Подходит ли масло для двигателя для замены смазки в коробке передач?

Подходит ли масло для двигателя для замены смазки в коробке передач?

Leshiy784 › Блог › Масло в коробку…какое?

Многие задают вопрос: какое масло заливать в коробку 08-09?

Попробую ответить научно.

Для чего в коробке масло? Правильно. В коробке передач есть шестерни, они установлены на валах. Валы и шестерни вращаются в подшипниках. Подшипники и зацепляющиеся шестерни необходимо смазывать. Выбор масла зависит от условий, в которых работают трущиеся пары. Для большинства наверное не секрет, что в коробках применяются косозубые цилиндрические передачи. В них две шестерни контактируют друг с другом посредством зубьев и этот контакт имеет плоскостно-неподвижный характер. Это означает, что если два зуба вошли в зацепление, то они неподвижны относительно друг друга до момента расцепления. В этом собственно и заключается главное отличие их от гипоидных передач, которые имеют точечный контакт, однако в силу особенности конструкции у них появляется продольное скольжение зубьев, которое вызывает сильнейшие контактные напряжения (3-4 ГПа против 1-1.5 ГПа у цилиндрических) и резко ухудшает условия смазки.
Большие удельные давления и значительное продольное скольжение разрушают масляную пленку в зоне контакта и это может приводить к заеданию (схватыванию) металла трущихся поверхностей.
Указанный недостаток гипоидных передач обычно устраняется применением более вязких масел со специальными присадками (активная сера и др.), которые обеспечивают высокую прочность масляной пленки, и специальным фосфатированием шестерен.
Масла, применяемые в гипоидных передачах, (трансмиссионые) содержат все те же добавки, что и обыкновенные моторные масла — противоизносные, противозадирные, вязкостно-температурные, противокоррозионные, антивспенивающие и др., только немного в разных пропорциях.
Для упрочнения масляной пленки в масло добавляют соединения хлора, фосфора, серы и цинка, которые при большом давлении и высокой температуре образуют прочные пленки оксидов. Кроме того, трансмиссионные масла — высокомолекулярные соединения, содержащие большое количество смолистых веществ, поэтому с понижением температуры их вязкость резко увеличивается. Это вызывает значительные потери мощности в механизмах трансмиссии, особенно при трогании машин с места. Велики потери мощности в трансмиссии зимой, когда вязкостно-температурные свойства масла не соответствуют необходимым требованиям, что приводит к увеличению расхода топлива. Для устранения этого недостатка применяют специальные присадки-депрессоры. Подробно останавливаться на добавках я не буду, смысл не в этом.

В соответствии с международной системой API трансмиссионные масла подразделяются на группы:
GL-1 (ТМ-1 по ГОСТ), (SAE 75W) — применяются в прямозубых, конических, червячных передачах, при давлениях до 1600 МПа, до 90 ‘C
GL-2 (ТМ-2), (SAE 80W/85W) — применяются в прямозубых, спирально-конических и т.п. передачах, при давлениях до 2100 МПа, до 120 ‘C
GL-3 (ТМ-3), (SAE 90) — то же, до 2500 МПа, до 120 ‘С
GL-4 (ТМ-4), (SAE 140) — различные трансмиссии, включая гипоидные, до 3000 МПа, до 150 ‘C
GL-5 (ТМ-5), (SAE 250) — гипоидные передачи, свыше 3000 МПа, свыше 180 ‘C
GL-6 (ТМ-5) — гипоидные передачи, работающие в очень тяжелых условиях. Содержат высокоэффективные противозадирные и противоизносные присадки.
Таким образом, масло, которое необходимо заливать в коробку переднеприводных автомобилей, по условиям эксплуатации должно соответствовать группам GL-3 или GL-4. Так откуда взялась рекомендация завода заливать в коробку моторное масло?
Дело в том, что моторные масла по уровню эксплуатационных свойств находятся в группах не выше GL-1 и GL-2. К моменту начала выпуска переднеприводных автомобилей 2108 — 1984 г. в Советском Союзе не производилось в достаточном количестве масел, удовлетворяющим необходимым свойствам. Самым распространенными для легковых авто были моторные М5з, М6з, М8з и т.п. и трансмиссионное ТАД-17, замененное впоследствии ТАД-17И. ТАД-17 (ТАД-17И) соответствует группе GL-5.
Таким образом, из двух зол было выбрано меньшее. Излишне вязкое масло в большого объема коробке приводило к слишком большой нагрузке на синхронизаторы и значительным механическим потерям, особенно зимой.

Но… времена идут, появились новые сорта, стали доступны импортные фирменные масла и рекомендации специалистов изменились. Сам завод внедрил у себя на сборочном производстве масло для первой заправки агрегатов трансмиссии ТМ 5-9П.
Это масло используется только на заводе и не поступает в торговлю. По рекомендации завода это масло не требует замены в КПП переднеприводных в течении 75 тыс. км. Обращаю внимание, на классике и полноприводных авто это же масло подлежит замене после приработки, после пробега 2000-3000 км. В продаже можно встретить предназначенное для коробок 08-099 масла ТСп-10 (ТМ-3-9), ТСп-15к (ТМ-3-18), Тап-15в (ТМ-3-18), ТСз-9гип (ТМ-4-9з), «Рексол Т» SAE 80W-85 API GL-4, «Волнез ТМ 5-12», среди импортных — любые масла, на банках которых стоит классификация по классам GL-3, GL-4 и есть уверенность в том, что это не подделка.

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

Главная страница » Полезное » Чем отличается моторное масло от трансмиссионного

Чем отличается моторное масло от трансмиссионного

Сервисное обслуживание автомобиля предполагает диагностику всех его узлов, а также периодическую смену расходных деталей и технических жидкостей. Чаще всего автолюбителям приходится менять моторное масло, жидкость для трансмиссии не нуждается в столь частой замене.

Несмотря на то, что оба состава относятся к категории смазочных масел, их свойства различаются. Путать эти два материала для смазки нельзя.

Для чего используется масло

В современных транспортных средствах применяется несколько видов масла. Оно разделяется по назначению:

  • моторное —применяется в ДВС;
  • трансмиссионное — необходимо для работы коробки передач;
  • гидравлическое — предназначено для механизмов, работающих под высоким давлением (применяются в ГУР);
  • промывочное — используется для промывки силового агрегата от остатков отработанной смазки.

Смазочные материалы, используемые в автомобилях, необходимы для снижения энергетических потерь на трение (они могут «съедать» до четверти развиваемой мотором мощности) и уменьшения износа трущихся элементов конструкции. Масло защищает детали от появления коррозии, очищают и охлаждают поверхности.

Основные функции автомобильных смазок:

  • предотвращение сухого трения деталей путем создания на поверхности маслянистой пленки;
  • отвод тепла от трущихся узлов;
  • недопущение коррозионных явлений;
  • вывод продуктов износа.

Одновременно от масла требуется совместимость с материалами уплотнений, малая летучесть, стойкость к внешним воздействиям, а также максимальная экологичность. Оно должно сохранять в течение длительного времени стабильные характеристики. К некоторым видам смазок предъявляются дополнительные требования.

Важно! Все допуски для смазочной жидкости, которую можно заливать в двигатель автомобиля или трансмиссию, обычно указываются в технической документации на него.

Любые транспортные средства имеют свои конструктивные особенности, эксплуатируются в различных условиях, поэтому к расходным материалам предъявляются разные требования.

Многие автолюбители не видят различий между моторным и трансмиссионным продуктом. Однако они есть, и при том — существенные.

Масло для двигателя автомобиля

Жидкость, применяющаяся для смазки элементов двигателей внутреннего сгорания (в районах камеры сгорания цилиндра, сопряжения «цилиндр-поршень» и картера), называется моторным маслом.

Она представляет собой смесь базового масла (до 85%) и необходимых для придания продукту определенных свойств присадок. Эти добавки обладают различным действием:

  • антиокислительным;
  • моющим;
  • антикоррозийным;
  • противоизносным;
  • диспергирующим и др.

Обычно используются готовые комплексы присадок. При этом важно, чтобы не было антагонистического эффекта между разными компонентами.

Классификация по составу

В зависимости от основы смазки (способа ее производства и состава) масло может быть минеральным, синтетическим и полусинтетическим.

Минеральное

Представляет собой продукт перегонки сырой нефти, очищенный от вредных включений, в результате чего повышается химическая устойчивость и стойкость к коррозионным процессам. Достаточно дешево стоит, но его функциональные характеристики можно считать лишь удовлетворительными.

Синтетическое

Для получения синтетической смазочной жидкости применяется синтез органических соединений (ПАО (полиальфаолефинов), гликолей, сложных эфиров и т.д.). Производят синтетическое масло и из нефтепродуктов (существует технология выработки смазки даже из природного газа), но с применением более глубокой переработки.

Синтетика характеризуется гораздо более высокой стабильностью, лучшими температурно-вязкостными параметрами и более длительным эксплуатационным сроком. Однако и цена такого продукта — соответствующая.

Полусинтетическое

Полусинтетика производится из смеси минерального базового масла с добавлением синтетических компонентов. При этом содержание минеральной составляющей в ней доходит до 70. 80%. Такая смазка обладает рядом преимуществ по сравнению с минералкой. Она стоит дешевле синтетического аналога.

Классификация по вязкости и сезонности

Одни из важнейших характеристик моторного масла — его вязкость и температурная зависимость. Для описания соответствия температурно-вязкостных параметров смазки требованиям двигателей используется международная классификация SAE. Классы масла по ней представлены на фото.

В соответствии с этим стандартом моторное масло подразделяется на три категории: летнее, зимнее и всесезонное. Сегодня наибольшим спросом среди владельцев техники пользуется именно всесезонный продукт, использование которого позволяет эксплуатировать транспортное средство круглогодично.

Для разделения жидкостей по эксплуатационным свойствам применяют классификацию API.

Европейской ассоциацией автопроизводителей разработана классификация ASEA. По ней моторное масло подразделяется на три категории:

  • А/В — смазка для бензиновых/дизельных силовых агрегатов легковых автомобилей.
  • С — экологически безопасное масло для бензиновых и дизельных двигателей, которое можно использовать с катализатором и сажевым фильтром.
  • Е — масло для тяжелых грузовиков.

Масло для трансмиссии

Эта жидкость необходима для смазывания различных механизмов: коробки передач, раздаточной коробки, рулевого механизма, редукторов. Она так же, как и моторная, должна меняться через оговоренный автопроизводителем регламентированный период.

Отличие лишь в том, что интервал замены в данном случае существенно больше, что определяется отсутствием ряда негативно влияющих факторов: высоких температур, продуктов сгорания и т.д.

Читать еще:  Замена натяжителя форд фокус 1

Условия, при которых эксплуатируется трансмиссионная жидкость, отличаются от условий работы моторного масла. Она не контактирует с горячей поверхностью камеры сгорания мотора и с продуктами сгорания топлива. Но работа масла осуществляется при значительных скоростях скольжения сопряженных узлов и повышенном контактном давлении.

Основные требования к таким смазкам: хорошие противоизносные и противозадирные характеристики. Они должны подавлять вибрации, снижать уровень шума и смягчать ударные нагрузки. Именно эти качества относятся к основным, если речь идет о трансмиссионном масле.

Состав подбирается таким образом, чтобы при высоких давлениях и температуре могла образовываться пленка, которая предохраняет металлические детали от схватывания при контакте и задирания микроскопических неровностей.

Остальные свойства, которые требуются от смазки, идентичны тем, которыми обладает моторный аналог: стабильность, способность уменьшать коэффициент трения, снижать износ деталей, отводить тепло, выводить продукты износа, предохранять от появления ржавчины.

Трансмиссионное масло, в точности, как и масло для двигателя, классифицируется по вязкости, видам и назначению.

По виду трансмиссионное масло может быть, как и для ДВС, минеральным, полусинтетическим и синтетическим. Для улучшения эксплуатационных характеристик используются аналогичные применяющимся в обычных моторных смазках присадки, но немного в других пропорциях.

Однако в дополнение к ним вводятся специальные компоненты, позволяющие обеспечить функционирование механизма в условиях большой нагрузки на детали и значительного продольного скольжения.

На сегодняшний день основными стандартами для классификации масла считаются API, SAE и отечественный ГОСТ.

Примерное соответствие масла, классифицирующегося различными способами, представлено на фото.

Сегодня единой классификации трансмиссионных смазок, так же, как и моторных, не существует. Однако в последнее время в европейских странах все большим авторитетом у изготовителей масла пользуется стандарт ZF TE-ML.

Его разработала компания Zahnradfabrik Friedrichshafen, производящая двигатели и коробки передач для автомобилей. В соответствии с этой классификацией используется маркировка ZF TE-ML (01. 14), которая предназначена для описания классов вязкости, видов и качественных показателей масла.

Масло для механической коробки и АКПП отличается. Смазочная жидкость для автоматической трансмиссии маркируется аббревиатурой ATF. Индекс в маркировке указывает на класс масла (чем больше данная цифра, тем выше класс продукта).

В отличие от масла для обычной трансмиссии, такая смазка служит рабочей жидкостью в гидросистеме управления, она смазывает и отводит тепло от фрикционных элементов.

Важно! Некоторые производители (например, немецкие) рекомендуют заливать в ручные КПП масло, предназначенное для автоматической коробки.

Масло для автоматических трансмиссий и вариаторов необходимо подбирать строго по допускам производителя. Иначе может произойти преждевременный выход из строя механизма АКПП.

Смешивать разные виды масел для коробки передач также нельзя. В противном случае можно добиться вспенивания жидкости и получения осадка в виде твердых отложений. Особенно губителен такой эксперимент будет для АКПП, где печальные последствия станут заметны уже через сто километров пробега.

Являются ли масла для двигателя и коробки взаимозаменяемыми

Неопытному автолюбителю может показаться, что изготовленные из одной основы жидкости можно использовать и для трансмиссии, и для заливки в двигатель. Однако нагрузки и принцип работы механизмов трансмиссии кардинально отличаются от условий, в которых эксплуатируется двигатель внутреннего сгорания.

К тому же различие в химическом составе и, соответственно, разные характеристики (например, вязкость) не позволяют быть смазкам взаимозаменяемыми

Масло, предназначенное для заливки в трансмиссию автомобиля, не может работать в условиях повышенных температур, в которых эксплуатируется мотор. При попадании его в среду, где температурные значения превышают отметку 150 градусов, оно начинает выгорать.

В результате образуется накипь, которая оседает на детали силового агрегата. Может произойти выдавливание сальников. При попадании трансмиссионки в коллектор впуска загрязнится дроссельная заслонка.

Итогом такого эксперимента для автовладельца станет капитальный ремонт двигателя. Причем для этого достаточно попадания в двигатель даже небольшого количества трансмиссионной смазки (100. 200 мл).

Аналогично, заливая в коробку передач моторное масло, нужно готовиться к повышенному износу деталей и скорому выходу механизма из строя. Особенно это касается минеральной смазки для деталей двигателя.

Важно! В старых автомобилях заливка в двигатель трансмиссионного масла может сказаться менее болезненным образом на состоянии мотора. В современной же технике печальные последствия ожидают хозяина очень быстро.

Однако в определенных обстоятельствах, когда, например, необходимо срочно залить смазку в КПП, а под рукой есть лишь моторное масло (и наоборот), можно использовать этот вариант, но лишь для того, чтобы доехать до ближайшей станции технического обслуживания.

Там следует полностью удалить временно использующуюся жидкость, произвести очистку системы промывочным средством, после чего залить подходящий продукт. В этом случае кратковременное применение неправильного смазочного материала допускается. Иначе автомобиль просто не сможет доехать до сервиса.

Важно! В случае, если автопроизводителем разрешено использование в трансмиссии моторного масла, следует ориентироваться на эти данные.

Следует отметить, что для удобства потребителя производители стали выпускать универсальные смазочные материалы для моторов, трансмиссий и гидравлических систем. Однако применяются они лишь для спецтехники и промышленных агрегатов.

Исключая чрезвычайные ситуации, когда особого выбора масла нет, использовать продукты не по назначению не следует. Только грамотно подобранные расходные жидкости помогут продлить жизнь транспортному средству. К тому же сегодня есть большой выбор специально предназначенных для каждой системы материалов.

Масло для механической коробки передач – как сделать правильный выбор

Механическая коробка передач любого автомобиля – это очень сложная система с множеством постоянно движущихся деталей.

Эти валы, шестерни и подшипники тесно контактируют друг с другом. Для более плотного сцепления многие из этих деталей имеют сильно рифлёную поверхность с большим количеством зубчиков. Так как в процессе движения автомобиля коробка передач подвергается очень высоким нагрузкам, то все детали трансмиссии могут подвергаться повышенному риску износа.

Чтобы существенно снизить интенсивность износа, в коробку передач, независимо от марки и класса автомобиля, добавляют специальную жидкость – масло для «механики». И именно на этом этапе перед большинством автомобилистов встаёт вопрос: какое масло лучше всего заливать в МКПП.

Проблемы, которые решает своевременная замена масла

Вовремя проведённая замена масла обеспечит предотвращение износа всех поверхностей составляющих трансмиссии, появления очагов приваривания металлических частей и образование задиров.

Масло – это вязкая субстанция, которая обволакивает все детали, покрывая их тонкой защитной плёнкой и выполняя следующие функции:

  • Понижение трения всех комплектующих имеющихся в трансмиссии.
  • Обеспечение защиты деталей от процессов коррозии и окисления.
  • Омывая всю трансмиссию, масло отводит от металлических поверхностей все продукты износа.
  • Обеспечение дополнительного охлаждения.

Стоимость трёх литров даже самого дорого масла гораздо дешевле полной замены МКПП или даже только зубчатой передачи. Учитывая это, нужно своевременно производить смену масла, принимая во внимание все его качественные характеристики. Здесь очень важно знать параметры данного продукта, чтобы точно знать, какое масло нужно заливать в механическую коробку передач и сделать правильный и осознанный выбор.

Какие бывают масла

Самым главным различием всех трансмиссионных масел для МКПП будет основа, на которой оно произведено. Сегодня в продаже имеются масла:

  1. С минеральной основой. Этот тип смазочных материалов широко распространён благодаря своей низкой стоимости. Основная особенность таких масел в том, что их основа – это только натуральные минералы. Такие смазки по своим характеристикам существенно уступают другим типам продукции.
  2. С полусинтетической основой. Характеристики этих смазочных материалов гораздо лучше предыдущего варианта. «Полусинтетика» работает значительно лучше и является в ряде случаев самым приемлемым вариантом, хотя и стоит несколько дороже.
  3. С синтетической основой. Эти жидкости наиболее подходят для использования при эксплуатации автомобилей в условиях с очень низкими температурами или же при угрозе сильных температурных колебаний. Они обладают повышенной текучестью, что правда не очень хорошо подходит для заливки их в КПП автомобилей с большим пробегом. Этим маслам задают нужные характеристики ещё на этапе создания. Стоимость таких смазочных материалов самая высокая.

Маркировка масел

Каждая ёмкость, в которую разливают трансмиссионку для механической коробки передач, имеет общепринятую буквенно-цифровую маркировку. Некоторые автомобилисты не особенно заморачиваются и покупают либо то масло, которое посоветовали на станции техобслуживания, либо то, которое указанно в рекомендациях по эксплуатации автомобиля. Это часто полностью оправдано, но бывают ситуации, когда транспортное средство используется не в усреднённых условиях, а при достаточно жёстких, и для его КПП требуется выбрать несколько другое смазочное вещество. Для этого нужно понимать, какое масло подойдёт оптимально.

Показатели вязкости – это характеристики, которые указывают на температурные максимумы и минимумы, позволяющие сохранить все эксплуатационные показатели масла в механическую КПП в норме.

Буква W, присутствующая в коде обозначает, что это масло для трансмиссии разрабатывалось для использования его в зимних условиях. Если данной буквы на этикетке нет, то данный продукт можно использовать только при плюсовой температуре. Масла с маркировкой «W» имеют гораздо более низкую вязкость, позволяющую обволакивать детали даже при низких температурах.

Учитывая тот факт, что заменять трансмиссионную жидкость каждый сезон – это довольно дорогая процедура, то и выбирать лучше всего масла, относящиеся к «универсальным» вариантам. Это всесезонные смазки, обозначаемые двойными кодами, например 75W-90 и т. д. Такие жидкости идеально подходят для использования в средней полосе России и именно их лучше всего лить в механическую коробку.

Довольно широкое распространение имеет и другая международная маркировка – API. По этой маркировке трансмиссионные жидкости подразделяются на пять категорий.

  • GL-1 – используется в трансмиссиях с червячным механизмом. Это минеральные масла, в которых нет никаких присадок. Маркировка ТМ-1 применяется для отечественных аналогов.
  • GL-2 – в состав смазки включены жирные вещества. Отечественный вариант имеет маркировку ТМ-2.
  • GL-3 (ТМ-3) – в жидкость добавляются присадки препятствующие образованию «задиров» металла.
  • GL-4 и GL-5 – аналоги ТМ-4 и ТМ-5. Добавленные присадки предназначены препятствовать износу и образованию «задиров». Кроме того, в жидкость добавлены присадки, продлевающие срок службы таких масел. Разработан для спирально-конических передач и механических коробок.
Читать еще:  Какой бак на рено дастер

Каждый класс имеет разную вязкость и это необходимо тоже учитывать при выборе трансмиссионной жидкости.

Какие масла для «механики» можно считать лучшими

Учитывая широкое распространение различных типов смазочных материалов, можно обратить внимание на следующий рейтинг трансмиссионных масел.

Синтетика

Наиболее качественными принято считать синтетические масла для механических коробок передач, но и среди них можно выделить явных лидеров.

ZIG-F TOP 75W-90 – это масло отмечают очень многие автомобилисты. Оно предназначено для применения в механических КПП или ведущих мостах. Данный вариант идеально подходит для холодных областей России, так как текучесть при низких температурах просто отличная. Дополнительным плюсом являются хорошие антифрикционные свойства, что проявляется в существенном снижении шумов в трансмиссии во время движения.

  • Качественная защита трансмиссии от износа и продление периода ее службы.
  • Очень устойчива к термоокислению.
  • Антифрикционные свойства на очень высоком уровне.
  • Отмечается полная совместимость с всеми уплотнителями.
  • Довольно низкая стоимость.
  • Минусов у ZIG-F TOP 75W-90 практически не имеется.

CASTROL SYNTRANS TRANSAXLE SAE 75W90 – эта смазка создавалась специально для машин, которым идеально подходят жидкости API GL-4. Отличительной особенностью этого состава является – повышенная защита от появления «задиров». Оно великолепно подходит для холодных запусков двигателя за счёт своей высокой текучести.

  • Синхронизирующие и противоизносные свойства находятся на высоком уровне.
  • Хорошая текучесть при низких температурах.
  • Отличные смазывающие показатели.
  • Устойчиво и при высоких температурах.
  • Довольно высокая стоимость.

TOTAL NRANS SYN FE 75W90 – это масло относится к универсальным продуктам. Отлично подходит в тех случаях, когда нужно использовать API GL-4 или GL-5. Эта жидкость не замерзает даже при критически низких температурах и в то же время при высоких температурах разжижение не происходит. Оно обеспечивает высокую степень устойчивости к коррозийным процессам и процессам износа.

  • Высочайшая устойчивость к перепадам температур.
  • Антиржавные и антипенные свойства очень хорошие.
  • Требует очень редкой замены.
  • Хорошо совместим почти со всеми видами синхронизаторов.
  • Некоторые водители отмечают, что универсальные масла не всегда подходят под все марки механических коробок передач.

Полусинтетика

LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL75W-90. Это одно из лучших полусинтетических масел, которое отлично подходит под все типы механических коробок передач. Оно имеет двойной допуск и по API GL – 4/5. Также большинство автомобилистов отмечают отличную защиту от износа и хорошие антифракционные свойства данного состава.

  • Подходят для любого типа автомобилей.
  • Антикоррозийные и смазывающие свойства находятся на очень высоком уровне.
  • Высокий уровень термоустойчивости.
  • Хорошее соотношение цены и качества.
  • Производитель и другие автомобилисты настоятельно рекомендуют жёстко следить за интервалами замены.

ELE TRANSELF NFJ 75w80.

Этот тип масла хорошо подойдёт для автомобилей, которые очень интенсивно используют. Самым главным отличием данного продукта можно считать превосходные противозадирные качества. Именно этот вариант рекомендует концерн «RENAULT», хотя и для других машин оно тоже хорошо подходит.

  • Сохраняется высокая степень текучести даже при очень низких температурах.
  • Хорошо подобранная комбинация присадок обеспечивает противозадирные качества.
  • Отличные показатели вязкости.
  • Устойчиво к окислению.
  • Довольно дорогой продукт.

TNK TRANS GIPOID SUPER 75w90. Основное назначение данного продукта – это механические КПП легковых автомобилей, требующие смазки API GL–5. Данное масло представляет собой смесь отечественных синтетических и минеральных компонентов с высококачественными импортными присадками. Хотя производитель заявляет работоспособность жидкости даже при 35 градусах мороза, но это не совсем так. Многие водители говорят о том, что масло будет хорошо работать до – 25, а вот затем могут начаться проблемы.

  • Высокие показатели по износоустойчивости даже при очень интенсивном и довольно жёстком режиме эксплуатации.
  • Даёт неплохую защиту от коррозии и износа.
  • Приемлемая стоимость.
  • Плохо подходит к МКПП, у которых синхронизаторы изготовлены из цветных металлов.

Минеральные масла

TOTAL 75w80 BV. Это одно из лучших минеральных масел, разработанных для «механики». Оно имеет очень высокий индекс вязкости. Плёнка, которая образуется в процессе использования очень плотная и эластичная. Она очень хорошо защищает от износа и грязи.

  • Очень хорошая вязкость и текучесть в своей группе масел.
  • Перепады температур мало влияют на изначальные показатели.
  • Хорошая устойчивость к окислению.
  • Довольно низкая стоимость.

  • Явных недостатков не отмечено.

CASTROL AXLE EPX 80w90 GL-5. Это масло наиболее хорошо подходит для сельхозтехники и внедорожников, а также для автомобилей, которые имеют спецификацию API GL-5. Этот продукт загустевает только при очень низких температурах.

  • Произведено именно для автомобилей при активном использовании.
  • Очень низкая степень термоокисления.
  • Хорошо смазывает агрегаты.
  • Довольно высокая степень вязкости.
  • Применяется не на всех автомобилях.

Лукоил 80w90 ТМ-4. Это недорогой, но очень качественный продукт. Оно подходит для разных типов автомобилей. Высококачественные присадки обеспечивают очень хорошие рабочие показатели.

  • Подходит для работы при разных температурах.
  • Хорошие показатели при смазке и защите трансмиссии.
  • Очень невысокая цена.

Сегодня на рынке имеется довольно широкий выбор трансмиссионных масел для механической коробки передач, и выбор будет зависеть только от выбора автомобилистов.

Замена трансмиссионого масла

Одна из важнейших составляющих силового узла автомобиля – коробка передач. Передача сгенерированного крутящего момента от двигателя до колес происходит при помощи множества шестерней между сцеплением и ступицами ведущих колес. Чтобы избежать деформации деталей и обеспечить стабильную работу КПП, необходимо следить за качеством смазочных материалов.

Что такое трансмиссионное масло, его роль в коробке передач

Трансмиссионное масло помогает избежать быстрого износа деталей, которые подвергаются излишнему трению. Чаще всего подобные масла предназначены для ведущих мостов и механической КПП.

Трансмиссионная жидкость отличается от других смазывающих материалов тем, что создает на деталях коробки передач устойчивую пленку, которая выдерживает сильные нагрузки и отводит лишнее тепло и шум от зубчатых деталей.

Однако трансмиссионное масло используется не во всех случаях. Производители легковых переднеприводных автомобилей, у которых КПП совмещена с главной передачей настоятельно рекомендуют использовать моторное масло.

Причины для замены масла в КПП

Трансмиссионное масло содержит в себе несколько типов присадок и основу. Во время эксплуатации со временем масло теряет физические свойства и не способно защитить составляющие трансмиссии.

Температура трансмиссионного масла во время работы двигателя достигает 150°С.

В условиях частых поездок и экстремальной езды, старое масло пенится и плохо передает крутящий момент. Присадки не выдерживают механической нагрузки и не защищают трансмиссию. Нагар оседает на подшипниках и шайбах, ухудшая скорость переключения передач.

Во время движения, КПП со старым маслом гудит, а через некоторое время такой езды зубья шестерней начинают разрушаться. В результате: передачи не четко переключаются, самостоятельно выключаются, возникает задир главной передачи и шестеренок дифференциала.

Особую опасность старое масло представляет зимой. Поскольку при низкой температуре после зажигания двигателя масло густое, то коробка передач работает «на сухую». В случае качественного масла, после предыдущего запуска на шестернях остается маслянистая пленка, свойств которой хватит, пока масло проциркулирует по системе гидравлики. Отработанное масло попросту теряет смазывающие свойства и после завершения работы уходит в поддон, не оставляя пленки для последующей работы.

В АКПП несвоевременная смена масла чревата течью первичного вала сальника. Если она останется незамеченной – КПП заклинит.

Масло теряет свои свойства при разных условиях: перепады температур окружающей среды, извилистое горное дорожное покрытие, экстремальный стиль вождения. В среднем, производить замену масла нужно каждые 40–50 тысяч километров пробега, в условиях экстремального вождения через 15–30 тысяч км.

Автомобильные производители могут не указывать, когда необходимо менять масло и давать полную гарантию на его работоспособность. Однако необходимо учитывать, что в Европе ТС эксплуатируют 3–5 лет, в Японии 100 тыс. км. За это время масло при правильном использовании не успеет прийти в негодность и не нуждается в замене. В России, в свою очередь, автомобили используют до нескольких десятков лет и важно понимать необходимость замены масла в КПП после окончания гарантии.

Типы трансмиссионных масел

Существует три основных типа гидравлической жидкости:

В целом, относительно шестерней и КПП нет существенной разницы между минеральной и синтетической основой. Минеральное масло послужило базой создания синтетики, в связи с потребностью использования добавок и дополнений. В результате синтетическое масло служит дольше, чем минеральное. В составе присадок против задиров входят молекулы серы, которые в условиях повышенной нагрузки, вступают в реакции и образуют модификации металла.

Полусинтетика используется для усиленных передаточных механизмов и в структурах, где требуются ЕР-характеристики.

Как меняется трансмиссионное масло

Лучше всего проводить замену масла на подъемнике или смотровой яме. В случае если нет ни того, ни другого – можно обойтись домкратами. Среди инструментов обязательно заранее нужно подготовить шприц и несколько емкостей для использованной жидкости.

Читать еще:  Перечень основных причин закипания двигателя, способы устранения проблемы

Начинать замену масла нужно с небольшого заезда на 10–15 км. Так масло прогреется и пройдет по всей гидравлической системе, чтобы обладать нужной текучестью. После заезда машину лучше оставить на 15 минут. Чтобы не терять время, можно сразу установить автомобиль на подъемник или домкраты.

Следует открутить крышку маслоналивной горловины. Целесообразнее будет сразу проверить все уплотнители и прокладки, и при их непригодности для дальнейшего использования сразу поменять. После проверки необходимо осторожно открыть пробку слива и дать жидкости полностью стечь.

После изъятия отработанного смазочного материала отверстие закрывают. Поскольку заливное отверстие довольно маленькое, то новое трансмиссионное масло наливают при помощи шприца до уровня нижней кромки.

Технология замены масла в автоматической трансмиссии

Чтобы сменить смазочную жидкость в АКПП понадобится тот же набор материалов, что и для механики. После установки автомобиля на подъемник, от штуцера радиатора отделяют сливной шланг и погружают в емкость объемом 6–7 литров.

Автомобиль заводят на нейтральной передаче и дают поработать около минуты, чтобы свободно слить рабочую смазку. Далее двигатель глушат и убирают остаток масла через сливное отверстие.

Закрыв пробку, шприцем вливают 5–6 литров нового масла через верхнее отверстие на картере. Еще два литра жидкости вводят через наливной шланг. Процедуру повторяют, пока через шланг не выйдет половина залитого масла. Технологию нужно повторять, пока суммарно не выйдет от 6 до 8 литров материала, точная цифра зависит от модели авто. Категорически запрещено заливать больше или меньше масла, чем в руководстве по эксплуатации.

Как поменять масло в вариаторе

Отдельным видом АКПП являются вариаторы (CVT). Технология замены масла схожа с технологией для АКПП, несмотря на функциональные отличия.

Менять масло в вариаторе необходимо каждые 50–60 тысяч км, при условии агрессивного стиля вождения – каждые 30 тысяч км. Пренебрегать заменой категорически нельзя, поскольку CVT работают в ужесточенном температурном режиме. Это приводит к ускоренному распаду присадок и увеличению нагрузки на ремень вариатора.

Перед тем как приступить к самостоятельной замене трансмиссионного масла лучше посоветоваться со специалистом или просмотреть несколько обучающих видео:

Чтобы продлить жизнь своего автомобиля необходимо уделить немало времени на его обслуживание. Замена трансмиссионного масла – неотъемлемая часть автосервиса. Плавный ход, отсутствие лишнего шума и надежная работа коробки передач зависит от качества масла. Своевременная замена смазочного материала – ключ к комфортной езде.

Особенности смешивания масел для трансмиссии

Бывают ситуации, когда нужно срочно долить масло в коробку передач, а под руками нет нужной жидкости. Приходится пользоваться тем, что имеется. Чревато ли это для агрегата, можно ли смешать трансмиссионные масла разных производителей специально, чтобы получить жидкость нужной вязкости, будем разбираться вместе.

Классификация, характеристики и отличие

Сначала несколько слов о типах смазок для трансмиссии. Как и моторное масло, они состоят из базовой основы и присадок. В зависимости от вида привода, в автомобилях используют минеральные, полусинтетические и синтетические масла. Например, в механических коробках переключения передач (МКПП) уместно минеральное масло высокой плотности, а для автомата нужна синтетика средней плотности.

Производители трансмиссионных жидкостей ориентируются на классификацию SАЕ (Общества автомобильных инженеров) и API (Американского института нефти).

По SAE масла для КПП делят на три группы вязкости:

  1. Зимние, сохраняющие рабочую вязкость при низких температурах:
    • 70w – до -55°С;
    • 75w – до -40°С,
    • 80w – до -26°С,
    • 85w – до -12°С.
  1. Летние, характеризуются разной кинематической вязкостью при 100°С (скоростью образования пленки на металле, мм 2 /с):
    • 80 – от 7,0 до 11,0;
    • 85 – от 11,0 до 13,5;
    • 90 – от 13,5 до 24,0;
    • 140 – от 24,0 до 41,0;
    • 250 – от 41,0 и выше.
  1. Всесезонные, имеющие два числовых показателя: зимний c буквенным символом «w» и летний.

Классификация API характеризует качество смазки, количество присадок. Они ориентированы на разные типы коробок, виды приводов, условия эксплуатации. Предусмотрено 6 групп GL и МТ-1, для большегрузных машин, работающих под большой нагрузкой.

Масла разных производителей различаются присадками, их выпускают химические предприятия по индивидуальным техническим условиям. Единого международного стандарта для них не существует.

В каких случаях приходится смешивать

Экстренный долив смазки в трансмиссию производится при критическом снижении уровня масла в дифференциале, раздаточной коробке или КПП. От такой ситуации на дороге никто не застрахован, приходится пользоваться тем, что есть. Смешивания трансмиссионных масел в этом случае не избежать, любой микс лучше «езды на сухую».

На СТО или в гаражах при замене смазки миксуют жидкости различных производителей. Важно следить, чтобы в сервисной книжке обязательно указывалась маркировка смазки и изготовитель. В случае выхода машины из строя это поможет доказать вину СТО.

При самостоятельной замене смазки полностью слить старую из коробки не получится. Всегда остаётся отработка. В трансмиссию часто попадает не та жидкость по двум причинам:

  • автовладельцы не всегда умеют различить подделку;
  • по невнимательности при покупке смазки некоторые путают минеральные и синтетические масла.
  • Любители экспериментов делают миксы специально. Происходит это по разным причинам:
  • добиваются нужной марки смазки;
  • делают всесезонную жидкость из сезонных масел;
  • в целях экономии смешивают дорогостоящую синтетику с демократичной по цене минеральной смазкой.

Такие «опыты» переносят далеко не все машины. КПП и другие узлы нередко выходят из строя.

Возможные последствия при смешивании

Многие владельцы авто даже не подозревают, что смазки могут реагировать между собой при смешивании, хотя по физическим свойствам и характеристикам эксплуатации они идентичны. Но нельзя путать маркировку по классу вязкости и качеству жидкости с химическим составом.

Все дело в различии используемых присадок и добавок, они составляют до 30% объема смазки. Это органические и минеральные соединения, имеющие индивидуальный показатель рН. Если одна из присадок щелочная, а другая кислотная, в смеси трансмиссионных жидкостей начнется реакция, способен образоваться нерастворимый осадок. Производители в рамках одного бренда пользуются одинаковыми присадками, совместимыми с используемой ими органической основы. Реакция при смеси смазок одного бренда маловероятна.

Можно ли смешивать трансмиссионное масло одного производителя? Теоретически да, но зачем? В ходе экспериментов доказано, что образуются миксы с нестабильными свойствами. Подогнать вязкость и плотность под нужный диапазон очень сложно. У производителей для подобных опытов существуют оснащенные лаборатории. Нефть – это натуральный продукт, его химический состав зависит от места залегания слоя, природных условий, состава окружающих земных пластов. При производстве трансмиссионных жидкостей исследуется каждая партия, подбирается индивидуальная концентрация и состав присадок.

Доливать в трансмиссию смазку другого производителя даже теоретически нельзя. Нет законов, обязующих нефтепереработчиков указывать точный компонентный состав продуктов своего производства. Они ограничиваются «фишками», уникальным товарным предложением. Это делается для продвижения бренда. Каждый заинтересован «подсадить» машины на свои смазочные жидкости. Теоретически не исключено введение в смазки дополнительных контрагентов, вступающих в реакцию с присадками других производителей.

На форумах автовладельцы рассказывают о своих экспериментах, выкладывают ролики. Подтверждают, что осадок образуется, если смешать две трансмиссионные смазки, а затем их нагреть. Но это бывает далеко не всегда.

Важно учитывать тип машины. Коробки передач рассчитаны на разную плотность смазки. Когда в паспорте техобслуживания нет ограничений по API, мешать трансмиссионное масло соседних классов GL теоретически допустимо. При жестких ограничениях лучше не экспериментировать. Если механическая КПП небольшой осадок «пережует» и не заметит, то автомат способен застопориться от незначительных включений в смазке. Вариаторы, роботизированные авто рассчитаны на добротные смазочные жидкости.

Необходимые действия при смешивании

Что делать, когда в КПП случайно образовался микс? Если это случилось в пути, пришлось долить в систему то, что имелось, ничего страшного нет. Ехать до ближайшего пункта техобслуживания следует на щадящем режиме, без нагрузок на трансмиссионную систему автомобиля.

После слива смеси агрегат необходимо хорошо промыть, особенно если машина с АКПП или вариаторами. Для этого используют специальные промывочные составы, назначение обязательно указывается на этикетке крупным шрифтом.

Важно учитывать, что за один слив из коробки передач выходит только 2/3 объема смазки. Процедуру промывки трансмиссии лучше доверить специалистам сервисного центра. В условиях гаража возиться с промывкой проблематично.

Заключение

Цель статьи – не призыв пользоваться одним типом трансмиссионной жидкости. Каждый сам вправе выбирать смазку для своего железного коня. А вот к чему способна привести непредусмотрительность, невнимательность, известно. Ресурс автомобиля будет быстро исчерпан.

Незнание особенностей масел для трансмиссии – не повод для экспериментов. Лить в КПП то, что кто-то посоветовал, чревато. Небольшая экономия на смазке нередко приводит к значительным расходам на ремонт машины.

О чем стоит помнить владельцу автомобиля:

  • о специальном смешении масел для трансмиссии лучше забыть, ничего хорошего из этого не получится;
  • при острой необходимости дозаправки КПП предварительно проверяют масла на совместимость между собой: нагревают смесь до температуры испарения (если не образуется осадок, нет никакой гарантии, что смесь прослужит долго или не замерзнет при похолодании);
  • смешать трансмиссионные жидкости можно, если уровень смазки в коробке критический, но долго на такой смеси ездить нельзя;
  • избавиться от микса сразу не получится, коробку скоростей придется промывать несколько раз, это связано с конструкционными особенностями.

Соблюдение этих правил обезопасит двигатель от поломок. Лучше заливать в агрегат правильное масло.

Ссылка на основную публикацию