В чехии выпустили красивое электрокупе в ретростиле (и это не skoda)

В чехии выпустили красивое электрокупе в ретростиле (и это не skoda)

Masha-Blade › Блог › Ралли на классических Skoda: автомобили с душой на дорогах Чехии

Классические автомобили готовы подарить нам одни из самых ярких и незабываемых историй. А счастье от управления такими машинами и вовсе не может сравниться с ездой на современных автомобилях. Да, это бывает не просто «сел-поехал», такую машину надо почувствовать и услышать, но зато в тот момент, когда взаимопонимание достигнуто, мир окрашивается совершенно в другие краски.
Именно такие ощущения подарило классическое ралли, организованное компанией Skoda, в котором я имела удовольствие принять участие.

Skoda очень бережно и с большим удовольствием относится к своей истории, но их классические автомобили не просто пылятся в музеях — их выводят и на прогулки. Одна из таких «прогулок» состоялась в первые дни августа — если классическое ралли по всем законам жанра в принципе можно назвать прогулкой.

Скажу сразу: ни одна Skoda во время ралли не пострадала — мы относились к ним бережно и с уважением их заслуг и седин; водители имели все необходимые навыки и знания, и любая возникавшая было проблема с автомобилем заставляла наши сердца биться от волнения чаще. Ведь шутка ли: почти каждая из этих Skoda (за исключением двух янгтаймеров) была старше фактически каждого из нас!

В первый же день в Праге состоялось первое знакомство с автомобилями, с которыми нам предстояло провести весь следующий день. На площадке около старинного здания в городе Млада-Болеслав нас ожидало десять исторических красавцев — и глаза разбегались от этих форм и расцветок.

Большинство из этих автомобилей были предложены для ралли музеем Skoda, который находится также в Млада-Болеславе, но некоторыми владеют частные лица, принадлежащие к большому коммьюнити обладателей классических Skoda в Чехии.

Млада-Болеслав — это в некотором роде родовое гнездо Skoda. Здесь расположен их завод, здесь же находится Музей Skoda и даже Университет Шкода Авто, где готовят будущие высококвалифицированные кадры для всего концерна Volkswagen Group.

Нашей задачей было протестировать в первый день так много автомобилей, как возможно: во-первых, это в любом случае очень интересно, а, во-вторых, на следующий день нас ожидала жеребьевка, от которой и зависело, на чем мы примем участие в ралли.

Нас с моим ко-драйвером привлек прежде всего ярко-желтый кабриолет Skoda Felicia, как один из самых броских и фотогеничных автомобилей во всей линейке. Felicia, которую предлагали нам для тест-драйва, была выпущена в 1960 году. Имя Felicia получили родстеры, сделанные на базе Octavia, первая из которых увидела свет в 1959 году. Весил такой родстер 900 кг и построен был вокруг так называемой «хребтовой» (пространственной) рамы, что делало кузов даже у кабриолетов достаточно прочным. Под капотом у Felicia находился чешский мотор объемом 1,1 литра с двумя карбюраторами мощностью 50 л.с. и максимальной скоростью 128 км/ч. Любопытно, что уже тогда в качестве дополнительной опции к Felicia предлагали «хард-топ» — съемную пластиковую крышу вместо мягкого кожаного тента.

Интересно, что именно эти автомобили завоевали симпатии всего мира, много экземпляров производили для экспорта, в том числе и с правым рулем — для Великобритании и даже новой Зеландии. В Британии она настолько «пришлась ко двору», что ее даже назвали «самым очаровательным автомобилем Восточного блока».

Нам предложили версию с левым рулем, но с коробкой передач, ориентированной направо: первая и вторая передачи переключались «от себя» в крайней правой позиции, а задняя, наоборот, на себя и вниз. Честно говоря, ни с этим, ни с чем-то еще при управлении этим автомобилем проблем не возникало. Он оказался удивительно гармоничным, «живым» и даже шустрым, а все органы его управления, в общем-то, были понятны, особенно если иметь хоть какой-то опыт общения с олдтаймерами. Вот, например, рычажок «поворотника», который расположен не горизонтально, а вертикально. Казалось бы — как понять, какой из «поворотников» он включает: правый или левый? А все очень просто: когда ты поворачиваешь руль вправо, левая рука идет вверх, задевает рычажок и включает «поворотник» направо. Когда поворачиваешь руль влево, рука идет вниз и включает левую лампочку. То же и с рычажком включения фар: чуть на себя — ближний свет, на себя и до конца — дальний свет. Все очень понятно.

В первый день знакомства с машинами моросил мелкий дождик, и, конечно, мы ехали с поднятой крышей. Минус — очень маленькие «дворники», которые справляются максимум с 1/5 всей поверхности лобового стекла, отсутствие направляющих стоков для воды на самой крыше — вода капала на стыке с боковыми стеклами внутрь салона и прямо на руки, и не слишком хорошая вентиляция, так что в какой-то момент все равно пришлось открыть окна, чтобы лобовое не так запотевало изнутри, и даже периодически вытирать его тряпочкой. Но скажу честно: это совершенно не смущало, потому что удовольствие от управления этим автомобилем и то, какие эмоции он вызывал у всех окружающих, стоили того, чтобы потерпеть небольшие неудобства!

Следующим «подопытным» стала Skoda Garde — совершенно другой автомобиль из 80-х годов, который организаторы привезли для возможности сравнения, выстроив таким образом целую последовательность моделей для понимания развития бренда: от 50-х через 80-е и к современности, так как во время этой поездки мы смогли также протестировать автомобили моделей SuperB 2019 в кузовах седан и комби, с бензиновыми и дизельными двигателями мощностью как 190, так и 270 л.с. Но какими бы современными и технологически продвинутыми ни были эти машины, по своей душевности они и сравниться не могли с образцами прошлых времен.

Итак, Skoda Garde. Если честно, тестировать ее было не слишком интересно, т.к. она принадлежит к условной категории «автомобиль моего папы»: машина, которая еще не успела стать историей и превратиться в олдтаймер, воспринимается просто как старый автомобиль. Про нее многие могли бы сказать — «У меня такая была».

Первую Skoda Garde выпустили в 1981 году, у нее было заднее расположение 4-цилиндрового двигателя объемом 1,2 литра мощностью 54 л.с., пружинные подвески, двухдверный кузов и разгон до 100 км/ч за 18 секунд. Через несколько лет Skoda Garde модифицировали и дали другое имя. Так появился первый Rapid.

Конечно, она выглядит чуть пособраннее и динамичнее, чем предыдущая Felicia, но не обладает и половиной той красоты и харизмы, что есть у олдтаймера. К тому же у Garde есть и некоторые неудобства, связанные с расположением педального узла: как и у предыдущих современных поколений Volkswagen, педали расположены довольно близко друг к другу и смещены вправо, что влияет и на всю посадку: за рулем особо не расслабишься.

Следующим автомобилем, доставшимся мне на тест, стала Skoda S100 L в раллийном исполнении — дополнительное головное освещение, усиленные тормоза, раллийные ковши и руль и другой двигатель — 1,1 литра, форсированный до 75–80 л.с.

Skoda 100 по сравнению с Garde — шаг назад на десять лет, но по драйверским ощущениям эта раллийная машина стала самой интересной из всех, на чем я успела прокатиться, хотя, конечно, сравнивать cтоковый и подготовленный автомобиль совершенно некорректно. Точная, хорошо сбалансированная, динамичная, удобная, она помогала почувствовать себя почти гонщиком тех лет, отлично управлялась и вообще вызывала чувство уважения. Конечно, в ралли больше всего хотелось бы поехать именно на ней, но судьба распорядилась иначе…

Четвертой в нашем не слишком продолжительном тесте стала самая старая модель из всех — Skoda Spartak. По всему своему устройству и организации, я бы сказала, духу, она напомнила мне «Москвич»-407, тем более что традиционно коробка передач у нее располагалась так же, как и у него: на руле. Однако на нашем экземпляре рукоятка КПП была установлена между передними сиденьями, как на более поздних версиях.

Первая Skoda 440, которая сначала называлась Orlik, a затем и Spartak (и с этим названием прижилась среди поклонников марки), была построена вокруг трубчатой рамы, внутри которой к задним колесам шел карданный вал. Литровый двигатель развивал 40 л.с., а максимальная скорость была ограничена 100 км/ч.

Представили эту машину впервые в 1955 году на автосалоне в Брюсселе, а два года спустя уже выпустили более мощную версию — Skoda 445 — с двигателем 1,2 литра и 45 л.с. Эта машина оказалась популярна и в Европе, и даже в США. На экспорт уходило порядка 40% автомобилей. Именно эта модель и стала основой для появления всего семейства Octavia.

К сожалению, на этих четырех автомобилях тест-драйв исторических Skoda для меня завершился, так как закончилось время, отведенное на ознакомление. Оставалось рассчитывать, что на следующий день либо нам достанется что-то знакомое, либо я смогу быстро привыкнуть к нужному экземпляру.

Не успела я опробовать на самом деле три автомобиля (другие дублировались): Skoda Octavia, Skoda 1000 и Rapid. Но все же скажу про них несколько слов.

Предложенная для теста Skoda Octavia была очень похожа на протестированную Felicia: та же пространственная рама, пружинная передняя подвеска, 4-цилиндровый двигатель объемом 1,1 литра и мощностью 40 л.с., 4-ступенчатая коробка передач и максимальная скорость в 115 км/ч. Помимо стандартной Octavia выпускали еще версию с двигателем объемом 1,2 литра и мощностью 45 л.с. Кроме кабриолета модель еще производили в версии кузова Kombi, которая также присутствовала в модельном ряду автомобилей, предложенных нам для ралли.

Skoda 1000 MB появилась в 1964 году после реконструкции завода в Млада-Болеславе и принципиально отличалась от всех предыдущих моделей: у нее был совершенно новый несущий кузов и заднемоторная компоновка — плюс все независимые пружинные подвески. Двигатель объемом 1 литр с двумя карбюраторами развивал уже 52 л.с., крутящий момент достигал 75 Нм, а максимальная скорость — 130 км/ч. На базе Skoda 1000 MB выпускали и двухдверную версию — MBX. Три года спустя в производство пошла версия 1100 MBX — с более простым двигателем с одним карбюратором, который также развивал 52 л.с.

Ну и, наконец, Skoda Rapid, которая заменила собой в 1984 году модель Skoda Garde. Впрочем, имя это не стало новым — его носили автомобили еще довоенного периода. В 1986 году Rapid стали выпускать в версии с двигателем 1,3 л мощностью 59 л.с. и моментом в 97 Нм. Разгон до 100 км/ч составлял 15 секунд! Это была первая модель, которая получила 5-ступенчатую коробку передач.

Читать еще:  Как заправить кондиционер в машине своими руками

Уже рано утром все десять автомобилей, предназначенных для ралли, расположились перед нашим отелем «Galatea». Солнечное утро, красивый пейзаж — в общем, все вокруг поднимало настроение. Экипажей было всего восемь, так что два автомобиля были запасными. Путем жеребьевки наш экипаж получил прекрасный желтый кабриолет Felicia, который ждал нас в парке отеля с распахнутым верхом.

Нам предстояло пройти четыре спецучастка — по два на каждого из членов экипажа — и 160 км пути в общем. Расстояние небольшое, но перед организаторами и не стояло задачи перегрузить нас километражем. К тому же на каждом спецучастке нас ожидали дополнительные задания — на регулярность, на точность, на заданное время и даже на движение задним ходом. Felicia отлично себя чувствовала и передавала нам свое хорошее настроение.

Правда, несмотря на выданные нам кожаные шлемы и специальные дорожные очки, наш экипаж как следует прочувствовал, что такое путешествие в ретро-кабриолете. По дороге мы надели на себя все имеющиеся куртки, чтобы спрятаться от сильного ветра — даже на скорости в 60 км/ч — и с некоторым сожалением вспоминали о всех новомодных функциях вроде «воздушного шарфа», которые спасают от ветра и холода водителя и пассажира современных родстеров.

Дороги маршрута были весьма разнообразны, проходили через небольшие городки, поля, леса, приводили нас к древним замкам и другим достопримечательностям. Мы побывали, например, в замках Kost и Liblice, в пивоварне Lobeč и даже на полигоне Skoda. Проехали по старым булыжным мостовым, чтобы почувствовать себя героями той эпохи, и в итоге финишировали на территории замка Ctěnice.

Интересно, что выстраивали и прописывали маршрут специалисты по классическому ралли — команда ČK motorsport, которая хорошо известна тем, кто занимается классическим автоспортом и ретро-ралли. ČK motorsport (вот их страница) в том числе участвуют в историческом ралли Монте-Карло на Skoda 130RS и в других подобных событиях, и имеют большой опыт не только участия, но и организации ретро-ралли. Поэтому и сам маршрут, и дорожная книга, которая к нему прилагалась, были сделаны высокопрофессионально и точно, без ошибок и погрешностей, что было особо приятно.

Компания Skoda проводит подобные исторические ралли вот уже в четвертый раз, их сложность увеличивается, а легенда обрастает дополнительными подробностями и заданиями. Конечно, это прежде всего не спортивное соревнование, а возможность прикоснуться к истории марки и на практике понять, как она развивалась, с чего все начиналось и к чему пришло. Ну а интереснейший маршрут, проходящий через небольшие и старинные городки с остановками в древних замках, только добавляет удовольствия от происходящего.

Путешествие в красивое прошлое. Тест-драйв ретро автомобилей Skoda

Для того чтобы понять, насколько современные автомобили стали быстрыми, комфортными и технологичными, надо отправиться в прошлое и поездить на машинах тех лет. Причем далеко в прошлое «залетать» не нужно — хватит и 50 лет.

Редакцию CAR.ru пригласили поучаствовать в уникальном историческом ралли Skoda Historical Rally, чтобы окунуться в историю легендарной чешской автомобильной марки. Как вы понимаете, от такого заманчивого предложения отказаться было невозможно.

Знакомиться с классическими моделями Skoda 1950 — 1970-х годов выпуска мы приехали на историческую родину бренда — в Чехию, а именно в местечко Мцелы возле города Млада-Болеслав, где находится штаб-квартира компании Skoda. Именно здесь, на территории одноименного замка Мцелы, и стартовало наше историческое ралли.

Skoda 1200 — самый изящный автомобиль нашего ретро-ралли
Если вы являетесь ценителем замковой архитектуры и роскошных 5-звездочных отелей, то сюда совершенно точно стоит заехать. Шато Мцелы расположен в живописном лесистом районе Чехии на территории 5 га. Ранее замком владела богатая дворянская семья Турн-и-Таксис, а сейчас Шато Мцелы управляет винодел из Италии Джими Кузумано и его супруга Инес. На территории дворца-отеля есть отличный ресторан, SPA-комплекс и огромный английский парк.

Двухцветный интерьер Skoda 1200 выглядит стильно и богато
Надо сказать, что на фоне аристократичного Шато Мцелы, народные автомобили Skoda 1950-1970-х годов выглядят несколько простовато, как люди в повседневной одежде на торжественном приеме в Большом Театре. Skoda 1200, Skoda Octvia, Skoda 1202, Skoda 1100MB — все это модели созданы в не самой богатой Чехословакии для не самых богатых граждан.

Skoda Felicia
Но одна модель из представленных ретро-автомобилей Skoda все же отлично гармонировала с роскошным замком Мцелы — это Skoda Felicia. Данная модель по сути является открытой версией Skoda Octavia. Насколько же по-разному выглядят эти родственники! Родстер Skoda Felicia с мягкой складной крышей словно автомобиль из другого, Западного мира, случайно оказавшийся в Социалистическом блоке.

Раньше Skoda Felicia пользовалась большим спросом в западных странах. Именно поэтому большинство произведенных Skoda Felicia уходило на экспорт, включая такие страны, как Новая Зеландия и Канада. Надо отметить, что Skoda Felicia — единственный автомобиль в своем роде, выпускавшийся в странах Восточного блока.

Как и другие модели Skoda, в основе Felicia лежала хребтовая рама, что и позволило без особых усилий создать открытую версию Skoda Octavia. Под капотом у первых моделей Skoda Felicia располагался двигатель объемом 1,1л, который развивал мощность в 50 л.с., а начиная с 1961 года, в производство запустили новую модификацию Skoda Felicia Super с 1,2-литровым двигателем, мощность которого выросла до 55 л.с. Максимальная скорость автомобиля составляла 130 километров в час.

Пожалуй, Skoda Felicia была самой интересной из представленных на ретро-ралли машиной, но в гонку мы решили отправиться на классической Skoda Octavia 1959 модельного года. Все-таки было очень интересно понять, как и насколько сильно изменилась современная Skoda Ocavia, которая заполнила улицы городов во многих странах мира, в том числе и в России.

Skoda Octavia
Но прежде, чем начать соревнования, надо рассказать о правилах ретро-ралли. Суть этого мероприятия заключается не в том, чтобы максимально быстро преодолеть спецучасток, а в том, чтобы сделать это за отведенное организаторами время. Например, первый этап длиной 41 км нам предстояло проехать за 80 минут. Если проезжаешь быстрее — получаешь штраф, медленнее — тоже штраф.

Замер времени прохождения спецучастка
Казалось бы, что ничего сложного в этом нет, но в каждом таком этапе было еще несколько маленьких подэтапов — например, проехать 80 метров за 16 секунд, проехать 310 метров за 46 секунд и так далее. Осложнялось выполнение таких микроэтапов тем, что двигаться нужно было не по прямой, а часто по сложной траектории с поворотами и разворотами. Рассчитывать, с какой именно скоростью надо ехать в том или ином месте, оказалось крайне непросто.

Кроме того, в ралли было запрещено пользоваться навигатором, а ориентироваться на местности надо было исключительно по легенде — маршрутная книга с указанием ключевых точек, километража между поворотами, указанием перекрестков и названий населенных пунктов. Именно поэтому «боевой» экипаж автомобиля всегда состоит из двух человек: пилота и штурмана. И роль штурмана, в данном случае, не менее значима, чем водителя.

Управлять Skoda Octavia 1959 модельного года совсем непросто. Здесь нет усилителя руля, педальный неудобный узел, передачи в 4-ступенчатой трансмиссии меняются непросто, маломощный 1,1-литровый двигатель 40 л.с. совсем не тянет автомобиль на подъеме. Если сюда добавить тесноту салона и примитивную эргономику автомобиля из конца 1950-х годов, то легкая поездка на 40 километров оборачивается для пилота и штурмана мокрыми спинами с легким головокружением из-за запаха бензина и выхлопных газов.

Первый спецучасток мы успешно завершили в одном из самых известных готических замков Чехии — Груба-Скала. Это настоящая жемчужина национального парка Чешский рай. Величественную скалу с замком на самом верху видно за десятки километров с окрестных автомобильных дорог, но, когда подъезжаешь ближе, обнаруживаешь совершенно удивительный природный рельеф.

Замок находится не просто на скале, а на возвышении, окруженным башнеобразными скалами из песчаника, которые приобрели свою форму благодаря ветру, «точившего» податливую горную породу многие тысячи лет. Некоторые из этих «каменных пальцев» достигают высоты 60 метров!

История Груба-Скала отсчитывается с 1353 года! Разумеется, замок множество раз перестраивался — последнее серьезное обновление комплекса зданий произошло в 1859 году, когда замок переделали в неоготическом стиле. Таким он и сохранился до наших дней. Сейчас на территории замка находится 4-звездочный отель, ресторан, парковка и великолепная смотровая площадка.

Насладившись здешними видами, мы снова завели скромный 1,1-литровый мотор Skoda Octavia и отправились покорять следующие этапы нашего неспешного ретро-ралли на автомобилях Skoda. Впереди наш ждал замок Нимержице!

Нимержице, где мы не менее успешно завершили второй этап ралли — это относительно молодой замок, построенный в стиле ампир в 1832 году на месте средневековой крепости, заложенной здесь еще в 1354 году. Территория замка приятно поражает своей ухоженностью и чистотой, а кофе из местного ресторана — своим крепким характером. Удивительно, но этот замок находится в сельской местности в окружении трех деревень, суммарное население которых едва переваливает за 200 человек.

Заключительный и самый большой спецучасток нашего ретро-ралли длиною 44 километра мы закончили в еще одном замке — Цтенице. Аристократическая усадьба с барочными амбарами и манежем находится совсем рядом с Прагой, куда мы уже поехали на современных автомобилях Skoda. Ох, какое же это облегчение, когда после целого дня, проведенного в Skoda Octavia 1959 модельного года, пересаживаешься в Skoda Octavia 2018 модельного года. Кажется, что машина едет сама, без участия водителя! Здесь, в современном лифтбеке, прохладно, тихо и очень просторно.

В новых автомобиля Skoda Octavia ты как будто изолирован от окружающего мира, «пролетая» по трассе с немыслимой для середины 20 века скоростью. Поездка же на автомобиле родом из 1960-х годов дарит ощущение единения с дорогой, полем, лесом и всей природой или городами, сквозь которые ты проезжаешь. На современной Octavia ты «летишь», на старой Octavia — ты наслаждаешься неспешным процессом движения.

Skoda Octavia в России является лидером по объемам продаж в своем классе, не позволяя даже быстрорастущему сегменту кроссоверов «отъедать» свой кусок рынка. Стоимость Skoda Octavia начинается от 1 049 000 рублей за версию с атмосферным 1,6-литровым двигателем мощностью 110 л.с. и 5-ступенчатой механической трансмиссией. Цена на самую доступную комплектацию Skoda Otavia Active с классическим 6-ступенчатым «автоматом» составляет 1 128 000 рублей.

А если вам нужен более динамичный и хорошо укомплектованный автомобиль, то стоит присмотреться к Skoda Octavia с двигателем 1,4 TSI мощностью 150 л.с. и роботизированной трансмиссией 7DSG. Эта версия лифтбека отличается не только резвым характером (автомобиль разгоняется с места до 100 км/ч всего за 8,2с), но и высокой топливной экономичностью — 4,8л бензина на 100 км пробега при аккуратной езде по трассе. Впечатляет?! Конечно же впечатляет! Ровно так же, как великолепные чешские замки и настоящие «олдскульные» автомобили марки Skoda.

Читать еще:  Когда менять топливные фильтра?

Skoda показала журналистам большинство автомобилей модельного ряда 30-40-х годов

Что мы знаем об истории фирмы Skoda? Хорошо, если помним заднемоторные седаны социалистических 80-х. А ведь Skoda — третий по возрасту европейский автопроизводитель: из выживших старше только Daimler-Benz и Peugeot! Тем интереснее, что за автомобили выпускала чешская фирма во времена своей независимости: довоенные Шкоды были весьма самобытными!

Автомобильную историю Шкоды принято вести от другой марки, почившей в бозе: в 1895 году два Вацлава — книготорговец Клемент и механик Лаурин — открыли мастерскую по изготовлению велосипедов Laurin & Klement. В 1899 году освоили и выпуск мотоциклов, причем весьма совершенных, впервые в мире оснащенных зажиганием от магнето и выигравших в 1905 году первый чемпионат мира по мотогонкам. Выпустив около 4000 двухколесных моторных транспортных средств, в 1905 году перешли на четырехколесные — первенец назывался тип А. В 1912 году «взяли под крыло» австрийскую автомобильную фабрику RAF.

Впрочем, подробно вехи шкодовской истории мы вспоминали совсем недавно, в АР №21, 2008. Сейчас черед «практических занятий»: специально для российских журналистов Skoda собрала в южночешской провинции большинство автомобилей модельного ряда 30-40-х годов и даже более ранний гоночный Laurin & Klement серии 300 выпуска 1920 года.

Эпический автомобиль! Ни кузова, ни крыши, ни передних тормозов — зато могучий мотор рабочим объемом 4,7 литра и мощностью 50 л.с. под опоясанным кожаным ремнем капотом. Прямоточный выхлоп особенно жарит меня — пассажира, сидящего слева от водителя на общем с ним диванчике. Единственный экземпляр этой модели сохранился в фирменном музее, и нас за руль не приглашали. Хотя с педалями и рычагами справился бы каждый: двигатель пускается вовсе не торчащей из-под радиатора заводной ручкой, а электростартером, четыре передачи переключаются по привычной схеме, а рычажок ручной регулировки опережения зажигания на руле используется только при холодном пуске. Главное — помнить, что педаль газа расположена в центре, а тормоза задних колес приводятся не правой педалью (она действует на трансмиссионный барабан), а рычагом.

Водитель-музейщик сам будто из двадцатых: крепкие шоферские руки, обветренное лицо, роскошные усы. Такие же были у графа Александра Коловрата, Шумахера тех времен, — фирменного гонщика, не раз выигрывавшего на Лорин-Клементах международные гонки, в том числе и в России. Сцепление, пауза, потом шофер медленным, но уверенным движением вкладывает рычаг в паз первой передачи.

Через несколько сотен метров привыкаешь и к высоченной посадке, как на грузовике, и к ветру в голове — лобовое стекло защищает разве что от мух. Мотор рычит, как первобытный зверь. Рваный, хлопающий выхлоп ритмично давит на барабанные перепонки — и вот мы переходим на четвертую! Не зря, не зря Laurin & Klement в свои годы был чуть ли не спорткаром и пожирал около 60 литров на 100 километров: разгон вовсе не вял. А вот как останавливать это облегченное до 1000 кг шасси, как вправлять его в повороты?

Тут-то и проникаешься пиететом к тем коловратам, которые сутками скакали на сиденьях, пружинящих сантиметров на 10, «подбиваемые» снизу рессорной подвеской без амортизаторов да гибкой рамой, добавляющей машине непривычные нам изгибные колебания. А какой «острый», оказывается, руль! Дядька не перехватывал его ни разу — на круговом движении достаточно четверти оборота баранки.

Машин трехсотой серии с 1917 по 1923 год сделали около 50 штук, и это был конец первой эпохи шкодовской автомобильной истории. Вторая началась в 1925 году, когда фирму Laurin & Klement поглотила собственно Skoda — концерн из города Пльзень. Первое время акцент в автомобильном производстве делали на грузовики и тракторы, а принципиально новая легковая машина появилась в 1930 году — называлась она Skoda 422 (индекс означает четыре цилиндра и 22 л.с.).

В тридцатые годы чехословацких марок было уже немало: появились Praga, Aero и Jawa, а оружейный завод в Брно выпускал автомобили под брендами Disk и Z. Но технически чешские машины уступали западноевропейским. В 20-е годы рынок Чехословакии был невелик — в среднем покупали около 700 автомобилей в год, а цены из-за больших импортных пошлин были почти в два раза выше, чем в других европейских странах. Хотя качество машин считалось хорошим.

В конце 30-х Чехословакия выпускала больше автомобилей, чем Швеция, Австрия или Бельгия, но это было всего 14 тысяч машин против сотен тысяч в Германии или Франции. А 85% компонентов закупалось у соседей — чешская автомобильная промышленность не была самостоятельной, хотя и продолжала поиск оригинальных технических решений.

Вот, например, седан Skoda Rapid 1934 года, заводской код 901, за руль которого я сажусь через «самоубийственную» дверь. Самое интересное скрыто под днищем: кузов поддерживает не привычная лестничная, а оригинальная хребтовая рама, «раздваивающаяся» на два привычных лонжерона только спереди. Сквозь ее центральную трубу пропущен карданный вал, на конце трубы — задний редуктор, прямо к которому крепятся рычаги задней независимой подвески. Над ними — поперечная рессора. Точно такая же заменяет нижний рычаг передней подвески. Рациональная конструкция! Благодаря ей шасси первого Рапида без кузова весило всего 520 кг.

Но как же неудобно за рулем! Дело даже не в том, что он расположен справа. Тесно, как в танке, особенно в ногах!

Схема переключения четырех передач — классическая, но разболтанный рычаг упирается в левую ногу, даже когда включаешь первую. После переключения приходится ставить ступню правее, под педаль тугих и ненадежных, хоть и гидравлических тормозов. Разгон дается 30-сильному моторчику объемом 1386 «кубиков» с большим трудом — в самую маленькую горку приходится переключаться с четвертой как минимум на третью передачу. Что-то не чувствуется ожидаемой «хребтовой» легкости в движениях!

Правда, конкретно этот Rapid уникален тем, что прожил 76 лет без реставрации — возраст, о котором и нам не грех мечтать. Ему стоит простить щели по периметру дверей, шум и рев отовсюду, закусывающий руль. Со скоростью 50 км/ч ты едешь еще нормально, но на 60 км/ч уже становится страшно! Каждая ямка и даже трещинка асфальта сотрясают уставший кузов. А ведь поперечные рессоры были еще и ненадежны: из-за одного-единственного крепления по центру они работали только своими половинками, вернее — четвертями эллипса. И от больших ходов подвески лопались почем зря!

Автомобилям Skoda 100 лет. Знак чешского индейца

Автомобилям Skoda 100 лет. Знак чешского индейца

В конце позапрошлого века, в 1894 году, житель маленького городка Млада-Болеслав 26-летний Вацлав Клемент купил новый немецкий велосипед. Как и многие молодые европейцы, был он в то время заядлым поклонником велоспорта, участвовал в соревнованиях. Но новая машина оказалась на редкость ломкой. Клемент написал гневное письмо представителю фирмы в Чехии, а в ответ получил требование… писать по-немецки. Возмутившись, Вацлав решил сам перебрать покупку, благо отлично разбирался в велосипедах, хоть и зарабатывал на жизнь торговлей книгами. А потом пришло и другое решение — строить двухколесные машины. В компаньоны взял тезку — Вацлава Лаурина, механика из городка Турново. Компанию партнеры назвали «Лаурин-Клемент», а велосипеды стали продавать под маркой «Славия».

Компаньоны старались идти в ногу со временем и в 1899-м пристроили на велосипед небольшой французский моторчик, положив начало производству мотоциклов. Через год из мотоциклетных деталей построили четырехколесный двухместный экипаж, а в 1905-м — 100 лет назад — уже настоящий автомобиль, названный «Лаурин-Клемент тип А». Обкатав машину, в апреле 1906-го ее представили на Пражском мотошоу.

Понадобилось совсем немного времени, чтобы фирма «Лаурин-Клемент» стала крупнейшим производителем мотоциклов (1907 г.), а вскоре и автомобилей в Австро-Венгрии. Наряду с несколькими моделями легковых машин понемногу стали выпускать небольшие грузовики и автобусы. Автомобили экспортировали в Германию, Великобританию, даже Новую Зеландию и Японию. Кстати, примерно треть выпускаемых авто продавали в России.

Маленькая велосипедная фабрика превратилась в солидный по тем временам завод. В 1911-м «Лаурин-Клемент» даже приобрела фирму РАФ. Нет, к Риге предприятие «Рейхенберг Аутомобиль Фабрик» отношения не имело — оно располагалось в городе Либерец и выпускало легковые автомобили и фургоны. После Первой мировой компания из Млада-Болеслава, помимо легковых машин, грузовиков и автобусов, была известна и иными изделиями. Например, 450-сильными авиационными моторами V12. Их делали по лицензии «Лоррен-Дитрих». В России же, особенно в южных губерниях, больше знали моторные плуги «Эксельсиор». Это была машина длиной 9 метров с двумя огромными (диаметр 2,2 м) колесами, оснащенная 80-сильным мотором объемом 14,5 л. Но после октября 1917-го партнерские отношения с Россией надолго прервались.

Сокращение рынков сбыта было не единственной проблемой «Лаурин-Клемент». Фирма выпускала все более мощные и дорогие автомобили, а покупателей, особенно после войны, оказалось немного. Например, в 1922-м заводы Чехословакии построили всего около 10 тысяч автомобилей, из них половину — легковых. И не было ничего удивительного, что три года спустя предприятие, основанное двумя Вацлавами, стало частью компании «Шкода» — большого машиностроительного концерна в Пльзене, основанного в 1869-м.

У «Шкоды», конечно же, тоже есть своя легенда, связанная с ее известной ныне во всем мире эмблемой. Крылатая стрела родилась из… изображения профиля индейца в головном уборе из перьев. Основатель пльзеньского предприятия Эмиль Шкода, путешествуя по Америке, якобы познакомился с индейцем, привез его в Чехию и оставил жить в своей семье.

Автомобильная биография «Шкоды» началась годом раньше покупки «Лаурин-Клемент». С 1924 года в Пльзене по французской лицензии собирали роскошные авто «Шкода-Испано-Сюиза». И до 1928-го сделали около 50 машин с разными кузовами, в том числе построенными уже в Млада-Болеславе.

Под крылом «Шкоды» завод, основанный Лаурином и Клементом, обновили. Модельный ряд — тоже, запустив в производство в том числе и недорогие компактные автомобили. Впрочем, под маркой «Шкода» делали самые разные машины: от небольшого «Популяра» до престижного «Суперба», а еще грузовики, автобусы, военную технику, которой с 1938 года, когда Чехословакию оккупировал Гитлер, стали уделять особое внимание. Специально для Восточного фронта с участием Фердинанда Порше построили своего рода гибрид грузовика и трактора на огромных металлических колесах. С августа 1939-го завод вошел в состав германского «Рейхсверке Герман Геринг АГ».

Читать еще:  Снятие и замена ремня грм ваз 2108, 2109, 21099

В самом конце войны, 9 мая 1945-го, немецкая авиация разрушила завод в Млада-Болеславе. Но уже в том же году там понемногу начали собирать предвоенную «Шкоду-Популяр» и в 1947-м построили 5334 легковых автомобиля. Совсем, кстати говоря, немало. Скажем, в СССР в том году выпустили 9622 машины. Тогда же в Пльзене начали и производство «Шкоды-1101» — модернизированной версии предвоенного «Популяра», а также модели «Суперб» с измененным дизайном. В социалистической Чехословакии подход к модельному ряду, конечно, стал иным. Сняли с производства представительский «Суперб», родстеры на базе моделей 1101 и 1102 предназначались в основном для экспорта. Из почти 1900 открытых машин модели 1102 лишь три продали в Чехословакии. Да и вообще в 1952-м в стране новые автомобили купили лишь… 53 человека, остальные расходились по партийным и государственным структурам. Интересно, что в 1951–1952 гг., во времена максимальной централизации национализированной промышленности, на заводе «Шкода» было собрано около 2100 автомобилей… «Татра».

В первые послевоенные годы чехословацкие автомобили довольно широко экспортировали, вплоть до Австралии (!). Но с пятидесятых их стали поставлять в основном в соцстраны. В СССР еще в середине 1960-х в скорой помощи работали универсалы «Шкода-1200». Особым уважением советских водителей-дальнобойщиков пользовались седельные тягачи «Шкода». Машины, ценимые за комфорт и надежность, делал завод… ЛИАЗ. Совпадение с советским названием случайное, «Либерецким Автозаводом» стали называть бывший РАФ, купленный фирмой «Лаурин-Клемент» в 1911-м. А еще марка «Шкода» в СССР была знакома по железнодорожным локомотивам, троллейбусам. Нынче это подразделение к «Шкоде-Авто» отношения не имеет.

Легковые машины из Млада-Болеслава после 1960-х к нам не экспортировали, но спортивные версии «шкод», ведомые опытными и умелыми пилотами, доставляли немало неприятностей советским раллистам на этапах Кубка дружбы соцстран.

Нынче мы знаем совсем другую «Шкоду». Лишь имена моделей напоминают о долгой и интересной истории фирмы, которую больше века назад, купив неудачный велосипед, начал книготорговец Вацлав Клемент…

Путешествие в красивое прошлое. Тест-драйв ретро автомобилей Skoda

Для того чтобы понять, насколько современные автомобили стали быстрыми, комфортными и технологичными, надо отправиться в прошлое и поездить на машинах тех лет. Причем далеко в прошлое «залетать» не нужно — хватит и 50 лет.

Редакцию CAR.ru пригласили поучаствовать в уникальном историческом ралли Skoda Historical Rally, чтобы окунуться в историю легендарной чешской автомобильной марки. Как вы понимаете, от такого заманчивого предложения отказаться было невозможно.

Знакомиться с классическими моделями Skoda 1950 — 1970-х годов выпуска мы приехали на историческую родину бренда — в Чехию, а именно в местечко Мцелы возле города Млада-Болеслав, где находится штаб-квартира компании Skoda. Именно здесь, на территории одноименного замка Мцелы, и стартовало наше историческое ралли.

Skoda 1200 — самый изящный автомобиль нашего ретро-ралли
Если вы являетесь ценителем замковой архитектуры и роскошных 5-звездочных отелей, то сюда совершенно точно стоит заехать. Шато Мцелы расположен в живописном лесистом районе Чехии на территории 5 га. Ранее замком владела богатая дворянская семья Турн-и-Таксис, а сейчас Шато Мцелы управляет винодел из Италии Джими Кузумано и его супруга Инес. На территории дворца-отеля есть отличный ресторан, SPA-комплекс и огромный английский парк.

Двухцветный интерьер Skoda 1200 выглядит стильно и богато
Надо сказать, что на фоне аристократичного Шато Мцелы, народные автомобили Skoda 1950-1970-х годов выглядят несколько простовато, как люди в повседневной одежде на торжественном приеме в Большом Театре. Skoda 1200, Skoda Octvia, Skoda 1202, Skoda 1100MB — все это модели созданы в не самой богатой Чехословакии для не самых богатых граждан.

Skoda Felicia
Но одна модель из представленных ретро-автомобилей Skoda все же отлично гармонировала с роскошным замком Мцелы — это Skoda Felicia. Данная модель по сути является открытой версией Skoda Octavia. Насколько же по-разному выглядят эти родственники! Родстер Skoda Felicia с мягкой складной крышей словно автомобиль из другого, Западного мира, случайно оказавшийся в Социалистическом блоке.

Раньше Skoda Felicia пользовалась большим спросом в западных странах. Именно поэтому большинство произведенных Skoda Felicia уходило на экспорт, включая такие страны, как Новая Зеландия и Канада. Надо отметить, что Skoda Felicia — единственный автомобиль в своем роде, выпускавшийся в странах Восточного блока.

Как и другие модели Skoda, в основе Felicia лежала хребтовая рама, что и позволило без особых усилий создать открытую версию Skoda Octavia. Под капотом у первых моделей Skoda Felicia располагался двигатель объемом 1,1л, который развивал мощность в 50 л.с., а начиная с 1961 года, в производство запустили новую модификацию Skoda Felicia Super с 1,2-литровым двигателем, мощность которого выросла до 55 л.с. Максимальная скорость автомобиля составляла 130 километров в час.

Пожалуй, Skoda Felicia была самой интересной из представленных на ретро-ралли машиной, но в гонку мы решили отправиться на классической Skoda Octavia 1959 модельного года. Все-таки было очень интересно понять, как и насколько сильно изменилась современная Skoda Ocavia, которая заполнила улицы городов во многих странах мира, в том числе и в России.

Skoda Octavia
Но прежде, чем начать соревнования, надо рассказать о правилах ретро-ралли. Суть этого мероприятия заключается не в том, чтобы максимально быстро преодолеть спецучасток, а в том, чтобы сделать это за отведенное организаторами время. Например, первый этап длиной 41 км нам предстояло проехать за 80 минут. Если проезжаешь быстрее — получаешь штраф, медленнее — тоже штраф.

Замер времени прохождения спецучастка
Казалось бы, что ничего сложного в этом нет, но в каждом таком этапе было еще несколько маленьких подэтапов — например, проехать 80 метров за 16 секунд, проехать 310 метров за 46 секунд и так далее. Осложнялось выполнение таких микроэтапов тем, что двигаться нужно было не по прямой, а часто по сложной траектории с поворотами и разворотами. Рассчитывать, с какой именно скоростью надо ехать в том или ином месте, оказалось крайне непросто.

Кроме того, в ралли было запрещено пользоваться навигатором, а ориентироваться на местности надо было исключительно по легенде — маршрутная книга с указанием ключевых точек, километража между поворотами, указанием перекрестков и названий населенных пунктов. Именно поэтому «боевой» экипаж автомобиля всегда состоит из двух человек: пилота и штурмана. И роль штурмана, в данном случае, не менее значима, чем водителя.

Управлять Skoda Octavia 1959 модельного года совсем непросто. Здесь нет усилителя руля, педальный неудобный узел, передачи в 4-ступенчатой трансмиссии меняются непросто, маломощный 1,1-литровый двигатель 40 л.с. совсем не тянет автомобиль на подъеме. Если сюда добавить тесноту салона и примитивную эргономику автомобиля из конца 1950-х годов, то легкая поездка на 40 километров оборачивается для пилота и штурмана мокрыми спинами с легким головокружением из-за запаха бензина и выхлопных газов.

Первый спецучасток мы успешно завершили в одном из самых известных готических замков Чехии — Груба-Скала. Это настоящая жемчужина национального парка Чешский рай. Величественную скалу с замком на самом верху видно за десятки километров с окрестных автомобильных дорог, но, когда подъезжаешь ближе, обнаруживаешь совершенно удивительный природный рельеф.

Замок находится не просто на скале, а на возвышении, окруженным башнеобразными скалами из песчаника, которые приобрели свою форму благодаря ветру, «точившего» податливую горную породу многие тысячи лет. Некоторые из этих «каменных пальцев» достигают высоты 60 метров!

История Груба-Скала отсчитывается с 1353 года! Разумеется, замок множество раз перестраивался — последнее серьезное обновление комплекса зданий произошло в 1859 году, когда замок переделали в неоготическом стиле. Таким он и сохранился до наших дней. Сейчас на территории замка находится 4-звездочный отель, ресторан, парковка и великолепная смотровая площадка.

Насладившись здешними видами, мы снова завели скромный 1,1-литровый мотор Skoda Octavia и отправились покорять следующие этапы нашего неспешного ретро-ралли на автомобилях Skoda. Впереди наш ждал замок Нимержице!

Нимержице, где мы не менее успешно завершили второй этап ралли — это относительно молодой замок, построенный в стиле ампир в 1832 году на месте средневековой крепости, заложенной здесь еще в 1354 году. Территория замка приятно поражает своей ухоженностью и чистотой, а кофе из местного ресторана — своим крепким характером. Удивительно, но этот замок находится в сельской местности в окружении трех деревень, суммарное население которых едва переваливает за 200 человек.

Заключительный и самый большой спецучасток нашего ретро-ралли длиною 44 километра мы закончили в еще одном замке — Цтенице. Аристократическая усадьба с барочными амбарами и манежем находится совсем рядом с Прагой, куда мы уже поехали на современных автомобилях Skoda. Ох, какое же это облегчение, когда после целого дня, проведенного в Skoda Octavia 1959 модельного года, пересаживаешься в Skoda Octavia 2018 модельного года. Кажется, что машина едет сама, без участия водителя! Здесь, в современном лифтбеке, прохладно, тихо и очень просторно.

В новых автомобиля Skoda Octavia ты как будто изолирован от окружающего мира, «пролетая» по трассе с немыслимой для середины 20 века скоростью. Поездка же на автомобиле родом из 1960-х годов дарит ощущение единения с дорогой, полем, лесом и всей природой или городами, сквозь которые ты проезжаешь. На современной Octavia ты «летишь», на старой Octavia — ты наслаждаешься неспешным процессом движения.

Skoda Octavia в России является лидером по объемам продаж в своем классе, не позволяя даже быстрорастущему сегменту кроссоверов «отъедать» свой кусок рынка. Стоимость Skoda Octavia начинается от 1 049 000 рублей за версию с атмосферным 1,6-литровым двигателем мощностью 110 л.с. и 5-ступенчатой механической трансмиссией. Цена на самую доступную комплектацию Skoda Otavia Active с классическим 6-ступенчатым «автоматом» составляет 1 128 000 рублей.

А если вам нужен более динамичный и хорошо укомплектованный автомобиль, то стоит присмотреться к Skoda Octavia с двигателем 1,4 TSI мощностью 150 л.с. и роботизированной трансмиссией 7DSG. Эта версия лифтбека отличается не только резвым характером (автомобиль разгоняется с места до 100 км/ч всего за 8,2с), но и высокой топливной экономичностью — 4,8л бензина на 100 км пробега при аккуратной езде по трассе. Впечатляет?! Конечно же впечатляет! Ровно так же, как великолепные чешские замки и настоящие «олдскульные» автомобили марки Skoda.

Ссылка на основную публикацию