Газ на автомобиль: особенности и поколения гбо

Газ на автомобиль: особенности и поколения гбо

Всё про газовое оборудование на авто (ГБО)

Газобаллонное оборудование, установленное на автомобиле, позволяет использовать в качестве топлива для двигателя не дорогой бензин, а дешевый газ. Именно ради экономии многие автовладельцы устанавливают газовое оборудование на свои авто. Но как понять, какое оборудование лучше и чем одно поколение ГБО отличается от другого?

Это и сложно и просто одновременно. Сложно – потому что ново и неизвестно, а просто – потому что ничего фантастически сложного в этом нет.

Кстати, на нашем сайте есть отличная статья об установке ГБО на автомобиль, в которой также подробно рассмотрен вопрос о порядке его регистрации в ГИБДД.

В данном материале мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Устройство и принцип работы газового оборудования на автомобиле;
  2. Эволюция поколений автомобильного газобаллонного оборудования: ГБО 1/2/3/4/5/6-го поколений;
  3. Как выбрать газовое оборудование на авто и какое ГБО лучше?

А внизу страницы смотрите познавательно видео о плюсах и минусах установки в автомобиль газобаллонного оборудования.

Устройство и принцип работы газового оборудования на автомобиле

Цель данной статьи – поближе познакомиться с газобаллонным оборудованием для автомобилей. А лучший способ познакомиться с любым механизмом – это понять из чего он состоит, и как это работает.

Газовое оборудование для автомобилей первого поколения (подробней о поколениях ГБО читайте ниже по тексту) состояло полностью из механических узлов. А все комплекты газобаллонного оборудования, начиная со второго поколения, имеют две основные части: механическую и электрическую.

Одним из наиболее важных элементов ГБО в автомобиле является газовый баллон. Он может быть металлическим, металло-композитным или полностью композитным. В нём находится топливный газ – обычно это либо метан, либо пропан-бутан.

Метан – это сжатый природный газ, закачанный в баллоны под очень высоким давлением.

Пропан-бутан – это сжиженный нефтяной газ, состоящий из смеси газов пропана и бутана.

Газовые установки для метана и пропан-бутана практически одинаковые, различие между ними состоит в основном в баллонах.

  • Баллоны для метана изготавливаются цилиндрической формы. Они тяжелее и толще пропановых, ведь газ в них находится под давлением 200 атмосфер.
  • А в баллонах с пропаном давление всего 15 атмосфер, и он хранится в сжиженном состоянии.

Большинство легковых автомобилей оборудованы газобаллонным оборудованием, работающим именно на пропанобутановой смеси. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать устройство и принцип работы газового оборудования для авто на примере самого распространенного на сегодняшний день пропанобутанового ГБО 4-го поколения.

Пропанобутановые баллоны бывают двух видов: цилиндрические и тороидальные. Последние имеют круглую форму и предназначены для укладки в нишу под багажником вместо запасного колеса.

На баллоне для сжиженного газа установлена очень важная деталь – это мультиклапан. Он состоит из следующих основных частей:

  • входной и выходной штуцеры;
  • заправочный и расходный вентили;
  • заборная трубка;
  • поплавок уровня газа – связан с указателем уровня и автоматическим клапаном;
  • автоматический клапан – при заполнении баллона до максимально допустимого уровня во время заправки (обычно до 80%) он перекрывает входной канал;
  • указатель уровня газа в баллоне;
  • предохранительный клапан – на случай превышения давления в баллоне (обычно настроен на 25 атмосфер);
  • скоростной (расходный) клапан – на случай обрыва магистрали.

Входной штуцер через специальную трубку высокого давления (медную или пластиковую) соединяется с заправочным штуцером, который обычно устанавливают под задним бампером автомобиля либо врезают непосредственно в сам бампер.

Выходной штуцер мультиклапана также через трубку высокого давления соединяют в подкапотном пространстве с электромагнитным клапаном. Суть его работы очень проста:

  1. По умолчанию электромагнитный клапан всегда закрыт, и двигатель работает на бензине;
  2. При подаче электрического сигнала клапан открывается и переключает питание мотора с бензина на газ;
  3. Когда мы переходим на бензин или глушим автомобиль, тогда клапан автоматически закрывается.

В электромагнитном клапане установлен фильтр очистки жидкостной фазы, так как газ находится ещё в жидком состоянии и под большим давлением то и фильтр ему нужен соответствующий.

Выходной штуцер электромагнитного клапана через трубку высокого давления подключается к газовому редуктору-испарителю. Это очень важный узел автомобильного газобаллонного оборудования, который выполняет сразу несколько функций. Внутри него происходят следующие процессы:

  • На вход редуктора газ поступает в сжиженном состоянии и под высоким давлением;
  • В редукторе он испаряется, и на выходе мы его получаем в газообразном состоянии и под низким давлением (около 1 атмосферы).
  • Во время испарения газ очень сильно охлаждается, поэтому редуктор подключают к системе охлаждения двигателя, горячий антифриз из которой нагревает и редуктор, и газ до рабочей температуры.

Кроме того, газовый редуктор умеет изменять свою производительность. Делает он это в зависимости от давления во впускном коллекторе двигателя, с которым он соединен через вакуумную трубку.

Таким образом, на выходе из редуктора мы имеем газообразный пропан-бутан, который под низким давлением поступает через фильтр паровой фазы уже непосредственно на газовые форсунки. Форсунки – это то, через что газ впрыскивается непосредственно во впускной коллектор двигателя.

К коллектору газовые форсунки подключаются при помощи специальных штуцеров (ввёртышей). Эти штуцеры засверливаются во впускной коллектор как можно ближе к бензиновым форсункам, и через трубочки соединяются с газовыми форсунками.

Всё, о чем было написано выше, относится к механической части ГБО. Главным же узлом электрической части газобаллонного оборудования в автомобиле, от которого зависит правильная работа всей системы, является электронный блок управления (сокращенно – ЭБУ).

Блок управления – это компьютер, который управляет всей работой газобаллонного оборудования в автомобиле. Им оснащаются все современные комплекты автомобильного газового оборудования.

Суть работы блока управления ГБО 4-го поколения заключается в том, чтобы получить данные впрыска с бензиновых форсунок, затем рассчитать относительно них необходимый впрыск газа, и подать соответствующие импульсы на газовые форсунки.

Таким образом сохраняется логика управления и особенности работы автомобиля, заложенные разработчиком. Конечно, здесь не всё так просто и в электронных “мозгах” учитывается множество параметров, которые в реальном времени корректируются под особенности работы двигателя и его эксплуатации.

Эволюция поколений ГБО для автомобилей

Некоторые автолюбители ошибочно считают, что существует газовое оборудование, например, поколения «Евро-3» или «Евро-4». Но это не правильно. Такого понятия, как «ГБО Евро-4», нет.

«Евро-3», «Евро-4», «Евро-5» – это нормы токсичности выхлопных газов в Европе, и они не имеют никакого отношения к эволюции поколений автомобильного газобаллонного оборудования. На сегодняшний день существует шесть поколений газового оборудования для установки на автомобили.

ГБО 1-го поколения

Газовое оборудование первого поколения было самым примитивным по своему устройству. Оно устанавливалось на автомобили с карбюраторными двигателями, и на инжекторные моторы с подачей газа через впускной коллектор.

Дозировка газа в ГБО первого поколения производилась через регистр мощности (грубо говоря, через краник подачи), который был установлен на шланге, идущем к смесителю на впускном коллекторе.

ГБО 2-го поколения

Второе поколение газового оборудования на авто отличается от первого лишь тем, что вместо краника, регулирующегося механическим путем (того самого регистра мощности), в системе установлен шаговый двигатель. Он также регулирует подачу топлива, но уже в автоматическом режиме при помощи блока управления.

ГБО 2-го поколения имело широкую популярность, в основном его ставили на автомобили с моноинжекторными двигателями, в которых присутствовал лямбда-зонд, так как блок управления получал информацию для регулировки подачи газа именно с этого датчика.

Газобаллонное оборудование 2-го поколения, несмотря на его примитивность и низкий КПД, можно купить и установить на авто даже сейчас. Это связано с его низкой стоимость. Цены на ГБО 2-го поколения с установкой начинаются от 10 000 руб.

ГБО 3-го поколения

Газобаллонное оборудование третьего поколения было предназначено для авто с двигателями имеющими распределенный впрыск топлива. Регулировка подачи газа в нём осуществлялась таким же шаговым двигателем, как и в оборудовании 2-го поколения, но уже не в один общий коллектор, а в каждый цилиндр отдельно.

На рынках стран СНГ такое оборудование не продавалось в принципе. У нас оно встречается лишь на некоторых автомобилях 1990-х годов выпуска, пригнанных из-за границы, и комплектовавшихся ГБО на заводском конвейере.

ГБО 4-го поколения

Газовое оборудование 4-го поколения – это самое распространенное на сегодняшний день газобаллонное оборудование для автомобилей. Оно предназначено для установки на машины с инжекторным двигателем, имеющим распределенный впрыск топлива в цилиндры.

При установке ГБО 4-го поколения, на автомобиль параллельно штатному бензиновому инжектору ставится отдельный газовый инжектор, который состоит из блока управления, редуктора и газовых форсунок. Принцип его работы мы уже рассмотрели выше.

На рынке представлено множество моделей газового оборудования 4-го поколения, на которое цена комплекта с установкой колеблется в пределах 20-40 тыс. руб. (в зависимости от комплектации и производителя).

Стоимость ГБО 4-го поколения, конечно, выше чем второго, но зато его эксплуатационные характеристики (расход топлива, надежность, стоимость обслуживания) лучше на порядок. Поэтому мы рекомендуем устанавливать на автомобили газовое оборудование именно 4-го поколения.

ГБО 5-го поколения

Пятое поколение газового оборудования для авто отличается от 4-го жидкой подачей газа (пропана) в цилиндры, то есть газ не переходит из жидкого состояния в газообразное.

Работает такая система следующим образом:

  • В газовом баллоне ГБО 5-го поколения установлен насос, как в бензобаке;
  • Газ под давлением, нагнетаемым насосом, подается на рампу с форсунками;
  • Форсунки впрыскивают жидкий газ непосредственно в коллектор.

Таким образом, в газовом оборудовании пятого поколения отсутствует газовый редуктор. Эта система предназначена для автомобилей, на которых невозможна установка ГБО 4-го поколения, либо если это бывает проблематично (например, сложно вывести подогрев газового редуктора).

Стоимость газобаллонного оборудования пятого поколения существенно выше 4-го, и с учетом установки достигает размеров 80-100 тыс. руб. Причем примерно две трети от стоимости оборудования – это цена топливного насоса, который к тому же довольно часто выходит из строя из-за высокого содержания примесей в газе.

ГБО 6-го поколения

В основе ГБО 6-го поколения также лежит принцип жидкой подачи газа, как и в 5-ом поколении, но уже не через отдельный газовый инжектор, а через штатную систему впрыска топлива автомобиля.

Для того чтобы осуществлять подачу жидкого газа, в топливопровод между двигателем и бензобаком автомобиля врезается специальный блок клапанов – селектор топлива. При помощи этого селектора и происходит переключение подачи топлива в систему: с бензина на газ, и наоборот.

Таким образом, в ГБО 6-го поколения отсутствует не только газовый редуктор, но и газовые форсунки. Подача газа осуществляется непосредственно форсунками инжектора двигателя.

Газовое оборудование 6-го поколения официально пока ещё не продается в России. Но многие специалисты считают, что стоимость такой системы будет еще выше, чем ГБО пятого поколения, так как селектор топлива – это уникальная запатентованная технология, которая дешевой точно не будет.

Какое ГБО для автомобиля выбрать лучше?

При выборе ГБО важно знать, что все узлы газового оборудования подбираются к каждому автомобилю индивидуально:

  1. Баллоны, как правило, выбирают объемом не меньше, чем бензиновый бак в машине. Но обычно ставят баллон максимального размера, который влезает в посадочное место под запаску.
  2. Мультиклапан, редуктор, газовые магистрали (трубки) выбираются в зависимости от мощности двигателя.
  3. Газовые форсунки подбирают в зависимости от мощности, приходящейся на один цилиндр.

Желательно выбирать все узлы и комплектующие ГБО, сделанные одним производителем. Так вы существенно снизите риск возникновения проблем в дальнейшем при его эксплуатации.

Выбирая газобаллонное оборудование для авто, обязательно убедитесь в его качестве. Производителей хорошего автомобильного газового оборудования не так много. Например, хорошо себя зарекомендовали комплекты ГБО следующих марок:

  • BRC (Италия – США)
  • OMVL (Италия)
  • Lovato (Италия)
  • Prins (Нидерланды)
  • Digitronic (Польша)

Однако сегодня довольно часто встречаются как комплекты никому не известных производителей откровенно низкого качества, так и множество подделок под оборудование известных брендов. Поэтому при выборе ГБО будьте предельно внимательны.

Если вы видите газовое оборудование с сомнительным названием, или продавец не может вам как-то рассказать про него точно, или установщик при настройке теряется и не может его долго подключить – это значит, что с ним что-то не то.

Также стоит отметить, что, на наш взгляд, качество работы ГБО примерно на две трети зависит от качества форсунок, поэтому на них экономить мы категорически НЕ рекомендуем.

Хорошее качественное газобаллонное оборудование, которое ввозится в страну через официальных дилеров или производителей, без проблем устанавливается на автомобиль и настраивается один, максимум два раза, после чего безотказно служит до очередного технического обслуживания.

В любом случае не торопитесь с выбором, и не торопитесь на месте. Если у вас возникли сомнения в том или ином оборудовании, езжайте домой, откройте интернет и поищите отзывы владельцев. Установка газового оборудования на автомобиль – это очень ответственное мероприятие, поэтому спешка тут совершенно ни к чему.

Читать еще:  Как проверить двигатель при покупке автомобиля

Видео: плюсы и минусы установки ГБО на авто

Новые ГБО 5 поколения — почему так дорого и есть ли смысл покупать?

5 поколение газобаллонного оборудования появилось на российском рынке относительно недавно. Но первые такие установки были разработаны ещё в 1989 году. В середине 1990-х годов их уже начали активно продавать в странах Европы.

Суть работы газового оборудования 5 поколения заключается во впрыске пропан-бутана в жидком виде во впускной коллектор автомобильного двигателя.

В этой статье мы рассмотрим основные компоненты таких установок, их преимущества и недостатки, а также отличие ГБО-5 от ГБО 4-го поколения. Рассмотрим также особенности работы пятого поколения оборудования.

Устройство и особенности

Ключевая особенность 5-ой генерации газобаллонного оборудования – впрыск пропан-бутана во впускной коллектор в жидком виде. Для этого используются специальные топливные форсунки, подача газа к которым осуществляется без использования редуктора-испарителя, который являлся обязательным компонентом всех предыдущих поколений ГБО.

Благодаря этому существенному изменению инженеры смогли применить возможность газовой смеси испаряться при достаточно низких температурах. Чем ниже температура воздуха, тем выше плотность газа, а значит и КПД мотора. Использование газа в жидкой фазе позволяет установить максимально точные параметры работы системы всего один раз, без необходимости дальнейшей настройки.

Когда газ попадает в атмосферу, сразу происходит его испарение и расширение. А это значит, что для нормальной работы ГБО 5 поколения нет необходимости использовать высокопроизводительные топливные форсунки. Применение небольшого дозатора увеличило скорость открытия и ускорило реакцию.

В отличие от ГБО 4 поколения, в газовом оборудовании пятого поколения подача газа осуществляется непосредственно к форсункам, без предварительной подготовки (редуктор обеспечивал снижение давления газа и его перевод в паровую фазу).

При использовании ГБО-5 давление в магистрали не является важным фактором, главная задача – сохранить газовую смесь в жидком виде и обеспечить её подачу в требуемом количестве во время увеличенного потребления (при разгоне). Отметим, что во время нагрева жидкой газовой смеси плотность практически не меняется, а вот в ГБО 4-го поколения плотность могла меняться даже в несколько раз. Наиболее существенно это проявлялось при динамичной езде и низких температурах воздуха.

Что входит в комплект 5-го поколения газа?

Примечательно, что такой набор состоит из сравнительно небольшого количества элементов:

  1. Газовый баллон. Он ничем не отличается от того, который использовался в ГБО-4.
  2. Электроника. Она регулирует подачу оптимального количества пропан-бутана с учетом требуемого давления и текущей температуры.
  3. Топливные магистрали. Они обеспечивают подачу жидкого газа. В газовом оборудовании 5-го поколения дополнительно монтируется обратный трубопровод (газ постоянно циркулирует в системе, как и в бензиновом двигателе).
  4. Запорные клапана с фильтром. Фильтрующий элемент подлежит периодической замене.
  5. Газовый насос и мультиклапан. В 5-м поколении газобаллонного оборудования это самый дорогой узел, выбор которого зависит от производительности двигателя автомобиля. Насос работает по принципу обычного бензонасоса, обеспечивая непрерывную циркуляцию газовой смеси в магистралях.
  6. Газовые форсунки. Обеспечивают впрыск смеси во впускной коллектор ДВС. Именно там пропан-бутан испаряется и после смешивания с воздухом попадает в цилиндры двигателя.
  7. Переключатель вида топлива (кнопка) в салоне.

Схема работы

Принцип работы газовых установок 5 поколения очень похож на функционирование впрыска бензина.

Правда, учитываются некоторые особенности пропан-бутана: сохранить газ возможно лишь с помощью обеспечения повышенного давления и/либо его охлаждения до той температуры, при которой произойдёт сжижение смеси.

Очень важным моментом является то, что при дополнительном нагреве может произойти испарение газовой смеси. Это приведёт к неправильной работе газобаллонного оборудования.

Во избежание такого развития событий специалисты оснастили ГБО специальным топливным насосом, обеспечивающим избыточное давление и циркуляцию газовой смеси в жидкой фазе. Это решение позволяет избавиться от паровых образований в участках трубопровода, расположенных под капотом (именно там газ может нагреваться).

Преимущества и недостатки

Основные «плюсы» ГБО-5:

  • простота монтажа;
  • отсутствие серьезных вмешательств в конструкцию ДВС (не нужна врезка в систему охлаждения);
  • качественная система фильтрации;
  • универсальные топливные модули, позволяющие использовать обычные баллоны;
  • максимальное сгорание газовой смеси – экономия топлива и высокие показатели производительности двигателя;
  • полное отсутствие запаха газа;
  • отсутствие редуктора.

«Минусы» 5 поколения газовых установок:

  1. Дорогостоящий ремонт. Стабильность работы ГБО-5 очень сильно зависит от качества газовой смеси, которое в России оставляет желать лучшего. Использование некачественного пропан-бутана может вывести из строя газовый насос и форсунки. Стоимость насоса составляет несколько сотен долларов, каждая из форсунок стоит около $100. Правда, производители 5 поколения газобаллонного оборудования уже предлагают дополнительные усиленные фильтра, которые сводят риск поломки из-за плохого газа к минимуму. Такие фильтра меняются каждые 15 000 км.
  2. Цена. Стоимость ГБО 5 поколения начинается от 1100 Евро за самую простую версию для 4-цилиндрового двигателя. За комплект для 6-цилиндрового ДВС придётся выложить уже около 1400-1600 Евро. Поэтому сроки окупаемости газовой установки существенно увеличиваются.
  3. Сервис. Учитывая тот факт, что многие специалисты отказываются от работы с этим поколением ГБО по причине частых поломок насоса из-за низкого качества газа, оно не получило широкого распространения в нашей стране. А это значит, что его покупка, установка и дальнейшее обслуживание или ремонт могут доставить немало хлопот. Найти хорошего мастера будет непросто, не говоря уже о комплектующих и расходных материалах.

Факторы, обеспечивающие стабильную работу

Специалисты выделяют следующие причины, гарантирующие надёжную работу ГБО-5 (без необходимости регулярных настроек):

  • плотность жидкой газовой смеси остается практически неизменной;
  • электронная «начинка» оборудования считывает давление и корректирует работу форсунок с учётом давления смеси (давление также меняется в зависимости от температуры воздуха);
  • улучшенные характеристики газовых топливных форсунок.

При правильной установке ГБО 5-й генерации практически невозможно сразу определить, что автомобиль едет на газу. Разница в мощности отсутствует, запаха газа нет, никакие дополнительные манипуляции также не нужны. Это заметно облегчает жизнь обычного водителя.

Отличие от ГБО-4

Ключевыми отличиями газобаллонного оборудования 5-го поколения стали:

  • полное отсутствие посторонних запахов;
  • отсутствие газового редуктора;
  • сохранение изначальной конструкции двигателя и его системы охлаждения (кроме врезок распылителей);
  • сохранение максимальной мощности двигателя с более экономным потреблением газа;
  • отсутствие необходимости периодического изменения настроек оборудования.

Видео

Рекомендуем ознакомиться с видеорассказом о реальной эксплуатации Toyota Corolla с ГБО 5 поколения:

Для кого предназначено?

По задумке разработчиков, эта генерация газовых установок предназначена для автомобилей, оснащенных ДВС с распределенным впрыском топлива. Именно они пользуются сегодня большой популярностью. Отметим, что в наше время ГБО-4 также можно установить на такие моторы, хотя ранее с этим вопросом были определенные трудности. Не менее интересным вариантом является также 6-ое поколение газобалонного оборудования.

Если в моторном отсеке вашего автомобиля установлен карбюраторный двигатель, присмотритесь к следующим вариантам оборудования — ГБО-1 и ГБО-2. 3-е поколение газовых установок уже рассчитано на использование с инжектором. Все подробности о каждом из видов газобалонного оборудования вы сможете найти по ссылке.

Преимущества и недостатки ГБО

Приобретая автомобиль, новый или бывший в употреблении, некоторые владельцы задумываются укомплектовать его газобаллонным оборудованием (ГБО). При этом, часть водителей автомобилей устанавливают ГБО хаотично, не изучая положительные и отрицательные стороны работы двигателя на газе. Другая часть устанавливает ГБО с целью экономии финансовых средств при эксплуатации машины на газе и используя бензин только для запуска двигателя. Определить преимущества и недостатки ГБО, его необходимость – это первая и важная задача перед установкой на автомобиль.

Виды газобаллонного оборудования и их особенности

Газобаллонное оборудование начали ставить в то время, когда еще массово эксплуатировались автомобили с карбюраторными двигателями. С этого момента началась активная газификация карбюраторных автомобилей установкой ГБО первого поколения, состоящего из редуктора, смесителя (испарителя), а также простого переключателя видов топлива.

С внедрением на автомобили инжекторных двигателей, усовершенствовали и газовое оборудование. Таким образом, появилось ГБО второго поколения, практически, не отличающаяся от первого. Подача газа осуществляется в это системе через специальный завихритель, изготовленный из алюминия и установленный на дроссельном узле перед дроссельной заслонкой. В устройстве завихрителя (камера смешения газа и воздуха) предусматривается легко подвижная заслонка, пропускающая смесь воздуха и газа в направлении к впускному коллектору, а в случае появления хлопка и обратной отдачи ударной волны газов она под действием силы тяжести закрывается, защищая датчик массового расхода воздуха от повреждения.

Проверка автомобилей с хлопушкой и без нее установила факт повреждения датчиков массового расхода воздуха. Скорость ударной волны настолько велика, что хлопушка не успевает закрыться, а закрытую дроссельную заслонку деформирует. В результате после одного двух сильных хлопков подлежит замене и датчик массового расхода воздуха, и дроссельный узел.

Неизбежность хлопков при использовании ГБО первого и второго поколения на инжекторных автомобилях объясняется наполнением достаточно большого объема в ресивере газовоздушной смеси и в случае сбоя системы зажигания смесь легко воспламеняется, сгорая с большой скоростью. Хлопок так же может возникнуть при включении зажигания, где проскакивает дежурная искра на свечах зажигания (автомобили Газель) и один из клапанов двигателя открыт. Вероятность хлопка возможна при движении автомобиля с принудительным холостым ходом. Например, автомобиль движется на спуске с принудительным холостым ходом, т.е. педаль газа не нажата. В это время система зажигания блокирует искру на свечах, но подача газовоздушной смеси не прекращается и заполняет ресивер. Как только водитель для ускорения приоткроет дроссельную заслонку педалью газа, а равно изменит сигнал с датчика положения дроссельной заслонки, появится искра между электродами свечи и вся накопленная газовая смесь в ресивере воспламенится с хлопком.

ГБО второго поколения

ГБО второго поколения продолжали модернизировать и внедрили электрический запорный клапан в редукторе. Он заместил вакуумный клапан, который срабатывал в зависимости от степени разрежения в впускном коллекторе. Теперь появилась возможность включения газа и отключения подачи бензина кнопкой, расположенной в салоне автомобиля.

Первое и второе поколение ГБО, установленное на инжекторном автомобиле имеет преимущество в цене, в отличие от более усовершенствованных в настоящее время газовых систем, но недостатком упрощенных систем является частые взрывы (хлопки) в впускном коллекторе.

Производители газового оборудования анализировали работу внедренной газовой системы на инжекторных автомобилях и продолжали усовершенствовать ее внедрением электронного дозатора топлива, представляющим собой шаговый двигатель. В зависимости от показаний кислородного датчика электронный дозатор топлива корректирует подачу газовой смеси. Внедрение этого устройства, автоматически корректирующего газовоздушную смесь, послужило развитию более сложной системы ГБО третьего поколения.

ГБО треьего поколения

Оборудование третьего поколения в комплектации уже имел свой блок управления, регулирующий подачу газового топлива и происходил сбор данных с большого количества датчиков, установленных на двигателе. Сигналы датчиков поступали в блок управления газом и блок, анализируя данные сигналов управлял в нужный момент газовыми форсунками.

ГБО третьего поколения не получило большого распространения. Главным минусом этой системы было требование подключения большого количества датчиков, а на разных автомобилях большинство их имели разные сигналы, как по напряжению, так и по частоте. Газовый блок управления не имел возможности адаптироваться на разные сигналы и не умел их обрабатывать. Кроме этого, дороговизна системы не получила широкого спроса среди автовладельцев.

ГБО 4 поколения

В настоящее время, практически все коммерческие автомобили (Газель, ВАЗ-2107 Каблук) оснащены газовым оборудованием четвертого поколения.

В конструкцию оборудования четвертого поколения входит газовый баллон, мультиклапан, заправочный клапан, редуктор, форсунки (электромагнитные клапаны), блок управления.

Система работает по аналогичному принципу, повторяя функционирование бензиновых форсунок. Газовоздушная смесь распределяется в рампе газовых форсунок и впрыск производится фазировано в каждый цилиндр, согласно порядку их работы (например, на двигателе ЗМЗ-405 порядок работы цилиндров 1342, а на УМЗ-4216 – 1243).

В ГБО четвертого поколения каждый узел выполняет свои конкретные функции. Блок управления управляет форсунками, обеспечивая правильную дозировку газа, редуктор контролирует давление газовой смеси, поддерживая его стабильное состояние.

В отличие от предшествующих газовых систем газобаллонное оборудование четвертого поколения имеет свои исключительные достоинства:

  • стоимость оборудования доступна для приобретения владельцами автомобилей и окупается за короткий срок;
  • увеличение КПД двигателя за счет высокой температуры газа при горении в цилиндрах;
  • эксплуатация двигателя осуществляется также, как и на бензине, но по цене заправки газом;
  • отсутствует потеря мощности при работе на газе;
  • запуск двигателя осуществляется на бензине и автоматически при достижении заданной температуры охлаждающей жидкости переходит на газовое топливо;
  • в случае отсутствия газа в баллоне автоматически система переходит с газа на бензин, предупреждая звуковым сигналом в салоне о завершении работы на газе;
  • уменьшенный расход топлива в сравнении с предшественниками.

В ГБО четвертого поколения исключается образование хлопков во впускном коллекторе. Такое оборудование можно без риска разрушения монтировать на двигатели, имеющими ресиверы из пластика и впускные системы с переменной геометрией.

Читать еще:  Ремень грм для дастера — особенности выбора и замены

Своевременное обслуживание оборудования, замена фильтров, профилактические работы по редуктору увеличивает срок его работы.

На основе четвертого поколения работает система не только на пропане, но и на метане. Принцип управления подачей топлива аналогичен, при использовании пропана, но узлы (баллон, редуктор, форсунки, фильтры, блок управления) отличаются и не совместимы для работы на пропане. Такое различие объясняется использованием, в силу физических свойств, газообразного метана, закачиваемого в баллон под высоким давлением, около 220 атм, в то время как жидкого пропана давление в баллоне достигает 16 атм. Использование метана не находит широкого применения и связано это дороговизной комплектующих, расходных материалов, тяжелыми и сложными по конструкции баллонами.

Казалось бы, что на четвертом поколении достигнут успех и автомобилисты без особых нареканий эксплуатируют свои автомобили используя в качестве топлива пропан или метан. Хлопки на этом оборудовании прекратились, тяга автомобиля не изменилась в худшую сторону, расход в удовлетворительном состоянии. Но конструкторский мозг не дремлет и разрабатывает новую технологию эксплуатации автомобиля на газе, а именно газобаллонное оборудование пятого поколения.

ГБО пятого поколения

Усовершенствованная система подачи газа в цилиндры двигателя без использования редуктора. Пропан поступает на форсунки благодаря работе топливного насоса, устанавливаемого непосредственно в баллоне. Нет редуктора, а, следовательно, отсутствует необходимость обогревать его от системы охлаждения двигателя и вмешиваться в штатную систему охлаждения, делая врезку в трубопроводы. Важным в пятом поколении является использование газа в чистом виде, не обедняя ее воздухом, что и сохраняет мощность двигателя на уровне показателей при работе на бензине.

Слабым звеном в ГБО пятого поколения является его топливный насос. Возможно он не выдерживает давления внутри баллона, температуры или наличия примесей, содержащихся в пропане. Стоимость насоса достаточно велика и составляет ориентировочно две трети стоимости всего оборудования, а это уже не выгодно и нарушает стремление автомобилиста экономно расходовать финансовые средства, используя в виде топлива дешевый газ.

Существует еще один минус, который не так важен при использовании газа, это невозможность работы пятого поколения на метане. Система работает только на жидком топливе – пропане.

Популярность ГБО пятого поколения пока еще не завоевала среди автомобилистов своей высокой ценой, которая в три раза выше чем ГБО четвертого поколения, низкой доступностью комплектующих и отсутствием высококвалифицированных специалистов.

Будет не совсем корректно, если не перечислить основные положительные стороны пятого поколения, так как решение об установке на своем автомобиле принимает самостоятельно сам владелец транспортного средства:

  • запуск двигателя осуществляется на газе и нет необходимости прогревать его на бензине;
  • отсутствует газовый редуктор и сопутствующие его комплектующие;
  • в системе охлаждения не производятся конструктивные изменения;
  • магистрали выполнены из пластиковых труб высокого давления (не трескаются, не дубеют на морозе);
  • нет потерь мощности и увеличения расхода газа.

ГБО шестого поколения

Производители разработали ГБО шестого поколения, несмотря на еще низкий спрос пятого поколения. Система не сильно отличается от пятого, но в ней уже реализован непосредственный впрыск газа в цилиндры и отсутствуют газовые форсунки. Жидкий газ подается в блок замещения топлива или Fuel Selection Unit (FSU). Блок врезан в магистраль подачи бензина и в итоге он начинает работать по двум магистралям: бензиновой и газовой. Газ в жидком состоянии по бензиновым магистралям, проходит через бензиновый насос высокого давления и после выравнивания его параметров подается на бензиновые форсунки, которые выполняют роль газовых.

Результаты использования газа

Владельцев автомобилей привлекает низкая цена газа, несмотря на увеличенный 10-15 процентный расход по отношению к бензину, но не всегда оправдывается окупаемость и выгода от его использования.

Двигатель внутреннего сгорания имеет в основном степень сжатия от 9 до 10 единиц и рассчитан для работы на бензине с максимальным октановым числом 98. Как уже известно, газ приравнивается к высоко октановому числу. Который варьируется в пределах 101 – 102 единиц. Коммерческие автомобили, в основном Газели используют бензин с октановым числом 92 и, соответственно, при эксплуатации двигателя на газе необходимо принимать меры для уменьшения возникающих очагов детонации в камере сгорания (вносить поправки в угол опережения зажигания). Необходимо также отметить, что температура горения газовой смеси в камере сгорания выше на два порядка по отношению к бензину, а, следовательно, материал клапанов должен выдерживать такую термическую нагрузку и выполняться из жаропрочной стали. Не является секретом, что двигатели ЗМЗ-405 (406) и Крайслер автомобиля Газель после 30-40 тыс. км пробега требуют производства ремонта ГБЦ, в части, касающихся замены прогоревших клапанов и направляющих втулок. Частое горение кромок клапанов или возникновение трещин на их тарелках объясняется высокой температурной нагрузкой на малые по массе и площади поверхности тарелок клапанов. Клапаны двигателя УМЗ того же автомобиля Газель практически не испытывают термической атаки от горения газовой смеси, в связи с их массивностью и большой площадью.

Учитывая термические нагрузки на детали газораспределительного механизма эксплуатация автомобиля на газе не желательна в городском плотном цикле, когда установлены светофоры, возникают пробки и другие обстоятельства, требующие часто менять режимы работы двигателя.

В отличие от бензина, смывающего со стенок цилиндров масляную пленку, газ наоборот создает благоприятные условия для движения поршневой группы. При длительной эксплуатации двигателя на газе, масло остается чистым и отсутствуют центры образования кокса.

Таким образом, устанавливать ГБО на автомобиль или эксплуатировать его только на бензине решает владелец самостоятельно, с учетом возможностей двигателя, условиям эксплуатации (вес перевозимых грузов, городской или смешанный цикл перевозок), количеству пробега автомобиля за месяц (при очень маленьких пробегах экономический эффект использования газа не оправдывается) и способности своевременно выполнять техническое обслуживание дополнительного оборудования.

avtoexperts.ru

В прошлой статье мы рассматривали устройство газобаллонной установки, принцип работы, а также разновидности. Сейчас проанализируем ГБО со всех сторон. То есть выясним, какие преимущества и недостатки и стоит ли вообще переходить на газ.

Даже сложный путь оформления ГБО, определенные риски, не страшат водителей, ведь в итоге они получают достаточно неплохую экономию на топливе. К примеру, если возьмем дизельные ТС, то здесь можно говорить об экономии в пределах 20-25% от изначальных затрат на дизель. С бензином ситуация ещё интересней, после установки ГБО можно сэкономить до 30, а то и 40%. Но, безусловно, помимо значимых плюсов, одним из которых является экономия денег, установка ГБО несет в себе и негативные факторы. Далее обсудим плюсы и минусы ГБО более подробно.

Минусы ГБО

Основные недостатки, которые могут стать значимой преградой на пути заветной цели:

1. Дороговизна оборудования. Установка ГБО похожа с тем, когда вы инвестируете деньги, так скажем в «перспективу», что когда-то все это окупится. К примеру, если брать 4-поколение, то в среднем придется заплатить от 20 000 до 45 000 руб., в зависимости от двигателя (чем меньше цилиндров, тем дешевле). Если говорить о наиболее современном оборудовании, шестого поколения, то минимальные цены от 200 000 руб. за 4-цилиндовый мотор и от 300 000 руб. за 6 и 8- цилиндровые ДВС. Устаревшие поколения обойдутся дешевле, но, устанавливая современные и фирменные системы, вы в первую очередь, платите за собственную безопасность.

2. Потеря мощности. Кто бы сейчас не приводил различные примеры, что на газу машины наоборот стала «резвей», все это байки. С газом автомобиль в принципе не сможет стать мощней, если, конечно, не используется бензин параллельно, да и то, такая вероятность под большим вопросом.

Дело в том, что скорость горения газа меньше, чем у бензина, в итоге и наблюдается потеря мощности до 15-20%. Но, в пользу газа в этой части можно сказать следующие, за счет замедленного горения, увеличивается плавность разгона, пропадают «провалы», дергания.

3. Обcлуживание ГБО. Вы должны понимать, что устанавливая новое оборудование на автомобиль, прибавляете себе «геморроя», в плане возможного ремонта и обслуживания. Конечно, затраты могут быть не столь большими, но при условии, что придерживаетесь регламента производителя.

К примеру, каждый 15 000 км, есть необходимость в замене фильтров, регулировке и настройка оборудования, прочистке форсунок, в целом диагностики системы. Безусловно, у качественных производителей, ресурс оборудования гораздо больше, к примеру, такие фирмы, как Lovato, Rail, Valtek требуют диагностики и вмешательства, где-то через 25-35 000 км.

Кроме того, на плановость ремонта и обслуживания влияет тот факт, как сам водитель следит за ГБО, какое топливо заливает. Например, производители рекомендуют зимой не использовать для запуска газ, какой бы качественной система не была. Желательно прогреть мотор хотя бы до 50 градусов, и только после этого переходить на газ. Дело в том, что холодный запуск может сократить срок «жизни» редуктора.

4. Необходимость оформления. То есть собственноручно установить оборудование, не получится, у всяких «гаражных» мастеров попросту нет лицензии на проведение таких работ. С одной стороны это правильно, у крупных компаний и сервисов, выше ответственность и опыт, а соответственно и о безопасности можно не так сильно беспокоиться. Для регистрации понадобится куча «бумажек», разрешений и т.д. Конечно, сейчас полно всевозможных контор, которые готовы все сделать за вас, так скажем «под ключ». Но, и здесь затронут вопрос финансов.

5. Вместительность багажника. Баллон под газ занимает внушительный объем в багажном отсеке, причем независимо от его форм. Возьмем тот же цилиндр, вместимость отсека уменьшиться минимум на 35-40%. Та же проблема с «таблеткой», которая монтируется вместо «запаски». Конечно, многие возразят, мол, зачем в городе иметь полноценное запасное колесо, можно обойтись без него, а на крайний случай, прикупить докатку. Отчасти утверждение верное, но как быть тем, кто довольно часто выбирается за город? Ведь кроме «запаски», придется выбрасывать инструмент с подпола и т.д.

6. Проблемы с парковкой. В крупных городах возникают проблемы с подземной стоянкой, например, у магазинов. Дело в том, что пропан-бутан тяжелее воздуха, а соответственно при сгорании имеет свойство оседать внизу. То есть проветривание таких закрытых стоянок проблематично. Но, с другой стороны, у вас на лице на написано, что ваш автомобиль оснащен газом. Наклейку можно и не клеить. По запаху охранники вряд ли будут выискивать «нарушителей».

7. Нехватка АЗС с газом. Требования безопасности к таким заправкам со стороны проверяющих органов строже, поэтому зачастую предприниматели не желают связываться. Тем более возникают и проблемы с хранением и транспортировкой сжиженного газа. Но, со временем ситуация будет меняться, цены на классическое топливо растут ежедневно, а потому, заправки будут вынуждены в скором времени устанавливать соответствующие оборудование. Конкуренция породит настоящий бум.

Убивает ли газ мотор?

Этот вопрос, мы не осмелились отнести непосредственно к недостаткам, так как здесь много спорных моментов. Разберем отдельно и более подробно. Ходят устойчивые слухи, что ГБО убивает раньше срока ГБЦ. Согласимся с этим крайне интригующим высказыванием только частично. Такое высказывание правдиво только по отношению к первым поколениям ГБО, первое и второе, когда не было электронных регулировок, различных датчиков, к примеру, детонации. Тогда вся настройка сводилась к ручному вмешательству «специалистов» и порой, такие вмешательства сказывались пагубно на ДВС.

К примеру, подкручивалась порция подачи топлива так, чтобы доля газа была больше, ради экономии, но в итоге, это приводило к проблемам именно с ГБЦ, не редко даже прогорали клапана.

На старых поколениях, из-за отсутствия датчиков детонации, не редко происходили микровзрывы в коллекторах, приводившие даже к пожарам.

На современных версиях ГБО, таких проблем можно избежать, применяется большое количество всевозможных датчиков. Тем более за работу теперь полностью отвечает штатная ЭБУ. Конечно, вероятность возникновения проблем с ГБЦ есть, но она уже исключительно по вине самого водителя.

Например, важно после установки ГБО регулировать клапана. Дело в том, что температура горения у газа больше на 40 градусов, поэтому и зазоры клапанов должны быть больше, в среднем на 0,05 мм. Увеличение зазоров поможет избежать перегрева. Также не забывайте, что мотору на газу лучше не давать «тапок в пол».

Несмотря на широту мнений, на сегодняшний день, современные системы газового оборудования, наоборот помогают продлить срок эксплуатации «сердца». При работе на газу не образовывается нагар на цилиндрах, не смывает масло, продлевает срок жизни свечам, двигатель не детонирует.

Преимущества ГБО

1. Экономия. Безусловно, рассматривая преимущества нужно упомянуть о самом важном плюсе, из-за которого, по сути, и устанавливают «газ».

2. Плавность работы ДВС. Да, автомобили, оснащенные современными поколениями ГБО, работают заметно стабильней, тише, без вибраций. Дело в том, что чем выше октановое число, тем лучше для мотора, а газ, как известно, соответствует 110 октановому числу.

Читать еще:  Замена задних тормозных колодок на hyundai solaris

3. Ресурс мотора. Газ в двигателе горит медленнее бензина, а соответственно и равномерность работы больше. То есть снижается воздействие на поршневую группу. В среднем, считается, что ресурс деталей ДВС на газу не менее чем на 35% больше, чем при работе на бензине.

4. Ресурс масла. Газ практически не оставляет отложений на стенках цилиндров, а соответственно и масло сохраняет свои свойства на больший пробег (в среднем 12-15 000 км). Также уже говорили, что масляная пленка со стенок цилиндров не смывается, что, несомненно, является преимуществом.

5. Ресурс свечей. В камерах сгорания не остается примесей, смолистых накоплений, соответственно сокращается количество нагара на свечах. По результатам проверок, ресурс свечей увеличивается до 40%.

6. Экология. Меньше влияния на атмосферу, так как в газ никто не добавляет присадки, в нем нет серы и т.д. Стоит только вспомнить, что газ уступает по нормам токсичности только ТС на водороде и электромобилям.

7. Вероятность взрыва меньше, как бы это парадоксально не звучало. При повреждениях газовых магистралей, газ практически мгновенно охлаждается и переходит в газообразное состояние и улетучивается. Когда бензин растечется, при появлении искры вспыхнет. Наличие защитных клапанов, датчиков, гарантирует безопасность использования.

Стоит ли ставить?

Основной фактор, на который опираются при выборе газобаллонного оборудования — это экономия денег. Безусловно, используя автомобиль на газу можно сэкономить, но всем ли? И как долго будет окупаться установка?

Здесь есть свои особенности, например, если ваш автомобиль потребляет менее 6 литров, то переход на газ не оправдан, машина и так мало кушает. Да и с пробегом не все так просто, если у вас удается «намотать» более 12 000 км в год, то экономия станет заметной и тогда можно говорить об окупаемости ГБО, за срок до трех-четырех лет. Но, если вы и «наматываете» в среднем до 10 000 км в год, то «спецоперация» с переходом на альтернативу бензину, выглядит странно. Причем такие нюансы правдивы, даже с учетом нынешних «конских» цен на бензин, где порой разница в стоимости с газом, достигает 100%.

Кроме того, задаваясь вопросом, стоит ли ставить ГБО, проанализируйте, учтите все минусы, перечисленные выше. Учтите затраты на плановое ТО, с установкой газа посещения станций будет регулярным.

Также не многие решаться на установку, ведь мотор заметно потеряет в мощности, как выяснили до 20-30%. Но, при этом же увеличивается ресурс двигателя. В общем, нюансов много и каждый должен для себя решить, что для него выгодней, ежегодно тратить большие суммы на бензин или смирится с небольшой, но потерей мощности, необходимостью плановых ТО и т.д.

Заключение

Помните, что ни что не может быть безопасным на сто процентов. Поэтому придерживайтесь банальных правил эксплуатации и рекомендаций производителя и проблем с ГБО у вас не возникнет. Следите за системой, заправляйтесь на проверенных заправках, регулярно обслуживайтесь и тогда можно по праву насладиться всеми преимуществами «газа», не обращая внимания и на столь многочисленный перечень недостатков.

А решение, ставить или нет газ, принимается каждым лично, исходя из затрат, модели автомобиля, пробега и других важных нюансов.

Особенности эксплуатации автомобиля с ГБО

После переоборудования авто на газ, многие автовладельцы даже не подозревают о том, что с ГБО есть моменты, которые обязательно нужно учитывать при эксплуатации. И если ранее газобаллонное оборудование накладывало массу ограничений, то современное ГБО усовершенствовано и эксплуатация авто происходит как на бензине, так и на газе без излишних усилий со стороны водителя. Даже заправка газом происходит без его вмешательства, ведь на АЗК водитель должен указать заправщику, где расположено внешнее заправочное устройство (ВЗУ), а остальное – это уже его работа.

Многие гаражные установщики вовсе не считают должным провести инструктаж после переоборудования и только на приличных СТО рассказывают азы эксплуатации. К примеру, часто автомобилисты не знают, что бак авто всегда должен быть заполнен бензином не менее чем на четверть. Ведь в автомобилях с ГБО бензин используется при прогреве, а в некоторых системах еще и при превышении оборотов двигателя выше, например, 4000 об/мин (автоматически переключается на бензин или происходит довпрыск бензина). В двигателях с прямым впрыском бензин хоть и в небольших количествах, но расходуется вместе с газом (соотношение бензин/газ составляет от 30:70 до 5:95).

Также некоторые не подозревают, что ГБО – это, по сути, дублирующая топливная система. И в случае выхода из строя штатного бензонасоса или форсунок, даже на ГБО 4 поколения существует возможность завести мотор на газе. Правда, этот режим считается аварийным и количество запусков ограничено, но как минимум на то, чтобы дотянуть до СТО, такой вариант вполне допустим. Но главное после аварийного пуска – мотору надо дать поработать на холостых оборотах, чтобы газовый редуктор не обмерз.

Повышенное внимание стоит уделять герметичности, ведь это главный аспект безопасности. Авто ни при каких условиях не должно быть источником запаха газа. Малейшие его признаки – это не герметичность или неправильная настройка системы. И в том и в другом случае следует немедленно перекрыть вентиль на мультиклапане, перейти на бензин и отправиться на СТО для устранения неисправностей.

Фильтрация

В автомобиле с установленной автогазовой системой к штатным фильтрам добавляется еще как минимум два. Ведь в ГБО, газ, подаваемый из баллона, сначала проходит очистку в жидкой фазе на входе в редуктор, а далее, испарившись, проходит через фильтр паровой фазы, устанавливаемый перед форсунками. Учитывая качество газового топлива в Украине, рекомендуемый интервал замены этих фильтров составляет 10 000 км, что совпадает с плановыми ТО, рекомендуемыми газовщиками.

Замену фильтров рекомендуется делать на специализированном СТО, ведь после установки новых (чистых) фильтров изменяется газовый поток, что может потребовать дополнительной регулировки системы. Кстати, бензиновый фильтр тоже обязательно менять согласно регламента. Ведь даже во время езды на газе бензонасос все равно прокачивает топливо и по «обратке» загоняет назад в бак. Сделано это для того, чтобы создать нормальное давление в системе на тот случай, если водителю или ГБО вздумается мгновенно перейти на бензин.

О баллонах

В качестве топливного резервуара в автомобилях с ГБО используется баллон. Эти самые баллоны бывают цилиндрическими и тороидальными, а подбираются в зависимости от места монтажа и могут иметь объем от 20 до 200 л. Но какой бы литраж не был указан на вашем баллоне, заправлять его можно не более, чем на 80 % от заявленной емкости. Оставшиеся 20 % являются паровой «подушкой», способной компенсировать рост давления при увеличении температуры. К примеру, зимой автомобиль был заправлен на улице при -15, а потом заехал в отапливаемый бокс (+10 градусов) – газ нагрелся и расширился. Если подушки не будет, баллон не разорвет, так как предусмотрен аварийный клапан, сбрасывающий избыток в атмосферу.

Если исходить из указанных цифр, то в 43-литровый баллон должно поместиться 35-37 литров газа. И если на АЗС вас убеждают, что «задули» больше, требуйте контрольных замеров! Но только если уверены, что установщик по вашей просьбе или своей инициативе не подогнул поплавок уровня. Имейте в виду, что запас газа на борту уменьшает фактическую грузоподъемность автомобиля. Ведь масса самого баллона – 20-30 кг, да и газа в нем от 30 до 100 литров. Например, заправленный 43-литровый баллон весит 43 кг (22 кг + 21 кг), 100-литровый – 72 кг (28 кг + 44 кг).

Некоторые автовладельцы сторонятся наружного тороидального баллона из опасений «цеплять им за дорогу», но чаще всего эти страхи беспочвенны. Баллоны сделаны из стали толщиной 3 мм и по габаритам соответствуют штатной запаске. Есть, конечно, исключения. Например, Mitsubishi Grandis, который оснащается наружной докаткой. Или Mitsubishi Pajero Sport предыдущего поколения, в котором наружная запаска расположена очень близко к бамперу, отчего при езде по бездорожью баллон, действительно, может задевать за «рельеф местности».

Газ для «зажигалок»

Среди любителей погонять бытует мнение, что газ для таких авто недопустим, ведь при работе на повышенных оборотах двигатель и на бензине получает немалые нагрузки, а на газовом топливе подвергается еще и дополнительным тепловым воздействиям. И если ранее это действительно было проблемой, то современное ГБО имеет функцию довпрыска бензина и даже автоматического переключения топливных режимов. При переоборудовании авто или при очередном ТО попросите мастеров выставить порог довпрыска (например, с 3500 до 4000 об/мин.) и дальнейшего перехода на бензин после 4000 об/мин. В итоге, после раскручивания мотора выше 3500 об/мин., получать дополнительную порцию бензина, после 4000 об/мин переключаться на бензин, а при сбросе оборотов опять переходить на газ. Кроме того, при эксплуатации «зажигалок» на газе рекомендуется использование специальных масел (такое есть, например, в ассортименте компании OPET), защищающих детали мотора в граничных нагрузочных, а соответственно и температурных режимах.

Функции довпрыска и автоматического перехода на бензин на высоких оборотах сохраняют двигатель при повышенных нагрузках.

ГБО и клапаны

Многие автовладельцы слышали миф о том, что после установки ГБО прогорают клапана. Но основная причина прогара это несвоевременное или неквалифицированное ТО. При богатой или гомогенной (λ=1) смеси часть термической нагрузки «снимает» несгоревшее топливо, а при бедной топливной смеси происходит значительное увеличение температурного режима работы клапанов и их седел. А на бедной газо-воздушной смеси температура повышается сразу на внушительные 200-250 °С. Кроме того, газо-воздушная смесь горит медленнее, поэтому процесс может продолжаться даже после открытия выпускного клапана. При этом клапаны и их седла подвергаются перегреву, что опять же приведет к прогару. Исходя из этого, можно сказать, что избежать прогара можно с помощью правильной настройки штатной топливной системы, подбора правильного ГБО, его квалифицированной настройки, а также обязательной периодической проверки клапанов и при необходимости их регулировки.

Своевременное обслуживание поможет избежать распространенной проблемы с прогаром клапанов.

Масла для ГБОшников

При работе мотора на газовом топливе ресурс мотора увеличивается за счет уменьшения износа деталей двигателя. Газ попросту не разжижает масло и не смывает пленку со стенок цилиндров. И даже существует мнение, что масло при эксплуатации ГБО можно менять реже. Определенная доля правды в этом есть, но все же при эксплуатации двигателя на газовом топливе он также требует регламентной замены. Ведь удельная теплота сгорания газовоздушной смеси выше и горит она дольше, поэтому температура в цилиндрах двигателя выше. Некоторые производители даже выпускают для битопливных моторов специальные масла (имеющие маркировку LPG), которые имеют повышенную устойчивость к термической деструкции и улучшенные моющие свойства.

Некоторые производители, например, компания OPET, выпускают для битопливных моторов специальные масла (имеющие маркировку LPG), которые имеют повышенную устойчивость к термической деструкции и улучшенные моющие свойства.

Масла для моторов, работающих на газовом топливе, есть, например, в ассортименте продукции компании OPET. Автовладельцам предлагается три вида моторного масла: синтетическое Fullmax LPG 5W-40 (ACEA A3/B4; API SN), масло на синтетической основе Fullmax LPG 10W-40 (ACEA A3/B4; API SL/CF) и масло на синтетической основе Fulllife LPG 5W-30 (ACEA A5/B5, A1/B1; API SL/CF; Renault RN 0700). При изготовлении таких масел большое внимание было уделено оптимальному подбору базовых масел, антиокислительных и моющедиспергирующих присадок, которые предотвращают образование отложений в двигателе, а уже образовавшиеся нагары и продукты окисления смывают с поверхностей двигателя и удерживают их в виде микроскопических частиц в объеме масла до момента очередной замены.

Сезонные тонкости

Существует два вида газового топлива: летний (до 50% пропана) и зимний (до 90%). При использовании каждого из них изменяется и топливо-воздушная смесь. Поэтому для каждого из сезонов следует проводить мини-ТО. К зимнему сезону рекомендуется заменить фильтры, ведь содержание конденсата и влаги в них в морозы приведет к их замерзанию и снизит пропускную способность.

Кроме того, стоит пройти обязательную компьютерную регулировку, адаптировав ГБО к другому составу газа и установив более высокую температуру перехода на газ. Проверьте систему зажигания, ведь малейшие неисправности летом могут нивелироваться, а зимой проявятся в полной мере. К летнему периоду так же стоит пересмотреть фильтры, откорректировать момент автопереключения на газ и подстроить систему под летнее топливо. Не лишним будет проверить систему на герметичность, ведь задубевание резиновых элементов значительно повышает вероятность появления утечек газа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector