Присадка в двигатель молибден: плюсы и минусы

Присадка в двигатель молибден: плюсы и минусы

Моторное масло с молибденом плюсы и минусы

С чего все началось? В 1782 году П. Гельем получил новое химическое вещество Mo. В начале 20-го века использование молибдена в металлургической промышленности было поставлено на поток. Первыми машинами, которые испытали на себе действие минерала молибденита стали двигатели самолетов во время второй мировой войны. Его свойства позволяли долетать самолету до пункта экстренной остановки без моторного масла.

Именно, благодаря находке Ханса Хелле, MoS2 стали использовать в составе моторных масел для автомобильных двигателей. Liqui Moly GmbH – фирма, которую он основал к концу 20 века – первой ввела обозначенное вещество в состав сначала присадок, а затем и в само масло. Кстати, до сих пор его использует.

Секрет внутри

В чем же особенность моторного масла с молибденом? Плюсы и минусы его использования – рассмотрим. Молибден это тугоплавкий металл, другими словами, не теряет своих свойств при высоких температурах. Кроме того обладает малым коэффициентом расширения, высокой упругостью. Долговечность и прочность ему придает особое строение молекул – молибден плюс сера. Так как составляющие приблизительно имеют один размер, для него характерны антифрикционные, защитные, противозадирные свойства.

Моторное масло на основе молибдена стало пользоваться популярностью за счет его прочности. Он, имея кристаллизованную и пластичную структуру, образует плотную пленку на деталях мотора в местах их соприкосновения, чем способствует переносу значительного давления без повреждений. Трение также сильно сокращается, так как частицы дисульфида молибдена очень подвижные в отношении друг друга.

Моторное масло с молибденом плюсы и минусы

Несмотря на отличительные свойства чудо-порошка, среди автолюбителей нет однозначного мнения по поводу его применения для смазки двигателя.

Среди явно положительных характеристик выделяют:

  1. Уменьшение износа деталей ДВС за счет антифрикционных качеств
  2. Защитная пленка на частях двигателя сохраняет их от трения
  3. Равно значимая теплопередача по всем металлическим поверхностям помогает устранить перегрев отдельных узлов
  4. Стойкость к высоким температурам способствует удержанию рабочего состояния даже в экстремальных условиях
  5. Антикоррозийный эффект. Молибден сохраняет свои свойства в большом количестве щелочных растворов, серной, соляной и некоторых других кислотах
  6. Поддерживает на должном уровне вязкостные показатели в масляных жидкостях
  7. Предотвращает отложение загрязнений, так как не склонен образовывать осадка в виде порошка
  8. При движении в пробках сокращаются механические потери

Обратная сторона

Нет ничего идеального в мире. Потому сколько сторонников применения MoS2, столько и противников. И доводы их также весьма существенны. Прежде чем делать выводы по размышлению: моторное масло с молибденом плюсы и минусы — неплохо выслушать и другую сторону.

Основанием для возражений часто служит способ растворения вещества в масле. Это не химический состав, а смесь, приготовленная путем измельчения молибдена и добавления его в масло. Частицы дисульфида проникают не только туда, где необходимы, но и в том числе в систему поршневых колец. Там под воздействием высоких температур он распадется на твердые продукты сгорания и закоксовывает их движение.

Другой причиной отказа от подобного вида добавок становится присутствие в моторном масле иных компонентов. Так как в настоящее время состав смазок достаточно богат, зачастую, для чистящих свойств внутри присутствует кальций. Он при соприкосновении с частицами MoS2 атакует его. В результате атаки образуется молекула, оседающая на фильтр, которая имеет крупные размеры. Она как бы залипает на нем и со временем сильно его загрязняет. В этом случае чистящее масло не только не выполняет свою функцию, но и приводит, при невнимании, к засаливанию системы двигателя. Потому многие автопроизводителя не включают в список рекомендованных для смазки ДВС масла, содержащие молибден.

При использовании рассматриваемой присадки, важно не забывать вовремя добавлять масло в картер. И вот почему. Если молибден соприкасается с кислородом или посторонней жидкостью, то при его распаде образуются вещества с повышенной абразивностью и серная кислота. Эти химикаты при соприкосновении с металлом его размягчают и истирают, приводя в негодность.

Обобщив все технические стороны на практике получаем:

  • Страдают бензиновые двигатели при работе на высоких температурах
  • Обратный эффект от соединения с чистящими маслами
  • При попадании в группу поршневых колец ведет к сильнейшему закоксовыванию мотора
  • За счет попадания газов в картер с маслом, оно быстро изнашивается и стареет, отчего его прочистку и замену нужно производить чаще

Рекомендации вопиющим

Производители современных двигателей с осторожностью относятся к дисульфиду молибдена, считая его пережитком прошлого. Если же вы предпочтете именно его, то следует чаще производить осмотр и промывку двигателя с использованием специальных масел, устраняющих тяжелые отложения.

Нельзя не сказать, что кроме MoS2 есть и органический молибден (MoDTS). Он искусственно выведен и полностью растворим в масле за счет химических реакций. То есть крупные абразивные частицы, опасные для цилиндропоршневой группы, в нем отсутствуют, но при этом он также выдерживает высокие температуры, поддерживает необходимый уровень вязкости, осуществляет равномерный теплообмен. Это отличная альтернатива для приверженцев использовать масла с молибденом. Производителями такого вида смазок являются: Idemitsu ECO Medalist, Shell и другие.

Моторное масло с молибденом: преимущества и недостатки

Что такое молибден и для чего он используется в моторном масле. Характеристики масла с молибденом, плюсы и минусы. Стоимость масел и видео обзор марки Mannol.

Содержание:

  1. Что такое молибден
  2. Плюсы
  3. Минусы
  4. Цена масел
  5. Видео обзор масла Mannol

Масло для двигателя является необходимой составляющей, обеспечивающей правильную и долгую работу силового агрегата авто. Современный рынок моторных масел предлагает покупателям широкий выбор средств, а производители продолжают совершенствовать свою продукцию, представляя потребителям последние достижения науки и технологий.

Среди высокотехнологичных смазок все чаще встречается моторное масло с молибденом, производители которого уверяют владельцев авто в наличии целого ряда «волшебных» качеств данного продукта. По словам производителей масло с молибденом сохраняет свои свойства гораздо дольше других смазок, обеспечивает более надежную защиту узлов и деталей двигателя, не портится при экстремальных температурах и нагрузках.

Попробуем разобраться детальнее, действительно ли масло с молибденом – такой чудодейственный продукт, или это всего лишь маркетинговый ход производителей.

Для чего нужен молибден в моторном масле: основные характеристики

Молибден – химическое вещество, широко используемое в металлургии. Оно имеет светло-серый цвет (моторное масло с ним черного цвета), характеризуется отличной устойчивостью к коррозии, сохраняет свои текучие свойства и вязкость в условиях огромных перепадов температур. В связи с этим молибден часто добавляют в различные сплавы, что улучшает свойства изготовленных металлических деталей. При этом было замечено, что молибден при его добавлении в состав имеет возможность влиять как на металлический сплав, так и на моторное масло. Именно поэтому брендовые производители смазок для двигателей стали активно внедрять в производство всевозможные молибденовые добавки и присадки, призванные вывести качество масла на новый уровень.

Разошлись также и мнения специалистов. Одни твердят, что масло с молибденом является отличным средством защиты двигателя от перегрева, позволяет предупредить преждевременный износ рабочих узлов. При этом замена такого масла, по словам этих экспертов, требуется на несколько тысяч пробега позже, что означает экономию средств владельцев авто.

Другие утверждают, что действие масел с молибденом зависит от характеристик двигателей, их тепловых свойств и целого ряда других показателей. При этом в одних случаях молибденовые масла и присадки действительно улучшают защитные и смазывающие характеристики масел, а в других – могут ухудшать их свойства, что потребует от владельца авто незамедлительной замены, а то и вовсе приведет к поломке узлов двигателя.

Плюсы моторного масла с молибденом

    Колоссальные защитные свойства, позволяющие продлить срок эксплуатации двигателя. Масло с молибденом показывает отличные противозадирные свойства, так как дисульфид молибдена имеет сходную с графитом структуру и обеспечивает надежную защиту.

В отличие от обычных смазок, которые коксуются при экстремальных температурах, молибденовые масла способны сохранять свои свойства даже при 400°С. Это свойство позволяет смазкам с молибденом применяться в форсированных современных двигателях спортивных авто с турбонаддувом. Как правило, при изготовлении масел с молибденом используются сопутствующие высокотехнологичные присадки, которые вместе с молибденом формируют многослойную защиту, обеспечивая максимальную степень защиты от трения.

Моторные масла LIQUI MOLY с присадкой MoS2 сертифицированы Американским институтом нефти на соответствие высоким стандартам энергосбережения (Energy Conserving): API EC.

Читать еще:  Какие амортизаторы лучше поставить на автомобиль

Это означает, что средняя экономия топлива при работе двигателя на этом масле составит не менее 1,5 %. Это усредненный показатель при движении с постоянной скоростью на полностью прогретом двигателе. В режимах движения «старт-стоп», характерных для городского цикла, а также в первые минуты после пуска, когда износ двигателя и расход топлива достигают экстремальных значений, энерго- и ресурсосберегающий эффект масел с «молибденом» многократно возрастают.

Минусы моторного масла с молибденом

    На мощных атмосферных двигателях с большим объемом масло с молибденом может способствовать появлению отложений и возникновению закоксованности. Эксперты связывают такое явление с крупным размером частиц соединений на основе молибдена, утверждая, что у моторов средней и малой мощности такая проблема не возникает.

Иногда молибден может вступать в реакцию с кальцием, который содержится в других маслах или присадках. В результате такого взаимодействия появляется агрессивное вещество, повреждающее рабочие поверхности мотора. Соответственно, в погоне за экономией, «оттягивая» сроки замены масла, автовладелец получает проблемы в виде необходимости серьезного и дорого ремонта.

  • Как правило, масла с молибденом имеют более высокую стоимость (в сравнении с обычными вариантами смазок).
  • Цена на моторные масла с молибденом

    Марка масла Цена в России Цена в Украине
    1. Дизельное моторное масло Mannol Molibden 10W-40 5 л 850-1100 руб. 465 грн.
    2. Бензиновое моторное масло Mannol Molibden 10W-40 4 л 700-930 руб. 400 грн.
    3. LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf 15W-40 5 л (бензиновый или дизельный, четырехтактный) 2300 руб. 820 грн.
    4. LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf 10W-40 5 л (бензиновый или дизельный, четырехтактный) 3000 руб. 845 грн.

    Внимание! Класс вязкости 5W-30 или 5W-40 с молибденом не существует! Существует 5W-40 с молигеном (Molygen).

    Подводя итоги, следует выделить основные моменты. Как бы не старались маркетологи, масло для двигателя с молибденом не является универсальным продуктом, безопасным и рекомендованным для всех автомобилей. Применение таких смазок на авто с мощными моторами может привести к возникновению серьезных неисправностей. Да, молибден как химическое вещество показывает ряд действительно хороших эффектов, обеспечивающих целый ряд преимуществ, но нельзя полностью спрогнозировать, как поведет себя такое масло на том или ином моторе. Сопоставляйте выгоду с возможными рисками, решайте, стоит ли использовать такое масло в вашем конкретном случае!

    Видео про плюсы моторного масла Mannol с молибденом, принцип работы и наглядное сравнение его с обычным:

    Масло с молибденом: плюсы и минусы для двигателя

    Немаловажная вещь для стабильной и правильной работы двигателя — это выбор моторного масла. Это не самое простое занятие, ведь нужно обладать и опытом, и знаниями в этой сфере. Масло оказывает большое влияние на технические показатели двигателя. За последние несколько лет эти показатели значительно выросли, но и технологии разработки масла тоже не стояли на месте.

    Молибден — очень тугоплавкий металл. Он популярен в металлургии, как металл обладающий антикоррозийными свойствами. Частицы молибдена используют в масле с целью повышения качества продукта и улучшения технических характеристик автомобиля. Итак, сильные и слабые стороны молибденового моторного масла.

    Плюсы

    • Защита от ржавчины. В небольшой степени, частицы молибдена способны оставаться на стенках внутренней части двигателя, покрывая его тонким слоем, замедляя возникновение коррозии, что безусловно большой плюс.
    • Благодаря структуре молибденовых веществ, масло способно устранять и/или предотвращать появление неровностей на конструкции и деталях двигательной системы, что уменьшает износ устройства и увеличивает ресурс и долговечность, предотвращая механическую поломку двигателя.
    • Главная функция любого масла — это смазочная. Молибденовые соединения увеличивают срок службы смазывающих веществ, а так же сами могут выступать в роли смазочного материала (Но пренебрегать плановой или вынужденной заменой масла крайне не рекомендуется!).
    • Способность сохранять активную работу в «тяжелых» условиях. Например, при очень высоких температурах или, попросту, при перегреве двигателя.(Благодаря тугоплавкости и другим физическим и химическим свойствам молибдена и его соединений) Либо, напротив, способность выполнять свои функции при низких температурах в холодных регионах.

    Стоит отметить, что не все пункты могут выполняться на всех типах двигателей, так как функциональность масла зависит от качества и состояния двигателя.

    Минусы

    • В процессе эксплуатации такого масла частицы этого тугоплавкого металла имеют свойство оседать на стенках, как было сказано ранее. Однако это не всегда приносит пользу. С длительным временем использования подобной продукции тяжелые вещества накапливаются во внутренних структурах двигательного аппарата, что, в некоторых случаях, может привести к поломке. Вероятность не очень высока, но пренебрегать этим не стоит. (Особенно при использовании в мощных двигателях)
    • Вероятность использования молибдена с целью рекламысвоей продукции. Организации терпят на рынке убытки, когда их товар не востребован и непопулярен. Существует мнение, что все положительные качества молибденовых добавок несут небольшую пользу, а используют их, чтобы «отрекламировать» свой продукт на рынке и заинтересовать потребителя, что называется, «инновациями». Конечно, по этому поводу ходит много споров, но окончательный вердикт и точную информацию можно получить только путем анализа и эксперимента.
    • Химическая сторона подобных соединений. Человеку, изучающему металлургическую химию металлов, известно, что такое вещество, как дисульфид молибдена вступает в реакцию с такими щелочно-земельными металлами, как кальций, который входит в состав многих масел для двигателей. В результате химических превращений образуются соединения, негативно влияющие на сплавы, из которых изготавливают детали и элементы двигателя. Негативный эффект может усугубить состояние двигателя и снизить его коэффициент производительности. Это самый большой минус, который и заставляет задуматься: стоит ли рискнуть или довериться надежным и проверенным типам масел для двигателя. Однако, стоит сказать, что по статистике, большая часть автолюбителей отмечают рост показателей производительности двигателя при смене обычного масла на молибденовое. И здесь не обойтись без тщательного анализа.

    Итоги

    Исходя из вышесказанного можно сделать вывод — использование молибденового масла очень рискованно, как для опытных автовладельцев, так и для начинающих. Опираться на отзывы других автолюбителей не стоит, так как качество двигателей разных автомобилей отличаются.

    Продукция имеет свои положительные и отрицательные качества, можно рискнуть и получить результат, а можно использовать масло проверенного типа. Лучше всего использовать масло с молибденовыми добавками, если это рекомендовано самими производителями двигателей, а не рекламными компаниями, это позволит отпустить все опасения и уверенно использовать свой автомобиль, не волнуясь о последствиях.

    Трое в банке, не считая присадок

    ТРОЕ В БАНКЕ, НЕ СЧИТАЯ ПРИСАДОК

    ТРОЕ В БАНКЕ, НЕ СЧИТАЯ ПРИСАДОК

    Сегодня на рынке предлагают масла с необычными добавками — дисульфидом молибдена или графитом. Их достоинства

    и недостатки мы и решили оценить.

    Об антифрикционных и противоизносных присадках, которые нам предлагают ввести в моторное масло самостоятельно, мы теперь почти все знаем (см. ЗР, 1999, № 10 и ЗР, 2000, № 2). А что ждать от самих масел, в состав которых подобные присадки ввел изготовитель? Насколько эффективнее такие масла противостоят трению и износу? Наконец, какова обратная сторона медали — не дают ли необычные присадки побочного эффекта?

    Знакомьтесь. Первый образец «необычного» масла — «Ликви Моли МoS2 Лейхтлауф» (Liqui Moly MoS2 Leichtlauf) с добавкой дисульфида молибдена (фото 1), второй — «Марли Блэк Голд Карат» (Marly Black Gold Carat) с добавкой графита (фото 2). Обе добавки должны снижать трение и износ. Что ж, проверим. Вот только с чем необычные масла сравнить?

    ТОЧКА ОПОРЫ. Без точки опоры или отсчета обойтись трудно. В нашем случае — без образца для сравнения.

    Оба испытуемых — «Ликви Моли» и «Марли» — имеют температурно-вязкостный диапазон SAE 10W40 и отвечают высшей группе качества по классификациям API SJ/CF и ACEA А3–98, В3–98. Оба — полусинтетические. Стало быть, «обычное» масло, с которым мы их будем сравнивать, должно удовлетворять тем же требованиям. Вот оно: «Эльф Компетишн» (Elf Competition STI) на фото 3 — того же высшего класса качества API SJ/CF, ACEA А3–98, В3–98, с тем же температурно-вязкостным диапазоном SAE 10W40 и тоже «полусинтетика». Сразу договоримся: наше «обычное средство» не станем подсознательно относить к плохим или доживающим свой век: «обычное» у нас означает столь же хорошее, как испытуемые, но не содержащее «необычных» присадок.

    ДУМАЙ О ХОРОШЕМ. Давайте разберемся, чего мы ждем от хорошего масла. Для начала оно должно хорошо смазывать. То есть разделять слоем масла трущиеся поверхности и минимизировать их трение друг о друга. Если прослойка масла окажется достаточно «выносливой», выступы микрорельефа будут меньше касаться друг друга и работающие в двигателе детали прослужат дольше. Все это называется трибологическими свойствами масла.

    Читать еще:  Диагностика автомобилей ваз 2111 и 2112 16 клапанов и распиновка разъема

    В двигателе внутреннего сгорания неизбежны высокотемпературные отложения. Умение их смывать — одно из важнейших свойств моторного масла — моющее. Но смыть недостаточно, смытые частицы отложений необходимо измельчить (диспергировать) и уничтожить. За это отвечают диспергирующие свойства.

    Ну а если, поработав час-другой, масло придет в негодность? Чтобы этого не произошло, необходим запас щелочности, определяющий способность к нейтрализации продуктов окисления, которые образуются во время работы. Очевидно также, что «основа» масла должна быть устойчива к термическому разложению.

    К этому списку специалисты обязательно добавили бы еще добрый десяток требований, но наша задача — сравнить масла по их основным функциональным свойствам, не углубляясь в научные дебри. Правда, одно важное дополнение все же необходимо. Поскольку продукты у нас не совсем обычные и содержат твердые частицы противоизносных добавок, придется потребовать, чтобы эти частицы не выпадали в осадок и не собирали вокруг себя полимеризованные продукты окисления. Проще говоря, чтобы не образовывались сгустки. Назовем это свойство стабильностью и начнем, наконец, проверять.

    ТАМ ХОРОШО, ГДЕ ТРЕНИЯ НЕТ. Вначале оценим трибологические возможности «необычных» масел. Для проверки антифрикционных и противоизносных свойств воспользуемся принятым Госстандартом методом квалификационной оценки, использующим машину трения СМТ-1.

    Антифрикционные свойства здесь определяются по моменту и коэффициенту трения, а также по температуре масла в зоне трения. Противоизносные свойства оцениваются по потере массы одной из трущихся деталей — специальной чугунной колодки.

    Результат проверки трех образцов — в таблице. По сравнению с «обычным» маслом введение графита позволило образцу «Марли» снизить температуру в зоне трения на один градус, оставив коэффициент трения без изменения. Иначе говоря, антифрикционные свойства масла с введением графита почти не претерпели изменений. А вот противоизносные свойства изменились заметно и в лучшую сторону. Износ одной из трущихся поверхностей при работе на масле с графитом снизился на 15,8%.

    Теперь черед «Ликви Моли». Это «необычное» масло тоже не подкачало: температура в зоне трения снизилась на 53 градуса, а коэффициент трения — на 31,9%. Как видим, антифрикционные свойства высокие. Противоизносные тоже. Износ стандартной чугунной колодки оказался меньше, чем у «обычного» масла, на 21%. Хорошо!

    КАПЛЯ В МОРЕ. Можно ли что-нибудь узнать о качестве масла всего по одной его капле? Оказывается, кое-что можно. Называется это «метод капельной пробы». На лист специальной бумаги, отдаленно напоминающей промокашку, капают по одной капле каждого образца. Когда масло полностью растечется и впитается в бумагу, начинают оценивать, во-первых, диаметр пятна, во-вторых, количество концентрических окружностей. Поясняем: некоторые присадки, хотя и растворены в продукте, не всегда в состоянии растечься так же далеко от эпицентра, как «основа» масла. Растекаясь в меньшей степени, они формируют пятна, несколько отличающиеся по цвету. Таким образом, по количеству концентрических окружностей и по их относительным размерам специалисты судят о потенциальной дестабилизации масла: какие присадки и как скоро могут выпасть в осадок или образовать нежелательные сгустки (агломерироваться).

    Проверка испытуемых образцов методом капельной пробы показала, что «обычное» масло дает две концентрические окружности, большая из которых имеет радиус около 2 см. Два «необычных» масла растеклись от центра всего на 1,6–1,7 см и образовали при этом по три концентрические окружности. Так что «оборотная сторона» применения «необычных» присадок все же есть: эти масла будут обладать несколько худшей проникающей способностью и окажутся более склонны к расслоению. Последнее обстоятельство заставило проверить, что будет происходить с маслами по мере их старения.

    СТАРОСТЬ — НЕ РАДОСТЬ. Длительная работа моторных масел в двигателе приводит к их старению. Ухудшение свойств проявляется почти во всем: изменяются температурно-вязкостный диапазон, моющая и восстановительная способность, увеличивается оптическая плотность (см. ЗР, 1999, № 4). Моделировать этот процесс в лабораторных условиях удается разработанными для этого стандартизованными методами. Так поступили и мы, имитировав старение масла, эквивалентное срабатыванию 60–80% его полного ресурса в двигателе. Результат соответствовал ожиданиям (см. выше). У обоих «необычных» масел появился небольшой осадок. У «Ликви Моли» — чуть меньший, у «Марли» — чуть больший. Ученые мужи называют это коллоидной дестабилизацией масел.

    «ПО ФЕНЕ НЕ БОТАТЬ!». Чтобы хоть немного разобраться в происходящем, на мгновение обратимся к азам теории. Попытка мелко «натереть» графит или дисульфид молибдена и насыпать его в масло в виде порошка приведет к полному фиаско. Оба вещества нерастворимы в масле и попросту будут плавать на его поверхности. Если попытаться утопить — осядут на дне. Поэтому для введения таких добавок в моторное масло их предварительно растворяют в специальных поверхностно-активных веществах (ПАВ), которые умеют захватывать твердые частицы и одновременно связывать собой молекулы масла. Только такой коллоидный раствор можно добавлять в качестве присадки. Однако при старении масла находящиеся в нем ПАВ теряют свои свойства, и связанные когда-то ими твердые частицы выпадают в осадок. Вот она — коллоидная дестабилизация. Но самое неприятное, что эти самые ПАВ могут захватывать не только необходимые нам порошки. Куда охотнее они цепляются за попавшую в масло воду или бензин. Специально проведенная проверка показала, что попадание в оба масла 2% бензина или воды спустя 5 дней приводит к увеличению оптической плотности «Ликви Моли» на 9–10 %, «Марли» — на 35–40%. Эти значения не столь велики, поэтому никого пугать не должны, но настораживать.

    ЛУЧШЕЕ — ВРАГ ХОРОШЕГО? Неужели полученные высокие проценты снижения трения и износа полностью перечеркиваются негативными последствиями от введения присадок? Не будем спешить. Оба образца, несмотря на склонность к расслоению, сертифицированы на соответствие требованиям API и ACEA. Причем соответствуют высшей группе качества. Это означает, что необходимые испытания на двигателях они прошли, фильтров при этом не забили и пугающих кого-либо осадков в масляной системе не отложили. Выходит, да здравствуют масла с добавками твердых частиц? Опять спешим. В программе сертификационных испытаний нет экспериментов с добавлением в масло воды или бензина. А двигатели, которыми пользуются европейцы, не очень-то склонны заливать бензином картер. Так что же делать, покупать «необычные» масла или нет? Ответить на этот вопрос мы предлагаем читателю самостоятельно. Уверены, среди вас найдутся и поклонники подобных масел, и их противники. В конечном счете выбор будет зависеть от ваших личных предпочтений и, извините, толщины кошелька.

    1. «Ликви Моли МoS2 Лейхтлауф» (Liqui Moly MoS2 Leichtlauf) с добавкой дисульфида молибдена. Полусинтетическое. Спецификация: SAE 10W40; API SJ/CF; ACEA A3–98, B3–98. Цена — 180 руб. за литр.

    По сравнению с «обычным» масло показало снижение трения на 31,9% и износа на 21% при худшей проникающей способности и склонности к ранней агломерации. Желательно точное соблюдение периодичности замены.

    2. «Марли Блэк Голд Карат» (Marly Black Gold Carat) с добавкой графита. Полусинтетическое. Спецификация: SAE 10W40; API SJ/CF; ACEA A3–98, B3–98. Цена — 160 руб. за литр.

    По сравнению с «обычным» масло показало снижение износа на 15,8% худшей проникающей способности и склонности к ранней агломерации. Желательно точное соблюдение периодичности замены. При приближении к концу срока службы поглядывайте на указатель давления масла.

    3. «Эльф Компетишн» (Elf Competition STI) без добавок твердых частиц. Полусинтетическое. Спецификация: SAE 10W40; API SJ/CF; ACEA A3–98, B3–98. Цена — 145 руб. за литр.

    Рядом с «необычными» конкурентами достойно защищало честь «обычных» масел. Без «специальных» присадок показало больший износ и коэффициент трения, но при этом обладает лучшей проникающей способностью, НЕ склонно к агломерации или образованию осадка, НЕ грозит неприятностями при нарушении периодичности замены.

    Эффективность добавок дисульфида молибдена и графита зависит от размера их частиц. Слишком мелкие частицы (1) полностью «проваливаются» во впадины микрорельефа и оказываются неэффективными, позволяя трущимся поверхностям контактировать по своим выступам. Более крупные частицы (2) эффективнее, однако в растворе они менее стабильны, склонны к образованию осадка. В трансмиссионных маслах, менее склонных к высокотемпературному окислению, агломерация, или выпадение «необычных» присадок в осадок, будет менее заметна. Кроме того, здесь осадок не вызовет засорения фильтра, как это может произойти в двигателе. Влияние размера частиц также определит различную эффективность присадок на разных поверхностях: материал, термообработка и т.д.

    Читать еще:  Какая свеча нужна для скутера

    Моторное масло, как правило, состоит из трех основных компонентов: базового продукта (так называемой «основы»), загущающего полимера (загустителя) и пакета присадок. В минеральных маслах в качестве базового продукта используются продукты прямой перегонки нефти. В синтетических — смесь маловязких эфиров и «нормальных» по вязкости полиальфаолефинов (ПАО). Полусинтетические масла, как правило, содержат в базовом продукте смесь продуктов перегонки и ПАО. В состав двух испытанных «необычных» масел помимо этого добавлены коллоидные растворы (суспензии) мелкодисперсных дисульфида молибдена («Ликви Моли») и графита («Марли»).

    Моторные масла с молибденом — особенности работы присадок

    В настоящее время на рынке представлено довольно много моторных масел с молибденом. Причем количество этого компонента, его молекулярная структура и механизм действия может довольно сильно отличаться.

    На просторах интернета и среди автолюбителей до сих пор не утихают споры о том, насколько оправдано применение молибдена в моторном масле. Ведь зачастую смазки с этим химическим элементом стоят дороже.

    Попробуем разобраться, что такое дисульфид молибдена в смазке – хорошо это или плохо? А также узнаем, как этот компонент помогает смазочным материалам защищать двигатель и стоит ли обращать внимание на масла с молибденсодержащими присадками.

    Краткая история открытия

    Что же такое молибден? В чистом виде это металлический порошок или кусковой металл серого цвета с малым коэффициентом трения и теплового расширения, высокой температурой плавления и кипения.

    Однако в чистом виде этот металл представляет мало ценности в индустрии производства моторных масел. Гораздо интереснее некоторые его соединения с другими химическими компонентами.

    Об уникальных свойствах дисульфида молибдена (MoS2) было известно еще в середине XX века. Впервые документальные свидетельства о реальном применении этого химического элемента вне лабораторных условий относится к военной промышленности. В 50-х годах американцы добавляли молибденовые присадки в масла, используемые для двигателей танков и военной авиации.

    Было замечено, что при повреждении системы смазки мотора и утечки масла, техника могла проработать гораздо дольше «на сухую» до полного отказа при наличии молибдена в масле. Это давало шанс танку успеть выйти из зоны боевых действий для проведения ремонта или самолету долететь до аэродрома.

    Позже масла с молибденом стали применяться и в гражданской технике. Одним из ярких моментов в истории молибденсодержащих масел является случай с основанием фирмы Liqui Moly.

    В 1957 году один предприимчивый немец обратил внимание на небольшой пузырек со странной жидкостью, который продавался в части Германии, подконтрольной западным союзникам.

    Это был дисульфид молибдена, используемый в военной авиатехнике. Немец, которого звали Ханс Хенле, выкупил права на использование этого состава и приступил к разработке моторных масел под брендом Liqui Moly.

    Сегодня смазочные материалы с MoS2 не являются большой редкостью. Присадки на основе молибдена используют многие производители моторных и трансмиссионных смазок.

    Причем технологии за последние несколько лет шагнули далеко вперед. И эти масла сегодня гораздо более технологичны, чем были раньше, и лишены многих недостатков первых версий молибденсодержащих присадок.

    Как работает дисульфид молибдена

    Молекула MoS2, как понятно из формулы, состоит из одного атома молибдена и двух атомов серы. Легко соединяется в пленку толщиной в одну молекулу. Притягивается к металлическим поверхностям.

    Благодаря этим качествам, дисульфид молибдена быстро распределяется по металлическим поверхностям внутри двигателя и образовывает тонкий поверхностный слой. Образуемая пленка при взаимном перемещении слоев относительно друг друга имеет очень малый коэффициент трения. В то же время прочность самой пленки и ее адгезия на металлических поверхностях очень высока.

    В случае ударной нагрузки или температурного разложения, поврежденное место в течение короткого времени заполняется свободными молекулами дисульфида молибдена, находящимися в объеме масла.

    Преимущества и недостатки

    Как и любая присадка, дисульфид молибдена в чистом виде имеет плюсы и минусы. Рассмотрим сначала преимущества использования молибденовых присадок в современных моторных маслах.

    1. Снижение коэффициента трения в сопряжениях. Это одно из самых весомых и определяющих популярность автомасел с молибденом свойств. Низкий коэффициент трения повышает КПД двигателя, увеличивает его мощность и приемистость, снижает расход топлива.
    2. Увеличение защитных свойств трущихся поверхностей. Защитная пленка предохраняет металлические поверхности при перепадах механических нагрузок от сухого трения.
    3. Быстрое образование на металлических поверхностях и возможность восстановления целостности пленки в случае повреждения.

    Сегодня масла с дисульфидом молибдена в чистом виде практически не производятся. И этому есть несколько отрицательных причин.

    1. Дисульфид молибдена в чистом виде начинает образовывать молекулярные связи еще до контакта с металлическими поверхностями. Это приводит к формированию крупнодисперсных частиц, которые имею плотность выше плотности масла. Если двигатель простаивает, частицы молибдена осаживаются на дно поддона и не участвуют некоторое время после пуска двигателя в работе.
    2. После заливки нового масла, молибден образовывает защитную пленку на всех металлических поверхностях. Оставшиеся молекулы свободно циркулируют в объеме смазывающей жидкости. Являясь соединением не самым устойчивым, постепенно дисульфид молибдена разлагается на нефункциональные соединения и уже не может участвовать в защите деталей двигателя.
    3. В некоторых случаях избыток дисульфида молибдена работает не на пользу, а вредит двигателю. Производители для увеличения срока службы повышают концентрацию этого компонента в масле. Часть молекул связывается на металлических поверхностях в пленку. Остальная часть циркулирует по системе и оседает в виде сгустков в самых неудобных местах: в зазорах поршневых колец, на датчиках, в изгибах масляных магистралей. Нередко эти осадки приводят к неприятным проблемам.

    Особенности работы молибденовых присадок в современных маслах

    В большинстве современных моторных масел дисульфид молибдена в чистом виде не применяется. Эффективность смазок с использованием присадок на основе чистого MoS2 показало свою неэффективность и неконкурентоспособность.

    Современные масла не рассматриваются с точки зрения отдельных модификаторов, использованных для улучшения рабочих свойств. Производители присадок в первую очередь делают составы, которые имеют комплексные характеристики, и не акцентируют внимание на отдельных компонентах.

    В этих условиях использование молибдена требовало разработки новых методов доставки и внедрения этого компонента. И такое решение было найдено в применении сложного комплекса на основе двухатомных (Mo-DTC и Mo-DTP) и трехатомных молибденовых органических компонентов в связке с цинковым модификатором (Zn-DTTP).

    Молибден добавляется в масло в виде сложной молекулы, которая является достаточно устойчивой к разрушению. Однако под воздействием цинкового компонента, температуры и некоторых других факторов, сложные соединения молибдена постепенно разлагаются до знакомого MoS2. Причем эта реакция во времени довольно предсказуема и хорошо поддается расчетам.

    Получается, что добавка диоксида молибдена осуществляется порционно. Подобный механизм позволяет вбрасывать небольшие порции активного молибдена на протяжении всего срока службы моторного масла и восполнять пробелы на оголившихся поверхностях трения. Также эта технология сводит до минимума негативные последствия применения молибденсодержащих масел.

    Поэтому сегодня использование современных молибденсодержащих смазок, изготовленных по последним технологиям, более чем оправдано. Но перед их использованием нужно внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Для некоторых модификаций двигателей противопоказано использование подобных масел.

    Моторные масла с молибденом

    Несмотря на все недостатки, преимущества в целом одерживают верх. И сегодня на рынке можно встретить немало марок моторных масел с молибденом. Кратко рассмотрим не отдельные масла, а некоторые фирмы-производители, использующие присадки с этим компонентом.

    Наглядный тест работы молибдена в моторном масле Маннол — видео

    • Liqui Moly. Пожалуй, самая известная фирма, использующая молибденсодержащие присадки в своих продуктах. Именно на этом компоненте в свое время была построена вся маркетинговая система, которая позволила фирме практически с нуля за несколько лет приобрести мировую известность.
    • Mannol. Недорогие моторные масла, в которых используется молибден.
    • Exxon Mobil. Применяет молибден в некоторых своих маслах. В целом эти смазочные материалы известны своим новаторским подходом и поиском новых решений.
    • Idemitsu. В этих смазочных материалах применяются органические молибденовые соединения, которые наиболее стабильны.

    В той или иной мере молибденсодержащие присадки использовали многие производители моторных масел. Сейчас эта технология находится в подвешенном состоянии. Многие активно разрабатывают и продвигают ее. Другие же, наоборот, отказались от перспективы использования этого компонента в своих продуктах.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector