Инструкция по чистке системы кондиционирования автомобиля своими руками

Инструкция по чистке системы кондиционирования автомобиля своими руками

Когда стоит чистить кондиционер в авто, как это делать и какими средствами?

Автомобильный кондиционер – довольно сложная и нежная система, которую важно поддерживать в отличном рабочем состоянии. При наличии проблем с работой климатической остановки лучше обращаться к специалистам. Устраняются неполадки на дорогостоящем оборудовании, которое проводит диагностику, выявляет неполадки и устраняет их максимально точно. Но некоторые процессы можно выполнить своими руками, не переплачивая за услуги СТО тысячи рублей. Существует несколько вариантов чистки кондиционера. Первый – это прочистка системы подачи воздуха в салон, и это на самом деле можно сделать своими руками. Также при определенной сноровке можно очистить радиатор кондиционера для более эффективной работы устройства и устранения неприятных запахов. А вот антибактериальная чистка, очистка фреона – это задача исключительно для станций обслуживания. Без специального оборудования такие задачи выполнить невозможно.

Вообще понятие чистки климатической системы воспринимается по-разному. Для одного владельца это полное устранение загрязнений на всем круге циркуляции фреона, для другого – устранение источника неприятных ароматов в салоне. В зависимости от ваших пожеланий будет меняться и спектр необходимых работ. На полках автомобильных магазинов вы можете найти десятки средств, которые обещают вам простую прочистку климатической системы без сложностей и за короткий срок. Выполняют ли эти средства свои обещания? Сегодня мы постараемся разобраться с этими вопросами. Также рассмотрим, когда нужно заниматься чисткой системы микроклимата в салоне авто, и какие материалы лучше всего для этой цели использовать.

Содержание

Когда необходимо чистить кондиционер в машине?

Самый распространенный повод для очистки системы подачи охлажденного воздуха в салон – зловонный запах из дефлекторов при включении кондиционера. Примерно этот запах напоминает «аромат» из открытой канализационной трубы. Вину таких ароматов на себя беспрекословно берут бактерии, которые поселились в области испарителя и начали активно размножаться в подходящей для них среде. Через несколько месяцев после начала размножения бактерий они начинают гибнуть и создавать неприятные запахи в салоне вашей машины.

Необходимо очистить систему кондиционирования в таких случаях:

  • при включении кондиционера в автомобиле появляется затхлый запах, интенсивность которого со временем усиливается;
  • даже без включения системы охлаждения ощутим неприятный аромат из воздуховодов, это свидетельствует об активном размножении и росте микроорганизмов;
  • эффективность охлаждения снизилась, что становится свидетельством забитых радиаторов, на пластинах этого устройства может нарастать слой плесени;
  • через дефлекторы внутри трубок подачи воздуха виден светлый налет, что говорит о масштабном росте патогенной микрофлоры в автомобиле;
  • при замене фильтра салонного воздуха вы обратили внимание на то, что он влажный, на нем присутствует плесень, фильтрующие элементы темного цвета.

Все эти особенности указывают на то, что вам нужно заняться очисткой системы подачи воздуха в салон. Ездить дальше на такой машине не стоит, это может стать причиной неприятных ситуаций. К примеру, обильное скопление патогенных микроорганизмов даже способно вызвать легкое отравление после длительной поездки в салоне такого автомобиля. Для здоровья человека контакт с этими микробами вряд ли принесет что-то хорошее. Так что чисткой важно заняться вовремя.

Основные ситуации, когда нужно почистить кондиционер

  1. Вы купили подержанный автомобиль с климатической установкой любого типа. В этом случае нужно прочистить систему, чтобы уверенно эксплуатировать машину с максимальным комфортом в дальнейшем.
  2. Более 3 лет не производилось комплексное обслуживание кондиционера. За этот период в системе скопилось немало грязи и плесени, которую очень важно вывести и вычистить.
  3. Появилась аллергия у водителя или у постоянных пассажиров. Аллергическая реакция вполне может быть вызвана плесенью и грибками, которые поселились в вашей машине в системе кондиционирования.
  4. Отдаленно появились неприятные запахи. Очень скоро из воздуховодов вашей машины начнет вонять не лучше, чем из городской канализации. Лучше не дожидаться этого момента.
  5. Требуется ремонт системы кондиционирования. В этом случае лучше сразу выполнить качественную очистку, чтобы в ближайшие годы не возвращаться к этому вопросу снова.
  6. Автомобиль долго стоял без дела, кондиционер не включался более года. В таком случае бактерии могли захватить большую часть пространства в системе подачи воздуха, лучше не рисковать здоровьем и почистить систему.

Какие способы чистки существуют?

Вы можете использовать профессиональные услуги стоимостью от 1000 рублей и выше (до нескольких тысяч на крупных и официальных станциях обслуживания). Также можно выполнить работу своими руками. В этом случае вы получите значительную экономию, но придется потратить определенное время. Для выполнения работ самостоятельно вы можете применить сложный механический метод очистки или химический вариант – более быстрый и часто весьма эффективный.

Механическое вмешательство подразумевает такие особенности:

  • демонтаж передней панели автомобиля (понадобится практически во всех моделях современных авто);
  • снятие испарителя для его качественной чистки профессиональными составами и средствами;
  • очистка плесени и бактерий в несколько этапов, руководствуясь инструкциями производителей средств;
  • установка изделия обратно в систему кондиционирования, качественное закрепление согласно сервисным инструкциям;
  • сборка салона, установка передней панели, проверка работоспособности оборудования и эффективности чистки.

Конечно, такой метод будет сложно осилить своими руками без помощи, так как один лишь этап снятия панели потребует опыта и навыков, а также профессионального инструмента. Также вам потребуются дорогие химические средства, которые полностью убирают налет грибка и плесени, способствуют надежной очистке всех патогенных микробов без остатка. Иначе уже через пару недель после выполнения сложной работы придется снова повторять процедуру.

Химическая чистка – как она выполняется?

Приведенная выше краткая инструкция механической чистки кондиционера могла вас немного расстроить, так как выполнить такие работы сможет далеко не каждый владелец автомобиля. Зато химический вариант очистки системы подачи воздуха от бактерий доступен каждому. Для этого вам не нужно будет ничего разбирать и снимать, достаточно выбрать правильное средство и использовать его именно так, как рекомендует производитель. Все очень просто и понятно.

Химическая чистка в большинстве случаев выполняется таким образом:

  • владелец авто выбирает антибактериальное средство для выполнения базовой чистки автокондиционера;
  • запускается двигатель автомобиля, включается система кондиционирования на полную мощность;
  • в районе патрубка для забора воздуха (обычно в ногах пассажира или водителя) устанавливается баллон со средством;
  • владелец авто нажимает на кнопку, средство распыляется на патрубок забора воздуха и попадает в систему;
  • в течение 2-3 минут происходит работа и распределение средства по системе кондиционирования;
  • далее необходимо дать автомобилю проветрится около 10-15 минут, на этом работа завершена.

Обязательно нужно выполнять процедуру с респиратором и другими защитными средствами, чтобы не дышать антибактериальным средством. Также на руку лучше надеть резиновую перчатку. Средства продаются с разными составами, и некоторые из них могут оказать неожиданное воздействие на кожные покровы. Это базовый вариант чистки, который является профилактическим и должен проводиться не реже 1 раза в 3 года даже без наличия неприятных запахов из дефлекторов воздуха в салоне.

Пенная чистка – когда нужна и как проводится?

В большинстве случаев антибактериальная обработка с помощью спрея решает вопрос зловонных запахов в автомобиле. Но в особо запущенных случаях такая обработка помогает далеко не всегда. Приходится обратиться к более действенному методу пенной очистки испарителя. В этой ситуации применяется баллон с другим составом – активной химической пеной, которая подается непосредственно на испаритель и в воздушные каналы системы.

Процесс выглядит следующим образом:

  • необходимо добраться до места установи воздушного фильтра и снять его, чтобы получить доступ к системе испарителя;
  • далее на выходное отверстие баллона с пеной надевается трубочка, которая призвана доставить средство прямо на испаритель;
  • все процедуры проводятся при выключенном кондиционере, пена должна заполнить все воздуховоды;
  • только через 5-10 минут после заполнения пеной системы необходимо включить кондиционер на полную мощность;
  • последний этап – качественное проветривание салона в течение не менее 15 минут, это важная часть процесса.

Пена заполняет фактически все полости, в которых может поселиться патогенная жизнь. Так что этот метод считается наиболее эффективным и отлично работает. Но его эффективность напрямую зависит от выбранных типов материалов. Если продукция оказалась некачественной, то и эффективность очистки будет сомнительной. Поэтому важно выбрать хорошие средства, чтобы не выполнять непростую процедуру снова в ближайшее время. Если и этот метод не помог, придется прибегнуть к механической чистке.

Какие средства для очистки кондиционера стоит покупать?

Если вам необходима легкая профилактическая чистка, у вас есть два варианта. Первый – покупка профессионального средства, которое стоит дорого, но уже готово к использованию. Также вы можете использовать недорогие компоненты и приготовить средство для антибактериальной обработки самостоятельно. В частности, для этого подойдут хлорамин Б, хлоргексидин, лизоформин и прочие средства для борьбы с плесенью. Важно правильно распылить материалы, чтобы достичь нужного эффекта.

Пену для пенной очистки лучше покупать готовую, она продается в автомобильных магазинах и стоит сравнительно недорого. Изготовить ее самостоятельно невозможно. Любые средства могут повлиять на ваше здоровье, так что обязательно пользуйтесь материалами и средствами для защиты кожи и дыхательных путей.

Как избежать появления бактерий в кондиционере?

Вы можете проводить профилактическую чистку 1 раз в 2-3 года и забыть о том, что такое проблемы со зловонными запахами в машине. Также не стоит допускать образования конденсата в системе. Для этого за 5-7 минут до остановки автомобиля выключайте кондиционер и дайте вентилятору высушить систему. После просушки бактерии не смогут активно размножаться, и это предотвратит проблемы с образованием плесени.

Также не забывайте о том, что на современных автомобилях необходимо регулярно менять фильтр салона. Каждый год и не реже 1 раза в 15 000 км замените эту деталь. Она позволяет очищать поступающий в салон воздух и предотвращает образование плесени и загрязнений на внутренних частях системы подачи воздуха. Эти простые советы помогут избежать дискомфорта при эксплуатации автомобиля.

Предлагаем посмотреть видео по теме чистки кондиционера в авто:

Подводим итоги

Ездить на автомобиле и ощущать неприятные запахи – не самая лучшая затея. Тем более, наличие плесени и патогенных микроорганизмов способно сильно повлиять на ваше здоровье и самочувствие. Лучше не допускать неприятных последствий засорения системы кондиционирования. Для этого следует проводить профилактическую чистку, а при появлении малейших запахов из воздушных дефлекторов в салоне заниматься профессиональной пенной чисткой испарителя. Иначе уже через несколько недель вы не сможете нормально ездить на автомобиле.

Чистку можно провести самостоятельно, используя простые средства. В магазине можно купить антибактериальное средство, а также приобрести пену для качественной чистку. В большинстве случаев вы сможете обойтись этими материалами и в собственном гараже выполнить процедуру качественно и без проблем. Но если убрать загрязнения не удалось, лучше обратиться в проверенную мастерскую С помощью специального оборудования антибактериальная чистка систем кондиционирования проходит очень быстро и эффективно.

Как почистить кондиционер в автомобиле своими руками

Наличие систем кондиционирования в машине давно перестало быть роскошью. Подобными системами оборудуют авто разных классов, как отечественного, так и зарубежного производства. Наличие кондиционера в значительной степени повышает уровень комфорта автомобиля и уменьшает утомляемость водителя при длительных поездках. Принцип его работы схож с работой холодильника, который стоит в вашем доме. Специальный газ циркулирует по магистралям, благодаря работе компрессора, и меняя своё агрегатное состояние (с газообразного на жидкое), охлаждает испаритель (конструктивно очень похожий на радиатор печки). Затем вентилятор отопителя пропускает через него воздух, который, охлаждаясь, распространяется по салону. Испаритель находится в месте, где темно и влажно, а это хорошая среда для развития разных колоний бактерий. Воздушный поток, проходя через испаритель, захватывает с собой части образовавшейся плесени и распространяет споры по салону. Вдыхание спор негативно сказывается на состоянии здоровья человека. Первым признаком образования плесени является затхлый запах при включении А/С. Ненадолго приглушить неприятный запах поможет автомобильный освежитель воздуха, но он не удалит споры, которыми будет насыщен воздух в салоне автомобиля.

Читать еще:  Лада гранта: замена масла в мкпп

Профилактика образования плесени

Лучшая борьба с образования грибков и плесени – это профилактика. Нужно стараться не допускать образования влажной среды на длительный период времени. Кондиционирование воздуха осуществляется за счёт прохода потока воздуха через холодный испаритель, вся влага, находящаяся в воздухе, конденсируется на нём. Когда накапливается большое количество жидкости, она стекает по дренажной трубке за пределы автомобиля. При выключении А/С и вентилятора на холодном испарителе остаётся большое количество влаги и бактерий, что в совокупности с отсутствием света создаёт хорошую среду для образования плесени. Когда количество плесени становится большим, появляется неприятный запах от кондиционера. Предотвратить размножения можно за счёт просушки испарителя после его работы. Сделать это можно, выключив кнопку А/С на приборной панели и оставив включённым вентилятор (для лучшего эффекта можно включить печку). Тёплый воздух высушит радиатор кондиционера. Делать это лучше за несколько минут до прибытия в место назначение (для экономии времени и топлива). Также необходимо следить за состоянием дренажной трубки и прочищать её, если выход влаги становится затруднённым.

Дезинфекция кондиционера автомобиля

Даже при проведении профилактики полностью избежать размножения бактерий невозможно. Если в салоне ощущается неприятный запах, это является показателем того, что пора дезинфицировать узлы системы кондиционирования. Антибактериальная обработка кондиционера автомобиля позволяет избежать большого количества заболеваний дыхательных путей. Для проведения такой процедуры своими руками существует огромное множество препаратов.

  1. Пенные спреи. Они заливаются в дефлекторы и дренажную трубку. После чего самотёком сливаются наружу, смывая на своём пути всю грязь и дезинфицируя поверхность. Когда всё стечёт, необходимо включить вентилятор и просушить всю систему холодным потоком. Спрей является хорошим дезинфектором, способным хорошо очистить всю систему в кратчайшие сроки.
  2. «Шашки» устанавливаются в салоне, на указанном в инструкции месте. Включается рециркуляция воздушного потока, запускается А/С и закрываются все окна. Затем нажатием активируется разбрызгивание, и после окончания действия спрея открываются все двери, и проветривается салон. Очень простое в использовании средство, хорошо справляется с небольшими загрязнениями.
  3. Спрей, который необходимо распылять в районе забора воздуха, предварительно сняв салонный фильтр при включённой системе кондиционирования. При распылении необходимо следить, чтобы жидкость не попала на электромотор вентилятора во избежание его повреждения.
  4. Самостоятельно изготовленный раствор на основе хлоргексидина. В состав большинства из вышеперечисленных средств входит этот компонент, это хороший дезинфектор, который используется в медицинских целях. Его необходимо перелить в ёмкость с распылителем и производить распыление в районе наружного воздухозаборника при работающем А/С. Мелкие капли будут с воздухом проникать внутрь, дезинфицируя поверхность. Это самое дешёвое и доступное средство. Его цена позволяет проводить чистку кондиционера автомобиля чаще, что снижает риск появления и размножения микробов.

Если все вышеперечисленные способы почистить кондиционер в автомобиле не помогли удалить запах, значит, загрязнения слишком большие. Для удаления сильных загрязнений необходимы демонтаж испарителя и очистка большим напором воды, либо паром. Такие работы сделать самому будет сложно из-за отсутствия соответствующего оборудования. Такая процедура требует удаления хладагента и заполнения системы после очистки, что удорожает ремонт. Целесообразнее проводить как можно чаще (один раз в год перед началом летнего периода) профилактику, чтобы поддерживать свой кондиционер в исправном состоянии.

AlekS924 › Blog › ОЧИСТКА ИСПАРИТЕЛЯ КОНДИЦИОНЕРА (СОВЕТЫ ВЛАДЕЛЬЦЕВ)

Планирую чистить кондиционер в машине, достала уже это вонь при включении кондея=((
Вот наткнулся на интересную статейку в интернете=) Почитайте, может кому полезно будет=)

Каждый владелец авто с кондиционером или климат-контролем рано или поздно сталкивается с проблемой неприятного запаха при старте кондиционера. Даже если в салоне вашего авто не курят, все равно из испарителя доносятся неприятные запахи. Связано это с тем, что собираемая на испарителе влага, в момент его работы, является фактором, способствующим развитию различных бактерий, которые, в свою очередь, и являются источником неприятных дуновений. Кстати, это же актуально и для домашних сплит-систем и кондиционеров.
Итак:
Со временем все обладатели кондиционеров в авто задают один и тот же вопрос: чем так пахнет (воняет) в моей машине? Почему при включении зажигания, когда начинает работать вентилятор, в лицо бьёт струя далеко не благовоний? Кондиционерные сервисы отвечают однозначно слаженно: мыть испаритель (это та штуковина, которая, можно сказать, холод и производит: через неё проходит воздух и, охлаждаясь, дует нам в лицо и ноги). И слаженно называют цену: $70-90. Хотя, ответ, содержащий в себе только часть ответа, настораживает. Слаженно они отвечают, что процедура длится 4 часа. Всё, что удалось у них узнать это:
1. Систему не разбирают.
2. Не перезаправляют.
3. Клиент сразу почувствует разницу.
Что и как они могут делать за это время? Зная наши сервисы, полтора часа можно смело отвести на приёмку заказа и сдачу работы клиенту. До часа уйдёт на поиск свободного бокса и откатку туда машины/прикатку её к клиенту. С полчаса можно смело отвести на подготовку сервисменами самих себя к трудовой деятельности и удалению следов грязных роб с сидений машин. Останется час. Ну, пусть два. Поскольку требуется дезинфекция испарителя, то до него ещё надо добраться. Это тоже время – с полчаса для знающих будет достаточно, чтобы добраться к испарителю и возвратить все на свои места. Значит сама процедура несложная и недолгая.
Так что же делать для устранения запаха?
Почему летом, когда мы включаем вентилятор после стоянки автомобиля на солнце или на жаре (особенно после непродолжительной стоянки) в лицо ударяет волна запаха, сравнимая с той, которую вы чувствовали, открыв стиральную машину, в которой пролежало забытое вами неделю назад влажное бельё?
Сначала о происхождении, об источнике запаха.
Когда мы выключаем двигатель, отключается кондиционер. И на холодные воздуховоды и испаритель попадает влажный горячий воздух с улицы. Попадая на холодные детали воздуховодов и испарителя, из воздуха мгновенно конденсируется влага. И ладно бы только вода. Состав влаги широк. Влага смешивается с грязью и пылью, находящейся в системе, увлажняет плесень, грибки и бактерии, неизбежно находящиеся там. Вот вам и запах. При работающем кондиционере влага с силой выносится в салон и осушает воздуховоды. Но часть её остаётся при выключении вентилятора. И при каждом последующем включении влага добавляется, множа колонии бактерий. И с годами запах превышает порог терпимости нашего носа.
Что делать, чтобы предотвратить проблему?
Первый напрашивающийся ответ – держать систему сухой, по возможности выключая кондиционер незадолго до того, как мы приезжаем на место стоянки. Это позволит сконденсировавшейся влаге осушиться потоком тёплого воздуха и уменьшить последующую конденсацию влаги, повысив температуру воздуховодов. Но это не решит проблему с имеющимся запахом.
Тут напрашивается решение проблемы, подсказанное сервисами – дезинфекция. То есть убивание бактерий.
Чем это сделать и чем это могут делать сервисы? Понятное дело, что хлор решит все проблемы. Но езда в противогазе резко снижает обзор водителя. Обратимся в лечебные учреждения и спросим, чем они дезинфицируют всё то, что положено дезинфицировать?
Ответ: ЛИЗОЛ, он же раствор КРЕЗОЛа на мыльно-маслянной основе. Применяется для дезинфекции хирургического инструмента, рук перед операцией, операционных и туалетов, между прочим! А так же для уничтожения мух, источника холеры и т.д. Что же это за чудо, по своим дезинфицирующим свойствам превосходящее всё известное (и даже хлор!)? Это фенол. И именно на основе этого фенола выпускаются профессиональные препараты для дезинфекции кондиционеров в автомобилях, школах, больницах, мотелях и т.п. И стоят эти профессиональные средства до $40 за 12 штук 250-ти граммовых банок! Т.е. за 3 литра. На одну обработку автомобиля производитель рекомендует использовать ½ банки средства. Ну, допустим, на сервисах для надёжности используют одну аэрозольную банку. Дальше молчу.
Итак, что нам делать?
1. Достать ЛИЗОЛ-концентрат или ЛИЗОЛ-содержащие растворы (бывают даже с запахами!).
2. Разбавить чистый ЛИЗОЛ в пропорции 1:100 (хирургический инструмент дезинфицируется при 1:20), для получения 300-400 мл. раствора.
3. Залить раствор в ручной опрыскиватель или пустую банку из-под стеклоочистителя, при желании добавить парфюмерные отдушки.
4. Открыть все окна в машине настежь.
5. Завести машину, включить кондиционер на полную мощность, максимально включить вентилятор. Направить струю воздуха в салоне в лицо/ноги, опустив сопла пониже.
6. Выйти из машины и из распылителя разбрызгать средство в отверстия воздухозаборника у лобового стекла. Старайтесь не экономить и не лить струёй, а именно разбрызгивать туман: это должен делать нормальный разбрызгиватель. Это была дезинфекция воздуховодов, о чём сервисы не пишут (они только про испаритель говорят).
7. Выключаем двигатель. Ждём минут десять – пусть лизол ведёт неравный для бактерий бой.
8. Заводим двигатель (кондиционер и вентилятор мы не трогали – они начинают работать вовсю). Открываем автомобиль со стороны пассажира. Включаем внутреннюю рециркуляцию воздуха (закрываем доступ воздуха с улицы). Окна открыты. Разбрызгиваем, не скупясь, водную пыль под ноги пассажира, под перчаточный ящик (бардачок). Там находится забор воздуха при режиме рециркуляции. Воздух попадает на испаритель и идет далее по системе. При возможности неплохо бы добраться собственно до испарителя и облить его обильно. Но и так пойдёт (при такой-то стоимости процедуры и возможности регулярного повтора!). Выключить зажигание. При необходимости (если всё равно донимает запах) повторить через день.
И всё! Наслаждаемся чистым воздухом.
Кстати, это средство используется даже для устранения запаха с гриля в ресторанах!

Чистка конденсора и испарителя, обслуживание системы кондиционирования

Обслуживание автомобиля обходится недешево, особенно, если сервисные работы выполняются в автосервисе или на станции техобслуживания. Но многие операции можно выполнить самостоятельно, в частности, почистить кондиционер самому, не привлекая к работе профессионалов, сэкономив некоторую сумму.

Самостоятельную чистку произвести несложно, есть несколько различных способов выполнения такой процедуры. При этом в целом затрачивается не слишком много времени, а сам процесс не требует специальных навыков и высокой квалификации.

Чистка кондиционера

Климатической установкой сейчас оборудуется большинство современных автомобилей, она предназначена поддерживать заданную температуру в салоне, создавая комфорт. Любой кондиционер состоит из таких основных компонентов как:

  • компрессор, обеспечивающий сжимание и движение хладагента по контуру;
  • конденсор – основной радиатор охлаждения, находящийся спереди авто;
  • испаритель – салонный радиатор;
  • термовентиль, понижающий давление газа перед испарителем;
  • вентилятор, охлаждающий потоком воздуха конденсор;
  • соединительные трубки, обеспечивающие герметичность, не позволяющие фреону утекать из замкнутого контура;
  • ресивер-осушитель.
Читать еще:  Не работает гидроусилитель руля форд фокус 2

В течение эксплуатации транспортного средства на элементах климатической установки оседает пыль, частички грязи, соляные отложения, из-за этого нормальное функционирование системы нарушается, требуется очистка деталей. Но обслуживание производить нужно грамотно, необходимо знать, как правильно почистить кондиционер.

В этой статье мы рассмотрим, когда и как следует обслуживать систему кондиционирования авто – менять салонный фильтр, очищать испаритель и конденсор от грязи (мусора), следить за состоянием климатической установки в целом. Если обслуживание производить вовремя, «климатика» сможет долгое время функционировать без поломок, радовать своей бесперебойной работой.

Очистка радиатора охлаждения климатической установки (конденсора)

Радиатор охлаждения кондиционера – одна из самых уязвимых деталей в системе кондиционирования, на конденсор с дороги постоянно летит грязь и пыль, попадает влага, реагенты и соль. К тому же этот элемент «климатики» достаточно часто подвергается ударам, деформации при наезде автомобиля на препятствие. Основные признаки неисправного радиатора:

  • перегрев двигателя внутреннего сгорания;
  • снижение эффективности охлаждения воздуха в салоне;
  • самопроизвольное отключение системы кондиционирования.

Очищать конденсор от различного сора и отложений рекомендуется не реже одного раза в год, также чистку можно производить по мере загрязнения детали. Разумеется, периодичность обслуживания зависит от того, как часто эксплуатируется автомобиль, по какому дорожному покрытию он ездит. В условиях повышенной запыленности, при частых поездках по грунтовым дорогам радиатор забивается грязью гораздо быстрее, требует более частого обслуживания.

Самому почистить конденсор в целом несложно, особенно, если доступ к нему достаточно легкий, не требует дополнительного демонтажа деталей. Самостоятельная очистка радиатора почти всегда производится снаружи, без его снятия, так как при съеме приходится сначала стравливать хладагент, а после установки заправлять кондиционер фреоном. Чистка конденсора осуществляется несколькими способами:

  • сухой протиркой с помощью мягкой ветоши;
  • с использованием зубной щетки;
  • промывкой водой (если поливать из шланга, то нельзя подавать большой напор);
  • с применением специальных химических составов.

Необязательно пользоваться только одним каким-то методом, их можно, а в некоторых случаях даже и нужно комбинировать. Для чистки нельзя применять жесткие предметы, способные повредить алюминиевую поверхность, радиаторные трубки:

  • металлические щетки;
  • нож;
  • стальные скребки и прочее.

Настоятельно не рекомендуется промывать радиатор водой под большим давлением, в частности, использовать для промывки керхер, особенно, если нет большого опыта обращения с оборудованием. Еще важно помнить, что если долго не обслуживать радиатор, отложившиеся на нем реагенты и соль могут «проесть» металл (алюминий), вследствие чего конденсор потеряет герметичность и выйдет из строя. Паять алюминий очень сложно, поэтому чаще всего «худой» радиатор подлежит замене на новый элемент.

Замена салонного фильтра

Фильтрующий элемент в салоне предназначен для поддержания чистоты воздуха в автомобиле, препятствует появлению неприятных запахов, проникающих с дороги. Так как салонный фильтр (СФ) практически всегда располагается в непосредственной близости от испарителя, он в некоторой степени защищает поверхность радиатора-испарителя от грязи, не позволяет накапливаться отложениям в больших количествах. Фильтр представляет собой элемент из гофрированной бумаги с целлюлозными или синтетическими волокнами, нередко СФ бывают с угольной пропиткой, в основном имеет прямоугольную форму.

СФ необходимо менять с определенной периодичностью, регламент устанавливается производителем, он может быть разным в зависимости от конкретной модели авто. Фильтр несложно заменить своими руками, на таких автомобилях как Renault Duster или Logan он меняется через каждые 15 тысяч километров, на Hyundai Solaris – через 30 тыс. км пройденного пути. Признаки неисправного фильтрующего элемента:

  • слабый обдув печного отопителя;
  • появление неприятного запаха;
  • недостаточно эффективная работа кондиционера;
  • повышенная влажность в салоне машины.

В зависимости от конкретной модели авто салонный фильтр может устанавливаться в разных местах, прежде чем приступить к его замене, необходимо ознакомиться с инструкцией или найти нужную информацию в интернете.

Чистка испарителя кондиционера

Салонный радиатор кондиционера (СРК), иначе называемый испарителем, на легковых автомобилях в основном располагается рядом с печкой, со стороны переднего пассажира. Этот компонент системы кондиционирования предназначен для охлаждения горячего или теплого воздуха до температуры 6-12 градусов Цельсия, во время охлаждающего процесса на его поверхности образуется конденсат. Постепенно влага скапливается и стекает вниз, где расположен специальный поддон, затем она выводится наружу.

Так как испаритель во время работы постоянно влажный, пыль, попадающая в салон автомобиля, легко оседает на ребристой поверхности СРК. Если радиатор долгое время не чистится, он закоксовывается плотным слоем грязи, которая очень трудно удаляется.

Чистка испарителя – одна из самых сложных и неприятных процедур среди всех работ, связанных с обслуживанием кондиционера:

  • СРК находится в труднодоступном месте, к нему сложно подобраться;
  • чтобы эффективно очистить радиаторную поверхность с обеих сторон, нередко приходится демонтировать деталь;
  • снятие-установка испарителя – достаточно сложная процедура, которую лучше доверить профессионалам;
  • после монтажа радиатора требуются заправка кондиционера хладагентом, что усложняет процесс, приводит к дополнительным затратам.

Но если постоянно контролировать состояние СРК и регулярно проводить профилактику, почистить этот элемент самостоятельно не составит большого труда, особенно если использовать специальные химические средства.

Чистка испарителя кондиционера хлоргексидином

Чистка испарителя в основном производится, когда в салоне машины появляется неприятный «влажный» запах. Чаще всего он заметен летом в жаркую погоду, в момент выключения кондиционера, при этом вентиляция продолжает работать. Причиной нежелательного «аромата» являются бактерии, поэтому загрязненный воздух не только неприятен, но и отрицательно сказывается на здоровье человека.

Для очищения салонного радиатора кондиционера есть немало различных средств – «народных» и промышленных, но фабричная автохимия стоит достаточно дорого. Можно не тратить большие деньги на приобретение специального химического средства, есть очень доступный по цене и эффективный лекарственный препарат – хлоргексидин, он продается практически в любой аптеке.

Прежде чем приступить к очищению системы кондиционирования, необходимо запастись самим лекарственным препаратом (примерно 0,5 л) и пульверизатором для разбрызгивания, затем следует перелить хлоргексидин в емкость с распылителем. Дальше поступаем следующим образом:

  • открываем капот, снимаем пластиковую панель стеклоочистителя, таким образом, освобождаем доступ к системе забора воздуха кондиционера в салоне (со стороны переднего пассажира);
  • если салонный фильтр находится сверху (например, на автомобиле Renault Symbol), удаляем его;
  • запускаем двигатель, включаем кондиционер и вентилятор печки на полную мощность (высушиваем салонный радиатор);
  • затем половину содержимого емкости впрыскиваем сверху, стараясь попасть на испаритель;
  • оставшуюся жидкость распыляем в салоне, включив на блоке управления печкой внутреннюю циркуляцию воздуха, также направляя брызги раствора на СРК;
  • выжидаем 10-15 минут, примерно до тех пор, пока перестанет лететь пена и влага из воздухоотводов;
  • выключаем двигатель, очищаем салон и все наружные детали от остатков хлоргексидина;
  • устанавливаем новый СФ – даже если он находится внутри машины, его все равно следует поменять.

После такой обработки в машине полностью исчезает неприятный «дух», в салоне пахнет свежестью и чистотой. Удобнее всего производить обработку хлоргексидином весной с наступлением тепла, здесь следует учитывать, что лекарственный препарат эффективно действует при температуре свыше 20 градусов Цельсия.

Промышленные очистители кондиционера

Фабричные чистящие средства для системы кондиционирования выпускаются различными фирмами, наиболее известные бренды на рынке автохимии:

В зависимости от типа химического средства очистители и освежители имеют различные способы применения – могут распыляться в салоне, вводиться через воздуховоды с помощью специальной дренажной трубки, которая продается вместе с аэрозольным баллончиком.

Химический препарат Klima Fresh Plus от компании Ликви Моли достаточно удобен в применении, дает неплохой очищающий эффект. Используем это средство следующим образом:

  • сушим поверхности испарителя – запускаем двигатель, включаем печной отопитель на максимум, даем поработать печке 5-10 минут;
  • не заглушая двигателя, устанавливаем на кондиционере минимальную температуру, максимальные обороты вентилятора, поднимаем все стекла (салон должен быть максимально герметичным);
  • устанавливаем режим внутренней циркуляции воздуха;
  • встряхиваем баллончик Liqui Moly, закрепляем его в специальном отверстии упаковочной коробки;
  • устанавливаем флакон в месте размещения испарителя, как правило, «в ногах» переднего пассажира, желательно пол закрыть клеенкой или другим плотным материалом во избежание протекания жидкости на ковролиновый коврик;
  • нажимаем клапан, зафиксировав его в открытом положении;
  • средства начнет непрерывно распыляться, поэтому нужно сразу же выйти из салона и закрыть дверь;
  • через 10 минут распыление препарата должно закончиться, по истечении этого времени открываем все двери и багажник для проветривания;
  • еще раз просушиваем испаритель, все неприятные запахи, в том числе и от очистителя кондиционера, должны исчезнуть.

По такому же принципу очищается система кондиционирования с помощью препарата от компании Sonax, только флакон размещается уже не у пассажирского кресла, а в районе второго ряда сидений, и распыление длится 15 минут. При этом необходимо передние «сидушки» подвинуть до конца вперед и максимально сложить спинки.

Очистители Sonax и Liqui Moly не слишком токсичны, но могут вызвать раздражение слизистой оболочки при попадании в глаза. Зато эти составы не разъедают и не портят пластмассу, чего нельзя сказать о химических препаратах других фирм.

Уход за автомобильным кондиционером

Система кондиционирования требует не только периодической очистки, но и обслуживания, контролирования состояния всех ее частей. Чтобы срок службы кондиционера был максимально долгим, необходимо:

  • периодически проверять герметичность системы и надежность крепления соединительных трубок;
  • не допускать попадания масла и технических жидкостей на ремень компрессора;
  • если кондиционер долго не используется (например, зимой), его все равно необходимо включать хотя бы раз в месяц для поддержки рабочего состояния системы;
  • содержать подкапотное пространство в чистоте;
  • проверять натяжку приводного ремня, при необходимости производить регулировку натяжения.

Если по какой-либо причине в системе кондиционирования нет фреона, нельзя допускать, чтобы работал компрессор – при работе «на сухую» быстро износятся подшипники, и это устройство придет в негодность (может заклинить вал). И в целом без хладагента автомобиль эксплуатировать не стоит, может выйти из строя ресивер-осушитель, поломка приведет к внеплановому ремонту и дополнительным тратам.

Самостоятельная очистка кондиционера в автомобиле

Сегодня наличие кондиционера в автомобиле не является признаком очень высокого достатка. Сегодня даже очень бюджетные модели будут иметь такое охлаждающее устройство. Кондиционер существенно повышает комфорт поездок даже в самое жаркое время года, но, к сожалению, владельцы транспортных средств, оснащённых такими климатическими системами, иногда сталкиваются с появлением в салоне автомобиля после включения охлаждения с крайне неприятным запахом. Всё пространство заполняется запахом плесени или «мокрой собаки», согласитесь, дышать таким воздухом будет очень неприятно, кроме того, ещё и небезопасно. Появление отвратительного зловонного запаха – это последствие образования грибков в кондиционере, которые с потоком воздуха попадают в салон машины и могут вызвать ряд заболеваний у водителя и его пассажиров. Столкнувшись с данной ситуацией, многие автомобилисты задумываются, как почистить кондиционер в автомобиле самостоятельно. Те же владельцы транспортных средств, которые только приобрели машины с кондиционерами, задаются вопросом, как часто нужно чистить систему кондиционирования.

Читать еще:  Как заменить сальник в коробке передач ваз 2110: пошаговая инструкция

Откуда берутся грибки отложения грязи внутри системы

Независимо от производителя и класса кондиционера, принцип работы у всех этих систем практически одинаков и очень похож на механизм холодильников. Возможность образования грибков заложена в самой конструкции этой замкнутой системы и, к сожалению, избежать данной проблемы пока не удаётся ни одному производителю. После включения кондиционера компрессор начинает сжимать хладоген, которым заполнена система. При сильном сжатии газ начинает очень сильно нагреваться и из испарителя перетекает в конденсатор, где происходит процесс охлаждения и выделения холодного воздуха в салон. Именно в этом месте и возникают проблемы.

Воздух, который всасывается в климатическую систему, обязательно включает в свой состав воду. Обычно это совсем немного, но вполне достаточно для создания проблемы, так как холодный воздух почти полностью утрачивает способность удерживать воду, и она оседает на поверхности в виде конденсата. Так, за один час езды на машине с включенным кондиционером может выделиться примерно 2-3 литра конденсата. Производители пытаются минимизировать негативное влияние данной жидкости и встраивают в кондиционер дренажные трубы. Таким способом удаляется основная масса влаги, но пусть и небольшой процент влаги, но он всё же остаётся внутри системы – в устройстве образуется своеобразный «водяной фильтр». Именно он начинает задерживать частички пыли и другого мусора при всасывании в систему воздуха. Этот мусор оседает на стенках агрегата и остаётся там. После того как кондиционер будет выключен, температура внутри системы повысится, что создаст практически идеальную среду для размножения бактерий, плесени и грибков разного типа. Именно это зачастую и становится причиной неприятного запаха в салоне. К сожалению, запах это только внешнее проявление загрязнения охладительного устройства, но размножившиеся грибки с включением кондиционера начинают попадать в салон автомобиля, где водитель и его пассажиры вдыхают загрязнённый воздух. У некоторых людей данная флора может вызвать нежелательные последствия, например, аллергическую реакцию или заболевания дыхательных путей. Учитывая данную ситуацию, не стоит лишний раз объяснять пользу своевременной и регулярной очистки системы кондиционирования салона. Вот здесь и возникает вопрос, как правильно сделать чистку кондиционера и его дезинфекцию.

Что сигнализирует о необходимости очистки кондиционера

Если в процессе эксплуатации автомобиля проявляются следующие признаки, то стоит подумать о способе и месте проведения очистки испарителя:

  1. Очень неприятный запах в салоне, усиливающийся при включении кондиционера.
  2. При включении устройства появляются посторонние шумы, стук или свист.
  3. Напор выдуваемого воздуха стал значительно ниже.
  4. В случае если после включения системы кондиционирования из воздуховода начинает появляться вода или конденсат, то очистку нужно проводить как можно скорее.

Обычно комплексную проверку рекомендуется проводить весной. Ведь впереди будет длительный промежуток эксплуатации.

Очистка системы кондиционирования

Сам по себе процесс очистки системы – совсем не сложная процедура, которая включает в себя прочистку от отложений на стенках, дезинфекцию и заправку.

Способ очистки испарителя в кондиционере будет зависеть от многих условий, а именно от интенсивности эксплуатации, аккуратности водителя, возраста транспортного средства, состояния окружающей среды и т. д. С учётом всего этого можно выделить несколько основных способов чистки.

Очистка радиатора кондиционера

Одной из основных частей автомобильного кондиционера является конденсор, который водители довольно часто называют радиатором. Он находится в подкапотном пространстве и загрязняется довольно сильно. Промыть радиатор можно обратившись в автоцентр. Здесь могут провести очистку водой под большим напором или же могут использовать пар. Второй вариант более эффективный и очень щадящий. Но мойка в сервисе будет стоить довольно приличную сумму и многие предпочитают проводить такую чистку своими руками. Сначала нужно снять переднюю защиту автомобиля и получить доступ к радиатору. Радиатор лучше всего снять, нанести на него подходящий состав для очистки и дать немного постоять. Промывать эту деталь необходимо большим объёмом воды и начинать нужно с внутренней стороны, так как таким образом процесс очистки будет более эффективен. Всю процедуру можно повторить несколько раз – всё будет зависеть от степени загрязнения.

Способ для автомобилей не старше 5 лет

Обычно крайняя необходимость в антибактериальной чистке возникает в промежутке между 3-5 годами эксплуатации, но и более новые кондиционеры можно прочищать в профилактических целях. Сегодня можно найти большое разнообразие различных очищающих и дезинфицирующих средств, которые позволяют провести дезинфекцию автомобиля своими руками. Они могут быть в трёх разных формах:

  1. Аэрозоли. Это в основном гигиенические средства, предназначенные для удаления грибков и плесени. Данные средства прекрасно удаляют все неприятные запахи и оставляют после себя запах эвкалипта или ментола. Наиболее популярными спреями считаются «Хенкель», «Хадо», «Ликви Моли Клима Фреш Плюс» и «Манолл» ЭйрКонФреш.
  2. Пенные очистители. Это тоже очень популярное средство, которое применяют при более глубокой очистке кондиционеров. Чаще всего автомобилисты применяют «Степ Ал», «Вэрю Льюб», «Ранвей», «Ликви Моли».
  3. Дымовые шашки. Данное средство относится к самым современным способам очистки, но некоторые марки уже очень хорошо себя зарекомендовали на авторынке, например, «Эйр кондишен дезодорант стим», «Сигаретт дезодорант стим тайп», «Дезодорант стим Тай ЭйДжи».

Промывка системы кондиционирования такими средствами довольно проста, просто нужно чётко придерживаться инструкций по применению.

Для аэрозолей схема работы примерно такая:

  1. Запустите двигатель автомобиля и включите кондиционер на максимальную мощность в режиме рециркуляции.
  2. Поместите баллончик перед передним сиденьем пассажира на пол, включите его, покиньте салон и плотно закройте двери (окна и люк тоже должны быть закрыты).
  3. Дайте кондиционеру поработать несколько минут, и только затем можно будет проветрить салон.

Дымовыми шашками обработка проводится по аналогичной схеме, а вот пенные очистители используют несколько по-другому. Для этого нужно будет:

  1. Вынуть фильтр на воздуховоде в салоне авто и через это отверстие закачать пенный состав.
  2. Через несколько минут (в точном соответствии с инструкцией по применению данного вещества) нужно завести двигатель и включить систему кондиционирования с переключением на все имеющиеся режимы работы.
  3. Проветрить автосалон.

Иногда возникает необходимость очистить кондиционер, но купить необходимое средство нет возможности. В такой ситуации можно приготовить очищающий состав своими силами.

Очищающий состав из подручных средств

Существует несколько вариантов приготовления таких составов.

  1. Хлоргекседин. Если внимательно изучить состав средств для прочистки кондиционеров, то можно обратить внимание, что в состав многих из них входит хлоргексидин биглюконат 0,05%. Если купить этот раствор в аптеке, то это обойдётся около 10 рублей – 100 мл. Это вещество может иметь и другие названия, правда концентрация и стоимость будут существенно различаться. Это могут быть – дизихенд, дезискраб, дезин и т. д. Некоторые автолюбители советуют смешать хлоргексидин со спиртом в пропорции 1:1. Это должно повысить эффективность раствора.
  2. Лизоформин 300. Этот отечественный медицинский препарат предназначен для проведения дезинфекции от микробов и плесени в медицинских учреждениях, так что с кондиционером он справиться сто процентов. Для очистки потребуется 5% раствор. Его можно приготовить, смешав 50 мл. лизоформина 3000 и 1 литра воды.
  3. Хлорамин Б. Раствор используют при обработке поверхностей для полной дезинфекции в медицинских инфекционных отделениях. Для получения подходящего нам раствора необходимо в одном литре воды развести столовую ложку порошка.

Приготовленные самостоятельно растворы нужно залить в любой распылитель, который может образовывать мелкую взвесь. Для этих целей может подойти простой опрыскиватель для цветов. Далее выполняем всё в следующей последовательности:

  1. Снимаем фильтр с воздуховода в салоне автомобиля.
  2. Включаем и вентилятор, и кондиционер на максимально допустимую мощность.
  3. Закрываем тканью выводящие дефлекторы, это предотвратит орошение составом для дезинфекции всего салона.
  4. В отверстие фильтра распыляем приготовленный заранее раствор.
  5. Через несколько минут работы кондиционера выключаем его и проветриваем салон.

Иногда можно услышать и мнение автомобилистов, что самостоятельно почистить систему кондиционирования невозможно и нужно обязательно обращаться за помощью к специалистам. Это верно в том случае, если кондиционер установлен в автомобиле более пяти лет и ни разу не подвергался профилактическим работам по очистке.

Очистка кондиционеров старше 5 лет

Если кондиционер использовался длительное время, то на его внутренностях образовались в большом количестве отложения грязи, которые еще и сильно спрессованы. Такие образования невозможно убрать ни при помощи аэрозолей, ни при помощи пенных растворов. В этом случае предстоит довольно большой объём работ и немаленькие финансовые затраты. Самостоятельно выполнить все работы, к сожалению, нельзя.

  1. Испаритель кондиционера придётся снять.
  2. Спускается фреон или другой хладоген.
  3. Испаритель прочищается вручную или на его место устанавливается новый.
  4. Система заполняется новым хладогеном. Данную процедуру провести в гаражных условиях без специального оборудования нельзя производить и нужно обязательно обратиться в специализированный сервисный центр.

Как предотвратить слишком частые повторы загрязнений

Вряд ли кому-либо захочется чистить кондиционер с регулярностью в месяц или два. Для того чтобы загрязнение происходило медленнее, нужно обратить внимание на следующие моменты.

В первую очередь нужно проинспектировать фильтр воздуха, который очищает воздух, поступающий в салон. Иногда такой фильтр просто не предусмотрен, и самостоятельная установка его будет далеко не простым делом. Автомобилисты советуют поискать информацию по этой теме в интернете на специализированных форумах. В некоторых моделях автомобилей место под фильтр конструктивно имеется, но он не установлен или прикрыт специальной заглушкой. В таком случае всё будет гораздо проще. Если такая возможность имеется, то фильтр очень желательно установить.

Иногда можно столкнуться с тем, что фильтр может очищать воздух, поступающий только снаружи, а при рециркуляции он будет не задействован. Зная это, важно не забывать переходить на забор воздуха извне. Это позволит не только снизить скорость загрязнения системы, но и позволит избежать запотевания окон при высокой влажности снаружи.

Сам фильтр подлежит обязательной регулярной замене. К сожалению, промыть его невозможно. Сроки замены можно уточнить, изучив инструкцию производителя, но здесь важно понимать, что производитель указывает средние сроки при усреднённых условиях эксплуатации. Так, например, при постоянных поездках по очень пыльным грунтовым дорогам с включенной системой кондиционирования значительно снижают срок эксплуатации фильтров. В том случае если фильтр слишком грязный, нагрузка на вентилятор повышается практически в несколько раз и это может стать прямой причиной выхода вентилятора из строя.

Кроме фильтров, желательно внимательно следить за состоянием дренажной трубки. Она может немного деформироваться и снизится её проходимость. Вследствие этого образующаяся влага будет скапливаться или даже выплескиваться в салон авто. Данная ситуация никому не нужна. Контроль рекомендуется проводить один-два раза в год при помощи чего-нибудь длинного и гибкого, чтобы ни повредить трубки.

Для того чтобы не создавать условия для образования грибков, производители рекомендуют за несколько минут до окончания поездки выключить кондиционер, но не выключать вентилятор. Такие действия позволят прогреться испарителю и подсушить систему от излишней влаги.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector