Прокладки в двигателе автомобиля: для чего нужны и какие бывают

Прокладки в двигателе автомобиля: для чего нужны и какие бывают

Правильные прокладки двигателя — гарантия отличной работы мотора!

Запись опубликована 08.12.2014 автором Александр Кононенко .

Что самое важное в двигателе? Количество цилиндров и их объем? Система охлаждения, чтобы не перегрелся? Или топливная система, ведь она ответственна за подачу горючего в «сердце» автомобиля? Все это важно, как и остальные части и системы двигателя, но без герметичности любой мотор – просто набор деталей, порой очень дорогих.

Так уж сложилось, что основа работы всех двигателей внутреннего сгорания – давление газа на поршень, находящийся в постоянном движении. Очень важно, чтобы давление было на требуемом уровне, а для этого нужна высокая степень герметичности. Прокладки обеспечивают соответствие этим требования.

Виды прокладок двигателя

Основная функция прокладок – это уплотнять стыки различных деталей. Именно поэтому и форму имеют разную, и материалы изготовления отличаются (все зависит от назначения и «среды обитания» прокладки). Кроме того, нельзя забывать о том, что у любого производителя двигателей есть свои внутренние стандарты и спецификации, которые всегда нужно учитывать при замене уплотнителей.
Для начала немного остановимся на самой системе охлаждения. Из самого названия понятно, что она обеспечивает охлаждение двигателя, тем самым обеспечивая его надежную работу и длительный срок эксплуатации.

Сама система охлаждения состоит из:

  • Вентилятор (обеспечивает циркуляцию воздуха через радиатор);
  • Радиатор охлаждения (в него подается антифриз или другая охлаждающая жидкость);
  • Насос и система трубок, по которым происходит подача и циркуляция жидкости в системе.

В местах присоединения шлангов к агрегатам применяются разнообразные уплотнения. Они изготавливаются из синтетического каучука. Его преимуществом является то, что он инертен к маслам и другим техническим жидкостям, а также имеет большой диапазон рабочей температуры (-45 до +110 градусов по Цельсию).

Прокладка головки блока цилиндров

Работа цилиндра двигателя заключается в том, чтобы вырабатывать большое количество энергии при сгорании топливовоздушной смеси. Это происходит при высокой температуре и давлении. Соответственно, прокладка, которая уплотняет соединение головки цилиндров с блоком цилиндров, должна иметь высокую прочность и устойчивость к высоким температурам.

Материалы прокладок ГБЦ:

  • Металлические

Как правило, они производятся из тонких листов нержавеющей стали с вставкой резиновых уплотнителей. Могут выдерживать очень высокие давления и температуры.

  • Полимерные:
    • Асбестовые (изготавливаются из паронита, имеющего листовую структуру), которые хорошо противостоят перепадам температуры
    • Неасбестовые (производится из каучука и смеси полимерных волокон, путем смешивания под высоким давлением), имеющие лучшую износостойкость, по отношению к асбестовым.

Если сравнивать металлические прокладки с полимерными, то стоит заметить, что первые имеют больший ресурс работы при одинаковых условиях эксплуатации двигателя. И к выбору прокладок для головки цилиндра нужно внимательно отнестись, так как от корректной работы блока цилиндров зависит экономичность и КПД работы мотора.

Прокладки впускного и выпускного коллекторов, клапанной крышки

Задача прокладок впускного и выпускного коллектора – это избежать потери газо-воздушной смеси. И если между впускным коллектором и блоком цилиндров устанавливают картонные прокладки, то вот между блоком цилиндра и выпускным коллектором применяют в основном безасбестовую бумагу или же металлические прокладки (но первые — предпочтительней). Причина проста – на входе в выпускной коллектор высокая температура, поэтому и нужны материалы с соответствующими свойствами.

Что же касается прокладки для клапанной крышки, то материалом для нее служит пробка и резина. Что не удивительно, ведь основное назначение данного вида прокладки – не допустить утечки масла. А благодаря своей структуре эти материалы эффективней, чем металлические.

В любом случае, при выборе прокладок на двигатель нужно руководствоваться рекомендациями производителя. Безопасность и эффективность — самое главное.

Для любителей же сами копаться в моторе советуем посмотреть «Разборка двигателя самостоятельно».

РЕГИОНЫ ДОСТАВКИ ТОВАРОВ ВЕСОМ БОЛЕЕ 10КГ:
Харьков, Киев, Полтава, Луганск, Донецк, Днепропетровск, Суммы, Одесса, Львов, Симферополь, Севастополь, Черкассы, Запорожье, Кременчуг, Кривой Рог, Херсон, Луцк, Житомир, Винница, Хмельницкий, Ивано-Франковск, Каменец Подольский, Конотоп, Чернигов, Черновцы, Мариуполь, Мелитополь, Кировоград, Керчь, Знаменка, Бахмач, Артемовск, Белая Церковь, Ровно, Николаев, Нежин, Тернополь, Ужгород, Феодосия, Шепетовка, Коростень, Ковель, Коломия, Казатин, Жмеринка, Котовск, Здолбунов, Мукачево, Первомайск на Буге, Попасная, Ясиноватая

© 2008 — 2012 Автомагазин АвтоТо — фильтры, свечи зажигания, щетки с доставкой по Харькову и Украине

Прокладки двигателя

Двигатель автомобиля – сложный механизм, состоящий из множества деталей. Внутри двигателя при работе непрерывной циркулируют различные технические жидкости, часть которых находится под большим давлением. Для поддержания давления на постоянном уровне и предупреждения выхода жидкостей наружу корпус двигателя должен быть герметичен. Для обеспечения герметичности служат прокладки разной формы, сделанные из различных материалов.

Виды и назначение прокладок двигателя

Форма и материал, из которого сделана прокладка, зависят от физических свойств той среды, с которой она будет соприкасаться. Часть прокладок служит для удержания в отведенных им местах технических жидкостей — моторного масла и охлаждающей жидкости. Другие служат для уплотнения мест прилегания деталей и противодействия внутреннему давлению в сочетании с высокой температурой — например, блока и головки блока цилиндров, образующих камеру сгорания.

Читать еще:  Что делать, если в двигателе нет компрессии: причины и диагностика

Дополнительное преимущество прокладок в том, что их применение позволяет не добиваться идеальной обработки прилегающих поверхностей. Мягкая прокладка примет форму детали, сгладив шероховатости

Третьи, их принято называть сальниками, уплотняют места соприкосновения подвижных деталей с неподвижными. Конкретная форма прокладок зависит от конфигурации прилегающих плоскостей. У каждого производителя встречаются детали уникальные формы, поэтому прокладки не унифицированы между собой, и при замене необходимо приобретать прокладки, рекомендованные фирмой-изготовителем.

Прокладка головки блока цилиндров

Прокладка ГБЦ устанавливается в месте соединения блока цилиндров и его головки. В области размещения прокладки находятся каналы водного охлаждения двигателя и системы смазки, кроме того внутрь цилиндра поступает топливо-воздушная смесь, которая при сгорании вырабатывает большое количество энергии. Среда очень неблагоприятная, поскольку происходят постоянные скачки температуры и давления. Соответственно, чтобы выдерживать такие серьезные нагрузки, прокладки ГБЦ изготавливают из прочных, стойких к высоким температурам материалов.

Детали, которые мы называем сальниками, на самом деле ими не являются. Сальник — устаревшая конструкция из металлической обоймы и набивки (пропитанной маслом пеньковой веревки)

Материалы, из которых изготавливают прокладки ГБЦ, можно поделить на две группы: металлические и неметаллические.

Неметаллические прокладки, в свою очередь, делятся на асбестовые и безасбестовые. Первые делаются из листового асбеста. Как правило, центральные отверстия для цилиндров таких прокладок укрепляют стальными кольцами, надетыми на кромку вырезов. Такими же кольцами снабжены отверстия для крепежа, проходящего сквозь прокладку. Существует разновидность прокладок из резиновой смеси, которую прессуют с добавлением асбестового волокна и порошка графита.

Существует безасбестовая разновидность материала; сформированные из него прокладки дороже в производстве, но отличаются повышенной износостойкостью. Его изготавливают из синтетического волокна и каучука, которые прессуют при высокой температуре.

Металлические прокладки ГБЦ — наиболее распространенный тип. Чаще всего прокладки изготавливают из многослойной тонкой листовой стали или листовой меди. Места, соприкасающиеся с плоскостями деталей, нередко покрывают похожим на резину составом для обеспечения надежного уплотнения. Такие прокладки, в отличие от неметаллических, обладают большей износостойкостью и служат дольше. Прокладки из меди встречаются реже из-за высокой стоимости материала. Следует помнить о том, что прокладка ГБЦ — изделие одноразового использования, даже если вы не видите на ней признаков повреждений. При затяжке она принимает форму соприкасающихся с ней поверхностей, и поставить ее на сто процентов в то же положение невозможно. По этой причине, каждый раз, снимая ГБЦ, необходимо приобрести новую прокладку.

Основная причина преждевременного выхода из строя прокладки ГБЦ — перегрев двигателя. При замене прокладки необходимо правильно затянуть крепежные болты или шпильки с соблюдением момента затяжки. Делать это необходимо при помощи надежного и качественного динамометрического ключа и строго в порядке, описанном в руководстве по ремонту данного двигателя.

Прокладки клапанной крышки

Для изготовления прокладок клапанной крышки используется резина (в прошлом встречались прокладки из пробки). Прокладка крышки герметизирует место стыка крышки клапанов и соответствующего ей паза в верхней кромке ГБЦ. Служит для защиты от протечек моторного масла, смазывающего расположенный в головке блока механизм ГРМ.

Впускной и выпускной коллекторы уплотняют прокладками на месте стыка с блоком цилиндров. Уплотнить стык впускного коллектора проще, так как в нем необходимо соблюдать только постоянство давления. Температура в коллекторе не повышается, поэтому чаще всего для уплотнения используют прокладки из прессованного картона. Прокладка выпускного коллектора препятствует прорыву раскаленных отработавших газов в подкапотное пространство. Выпускной коллектор, находится в зоне повышенных температур, поэтому прокладка должна быть из материала, который выдерживает температурные перепады и высокое давление. Часто применяют металлические прокладки и прокладки из безасбестового паронита.

Прокладки в системе охлаждения

От корректной работы системы охлаждения зависит рабочая температура внутри блока цилиндров, и, как следствие, ресурс двигателя. Для охлаждения двигателя используют вентилятор, обеспечивающий циркуляцию воздуха, радиатор и охлаждающую жидкость, которая подается по каналам с помощью насоса. Для того чтобы на месте стыков в системе охлаждения не произошла разгерметизация, также используются прокладки.

Материалом для прокладок теплообменника служит синтетический каучук, который хорошо выдерживает воздействие жидкостей и масел. Диапазон температур, который выдерживает синтетический каучук: от -45 до +110 градусов. Такими прокладками оснащают крышку водяного насоса, крышку термостата и другие прилегающие детали.

Другие типы прокладок в конструкции двигателя

Благодаря большому количеству подвижных частей, прежде всего, приводных валов, в двигателе применяется большое количество различных прокладок, препятствующих просачиванию моторного масла наружу. Особо в этой категории следует выделить сальники — прокладки особого типа, применяющиеся для герметизации торцевых посадочных мест валов (коленчатого, распредвала и так далее). Детали, которые мы называем сальниками, на самом деле на техническом языке принято называть манжетами — это круглая прокладка П-образного профиля, усиленная кольцевой пружиной. Основной параметр сальника — внешний и внутренний диаметр. Внешний диаметр соответствует посадочному месту в блоке, внутренний — диаметру торцевой части вала. Делают сальники из прочного искусственного каучука, а профилированная форма (в разрезе) придает изделию жесткость.

Читать еще:  Cvt коробка передач: что это такое, плюсы и минусы

В комплекте с прокладкой клапанной крышки для многих двигателей идет дополнительная прокладка, состоящая из нескольких колец, защищающих от масла свечные колодцы

Для герметизации различных стыков в узлах двигателя применяются десятки каучуковых и паронитовых прокладок различной формы. Их количество так велико, что зачастую прокладки продаются наборами и ремкомплектами, например, «ремкомплект карбюратора» и тп. Искусственный каучук, из которого они делаются, устойчив не только к воздействию моторного масла, но и бензина. Прокладки не унифицированы по размеру и форме даже в рамках линейки двигателей отдельного производителя, поэтому приобретать их можно, только если известен точный номер детали, полученный при помощи оригинального каталога и VIN автомобиля.

Прокладка ГБЦ. Классификация, причины выхода из строя и технология замены

Самой дорогой частью автомобиля, если не считать кузов, является двигатель. Поэтому, если с ним происходит поломка, это ощутимо бьет по кошельку владельца. Необходимо тщательно следить за состоянием мотора и его составляющих.

Наиболее уязвимым местом двигателя является прокладка ГБЦ. Рассмотрим более внимательно эту деталь.

Прокладка головки блока цилиндров

Это сложная деталь, которая играет важную роль в двигателе. Она находится в области больших температур и постоянно подвергается воздействию тепловых процессов.

Прокладка используется для уплотнения стыков, а также предотвращения протечки масла при ее подаче в двигатель. В конструкции вокруг цилиндровых отверстий находятся специальные окантовки, в которых циркулирует охлаждающая жидкость. Она защищает весь узел от перегрева.

Прокладка ГБЦ изготавливается из материалов, которые не отличаются большой прочностью и стойкостью, поэтому она требует частой замены. В основном, используется фибра, специальный картон или металл. Верхний слой покрывается герметиком для улучшения соединения с другими частями механизма. В двигателях, оснащенных турбонаддувом, используются прокладки повышенного качества.

Классификация

  1. Безасбестовая. Для этого материала характерна низкая усадка и большая способность к восстановлению.
  2. Асбестовая. Вид очень похож на первый и применяется в качестве ремонтного комплекта. Для него характерны упругость, стойкость к воздействию температуры и эластичность.
  3. Металлическая. Наиболее оптимальный вид прокладок. Позволяет равномерно распределить давление по всей плоскости.

Когда необходима замена прокладки ГБЦ

Визуально определить, когда деталь пришла в негодность, очень сложно. Для этого следует обратить внимание на признаки и моменты, которые подскажут, что требуется ремонт. Необходимо помнить, что они не могут на 100% подтвердить, что прокладка требует немедленной замены, но закрывать глаза на симптомы нельзя.

1. Ремонт. Прокладка ГБЦ – это одноразовая деталь, которая нуждается в замене при любой разборке двигателя. Не стоит экономить и оставлять старую, даже при идеальном внешнем виде. Устранить последствия будет дороже, чем покупка новой запчасти.

2. Антифриз в цилиндрах и пятна на щупе. Бывают случаи, когда прокладка прогорает между отверстиями, и в масло начинает попадать охлаждающая жидкость. Тогда на щупе образовывается пена, а также уменьшается уровень антифриза. Чтобы окончательно удостовериться в этом, следует обратить внимание на глушитель. Белый дым или густой пар говорит, что в цилиндрах присутствует жидкость.

3. Течь моторного масла. Прокладка негерметична и пропускает техническую жидкость. Однако сначала следует узнать степень натяжения головки. Бывают моменты, когда она не закреплена как необходимо. Проверку можно сделать самостоятельно. Нужно только учесть последовательность и усилие затяжки шпилек. Для этого используется динамометрический ключ и руководство по эксплуатации. Если затянуть шпильки в неправильной последовательности, то образуется просвет, через который проникает масло. А чрезмерное усилие может сорвать крепежные элементы в гнездах.

Если течь исчезла, значит, причина была в протяжке. Если осталась – поможет только замена прокладки ГБЦ.

4. Пятна в антифризе. При неисправной прокладке масло попадает в охлаждающую жидкость, и образуется налет в радиаторе или расширительном бачке. Проверить это можно следующим образом. Открутив крышки емкостей, визуально убедиться в наличии посторонних примесей в технических средствах.

5. Пузырьки в радиаторе либо бачке. К их образованию приводит попадание выхлопных газов через прокладку ГБЦ в охлаждающую жидкость.

Читать еще:  Как проверить ток утечки на автомобиле? проверка утечки тока. советы и рекомендации как правильно проверять ток утечки аккумулятора на автомобиле

Причины выхода из строя

На неправильную работу детали могут влиять многие факторы. Следует рассмотреть наиболее популярные.

1. Перегрев. В результате образуются разрывы около отверстий для цилиндров, которые приводят к неправильной работе охлаждающей жидкости.

2. Попадание отработанных газов. В этом случае прокладка ГБЦ приобретает черный цвет, а также появляются разрывы на ее прослойке.

3. Утечка масла и антифриза. Технические жидкости являются ядовитыми и со временем разъедают герметичный слой прокладки.

4. Неравномерное сгорание топлива. Детонация в двигателе приводит к возникновению сильных перегрузок узлов. Прокладка выходит из строя в связи с ударами и расплавлением мягкого слоя.

5. Механические повреждения. Появляются от воздействия плохо закрепленных или оторвавшихся деталей.

Технология замены

Рассмотрим основные положения и нюансы, которые следует учитывать при замене прокладки на отечественном автомобиле. При наличии руководства по ремонту процесс не будет очень сложным. Главный момент – это усилия и очередность для затяжки крепежных элементов.

Для начала понадобится новая прокладка ГБЦ. ВАЗ – распространенная марка автомобиля, поэтому купить запчасти на нее не составит труда. Вам нужна прокладка ГБЦ? Цена не слишком огорчает. Стоимость запчасти составляет от 200 до 800 рублей.

Перед заменой следует хорошо очистить болты, чтобы их не сорвать. Раскручивать необходимо с середины, провернув их на пол-оборота. Демонтировать все навесное оборудование, аккуратно снять головку, а затем извлечь прокладку. Центровка производится с помощью специальных втулок. Заменив прокладку, сборку осуществлять в обратной последовательности.

2 основных дефекта прокладки ГБЦ и их причины: замена прокладки в 7 этапов

Вышедшая из строя прокладка ГБЦ – причина немедленного прекращения эксплуатации транспортного средства, в противном случае последствия для двигателя могут быть губительные. Рассмотренные ниже дефекты могут возникать и в дизельных, и в бензиновых двигателях. Какую роль выполняет прокладка головки блока цилиндров, и почему так важно своевременно диагностировать поломку?

Что такое прокладка ГБЦ и ее функции?

Основное предназначение прокладки ГБО заключается в увеличении плотности соединения головки блока цилиндров с основной частью. Также данный элемент стабилизирует необходимое для удержания жидкости давление в масляной системе. Поскольку прокладка относится к категории одноразовых деталей, необходимость ее замены возникает при каждом вторжении в упомянутую зону мотора.

Многоразовая эксплуатация прокладки снижает герметичность. Следующие виды прокладок принято считать наиболее востребованными:

  • металлические наиболее прочные и долговечные;
  • асбестовые, рассчитанные на воздействие высоких температур;
  • безасбестовые способны при малейшей деформации сразу же принимать первоначальную форму.

Среди ключевых функций прокладки можно выделить следующие:

  • обеспечение оптимального режима выхлопа газов;
  • предотвращение попадания светлых примесей в масло;
  • защита зоны соединения от появления моторного масла.

Речь идет о неисправности и срочной замене, если хотя бы одна из упомянутых функций не выполняется.

Дефекты прокладки ГБЦ

Ни один производитель не может стопроцентно гарантировать длительный эксплуатационный срок, поскольку на образование дефектов влияет множество факторов – состояние двигателя, модель машины, стиль вождения. Среди основных дефектов стоит выделить пробой и прогар рассматриваемого элемента. Почему прокладка под головку блока цилиндров пробивается, и какие причины могут вызвать прогар?

Пробой прокладки ГБЦ и его причины

Лопнувшую прокладку практически все водители не замечают, пока серьезная поломка не даст о себе знать. Пробою более подвержены детали отечественных авто, поскольку традиционно их качество намного ниже импортных.

О необходимости ремонта может свидетельствовать наличие пара под капотом и шум при работе двигателя, которого ранее не было. Эти признаки пробитой прокладки ГБЦ говорят о наружном пробое.

Внутренний пробой намного опаснее из-за своей незаметности. Обнаружить проблему можно путем измерения компрессии в цилиндрах, а такую диагностику водители часто выполняют, когда троит двигатель.

Также о проблеме свидетельствуют пузырьки воздуха в жидкости радиатора и наличие белого пара в выхлопной трубе. На стыках в моторе может подтекать масло.

Что касается причин, водительская халатность является одной из наиболее распространенных. Рассмотрим их более подробно:

  1. Перегрев двигателя сразу даст о себе знать, если прокладка асбестовая с добавлением металла. Высоких температур она не выдерживает и вздувается при первом же перегреве. Течь образуется после нескольких циклов нагрева/охлаждения, поскольку на месте вздутия прочность снижается.
  2. Деформация плоскости головки, которая прилегает к блоку. Данная проблема распространена среди алюминиевых головок. Чугунные сразу дают трещину. Замена в данном случае не обязательна, ремонт будет заключаться в шлифовке с помощью высокоточного станка.
  3. Неправильная затяжка болтов крепления или неравномерная затяжка приводит к потере прижимного усилия. Пробой происходит именно в этой зоне.
  4. Непосредственно качество прокладки также играет важную роль. Использование не оригинальной прокладки – это не способ сэкономить, а причина ее замены через несколько тысяч километров пробега.