От дакара до формулы-1. топ-10 гоночных серий планеты

От дакара до формулы-1. топ-10 гоночных серий планеты

ТОП 6 самых престижных автогонок планеты

Создатель кольцевых гонок на электромобилях Алехандро Агаг представил публике ещё один шедевр – Odyssey 21. Этот внедорожник оснащён электродвигателем и по замыслу Агага к 2021 году планируется запустить очередную гоночную дисциплину именно на этих автомобилях. По замыслу Алехандро, автогонки будут проходить в самых отдалённых уголках планеты, а все пилоты будут соревноваться на одинаковых автомобилях. Интересно будет понаблюдать за автогонками: станут они популярными или же будут второстепенными соревнованиями для бывших пилотов ралли Париж — Дакар. В связи с этой новостью мы решили составить небольшой рейтинг самых престижных автогонок в мире.

№1 Formula-1

Без сомнений, чемпионаты мира Формулы-1 являются самыми престижными и популярными соревнованиями в мире. Ведь каждый в мире знает Михаэля Шумахера, а многие мечтают походить на него. Да и его фамилия с годами стала именем нарицательным. Каждый, у кого есть телевизор или интернет, видел хоть один этап и знает о трагической смерти Айртона Сенны. Каждый наш соотечественник радовался, когда Виталий Петров стал первым российским пилотом Формулы-1. А особо ярые болельщики помнят чемпионство Кими Райкконена на последнем повороте Гран-при Бразилии 2007 года, или как его напарник по команде через год в похожей ситуации также на последнем повороте чуть не стал Чемпионом Мира.

Каждая «конюшня» тратит сотни миллионов долларов на зарплату автогонщикам и на создание нового супербыстрого болида. Такая гонка финансовых вооружений привела к тому, что, начиная с 1990 года, 28 команд покинули Формулу-1 из-за нехватки бюджета.

Феррари − самая титулованная команда в истории Formula-1, хотя в последние 10 лет команда не может выйти на первые позиции.

Пожалуй, все остальные популярные автогонки нельзя распределить по местам. Каждая из них весьма популярна и престижна, поэтому все их мы учтём как номер 2 в нашем топе.

24 часа Ле-Мана

Это не просто гонка – это поиск компромисса между скоростью и надёжностью, ведь 24 часа сможет выдержать не каждый автомобиль. «Ле-Ман 24 часа» – старейшая автогонка. Первый заезд стартовал в далёком 1923 году. На каждом автомобиле соревнуются несколько гонщиков, которые сменяют друг друга, ведь за время гонки нужно преодолеть 5 тысяч километров.

Самое интересное, что гонка − это всего лишь один из этапов кубка мира. Кроме Ле-Мана, проводится ещё 8 гонок на выносливость, которые длятся не менее 6 часов. Но именно этот этап является самым популярным.

Художественный фильм «Мишель Вальян. Жажда скорости», сценарий к которому написал Люк Бессон, посвящён гонке «24 часа Ле-Мана».

WRC — World Rally Championship

Первое в истории ралли и первая в истории автогонка, которая прошла между Парижем и Руаном в 1894 году. Она по сей день не теряет популярности. Ведь многие знают таких гонщиков, как Себастьен Лёб, Петтер Сольберг, Себастьян Ожье, Дани Сордо, Яри-Матти Латвала.

Особенность автогонки в том, что автомобили не соревнуются друг с другом на трассе. Они просто на время проходят спецучастки, а по итогам финишного времени гонщики распределяются по позициям. Самым титулованным гонщиком в истории WRC является Себастьен Лёб, который завоёвывал чемпионский титул 9 раз подряд.

Разработчики компьютерных игр создают множество симуляторов, посвящённых автогонкам. Наиболее популярной в мире считается серия игр Colin McRae Rally. Своё название игра получила благодаря британскому гонщику и чемпиону мира 1995 года в серии WRC Колину Макрею. Он признавался самым зрелищным и известным автогонщиком ралли. После гибели Колина в 2007 году серию игр было решено переименовать.

500 миль Индианаполиса или Инди 500

Самая известная и престижная гонка на авто с открытыми колёсами и одна из самых популярных гонок в мире. Проводится она на автодроме «Индианаполис Мотор Спидвей». Каждый житель Северной Америки рад слышать фразу: «Леди и джентльмены, заводите мотор». Именно с неё начинается гонка, после чего пилоты проезжают прогревочный круг.

История Инди 500 началась более 100 лет назад – в 1911 году. Проводится она в заключительное воскресенье мая. До 1974 года проводилась 30 мая. До 1955 года результаты гонки шли в зачёт чемпионата ААА. С 1950 по 1960 – в зачёт Formula-1. После этого они стали идти в зачёт гонок ИндиКар.

Победителями Инди 500 в разные годы становились бывшие и будущие пилоты Формулы-1 (после того, как гонка перестала считаться одним из этапов этого чемпионата). В 2017 году первым приехал Такума Сато, в 2015 и 2000 Хуан Пабло Монтойя, в 1995 Жак Вильнёв, в 1993 Эмерсон Фиттипальди. Кстати, легендарный бразилец в 2008 году на Инди 500 управлял машиной безопасности.

Nascar

Самый популярный кузовной чемпионат в Соединённых Штатах. Первый чемпионат состоялся в 1949 году. Особенность гонок – все они проходят на овальных трассах и в несколько сотен кругов. В заездах принимает участие огромное количество пилотов, по этой причине аварии здесь − весьма частое явление. Длина колец на различных этапах варьируется от 847 метров до 4,28 километра. Средняя скорость на трассе составляет 303 км/ч.

Именно благодаря зрелищным авариям, Наскар по популярности в Штатах занимает 3 место среди спортивных мероприятий. Обходят их только бейсбол и американский футбол. Даже хоккей и баскетбол делят между собой 4 строчку.

Дакар

Первый «Париж – Дакар» стартовал в 1978 году. До 2009 года она стартовала или финишировала в Дакаре (столица Сенегала). Потом её перенесли в Южную Америку. С 2020 года она будет проводиться в Саудовской Аравии.

Эта гонка выделяется тем, что она проводится в пустыне, и в ней принимают участие не только автомобили, но и грузовик и мотоциклы. По сути это – выживание в экстремальных условиях, а не просто гонка. Ведь пилоты 2 недели проводят на жаре, в лишениях, а ещё раньше частым явлением были подрывы на минах, попадание под перестрелки и похищения с целью выкупа. Сегодня обходится без такого экстрима, хотя из-за песчаных бурь и сегодня не обходится без жертв.

В классе грузовиков на протяжении 20 лет наши соотечественники являются одними из главных фаворитов соревнований. Тройка самых титулованных спортсменов в этой дисциплине выглядит следующим образом:

  • Владимир Чагин (Россия) – 7;
  • Карел Лопрайс (Чехия) – 6;
  • Эдуард Николаев (Россия) – 3.

Команда КАМАЗ смогла завоевать всего 15 кубков конструкторов.

В 1977 году мотогонщик из Франции Тьерри Сабин заблудился в бескрайней пустыне в ходе гонки Абиджан – Ницца. Он чудом выжил, а нашли его только через 3 дня бедуины. Именно этот случай и повлиял на создание Сабином марафона «Дакар». Сам организатор погиб в 1986 году, когда его вертолёт попал в песчаную бурю в Мали.

Легенды «Дакара»: Пять самых успешных команд в истории ралли-рейда

Фото: КАМАЗ Мастер

AUTOSPORT.com.ru продолжает цикл материалов, посвященных 40-летнему юбилею «Дакара». В предыдущем выпуске мы познакомились с самыми титулованными гонщиками главного ралли-рейда планеты, а теперь пришло время узнать про самые успешные команды…

Британский автопроизводитель делит одну строчку с такими марками, как Citroen и Volkswagen, по количеству побед. Все три компании четырежды выигрывали на «Дакаре» в категории внедорожников. Но если VW и «Двойные Шевроны» побеждали по три раза кряду, то победная серия MINI получилась чуть более долгой, да и процент выигранных «Дакаров» у них выше.

Дебютировав при сотрудничестве с немецким гоночным коллективом X-Raid в 2011-м, уже на следующий год MINI отпраздновала первый успех вместе с легендарным Стефаном Петеранселем. Определенно, свою роль в этом сыграл уход Volkswagen, выигравшей все три первых «Дакара» в Южной Америке. Но надо отдать должное: внедорожник MINI ALL4 Racing, основанный на модели MINI John Cooper Works Countryman, оказался очень быстр, эффективен и надежен. Все пять машин не просто добрались до финиша, но и оказались в топ-10.

В 2013-м Петерансель смог повторить свой успех и вновь поднялся на вершину подиума, тогда как российский гонщик Леонид Новицкий и Нани Рома финишировали на третьем и четвертом местах.

Но самым успешным для MINI стал «Дакар-2014». На старт в аргентинском Росарио вышли 11 автомобилей ALL4 Racing и через 14 дней все они благополучно прибыли на финиш в чилийский Вальпараисо, в том числе семь машин были в первой десятке. Преимущество X-Raid было настолько подавляющим, что они позволили себе поиграть с командной тактикой, запутав в конце концов гонщиков и болельщиков. Нани Рому всячески тянули к победе, но даже когда Петерансель специально замедлялся, выйти вперед победителю гонки 2004 года не удавалось. Лишь полная преднамеренная остановка француза в предпоследний день позволила испанцу возглавить общий зачет и остаться впереди до финиша.

Четвертую и на данный момент последнюю викторию на «Дакаре» MINI одержала уже в 2015-м вместе с катарцем Нассером Аль-Аттией. Петерансель присоединился к новому проекту Peugeot, что было ничуть неудивительно после всех событий в предыдущей гонке, и уже на следующий год положил конец доминированию своей бывшей команды.

MINI на двух последних «Дакарах» не смогла составить конкуренцию «Французским львам» и в 2018-м в надежде бросить вызов вместе с обновленным в прошлом году автомобилем Mini John Cooper Works Rally выставит три багги. Так что к юбилейному 40-му ралли-рейду X-Raid подойдет во всеоружии.

Peugeot

История выступлений Peugeot на «Дакаре» насчитывает меньше десяти лет и сейчас к концу подходит второй четырехлетний период, после которого «Французские львы» второй раз после 1990 года уйдут из главного ралли-рейда. Но какая это история!

Переключившись после закрытия Группы B c WRC на «Дакар», Peugeot под руководством Жана Тодта сходу и вопреки всему одержала победу. На самом старте – коротком прологе – главная надежда команды Ари Ватанен разбил свою машину 205 Turbo 16 и откатился в общем зачете на 274 место. Но финн не сдался, наверстал упущенное время и первым прибыл к финишу у Розового озера через 13 000 километров.
Ватанен имел все шансы отстоять звание действующего победителя в 1988 году и лидировал на протяжении 2/3 дистанции, а затем, после 13-го из 19-ти этапов, произошло непредвиденное. Нет, он не попал в аварию, его не подвела обидная техническая поломка. Во время ночевки в столице Мали Бамако его автомобиль Peugeot 405 T16 украли! Машина была найдена, но слишком поздно и после серии протестов со стороны соперников Ватанен был вынужден сняться с дистанции. Не все поверили тогда в версию с угоном, споры остаются и сейчас. Бытует версия, будто не было никакого угона, а Peugeot провернула этот трюк с машиной, чтобы починить неисправный двигатель, на ремонт которого не хватало отведенного лимита времени. Но победа все равно досталась Peugeot – выиграл другой финский чемпион WRC Юха Канкунен.

Ари отыгрался на двух следующих «Дакарах», но сказать, что эти победы дались ему легко – не сказать ничего. В 1989-м финн так отчаянно боролся с напарником Жаки Иксом, что в Peugeot решили определить победителя элементарным бросанием монетки и избежать драматичного исхода этой дуэли. Как сами понимаете, удача оказалась на стороне Ватанена, в том числе и по ходу дальнейшей части дистанции, когда он дважды перевернулся. Несмотря на все проблемы – сломавшийся компас у штурмана и дыру в кузове после столкновения с деревом – финн также выиграл «Дакар-1990» и принес Peugeot четвертую победу из четырех возможных. На этой высокой ноте французский автопроизводитель ушел из знаменитого ралли-рейда и вернулся только спустя 25 лет, когда гонка уже переехала в Южную Америку.

Читать еще:  Причины потери динамики автомобилем при разгоне и способы устранения неполадки

Триумфального возвращения в 2015-м не получилась. Машина 2008 DKR16 получилась сырой, и лучший представитель Peugeot Стефан Петерансель оказался только на 11-м месте, тогда как пятикратный победитель в категории мотоциклов Сирил Депре свой дебютный «Дакар» за рулем внедорожника закончил лишь на 34-й позиции, а Карлос Сайнс сошел после переворота. Для «Французских львов» это поражение оказалось первым и пока единственным. Серьезно поработав над ошибками, компания представила новую модель 2008 DKR, за рулем которой Петерансель в следующие два года добавил еще две победы в свой актив, легенда WRC Себастьен Лёб посражался за победу в обоих изданиях ралли-рейда, а Депре поднялся на подиум в 2017-м.

Предстоящий «Дакар» станет последним для Peugeot. Снова, как и 25 лет, по окончании четырехлетнего отрезка французская марка уходит. В концерне PSA Group, увы, приняли решение перераспределить ресурсы и сосредоточиться на ралли-кроссе.

Выиграть на прощание и одержать девятую из десяти побед будет делом чести для Peugeot.

Насколько важна роль команды, когда все 10 тысяч километров изнурительной и сложной гонки участник преодолевает на мотоцикле, без помощи штурмана и почти в полном одиночестве на трассе, не считая поддержки «водовоза» и соперников в виде ориентиров? Достаточно взглянуть на историю KTM, чтобы найти ответ на этот вопрос. Австрийский мотопроизводитель участвует на «Дакаре» с 1994 года и за эти 23 года одержал 16 побед, причем подряд.

C 2001-го и по сей день KTM непобедима, а два года подряд – в 2002-м и 2003-м – выиграла все спецучастки. Как бы ни пытались Honda, Sherco, Husqvarna или любая другая марка, но такой численностью, надежностью техники и мастерством райдеров они похвастать не могут. Несколько лет назад, когда карьеру в мотоклассе завершили Марк Кома и Сирил Депре, выигравшие на двоих десять «Дакаров» подряд, казалось, что наконец-то победная серия KTM прервется. Но нет. Как и в «КАМАЗ-Мастер» пришла хорошо подготовленная и талантливая молодежь: австралиец Тоби Прайс выиграл в 2016-м, а британец Сэм Сандерленд – в 2017-м.

Сумеет ли KTM одержать рекордную 17-ю победу подряд?

Mitsubishi

За всю историю «Дакара» лишь одному производителю удавалось выигрывать в категории внедорожников больше десяти раз и у никого больше – ни у Citroen, Volkswagen, MINI и даже у Peugeot – нет такой долгой и успешной серии как у Mitsubishi. На протяжении 25 лет японская компания со своим флагманским автомобилем Pajero, получившем прозвище «Король пустыни», задавала жару соперникам, выиграв 12 раз.

Первый успех пришел на третьем для Mitsubishi «Дакаре» в 1985-м, когда первый и единственный раз за всю карьеру выиграл француз Патрик Занироли.

Следующего триумфа японцам пришлось ждать целых семь лет. Уж слишком сильна была Peugeot во второй половине 80-х, да и соперники из Porsche и Citroen не упустили своего шанса. Но ожидание того стоило.

В гонке 1992 года три экипажа во главе с Юбером Ориолем прибыли на финиш у Розового озера на трех первых местах. Еще один триумф пришелся на следующий год – выиграл Бруно Саби.

Настоящий разгром конкурентам Mitsubishi устроила в 1997-м. В первой десятке финишировали шесть машин Pajero, заняв четыре первых места под предводительством к Кенджиро Шинозуке, ставшим первым японским гонщиком, которому покорился «Дакар».

В 1998-м квартету Mitsubishi снова не оказалось равных. Шутка ли – финишировавший пятым Жан-Луи Шлессер на багги имени себя уступил восемь часов победителю Жану-Пьеру Фонтани, около двух часов ставшему вторым Шинозуке и обладателю третьего места Саби. Даже ближайшему конкуренту Хироши Масуоке француз проиграл почти два часа.

Впрочем, это было лишь предвестником доминирования, какого категория внедорожников не видела ни до, ни после.

На протяжении семи лет подряд – с 2001 по 2007 год – «Король пустыни» неизменно финишировал первым, в том числе под управлением немецкой гонщицы Юты Кляйншмидт, с победы с которой, собственно, началась эта серия.

Главного успеха на «Дакаре» Mitsubishi добилась в 2002 году, заняв первые восемь(!) мест по итогам гонки.

В 2008 году ралли-рейд был отменен в самый последний момент, а когда гонка перебралась в Южную Америку, японский концерн заменил Pajero на Lancer. Новая машина оказалось сырой, и из четырех экипажей до финиша добрался только один и только на десятом месте. Затем через несколько недель Mitsubishi объявила о том, что сворачивает свою программу в ралли-рейде. Как Honda и Toyota в Ф1, Subaru в WRC, Suzuki и Kawasaki в MotoGP, на фоне мирового кризиса 12-кратному победителю «Дакара» пришлось перераспределить ресурсы.

Несколько лет назад в 2015 году во время визита в Москву Хироши Масуока, продолжающий работать в Mitsubishi Motors, допустил возможность возвращения «Трех бриллиантов» на «Дакар», но дальше разговоров пока не зашло…

КАМАЗ-Мастер

История «Дакара» немыслима без «КАМАЗ-Мастер». За почти 28 лет выступлений «Синяя Армада» стала символом зачета грузовиков главного ралли-рейда планеты. До эпохи российской команды, дебютировавшей в 1990-м, категория тяжеловесов не знала такой грозной силы. Mercedes (пять побед 1982-1986, Tatra (1988, 1994, 1995, 1998, 1999, 2001) и малоизвестная итальянская компания Perlini (1990-1993) доминировали в свое время, но столь богатой и длинной историей успеха похвастать не могут. В этом плане с «КАМАЗ» может потягаться разве что только с KTM из класса мотоциклов.

Спустя два года после основания в 1988-м команда из Набережных Челнов дебютировала на «Дакаре», а в уже в 1991-м заняла два места на подиуме с Владимиром Гольцевым и эстонцем Йоэлем Таммеки, уступив только французу Жаку Юсса на Perlini. При этом до финиша добрались все пять «КАМАЗов», что больше никому не удалось в категории грузовиков в том году.

Первая победа пришла в 1996-м, когда за несколько десятков метров до финиша Виктор Московских на крутом песчаном повороте обогнал на тот момент трехкратного триумфатора «Дакара», чеха Карела Лопрайса на Tatra и таким образом поставил точку в споре за первое место. Но доминирование «Синей Армады» началось несколько годами позже, когда некогда бывший механик Владимир Чагин в противостоянии с тем же Лопрайсом выиграл гонку «Дакар-2000», а спустя два года начал серию из побед, которая продлилась до 2005 года, когда инициативу перехватил второй гонщик «КАМАЗ-Мастер» Фирдаус Кабиров.

Так они и менялись между собой на вершине подиума вплоть до завершения гоночной карьеры в 2011-м, выиграв на двоих восемь из девяти «Дакаров» с 2002-го (отмененный ралли-рейд в 2008-м не в счет).

За это время не покорилась гонщикам «КАМАЗа» только гонка в 2007-м, но так сложились обстоятельства – на пятом этапе лидировавший Чагин попал в тяжелую аварию, налетев в пыли на скорости 100-110км/час на трехметровую кучу камней и перевернувшись несколько раз. Обошлось без трагических последствий, но даже сейчас, когда смотришь на фотографии того, что осталось от грузовика, замирает сердце.

Чагин получил сотрясение мозга, штурман Семен Якубов сломал руку, а механик Сергей Савостин получил компрессионный перелом позвонка. Эвакуацией разбитой машин занялся экипаж Кабирова, Сергей Решетников также не бросил товарищей и потерял полтора часа, остановившись на месте аварии. На трассе осталась только «быстрая техничка» Ильгизара Мардеева, который не мог побороться за победу, но вторым финишировал.

Второе поражение пришлось на 2012 год, когда «КАМАЗ-Мастер» полностью сменила состав, и груз ответственности лег на плечи молодого поколения гонщиков. Переходный «Дакар» получился тяжелым – впервые за 11 лет на подиуме не оказалось ни одного гонщика из Набережных Челнов. Но уже в следующем году «КАМАЗ» вернулся на свои законные позиции и начал новую победную серию: в 2013-м выиграл Эдуард Николаев, в 2014-м – Андрей Каргинов, а в 2015-м –Айрат Мардеев. Причем, в 2015-м гонщики «КАМАЗ-Мастер» оккупировали весь подиум.

В 2016-м вроде бы ничего не предвещало провала, но всем экипажам «КАМАЗа» катастрофически не хватало стабильности и скорости. В результате уверенную победу голландец Жерар де Рой за Iveсo, а финишировавший вторым Мардеев стал единственным представителем «Синей Армады» в первой пятерке.

«Ничего, в следующем году будем злее, вернем своё», – сказал тогда Айрат и оказался прав.

Сам Мардеев-младший из-за проблем в песках и потерянных двух часов не смог отыграться, но Николаев и Сотников принесли «КАМАЗ-Мастер» победный дубль.

Таким образом, за 21 год российская команда одержала 14 побед на «Дакаре», 12 из них с 2002 года. Впечатляющая статистика.

В следующем году «КАМАЗ-Мастер» отмечает 30 лет со дня основания. Было бы красиво одержать 15 викторию в такой юбилей. С одной стороны, должно быть проще, чем в прошлые годы, учитывая, что Жерар де Рой и его команда предпочли отправиться на «Африка Эко Рейс». Но списывать со счетов таких соперников, как Renault, Tatra, «МАЗ» и других гонщиков на машинах Iveco не стоит.

«Дакар» – сложная и непредсказуемая гонка, и ни одна из 14 побед не давалась «КАМАЗу» легко…

Следите за новостями самой знаменитой гонки планеты в новой рубрике «Дакар» на нашем сайте.

SonicTraceClub › Блог › Истории мировых гоночных серий. Dakar.

Ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон «Дакар», основанный французом Тьерри Сабином, проводится с 1978 года. «Дакар» по праву считается самой экстремальной гонкой планеты. Это скорее гонка на выживание, чем традиционное ралли – местность, которую проходят участники намного сложнее, а используемые автомобили — настоящие внедорожники, а не модифицированные седаны, используемые в ралли. Большинство конкурентных участков («этапы» или «спецучастки») проходят по дюнам, грязи, скалам. Дистанция покрытая участниками за день может варьироваться от нескольких километров до нескольких сотен километров.

В гонках «Дакар» принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители, число которых достигает 80 %. В отличие от классических ралли, которые проходят в несколько этапов в разных странах на протяжении года, а победитель определяется по общей сумме очков, на «Дакаре» соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от самого старта до финиша. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.

Читать еще:  Рекомендации по подбору свечей зажигания по автомобилю, рейтинг лучших деталей

Как правило, ралли финишировало в столице Сенегала — Дакаре. Вот уже второй год знаменитое ралли проходит совсем не в Африке, в вдалеке от Дакара, и тем более Парижа. После срыва ралли в 2008 году из-за угрозы терроризма, в следующем году гонки были перенесены в Южную Америку, на территорию Чили и Аргентины. Теперь от прежнего ралли осталось только название, теперь вместо жарких песков Сахары спецучастки ралли проходят в высокогорье Анд.

История ралли «Париж — Дакар».

Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала – авторалли «Париж-Дакар» — стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан-Ницца». Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Спасенный Тьерри Сабин вернулся во Францию глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Он пообещал себе, что разделит это путешествие с максимальным количеством людей. Тьерри Сабин составил сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку, путь начинался в Париже, а заканчивался у бывшей резиденции французского генерал-губернатора на западе черного континента, т.е. по плану Сабина из Европы маршрут шел в Алжир и далее, в конечном счете, приводил участников в Дакар. Его замысел быстро воплотился в жизнь.

В первый раз на старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках, всего 182 участника. Испытания начались 4-километровым прологом около военного лагеря в окрестностях Орлеана. Общая протяженность маршрута составила 8500 километров, из которых 3169 километров пришлись на 8 спецучастков. Больше всего километров участникам пришлось преодолеть во второй день – 2370 километров из Алжира в Таманрассет, но, а самый протяженный спецучасток – 834 километра был на пути из Таманрассета в Агадес. 8 января 1979 года в Гоа был единственный день отдыха.

Испытание для всех было очень серьезным! Дело в том, что в те времена ассистента практически ни у кого не было, а если и была техническая поддержка, то запчастей у них было минимальное количество. Гонщики участвовали практически без специального обмундирования, на сегодняшний день можно сказать, что в те дни подготовка к гонкам, а так же оборудование было примитивным. Тем не менее, до Дакара 14 января добралось треть стартовавших участников – 74 участника.

Маршрут гонки не раз менялся. До 1988 года включительно участники шли по маршруту Франция (Париж) – Алжир – Сенегал (Дакар). В 1988 году в гонке приняли участие 603 команды, и этот рекорд держался до 2005 года. В 1989 году по политическим причинам гонка пошла в обход Алжира через Ливию и Тунис. В 1990 обошлись без Туниса – участники переправлялись из Франции сразу в Триполи. В 1991 был повторен маршрут предыдущего года.

В 1992 гонка впервые с момента ее создания прошла через всю Африку с севера на юг и финишировала не в Дакаре, а в южноафриканском Кейптауне. В 1994 гонка впервые была сделана закольцованной: Париж — Дакар — Париж. В 1995 старт ралли впервые был дан не из Парижа, а из испанской Гренады. В 1996 повторили тот же вариант.

В 1997 году участники ралли сконцентрировались на африканском континенте. Гонка прошла по кольцевому маршруту из сенегальского Дакара в Нигер и обратно.

В 2000 был один из самых «приключенческих» (в негативном смысле этого слова) «Дакаров». Гонка проходила с запада на восток Африки по маршруту Дакар — Каир. Но по прибытии в Нигер поступили угрозы теракта в отношении участников ралли. Сначала было решено устроить незапланированный 5-дневный перерыв, а потом организаторы гонки приняли решение не рисковать, и в итоге практически через весь Нигер всех участников гонки и их транспортные средства перевезли самолетом – для этого был использован гигантский Ан-124. Эффектный финиш ралли-рейда был устроен у подножия великих египетских пирамид. Ралли 2000 года стала второй гонкой в истории «Дакара» с финишем не в самом Дакаре.

Ралли «Париж — Дакар» знает и немало трагических случаев гибели гонщиков: На «Дакаре-1982» Марк Тэтчер, сын премьер министра Англии Маргарет Тэтчер, пропал без вести на 6 дней вместе со своим штурманом Шарлот Верни и механиком. В ходе масштабной поисковой операции их белый Пежо 504 был замечен с алжирского военного самолета 50 км в стороне от маршрута ралли. Тэтчер, Верни и механик не пострадали. Ралли-рейд «Дакар-1986» вошла в историю тем, что 14 января в вертолетной катастрофе погибли основатель «Дакара» Тьери Сабин и с ним еще четыре человека, В целом же за всю историю пустынного марафона погибли уже 50 человек, в том числе 24 спортсмена.

Однако, несмотря на опасности, каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в «Париж-Дакаре», по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придётся преодолеть на пути к финишу. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости.

«Дакар» открыт практически для любых желающих, даже не спортсменов, а просто любителей, ищущих приключений. И тут как говорится, кто на что горазд. Бывают чудаки, которые, как и раньше, едут на абсолютно серийных автомобилях, лишь оборудованными необходимым минимумом с точки зрения безопасности – каркас, сиденья с ремнями безопасности, система пожаротушения, вот собственно и все. Но те же, кто хотят приблизиться к лидерам, по крайней мере, в техническом плане, ищут технику посерьезней.


DAKAR-2020. Самые яркие эпизоды

В этот раз КИНОЗАЛ решил приобщить вас к жанру документалистики. А отличается он от игрового кино тем, что сценарий здесь прописан не диванными умниками, а самой жизнью, порой на грани смерти. а иногда и за ней.

В 70-х годах европейское общество переживало “золотой век” и граждане развитых стран тосковали по приключениям. Одним из способ развлекаться стали заезды на севере Африки. В заезды был вовлечен узкий круг любителей, но призовые можно было получить уже тогда. Менеджеры занимались организационными вопросами, а спонсоры обеспечивали финансовую поддержку.

Одним из таких “любителей” был 28-летний гонщик Тьерри Сабин, гоняющий по пескам Африки на своем байке. В 1977 году, участвуя в ралли, он заблудился в пустыне площадью 400 тыс. квадратных километров.

Как гонщик выбрался — вопрос остался открытым. Известно лишь, что ему помогли местные аборигены, но факт чудесного спасения из дикой пустыни стал сенсацией, а сам Тьерри превратился в медийную личность. Все эти факторы стали поводом для размышления среди сообщества гонщиков и спонсоров. Чутье и расчеты подсказывали, что масштабная гонка может быть интересна широкой аудитории. И оно их не обмануло! В конце 1978 года был разработан маршрут и концепция гонки с ежедневными заданиями, на которую записались гонщики со всего мира.

Так родилась самая безумная раллийная гонка на планете «Париж — Дакар».

Сабин погиб, когда его вертолёт потерпел катастрофу во время внезапной песчаной бури в дюнах в Мали. Это случилось 14 января 1986 года.

Начиная с «Дакара-2009» и до «Дакара-2019» гонки проходили на территории стран Южной Америки. А в 2020 году маршрут ралли впервые проложен в Азии, по территории Саудовской Аравии.

Эпизод первый. Откуда, куда.

Эпизод второй. . почем?

Комментирует москвичка Анастасия Нифонтова, ставшая первой женщиной, прошедшей ралли «Дакар» в 2019-ом без техподдержки и механиков.

В ралли-рейде принимают участие профессиональные спортсмены и заводские команды, но большая часть участников — любители, их число достигает 80 %. На «Дакаре» с 1981 года нет абсолютного зачёта, а победители соревнования выявляются в своих классах, сейчас это: автомобили, мотоциклы, квадроциклы, багги на мототяге и грузовые машины.

Эпизод третий. Экзотика

Иногда участники привозят на ралли такие экземпляры своей техники, что ни в сказке сказать. А лучше просто увидеть.

10 самых невероятных машин, когда-либо участвовавших в ралли будут представлены вам для просмотра в конце этого поста. А сейчас глянем на экзотику «Дакара- 2020».

Китайский гоночный клуб Qianan Jiu Jiang Landsail Racing Club вывел на «Дакар» три китайских лимузина!

Несмотря на то, что в «Дакаре» прошлых лет участвовал настоящий Ролс-ройс, тогда он был в единственном экземпляре. Гоночные же автомобили с номерами 340, 363 и 373 выглядят не менее внушительно, как лимузины Hongqi CA770 середины 1970-х. Согласно интервью, которое команда провела с голландским телевидением, автомобили с карбоновым кузовом и двигателем Chevrolet LS V8 не имеют ничего общего с их правительственными копиями, что, вероятно, является лишь плюсом для гоночного автомобиля, ведь оригинальные CA770 были основаны на американских автомобилях Imperial 50-х годов прошлого века.

Эпизод четвертый. Алонсо.

«Дакар-2020» войдет в историю еще и потому, что в нем первый раз принял участие Чемпион мира, причем двухкратный, из Формулы 1 Фернандо Алонсо.

До сих пор экс-пилотов Формулы 1, выигравших «Дакар», было всего два. Это бельгиец Джеки Икс, победивший здесь в 1983 году, и Жан-Луи Шлессер, который побеждал в гонке дважды: в 1999 и 2000 годах, стартую на автомобиле собственной конструкции.

Но у титулованного новичка нет никаких иллюзий. Алонсо считает, что до сих пор в его карьере не было равного по сложности испытания. И несмотря на то, что стартовал он на пикапе Toyota Hilux вместе со своим соотечественником и пятикратным победителем «Дакара» штурманом Марком Кома, задача у экипажа простая — добраться до финиша.

Интуиция не подвела Чемпиона Формулы -1. Сказать, что гонка стала сложной для экипажа, не сказать ничего.

Машина гонщика перевернулась съезжая с дюны на 10-м спец участке ралли-марафона «Дакар», экипаж потерял около часа и откатился на 14-е место в зачете, пребывая до этого на девятом.

Несмотря на стойкость и мужество экипажа продолжить гонку, машина впоследствии встала. в отличие от людей.

И единственное, что мог произнести после этого этапа знаменитый испанец:

— Мне очень повезло, что я продолжаю участие в “Дакаре”, мы ведем тяжелую гонку и не сдаемся. Но мы приехали сюда не ради прогулки, я стараюсь выигрывать спецучастки. Сегодня я хотел выиграть этап. Может не получиться, но не пытаться нельзя. Сегодня я пытался.

Алонсо со своим штурманом добрались таки до финиша, заняв в общем зачете среди машин 13-ое место. И можно сказать, им еще повезло.

В отличие от гонщика на мотоцикле 40-летнего португальца Паулу Гонсалвеша.

Эпизод пятый. Смерть на «Дакаре»

Новость о смерти 40-летнего Паулу Гонсалвеша стала шоком для участников «Дакара». Он был одним из людей, отражающих саму суть этой гонки – терпеть лишения в пустыне, чтобы добраться до цели. Паулу не был звездой мира спорта, он лишь из раза в раз хорошо выполнял свою работу, заслужив уважение соперников и собрав немалую коллекцию трофеев в самых разных гонках.

Читать еще:  Как снять и установить насос гур на маз: подробная инструкция по снятию и установке агрегата с видео

В 20:00 воскресного вечера в паддоке наступила минута молчания.

С 2015 года на «Дакаре» не было ни одного смертельного случая с участниками. Но легендарная гонка вновь напомнила, сколь опасной является – будь то в Африке, Южной Америке или на Аравийском полуострове.

С 1979 года, когда рейд-марафон прошел впервые, его жертвами стали уже 29 гонщиков и 42 других человека – в их числе зрители, журналисты и организаторы. В связи со смертью португальца следующий этап для мотоциклистов был отменен.

Но как поется в одной известной песне — От печали до радости. ехать и ехать.

Эпизод шестой. Show Must Go On

Об английском мотогонщике, борющемся с опухолью мозга и другими событиями девятого этапа.

Алонсо здесь был еще в десятке сильнейших. В конце ролика — интересный сюжет о спасателях-сенбернарах «Дакара», собирающих брошенную технику.

Было бы не справедливо не отметить в этой гонке в соревнованиях среди грузовиков заводскую комаду КАМАЗ, прописан в ралли аж с 1996 года, и которая уже в шестнадцатый раз победила на Дакаре.

Причем на подиум, заняв первое и второе место попали сразу два российских экипажа Андрея Каргинова и Антона Шибалова.

© kamazmaster.ru Безоговорочная победа «КАМАЗа» на «Дакаре»

И это не удивительно, когда на «Дакаре» словно существуют два мира: в первом соревнуются автопроизводители с огромными бюджетами, мощными дорогими прототипами, к примеру, один победный в 2019-м Hilux от «Тойоты» обходится в 500 тысяч евро, а годовые траты «КАМАЗа» на команду – 11 миллионов.

Во втором — маленькие частные коллективы и личные заявки: одиночки-любители фактически вынуждены концентрироваться в классе почти стоковых багги , Original by Motul мотоциклах или садиться за руль гоночных техничек.

Но на «Дакаре- 2020» все же случилось чудо.

Эпизод седьмой. Историческая победа любителя

32 года каждый рейдовый день на первом месте завершали представители заводских команд, но на восьмом этапе «Дакара-2020» все изменилось. В дело вступил Матье Серрардори на багги собственной разработки со своей частной командой SRT – он привез четыре минуты ближайшему конкуренту от автоконцерна и завершил спецучасток на первом месте. И это реально чудо, произошедшее за последние 32 года гонок.

«Мы не атаковали наравне с лидерами с первого же дня, – рассказал после финиша Матье. – Мы могли бы, но решили проявить осторожность и не упираться. Именно поэтому выстрелили сейчас».

Но на самом деле именно от француза и стоило ожидать подобного сюрприза: багги SRT отметился в топ-5 уже на втором этапе и не выпадал из топ-8 на протяжении всего рейда. Для «Дакара» с царящими здесь «Тойотами», «Пежо», «Мини» и другими заводскими командами подобный прорыв – настоящее эпохальное землетрясение.

Давайте еще раз вспомним самые яркие кадры этого многодневного сериала бесконечной авто-мото саги под названием «Дакар».

Эпизод восьмой финальный.

Ну, а что же наши.

Украина имеет свой след в истории самого известного ралли на планете. Шесть лет подряд нашу страну в ралли-рейде представляла команда Sixt Ukraine, основателем и пилотом которой являлся Вадим Нестерчук. Первый старт украинцы на «Дакаре» должны были сделать в 2008 году, но заезд был отменен. Лучший результат украинцы продемонстрировали в 2013 году, когда заняли 10-е место в категории Т1.1 и 26-е в «абсолюте». В следующем году команда ставила задачу улучшить результаты, но во время подготовки к ралли «Шелковый путь-2013» в Объединенных Арабских Эмиратах 42-летний Вадим Нестерчук трагически погиб в пустыне от теплового удара и обезвоживания организма.

Еще один украинский след в истории «Дакара» оставил Вадим Притуляк по прозвищу «Хохол». Прожив более 20 лет в Казахстане бывший спецназовец ГРУ вернулся в Украину, а в 2011 году принял участие в знаменитом ралли, поставив перед собой задачу – стать первым мотогонщиком из СНГ, кому удалось пройти всю дистанцию. И ему это удалось! Позже Притуляк презентовал собственную книгу «Мой Дакар. История одной гонки длиною в жизнь…».

В этом году на «Дакаре» украинцы не выступали.

И обещанное ранее видео

Документальный киножурнал смонтировал и показал

9 знаменитых автогонок мира

22 июля 1894 года в Париже стартовали первые в мире автомобильные гонки. На своих машинах участники должны были проехать по заданному маршруту до Руана за 12 часов, Данный заезд считается официальной датой рождения как такового и специально к этой дате « КП » подготовила подборку самых известных мировых скоростных соревнований.

«Королевские гонки» «Формула-1»

Гонки чемпиона «Формула-1», пожалуй, первое, что вспоминает каждый, когда речь заходит об автоспорте. Существуют они с 1950 года. «Формула-1» проводится каждый год и состоит из нескольких этапов, имеющих статус гран-при. При этом очки за победы начисляются не только пилотам, но и производителям автомобилей в рамках «Кубка конструкторов». . Команды, участвующие в соревнованиях используют болиды собственного производства. Таким образом, для победы необходимо не только найти не только быстрых пилотов, но и четко организовать процесс обслуживания машин. Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле-1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей. Именно в «Формуле-1» рождались настоящие легенды автоспорта. Самый известный из них, пожалуй, Михаэль Шумахер – семикратный чемпион мира, получивший прозвище «Красный барон». По мастерству же ни имеющим себе равных считается Айртон Сенна. По итогам опроса, проведённого британским журналом Autosport среди бывших и действующих участников чемпионата «Формулы-1», Сенна был признан лучшим гонщиком в истории соревнований. Всего за десять лет выступлений он выиграл более 40 гонок и установил рекорд по числу поул-позиций. Он получил от прессы прозвище «Волшебник»

2. 24 часа Ле-Мана.

Гонка «24 часа Ле- Мана » появилась в 1923 году неподалеку от французского города Ле-Ман. Это автосоревнование считается старейшим из существующих в наши дни. Цель автогонки выявить не только самый быстрый автомобиль, но и самый выносливый. Как на дорогах, так и на специальных площадках . Протяженность кольца составляет 13 километров. Пилоты кружат по нему целых 24 часа, правда по нынешним правилам им разрешено меняться. Каждым авто должно управлять не менее трех пилотов. Как и любой другой вид соревнований, Ле-Ман имеет свои особенности. Например, старт заездам французским флагом. В конце гонки маршалы размахивают флагами, приветствуя победителя. Легендами гонки стали Жаки Икс, одержавший тут 6 побед и датчанин Том Кристенсен, в копилке которого 8 побед. Ле-Ман известен не только победами, но и трагедией, после которой его прозвали смертельной гонкой. В 1955 году во время прохождения соревнований будущий чемпион мира Майк Хоторн сделал ошибку. Он неожиданно повернул машину к бордюру, где его ждали механики. Сзади шел Mercedes 300 SLR, которым управлял Пьер Левега . Он уже не успевал объехать соперника. В результате его автомобиль вылетел за ограждения и врезался в толпу зрителей. Было убито 83 человека, а еще 120 получили ранения. Пилот вылетел из машины и погиб от удара о землю.

3. 500 миль Индианаполиса.

Эта самая известная автогонка, проходящая в Америке . Местом ее проведения является стадион под названием «Старая кирпичница» в Индианаполисе. Проводятся соревнования еще с 1911 года, позже трасса была выложена кирпичами, что и дало ей такое название. Она проходит каждый год в последнее воскресенье мая, накануне Дня поминовения. Длительность круга составляет 4 километра. Запомнилась тем, что на ней в 1911 году выиграл американец Рэй Хэрроун, получивший весомую премию в 10 тысяч долларов. Перед стартом играют гимн США и неофициальный гимн Индианы. В честь победы, по старой традиции, тут выпивают стакан молока и целуют заветную кирпичную полосу. 24 часа Нюрбургринга

4.Ралли Дакар.

Традиционно старт гонки начинался в Париже, а финиш располагался в Дакаре , самой западной точке Африки . Однако сперва старт переносился в другие города, а затем с 2009 года соревнования вообще начали проходить в Южной Америке. В настоящее время в гонке участвуют мотоциклы, легковые автомобили и грузовики. Покрытие дорог в этом ралли очень разнообразное – камни, песок, твердый грунт, солончаки. Сама гонка является очень опасной – участники сталкиваются друг с другом, пропадают без вести и сбивают местных жителей.

5. 24 часа Нюрбургринга.

Гонка проходит на Северной петле Нюрнбургринга. Длинна составляет 22-25 километров. 24 часовой заезд стартует обычно в мае или июне. На старт выходит 220 машин, из-за чего он осуществляется в три этапа. Число гонщиков может превышать 800 человек. Это связано с тем, что каждой машиной могут управлять до 8 человек. В истории гонки встречались случаи, когда победу одерживала и женщина.

6. 24 часа Дейтона.

Гонка является одной из главных в США. Она проходит каждый год в Дейтона -Бич, в штате Флорида на специальной трассе. Особенностью этих соревнований является то, что пилоты едут по полностью закрытой трассе, здесь не используются городские улицы. Проходит гонка в конце января-начале февраля. В настоящее время всем победителям вручают стальные часы от главного спонсора фирмы Rolex.

7.24 часа Спа.

Бельгийский автодром Спа-Франкоршам известен ежегодной 24-часовой автогонкой. Впервые она состоялась в 1924 году. До 1979 года соревнования проходили на 14-километровом кольце, а после реконструкции длина трассы уменьшилась вдвое. Суточная гонка входила в состав легковых и спортивных машин. С 2010 года гонка проводится в рамках Чемпионата Европы GT2. В 1971 году в марафоне приняли участие три советских Москвича-412. Отечественные автомобили заняли два последних места, уступив даже представителям более «младших» групп. Наиболее популярными автомобилями у участников этих гонок являются BMW.

8.Ралли Монте-Карло.

Эти раллийные соревнования проходят в живописной Французской Ривьере на юго-востоке Франции . Победа в этих гонках является весьма престижной. Трасса полна крутыми горными поворотами. В настоящее время гонка проходит в середине января и входит в календарь Чемпионата мира по ралли. Мощные и большие машины тут бессильны перед маленькими . Благодаря крутым поворотам и системе гандикапов в середине 1960-х тут царили маленькие Mini Cooper S. Самым зрелищным спецучастком является Turini – машины тут соревнуются в темное время суток, что дало название событию «Ночь длинных ножей».

9.Ралли 1000 озер.

Впервые гонка прошла в 1951 году. Изначально в ней участвовали только финны. С течением времени она стала очень популярна в Северной Европе. Название автогонки связано с местностью, где она проводится. Гоночная трасса прилегает среди озер , невероятно красивой природы. На этапе Оунинпохья машины совершают большие по высоте и расстоянию пряжки. Благодаря отметкам на обочине болельщики могут замерить длину прыжка. Ралли 1000 озер популярна не только среди болельщиков, но даже и среди участников, которые неоднократно выбирали гонку в номинации «Ралли года».

Ссылка на основную публикацию