Через сколько моточасов менять масло в двигателе

Через сколько моточасов менять масло в двигателе

Как часто необходимо менять масло и каков оптимальный сервисный интервал?

Надо ли менять масло чаще, чем установлено регламентом у официального дилера или это развод клиентов на деньги? Считать сервисный интервал в километрах или в моточасах? И если в моточасах, то что это такое и как их рассчитать? И, наконец, через сколько километров нужно менять масло в двигателе, чтобы гарантировано продлить его ресурс?

Для начала давайте разберемся, какие функции выполняет масло в двигателе.

Основной смысл моторного масла заключается в создании им чрезвычайно тонкой амортизирующей пленки для отделения металлических компонентов и предотвращения их контакта, когда детали вращаются друг относительно друга.

Толщина масляной пленки имеет свое оптимальное значение. Если она становится очень тонкой, трение возрастает, поверхности приходят в контакт. Если же пленка слишком толстая, то тут возникают большие потери на трение, износа конечно нет, но происходит уменьшение КПД, за счет того, что двигателю сложнее перемешать толстую пленку.

Внутри камеры сгорания масляная пленка действует как герметик, чтобы закрыть зазор между поршневыми кольцами и стенкой цилиндра. Это самое движение создает очень ощутимое тепло.

Поэтому вторая задача масла — унести тепло и охладить металлические детали.

Также оно должно очищать двигатель и переносить пыль, грязь, побочные продукты горения (сажа и кислота) и остатки отработанного масла до фильтра. Кроме того, масло должно нейтрализовать кислоты, предохранять металл от коррозии и удерживать пенообразующие компоненты в качестве вихревых частей, вбивая в них воздух.

В общем, основные функции моторного масла, это:

1. Защита двигателя.

2. Защита его деталей от износа.

3. Предупреждение коррозии.

4. Защита от перегрева.

5. Удаление из важных зон продуктов износа мотора, к примеру, металлическую стружку, остающуюся после трения.

6. Удаление сажи, нагара и других продуктов сгорания топлива.

Во время эксплуатации двигателя масло постепенно приходит в негодность, загрязняется и теряет свои свойства. Физические свойства масло отчасти теряет из-за нагрузок во время эксплуатации: перепады температур, растяжения и сжатия.

Кроме того в масло попадают инородные частицы (песок, пыль, грязь), которые могут навредить стенкам цилиндров, плюс постепенно образуется нагар. Повышается концентрация сажи и других несгоревших и частично сгоревших составляющих топлива, которые способствуют ускоренному образованию отложений.

Помимо загрязнения имеется другой фактор, снижающий общую эффективность масла. Речь идет о деградации масла. Деградация проявляется тремя различными способами. В моторном масле появляются продукты окисления, серные вещества или продукты нитрации. Также масло «насыщается» выхлопными газами.

И в результате мы имеем картинку, когда во-первых, масляная пленка уже не защищает детали и они начинают изнашиваться, во-вторых, слишком длительные интервалы смены масла и фильтров, приводят к образованию отложений, которые невозможно устранить последующими сменами масла через регламентированный интервал времени.

Если вы хотите, чтобы двигатель верой и правдой отработал положенный ему ресурс без ремонта, если вы хотите быть уверены в надежности своего двигателя — есть простой способ, который знают все — ЧАЩЕ меняйте масло.

Вы, конечно, можете менять масло согласно регламенту, установленному официальным дилером (для Land Rover это обычно 12 000 км), вы даже можете устраивать перепробеги, но в таком случае довольно скоро у вас начнутся проблемы в первую очередь с ЕГР, с турбиной, а затем и с двигателем.

Вот почему сервисный интервал имеет огромное значение для предотвращения загрязнения или деградации масла.

А теперь самое интересное. Почему менять надо чаще, чем регламент официалов.

Давайте посмотрим не на пробег, а на ссколько моточасов рассчитана работа того или иного масла:

Минералка (которую у нас зовут полусинтетикой) — замена 170 моточасов, край — 200 моточасов

Дешевая синтетика — замена 200 моточасов, край — 250 моточасов

Топовая синтетика — замена 250 моточасов, край — 300 моточасов

Топовая синтетика на ПАО — замена 300 моточасов, край — 350 моточасов

Что такое моточас?

Моточас — это время — один час, в течение которого работал двигатель.

Казалось бы. Что все просто. Но не совсем. Если считать обороты коленчатого вала, то за 1 час работы на холостом ходу это будет примерно 60 тыс. оборотов, в условиях трассы — примерно 150 тыс. В условиях города, пробок — может достигать до 200 тыс. оборотов коленвала. Но это сложно. Для легковых авто — моточас это условно 1 час работы коленчатого вала на предопределенной скорости и определенной передачи.

Как определить кол-во моточасов?

Если у вас установлен бортовой компьютер, что то с приемлемой точностью все просто. Смотрим на формулу.

S = Средняя скорость

На практике. после ТО обнуляем маршрут, проезжаем 2-3 тыс. км. и смотрим на среднюю скорость.

Например 30 км/ч, сколько это будет в км. при ресурсе масла 200 моточасов?

30 * 200 = 6 000 км

Теперь смотрим, что у вас залито и считаем:

Допустим, у вас хорошая синтетика. Менять масло надо через 250 моточасов.

250 мото/ч * 30 км/ч= 7500 км

Вот ваш интервал, после которого ездить со старым маслом становится опасно и вредно для двигателя. (А ваша средняя скорость может быть и меньше 30 км/ч, если вы передвигаетесь в основном по городу)

Как видите, увеличивать длительность периодов между заменой масла не только совершенно неэффективно в плане экономии, но и чревато серьезным ущербом для двигателя.

Именно поэтому мы рекомендуем замену масла каждые 7-8 тыс. км. При таком бережном и внимательном отношении к двигателю, вы сможете рассчитывать на его долгий ресурс.

Через сколько моточасов менять масло в двигателе?

Километраж спидометра не указывает реальное состояние силового агрегата. Степень износа мотора и смазывающего материала определяется не пробегом транспортного средства, а продолжительностью работы двигателя с учетом режима эксплуатации авто. Научившись высчитывать, сколько проходит моточасов перед заменой масла в двигателе, вы сможете вовремя менять моторную жидкость — продлите ресурс двигателя.

Пробег и замена смеси

Дилер автомобиля указывает период плановых ТО, у моей машины замену моторной жидкости необходимо проводить согласно регламента каждые 15 тыс. км. Давайте разберемся, сколько моточасов пройдет двигатель при езде по городу и мотор аналогичного автомобиля, владелец которого будет ездить в основном по загородной трассе. Рассчитаем, соответствует заявленный пробег, реальному периоду замены моторного масла.

Моточасы указывают продолжительность работы силового агрегата при номинальных оборотах, моточас приравнивается одному часу нормальной работы привода. Выполняя расчеты с помощью моточасов, вы не учитываете условия эксплуатации силового агрегата (при нагруженном двигателе быстрее изнашивается моторная жидкость и требует замены).

Согласно бортового компьютера моего автомобиля средняя скорость составляет 26 км/час. Это реальная цифра: добираясь на работу, мне приходится стоять в пробках 40 мин, вечером при аналогичных условиях машина простаивает 1,5 часа. С такой переменной нагрузкой режим работы силового агрегата приближен к экстремальным условиям эксплуатации, привод нагревается, моторная смесь испытывает колоссальную нагрузку — при высокой температуре меняет свои свойства. Очевидно: менять жидкость придется раньше рекомендованного пробега.

Опираясь на факты, возьмем для расчета 15 тыс. км, разделим указанный пробег на среднюю скорость движения транспортного средства, получим 15000/26=576 моточасов. Здесь учтено время пребывания в пробках, плюс прогрев двигателя зимой (бортовой компъютер начинает считать с момента пуска привода).

Согласно расчетам получаем значения, занесем их в таблицу 1

Таблица 1. Зависимость между моточасами, скоростью и пробегом

26

Скорость, км/час Пробег, тыс. км Моточасы
15 576
10 385
8 308

Средняя скорость по городу приближена к 30 км/час, аналогичный автомобиль на загородной трассе проедет расстояние раза в 3 больше, по трассе машина движется 70 км/час. Оба мотора совершат одинаковый объем работы. Спидометр первого автомобиля покажет пробег намного меньше, чем у второй машины. Стоит задуматься, насколько реальна цифра, указанная дилером для замены смазывающей смеси.

Видео о смене моторного масла в зависимости от пройденных моточасов

Условия эксплуатации

При идеальных условиях машина по городу развивает скорость 40 км/час, получаем 15000/40=375 моточасов. Для загородной трассы принимаем — 80 км/ час, рассчитываем 15000/80=188 моточасов.

Сравним полученную опытным путем цифру 576 с расчетными 375, делаем вывод: двигатель работает в тяжелых условиях эксплуатации, для увеличения его ресурса необходимо менять автомасло в 2 раза чаще. Многие не знают: замена моторной жидкости регламентирована, составляет:

  • 250 моточасов для ACEA E2, API CF, CF-4, CG4;
  • 400 — VDS, ACEA E3;
  • 600 — для VDS-2.

В сервисной книге указано — при тяжелых условиях эксплуатации замена автомасла происходит каждые 8 тыс. км пробега. К таким условиям относят:

  • в воздухе присутствует значительное количество пыли;
  • продолжительная езда при маленькой скорости;
  • перемещение транспортного средства по горной, холмистой местности;
  • высокая температура за бортом авто;
  • применение топлива сомнительного качества;
  • частая смена заправочных станций;
  • при буксировке прицепа;
  • полностью нагруженный багажник.

Если нет возможности провести указанный расчет, мастера рекомендуют опираться на расход топлива. К примеру, автомобиль должен расходовать 9 литров бензина или ДТ на 100 км по городу, согласно регламента, за 15 тыс. км пробега получится 1350 литров — (15000/100)*9, реальный расход составляет 11 литров на 100 км, при 15 тыс. км получится 1650 литров. Сменить жидкости необходимо при объеме 1350 литров. Указанный способ относительный.

Отвечая на вопрос: «Сколько должно пройти моточасов перед заменой моторной смеси в двигателе?», учитывайте:

  1. Тип силового агрегата. Внутри дизельных моторов температура значительно выше, чем в приводах, работающих на бензине. Смазывающий материал подвергается большим нагрузкам.
  2. Нагруженность мотора, с увеличением нагрузки ресурс автомасла уменьшается.
  3. Машина ездит по загородной трассе или по городу. На трассе мотор изнашивается медленнее: работает продолжительное время с одинаковой нагрузкой.

Меняйте смесь согласно пройденным моточасам, не проводите плановую замену жидкости по пробегу машины. Используйте сертифицированную продукцию, отвечающую техническим характеристикам мотора, применяйте автомасло соответствующее рекомендациям производителя транспортного средства.

Посмотрите еще статьи по этой теме:

Через сколько моточасов менять масло в двигателе?: 1 комментарий

Я проще высчитываю когда производить замену. С вычетом моточасов, подсчеты становятся сложнее. Я опираюсь больше на пробег и условия. При этом помню когда последний раз делал замену. Ведь в основном езда на авто остаеться практически в тех же параметрах, авто эксплуатируеться постоянно в одном привычном режиме

Через сколько моточасов менять масло в двигателе

Работаю в своей отдельной автомобильной мастерской много лет и среди прочих считаюсь одним из лучших мастеров с большим опытом за плечами, который точно понимает в своем деле больше остальных. Также у меня есть своя новая мастерская для ремонта моторов с необходимым оборудованием. В статье вы сможете найти полезные рекомендации по замене масла и ответ на самые задаваемые вопросы.

Вам действительно нужно менять масло каждые 3000 км?

Разберемся вместе. Моторное масло заменяется через воронку.
Если вы ездите, вам, вероятно, сказали в автосервисе, что нужно менять масло каждые 3000 км. Это общепринятый стандарт, когда дело доходит до замены масла, но действительно ли вам нужно менять моторное масло после пробега ровно спустя 3000 км?

Ответ окончательный: нет, на самом деле все не так, по словам любого автопроизводителя, с которым мы говорили. Основными плюсами графика замены масла через 3000 км являются те, кто извлекает из этого выгоду: ремонтные мастерские, сети смазочных масел и отделы обслуживания в некоторых автосалонах. Рекомендуемые интервалы замены масла на самом деле сильно варьируются от одного производителя транспортного средства к другому, поэтому лучше ознакомиться с руководством автовладельца, чтобы не отставать от рекомендуемого технического обслуживания.

Как часто нужно менять смазку

Несколько лет назад считалось хорошей идеей часто менять моторное масло и масляный фильтр часто, но из-за улучшений в материалах двигателя и более жестких допусках, а также в масле, которое входит в двигатели, большинство производителей рекомендуют интервалы 7500 км или более.

Например, Ford, Volkswagen и Porsche рекомендуют замену масла каждые 10 000 км. То же самое делает Toyota на нескольких двигателях, включая 1.8-литровый четырехцилиндровый двигатель Prius и 2.5-литровый четырехцилиндровый двигатель Camry. BMW говорит, что владельцы могут преодолеть 15 000 км между заменами масла (с синтетическим маслом).

Интервалы варьируются в зависимости от производителя и двигателей, поэтому обратитесь к руководству пользователя или графику технического обслуживания, чтобы узнать, как часто нужно менять масло в вашем автомобиле и какой тип масла использовать. Вы можете быть удивлены. (Мы были удивлены, узнав, что для 2,5-литрового двигателя Camry требуется, например, синтетическое масло 0W20).

Производители рекомендуют вам менять масло чаще для «тяжелых» условий вождения, таких как частая буксировка прицепа, интенсивное движение при останове или холостом ходу, движение в условиях сильной жары или холода или частое вождение на короткие расстояния, когда двигатель не работает.

Современные характеристики автомобилей облегчают их обслуживание

Некоторые автомобильные компании, в том числе Ford и GM, оснащают большинство автомобилей мониторами срока службы масла, которые сообщают владельцам автомобилей, когда пора менять смазку в зависимости от скорости автомобиля, температуры двигателя, климатических условий, количества холодных запусков и других факторов. Все они могут привести примеры от владельцев, которые говорят, что мониторы срока службы масла показали, что они могут работать даже дольше, чем рекомендуемые интервалы замены.

Если вы нервничаете из-за замены смазки через 10000 км или более, делайте это каждые шесть месяцев, когда вам, вероятно, следует также поменять шины (также объяснено в руководстве пользователя). GM говорит, чтобы менять ваше масло, по крайней мере, один раз в год, даже если не загорается индикаторная лампа обслуживания. При более длительных рекомендуемых интервалах между заменами масла более важно проверять уровень жидкости не реже одного раза в месяц, чтобы убедиться, что его достаточно.

Как я узнаю, когда пора менять масло?

Стоит ли масло для двигателей с большой дальностью езды без замены дорого?

По мнению многих менять масло каждые 3000 км — это, наверное, трата денег. Экологи говорят, что это также добавляет избыток отработанного масла, которое должно быть переработано или утилизировано, и многие пытаются препятствовать этой практике.

Если продавец в магазине смазочных материалов говорит, что он может помочь вам только тогда, когда производитель рекомендует частые замены масла, учтите следующее: производитель автомобилей не заинтересован в том, чтобы вы страдали от преждевременного отказа двигателя из-за изношенного масла. Если это произойдет, им, возможно, придется заплатить за ремонт по гарантии и, вероятно, потерять вас как клиента. Тем не менее, они советуют вам следовать более длительным интервалам замены масла.

Чтобы узнать больше о замене масла для больших пробегов, посмотрите видео ниже

В течение двух лет и 30 тысяч км миль при условии, что ваша замена масла стоит около 2000 тысяч рублей за штуку, вы могли бы сэкономить более 10000 рублей, если бы вы меняли его каждые 7500 км против каждых 3000 км.

Дело не только в километрах: если вы не часто ездите на своей машине, ваше масло по-прежнему необходимо сохранять свежим. Даже если вы проезжаете меньше км в год, чем ваш автопроизводитель предлагает до замены смазки (скажем, 6000 км с предполагаемыми интервалами замены масла в 7500 км), вы все равно должны делать эту замену два раза в год.

Зачем? С возрастом масло становится менее эффективным, и если двигатель не прогреется, избыточная влага, которая образуется в двигателе, не будет удалена, что может привести к сокращению срока службы двигателя.

Стоит ли заливать дорогое масло?

«Только если ваш производитель требует этого, — говорит автомобильный эксперт, — потому что оно может стоить в два-четыре раза дороже, чем обычное».

Синтетическое масло

Оно разработано, чтобы быть более эффективным в сопротивлении разрушению (и благодаря этому его работа длится дольше) и выдерживает высокие температуры.

Существуют ситуации, когда это сопротивление поломке может продлить срок службы вашего двигателя.

«Если вы совершаете много коротких поездок, стандартное моторное масло может никогда не нагреться настолько, чтобы сжечь влагу и загрязнения, а это значит, что оно недостаточно для защиты вашего двигателя», — говорит автомобильный эксперт.

Несмотря на то, что синтетические материалы лучше держатся и могут служить больше, не менее важно не продлевать срок замены масла более интервала времени, рекомендованного производителем — обычно это шесть месяцев или год, если это двигатель, который не проезжает много километров и не был во многих коротких поездках.

Синтетическое масло может также помочь двигателям, которые склонны к накоплению осадка: у некоторых моделей Volkswagen и Toyota в прошлом были проблемы с осадком. Этот остаток, образовавшийся при разложении масла, может блокировать поток масла, что приводит к быстрой смерти двигателя. Синтетическое масло было бы полезно в этих двигателях, потому что оно помогает уменьшить накопление осадка, помогая продлить срок службы двигателя.

Посмотрите свое руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.

Через сколько моточасов менять масло в двигателе?

Километраж спидометра не указывает реальное состояние силового агрегата. Степень износа мотора и смазывающего материала определяется не пробегом транспортного средства, а продолжительностью работы двигателя с учетом режима эксплуатации авто. Научившись высчитывать, сколько проходит моточасов перед заменой масла в двигателе, вы сможете вовремя менять моторную жидкость — продлите ресурс двигателя.

Пробег и замена смеси

Дилер автомобиля указывает период плановых ТО, у моей машины замену моторной жидкости необходимо проводить согласно регламента каждые 15 тыс. км. Давайте разберемся, сколько моточасов пройдет двигатель при езде по городу и мотор аналогичного автомобиля, владелец которого будет ездить в основном по загородной трассе. Рассчитаем, соответствует заявленный пробег, реальному периоду замены моторного масла.

Моточасы указывают продолжительность работы силового агрегата при номинальных оборотах, моточас приравнивается одному часу нормальной работы привода. Выполняя расчеты с помощью моточасов, вы не учитываете условия эксплуатации силового агрегата (при нагруженном двигателе быстрее изнашивается моторная жидкость и требует замены).

Согласно бортового компьютера моего автомобиля средняя скорость составляет 26 км/час. Это реальная цифра: добираясь на работу, мне приходится стоять в пробках 40 мин, вечером при аналогичных условиях машина простаивает 1,5 часа. С такой переменной нагрузкой режим работы силового агрегата приближен к экстремальным условиям эксплуатации, привод нагревается, моторная смесь испытывает колоссальную нагрузку — при высокой температуре меняет свои свойства. Очевидно: менять жидкость придется раньше рекомендованного пробега.

Опираясь на факты, возьмем для расчета 15 тыс. км, разделим указанный пробег на среднюю скорость движения транспортного средства, получим 15000/26=576 моточасов. Здесь учтено время пребывания в пробках, плюс прогрев двигателя зимой (бортовой компъютер начинает считать с момента пуска привода).

Согласно расчетам получаем значения, занесем их в таблицу 1

Таблица 1. Зависимость между моточасами, скоростью и пробегом

26

Скорость, км/час Пробег, тыс. км Моточасы
15 576
10 385
8 308

Средняя скорость по городу приближена к 30 км/час, аналогичный автомобиль на загородной трассе проедет расстояние раза в 3 больше, по трассе машина движется 70 км/час. Оба мотора совершат одинаковый объем работы. Спидометр первого автомобиля покажет пробег намного меньше, чем у второй машины. Стоит задуматься, насколько реальна цифра, указанная дилером для замены смазывающей смеси.

Видео о смене моторного масла в зависимости от пройденных моточасов

Условия эксплуатации

При идеальных условиях машина по городу развивает скорость 40 км/час, получаем 15000/40=375 моточасов. Для загородной трассы принимаем — 80 км/ час, рассчитываем 15000/80=188 моточасов.

Сравним полученную опытным путем цифру 576 с расчетными 375, делаем вывод: двигатель работает в тяжелых условиях эксплуатации, для увеличения его ресурса необходимо менять автомасло в 2 раза чаще. Многие не знают: замена моторной жидкости регламентирована, составляет:

  • 250 моточасов для ACEA E2, API CF, CF-4, CG4;
  • 400 — VDS, ACEA E3;
  • 600 — для VDS-2.

В сервисной книге указано — при тяжелых условиях эксплуатации замена автомасла происходит каждые 8 тыс. км пробега. К таким условиям относят:

  • в воздухе присутствует значительное количество пыли;
  • продолжительная езда при маленькой скорости;
  • перемещение транспортного средства по горной, холмистой местности;
  • высокая температура за бортом авто;
  • применение топлива сомнительного качества;
  • частая смена заправочных станций;
  • при буксировке прицепа;
  • полностью нагруженный багажник.

Если нет возможности провести указанный расчет, мастера рекомендуют опираться на расход топлива. К примеру, автомобиль должен расходовать 9 литров бензина или ДТ на 100 км по городу, согласно регламента, за 15 тыс. км пробега получится 1350 литров — (15000/100)*9, реальный расход составляет 11 литров на 100 км, при 15 тыс. км получится 1650 литров. Сменить жидкости необходимо при объеме 1350 литров. Указанный способ относительный.

Отвечая на вопрос: «Сколько должно пройти моточасов перед заменой моторной смеси в двигателе?», учитывайте:

  1. Тип силового агрегата. Внутри дизельных моторов температура значительно выше, чем в приводах, работающих на бензине. Смазывающий материал подвергается большим нагрузкам.
  2. Нагруженность мотора, с увеличением нагрузки ресурс автомасла уменьшается.
  3. Машина ездит по загородной трассе или по городу. На трассе мотор изнашивается медленнее: работает продолжительное время с одинаковой нагрузкой.

Меняйте смесь согласно пройденным моточасам, не проводите плановую замену жидкости по пробегу машины. Используйте сертифицированную продукцию, отвечающую техническим характеристикам мотора, применяйте автомасло соответствующее рекомендациям производителя транспортного средства.

Посмотрите еще статьи по этой теме:

Через сколько моточасов менять масло в двигателе?: 1 комментарий

Я проще высчитываю когда производить замену. С вычетом моточасов, подсчеты становятся сложнее. Я опираюсь больше на пробег и условия. При этом помню когда последний раз делал замену. Ведь в основном езда на авто остаеться практически в тех же параметрах, авто эксплуатируеться постоянно в одном привычном режиме

Через сколько моточасов менять масло в двигателе автомобиля?

Вопрос периодичности замены моторного масла в двигателе автомобиля актуален даже для автовладельцев с солидным водительским стажем. Несмотря на сотню с лишним лет истории автомобилестроения, однозначного ответа на него не сформулировано и на текущий момент.

Что говорят производители?

Значительная часть производителей вносят замену масла в регламент текущих ТО, которые проводятся, в среднем, через 10-15 тыс.км пробега. Следует сказать, что практика увязывать замену расходников с пробегом появилась и закрепилась в начале прошлого века, вместе с началом производства доступных массовому потребителю автомобилей. К примеру, для Ford T компания предписывала заливать новое масло после 1-1.5 тыс.км (в зависимости от сезона). К 30-40-м годам рекомендованные американскими производителями интервалы увеличились до 3-5 тыс. миль.

Конечно, для среднестатистического потребителя подобные рекомендации максимально понятны. Кроме того, решение является удачным маркетинговым ходом для официальных дилеров и фирменных сервисных центров. Подход гарантирует расширение регламента периодических ТО, рост суммарной стоимости услуг.

Однако автопроизводители не оставили без внимания тенденции изменения параметров двигателей. Мощности моторов растут, габариты уменьшаются. Это приводит к более тяжелым температурным режимам, а объемы заливаемого в картер масла либо уменьшаются, либо практически не изменяются. Соответственно, требуется смена подхода к периодичности замены смазочных материалов.

Конечно, в рекомендациях компаний упоминания о пробеге и времени эксплуатации не исчезли. К примеру, в технической документации BMW говорится о замене не реже 1 раза в 2 года, через пресловутые 10-15 тыс. Но для желающих сохранить «здоровье» мотора на продолжительный период, дается разъяснение. Указано, что одинаковый пробег, в зависимости от режима эксплуатации, приводит к различным последствиям. Соответственно, менять моторное масло следует исходя из конкретных условий.

Более критично относятся к привязке сервисных интервалов к пробегу автомеханики. Наблюдая последствия несвоевременной замены смазки двигателя, такую постановку вопроса они нередко называют «диверсией».

Таким образом, существует насущная потребность в альтернативной методике определения сроков замены моторного масла. Приемлемые результаты получаются при использовании применяющегося на коммерческом транспорте, сельскохозяйственной технике, при эксплуатации судов метода моточасов.

Что такое моточасы?

Моточас — условная единица, соответствующая 1 часу работы двигателя.

Методика действительно понятна: достаточно фиксировать сколько часов проработал мотор — именно в это время интенсивно используются смазочные материалы. При достижении установленной границы их следует заменить.

Но простота – только кажущаяся. Проблема моточасов как единиц измерения заключается в различиях нагрузки, скоростей вращения вала двигателя в разных режимах работы. К примеру, для Лада Калина при норме на XX 800-900 об/мин в 1 моточас уложиться 48-54 тыс. оборотов, для близких к предельным 7000 об/мин это число составит 6300 тыс., а при оптимальных 5500 – 3300 тыс. Естественно нагрузка на агрегат и интенсивность работы системы смазки будут различны. Аналогичные соображения касаются движения по трассе или езды в мегаполисе.

Словом, методика хороша, когда ДВС работает на постоянную нагрузку (на одной передаче) без изменения числа оборотов вала. В остальных случаях требуется усреднение.

Впрочем, обо всем по порядку.

Необходимость методики расчета интервала замены моторного масла.

Прежде чем говорить об альтернативных методах расчета времени между заменами смазочных материалов ДВС, следует убедиться в важности этого действия. Нужно также понимать, почему действующие решения длительную безаварийную эксплуатацию авто не обеспечат.

Что происходит с моторным маслом в процессе эксплуатации?

При работе силового агрегата наблюдается изменение свойств смазочных материалов, обусловленное:

  • Воздействием высоких температур;
  • Контактом с кислородом воздуха;
  • Смешиванием с продуктами сгорания топлива (например, за счет проникновения в картер отработанных газов), в том числе, неполного.
  • Взаимодействием с металлами конструкции ДВС.
  • Проникновением воды.

При этом наблюдаются процессы:

  • Выработки входящих в пакеты присадок веществ;
  • Окисления;
  • Разрушения составляющих смазку веществ на молекулярном уровне;
  • Загрязнения примесями (накопления шламов);
  • Образования эмульсий;
  • Испарения легких фракций.

Совокупность изменений получила обобщенное название «старение масла». Среди наиболее опасных проявлений процесса старения – потеря смазочными материалами вязкости.

Чем опасны изменения свойств моторного масла?

Потеря эксплуатационных свойств смазочных материалов приводит к тяжелым последствиям для силового агрегата :

  • При уменьшении вязкости снижается толщина образующейся на поверхностях трения масляной пленки, нарушается ее целостность. В результате детали механизмов интенсивно изнашиваются, развиваются коррозионные процессы, происходит локальный перегрев, приводящий к потере прочности.
  • Обратный процесс – повышение вязкости также опасен. Вязкий материал тяжелее продавливается по каналам системы смазки, откладывается на стенках (проявляется «масляное голодание»). Увеличивается сопротивление и нагрузка на детали механизмов, затрудняется запуск. Увеличивается вероятность проворота шатунных вкладышей. Растет расход топлива, теряется мощность.
  • Окисление, уменьшение концентрации присадок способствуют потере защитных свойств смазок.
  • Загрязнение провоцирует появление отложений в каналах системы и снижение их сечения, на поверхностях трения. Показательный пример негативных последствий такого воздействия – выход из строя турбокомпрессора. Кроме того, активность соединений, в состав которых входит сера, ускоряет коррозию металлов.

Задача владельца автомобиля – не допустить критического старения, приводящего к серьезной аварии двигателя. Именно поэтому вопрос периодичности замены чрезвычайно актуален.

Факторы, определяющие интенсивность старения и частоту замены.

Несложно понять, что пробег и срок эксплуатации авто не относятся к факторам, оказывающим решающее влияние на изменение свойств смазки двигателя. Можно перечислить более важные:

  • Режимы эксплуатации силового агрегата. Здесь подразумеваются преобладающий цикл (городской, шоссейный или смешанный), стиль вождения (процент времени работы ДВС на предельных режимах и холостом ходу).
  • Соотношение мощности (момента) и объема силового агрегата;
  • Вид и качество топлива, алгоритм работы системы впрыска.
  • Техническое состояние мотора и автомобиля в целом.
  • Тип используемых смазочных материалов, их качество.

Влияние режимов эксплуатации.

При анализе режимов эксплуатации следует, прежде всего, рассматривать коренные различия между городским циклом и ездой по трассе.

В городе, с поездками на небольшие расстояния, пробками, остановками на светофорах, при малом пробеге продолжительность работы силового агрегата может оказаться значительной. Разница составляет 2-4 раза. Кроме того, нагрузки на ДВС велики – показатель аналогичен эксплуатации на бездорожье.

Частые остановки ухудшают охлаждение мотора и вентиляцию картера. Использование системы «Авто старт/стоп» приводит к преобладанию переходных процессов в двигателе и системе смазки. В результате старение масла (окисление, загрязнение продуктами износа) происходит интенсивнее.

Шоссейный режим при скорости 80-120 км/ч – условия для масла практически идеальные. Мотор работает в области оптимума по моменту, мощности, скорости вращения вала. Полноценно осуществляются охлаждение ДВС, вентиляция картера.

Проблемными являются предельные режимы, особенно для современных малогабаритных «горячих» двигателей. При близких к максимумам оборотах температура агрегата значительно возрастает. Зачастую происходит прорыв горячих газов в картер, что, естественно, сказывается на состоянии смазочных материалов не лучим образом.

Мощность, момент, объем.

Мощные высокомоментные двигатели значительно спокойнее реагируют на изменение нагрузок. Действительно, большинство таких в широком диапазоне изменения скоростей и нагрузок не выходят за пределы оптимальных участков характеристик. Соответственно, о тепловых перегрузках ДВС, проблемах охлаждения и вентиляции картера речь не идет.

Малолитражные моторы такими свойствами не обладают. Для них, работающих в паре с «короткими» трансмиссиями, незначительные изменения момента или скорости вызывают, пусть незначительные, перегрузки в переходных процессах. В близких к предельным режимах отмечается заметный рост температуры. Особенно ярко проявляются проблемы в малогабаритных турбированных двигателях.

Вид и качество топлива.

Качество топлива однозначно влияет на ресурс моторного масла – чем больше посторонних примесей, тем интенсивнее загрязнение последнего.

Относительно дизелей также действенны несложные логические заключения. Более интенсивные воздействия (давление, температура) диктуют более короткие интервалы между плановыми заменами масла. Кроме того, следует учитывать, что в дизтопливе отечественного производства завышена концентрация серы.

Играет роль в загрязнении смазки работа системы впрыска. Нарушение алгоритма приводит к неполному сгоранию топлива, чревато повышением зольности, образованием шламов (сажи),

Техническое состояние.

В неухоженном двигателе окисление смазочных материалов, загрязнение продуктами износа происходит интенсивнее. Состояние других узлов и систем также важно. К примеру, проблемы ходовой части, трансмиссии приводят к скачкам нагрузки на валу двигателя.

Влияние характеристик смазок.

Характеристики масла определяют, в том числе, его ресурс. Примером может служить сравнение различных групп по API. Результаты испытаний доступны в сети (к примеру, похожий материал от журнала «За рулем» https://www.zr.ru/content/articles/589662-ekspertiza-masel-gubitelnyj-zastoj/).

Графики характеристик показывают, что на начальном этапе эксплуатации наблюдается снижение кинематической вязкости. В дальнейшем тенденция изменяется на противоположную. Первый участок обусловлен выработкой присадок, второй — изменениями свойств базы. Выводы однозначны – высокие допуски API гарантируют бОльший ресурс.

Кроме того, исследователи приводят такой показатель, как концентрация продуктов износа по завершении тестов. Cмазки SN демонстрируют величину в 4 с лишним раза меньшую, чем SL. Соответственно, негативное влияние на двигатель существенно уменьшено.

Практическое применение методики.

Отказ от определения интервала замены по пробегу можно считать обоснованным. Возникает вопрос о практической реализации альтернативных методик.

Вариантом для точного определения необходимости сменить смазку являются лабораторные исследования. К сожалению, для практики такой способ пригоден мало. Автопроизводителям и автовладельцам приходится пользоваться усредненными косвенными методиками.

Снова о предложениях производителей.

В современных автомобилях расчет интервалов между заменами несложно реализовать на ЭБУ. Компании, выпускающие автомобили решают вопрос различными способами:

  • По расходу топлива. Но потребление зависит от множества факторов, а на старении смазок сказывается полнота сгорания. Словом, алгоритмизации поддается с трудом.
  • По средней скорости. Простой усредненный метод. Точность не определена, но логика понятна. Подходит для использования владельцами авто без привлечения бортового компьютера.
  • По времени работы в режиме ХХ. Также достаточно логичная методика, но точность уступает предыдущей.
  • По количеству запусков ДВС и т.д.

Вообще, проблема расчета оказывается сложной – проработанных моделей старения смазочных материалов, пригодных для алгоритмизации, практически не существует, статистики по количественному влиянию различных факторов нет.

В результате, наиболее действенной оказывается простейшая методика с усредненными моточасами. Ее дополнительный плюс – возможность привязки к характеристикам масел.

Ресурс смазочных материалов.

Информация по ресурсным моточасам по API (American Petroleum Institute) для различных типов моторных смазок сведены в таблицу:

Тип Ресурс, моточасов
Минеральное 150-200
Полусинтетическое 180-250
Синтетическое (API SJ/SL, MB229.3, VW502, BMW LL98) 250-300
Синтетическое ( API SM/SN, MB229.5, VW502.00/505.00, BMW LL01) 300-350
Синтетическое полиальфаолефиновое (MB229.5, VW502/505/503.01, BMW LL01) 350-400
Синтетическое полиэстеровое 400-450

Соответственно, замену необходимо производить ДО полной выработки ресурса. Задача, которую необходимо решать владельцу авто – расчет моточасов с момента последнего обслуживания.

Как пользоваться методикой?

Усредненный расчет моточасов провести достаточно просто при наличии показателя средней скорости.

  • М – моточасы усредненные;
  • S – пробег с момента начала измерений;
  • V – средняя скорость.

Анализ показаний следует производить не менее, чем через 1-2 тыс.км побега (счетчик сбрасывается после очередного обслуживания). Этим обеспечивается достаточная точность.

Чаще пригодится решение обратной задачи — определить пробег для замены (обывателю так привычнее).

Зависимость преобразуется к виду

Соответственно, при преобладании шоссейного цикла и средней скорости прядка 60 км/ч заменить полусинтетику придется через

S = (180..250) * 60 = 10800..15000 км.

Результат отлично согласуется с привычными рекомендациями производителей.

Однако, для городского цикла, где средняя скорость меньше в 2-3 раза, соответствующим образом сократится и интервал. Он составит порядка 5-7 тыс.км. и превышение пределов чревато проблемами с двигателем.

Аналогичным образом можно решить задачу по фактическому расходу.

  • Определить по таблице ресурс смазки;
  • Рассчитать теоретический общий расход, умножив ресурс на приведенный в документации средний расход на трассе.
  • Разделить фактический расход на справочный.
  • Разделив теоретический расход на полученную в предыдущем действии величину получить фактическое число моточасов.
  • Рассчитать пробег, пользуясь этой методикой, самостоятельно несложно.

Видео с рекомендациями специалиста.

Читать еще:  Suzuki intruder classic 400 отзывы
Ссылка на основную публикацию