостых оборотах, на высоких оборотах гаснет.

Такие причины нерабочего датчика показываются на панели приборов соответствующими значками. Когда ДПРВ (СМР) не рабочий, блок управления запишет неправильный режим работы и выдаст определенный код ошибки. Для расшифровки кодов ошибок можно закачать приложение на телефон или планшет и узнать, что конкретно означает данный код ошибки.

Вот самые часто выскакивающие ошибки:

  1. P0365 означает, чт нет сигнала в цепи датчика положения распредвала.
  2. P0344 предупреждает, что подаваемый датчиком сигнал слабый, прерывистый.
  3. P0343 слишком высокий подаваемый датчиком CMP сигнал.
  4. P0342 говорит, что слишком низкий уровень сингла ДПРВ.
  5. Р0341 фаза газораспределения не соответствует состоянию правильной работы двигателя.
  6. P0340 полностью отсутствует сигнал с датчика.
  7. P0300 расшифровывается, как нарушение циклов воспламенения в системе зажигания (воспламенение часто пропускается).
Читать еще:  Что такое бедная топливовоздушная смесь: причины возникновения и способы устранения

Факторы, влияющие на появление причин, указывающих на нерабочее состояние датчика положения распредвала:

  1. Сигнальные провода не подсоединены к датчику.
  2. Присутствует влага в соединении датчика.
  3. Сигнальный провод задевает «массу» (какой-либо металлический объект в автомобиле).
  4. Сигнальный провод разомкнут, оторван.
  5. Сигнальный провод замыкает на бортовую сеть.
  6. Нарушена изоляция датчика, обрыв экранирующей оболочки или жгута.
  7. Провод питания датчика оторван или поврежден.
  8. Неправильно подсоединены питающие провода.
  9. Неисправны высоковольтные провода цепи зажигания.
  10. Неправильно работает блок управления двигателем.
  11. Не соответствующий норме зазор между датчиком и меткой (слишком большой или слишком маленький зазор).
  12. Шестерня распредвала «бьет», то есть имеет превышенную норму торцевого биения.
  13. Есть металлическая стружка на корпусе ДПРВ.

Как проверить датчик положения распредвала

В случае обнаружения проблемы в датчике распредвала во время проведения диагностики, необходимо проверить датчик на правильную работу. Делается это с помощью мультиметра или вольтметра.

Проверку, обычно, проводят следующими способами:

  • проверка подключения датчика ко всем трем проводам (сигнальный провод, питание +12 В, питание «-«);
  • при наличии питания напряжения и «массы» на датчике, надо завести двигатель автомобиля и проверять импульс сигнального провода;
  • проверка штекера на наличие окислов, возможно попала вода и контакты окислились;
  • проверка сигнального провода часто выявляет проблему неработающего датчика, так как провод расположен рядом с мотором и подвергается нагреванию;
  • проверка сопротивления датчика, для этого надо выставить мультиметр в положение 2000 Ом, подсоединить к выводам датчика, значение сопротивлений должно быть от 0,55 до 0,75 кОм (килоОм);
  • проверка сопротивления изоляции датчика между сердечником и контактами 1й и 2й колодки с помощью Омметра или мультиметра. Значение сопротивления должно быть более 20 МОм (мегаом) при значении напряжения 500 Вольт.
  • проверка вольтметром или мультиметром в положении измерения постоянного напряжения.
  1. Для этого необходимо отсоединить штекер и подсоединить крокодильчики или иголки измерительного прибора к выводам на датчике.
  2. Далее надо включить зажигание.
  3. Плюсовой провод тестера подсоединяем к плюсовому выводу датчика, минусовой провод к корпусу автомобиля.
  4. Значение Вольтов должно быть как на аккумуляторе.

Далее, плюсовой провод вольтметра подсоединяем к минусовому выводу датчика, а минусовой также к «массе» автомобиля.

  1. Значение Вольтов «массы» должно быть равно нолю.
  2. После проверки проводов «+» «-«, подсоединяем их как положено, а третий провод (сигнальный) пропускаем через мультиметр. Для этого одну иглу тестера подсоединяем к выводу сигнала на двигателе, а другой — к проводу сигнала на тестере (придется оголить немного сигнальный провод).
  3. Далее, поворачиваем ключ замка зажигания и прокручиваем стартер. При вращении стартера, правильно работающий датчик должен показывать колебания напряжения от 0 до 5 Вольт. Если напряжения нет, то замените ДПРВ своими руками, для этого всего лишь надо отсоединить штекер проводов и отвернуть болт. Когда будете устанавливать новый датчик, то слишком не перетягивайте его, момент затяжки датчик распредвала должен быть 10 Нм (Ньютон на метр).

Как заменить датчик ДПРВ своими руками

Когда будете устанавливать новый датчик, то слишком не перетягивайте его, момент затяжки датчик распредвала должен быть 10 Нм (Ньютон на метр).

Признаки неисправности датчика распредвала

Благодаря современной электронной начинке автомобильных двигателей, из них удается выжать максимум мощности, но в плане надежности, такие силовые установки могут уступать старым моделям ДВС, в которых электронными датчиками и контроллерами даже не пахло.

Одним из важнейших электронных компонентов для управления работой двигателя, следует считать датчик положения распредвала (ДПРВ), который также обозначают латинскими буквами CMP. В этой публикации, мы рассмотрим предназначение датчика распредвала, его устройство, а также опишем основные признаки его неисправности.

Для чего нужен датчик распредвала

Датчик распредвала на ВАЗ

И так, распределительный вал управляет впускными и выпускными клапанами двигателя. Располагается он, а во многих современных авто, таких вала два, в головке двигателя. Распредвал является важнейшим элементом системы любого двигателя внутреннего сгорания, хоть дизельного, хоть работающего на бензине. Но, если в старых моторах, распредвалы отлично работали и без всяких датчиков, зачем они понадобились в наши дни?

Дело в том, что повышение мощности автомобильных моторов и снижение расхода топлива, достигается в основном за счет оптимизации подачи воздушно-топливной смеси, а так же наиболее оптимального ее сжигания. Для этого и применяется обширная сеть различных датчиков, электронная система зажигания, а так же и другие инженерные решения.

Благодаря сведениям, поступающим с датчика распредвала, электронный блок управления автомобиля, четко знает какой цилиндр в настоящий момент в такте. Исходя из этого, осуществляется подача искры и оптимизируется работа мотора. Таким образом, современный мотор без датчика распредвала не может нормально работать и вообще, скорее всего, заглохнет.

Типы датчиков положения распредвала

Датчики распредвала бывают двух видов.

  • магнитные датчики;
  • датчики Холла;

Магнитные датчики положения распредвала при его вращении вырабатывают собственное электричество, которое и регистрирует управляющая электроника. Датчики, основанные на эффекте Хола, требуют внешнего электропитания.

На одном распредвалу может применяться, как один датчик, так и несколько подобных устройств. Поэтому, без специального диагностического оборудования, определить какой из датчиков сломан, будет очень непросто. Даже просто найти датчик распредвала, в первый раз, задача не столь уж и простая. Что же касается того, в чем выражается поломка такого датчика, то все последствия такой поломки относятся к работе мотора.

Читайте также: Когда и как менять ремень ГРМ .

Симптомы неисправности датчика распредвала

Пожалуй, самым ярким симптомом и одновременно последствием выхода из строя датчика распредвала, является самопроизвольная остановка двигателя.

Помимо остановки двигателя, признаками неисправности датчика распредвала могут являться рывки в работе двигателя, существенное падение мощности, а также увеличение расхода топлива. При этом на приборной панели загорается значок Check Engine. Окончательная диагностика датчика положения распредвала, как и большинства электронных компонентов системы автомобиля, производится при помощи специального сканера, опытным специалистом.

Ремонт и замена ДПРВ

Собственно говорить о ремонте датчика распредвала не приходится, весь ремонт здесь сводится к проверке подключения датчика и устранению разрывов в электрической цепи. Если же датчик выходит из строя, его нужно только менять. Ремонт подобных устройств, не предусмотрен уже самой их конструкцией. Между тем, существуют специальные коды ошибок, которые позволяют определить поломку именно этого датчика, а так же понять характер проблемы.

Менять датчик положения распредвала, нужно с учетом того, подходит ли он на вашу модель авто, или же нет. Это устройство, увы, как и большинство автомобильной электроники, универсальным отнюдь не является. Поэтому, при покупке нового датчика, уточняйте, подойдет ли он к вашему автомобилю. А еще лучше, доверить это дело профессионалу. Электронные компоненты современных машин, очень чувствительные, капризные и что самое неприятное, дорогие. Поэтому, заменой и настройкой бортовой электроники должны заниматься действительно опытные специалисты.

Читайте также: TFSI двигатель — что это такое.

Видео на тему

За что отвечает датчик распредвала и его самостоятельная проверка

Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) служит для того, чтобы определять угловые положения ГРМ по отношению к положению коленвала. Сигналы от указанного датчика подаются на ЭБУ двигателем, который осуществляет коррекцию топливного впрыска и зажигания. Также ДПРВ работает в связке с датчиком частоты вращения коленвала.

Сбои в работе датчика на бензиновых агрегатах, которые проявляются в отсутствии импульса на блок управления, зачастую не позволяют завести двигатель автомобиля. В дизельных моторах запуск может быть осложнен, но возможен. Дизельный двигатель будет работать и даже повторно заводиться после остановки, так как ЭБУ параллельно получает импульсы от датчика частоты вращения коленвала.

Назначение датчика положения распредвала

Основой датчика для определения положения распределительного вала выступает эффект Холла. По этой причине ДПРВ также называется датчиком Холла. Изменение магнитного поля в таком датчике осуществляется в тот момент, когда происходит замыкание магнитного зазора.

Читать еще:  Магнитола philips (филипс): описание моделей, инструкция и схема подключения автомагнитолы

Указанный зазор замыкается при помощи специального стального зубца. Такой зубец (репер) может быть расположен на зубчатом колесе распредевала. Еще одним местом расположения данного элемента выступает задающий диск, который крепится на валу.

Когда зуб проходит рядом с датчиком положения распредвала, в датчике появляется напряжение и формируется сигнал. Указанный сигнал поступает в ЭБУ.

Под таким положением следует понимать нахождение поршня в ВМТ (верхняя мертвая точка в конце такта сжатия). Данное решение позволяет обеспечить своевременный топливный впрыск и последующее образование искры свечой зажигания для воспламенения рабочей смеси.

Моторы с системой изменяемых фаз газораспределения могут быть оборудованы датчиками Холла как на распредвале впускных клапанов, так и на выпуске. В этом случае ДПРВ управляют указанной системой.

Датчик распредвала на дизельном двигателе

На дизельном двигателе датчик положения распределительного вала работает иначе сравнительно с бензиновым аналогом. Импульсы от датчика фиксируют положение поршня в ВМТ не в 1-ом цилиндре, а во всех. Подобное решение позволяет добиться максимально точного определения положения распредвала по отношению к коленвалу. В дизеле ДПРВ отвечает за эффективность запуска и стабильность работы силового агрегата данного типа на разных режимах эксплуатации.

В дизеле определенные изменения конструкции присутствуют на задающем диске. Зубья на указанном элементе выполнены для каждого цилиндра ДВС и устанавливаются на определенном расстоянии. В качестве примера рассмотрим дизельный двигатель, который имеет 4 цилиндра. В таком моторе задающий диск имеет 7 зубьев (4 зуба основные, расположены под углом в 90 градусов по отношению друг к другу). Также имеются дополнительные 3 зуба, позволяющие идентифицировать цилиндры по отдельности. Эти зубья расположены на определенном удалении от основных, чтобы точно определить положения поршня в каждом отдельно взятом цилиндре.

Самостоятельная проверка

Распространенной неисправностью ДВС с электронным впрыском являются сбои в работе датчика положения распределительного вала. В списке признаков, указывающих на проблемы с датчиком, отмечают:

  • затрудненный пуск;
  • неустойчивую работу двигателя;
  • двигатель трясется, работает перебоями;
  • возможно загорание «check» на панели приборов;
  1. Первым шагом становится обнаружение посадочного гнезда ДПРВ, который устанавливается в области ГБЦ. В месте установки необходимо найти специальное уплотнительное кольцо. Указанное кольцо необходимо осмотреть, так как нарушение его целостности и другие деформации могут привести к неисправностям датчика.
  2. Дополнительно потребуется осмотреть сам корпус датчика, а также зубчатый ротор. Наличие повреждений или присутствие металлической стружки также указывают на поломку датчика.
  • Далее необходимо изучить сам разъем. На таком разъеме должны присутствовать контакты: плюсовой контакт, минусовая «масса», контакт для передачи сигнала.
  • Затем необходимо включить зажигание, после чего вольтметром производится замер напряжения на плюсовом контакте датчика положения распредвала. Массу тестера нужно подключить к массе двигателя. Данный замер должен по напряжению быть аналогичным показателю напряжения на клеммах АКБ. В случае отклонений в показаниях напряжения сравнительно с питанием можно сделать вывод, что имеются неисправности в электрической цепи питания датчика положения распредвала.
  • Аналогичным образом производится замер напряжение на «массе» датчика. Напряжение на указанном контакте должно быть нулевым.
  • После необходимо выполнить подключение плюсового и минусового провода датчика. Средний контакт датчика подключается через тестер. Получается, одни щуп вольтметра прикладывается к сигнальному выводу датчика, а другой запитывается на вход в системе управления. Для решения такой задачи не редко сигнальный провод перерезается, а щуп мультиметра прикладывается к открытым проводам.
  • Затем двигатель прокручивается стартером. Рабочий датчик покажет напряжение, которое может колебаться от 0.4 до 5 вольт. Отклонения от указанных значений указывают на необходимость замены ДПРВ.

Чтобы самому заменить датчик положения распредвала потребуется отсоединить от него повода, удалить крепеж и вынуть устройство из посадочного места. Подключение исправного элемента осуществляется в обратном порядке.

avtoexperts.ru

До появления инжекторных двигателей моторам с карбюратором было достаточно 3-х датчиков. Это были датчики температуры и давления масла, а также температуры охлаждающей жидкости. При этом отказ любого из них не приводил к остановке двигателя, не рассматривая сейчас дальнейшие последствия для него. Плюс автомобиль не был оснащен электроникой, что упрощало поиск неисправностей, его обслуживание и ремонт.

Современный же инжекторный двигатель всецело подчиняется электронике, а именно ЭБУ (электронный блок управления). Для работы блока управления двигатель оснащен большим количеством всевозможных датчиков, следящих за положением и состоянием всех его узлов и систем.

Одним из них является ДПРВ (датчик положения распределительного вала). В его задачу входит отслеживание фаз газораспределения. На моделях авто с двумя распредвалами может быть установлено два датчика.

Однако электроника надежно работает лишь в случае, когда все датчики исправны и не искажают передаваемые в блок управления сигналы.

Так для работы двигателя ЭБУ необходимы данные о положении коленчатого и распределительных валов, которые должны работать синхронно. Для этого силовой агрегат оснащен ДПКВ (датчиком положения коленчатого вала) и ДПРВ.

Для определения конкретного цилиндра, находящегося в конце такта сжатия, блок управления контролирует в каком положении находится распредвал относительно коленчатого вала с помощью датчика распредвала.

На основании показаний этих датчиков блок управления дает команду на подачу искры и определенной дозы топлива через форсунки в конкретный цилиндр двигателя.

Устройство ДПРВ

Существует два типа датчиков положения распредвала:

Датчик индукционного типа состоит из магнита и катушки, которые помещены в пластиковый корпус.

Магнитоэлектрический датчик представляет собой постоянный магнит, расположенный также в корпусе из пластика.

Принцип действия

В ИД при прохождении мимо его сердечника штифта, находящегося на звездочке распределительного вала создается Э.Д.С. Сигнал с ДПРВ передается в ЭБУ использующего эти данные для подачи топлива и создания искры в определенном цилиндре двигателя.

МЭД датчик работает на известном эффекте Холла создавая импульсы напряжения, посылаемые в блок управления двигателем для определения цилиндра, в который в данный момент необходимо подать топливо и создать искру.

Неисправности

• окисление клемм в соединительной колодке;

В МЭД:
• проблемы в электрочасти;

К общим неисправностям датчика можно отнести:

• наличие влаги в соединительном разъеме;

• замыкание на массу;

• несоответствующий зазор между датчиком и штырем;

Проверка

Проверяется целостность кабеля и экрана, часто наблюдается пересыхание изоляции проводов и их замыкание.

Для комплексной проверки необходимо наличие осциллографа.

При помощи мультиметра можно проверить сопротивление обмотки, чтобы убедиться, что она не замкнута и нет разрыва.

Так на «папе» датчика между 1 и 2-й ножками прибора должен показать 13 Ом, и порядка 3Ом между 2 и 3-й ножками. Однако, номера ножек есть не на всех датчиках.

Последствия неисправностей ДПРВ

При отказе датчика распределительного вала ЭБУ придется брать данные только с ДПКВ, а так как коленчатый вал вращается в два раза быстрее распредвала, то блок управления будет давать команду на срабатывание форсунок в два раза чаще (на каждый оборот коленвала).

Это в свою очередь приведет к увеличению расхода топлива, неустойчивой работе двигателя, плохому запуске, рывкам при движении, потере динамики и мощности. Плюс к этому увеличится токсичность выхлопных газов и появятся сбои при самодиагностике системы.

При появлении неисправности на щитке приборов появится «CHECKENGINE» и компьютер занесет в память код ошибки ДПРВ.

Возможны случаи внезапной остановки двигателя с одновременным отказом усилителя руля и снижением эффективности тормозов, что особенно опасно, когда авто находится в движении. Также при отказе датчика может произойти блокировка АКПП на одной из передач. После остановки двигателя и повторного запуска «автомат» разблокируется, хотя это может циклично повторяться.

В среднем, стоимость датчика распредвала на рынке варьируется от 500 до 4000 рублей, в зависимости от модели и производителя. А стоимость замены в специализированном сервисе от 1000 до 2000 рублей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector