Замена шаровой опоры ваз 2109

Замена шаровой опоры ваз 2109

Когда необходима и как проводится замена шаровой опоры ВАЗ 2109

Техническое состояние подвески «девятки» во многом определяет ее поведение на дороге, комфорт и безопасность езды. Поэтому важно вовремя диагностировать и устранять неисправности, возникающие в подвеске. Едва ли не самым распространенным видом работ при этом является замена шаровой опоры ВАЗ 2109, предпосылками для которой становится износ или поломка шаровых пальцев, корпуса, попадание пыли и грязи внутрь механизма. Рассмотрим, какие симптомы указывают на подобную неисправность, как должна выбираться новая деталь и производиться замена.

Назначение шаровой опоры и выявление ее поломок

Шаровая опора представляет собой частично закрепленный в корпусе шаровый палец. Она необходима для обеспечения ограниченного перемещения элементов подвески относительно друг друга. На автомобиле устанавливаются две такие опоры. Они расположены в нижних точках сразу за передними колесами. В силу своих конструктивных особенностей и состояния большинства отечественных дорог шаровые изнашиваются довольно быстро.

Указать на проблему могут:

  • глухие стуки сбоку автомобиля во время наезда на кочку;
  • скрипы на поворотах, возрастание усилия, прикладываемого к рулевому колесу;
  • виляния и уводы в сторону при движении на ровной дороге;
  • быстрый и неравномерный износ шин.

Однако многие из этих симптомов свойственны и другим неисправностям. С уверенностью сказать, что проблема возникла в шаровой опоре, можно только после ее местной диагностики. Так как проверить шаровую опору? Обычно внешние поломки и сильные деформации видны невооруженным глазом. Износ внутренних поверхностей можно определить, «вывесив» колесо и покачивая его руками при выжатой до упора педали тормоза — наличие люфта будет свидетельствовать о проблеме.

Более точный результат даст проверка зазоров глубиномером через специальное контрольное отверстие, расположенное в корпусе снизу. Однако не всегда подобный инструмент есть под рукой.

Перед заменой

Ремонт шаровых опор на ВАЗ 2109 нецелесообразен — в народе их давно причислили к расходным материалам. Поэтому в случае обнаружения неисправности потребуется выбор новой детали. Чем нужно руководствоваться при выборе детали?

Перед приобретением и установкой следует обратить внимание на такие факторы.

Какие аспекты проверить Что должно быть
Репутация производителя и вид упаковки. Наличие и сохранность защитных элементов упаковки.
Состояние корпуса. Отсутствие на нем царапин, сколов, раковин и других дефектов.
Цвет пальца. Он должен быть черным, но не окрашенным, а потемневшим в результате закалки.
Подвижность пальца. Провернуть элемент вручную должно быть невозможно или очень сложно.
Комплектация. Обычно опоры поставляют вместе с гайкой пальца, болтами крепления и пыльником.

Сразу после приобретения деталей проверьте и, в случае необходимости, увеличьте количество смазки в опоре.

Выполнение работ

Как поменять шаровую? Перед тем как снять шаровую опору, следует тщательно очистить ее и все прилегающие элементы от загрязнений. Процесс снятия включает следующие этапы.

  1. Постановка автомобиля на смотровую яму с вывешиванием колеса домкратом либо вывешивание всего автомобиля с помощью подъемника.
  2. Снятие колеса, со стороны которого будет проводиться замена опоры.
  3. В случае необходимости — обработка соединений средствами для удаления ржавчины.
  4. Отвинчивание гайки крепления пальца к рычагу подвески.
  5. Выпрессовывание пальца из рычага с помощью специального съемника. Если его нет, можно попробовать выбить палец, нанося удары по рычагу. При этом гайку пальца откручивают не до конца.
  6. Отвод рычага вниз с помощью монтировки и освобождение пальца.
  7. Отвинчивание болтов крепления шаровой к поворотному кулаку.
  8. Снятие опоры.

Как видите, разобраться в том, как поменять шаровую, совсем не сложно. Установка новой опоры производится в порядке, обратном порядку снятия, начиная с закрепления на поворотном кулаке. Некоторую сложность может представлять процесс установки пальца в проушину рычага подвески — эту операцию удобнее выполнять вдвоем. Когда палец встанет на место, останется завинтить его гайку и установить колесо.

Специфической операцией по обслуживанию подвески является установка проставки шаровой опоры. Это требуется в том случае, когда в процессе тюнинга уменьшается клиренс, или, проще говоря, автомобиль занижается. Проставки призваны улучшить управляемость, в первую очередь — на поворотах. Конструктивно они представляют собой цельный металлический элемент толщиной около 20 мм, повторяющий форму посадочной части опоры, и устанавливаются между ней и поворотным кулаком. В случае использования проставок «родные» болты крепления шаровой придется заменить болтами длиной 40–45 мм.

Срок службы новой опоры во многом зависит от вашего стиля вождения. Будьте внимательны и осторожны.

Пошаговое видео замены шаровой опоры ВАЗ-2109

Определение неисправности шаровой опоры ВАЗ-2109

Конструктивная простота придает шаровой опоре необходимую степень надежности с определенным ресурсом работы. Он может колебаться в диапазоне от 15 до 150 000 километров. Это зависит от стиля вождения и состояния дорог, на которых происходит эксплуатация машины.

Основными признаками того, что шаровая нуждается в замене, являются:

  • стук в районе подвески при движении по неровным участкам дороги;
  • неравномерный износ покрышек;
  • произвольное смещение (виляние) автомобиля от осевой линии движения;
  • скрип подвески и увеличение прилагаемых усилий при рулении.

Все это сигнализирует о достижении шаровой опоры своего критического состояния и необходимости провести экстренную замену. Иначе при езде колесо может попросту отделиться от автомобиля. О результате такого происшествия даже не хочется упоминать.

  • комплект автомобильных ключей (накидные, рожковые);
  • монтировка;
  • молоток;
  • зубило;
  • специальный съемник рулевых наконечников и шаровых опор;
  • WD 40 (аэрозоль для очистки, смазки и защиты от коррозии механизмов и деталей) или другой аналогичный препарат;
  • домкрат;
  • смазка;
  • баллонный ключ;
  • щетка для зачистки металла.

В случае отсутствия съемника вполне можно обойтись молотком и монтировкой. Наличие данного ключа упрощает процесс замены, но принципиального значения не имеет.

Смена шаровой опоры на автомобиле ВАЗ-2109

  1. Шаровая опора на ВАЗ 2109

    Сильный износ или поломка шаровой опоры не проходит бесследно, поэтому о проблеме в подвеске водитель узнает с момента ее появления. С устранением неисправности нельзя затягивать, так как она может стать причиной попадания в аварийную ситуацию. Ремонтопригодность узла низкая, поэтому в большинстве случаев требуется замена на новое изделие.

    Артикул и цена на оригинальную шаровую опору

    Оригинальная шаровая опора ВАЗ 2109 имеет артикульный номер 21082904185. Ее цена составляет от 320 до 400 рублей. Существуют также восстановленные запчасти, стоимостью от 80 рублей. Их ресурс определить внешне невозможно, поэтому следует избегать приобретения б/у опор.

    Оригинальные шаровые среди автовладельцев имеют неплохую репутацию. Они оптимальны по соотношению цены к качеству.

    При правильном монтаже и аккуратном стиле вождения опоры выхаживают 50-80 тыс. км.

    Артикул и стоимость аналогов шаровых опор

    Многие автовладельцы отдают предпочтение неоригинальным шаровым. Связано это с тем, что при сопоставимой цене изделия от сторонних производителей часто бывают более качественными по сравнению с родными опорами. Бренды, которые наилучшим образом зарекомендовали себя среди автовладельцев, представлены в нижеприведенной таблице.

    Таблица — Хорошие аналоги шаровой опоры ВАЗ 2109.

    Производитель Артикул Примерная стоимость, рубль
    TRW JBJ156 420-460
    Delphi TC583 310-360
    Sidem 19989 410-440
    Lemforder 1545602 435-460
    ABS 220119 550-700

    Диагностика состояния шаровой опоры

    При выходе из строя шаровой опоры наблюдается ряд характерных симптомов. Наиболее ярко выраженными среди них являются:

    • четкий глухой стук доносится спереди от правой или левой стороны машины при наезде на кочки, ямки или прочие неровности дорожного покрытия;
    • на рулевое колесо требуется прикладывать большее усилие для осуществления поворота;
    • автомобиль тянет в сторону при движении по ровной дороге;
    • скрип и скрежет исходят с колесных арок во время поворотов;
    • при осмотре заметен неравномерный износ резины передних колес;
    • вхождение в поворот сопровождается стуком;
    • при осмотре колеса с расстояния заметено, как оно наклонено в сторону;
    • устойчивость автомобиля снижается и машина теряет контроль при проезде через неровности;
    • выполнить вхождение в поворот на скорости становится проблематично, так как авто плохо «слушается» руля.

    При выявлении вышеперечисленных симптомов неполадки шаровой требуется проверка состояния опоры. Выполнить ее можно согласно инструкции ниже:

    • Поддомкратить переднюю часть ВАЗ 2109.
    • Взять колесо с противоположных сторон. Одну руку расположить сверху, а вторую снизу.
    • Покачать шину в стороны.
    • Наличие люфта колеса говорит о возможной неисправности шаровой. Следует учитывать, что аналогичные симптомы проявляются при выходе из строя рулевых наконечников или стоек стабилизатора.

    Более точно проконтролировать состояние шаровой можно после ее демонтажа. Следует пошатать палец в стороны. От усилия руки максимально возможное смещение допустимо до 0,7 мм. При наличии люфта опора подлежит замене.

    Требуемые инструменты и материалы для самостоятельной замены

    Выполнение ремонта шаровой своими руками невозможно без инструментов, которые перечислены ниже.

    Таблица — Инструменты и материалы необходимые для замены шаровой опоры.

    Название Примечание
    Съемник Не является обязательным для замены шаровой, но существенно упрощает процесс демонтажа
    Накидной ключ «на 17», «на 19»
    Торцевой ключ «на 17», «на 19»
    Головки «на 17», «на 19»
    Тяжелый молоток Потребуется, если отсутствует съемник
    Консистентная смазка ШРБ-4, Литол-24 или графитная
    Баллонный ключ Для снятия и монтажа колеса
    Монтажка Можно заменить любым прочным стержнем, отрезком трубы или ломом
    Щетка по металлу и ветошь Для очистки рабочих поверхностей
    Проникающая смазка Для облегчения разъединения заржавевших и прикипевших соединений

    Замена шаровой опоры на ВАЗ 2109

    Пошаговая инструкция по замене шаровой опоры ВАЗ 2109 расположена ниже.

    • Подложить противооткатные башмаки под задние колеса.
    • Зафиксировать автомобиль стояночным тормозом.
    • Приподнять домкратом сторону машины, с которой планируется проведение ремонтных работ.
    • Снять колесо.
    • Обработать проникающей смазкой крепежи шаровой.

    • Отвернуть нижнюю гайку, которая фиксирует шаровую к рычагу.

    • Затянуть болт съемника гаечным ключом до тех пор, пока палец опоры не покинет рычаг.

    • Открутить два крепления, которые фиксируют опору к поворотному кулаку.

    • Монтировкой надавить на рычаг вниз. Данное действие позволит высвободить опору. Шаровую требуется изъять, как только она станет доступной.

    • Установить новую шаровую опору на посадочное место.
    • Собрать все в порядке обратном снятию.
    • По завершению ремонтных работ в подвеске желательно, но не обязательно провести контроль угла схода и развала колес на стенде.
    • Проехав на автомобиле около 100 км, необходимо произвести подтяжку резьбовых соединений и осмотр шаровой на отсутствие подтеков смазки.

    Дополнительные рекомендации по замене шаровой опоры

    Срок службы шаровой напрямую связан с качеством и количеством заложенной в пыльник смазки. В оригинальных изделиях и некоторых автозапчастях от сторонних производителей под манжетой полностью сухо. Поэтому автовладельцы рекомендуют перед установкой снять резинку и проверить смазку. При ее отсутствии требуется заложить ШРБ-4 или Литол-24.

    От герметичности пыльника зависит сохранение первоначальных свойств смазкой и долговечность работы узла. Поэтому некоторые автовладельцы рекомендуют приклеивать манжету к шаровой. При этом важно учитывать, чтобы герметик не вступал в химическую реакцию с металлом, резиной и консистентной смазкой.

    Отсутствие съемника усложняет процесс демонтажа шаровой, но не делает это невозможным. Если нет специнструмента, то следуя нижеприведенной инструкции, можно выпрессовать опору.

    • Немного ослабить нижнюю гайку, которая крепит шаровую к рычагу.

    • Монтировкой отжать рычаг вниз. В это же время молотком следует обстукивать рычаг. Удары не должны оставлять деформаций, но быть достаточно тяжелыми. Полностью отворачивать нижнюю гайку запрещается. Связано это с тем, что в определенный момент рычаг упадет вниз. Он упрется в нижнюю гайку шаровой. При ее отсутствии ничто не остановит рычаг в момент его срыва, поэтому есть риск повредить автомобиль или ударить себя.

    • Открутить крепление шаровой.

    • Отжать рычаг в сторону и изъять выбитую шаровую.

    Замена шаровых опор ВАЗ 2109

    Любая запасная часть имеет свой срок эксплуатации, на то она и запасная. Больше всего в наших условиях достаётся системе питания двигателя, спасибо плохому бензину, и подвеске, спасибо плохим дорогам. Ни на один, ни на другой фактор водитель повлиять не сможет, поэтому следует воспринимать замену деталей подвески, как процедуру, неразрывно связанную с повседневной эксплуатацией.

    Когда менять опору на девятке

    Больше всего подвержены износу подвески дешёвых популярных моделей, зачастую уже снятых с производства. Таких, как ВАЗ 2108-2109. Несмотря на передовую для конца 70-х конструкцию передней подвески МакФерсон, инженерам не удалось избежать проблем с шаровой опорой. Конечно, вопрос стоит уже не настолько остро, как в случае с двухрычажкой классических Жигулей, тем не менее, замена шаровых опор ВАЗ 2109 может понадобиться уже после 50, а то и 20 тысяч пробега, в зависимости от качества дорог.

    А пора ли менять опору, может и не в ней дело? Возможно, но стоит помнить, что в передней подвеске больше нет таких узлов, которые выходят из строя чаще и слишком характерно себя ведут перед смертью. Опора — это простейший узел, который шарнирно соединяет поворотный кулак с рычагом подвески и именно на неё приходится основная нагрузка. К тому же она обязана обеспечить возможность поворота ступицы, то есть, работать во всех плоскостях одновременно.

    Конструкция опоры

    Девяточная шаровая опора проста и неказиста, а конструкция подвески уже не позволяет опоре так быстро разрушаться, как в классических Жигулях. Тем не менее, конструкция у неё такая же — это шаровый палец, опрессованный металлическими чашками. Между пальцем и чашками установлен, как правило, пластиковый (может быть полиуретановый) вкладыш, который снижает коэффициент трения и увеличивает ресурс опоры.

    К старым моделям Жигулей продавались разборные шаровые, в которых вкладыш попросту менялся. Насколько это экономически целесообразно, непонятно, поскольку палец опоры оставался старым, он мог стереть новый вкладыш за каких-нибудь пять тысяч км. Потом — снова замена. Если установить неразборную качественную опору, то её ресурс может достигать ста и более тысяч, если не слишком перегружать подвеску плохими дорогами.

    Признаки износа шаровой опоры

    О том, что пора менять опору, красноречиво скажут следующие симптомы:

    усиленный глухой или металлический (в зависимости от степени износа) стук при преодолении неровностей на низкой скорости;

    хорошая опора вначале станет скрипеть при поворотах ступиц, а только потом начнёт стучаться в салон;

    при сильном износе опор автомобиль не сможет держать курсовую устойчивость;

    при очень сильном износе и длительной езде на неисправных шаровых появляется характерный износ на покрышках.

    Все это происходит не только из-за качества комплектующих, но и в силу высоких нагрузок, манеры вождения, естественного износа вкладыша и металлов. При этом очень важно обращать внимание на качество и состояние пыльника. От него как раз зависит, насколько быстро в опору попадёт вода и песок, в результате чего получается естественный абразив, истирающий сопрягающиеся поверхности очень быстро. Если опора смазывается, то отсутствие смазки также повлияет на ресурс, но как правило, современные шаровые опоры — необслуживаемые.

    Диагностика и замена своими руками

    Если признаки уставшей опоры слышны и ощущаются, пора пачкать руки. Для начала стоит провести простейшую диагностику. Оптимальный способ понять, что опора просит замены — вставить монтировку под поворотный кулак и опереть её о нижний рычаг. Если монтировкой покачать, то на неисправной опоре сразу будет заметен люфт. Можно просто вывесить колесо и покачать его, взявшись руками за верх и низ. Люфт тоже может проявиться, но не всегда он будет свидетельствовать об износе опоры.

    Замена шаровой не займёт и получаса, если под руками есть монтировка, съёмник для опоры, домкрат и штатный набор ключей. И, конечно, новая опора, которую перед установкой необходимо хорошо промазать смазкой Литол 24 или Циатим. Для этого с корпуса аккуратно снимается пыльник, в него набивается смазка, после этого он устанавливается на место, опора готова к установке.

    Технология замены опоры на девятке проста — колесо откручивается, автомобиль поднимается на домкрате, устанавливается подставка. Раскручиваются болты крепления пальца и корпуса, после этого можно устанавливать съёмник, как показано на фото. Монтировкой помогают опоре отделиться от рычага, на её место устанавливается новая, все собирается в обратном порядке. Теперь стук в передней подвеске покинет автомобиль на ближайшие 50-70 тысяч км. Удачной работы и ровных дорог!

    Самостоятельная замена шаровой опоры ВАЗ 2109

    Перед заменой шаровой опоры ВАЗ 2109 необходимо убедиться, что шум в подвеске идет от нее, а не от ступичного подшипника. Для этого вывешиваем колесо, от которого идет шум.

    Как проверить шаровую опору ВАЗ 2109

    На автомобилях с подвеской типа «Мак-Ферсон» шаровую опору необходимо разгрузить, для этого применяется вывешивание колеса. Люфт определяем, отжимая ломиком или монтировкой рычаг от ступицы. Если слышим стук, шаровая опора подлежит замене.

    Как снять шаровую опору ВАЗ 2109

    Для этого затормаживаем автомобиль стояночным тормозом и устанавливаем противооткатные башмаки.

    Ослабляем и затягиваем болты крепления колеса только на автомобиле, стоящем на земле. Момент затяжки болтов 65–95 Н·м (6,5–9,5 кгс·м).

    Поднимаем и устанавливаем переднюю часть автомобиля на опоры. Снимаем колесо.

    Откручиваем гайку крепления шаровой опоры.

    Выпрессовываем палец шаровой опоры из рычага.

    Для этого лучше всего применять съемник шаровой опоры ВАЗ 2109.

    Если съемника нет, не откручиваем гайку до конца. Отжимаем рычаг монтировкой и ударами молотка вдоль оси рычага выпрессовываем палец шарнира из рычага. После этого окончательно откручиваем гайку.

    Откручиваем два болта крепления шарового шарнира к поворотному кулаку.

    Отжимаем рычаг вниз и снимаем опору.

    Перед установкой необходимо смазать шарнир и внутреннюю полость чехла консистентной смазкой.

    Устанавливаем шаровой шарнир в порядке, обратом снятию. Опустив автомобиль на землю, необходимо несколько раз сильно его качнуть. Далее затягиваем соответствующими моментами:

    • гайку крепления шарового шарнира к рычагу – 80–96 Н·м (8,0–9,6 кгс·м),
    • гайку крепления шарового шарнира к поворотному кулаку – 50–63 Н·м (5,0–6,3 кгс·м).

    После пробега 100 км еще раз затягиваем эти резьбовые соединения требуемыми моментами. При установке следим, чтобы не повредите защитный чехол шарового шарнира. Поврежденный чехол обязательно меняем.

    Читайте также:

    Система вентиляции картера ВАЗ 2109 очистка и промывка

    Системы вентиляции картера ВАЗ 2109. Как самому сделать промывку Очистка системы вентиляции картера на ВАЗ 2109 должна проводиться регулярно, чтобы увеличить срок службы сальников и прокладок двигателя. Периодичность, с которой нужно осуществлять промывку, составляет каждые 60000 км или при явном засорении системы вентиляции. Если засорена система вентиляции, повышается давление в Читать дальше ..

    Регулятор давления тормозов ВАЗ 2109

    Проверка регулятора давления тормозов ВАЗ 2109 Проверку регулятора давления задних тормозов на ВАЗ 2109 необходимо проводить через каждые 30000 км пробега. Перед началом работ устанавливаем автомобиль на подъемник, эстакаду или смотровую канаву. Очищаем регулятор давления от грязи. Если регулятор давления правильно отрегулирован, то при торможении на горизонтальном участке дороги с Читать дальше ..

    Ремонт передней стойки ВАЗ 2109, 2108, 21099

    Ремонт передней стойки ВАЗ2109 своими руками Ремонт передней стойки ВАЗ 2109 заключается в замене неисправного амортизатора. Для этого снимаем стойку и приступаем к ее разборке. Как снять и установить стойку описано в этой статье: Замена передних стоек ВАЗ 2109. Разборка передней стойки ВАЗ 2109 Устанавливаем стяжки на пружину и немного сжимаем Читать дальше ..

    Читать еще:  Сколько нужно масла в коробку ваз 2110
Ссылка на основную публикацию