Британские заправочные станции перезаряжают автомобилистов на 5 литров за литр, говорит исследование

Британские заправочные станции перезаряжают автомобилистов на 5 литров за литр, говорит исследование

Развод на заправке. Как АЗС обманывают водителей с недоливом бензина

С 1 января 2021 года АЗС начнут штрафовать за фактический недолив топлива в автомобили. Водители приняли эту новость позитивно — проблема «обсчёта» на заправках никуда не ушла и особенно ушлые заправки зарабатывают на недоливе миллионы рублей в месяц. Юристы и технические специалисты рассказали, как обезопасить себя от недолива и правильно судиться с заправками в случае обмана.

Заливают больше, чем влезает

Главная претензия автомобилистов к заправкам — «перелив» топлива. То есть в бак заправляют больше, чем он может вместить. Конспирологи и сторонники картельного сговора ведущих АЗС страны считают, что то ли колонки и пистолеты «регулируют» на месте умелые заправщики, то ли специальная программа внутри сервера на заправке насчитывает больше литров, чем есть на самом деле. Реальность же до смешного проста, и примерно 80 процентов автомобилистов никогда не слышали о том, что в бак может войти больше бензина, чем рассчитано заводом.

Тут в дело вступают свойства жидкостей и обычная физика. Топливо при заправке подаётся в бак под давлением, и во время процесса бензин вспенивается, как пиво. Как только топливной пены набирается больше, чем положено, включается отсечка у пистолета, и ручку приходится прожимать заново. В большинстве случаев ничего из ряда вон выходящего не происходит — после отсечки счётчик останавливается до следующего нажатия.

И здесь нужно сразу сказать, что производители автомобилей всегда указывают номинальную ёмкость топливных баков. Она в зависимости от времени года и температуры может увеличиваться или снижаться. Кроме того, топливный бак — не единственное место, где скапливается топливо. Фильтры, топливные магистрали, бензонасос и даже горловина для подачи топлива — на этих участках может скапливаться от 10 до 20 процентов «лишнего» топлива. Именно это горючее водители часто принимают за воздух, который полноценно оплачивается рублями, заработанными кровью и потом.

Но случается и особая заправочная магия. В момент остановки подачи топлива по автоматической отсечке (или самостоятельно) важно обращать внимание на показания счётчика — данные литров и рублей. Если топливо не льётся, колонка гудит, а сумма продолжает увеличиваться, то пора обращаться в компетентные органы. Администраторы заправок, если требования предъявить в тот момент, пока автомобиль стоит на АЗС, всегда будут говорить, что «у нас вчера была инспекция» и «все колонки опечатаны». Разумеется, никто не хочет увольнения и потенциально громкого скандала (возможно, даже с уголовным делом). Водителя до последнего будут уверять в честности персонала и исправности техники.

Правда, нужно сразу уточнить, что грязными приёмами любят пользоваться либо откровенно no name — заправки, либо франшизные АЗС, расположенные в отдалённых участках, доехать до которых из ближайшего крупного города можно за час-полтора.

Доказать недолив сложно, но возможно. Первый шаг — сохранить чек и, не отъезжая от колонки, потребовать контрольного замера. В присутствии водителя управляющий АЗС должен произвести замер топлива с помощью специального устройства, чтобы установить сам факт недолива бензина. Если администратор заправки отказывается от контрольной проверки, ссылается на должностную инструкцию, болезнь или визит инопланетян, сразу нужно вызывать наряд полиции. Фактически недолив топлива — это мошенничество, причём в случае с АЗС оно может расцениваться как действие в «особо крупном размере».

Оставь на жизнь

Фото © ТАСС / Донат Сорокин

Другой распространённый вид мошенничества на АЗС — обман по сумме, потраченной на заправку. К примеру, закупка АИ-95 на три тысячи рублей вовсе не означает, что водитель получит топлива именно на эту сумму. Если обратить внимание на чек после оплаты, то там часто фигурирует сумма на два-три рубля меньше. По сути, именно на эту мелочь и делают упор все АЗС, у которых в ходу мошеннические схемы. Ну в самом деле, кто будет разбираться с администрацией из-за двух недостающих рублей в чеке?

Администраторы заправки, конечно, могут сказать, что всё дело в ровном количестве топлива, но это ложь. Юрист и специалист по защите прав потребителей Роман Колосков говорит, что фактическое соответствие бензина уплаченной за него сумме — главное правило взаимоотношений клиента с АЗС.

Водитель имеет полное право требовать долить топливо. Если на АЗС на это не идут, то это нарушение прав потребителя. Два рубля разницы — не вселенская трагедия, но за день на такой разнице смена АЗС может заработать 30–40 тыс. рублей

Чтобы не платить за лишние литры, опытные водители советуют не заправлять полный бак. Заказывайте на кассе заправку на 40 литров, и никаких полных баков — так и вероятность обмана ниже, и проверить проще. Кстати, о проверках. Свойства топлива таковы, что в холодное и тёплое время года одно и то же количество бензина может занимать разный объём. К примеру, летом пять литров бензина в обычную пятилитровую бутылку могут и не влезть. В холода может произойти другая история: те же пять литров могут едва доставать до верхнего ребра пятилитровой бутылки.

Шутки шутками, а ещё в 2018 году исследовательские организации высчитали средний размер недолива на заправках. Около 20 процентов при заправке, скажем, на 500 рублей — это 100 рублей чистых денег, которые оседают в карманах у недобросовестных заправщиков. Происходит это очень просто. На любой (даже самой новой) заправке колонки рано или поздно начинают барахлить. В большинстве случаев, особенно на заправках поближе к центру Москвы или Санкт-Петербурга, автоматика запускает счётчик и подачу топлива одновременно с минимальной задержкой.

Однако чем дальше от Москвы, тем веселее история. К примеру, в одной из областей купившие известную франшизу предприниматели ухитрились провернуть операцию не с колонками, а с пистолетами. Вместо новых пистолетов поставили «слегка б/у» — и деньги в буквальном смысле слова потекли рекой. Когда обман вскрылся, то стало известно, что клапаны пистолетов работали неисправно и, пока насос колонки прокачивал первые капли топлива по шлангу, счётчик успевал накрутить лишнюю десяточку рублей.

Если «бензиновый разрыв» налицо и администраторы АЗС отказываются от нормального человеческого разговора, то сначала стоит вызвать полицию и зафиксировать не только недолив, но и отказ администрации от разбора. Дальше, если позволяют возможности и время, нужно составить обращение в Ростехнадзор. Территориальные отделения ведомства доступны на сайте. После того как копия письма о принятии жалобы в работу поступит на электронную почту, можно заказывать независимую экспертизу на той же самой АЗС. Причём порядок проведения независимой экспертизы можно изменить — её, как отмечают эксперты, можно провести и до составления жалобы в Ростехнадзор.

Дальше с результатами и данными исследований можно обращаться в суд. Только стоит помнить одно: компенсация ущерба (даже в случае победы) может оказаться существенно меньше, чем сумма, заявленная в исковых требованиях. И, само собой, на все споры с владельцами АЗС придётся потратить от трёх до шести месяцев.

С 2021 года ситуация должна измениться в лучшую сторону. Законопроект об ужесточении административной ответственности за недолив бензина на заправках предполагает крупный штраф — один процент выручки АЗС за предыдущий финансовый год, но не менее 500 тыс. рублей. За рецидив владельцы заплатят больше — повторное нарушение повлечёт за собой увеличение штрафа до трёх процентов (или суммы размером не менее двух миллионов рублей).

Пять ошибок на АЗС: оторванный шланг, полный бак в убыток и путаница с дизелем

Пять ошибок

Эксперты назвали пять главных ошибок при заправке автомобиля. Как оказалось, самой распространенной является заправка «не тем» топливом, так как некоторые путают «бензиновый» и «дизельный» пистолеты.

Далее идет заправка при работающем двигателе, так как это якобы может привести к возгоранию машины, если искра от неисправной системы выпуска или разряд статического электричества попадет на подтеки разлитого топлива или его пары.

Читать еще:  Описание автомобильной зимней резины cordiant: как правильно выбрать, плюсы и минусы шин с фото и видео

Следующей ошибкой является заправка автомобиля «под завязку». Также некоторые заправщики нередко забывают вынуть заправочный пистолет из горловины топливного бака. Еще некоторые водители забывают заблокировать двери автомобиля перед оплатой за топливо, из-за чего воры могут проникнуть в машину.

«Реальное время» решило разобрать каждую из перечисленных ошибок вместе с координатором движения «Общество синих ведерок», автомобильным экспертом Петром Шкуматовым.

Координатор движения «Общество синих ведерок», автомобильный эксперт Петр Шкуматов. Фото echoperm.ru

Не то топливо

«Эта проблема в большей степени касается не автомобилистов, а АЗС. На большинстве современных автозаправочных станций колонки для дизельного топлива и колонки для бензиновых автомобилей разделены. То есть вы физически не сможете залить не то топливо в бак.

Такие ошибки в основном случаются на старых колонках, где с кассы приходит просто объем. То есть вы можете заправиться, к примеру, 10 литрами любого топлива. Кстати, этим пользовались многие автомобилисты, заливая более дорогие марки бензина (платим за 92-й, а заправляем 95-й).

Сейчас подобные ошибки совершаются все реже по причине того, что АЗС с такими колонками несут убытки. Автозаправочным станциям гораздо дешевле заменить топливораздаточное оборудование, чем фиксировать убытки от «предприимчивых» автомобилистов.

Также отмечу, что в последний год эта проблема в основном затрагивала АЗС с postpaid-заправкой (сначала заправляешься, а потом платишь), где не водитель, а заправщик путал тип топлива.

То есть должны совпасть три момента: совмещенная топливораздаточная колонка, принцип «сначала заправляешься, потом платишь» и заправщик, который, допустим, как-то не так вас услышал».

Фото Максима Платонова

Заправлять машину с работающим двигателем можно, и никаких проблем в этом нет. Единственное, с чем может столкнуться автомобилист, — датчик уровня топлива будет медленно подниматься вверх

Взрыв на автозаправочной станции

«Любой человек, который более-менее разбирается в этой теме, знает, что смесь паров бензина с воздухом воспламеняется от 2% до 9% объема. В топливном баке у вас всегда насыщенные пары бензина. Вообще всегда. И поверьте, это гораздо больше 9%.

Заправлять машину с работающим двигателем можно, и никаких проблем в этом нет. Единственное, с чем может столкнуться автомобилист, — датчик уровня топлива будет медленно подниматься вверх».

Под завязку

«Это самый излюбленный способ обмана автомобилистов. Максимальный мухлеж на АЗС происходит именно тогда, когда человек приезжает и заправляет машину «до полного». Поэтому, если вы хотите сэкономить деньги, заправляйте точное количество литров, причем лучше 10 или 20 — вероятность обмана в таком случае резко снижается. Если вы заправляете бак «под завязку», вам могут назвать практически произвольную сумму.

Заправлять до полного бака можно, но, на мой взгляд, это делают те, кто спонсирует жуликов. Людям, которые заправляются «под завязку», надо клеить на автомобиль надпись: «Я спонсор жуликов на АЗС». Вот тогда все будет по-честному. Эти люди в среднем переплачивают до 20%».

Фото Максима Платонова

Если вы хотите сэкономить деньги, заправляйте точное количество литров, причем лучше 10 или 20 — вероятность обмана в таком случае резко снижается

Оторванный шланг

«Видел такое один раз, в прошлом году. Да, действительно, люди иногда забывают вынуть пистолет, но это редкий случай, который, как правило, решается деньгами. Формально данная ситуация приравнивается к ДТП, но это никому не нужно, поскольку вызов инспекторов и оформление бумаг — это лишняя трата времени. На каждой АЗС есть прайс за оторванный шланг (порядка 5 тыс. рублей). На месте оформляется акт, туда вносятся все данные водителя, указывается, что он заплатил деньги в кассу, ставится подпись, и все».

Закрывайте двери

«На самом деле, это общий вопрос безопасности. В основном из автомобилей воруют телефоны, причем иногда сами заправщики. Но сейчас это не очень актуально, поскольку на большинстве нормальных АЗС установлены камеры. Правда, не всегда они повернуты в нужную сторону.

Надо понимать, что кража грозит наказанием до пяти лет тюрьмы. Ну кому захочется из-за какого-то «вшивого» телефона засветиться на камерах и быть пойманным на следующий же день? Хотя люди бывают разные».

Способы обмана на заправках: как уберечься от разводов, почему не стоит заправляться на полный бак

Автовладельцы знают, что своего «железного коня» необходимо регулярно заправлять, чтобы иметь возможность передвигаться на нем. Водители стараются выбрать бензоколонку с хорошим обслуживанием и топливом высшего качества. Но, как показывает практика, нередко сотрудники АЗС обманывают своих клиентов, даже постоянных.

Что представляет собой обман на АЗС

Если вы стали замечать, что ваше транспортное средство начало расходовать много бензина, то необходимо обратиться к специалистам СТО. Если по результатам диагностики авто никаких отклонений не выявлено, то следует внимательно посмотреть за сотрудниками АЗС.
В основном они обманывают на заправках при заливке до полного бака.

Чтобы не попасть в сети обманщиков, необходимо иметь хотя бы общие представления об их уловках. На самом деле все не так сложно: если сотрудник заправочной станции знает о том, сколько топлива купил клиент, то он просто удерживает в бензобаке шланг. Водитель, зачастую, в это время сидит в салоне автомашины или расплачивается за топливо. Во время заливания последнего литра заправщик отпускает кнопку пистолета и бензин больше не попадает в бак, а остается в шланге. После отъезда клиента сотрудник автозаправки сливает оставшуюся в шланге жидкость в канистру. Автозаправочные станции практикуют этот вид обмана чаще всего.

Чтобы избежать такого исхода, можно попросить сотрудника бензоколонки оплатить бензин, предварительно отдав ему деньги. В этом случае заправляйте авто сами. Также присутствует обман водителей, когда счетчик на автомате работает некорректно. На экране высвечивает количество топлива, которое необходимо оплатить. В реальности в баке бензина меньше.

Лучше покупать топливо на одной и той же автозаправке. Так вероятность того, что сотрудники обманут, будет минимальной. Обман с недоливом топлива – наиболее распространенный. Но существуют и другие виды «разводов», на которые способны работники бензоколонок.

Виды мошенничества

Чтобы заправить свой автомобиль на заправочном пункте и не стать жертвой мошенников, необходимо знать виды обмана, которые они используют. С целью нажиться на клиентах заправок, сотрудники прибегают не только к недоливу топлива.

Трюк Как обманывают Что делать
Модифицированный счетчик В бак вместительностью 50 литров могут якобы залить 55 литров Доказать невозможно – нельзя точно измерить, сколько топлива было до приезда на автозаправку
Электронные колонки Сотрудники АЗС могут взламывать систему и запрограммировать ее подавать топливо, например, на 1 литр меньше. При этом колонка покажет такое количество бензина, которое оплатит клиент Попросить налить бензин в свою канистру необходимого объема
Нет сдачи Иногда кассиры говорят, что нет сдачи и предлагают на эту сумму дозаправиться. Водители зачастую соглашаются и только потом замечают, что топливо в баке больше не стало Не соглашаться на такой выход или наблюдать за процессом долива
Недолив бензина Если убрать шланг сразу после достижения необходимой отметке на колонке, то в шланге остается еще не менее 0,5 литров бензина Заправлять свой автомобиль самостоятельно или следить за действиями заправщика
Не тот бензин Сотрудники АЗС пользуются невнимательностью водителя и заливают вместо 95 марки топлива 92 Следить за тем, шланг от колонки с каким бензином использует заправщик
Дизель Вместо дорогого дизеля используют более дешевый. Это актуально в зимний период года Проверять тип дизельного топлива, который заливают на АЗС. Это убережет не только от финансовых потерь, но и сохранит двигатель транспортного средства в целости
До отсечки Этот вид обмана заключается в следующем: при необходимости залить полный бак, работник бензоколонки заливает топливо, но делает это особым образом. Цифры на колонке уверенно показывают необходимый объем, а на самом деле бензин из шланга медленно течет. Поэтому топливо быстро заканчивается Заправлять свой автомобиль самостоятельно или находиться рядом с сотрудником заправочной станции
Читать еще:  Калильное число свечей зажигания: что это такое, таблица, способы определения

Поймать мошенников с поличным проблематично. Это связано с тем, что все необходимое для опечатывания колонок находится у них. Поэтому они смогут в любой момент поставить новую пломбу и опечатать колонку.

Чтобы проверить точность оборудования можно попросить провести контрольный замер. В этом случае в роли весов выступает мерное ведро. Оно должно быть предоставлено клиенту по первому требованию на каждой заправочной станции.

Куда обратиться за помощью

Если возникли подозрения в том, что бензин недоливают, то необходимо решить, как поступить в этой ситуации. В этом случае следует поступить следующим образом:

  • заявить оператору АЗС о возможном недоливе;
  • требуется проверить, имеет место нарушение или нет. Можно смело опираться на закон «О защите прав потребителей»;
  • убедиться, что оператор взял бензин для проверки специальной мерной емкостью;
  • сравнить показатели в мернике с теми, которые указаны на колонке;
  • составить акт о проведенных действиях и их результатах.

На заправке должны быть резервуары объемом 10, 5 и 20 литров. С их помощью можно проверить работу колонки.

Для проведения этой процедуры придется потратить свое время. Но если уже вы решили выяснить правду, то придется подождать. Также каждый клиент АЗС должен знать, что такая проверка проводится сотрудниками заправочной станции бесплатно, независимо от результата.

Если в рамках таких мероприятий будет доказан акт обмана, то составленный акт с заявлением необходимо передать в Общество защиты прав потребителей. В заявлении следует перечислить претензии к организации.

Законодательная база

В этом вопросе необходимо опираться на законодательный акт, который направлен на обеспечение защиты потребительских прав. В этом случае основной закон, принятый в 1992 году «О защите прав потребителей». Если мошенничество будет доказано, то правонарушители понесут административную ответственность. Прописано это в ст. 14.7 этого закона.

Сумма штрафа составляет несколько минимальных окладов. Количество МРОТ зависит от того, кем был совершен проступок: организацией, гражданином или должностным лицом. Также используются и положения из гражданского законодательства. Они помогут определить наличие договора о розничных товарно-денежных отношениях.

Как обезопасить себя

Обеспечить себе защиту от мошенничества со стороны сотрудников АЗС можно, если:

  • самостоятельно заправлять свое транспортное средство;
  • отключать пистолет и вынимать его из бака необходимо после полного отключения заправочного автомата;
  • первоначально набрать отдельную канистру, чтобы проверить исправность оборудования;
  • факт обмана выявлен, то обратиться в компетентные органы.

Если сотрудники автозаправки отказываются наливать топливо в предоставленную клиентом емкость, то это свидетельствует о нечестной работе.

Можно попросить налить топливо в емкость, которая должна быть для этих случаев на заправке. Но и здесь могут отказать. Можно пожаловаться администрации АЗС, но они нередко в курсе существующих схем. Поэтому оптимальный вариант – найти хорошую заправку, где работают честно.

Довольно сложно найти заправочную станцию, где обслуживают водителей без обмана. Если не удастся найти такую, то хотя бы можно будет уменьшить вероятность стать жертвой мошенничества сотрудников АЗС.

Today

Weather Now

Site Search

  1. DELFI
  2. Заправляйся, где доверяешь

15.11.2019 16:22

Топ-5 мифов о заправочных станциях

Authors

Оплаченная информация

Article Actions

APP — Article Actions

При выборе автозаправочной станции каждый водитель руководствуется разными критериями. Для одних самым важным является цена на топливо, для других — сервис и качество, а для третьих — вкусная еда и место отдыха в дороге. К какой бы группе ни принадлежал ты, стоит изучить самые распространенные мифы, чтобы посещение АЗС было приятным и выгодным, а также чтобы в ваш бак попало качественное топливо.

Миф Первый: Качество топлива везде одинаково

Качество топлива может отличаться в разных заправочных сетях. Латвия является одной из немногих стран в Европейском союзе, которая установила только минимальные требования к экологичности топлива, поэтому соблюдение более высоких стандартов является свободным выбором каждого продавца.

Circle K в Латвии, так же как и в других странах Европы, применяет высокие ЕС стандарты для топлива — именно те, на которые рассчитывают производители автомобилей. Дизельное топливо EN590 и бензин EN228 являются основными видами топлива, дополненные функциональными добавками, которые делают его еще более экономичным, эффективным и экологически чистым.

Следует отметить, что важно не только качество топлива на бумаге, но и его качество на деле. Поэтому необходимо обращать пристальное внимание на оборудование заправочной станции и на процесс транспортировки. На каждой автозаправке можно спросить сертификат, подтверждающий качество топлива именно на данной АЗС.

Видео: Путь топлива от нефтеперерабатывающего завода до топливного бака автомобиля

Миф Второй: литр — не литр

Существуют множество историй о точности топливных насосов и даже предположения, что на автозаправочных станциях могут проводиться манипуляции, чтобы повлиять на эту точность. На самом деле это невозможно.

Латвийское законодательство требует, чтобы топливные насосы были проверены Латвийским национальным метрологическим центром, поэтому каждый топливный насос маркирован, опечатан и имеет наклейку о проведенной верификации. На каждой заправочной станции клиенты имеют возможность проверить точность насосов с помощью маркированной мерной емкости, и персонал станции будет проводить проверку в твоем присутствии.

Современные топливные насосы оснащены как системой тройной фильтрации, так и компьютером, который контролирует поток топлива и сигнализирует об изменении силы потока.

Видео: анатомия топливных насосов

Миф Третий: Станции полного обслуживания — это длинные очереди

Автозаправочные станции с полным обслуживанием, особенно в дальних поездках, служат остановкой по пути, где можно не только заправиться, помыть свой автомобиль и позаботиться о нем, но также насладиться кофе, перекусить, посетить туалет и немного отдохнуть, чтобы успешно продолжить свое путешествие. Самые спешащие водители не очень рады этому, поскольку процесс заправки может занять некоторое время.

Все автозаправочные станции Circle K оснащены торговыми автоматами, которые позволяют оплачивать топливо и автомойку, не заходя в магазин. Дополнительное преимущество станций полного обслуживания — это персонал, который может быть полезным в различных ситуациях и даже помочь с заменой лампочки.

Миф Четвертый: Ради более дешевого топлива стоит съездить подальше

Стоит ли охотиться на более дешевое топливо, затрачивая на дорогу собственно топливо и такое ценное время? Ответ на этот вопрос у каждого свой, но реальная экономия, принимая во внимание затраченное на дорогу время и топливо, составляет всего пару центов за литр.

Продавец топлива может влиять только на 10% от окончательной цены. Как правило, основные различия в ценах определяются профилем продавца — заправочные станции с полным обслуживанием или автоматические, обеспечение качества топлива, присадки к топливу, а также услуги, которые каждый продавец предоставляет своим клиентам.

Цены на топливо варьируются между станциями, в том числе и в рамках одной сети. Существуют станции с более низкой ценой и немного более высокой, что определяется конкуренцией на соответствующих микрорынках и маркетинговой деятельностью. В то же время следует помнить, что цена на табло при въезде носит исключительно информативный характер, поскольку клиенты получают скидки и другие бонусы в рамках программы лояльности.

Миф Пятый: количество станций в сети не имеет значения

Выбирая продавца с большим количеством станций и более широкой сетью, водитель получает определенные преимущества. Прежде всего, куда бы ты ни отправился, одна из АЗС такой сети всегда окажется на твоем пути и специально планировать заправку не придется. Во-вторых, твои клиентские бонусы в программе лояльности будут накапливаться быстрее, если ты не будешь менять сеть при каждой заправке. В-третьих, в твоем баке не будет «коктейля» из разных видов топлива, а также качество товаров и услуг будет одинаково высокое.

Читать еще:  Дмрв — датчик массового расхода воздуха в приоре и калине: расположение, снятие, установка

Научно-
образовательный
портал IQ

Заправляйте бензин килограммами. — Чтобы вас не обвесили в литрах. — Трейдеры нашли способ борьбы с мошенничеством заправщиков

Бензин будут отпускать килограммами

Некачественное топливо и разбитые дороги являются не единственными бедами отечественных автолюбителей. Еще одной проблемой остается недолив бензина на АЗС. Точное количество отгруженного топлива определяется специальными техническими приспособлениями, не всегда доступными каждому водителю. Сами же бензиновые трейдеры уже нашли способ борьбы с мошенничеством заправщиков. По их мнению, топливо на АЗС целесообразнее продавать в килограммах, а не литрах. В этом случае любой автолюбитель сможет незамедлительно предъявить претензии недобросовестному торговцу.

Способы недолива
Способов недолива на АЗС придумано несчетное количество.

Например, если запрошенное количество бензина стоит не круглую сумму (187,5 рубля за 15 литров 95-го по 12,5 рубля), работник АЗС может заявить об отсутствии сдачи и предложить долить бензина до полной суммы. Однако верить, что это обещание будет выполнено, не стоит — обычно наливают ровно столько, сколько попросили, а «округленные» деньги оседают у продавца.

Другим вариантом является недолив бензина из топливного шланга. При заправке машины бензином его подача с колонки прекращается, когда счетчик показывает недолив примерно в пол-литра. Это количество находится в заправочном шланге и выльется через несколько секунд. Но как показывает практика, в бензобак попадают не оплаченные пол-литра, а меньше примерно на одну пятую — сто миллилитров.

Еще один способ мелкого мошенничества открывает услуга заправки машины «из пистолета», когда залив топлива в бензобак осуществляет работник комплекса. Средняя сумма обвеса недобросовестным заправщиком, по оценкам автомобилистов, составляет 3-8 рублей. При постановке этого дела на поток ежедневный приработок заправщика может доходить до 500 рублей.

Как заявил ГАЗЕТЕ администратор одной из московских АЗС, обвес заправщиками покупателя жестоко карается самими владельцами комплексов — законом тому служит негласный договор трейдеров. Проштрафившийся заправщик незамедлительно выгоняется с работы без материального пособия. Правда, собеседник ГАЗЕТЫ затруднился объяснить, как хозяин бензоколонки узнает о недоливе.

Недолив по ГОСТу на 2,5 млрд. рублей
В соответствии с государственным стандартом погрешность бензиновой колонки не должна выходить за рамки 0,5% от 10 литров набранного топлива. Точность современного оборудования АЗС, как сообщили ГАЗЕТЕ на одном из производящих его предприятий, составляет 0,25% от отгруженного топлива. Другими словами, производители уверяют, что недолив с их колонок при 10 заправленных литрах не превысит 25 миллилитров, что укладывается в рамки ГОСТа.

Вместе с этим, как признался производитель, после 5 лет эксплуатации погрешность колонки может вырасти в 4 раза — до 100 миллилитров. В Москве так называемых «старых» АЗС немного — около 30 из 685 станций (чуть более 4%). После выезда за МКАД их количество утраивается. Суммарно же в России количество АЗС, оборудование на которых эксплуатируется больше 7 лет, составляет около 30%. По этому показателю нас обгоняет Белоруссия (70%) и Украина (75%).

Однако при годовом потреблении в 20-22 млн. тонн (22-26,4 млрд. литров) бензина в России, при погрешности «старой» колонки в 100 миллилитров с 10 литров, общий объем недолитого топлива может составить 220-264 млн. литров. При средней стоимости литра автомобильного бензина в 10 рублей это количество стоит 2,2-2,64 млрд. рублей. Причем ровно половину из этого позволительно недоливать по закону в соответствии с ГОСТом.

Помимо этого, свойства бензина позволяют ему сжиматься и расширяться в зависимости от температуры окружающего воздуха. То есть литр бензина летом — это не одно и то же, что литр зимой. Создать стабильную температуру в топливохранилищах АЗС невозможно.

За рубежом как таковых узаконенных рамок недолива топлива не существует. В развитых странах Западной Европы человек, столкнувшийся с обманом на АЗС, просто перестанет покупать бензин на этом комплексе, предпочтя другого трейдера. Условия жесткой конкуренции вынуждают бороться за каждого покупателя не только собственников бензоколонок, но и самих заправщиков у колонок, заработок которых напрямую зависит от чаевых обслуженного автолюбителя.

Бензин в колбочках
Между тем до Великой Отечественной войны в нашей стране вообще отсутствовала проблема недолива. Как рассказал ГАЗЕТЕ основатель Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов Дмитрий Ломаков, в советской России практиковалась следующая отгрузка топлива с заправочной станции. Автолюбитель с помощью насоса накачивал в специальную стеклянную колбу, градуированную на разный литраж, необходимое количество топлива. Затем работник АЗС проверял набранное топливо, происходил расчет, и далее бензин из емкости переливался в бак. Аналогичные приспособления использовались и за рубежом. Причем в Америке на некоторых захолустных станциях такой «стеклотарой» пользуются по сей день.

Сколько вешать в граммах
Бороться с обвесом на бензоколонках законными методами практически не реально. Как заявил ГАЗЕТЕ представитель МВД, проверка только одного пистолета на АЗС на предмет соответствия ГОСТу отнимает у ревизоров 5-6 часов. Взывать к совести заправщиков можно с таким же успехом, как и бороться с безбилетниками в общественном транспорте. Между тем сами топливные трейдеры уже нашли способ, как справиться с недоливом бензина и «обойти» его физико-химические свойства — они предлагают исчислять топливо при продаже не в литрах, а в килограммах. Представьте себе такую ситуацию. На заправке вам отгружают не 20 литров, после которых топливный счетчик в автомобиле неопределенно замирает где-то посередине шкалы, а 20 килограммов бензина. Ровно на столько же тяжелеет ваше средство передвижения, что отражается на соответствующей панели.

В настоящее время «килограммовая» система отгрузки применяется только при продаже бензина с октановым числом в 102-104 единиц и выше. Это топливо используется для гоночных или спортивных моделей. Например, для болидов Формулы-1 используется бензин с октановым числом в 116 единиц. Розничной торговли этим бензином нет, поэтому он отгружается в канистрах от 10 до 200 килограммов.

Наладить торговлю в канистрах обыкновенным 95-м или 92-м затруднительно. «Мерника» для измерения веса бензина в килограммах пока не изобрели, но установить на АЗС «килограммовую» систему отгрузки, по словам самих заправщиков, вполне возможно. Как рассказал один из них, такой проект возник около 2 лет назад, однако не был завершен из-за отсутствия финансирования и недоверия остальных игроков. «Не каждый автомобилист согласится оснастить килограммовым счетчиком топлива свою машину», — завил собеседник ГАЗЕТЫ, отметив, однако, что сторонники этой идеи все еще не отказались от своего замысла. Поэтому вполне вероятно, что в будущем на российских АЗС можно будет вместо привычного «сколько литров?» услышать «сколько вешать в граммах?»

СПРАВКА
Литр бензина — это примерно 830 граммов
Литр, как известно, единица меры жидких и сыпучих тел и равен емкости одного кубического дециметра. Но если вес 1 литра воды при стандартных температурных условиях примерно равен 1 килограмму, то литр бензина равен примерно 830 граммам. Произвести точный подсчет количества топлива, оказавшегося в баке после отгрузки с АЗС, не сможет ни один автолюбитель. Использовать для заправки обыкновенную бензиновую канистру бесполезно — ее погрешность также велика. Существуют специальные калибровочные емкости, так называемые «мерники». Их погрешность не превышает 0,02% от общего объема. Их производство осуществляет Малоярославецкий опытно-производственный завод. Купить «мерники» можно практически в каждом магазине, торгующем специальным оборудованием для автомобилей. Кроме того, можно заказать доставку по телефону или Интернету. Стоимость «мерника» колеблется от 2,6 тыс. до 5,2 тыс. рублей. Однако заполнение бака машины с их помощью, во-первых, увеличивает время заправки, а во-вторых, привязывает автолюбителя к определенному объему (мерники бывают на 10, 20 и 50 литров), даже если такого количества топлива и не нужно. Кроме того, сам «мерник» достаточно громоздок для транспортировки в багажнике или на заднем сидении.

Ссылка на основную публикацию