Съемник крестовин: виды, как использовать, чертеж приспособления

Съемник крестовин: виды, как использовать, чертеж приспособления

Блог про Уаз

Ремонт карданного шарнира обычно заключается в замене игольчатых подшипников, уплотнений и крестовины, для чего шарнир необходимо разобрать. Подшипники в проушинах вилок установлены с натягом (у ВАЗ натяг 0,005-0,038 мм), поэтому при разборке и сборке шарнира их приходится соответственно выпрессовывать и запрессовывать.

Приспособления для замены игольчатых подшипников карданного шарнира, разборка и сборка карданного шарнира.

Наиболее часто встречающиеся конструкции карданных шарниров легковых автомобилей представлены на рисунке ниже, основные размеры и предельно допустимые износы узлов карданных передач приведены в таблицах ниже. Соединительным звеном в карданном шарнире является крестовина, которая служит также и для центрирования, так как соединяемые шарниром валы опираются через вилки на шипы крестовины. Осевой зазор 0,01-0,04 мм.

Фиксация подшипника карданного вала в проушине вилки стопорными кольцами радиальной сборки на автомобилях Москвич, Волга, ГАЗ, УАЗ, ЛуАЗ.

Карданный шарнир со стопорным кольцом осевой сборки.

Карданные передачи автомобилей ГАЗ, УАЗ и ЛуАЗ (игольчатые подшипники). Основные размеры сопрягаемых деталей и пределы допустимых износов.

Карданные передачи автомобилей ВАЗ. Основные размеры сопрягаемых деталей и пределы допустимых износов.

Центрирование осуществляется по торцам шипов, что учитывается при назначении допусков на расстояние между ними, а также допусками на соответствующие размеры вилки и корпусов подшипников. Требуемый осевой зазор при регламентируемом размере А обеспечивается подбором стопорных колец необходимой толщины.

Разборка карданного шарнира.

Разобрать карданный шарнир можно несколькими способами. Иногда после снятия стопорных колец подшипников последние извлекаются из вилок за считанные минуты «инерционным методом». Ударами вилкой о твердое основание. Но это удается, если посадка подшипников в проушинах вилок уже почти без натяга. При нормальной посадке подшипник приходится выпрессовывать.

Разбирать и собирать шарниры с использованием молотка не следует, при этом неизбежно нарушается соосность отверстий в вилках, что приводит к ускоренному износу подшипников и цапф крестовины. Рекомендуется использовать оправки, кольца и тиски. Однако на практике их не всегда удобно применять (с учетом длины карданных валов порядка 1,5 метра).

Оправки и кольца для разборки и сборки карданного шарнира.

Размеры оправок и колец для разборки и сборки карданного шарнира ВАЗ, ГАЗ, УАЗ.

Значительно проще разобрать и собрать карданные шарниры при помощи приспособлений (струбцин), показанных ниже.

Приспособление (струбцина) для выпрессовки и запрессовки подшипников карданных шарниров Волга, Газель, УАЗ, ЛуАЗ.

Приспособление (струбцина) для выпрессовки и запрессовки подшипников карданных шарниров ВАЗ.

Основные правила разборки карданных шарниров ВАЗ.

Часть посадочной поверхности (по крайней мере одного из пары подшипников), выступающая из отверстия в проушине вилки, должна быть очищена от грязи и ржавчины. Перед разборкой шарнира зафиксируйте — в какой канавке стояло каждое стопорное кольцо, чтобы при сборке кольца установить на свои места. Кольца при снятии могут «улететь», поэтому, сжимая кольцо круглогубцами одной рукой, в другой держите ветошь, прикрывая «место действия».

Кольцо нельзя излишне сжимать или растягивать, оно может сломаться. После снятия стопорных колец тщательно очистите от грязи и ржавчины отверстия в вилках шарниров. Диаметр отверстий в проушинах вилок должен быть не более 23,823 мм, в противном случае отверстия разобьются очень быстро.

Обмятие канавок под стопорные кольца допускается до максимального размера между наружными стенками канавок соосных отверстий — 64,36 мм, в противном случае даже при самых толстых кольцах (размеры колец 1,50-1,62; шаг 0,3 мм) не обеспечить требуемый осевой зазор крестовины в пределах 0,01-0,04 мм.

Разборка карданного шарнира.

Отверткой снимают стопорные кольца с подшипников крестовины. Если кольцо проворачивается, то используют вторую отвертку, уперев ее в другой конец кольца. При выпрессовке подшипников в тисках с использованием оправок и колец или струбцины, пресс-масленка крестовины, во избежание ее поломки при выпрессовке, должна находиться вверху (направлена в сторону оправки).

Выпрессовываем верхний подшипник из вилки и снимаем его с крестовины. Одновременно с выпрессовкой верхнего подшипника выпрессовать нижний не удается, так как смещению крестовины вниз мешают уплотнения подшипников второй вилки. Вынимаем из первой вилки вторую с крестовиной и подшипниками. Второй подшипник первой вилки выпрессовываем также внутрь, предварительно по­вернув вилку подшипником вверх.

Сборка карданных шарниров.

Особого труда не представляет, так как иглы удерживаются в подшипниках. Крестовину вводим в вилку и в отверстия проушин вставляем подшипники, надевая их на шипы крестовины. Помещаем проушину с крестовиной и подшипниками в струбцину, предварительно установив на втулку струбцины упор. Запрессовываем подшипники одновременно, пока торец одного из них не станет заподлицо с торцем проушины.

При запрессовке подшипников крестовину рекомендуется покачивать. Легкими ударами молотка вставляем стопорное кольцо в канавку подшипника. Вынимаем из втулки струбцины упор и устанавливаем вилку так, чтобы подшипник со стопорным кольцом оказался над втулкой струбцины. Винтом струбцины смещаем наиболее глубоко запрессованный подшипник назад (от центра крестовины) так, чтобы стопорное кольцо уперлось во внутренний торец проушины вилки.

Вставляем второе стопорное кольцо и поворачиваем оба кольца концами внутрь вилок. Так же собирается и вторая пара подшипников. После сборки шарнира проверяем легкость его вращения. Момент сопротивления повороту вилки не должен превышать 0,2 кгсм. При тугом вращении рекомендуется слегка ударить медным молотком в основание проушины против «тугого» подшипника.

Разборка карданного шарнира при помощи струбцины.

Ее можно проследить, обратившись к рисунку ниже (выпрессовка второй пары подшипников — одна вилка уже отсоединена). Извлекаем стопорные кольца подшипников одной вилки. Если есть возможность, лучше струбцину зажать в тисках за планку, приваренную к ее скобе посередине.

Выпрессовка подшипника из второй вилки карданного шарнира (первая отсоединена), вилка и крестовина условно повернуты на 90 градусов.

Устанавливаем шарнир в струбцину, карданные валы располагаются на верстаке. Винтом выпрессовываем внутрь вилки подшипник. При этом невыпрессовываемый подшипник также будет перемещаться вместе с крестовиной. Винт служит упором. Дело в том, что как только выпрессовываемый подшипник выйдет из проушины (контролируем по канавке на шестиграннике винта), выпрессовка прекращается.

Невыпрессовываемый подшипник должен остаться в проушине вилки. Снимаем выпрессовываемый подшипникс шипа крестовины и вынимаем вторую вилку с крестовиной из подшипника и из струбцины. Корпус подшипника также выпрессовывается внутрь вилки. Если выпрессовывать подшипник до тех пор, когда оба подшипника выйдут из проушины вилки, тогда обойма уплотнения невыпрессовываемого подшипника будет смята.

Ни в коем случае нельзя выпрессовывать (выбивать) подшипник, оказавшийся внутри вилки, через посадочное отверстие наружу, так как у корпуса подшипника с глухой стороны нет заходной фаски и повреждения посадочной поверхности в отверстии вилки не избежать.

По материалам книги «Приспособления для ремонта автомобилей».
Росс Твег.

Съемники универсальные

В ходе выполнения работ по текущему или оперативному ремонту механизмов, по техническому обслуживанию или замене некоторых узлов и деталей, невозможно обойтись без использования специальных приспособлений – съемников. Так называют группу инструментов, с помощью которых удается оперативно, без деструктивных последствий и, не прилагая чрезмерных усилий, произвести демонтаж таких элементов, как зубчатые колеса (шестерни), шкивы, подшипники, муфты, втулки.

Учитывая, что эти составные части механизмов предназначены для передачи крутящего момента, достигающего порой значительных величин, к точности и плотности их установки на посадочное место предъявляются высокие требования. Поэтому как монтаж, так и демонтаж шестерен и подшипников требует применения высокого и правильно скоординированного усилия, чего нельзя добиться без специальных приспособлений.

Одним из важнейших преимуществ использования съемников является возможность выполнения сложных операций с минимальным риском повреждения не только демонтируемой детали, но и всех прилегающих составляющих – валов, крышек, корпусов. Кроме того, правильный подбор и корректная эксплуатация съемников значительно повышает безопасность проведения слесарных работ и позволяет снизить уровень травматизма.

Основные требования

Для максимально эффективного и безопасного выполнения поставленных задач любой качественный съемник должен соответствовать ряду основных критериев:

  • Обладать высокой эргономичностью, то есть обеспечивать простоту, удобство и быстроту использования;
  • Его конструкция должна гарантировать надежную фиксацию устройства к демонтируемой детали, минимизирующую вероятность повреждения и нарушения работоспособности механизма;
  • Все узлы должны быть изготовлены из особо прочной инструментальной стали, благодаря чему съемник способен надежно выполнять свои функции на протяжении длительного времени.

Разновидности съемников

Ввиду значительного разнообразия осуществляемых задач, классификация съемников производится по широкому перечню признаков. Так, они могут быть:

  • Динамическими и статическими;
  • Двухлапными либо трехзахватными;
  • Цанговыми и сепараторными;
  • Инерционными или универсальными и т.д.

Одним из главных категорирующих факторов является тип привода для создания рабочего усилия, исходя из которого различают съемники механические и гидравлические.

  • Механические съемники
    Наиболее распространенная в силу ценовой доступности, простоты конструкции, надежности и эффективности категория съемников, способных создавать усилие в несколько тонн. Состоит из 2-3-х крюкообразных захватов и центрального стержня с резьбой. С их помощью осуществляют демонтаж небольших и средних по габаритам и массе подшипников и аналогичных деталей. Могут быть оснащены двумя или тремя захватами, либо иметь комбинацию 2/3 лапок, что облегчает выбор устройства для проведения конкретного вида работ. Механические съемники отличаются возможностью быстрого изменения точек захвата и наличием подпружинивающего эффекта для большего удобство эксплуатации тяги.
    Внутренние съемники позволяют выполнять съем втулок, латунных муфт, различных видов подшипников;
  • Гидравлические съемники

    Бывают случаи, когда лапчатые захваты во время спрессования срываются с деталей. В связи с этим предусмотрены всякого рода приспособления, препятствующие этому явлению.

    У одних приспособлений захваты соединены с корпусом системой тяг так, что чем больше сила распрессовки, тем сильнее захват прижимается к снимаемой детали. Захват, показанный на рисунке 2, б, запирается винтом 6, а – на рисунке 2, д — хомутом. Спрессовывать детали,

    удерживать которые можно только за цилиндрическую боковую поверхность, можно захватами, показанным» на рисунке 2, в.

    Применение лапчатых захватов для удержания деталей изнутри в ряде случаев затруднено. Тогда может быть использовано устройство, сконструированное на кафедре ремонта. Куйбышевского сельскохозяйственного института, показанное на рисунке 2, г. Захваты этого устройства посажены шарнирно на крестовину, свободно сидящую на втулке и укрепленную от выпадания кольцом. Захваты в верхней своей части стягиваются кольцевой пружиной.

    Когда деталь, подлежащая выпрессовке, например наружное кольцо конического роликового подшипника, показанного на рисунке 4, в, расположена так, что в середине находится длинный вал и применение съемников обычной конструкции невозможно, можно использовать захваты, представляющие собой пластину, в которую ввернуты винты.

    Силовой винт (шток) съемника выдерживает большие нагрузки. Упорный конец винта (штока) должен быть цилиндрической формы, диаметром несколько меньше внутреннего диаметра резьбы. Это делается для того, чтобы в случае смятия торца винта его можно было бы вывернуть из гайки корпуса съемника.

    Для уменьшения износа торца винта (штока) этот конец следует закаливать или цементовать с последующей закалкой.

    Осевое усилие, передаваемое от винта (штока) на детали машин, может вызвать смятие их металла. Во избежание этого обычно применяют дополнительную деталь — пяту силового винта. Ее выполняют иногда в виде отдельной детали, не связанной с винтом. Однако, как показал опыт, это весьма неудобно, поэтому чаще всего пяту связывают с винтом тем или иным способом. На рисунке 5 показаны концы силовых винтов различной формы как без пят, так и с ними.

    Конструкция крепления пяты выбирается из таких соображений, чтобы при вращении винта пята была бы неподвижна. Кроме этого, пята служит для передачи усилия винта (штока) по направлению детали. Качающаяся пята устраняет влияние возможного перекоса, если торцовая поверхность детали, в которую упирается винт, будет неперпендикулярна оси винта съёмника.

    Материал пяты должен быть мягче материала детали, в которую упирается винт. С этой же целью иногда упорную поверхность пяты снабжают прокладкой из мягкого материала: латуни, меди, алюминия или фибры.

    Для того, чтобы пята не вызвала вращения детали, в некоторых конструкциях съемников в нее вставляют упорный шариковый подшипник (рис. 5, з). Верхняя обойма подшипника вращается вместе с винтом, в то время как нижняя остается неподвижной вместе с пятой и деталью.

    Корпуса съемников по своей конструкции весьма разнообразны. Корпус может быть сделан в виде планки прямоугольного сечения (рис. 6, а). На концах этой планки закрепляются захваты, а в средней части предусматривается отверстие для силового винта (штока).

    В тех случаях, когда количество захватов у съемника больше двух, форму корпусов делают иную: для трех захватов — так, как показано на рисунке 6, для четырех — как на рисунке 6, в, для шести — как на рисунке 6, г.

    Во время работы съемника корпус с захватами обычно неподвижен, а силовой винт (шток) перемещается. Но есть конструкции съемников, у которых силовой винт во время работы неподвижен и выполняет роль захвата, а корпус вращается (рис. 6, д), так как на нижнем его конце установлен упорный шариковый подшипник.

    Соединение захватов с корпусом в съемниках выполняется самыми разнообразными способами.

    Захваты могут соединяться шарнирно-неразъемным (рис. 7, а) или шарнирно-разъемным (рис. 7, б) способами, с помощью отверстия, изготовленного на верхнем конце захвата по форме планки корпуса (рис. 7, в, д), и другими способами, показанными на рисунках 7, г. е, ж. Причем верхнюю часть планки корпуса делают либо гладкой, как у съемника, показанного на рисунке 152, д, либо с вырезами для фиксации надеваемых захватов в определенном положении (рис. 7, в).

    В тех же случаях, когда корпус представляет собой однотавровую балку (рис. 7, г), захваты в верхней своей части раздвоены и загнуты по форме полок или к концам захватов привинчены специальные крючки.

    Захваты, представляющие собой болты и предназначенные для снятия однотипных деталей, вставляют в отверстия, изготовленные в корпусе (рис. 7, ж). Такие же захваты, но у универсальных съемников вставляют в пазы, профрезированные в планке корпуса (рис. 7, е).

    Отверстия в корпусах для силовых винтов, или штоков. При использовании в съемнике силового винта в корпусе часто делают отверстие с резьбой. Количество витков резьбы выбирают, исходя из следующих соображений: при большом числе витков получается меньшая нагрузка на каждый виток, но при слишком большом их числе возрастают и сила трения в резьбе, и размеры, а отсюда и масса съемника.

    При работе съемника резьба в корпусе со временем изнашивается и восстанавливать ее весьма сложно и дорого. Учитывая это обстоятельство, часто применяют втулки с внутренней резьбой под силовой винт и при износе резьбы во^втулке ее меняют, оставляя прежним корпус съемника. Втулки в корпусе устанавливают на резьбе или запрессовывают с натягом и фиксируют стопорным винтом.

    Наиболее удачной следует считать установку втулки снизу (независимо от того, ставится ли она на резьбе или запрессовывается) корпуса, так как при этом осевое усилие буртиком втулки передается от винта на корпус.

    В ряде конструкций съемников в корпусе вместо гайки делают отверстие с гладкими стенками, через которое и пропускают силовой винт (рис. 8), а гайки делают отдельно, иногда снабжая их ручками (рис. 8, а).

    Для уменьшения трения под гайку устанавливают бронзовую шайбу, или упорный шариковый (рис. 8, б) или конический роликовый (рис. 8, в) подшипники.

    Когда винтовым съемником приходится снимать детали с большими усилиями или когда в местах, где винт съемника неудобно вращать вкруговую обычными верстками или рукоятками, можно применять гайку с трещоточным механизмом.

    Устройство такой гайки состоит, в следующем. Собственно гайка выполнена в виде втулки с трапециевидной резьбой (шаг 6 мм), которая впрессована в корпус, шлицованный снаружи. Корпус охватывают две пластины, приваренные к ручке.

    Между пластинами на пальце установлена собачка, на которую посредством толкателя передается давление пружины. Благодаря этому собачка упирается в шлицы корпуса так, что может передавать ему вращение от ручки в любую сторону.

    К нижней части корпуса с помощью разрезной втулки и шурупов присоединена опора, свободно вращающаяся на корпусе.

    Между корпусом и опорой установлен подшипник № 8210, одна обойма которого запрессована в корпус, а вторая — в нижнюю опору.

    Приспособление для ремонта карданного шарнира.

    Казалось бы обычная для владельца заднеприводной машины работа, по ремонту карданного шарнира, которую называют замена крестовин, на самом деле не такая уж простая операция, и требует от ремонтника не только некоторых знаний, но и специальных приспособлений. Иначе вполне возможны дорогостоящие ошибки. О правильном и грамотном ремонте карданного шарнира, и о приспособлении для этого, мы и поговорим в этой статье. Статья будет полезна также владельцам отечественных тяжёлых мотоциклов и других байков с карданным приводом (БМВ, Мото Гуци, Цюндапп, АВО, Симсон и т.п.), ведь приспособление можно будет изготовить уменьшенных размеров, в зависимости от крестовины вашего байка.

    Приспособление для выпрессовки-запрессовки подшипников карданного шарнира.

    Основной ремонт карданного шарнира, это замена износившейся крестовины с игольчатыми подшипниками и их уплотнениями. Для этого карданный шарнир полностью разбирают, выпрессовывая подшипники. Но слово выпрессовывать для многих звучит нелепо, для них эта операция кажется намного проще, ведь ломать не строить. Особенно когда шарнир сильно изношен не только от эксплуатации но и от левых ремонтов, и как говорится «сыпется», и многие быстро разбирают крестовину довольно жестоким способом, ударяя вилками об уголок стальной эстакады, или ямы. И если подшипники крестовины посажены в проушинах без натяга, что бывает после выработки посадочных мест от нескольких безграмотных ремонтов, то при ударах они как правило просто вываливаются, радуя безграмотного ремонтника, что удалось так легко разобрать узел. На самом деле такой шарнир можно использовать уже только для грузила (для донки).

    При нормальной посадке с натягом (натяг 0,005 — 0,038 мм), крестовину ударным способом уже не разобрать без порчи деталей. Потребуется выпрессовка, а если детали крестовины подверглись коррозии, то порой выпрессовка требует колоссальных усилий, которых не каждый пресс выдержит. Да он и не потребуется, если изготовить приспособление для выпрессовки, показанное на рисунке.

    Размеры рассчитаны для жигулёвской крестовины, но ведь и для других автомобилей он может подойти, только нужно будет изменить диаметр нижней части упора винта . Изготовить приспособление не сложно, как видно из рисунков. Нужно будет вырезать скобу из листового металла толщиной 16 мм, а затем приварить к ней гайки с резьбой М22, которые нужно будет заказать у токаря. Так же заказываем токарю винт с резьбой, вороток и гайки воротка. Силовой винт и другие резьбовые детали, желательно выточить из прочной стали, например из распространённой ст.45.

    Подготовка к работе.

    Необходимо запомнить, что перед разборкой необходимо отметить маркером исходные положения вилок карданных шарниров, что бы сохранить, после замены деталей, взаимное положение всех трёх частей карданного вала. Это важно, так как карданный вал отбалансирован в собранном виде, и если поменять местами расположение его деталей, то на высоких оборотах будет возникать вибрация, и карданный вал на скорости загудит. Ресурс деталей такого вала очень недолгий. И если детали не были помечены, то устранить вибрацию будет не так то просто. Придётся экспериментировать и пробовать четыре варианта сборки вала, а потом пробовать на ходу. Или искать специальный стенд для проверки балансировки. Короче, головняк ещё тот, особенно в глубинке, где нет квалифицированных автосервисов.

    Так же советую перед разборкой очистить от грязи и коррозии выступающие из проушин подшипники, чтобы облегчить разборку (уменьшить нагрузку на приспособление). Ещё важно отметить в какой канавке стояло каждое стопорное кольцо, чтобы при сборке установить их только на свои места (можно отметить чертилкой). Снимать и ставить кольца советую специальным инструментом, описанным в этой статье, иначе кольца легко деформировать или сломать. Когда снимите стопорные кольца, хорошенько зачистите от коррозии и грязи отверстия проушин шарнира и канавки от стопорных колец.

    К сведению, расстояние между наружными стенками канавок стопорных колец Жигулей (для каждой пары соосных отверстий крестовины) не должно превышать 64,36 мм. Иначе даже самые толстые стопорные кольца ( толщина 1,62 мм) не помогут обеспечить требуемый осевой зазор крестовины в пределах 0,01 — 0,04 мм. И если этот зазор будет больше, то уплотнения подшипников будут негерметичны. Стопорные кольца поставляют в продажу толщиной от 1,5 до 1,62 мм (разница в толщине колец каждого комплекта, составляет 0,03 мм). Это следует знать, и замерив на всякий случай точное расстояние между наружными стенками канавок стопорных колец, можно рассчитать какой толщины покупать стопорные кольца (если потребуется), чтобы обеспечить требуемый заводом изготовителем осевой зазор крестовины в пределах 0,01 — 0,04 мм.

    Выпрессовка подшипников карданного шарнира.

    При выпрессовке подшипника 4 вниз к центру шарнира (см.рисунок 1), вместе с подшипником будет перемещаться вниз вся крестовина со второй горизонтальной вилкой, которую не видно на рисунке. И после того, как верхний подшипник выйдет из проушины, его следует снять с шипа крестовины (с внутренней обоймы иголок), и от этого появится возможность вытащить крестовину из нижнего подшипника и полностью отсоединить первую вилку от шарнира. И останется выпрессовать из неё к центру вилки, оставшийся второй (нижний) подшипник.

    В этом деле главное не спешить и не перестараться, как делают многие неопытные ремонтники, пытаясь выпрессовать сразу оба подшипника, а ведь при этом по любому сминаются (портятся) обоймы уплотнителей оставшихся подшипников. Так же следует помнить, что если в процессе работы один из подшипников сместится в своём отверстии проушины к центру вилки, то возвращать его приспособлением в обратном направлении крайне нежелательно. Некоторые таким же образом пытаются запрессовать новые подшипники. Но ведь со стороны донышка наружная обойма подшипника не имеет заходной васки, а вилка, как видно на рисунке 1, в своём продольном сечении имеет небольшой клин. Поэтому при запрессовке подшипника стороной где нет специальной фаски, обойма перекашивается и при дальнейшем давлении приспособления, начинает своей острой кромкой снимать стружку со стенки отверстия проушины. После этого вилка превращается в утиль. Я думаю с разборкой всё понятно, как нужно и как нельзя, и переходим к сборке.

    Запрессовка новых подшипников карданного шарнира.

    Запрессовка новых подшипников — это самая ответственная часть всей работы по ремонту карданного шарнира. И обычно новички в этом деле делают ошибки, которые портят новые детали. Особенно если применяется обычный ударный инструмент: примитивные выколотки (обычно накидные головки из набора инструмента) и универсальный для начинающих мастеров инструмент — молоток. С приспособлением вся работа проходит гораздо легче, быстрее, а главное без порчи деталей.

    Запрессовка новых подшипников показана на рисунке 2, а порядок работы таков. Сначала установите на шипы крестовины 2 (внутренние обоймы подшипников) уплотнения, затем вводим крестовину в вилку 3, и затем на верхний шип крестовины устанавливаем смазанный подшипник 4 (естественно все иглы на своём месте). Далее, поддерживая крестовину в верхнем положении винтом упором 1, закручивая винт 5 потихоньку прижимаем подшипник к торцу верхнего шипа крестовины. Эти действия избавят вас от распространённой ошибки, когда орудуя молотком, от ударов какая то из иголок может выйти и встать наперекос. Нетрудно представить, что будет дальше, и как такой подшипник будет в дальнейшем работать.

    А с помощью приспособления, нужно всего лишь понемногу откручивать винт 1, а закручивая винт 5 постепенно запрессовывать подшипник в вилку шарнира. И когда подшипник, постепенно продвигаясь в отверстии проушины, освободит канавку стопорного кольца, то запрессовку следует прекратить и установить в канавку помеченное стопорное кольцо. Затем, прижимая крестовину к уже запрессованному подшипнику, следует перевернуть вилку шарнира на 180 градусов (старайтесь не помять уплотнения подшипников).

    Таким же способом запрессовываем второй подшипник и ещё дважды повторяем эту работу на другой вилке карданного шарнира. Кстати, чуть не забыл сказать, что намного удобнее работать, если зажать приспособление в тисках. В таком случае вам нужно будет приварить к скобе 7 приспособления планку 8, вырезанную из листового металла толщиной 10 мм (см.рисунок 1).

    Советую после сборки шарнира слегка обстучать пластиковым молотком вилки, чтобы изчесли лишние зазоры между подшипниками и стопорными кольцами. Одновременно появляются зазоры между торцами шипов крестовины и донышками наружных обойм подшипников , при обстукивании детали как бы находят свои места, а смазка, даже в отверстиях шипов, вступает в работу.

    Так же уделите внимание стопорным кольцам, как я уже говорил при их установке используйте специальный инструмент, чтобы исключить их порчу, а коррозия или изломы на стопорных кольцах недопустимы. Стопорные кольца должны вставляться в свои канавки с упругостью, не позволяющей им болтаться в своих канавках. Это важно, так как бывало, на высоких оборотах, стопорные кольца, при несерьёзном к ним отношении, вылетали из своих канавок, а крестовина от действия центробежной силы, от вращения карданного вала ,смещалась всего лишь на 1,5 мм или больше. Этих 1,5 мм хватало для появления сильного гула и вибраций.

    В заключении этой статьи хочу отметить, что наверное многие водители видели, как даже слесари профессионалы в автосервисах, заменяют крестовины, ловко орудуя лишь молотком и выколотками. И многие водители наверное скажут: ведь ездят же после этого автомобили. И я согласен, что обслуживая каждый день большое количество машин, какой то «кулибин» сможет приобрести какие то навыки, даже при работе одним лишь молотком и не испортить детали. Но таких людей не так то много, и если им вспомнить, сколько запчастей им пришлось испортить, чтобы добиться этих навыков, то уверен, что многие не захотят учиться таким методам работы. Да и зачем, если всё намного проще, и если работать можно без риска для рук, глаз, деталей и своего кошелька, то есть как описано в этой статье.

    И я надеюсь, что эта статья поможет многим ремонтникам, особенно новичкам, быстро, эффектно, а главное без порчи деталей и своих рук, осуществить грамотный ремонт карданного шарнира; удачи всем!

    Какой съемник ступичных подшипников выбрать или как сделать его своими руками

    Съемник подшипников ступицы – специализированный инструмент предназначенный для запрессовки и спрессовки деталей в ступичных узлах автомобиля.

    Так как подшипники установлены на посадочные поверхности с натягом, для их спрессовки или запрессовки требуется прикладывать большое усилие на ограниченную площадь узла. Вывод – для данной операции необходим надежный, а так же универсальный инструмент.

    Широкому диапазону размерного ряда ступичных узлов соответствуют разнообразные типы съёмников подшипников ступиц (ССП). Выбрать подходящий съемник для замены подшипников не просто. Какими параметрами руководствоваться узнаете, прочитав статью. Так же затронем тему самостоятельного изготовления устройства и порядок работы инструментом.

    Виды съемников подшипников ступицы

    Изучите сводную таблицу, в которой представлены несколько основных типов ССП, а так же конкретные рекомендуемые модели.

    Тип и модель Применение Средняя цена, руб.
    С 3-лапами Снятие деталей с осей и валов, в том числе обойм шарикоподшипников задних ступиц. 2000-3000
    С 2-лапами Снятие деталей с осей и валов, в том числе подшипников ступиц задних колёс. 1000-2000
    Чашечный с набором оправок Снятие и запрессовка деталей в отверстия, в том в поворотные кулаки и подшипники ступиц передних колес. 6000-8000

    Какие съемники нужны для снятия и запрессовки ступичных подшипников

    Для переднего и заднего колеса рекомендуется использовать два вида инструмента: с тремя или двумя лапами и чашечный съемник – это минимальный набор съемного инструмента для правильного и безопасного снятия и запрессовки деталей ступичных узлов.

    Краткий обзор съёмников ступичных шарикоподшипников

    Выбрать универсальный набор на все виды ремонта авто невозможно, так как диапазон действий ограничен:

    • разнообразием форм, размеров для зарядки в исходную позицию;
    • ограниченным рабочим пространством.

    Чашечный – «Форсе 9T0311»

    1. Внутренние оправки 34-80 мм.
    2. Наружные оправки 44-90 мм.
    3. Размеры наружного диаметра чашек 44-90 мм.
    4. Шток (шпилька) с гайками.
    5. Пластины соответствуют широкому диапазону размеров.
    6. Поворотный кулак остается на месте.
    7. Набор входит в комплект пресса мастерской.
    8. Запрессовка-выпрессовка проходит одним приемом.

    Трехзахватный – «KS TOOLS 630.3002»

    Инструмент гаражного пользования. Применим в рабочей зоне ограниченного доступа.

    1. Долгий срок службы, если следовать руководством.
    2. Шарнирная конструкция лап входит в надежное зацепление.
    3. Снятие прикипевших детали с валов, осей машин.
    4. Широкий диапазон захвата — 20-230 мм.
    5. Максимальное усилие — 4,5 тонны.
    6. Размеры винтового штока — M18 x1,5 x 240.
    7. Размеры болтов под шарниры — 19 мм.

    Двух захватный универсальный – «Kukko K-2030»

    Инструмент из набора немецкого производителя Kukko — это продуманные формы захватных механизмов. На траверсе лапы двигаются по направляющим, винты подвески фиксируют заданное положение.

    1. Захват лапок под углом, параллельным оси силы натяжения.
    2. Надежность зацепления.
    3. Максимальное натяжение — 5,5 тонны.
    4. Лапки разворачиваются на 180 градусов.
    5. Широкий диапазон захвата.
    6. Двухстороннее действия.
    7. Применим в зоне ограниченного пространства.

    Гидравлические съемники

    Так же на рынке можно встретить гидравлические съёмники. Принцип действия гидравлических ССП схож с домкратами. Предназначен для слесарей ремонтных мастерских, не понадобится мускульная сила, ускорится время ремонта. Обращайте внимание на качество металла, вращение винтового штока, состояние шарниров.

    1. сила воздействия на впрессовываемый узел достигает 20 т,
    2. сокращается время выполнения операции,
    3. снижается доля физических затрат.
    1. ограничение рабочей зоны применения,
    2. цена выше механического инструмента.

    Съемник ступиц и подшипников для автомобилей ВАЗ и LADA

    Для замены переднего и заднего ступичного узла на ВАЗах согласно рекомендациям завода-изготовителя нужны два типа съемных устройств.

    1. Для съема шарикоподшипника у заднего колеса применяются захватные инструменты.
    2. Для спрессовки и запрессовки подшипник у переднего колеса применяют чашечные типы.

    Выбрать модели данных инструментов можно из обзора представленного выше. Для выбора чашечного съемника, ориентируйтесь на внешние и внутренние диаметр ваших подшипников, но как правило достаточно почитать отзывы и получить консультацию продавца.

    vazoved
    Я езжу на LADA VESTA CROSS
    г. Москва

    Тогда просто не кому будет платить штрафы! Это Корейский автопланшет видеорегистратор 7 в 1 на Андройде..

    Я Забыл про штрафы и Яндекс-Навигатор. Тут и FULL HD съемка, антирадар и GPS с 32 спутниками. Брал по демократичной цене всего за несколько тысяч ТУТ

    Рекомендации и советы при выборе съёмника

    • Не покупайте дорогие наборы. В этом есть рациональное зерно: замена ступичных подшипников происходит не так часто. Минимальный срок службы — пробег 50- 60 тысяч.
    • Выберите ССП, о которых рассказано выше. Подойдут дешевые аналоги или собственного производства.
    • Для постоянной работы, как в автомастерских, подойдут ССП гидравлического типа, а так же универсальный чашечный набор серии KS TOOLS.

    Универсальный съемник подшипников ступицы своими руками

    Покупка съёмника не всегда оправдывается, так как применяется при эксплуатации и ремонте авто не так часто, поэтому если есть желание, можно сделать инструмент своими руками.

    Так же у самодельных инструментов есть преимущества:

    • Проверенный материал.
    • Возможность сделать под свои размеры.
    • Стоимость ниже, чем у покупного приспособления.
    • Возможность доделки или переделки.

    Трех захватный самодельный инструмент

    Данный тип инструмента самый сложный в изготовлении, так как имеют своеобразную форму деталей, и нуждается в точных размерах для их сопряжения.

    Требуемые инструменты и материалы:

    1. Болгарка с отрезным диском по металлу;
    2. Лист 1 м2 толщиной 10-20 мм;
    3. Шпилька М18х1,5х 400 мм;
    4. Две гайки М18х1,5 высота 20 мм;
    5. Отрезок трубы наружный диаметр 89 мм, толщина стенки 7 мм;
    6. Болты М10 для подвески лапок в проушины;
    7. Сварочный аппарат.

    Лапы вырезают из листа 10-20 мм, L = 200-220 мм, крестовину изготавливают из гайки М18х1,5, либо вырезают болгаркой из цельного листа. Размечают контуры крестовины, вырезают, по центру сверлят отверстие, затем метчиком М18х1,5 нарезают резьбу.

    Второй вариант: приварить к листу гайку, вместо нарезки резьбы. В проушинах делают отверстия под болты М8 или М10.

    Видео: «Изготовление трех захватного приспособления»

    Чашечный съёмник

    Основная часть инструмента: шпилька М18, чашка и сменные диски. Болт с резьбой и гайку можно подобрать в магазине, а вот остальные детали придется заказывать у токаря по эскизу или чертежу.

    На ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111 подойдут шайбы— 30, 34, 37, 77 мм, чаша (кольцо) — 77 мм. Для других марок автомобилей найдите оригинальный номер детали и её размеры, а далее вырежьте подходящие шайбы и чашки.

    Видео: «Чашечный съемник своим руками»

    Двух захватный съёмник ступиц

    Имея любительские навыки сварочных работ, двух захватное приспособление изготавливают из пластин, гаек, шпилек.

    Не самый простой способ изготовить ССП в гаражных условиях, для его сборки этого понадобится:

    1. Лист 5 мм;
    2. Болт М 14х1,5х 240;
    3. Болты с гайками М6;
    4. Гайки М14.

    Видео: «Двух захватное приспособление своими руками»

    Съёмная траверса для выпрессовки

    Данный вариант подходит для выпрессовки и запрессовки шарикоподшипника из ступицы, не снимая её с кулака. На фото представлен пример такой конструкции.

    1. Берётся один или две прочные стальные пластины, сверху просверливается отверстие под болт и приваривается гайка.
    2. Снизу соосно приваривается вторая гайка.
    3. Далее делают отверстия под болты М10 с равными интервалами. Лапки вырезаны из пластины 10 мм.
    4. Две пластины стянуты болтами. Между ними находится длинный болт М16.

    Единственная покупка — коронка под размер обоймы шарикоподшипника. Нужные шайбы вырежьте из полосы 10 мм.

    Потребуется инструменты и материалы:

    1. Болгарка;
    2. Сварочный и сверлильный аппарат;
    3. Отрезок трубы внутренний D 75 мм;
    4. Полоса 70х30х5, 2 штуки;
    5. Болты М6 с гайками 4 штуки, контр гайки 8 штук
    6. Шайба толстостенная Д 45мм.

    Чертежи для самостоятельного изготовления съемников:

    Нажмите на интересующий вас чертеж для его увеличения.

    Читать еще:  Пошаговая инструкция по замене подшипника ступицы на автомобиле nissan
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector