Дельные рекомендации по выбору монтажного автомобильного провода и кабеля

Дельные рекомендации по выбору монтажного автомобильного провода и кабеля

Устройство автомобилей

Автомобильные провода

Провода, применяемые на автомобилях для передачи электрической энергии от источников к потребителям, в процессе эксплуатации испытывают значительные тепловые и механические нагрузки, а также подвержены химико-коррозийным воздействиям. Сюда можно отнести значительный перепад температур, вибрацию и тряску, негативное воздействие нефтепродуктов, влаги и загрязнений.
Некоторые провода предназначены для передачи тока малой величины, на который могут повлиять различные радиопомехи и электромагнитные поля.
По этим причинам к электропроводам, используемым для монтажа схем электрооборудования автомобилей, предъявляются высокие технологические и эксплуатационные требования.

В системе электрооборудования автомобилей могут использоваться провода, предназначены для передачи тока низкого и высокого напряжения, при этом высоковольтные провода обычно используются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси.

Автомобильные провода низкого напряжения

Провода низкого напряжения применяются для соединений в бортовой сети. Они состоят из медных токопроводящих жил с изоляцией из поливинилхлоридного пластиката или резины. Жилы выполняются из луженой или нелуженой медной проволоки, обладающей высокой электропроводностью, эластичностью и технологически просто соединяются с наконечниками штекерами и прочими присоединительными элементами.

Для удобства при монтаже и ремонте электрооборудования используется буквенное и цифровое обозначение выводов и цветовая маркировка проводов. Маркировка проводов по цвету изоляции создает удобства при их монтаже, обслуживании и ремонте.
Сплошная расцветка проводов использует десять цветов, при комбинированной расцветке дополнительно на сплошную расцветку наносятся полосы или кольца белого, черного, красного или голубого цвета. Таким образом, цветовая палитра, используемая для обозначения проводов, существенно расширяется.

Применение цветных проводов на автомобиле регулируется определенными правилами. Все соединения изделий с корпусом автомобиля («массой») должны выполняться проводами одного цвета (чаще всего – черного). Провод, соединяющий коммутирующий прибор (выключатель, переключатель) или предохранитель с линией электроснабжения, должен иметь тот же цвет, что и провод сети, к которой происходит подключение.

Участки цепи, проходящие через разборные или неразборные контактные соединения, должны выполняться проводом одинаковой расцветки.
Участки цепи, разделенные контактами реле, предохранителями, резисторами и т. п., должны иметь различную расцветку. Цвет проводов, проложенных в разных жгутах к разным потребителям, может повторяться.

Провода могут иметь бронированную изоляцию для защиты от механических повреждений и экранирующую оплетку для уменьшения влияния электромагнитных полей (радиопомех) на протекающий по ним ток.

Гибкие одножильные провода ПВА, ПГВА (провода гибкие с изоляцией из поливинилхлоридного пластика, автомобильные), ПВАЭ (экранированные) и ПВАЛ (с луженой жилой) рекомендуются к использованию в жгутах, работающих при температурах от —40 до +105 ˚С.

Для температур от -50 до +80 ˚С предназначены провода ПГВА, ПГВАД (двухжильный), ПГВАЭ (экранированный) и ПГВАБ (бронированный).

Провода ПГВА-ХЛ устанавливаются на автомобилях, эксплуатируемых в районах с холодным климатом (от —60 до +70 ˚С). Для переносных ламп применяются провода ШВПТ с параллельно уложенными жилами и ПЛНТ с резиновой изоляцией.

Плетеный неизолированный провод АМГ используется для соединения отрицательного вывода аккумуляторной батареи с «массой» и помехоподавляющих перемычек кузова.

На грузовых автомобилях в электрических цепях используется кабель КГВВА.

Площадь сечения жилы в автомобильных проводах может быть 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0; 6,0; 10,0; 16,0; 25,0; 35,0; 50,0; 70,0; 95 мм 2 . Толщина изоляции – от 0,35 мм (площадь сечения 0,5 мм 2 ) до 1,6 мм (площадь сечения 95,0 мм 2 ).

Провода перед установкой на автомобиль собираются в жгуты, представляющие собой законченное электротехническое изделие, содержащее кроме проводов, наконечники, резиновые защитные колпачки, оплетку и т. п.
Длина проводов в жгуте должна составлять не менее 100 мм, длина ответвлений – не менее 50 мм.

Перспективными являются плоские жгуты, в которых провода прикреплены к основе методом тепловой сварки. Такие жгуты шириной до 60 мм используются на многих современных легковых автомобилях (в частности, автомобилях ВАЗ-2108, -2109). Плоские жгуты удобнее в обслуживании и упрощают поиск неисправностей, связанных с пробоями или обрывами в цепи. Кроме того, такая конструкция жгута способствует более эффективному охлаждению проводов.

Наконечники проводов выполняются под винтовое крепление отверстия диаметром на 0,2…0,5 мм больше диаметра винта или в виде штекеров. Плоские штекеры выпускаются толщиной 0,2…0,5 мм и шириной 2,8; 4,8; 6,3 и 9,5 мм. Максимально допустимая сила тока для штекеров шириной 2,8 мм – 6 А; 6,3 мм – 20…30 А; 9,5 мм – 30…40 А.

Сечение провода в жгуте выбирается с учетом тепловой нагрузки, т. е. температуры окружающей среды, числа проводов в жгуте, тепловой нагрузки провода и конструкции жгута. Так, при температуре окружающей среды 30 ˚С жгут традиционной конструкции с 8…19 проводами сечением 0,5 мм 2 допускает силу тока до 6,5 А, а плоский жгут с проводами аналогичного сечения в таких же условиях – до 9,0 А.

Для проводов зарубежного производства при выборе сечения предлагаются усредненные рекомендации вне зависимости от числа проводов в жгуте. Провода сечением жилы менее 1 мм 2 к установке на транспортные средства не рекомендуются ввиду их малой механической прочности.

Жгуты в автомобиле крепят металлическими или пластмассовыми скобами. Нормы допускаемых токовых нагрузок проводов при прокладке в жгутах уменьшаются с увеличением числа проводов в жгуте.

Провода должны быть проверены на допустимое падение напряжения, которое определяется из соотношения:

Если потребитель подключается по двухпроводной схеме, то общая длина провода l представляет собой суммарную длину прямого и обратного проводов. Падение напряжения в цепи складывается не только из падения напряжения в проводе, но и из падений напряжения в переходных контактах штекерных соединений, выключателях, соединительных панелях и т. п.

С учетом падений напряжения минимальное напряжение в цепях дальнего и ближнего света фар должно быть 12,6 В, передних габаритных огней, указателях поворота, задних габаритных огней – 12,3 В, задних указателей поворота, сигнала торможения – 12,7 В.

Падение напряжения в стартерной цепи при силе тока 100 А не должно превышать 0,2 В – для номинального напряжения бортовой цепи 12 В и 0,4 В – для номинального напряжения 24 В.

Мультиплексная система электропроводки

Развитие электроники позволяет значительно упростить схему бортовой цепи автомобиля, сократить число жгутов и снизить массу электропроводки и соединительных элементов. Мультиплексная система электропроводки предусматривает подведение ко всем устройствам, входящим в систему, двух общих шин: силовой, по которой к потребителям подводится «+» питающей сети, и управляющей, по которой проходит сигнал на включение или выключение зашифрованный в двоичном коде. Сигнал формируется в мультиплексоре при нажатии соответствующего выключателя. Демультиплексор потребителя, получив сигнал, расшифровывает его и если он соответствует коду включения этого потребителя, подключает его к питающей сети.

Подобным же образом происходит отключение потребителей. Электронный блок осуществляет синхронизацию прохождения сигналов.

Управляющая шина может представлять собой световод в системе оптической связи, для этого управляющий сигнал из электрического преобразуется в световой.

Высоковольтные провода системы зажигания

Высоковольтные провода, способные выдерживать напряжение до 15 кВ и более, применяются в системах зажигания автомобильных двигателей с принудительным воспламенением рабочей смеси. Эти провода подводят ток высокого напряжения к свечам зажигания от распределительного устройства для обеспечения искрообразования между электродами свечи.
Основные требования, предъявляемые к высоковольтным проводам – низкое удельное сопротивление, стойкость к радиопомехам и хорошие изоляционные свойства. Поскольку эти провода работают в условиях постоянной вибрации и возможного контакта с нефтепродуктами, они должны быть эластичными и стойкими к воздействующим на них агрессивным средам.

Высоковольтные провода делятся на обычные — с металлическим центральным проводником, и специальные — с распределенными параметрами, обеспечивающие подавление радиопомех.

Провода с медной жилой (ПВВ, ПВРВ, ППОВ и ВПЗС) имеют изоляцию из поливинилхлорида, резины или полиэтилена, поверх которой надета оболочка с повышенной бензомаслостойкостью. Эти провода обладают низким удельным сопротивлением центральной жилы (18…19)×10 3 Ом/м, рассчитаны на максимальное рабочее напряжение 15…25 кВ и могут применяться только в комплекте с помехоподавительными резисторами.

Провода с равномерно распределенным сопротивлением делятся на провода с распределенным активным сопротивлением (резистивный провод) и реактивным сопротивлением (реактивный провод).

Резистивный провод имеет токопроводящую жилу из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной сажевым раствором, в хлопчатобумажной или капроновой оплетке. Такой провод ПВВО имеет удельное сопротивление (15…40)×10 3 Ом/м и рассчитан на максимальное напряжение 15 кВ.

Реактивные провода находят более широкое применение на современных легковых автомобилях (в частности, марки «ВАЗ»).
Провод ПВВП имеет центральную льняную нить, на которую нанесен слой ферропласта, в состав которого входят марганец никелевые и никель-цинковые порошки.
Поверх ферропластового сердечника наматывается токопроводящая железоникелевая проволока. Поглощение радиопомех происходит в проводнике и диэлектрике ферропластового слоя. Провод ПВВП выпускается диаметром 7,2 и 8 мм и рассчитан на рабочее напряжение 25 и 40 кВ соответственно; имеет удельное сопротивление 2 кОм/м.

Установленный на автомобилях марки «ВАЗ» провод ПВВП-8 имеет красный цвет.
Провода ПВППВ и ПВППВ-40 имеют аналогичную конструкцию и отличаются только используемыми в них материалами.

Для бесконтактных систем зажигания автомобилей марки «ВАЗ» применяется провод ПВВП-40 синего цвета с силиконовой изоляцией с удельным сопротивлением 2,55 кОм/м, рассчитанный на рабочее напряжение до 40 кВ.

Провода зарубежного производства имеют для повышения способности помехоподавления более высокие значения удельного сопротивления (так, например, у проводов фирмы «Motocraft» — 11 кОм/м).
Установка проводов с повышенным сопротивлением может привести к перебоям в работе системы зажигания. Помехоподавительные резисторы, которые выпускаются в расчете на сопротивление 5…13 кОм, соединяются со свечой зажигания или с распределителем. Резистор может встраиваться в свечной экранированный наконечник (рис. 1).

Читать еще:  Самостоятельная замена ветрового стекла сузуки гранд витара — инструкция из руководства

Кабель для автомобильной проводки — обзор и выбор сечения

Как выбрать провода для автомобильной проводки? Какие типы проводов используются в автомобилях? Как подобрать нужное сечение? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Первым и самым важным требованием, предъявляемым к автомобильной проводке, является надежность. Провода в таком случае подвергаются большому числу внешних воздействий: трению, тряске, ударам, попаданию на них масла и топлива, сильным изменениям температур.

Поэтому провод должен иметь медные жилы и обладать достаточной гибкостью. Его изоляция — быть устойчивой как к низким, так и к высоким температурам: не затвердевать, не покрываться трещинами, не размягчаться и не распространять горение при возгорании.

Типы проводов в автомобильной проводке

В автомобильном электрооборудовании применяются провода двух типов: высоковольтные и низковольтные.

Проводник высокого напряжения применяется в системах зажигания.

Низковольтный провод используется для монтажа бортовой сети.

Марки проводов для автомобиля

Наиболее распространенными являются марки российского производства, взглянем на них подробнее:

ПВА – низковольтный проводник, специально разработан для функционирования в проводке автомобиля, обладает высокой гибкостью не ниже 5 класса. Устойчив к нагреву до +105 С, а заявленный производителем период работы на предельных температурах достигает 96 часов при +135 С. Удовлетворяет всем требованиям надежности. Спецификация ПВАМ, где М – малогабаритный, различается более тонкой изоляцией и массой. Используется в легковых и грузовых автомобилях при монтаже бортовой сети.

ПГВА – еще один проводник низкого напряжения для автомобилей. Не такой гибкий как ПВА (3 класс гибкости) и менее устойчивый к высоким температурам (до +70 С). Преимущественно используется в пассажирском транспорте, грузовой и сельскохозяйственной технике. При работе в условиях электромагнитных помех используется его экранированная версия ПГВАЭ.

НВМ – универсальные проводники используемые при фиксированном монтаже. Луженая медь как материал проводника гарантирует качественную пайку, а допустимый показатель рабочей температуры достигает +105 С. Спецификации НВ и НВМ различаются лишь гибкостью.

В автоэлектрике так же возможно использовать провода ПВ3, ПВ4, ПуГВ. Однако нужно помнить, что они должны быть смонтированы стационарно, а их устойчивость к температурам составляет +70 С. Также они нуждаются в дополнительной защите от внешних воздействий. Чаще всего их применяют для подведения питания к автомобильной акустике.

Выбор сечения автомобильного провода

Для определения сечения проводника нам понадобятся:

максимальное потребление тока всего оборудования в автомобиле;

дистанция от монтируемого электрооборудования до аккумулятора

номинальное напряжение источника питания

Определив максимальную силу тока в цепи, вы можете выбрать соответствующее сечение из таблицы, но это возможно только в случаях с короткими электрическими цепями.

Сила допустимого тока (А) в зависимости от температуры окружающей среды, С
20 30 50 80
0,5 17,5 16,5 14 9,5
0,75 22,5 21,5 17,5 12,5
1 26,5 25 21,5 15
1,5 33,5 32 27 19
2,5 45,5 43,5 37,5 26
4 61,5 58,5 50 35,5
6 80,5 77 66 47

Табличные данные подобраны для аккумулятора 12в (допустимые потери напряжения не более 2%).

Ток, А Сечение кабеля, мм 2
1 1,5 2,5 4 6 10 16 25 35 50 75 100
1 7 10,91 17,65 28,57 42,86 70,6 109,1 176,5 244,9
2 3,53 5,45 8,82 14,29 21,4 35,3 54,5 88,2 122,4 171,4
4 1,76 2,73 4,41 7,7,14 10,7 17,6 27,3 44,1 61,2 85,7 130,4
6 1,18 1,82 2,94 4,76 7,1 11,7 18,2 29,4 40,8 57,1 87 117,6
8 0,88 1,36 2,2 3,57 5,4 8,8 13,6 22 30,6 42,9 65,25 88,2
10 0,71 1 1,76 2,86 4,3 7,1 10,9 17,7 24,5 34,3 52,2 70,6
15 0,73 1,18 1,9 2,9 4,7 7,3 11,8 16,3 22,9 34,8 47,1
20 0,88 1,43 2,1 3,5 5,5 8,8 12,2 17,1 26,1 35,3
25 1,14 1,7 2,8 4,4 7,1 9,8 13,7 20,9 28,2
30 1,4 2,4 3,6 5,9 8,2 11,4 17,4 23,5
40 1,8 2,7 4,4 6,1 8,5 13 17,6
50 2,2 3,5 4,9 6,9 10,4 14,1
100 1,7 2,4 3,4 5,2 7,1
150 2,3 3,5 4,7
200 2,6 3,5

Для иллюстрации представим, что нам нужно подключить автомагнитолу на расстоянии 2 метров, сила тока составит 15А. Подставив в таблицу исходные значения находим требуемое сечение — 6 мм 2 .

Помните, что это лишь приблизительные данные и для точного расчета стоит проконсультироваться со специалистом.

Какой провод использовать для проводки в доме: рекомендации по выбору

Соорудить домашнюю электросеть невозможно без электрического кабеля. Однако для обустройства жилья мало его правильно установить, нужно еще грамотно подобрать подходящий тип. А для этого надо знать, какие характеристики влияют на выбор. Согласны?

Мы расскажем, какие типы изделий предлагает современный рынок и какой провод использовать для проводки в доме. Познакомим с востребованной номенклатурой и поможем разобраться в маркировке продукции для прокладки электролиний. Обозначим, на что следует ориентироваться покупателям и самостоятельным электромонтажникам.

Представленную к ознакомлению информацию с целью оптимизации восприятия мы дополнили схемами, фото-подборками, видео-рекомендациями.

Из чего делают электрокабели?

Основными элементами любого электрического кабеля выступают жилы – элементы для прохождения электрического тока, изолированные друг от друга внутренней оболочкой и заключенные в общую оболочку.

Они обозначаются аббревиатурой ТПЖ.

Жилы для передачи электрической энергии бывают двух типов:

  • однопроволочные сплошные;
  • многопроволочные, состоящие из большого количества тонких нитей.

Некоторые ошибочно полагают, что однопроволочные жилы и одножильные кабели – понятие идентичное. На самом деле одножильные изделия могут иметь только одну жилу, которая, в свою очередь, может быть выполнена одно- либо же многопроволочной.

Основой для изготовления токопроводящих жил может выступать медь или алюминий. Если сравнивать эти металлы, то алюминий, хоть и стоит дешевле, но проигрывает в том, что имеет меньший уровень электропроводности.

Это обозначает, что при равном сечении медный проводник способен пропускать больший ток. Единственным «минусом» меди является тот момент, что при ее нельзя напрямую соединять с другими металлами. Т.е. для соединения с алюминием потребуется переходник, исключающий формирования гальванической пары.

Если состыковку произвести посредством скрутки, то это место быстро окислится, что приведет к разрыву контактов, в результате которого может произойти замыкание магистрали. В идеале для всех линий в квартире стоит выбирать провода одного типа.

Кабели для электрических сигналов оснащают общей защитной оболочкой.

Изоляционный слой может быть выполнен из:

Каждый их этих материалов характеризуется высокими изоляционными характеристиками. Благодаря этому их можно использовать в сетях различного класса напряжения в пределах 500 Вт.

Любой кабель, применяемый для внутридомовой и квартирной проводки, имеет как минимум два изоляционных слоя: первый защищает собранные в пучок внутренние жилы, второй опоясывает только одну жилу.

Разновидности электрических проводов

Существует несколько классификаций, на которые ориентируются мастера при выборе кабеля для проводки в доме.

Первый признак, по которому делятся кабели – количество жил. Эксплуатационные параметры одно- и многожильных изделий подробно расписаны в приведенной ниже таблице.

Ниже представлены четыре самых популярных вида кабелей, используемых при обустройстве внутриквартирных проводок.

Вид #1 — ВВГ кабель

При обустройстве внутриквартирной электропроводки, которая предусматривает монтаж распределительной коробки, применяют ВВГ кабель. Он используется для передачи электрического тока при рабочем напряжении в пределах 1000 В. Количество жил в таких изделиях может колебать от одной до пяти.

К числу неоспоримых достоинств ВВГ изделий стоит отнести широкий температурный рабочий диапазон. Его смело можно использовать при температурах от -50 °C до +50 °C. Провод славится высокой прочностью на разрыв и способностью выдерживать влажность до 98%.

Изделие этого типа может иметь одно из трех обозначений:

  • «п» – указывает на плоский тип сечения;
  • «з» – обозначает, что между изоляцией ТПЖ и внешней оплеткой расположена резиновая смесь или ПВХ-жгуты;
  • «нг» – указывает на то, что изоляция не распространяет горение.

В любых кабелях разновидности ВВГ, за исключением тех, что имеют обозначение «з», между наружной оболочкой и изоляционной прослойкой жил пространство не заполнено.

Для бытовых нужд используют кабель сечением от 1,5 мм 2 , при обустройстве частного дома изделие в 6 мм 2 . Величина радиуса изгиба изделия определяется путем умножения меньшей величины сечения на 10.

Вид #2 — кабель NYM

NYM – еще один качественный силовой кабель, предназначенный для проведения силовых и осветительных сетей напряжением до 660В. Многопроволочные токопроводящие жилы изделия выполнены из меди.

Число токопроводящих жил NYM кабеля может колебаться в районе от одной до пяти. Минимальные параметры поперечных сечений представленных в продаже изделий составляет 1,5 мм 2 , максимальное – 16 мм 2 .

Величина радиуса изгиба соответствует четырем диаметрам поперечного сечения.

Кабель имеет двойную изоляцию:

  • наружная оболочка выполнена из поливинилхлорида;
  • внутренняя оплетка выполнена из негорючего ПВХ.

Внутренней пространство между изоляционными прослойками залито наполнителем, который представляет собой мелованную резину. Такое решение повышает прочность изделия и делает его более стойким к воздействию высоких температур.

Поэтому NYM кабель относится к числу влаго- и термостойких изделий. Его рабочие температурные пределы от -40 °C до +70 °C.

Читать еще:  Обзор моторного масла total quartz 9000 5w-30: фото и отзывы о нем

Единственным недостатком NYM кабеля является уязвимость перед УФ-лучами. По этой причине при использовании на открытом участке, куда попадают прямые лучи, его рекомендуется прикрывать.

Если сравнивать NYM кабель с ВВГ аналогом, то первый является более предпочтительным в плане эксплуатационных параметров. Но при ограниченности бюджета всегда можно сэкономить, задействовав NYM кабель только для соединения комнатных и квартирных щитков с этажным, а на участках проложить кабель ВВГ.

Вид #3 — провод ПУНП

Нередко для проводки используют бюджетный аналог — плоский провод ПУНП. Он представляет собой двух- или трехжильное изделие сечением 1,5-6 мм 2 . Каждая жила плоского провода выполнена из меди и является однопроволочной.

Кабель также имеет двойную изоляцию:

  • наружная оболочка призведена из ПВХ-пластиката;
  • внутренняя оплетка сделана из поливинилхлорида.

В плане качества такой провод далеко не лучший вариант. К тому же, как показывает практика, изоляция провода очень уязвима к колебаниям температур и быстро разрушается при нагревании.

Вид #4 — бронированный кабель ВБбШв

При обустройстве системы освещения прилегающей к дому территории как нельзя лучше подойдет бронированный силовой кабель ВБбШв. Он предназначен для работы в условиях переменного номинального напряжения, диапазон которого варьируется в пределах от 660 до 1000 В.

Влагоустойчивое изделие удобно прокладывать в земле, в ж/б трубах и в гофре на открытом воздухе при условии создания дополнительной защиты от прямого попадания световых лучей.

Токопроводящие жилы изделия выполнены из меди. Количество нитей может варьироваться в пределах от одной до пяти, каждая из которых может состоять из одной либо же большего числа проволок.

Сечение изделий ВБбШв колеблется в пределах от 1,5 мм 2 до 240 мм 2 . В качестве внутренней изоляции и внешней оболочки используется поливинилхлорид.

Критерии грамотного выбора

Залогом бесперебойной работы домашней магистрали электрической системы является качество комплектующих. А потому на этапе их приобретения одна из ключевых задач – выбрать кабель надлежащего качества.

Чтобы сориентироваться при выборе подходящего кабеля, нужно внимательно изучить маркировку изделия. На кабеле должны быть указаны: марка, название производителя и соответствие ГОСТу либо же техническим условиям. Величина сечения и марка кабеля должны с равным интервалом повторяться по всей длине наружной оплетки изделия.

Маркировка любого электрокабеля представлена числами и тремя буквами.

Первая цифра числового обозначения определяет количество жил, вторая цифра – площадь сечения каждой из них, третья – расчетное напряжение сети. Остальные цифры указывают на класс гибкости шнура. Первая буква определяет тип материала, задействованного при создании верхней оплетки изоляции.

Вторая буква указывает на тип провода:

  • «К» – контрольный;
  • «П» – плоский;
  • «М» – монтажный;
  • «Ш» или «У» – установочный;
  • «Мг» – монтажный с гибкой жилой.

Третья буква маркировки определяет материал, применимый для внутренней изоляции жил.

Варианты ее обозначения и расшифровки:

  • «П» – изоляция сделана из полиэтилена;
  • «В» или «ВР» – оплетка выполнена из резины;
  • «Пв» – применен вулканизирующий полиэтилен;
  • «Пс» – использован самозатухающий полиэтилен;
  • «С» – наружная оплетка сделана из свинца;

Резиновая изоляция может быть защищена найритовой оболочкой «Н» или поливинилхлоридной «В».

Следующая буква обозначает тип кабеля: «НГ» – негорючий и огнестойкий, «Б» – бронированный, «LS» – не выделяет дым при плавлении. Изделия с бронированной оболочкой применяют там, где есть возможность механических повреждений.

Наличие в маркировке буквы «Э» сообщает, что между жилами присутствует наполнитель. Буквосочетание «ОЖ» показывает, что это однопроволочная жила.

Как рассчитать сечение провода?

Площади сечения жил стандартизованы. Их значения подбираются с ориентацией на силу тока, материал изготовления жил и условия прокладки. Ведь при эксплуатации кабеля на пределе его возможностей жилы буду нагреваться на несколько десятков градусов.

А если в одном лотке будет проложено несколько таких кабелей, то при взаимном нагреве изделий величина допустимого тока снизится до 30%.

Расчет делают по такой формуле Р/V.

  • Р – мощность приборов, параметры которой указаны в технической документации;
  • V – напряжение сети в 220 В.

Площадь сечения измеряют в квадратных миллиметрах. Так, один «квадрат» алюминиевого провода способен пропускать через себя от 4 до 6 Ампер. У медного аналога этот параметр достигает отметки в 10 Ампер.

К примеру для электроприбора мощностью в 4 киловатта по этой формуле сила тока становится равна 18,18 А = 4000 Вт/200В. Чтобы запитать такой прибор потребуется проложить проводку с медными нитями сечением в 1,8 мм 2 .

В качестве подстраховки полученное значение лучше дополнительно умножить на 1,5. Поэтому самый идеальный вариант для запитки такого мощного прибора – медный провод сечением 2 мм 2 . Если же рассматривать вариант установки алюминиевого аналога, то потребуется шнур, толщина которого больше в 2,5 раза.

Упростить задачу по расчету сечения проводов поможет приведенная ниже таблица.

Важный момент! Проектируя скрытую проводку, данные из таблицы необходимо умножать на коэффициент 0,8.

При открытом способен монтажа в том же частном доме в любом случае для надежности лучше использовать провод сечением от 4 мм 2 и выше, отдавая предпочтение изделиям с высокой механической прочностью.

По показателям плоскости сечения монтажный кабель для ввода в дом должен быть на одну ступень выше той, которая необходима для обслуживания самых установленных электроприборов.

Чтобы сэкономить, такой провод можно применить только для ввода в дом и подключив к клеммнику, а через автоматы отвести линии нужного сечения.

Согласно предписаниям ПУЭ ПУЭ 7.1.34 каждая линия должна рассчитываться отдельно с ориентацией на конкретную нагрузку. Однако есть приемлемые для всех жилых объектов варианты со стандартными величинами сечения:

Выбор сечения проводов автомобильной проводки

Электрический ток, проходя по любому проводнику, нагревает его.

Если проводник нагрет незначительно, то выделяемое им тепло быстро рассеивается в воздухе й температура проводника остается сравнительно небольшой. При увеличении тока в проводнике, естественно, возрастет и количество выделяемого тепла, которое, не успевая рассеиваться в воздухе (так как поверхность охлаждения данного проводника остается неизменной), приведет к значительному повышению температуры проводника.

В результате может загореться изоляция проводника, а при значительном токе может расплавиться металл проводника. Кроме того, нагревание провода свидетельствует о том, что часть электрической энергии теряется бесполезно в проводах, или, как говорят, в проводах происходит падение напряжения. От этого понижается напряжение, подводимое к потребителям.

Совсем избежать нагревания проводов невозможно. Тем не менее потери электрической энергии могут быть небольшими, если правильно выбрать сечение провода.

Существуют нормы наибольшего допустимого тока для каждого стандартного сечения проводника.

Выбор сечения провода по этим нормам называется расчетом по допустимому току (плотности тока).

Следует помнить, что этот метод применим только для проводов сравнительно коротких электрических цепей, какими являются, например, цепи зажигания и электрооборудования на автомобилях. По этому же методу можно выбирать провода, подходящие от распределительного щитка к электромотору какого-либо станка или устройству для зарядки аккумуляторных батарей и т. д.

Наибольший допустимый ток в изолированных проводах при открытой проводке

Площадь поперечного сечения провода в кв. мм Наибольший допустимый ток в а
для провода с медной жилой для провода с алюминиевой жилой
0,75 9
1 11 9
1,5 14 11
2,5 20 14
4 25 20
6 31 25
10 43 31
16 75 43
25 100 75
35 125 100
50 160 125
70 200 160
95 240 200
120 280 240

Данные для выбора сечения проводника по плотности тока приведены в табл. 5 и 6. Табл. 5 служит для выбора сечений изолированных проводов открытой проводки, применяемой для осветительной и силовой сети, мастерских, зарядных станций и временных электрических установок полевого типа (зарядных устройств, освещения и пр.). На автомобилях, где условия охлаждения проводов значительно хуже, приходится брать пониженную плотность тока; данные для расчета сечения этих проводов, независимо от их марки, приведены в табл. 6.

Таблица 6
Наибольший допустимый ток в изолированных проводах, применяемых на автомобилях

Площадь поперечного сечения проводника в кв» мм Наибольший допустимый ток в а
1,0 3
1.5 6
2,5 15
4 20
6 25
10 35
16 50
25 70
35 80
50 90
70 100
95 125
120 150

Марка провода при выборе сечения его жилы в зависимости от проходящего тока во внимание не принимается.

Пример 1. Необходимо определить, какого сечений следует поставить соединительный провод между генератором и аккумуляторной батареей на автомобиле, если зарядный ток в указанной цепи не превышает 12 а.

Так как провод будет проложен на автомобиле, поэтому подбирать его сечение следует по табл. 6. Из таблицы видно, что ток в 12 а находится между 6 и 15 а, которым соответствуют провода сечением 1,5 и

2,5 кв. мм. Так как 12 а больше б а, то сечение в 1,5 кв. мм принять нельзя, а приходится брать ближайшее большее, т. е. 2,5 кв. мм, которому соответствует наибольший ток в 15 а.

Пример 2. В ремонтной мастерской необходимо сделать проводку тока от распределительного щитка к электромотору токарного станка. Мощность электромотора 5 кет при напряжении 220 в. Какого сечения взять медный провод?

Прежде всего определим ток, потребляемый электромотором при полной нагрузке.

Для этого мощность электромотора (5 квт = 5 000 вт) разделим на напряжение (220 в).

Читать еще:  Porsche разрабатывает новые часы для своих спортивных автомобилей…

5000 / 220 = 22.8 а

Теперь, пользуясь табл. 5 (для открытой проводки), устанавливаем, что 22,8 а находится между 20 и 25 а, которым соответствуют сечения 2,5 и 4 кв. мм. Принимаем ближайшее большее сечение провода — 4 кв. мм.

В тех случаях, когда провода служат для кратковременного подведения тока к какому-либо потребителю, как, например, к стартеру, а длина проводов невелика, наибольший допустимый ток для данного сечения проводника может быть увеличен в четыре-пять раз.

Выбор провода и кабеля для проведения монтажа проводки в автомашине

—>Перед проведением монтажа дополнительной силовой проводки или же при проведении ремонта (или замены) проводки в автомашинах и прочих транспортных средствах нередко возникают вопросы, связанные с правильным выбором и применением необходимого для установки провода.

При осуществлении выбора проводов и кабелей на самое первое место выходят требования по пожарной безопасности.

Прокладывать электропроводку в любом транспортном средстве обычно приходится в кузове по порогам и углам, через подходящие случайные отверстия и переборки. Провода в ходе процесса эксплуатации вполне могут подвергаться воздействиям низких и высоких температур, льда, кислот, воды, масла, топлива, а кроме того, трения, вибрации, ударов и тряски и прочим разрушающим факторам. Надо помнить, что в летний период температура в автомобиле, который стоит на солнце c наглухо закрытыми стеклами, в обычных средних широтах вполне может достигать плюс 50. 60°С, а в южных широтах и вовсе плюс 90°С.

В зимний период, в сильные морозы, автомашина может остывать в условиях средних широт до -30 или 40°С, а на Урале и в Сибирском регионе до -50 и даже 60°С, в Якутии же и вовсе до минус 70°С.

Довольно опасно использовать жесткий провод, обладающий ненадежной, довольно легко и быстро растрескивающейся изоляцией! Подобный провод может стать причиной возникновения короткого замыкания в проводке и пожара! Следует применять кабели и провода, которые полностью соответствуют месту установки по силе тока, эксплуатационным и климатическим условиям.

Также провод обязательно должен быть довольно гибким и иметь прочную изоляцию, твердеть которая не должна даже при установлении отрицательных температур, а кроме того, не должна при нагревании размягчаться. Проводник кабеля непременно должен быть многопроволочным и медным, хорошо и без всяческих потерь осуществлять проведение тока, на который рассчитана электрическая цепь. Если возникает токовая перегрузка в цепи, либо короткое замыкание, непосредственно до момента сгорания специальной плавкой вставки предохранителя в цепи, проводник не должен ни в коем случае нагреваться до предельной температуры, с которой начинается плавление кабельной изоляции.

Если же по неким причинам вдруг возникает пожар, проводная изоляция не должна распространять горение.

На сегодняшний день российской промышленностью выпускается довольно широкий ассортимент проводов и кабелей, которые пригодны для устройства силовой проводки в самых разных транспортных средствах.


Зарубежной промышленностью изготавливаются спецкабели и провода для устройства силовой проводки в автомобилях. Эти кабели на 100% соответствуют всему спектру предъявляемых к ним требований.

Друг от друга эти кабели отличаются наличием некой полупрозрачной оболочки (то есть изоляции) коричневого, либо красного цвета и довольно характерным плетением своей токопроводящей многопроволочной жилы, состоящей из свитых меж собой пучков проволоки. Недорогие кабели обладают проводами из простой меди, а те, что подороже — проводами из безкислородной меди, придающей им пониженное сопротивление и потому минимальные потери.

Кабели имеют типовые маркировки, например: Power Cable – что означает силовой кабель

Belsis, Proleader и т.п. – означает торговую марку поставщика или же производителя

OFC – изготовленная из специальной безкислородной меди проволока

№20 — No20 — #20 – означает калибр (размер) токопроводящей кабельной жилы 20-го калибра и т.д.

AWG — сортамент американский для проволоки

SWG — стандарт сортамента

А BWG — сортамент Бирмингемский

Провода одного и того же калибра в разных сортаментах несколько отличаются друг от друга диаметром собственного провода (жилы). Главным для силовой автомобильной проводки становится сортамент AWG.

Для произведения выбора калибра необходимого кабеля следует знать:
• потребляемый нагрузкой максимальный ток;
• длину проводов от аккумулятора до нагрузки;
• минимальное напряжение батареи аккумулятора или же другого источника, что предназначен для питания нагрузки.

Каждый провод обязательно должен иметь подобное сечение (то есть толщину) проводного проводника, при коем падение напряжения на проводное сопротивление при максимальном (то есть долговременном) употребляемом токе будет составлять не более десяти сантиметров от номинального аккумуляторного напряжения. При кратковременном импульсном токовом потреблении допускается падение в напряжении на 15%. В случае если аккумулятор обладает напряжением +12V, то максимум допустимого падения напряжения не должен превышать плюс 1,2V. Напряжением бортсети плюс 12V обладают бензиновые легковые, а также грузовые автомобили, легкие дизельные авто и автобусы. Напряжение плюс 24V имеют внедорожники, автобусы и тяжелые грузовики.

Снижение напряжения непосредственно на сопротивлении проводника обычно вызывает нагревание проводника и выделение мощности. Поскольку проводник кабеля размещается в изоляционной оболочке, сама изоляция препятствует в последствие его охлаждению. С целью уменьшения нагрева следует выбрать проводниковое сечение с учетом коэффициента токовой плотности, который для разных условий проводной прокладки может иметь значение от одного до десяти А/мм2. Среднее же значение токовой плотности для изолированного провод, который проложен открытой проводкой при нормальной температуре, соответствует 6-ти А/мм2.
Определить максимум тока, потребляемого нагрузкой по номиналу установленной плавкой предохранительной вставки можно по нагрузке или же сумме вставочных номиналов, если подобных нагрузок будет несколько. Можно точно также определить и максимальный ток, когда известна общая УНЧ выходная мощность, по следующей формуле: Iмах = Р:6

1 пример: нужно рассчитать калибр кабеля, когда нагрузкой аккумулятора плюс 12V становится усилитель звуковой мощности с выходной мощностью, составляющей 2x200W. Между аккумулятором и усилителем расстояние составляет 6 метров.

Нагрузочная мощность 2x200W равно 400W

Максимум тока 400W: 6 равно 67А

Кабельное сечение 67А: 6А/мм2 равно 11,2 мм2

Близкий к сечению кабель 11,2 мм2, то есть кабель калибра номер 7 AWG, чьё сечение составляет 10 мм

Данный калибр кабеля на шесть метров сопротивления проводника обладает (см. таблицу): 6 метров х 0,0018Ом равно 0,001Ом

На проводнике кабеля падение напряжения составляет: 67А на 0,0011 Ом равно 0,74 V, это составляет 7,4процентов от напряжения плюс 12V

Из этого расчета следует — кабель 7-го калибра выбран правильно.

Сечение проводящей ток жилы определяется по следующей формуле: S равно πD2/4, где π равно 3,14, а D – это диаметр жилы.

С той целью чтобы предотвратить возникновение пожара от короткого замыкания на силовом проводе на массу, следует на «плюсовой» провод постановить держатель предохранителя (так называемой плавкой вставки). Рекомендовано устанавливать держатели предохранителя вида «колба». Они имеют характерный прозрачный корпус и позволяют зажимать провода до калибра №000. Устанавливают его в разрыв кабеля в близости от клеммы аккумулятора «плюсового» значения. Корпус предохранительного держателя должен быть высоконадежно закреплен. Обычно номинал подходящей плавкой вставки предохранителей выбирается процентов на 20 – 30 больше максимума потребляемого при нагрузке тока. Силовой же провод от нагрузки до предохранителя должен быть одним и тем же мерным отрезком (то есть из одного куска). Если есть соединения, это ухудшает надежность и даже может явиться причиной потери напряжения при увеличении потребляемой мощности. В случае если по каким-то причинам вам приходится сращивать провода, для их соединения нужно использовать особые «автомобильные» муфты, либо распределители с надежными зажимами-контактами и хорошо изолированным корпусом, сделанным из термостойкого пластика. В случае отсутствия особых соединительных изделий следует применять так называемые клеммные блоки, монтажные коробки и колодки для промышленной, либо бытовой электропроводки.

Запрещено применять изоляционную ленту из ПХВ в качестве изолятора для сращиваемых кабельных концов.

Если есть потребность установить на провод наконечник для устройства контактного болтового соединения, на зачищенный от верхней изоляции провод нужно одеть наконечник, имеющий внутренний диаметр хвостовика, который соответствует калибру провода, а хвостовик обжать специнструментом, после чего место обжима опаять припоем. При произведении прокладки кабеля рекомендуется, дабы избежать повреждения, его поместить в гофротрубку, подходящую по диаметру. Если проводка через места проходит с довольно острыми краями, то кабель следует пропускать через резиновые, либо нейлоновые уплотнители.

Соединение аккумулятора и нагрузки необходимо производить 2-умя разнополярными кабелями, имеющими изоляцию разного цвета и с единым калибром проводящей ток жилы.

Запрещено использовать металлические шасси или кузов автомобиля в роли «минусового» питательного провода, поскольку из- за сварных швов, а также неважных контактных соединений есть возможность падения напряжения нагрузочного питания.

При осуществлении сборки кузова автомобиля, части шасси и кузова между собой соединяются при помощи сварки, резьбовых соединений и клепки. Эти соединения призваны обеспечить необходимую жесткость конструкции и требуемый гальванический контакт меж ее составными частями, однако для силовых токов ими создаются кузовные переходные суммарные сопротивления.

В процессе эксплуатации автомашины механические соединения бывают подвержены воздействию коррозии, окислению и ржавлению, что приводит к возрастанию переходных суммарных сопротивлений, способных достигать величины от 0,5 до 1,5 Ом.

Плотность тока – это распределение электрич. тока по проводниковому сечению.
Электрический ток – это упорядоченное движение электрич. тока в проводнике.
Провода электрические — неизолированные или изолированные проводники электрич. тока, состоящие из одной, либо нескольких проволок.

Кабеля электрические – ряд изолированных проводников (по-другому токопроводящих жил), которые заключены в защитную оболочку.
Силовые кабеля — электрические кабеля для передачи электроэнергии.

Ссылка на основную публикацию