Как проверить свечи накала дизельного двигателя самому

Как проверить свечи накала дизельного двигателя самому

Как проверить свечи накала на дизеле

Свечи накаливания на дизельных двигателях часто оказываются “слабым звеном” в морозную погоду. Владельцам таких автомобилей зачастую приходится отказываться от запланированных поездок, потому что их мотор упорно не хочет заводиться. В этой статье мы опишем три простых способа, как проверить свечи накаливания для дизеля.

Свечи накаливания играют важную роль при запуске дизельного двигателя в холодное время года. Благодаря их подогреву камер сгорания удается облегчить воспламенение топлива в цилиндрах мотора.

Самый быстрый способ проверки свечей накаливания для дизеля подробно показан на видео в конце статьи.

В зависимости от модели и возраста автомобиля есть разные принципы работы системы подогрева дизельных двигателей:

  • У старых машин свечи накаливания, как правило, включаются практически при каждом запуске мотора.
  • Современные автомобили могут успешно заводиться и без включения свечей накала при плюсовых температурах.

Поэтому прежде чем приступать к диагностике системы предпускового подогрева дизеля, нужно узнать при каком температурном режиме происходит нагрев камеры сгорания. О включении свечей накаливания на панели приборов сигнализирует соответствующая лампочка в виде спирали.

Способы проверки свечей накаливания для дизеля

Выход из строя одной или двух свечей накала может быть незаметно при относительно теплой погоде. А при наступлении морозов сразу возникают трудности с запуском дизельного мотора.

Мы опишем три разных способа проверки работоспособности свечей накаливания. Выбор каждого из них зависит от того, есть ли у автомобилиста определенные приборы, инструменты, навыки и свободное время.

Способ 1 – Проверка свечей накаливания при помощи аккумулятора

Наиболее точную и наглядную картину об исправности нагревательных элементов для дизеля дает проверка на аккумуляторной батареей. Каждая свеча проверяется отдельно, при этом автолюбитель видит степень ее накаливания.

Недостатком данного метода диагностики будет необходимость выкручивания всех свечей накала. Это потребует в некоторых автомобилях значительных затрат времени, а также демонтажа некоторых деталей, затрудняющих доступ к нагревательным элементам.

  1. Для проведения испытаний понадобится изолированный провод длиной около 0,5 м.
  2. Свеча накаливания переворачивается нагревательным элементом вверх и устанавливается центральным электродом на плюсовую клемму АКБ.
  3. С помощью электрического провода нужно соединить минусовую клемму аккумулятора и корпус свечи (в боковой части).
  4. Если нагревательный элемент быстро накаливается более чем наполовину, то свеча исправная.
  5. При отсутствии накала или нагревании только кончика элемента – требуется замена свечи.

Ниже приведены более простые способы проверки свечей накала.

Способ 2 – Проверка свечей накаливания мультиметром

Иногда нет времени или инструментов, чтобы извлечь свечи накаливания из головки блока дизельного двигателя. В этом случае может оказаться полезной проверка мультиметром. Прибор устанавливается в положение для тестирования сопротивления (омметр).

Но предварительно необходимо отсоединить от свечей накала провод, подающий ток на центральный электрод. На каждый нагревательный элемент может подаваться отдельный провод или же все свечи могут соединяться медной или латунной шиной. Теперь остается плюсовой щуп мультиметра соединить с центральным электродом свечи, а минусовым щупом прикоснуться к боковой поверхности корпуса. Если стрелка не отклоняется или нет показаний на цифровом дисплее, то имеется пробой в нагревательном элементе. Свечу накаливания необходимо заменить.

Недостатком этого способа является трудность выявления нагревательных элементов со слабым накалом. Тестер покажет, что пробоя нет, а свеча будет недостаточно прогревать камеру сгорания.

Способ 3 – Проверка свечей накаливания на “искру”

Старым испытанным способом проверки исправности свечей накаливания является степень искрообразования. Для этого понадобится изолированный провод длиной 0,5-1 м, на обоих концах которого снимается по 1-2 см изоляции.

Теперь нужно освободить свечи накала от шины и подающего провода. Один конец проверочного провода крепится на плюсовой клемме аккумулятора, а вторым концом выполняется касательное движение по центральному электроду свечи накаливания (смотрите на видео ниже). Таким образом мы сможем наблюдать примерно следующее:

  • На исправном нагревательном элементе образуется сильная искра.
  • Если свеча слабо накаливается, искрение будет незначительным.
  • На полностью неисправной свече накаливания искры не будет вообще.

Данную проверку можно смело делать на старых автомобилях, у которых нет “мозгов” и компьютера. На видео ниже, таким способом проверяют свечи накала на дизельной Nissan Primera.

Приведенные выше способы проверки свечей накаливания позволяют самостоятельно обнаружить причину плохого запуска дизеля. При выявлении неисправной детали автовладельцу останется только заменить вышедший из строя нагревательный элемент. После этого завести двигатель на морозе, как правило, не составляет труда.

Также владельцам машин с дизельными моторами в зимнее время года совсем не лишним окажется предпусковой подогреватель двигателя.

Быстрая проверка свечей накаливания на дизеле

Зимний запуск дизеля. Свечи накаливания

Свечи накаливания (калильные свечи, свечи накала) — главная зимняя деталь дизельного двигателя. Летом водители даже не вспоминают об их существовании, зато морозным зимним утром от работы свечей зависит, на чём вы поедете: на собственной машине или на общественном транспорте. О роли свечей накаливания в холодном пуске дизеля — в нашей статье.

Запуск дизеля: отличия от бензиновых моторов

Дизельный двигатель заводится совсем не так, как бензиновый. Летучий бензин даже при температуре -40° C готов вспыхнуть от одной искры, которую в цилиндрах создают свечи зажигания. Дизельному топливу — даже зимнему — из-за низкой летучести для воспламенения нужны те же 40 градусов, но уже со знаком «плюс» (а летнему — и вовсе +62° C). Недаром соляр называют тяжёлым топливом.

Высокую температуру, необходимую для горения дизеля, в цилиндре создаёт сжатие воздуха поршнем. Как и любой газ, воздух сжимается неохотно, при этом растёт его давление и температура. Когда форсунка впрыскивает порцию дизтоплива, оно самостоятельно воспламеняется от контакта с горячим сжатым воздухом — из-за этого часто говорят, что дизель заводится давлением или взрывом. Старые дизельные моторы, не оснащённые электронным впрыском и датчиками, легко могут работать без аккумулятора, поскольку воспламенение топлива в цилиндрах происходит механически, без каких-либо искр и свечей зажигания.

Но дизельную идиллию рушит мать-природа: при похолодании до минусовых температур сжатия воздуха в цилиндрах уже недостаточно, чтобы нагреть топливо до самовоспламенения. Поэтому совсем отказаться от свечей в дизельном двигателе невозможно. Просто свечи здесь нужны не для зажигания топливно-воздушной смеси, а для её нагрева.

Конструкция свечи накала

Любой, кто держал в руках кипятильник или ТЭН от водонагревателя, с ходу поймёт принцип работы дизельной свечи накаливания. Кстати, первые калильные свечи были с открытой спиралью и действительно внешне напоминали мини-кипятильник. Нагревательная спираль современных свечей закрыта прочным корпусом-стержнем (обычно стальным, иногда керамическим), заполненным оксидом магния — магнезией. При прохождении электрического тока спираль нагревается, отдавая тепло стержню, а тот — воздуху в камере сгорания и топливно-воздушной смеси, помогая ей воспламениться. Кончик стержня находится ровно в том месте камеры сгорания, где образуется завихрение смеси при впрыске топлива форсункой.

Время прогрева первых свечей накаливания в 1920-е годы составляло бесконечные 180 секунд — целых 3 минуты водитель должен был ждать, пока свечи достигнут рабочей температуры, чтобы запустить двигатель! Современные свечи со стальным стержнем полностью раскаляются менее чем за 10 секунд (рекордсмены — за 4 секунды), а температура стержня достигает 800–1000 °C.

Читать еще:  Зарядить аккумулятор в домашних условиях

Свечи с керамическим стержнем ещё эффективнее: прогрев за 2 секунды и максимальная температура 1350 °C. Такие свечи используются в высокофорсированных дизелях, отвечающих самым жёстким экологическим требованиям. Но и стоимость керамических свечей в сравнении с классическими стальными заметно выше.

Саморегулируемые свечи SRM/SRC

В свечах накаливания первого поколения время и мощность их нагрева регулировал либо сам водитель, либо отдельный электронный блок управления. Современные свечи меняют свой режим работы самостоятельно благодаря дополнительной регулирующей (управляющей) спирали. Такие свечи накаливания называются саморегулирующимися и обозначаются маркировкой SRM — Self Regulating Metal. Или SRC (Self Regulating Ceramic), если речь о керамической свече.

Сопротивление регулирующей спирали меняется в зависимости от температуры: чем она выше, тем меньший ток управляющая спираль пропускает к основной спирали накаливания. Это позволяет изначально подать на свечу больший ток, ускорив её прогрев, без риска выхода свечи из строя — встроенный предохранитель в виде управляющей спирали не даст ей сгореть.

Системы быстрого накаливания QGS. Свечи на 6 и 12 вольт

В двухступенчатых системах быстрого накаливания QGS (Quick Glow System) свечи последовательно работают в двух режимах: сперва интенсивный накал, затем более слабый догрев. В фазе накала свеча почти мгновенно выходит на пиковую температуру, а затем переходит в режим догрева, где поддерживает её какое-то время. Системы QGS обычно встречаются в зимних комплектациях дизелей, а работой свечей в них заведуют сразу два реле и специальный таймер.

В двухступенчатых системах используются особые свечи накаливания с пониженным вольтажом (6V или 7V). В режиме накала они работают на повышенном напряжении 12V, а после запуска двигателя переходят в режим догрева, где напряжение уже соответствует номинальным 6V. Если такие свечи установить в одноступенчатую систему накаливания, где 12 вольт подаются постоянно, то они очень быстро сгорят. А если использовать обычные свечи на 11/12 вольт в системе QGS, то автомобиль будет плохо запускаться и нестабильно работать на холостых оборотах, ведь свечи не будут раскаляться до расчётной температуры. Поэтому правильный подбор свечей накаливания очень важен — нельзя устанавливать в двигатель первые попавшиеся свечи, подходящие по размеру.

Послепусковое накаливание и очистка от сажи

С ролью свечей накаливания при запуске всё ясно. Но нередко они греются и во время работы мотора! Современные алгоритмы управления дизельным двигателем предусматривают послепусковое накаливание — включение свечей, пока двигатель холодный. Это улучшает сгорание топлива и снижает дымность двигателя при прогреве.

Другая важная функция свечей накаливания — очистка мотора от сажи. Как известно, нагар — главный враг дизеля. Продукты горения и износа оседают на поверхности поршней, в камерах сгорания и в узлах системы EGR (рециркуляции выхлопных газов). Клапан EGR особенно активно засоряется при низкой температуре выхлопа, когда отложения не успевают сгорать. Чтобы принудительно повысить её, вновь включаются свечи накаливания — этот режим называется промежуточный накал.

Современные дизельные моторы дополнительно оснащены сажевым фильтром DPF, чтобы вписываться в жёсткие экологические нормы. Ёмкость фильтра не бесконечна, поэтому в электронном блоке управления двигателя предусмотрена программа его регенерации. Чтобы очистить сажевый фильтр, его нужно прожечь — принудительно нагреть до высокой температуры на 10–15 минут. Для этого двигатель переходит в особый режим работы, где свечи накаливания также задействуются. Режим регенерации сажевого фильтра активируется водителем или механиком автосервиса вручную с помощью кнопки или специальной процедуры каждые 1500–5000 км (зависит от модели автомобиля) — подробная информация есть в сервисной инструкции. О необходимости очистки сажевого фильтра напомнит специальный индикатор на приборной панели.

Проверка свечей накала и симптомы поломки

К сожалению, на дизельных машинах редко встречается самодиагностика свечей накаливания. Если при сгоревшей свече зажигания «бензинка» сразу зажжёт ошибку Check Engine, то суровый дизель может молчать, как партизан, не информируя водителя о проблеме. Не всегда дефектную свечу накаливания видно и диагностическим сканером. Самостоятельно заметить неисправность летом тоже непросто, ведь при плюсовой температуре двигатель заводится хорошо. В итоге поиск сгоревшей свечи начинается с первыми морозами, когда машина начинает плохо заводиться и дымить.

Без снятия с двигателя свечи накала проверяют мультиметром двумя способами:

  1. В режиме омметра замеряют сопротивление каждой из свечей: оно колеблется от 0,7 до 1,8 Ом, в зависимости от модели, но обычно составляет около 1 Ома. Если сопротивление повышено, то свеча вряд ли раскаляется до расчётной температуры. А если электрической проводимости нет вовсе, то свеча полностью нерабочая.
  2. В режиме амперметра замеряют потребление тока в бортовой сети при включении реле накаливания. Например, если в автомобиле установлены 4 свечи с потреблением тока 5, А, то общее потребление во время накаливания должно увеличиваться на 20 А. Если эта цифра не 20, а 15, А, то одна из свечей не работает.

Но проверка мультиметром — не панацея: бывает, что и при нормальном сопротивлении свеча накаливания чудит. Поэтому самый надёжный способ проверки — выкрутить свечи и подключить их напрямую к аккумулятору, проверив нагрев визуально.

Замена свечей

Многие автомобилисты уверены, что свечи накаливания лучше лишний раз не трогать, чтобы ненароком не сломать при выкручивании — ведь в камере сгорания стержень свечи обрастает нагаром и прикипает, с риском остаться там навсегда. Но чем дольше тянуть с заменой, тем выше риск сломать свечу. А рано или поздно менять свечи придётся, ведь ничего вечного не бывает. Поэтому лучше не оттягивать замену и не ждать проблем, а менять свечи планово каждые 30 000 км пробега — тогда они не успеют обрасти сажей и выкрутятся легко.

В любом случае, перед заменой свечей стоит залить их WD-40 или любой другой проникающей смазкой и оставить на ночь, чтобы жидкость прошла всю резьбу свечи. А непосредственно перед заменой свечей прогрейте двигатель — горячее резьбовое соединение всегда поддаётся легче.

Как и свечи зажигания бензиновых двигателей, свечи накаливания рекомендуется менять комплектом, поскольку время прогрева старых (пусть и рабочих) свечей постепенно увеличивается. Затягивать новые свечи нужно с помощью динамометрического ключа, чтобы при следующей замене они выкрутились без сложностей.

Как правильно заводить дизель

Дизель спешки не любит — не только при езде, но и при запуске. Чтобы мотор завёлся уверенно, дайте свечам накаливания отработать полный цикл, и лишь затем начинайте крутить стартер.

Свечи накала начинают нагрев при включении зажигания, а об их работе сигнализирует специальный индикатор на приборной панели — жёлтая спираль. Чем холоднее на улице, тем дольше продолжается цикл накаливания. Дождитесь, пока индикатор свечей погаснет, и лишь затем начинайте заводить мотор. А в сильный мороз можно сделать и два прогрева подряд: выключить зажигание после первого накаливания и сразу включить снова, чтобы запустить его повторно. Так вы заметно повысите шансы на успешный запуск.

Читать еще:  Снятие панели приборов форд фокус 2. инструкция как снять панель приборов ford focus 2

Меняйте свечи накала вовремя, и ваш дизель будет радовать вас уверенным холодным запуском и стабильной работой.

Как проверить свечи накала дизельного мотора

Низкая температура окружающего воздуха – это неблагоприятные условия, как для бензинового, так и для дизельного двигателя. В зависимости от типа используемого топлива, различными способами решается задача пуска двигателя в мороз. Для старта автомобиля с дизельным мотором при низких и отрицательных температурах используется специальная система предпускового подогрева воздуха. Без нее двигатель не запустится при температуре окружающего воздуха ниже нуля.

Система предпускового подогрева воздуха в дизельных моторах устроена довольно просто. Она состоит из свечей накала и блока управления, который регулирует порядок их включения. В современных автомобилях подогрев камер сгорания не включается без необходимости, тогда как у старых машин свечи накала активируются при каждом пуске мотора. Специальная лампочка на приборной панели сообщает водителю дизельного двигателя, что включились в работу свечи накаливания.

В теплое время года водитель может не заметить, что одна или несколько свечей накала вышли из строя, поскольку без их участия автомобиль отлично стартует. Зимой же проблема скажется, когда возникнут сложности с пуском дизельного мотора. Убедиться, что двигатель не стартует именно из-за неисправности свечей, можно протестировав их. В рамках данной статьи мы рассмотрим 3 способа, как проверить свечи накала дизельного мотора самостоятельно.

Проверка свечей накала мультиметром

Мультиметр – универсальный инструмент, который должен быть в арсенале каждого автолюбителя. С его помощью можно проверить нагревательные элементы, не извлекая их из головки дизельного блока. Чтобы убедиться в исправности свечей накаливания при помощи мультиметра необходимо:

  • Отсоединить от свечей провод, подводящий ток на центральный электрод. В зависимости от конструкции системы, к каждой свече может подводиться отдельный провод или они будут все объединены шиной, к которой подходит провод;
  • Далее мультиметр потребуется перевести в режим замера сопротивления (Ом);
  • Положительный щуп прибора соединяется с центральным электродом тестируемой свечи, а отрицательным необходимо коснуться корпуса свечи;
  • Если в результате тестирования значение сопротивления останется на нуле, это говорит о наличии пробоя в свече накала.

    Стоит отметить, что данный способ позволяет определить только пробой свечи накаливания. Если свеча не нагревает достаточно камеру сгорания, во время тестирования ее мультиметром это определить не удастся.

    Проверка свечей накала аккумулятором

    Надежный способ проверки свечи зажигания, который позволяет не только убедиться в ее исправности, но и определить достаточную степень нагрева, подразумевает использование автомобильного аккумулятора. Чтобы приступить к тестированию, предварительно потребуется снять нагревательные элементы из дизельного блока. Далее для проверки свечи накала необходимо:

  • Обзавестись изолированным проводом длиной около 50 см;
  • Взять свечу накала и установить ее центральным электродом на плюсовую клемму автомобильного аккумулятора. Соответственно, при этом нагревательный элемент будет смотреть вверх;
  • Далее одна часть изолированного провода подводится к корпусу свечи, а другая к отрицательной клемме аккумулятора;

    В этот момент свеча накала должна начать нагреваться. Если она менее чем за 2-3 секунды успевает нагреться на 50-60%, это говорит о ее исправности. Если свеча плохо разогревается, потребуется ее замена.

    Важно: При тестировании свечи накала аккумулятором требуется соблюдать технику безопасности. Не прикасайтесь к раскаленной свече накала голыми руками и используйте только надежно изолируемый провод для соединения корпуса свечи с минусовой клеммой.

    Проверка свечей накала на искру

    Еще один хорошо зарекомендовавший себя способ диагностики нагревательного элемента – это его проверка на искру. Выполняется она следующим образом:


    Необходимо взять изолированный провод около 60-90 см длиной и зачистить изоляцию по краям на 2-3 сантиметра;

  • Далее со свечей накала снимается шина и питание;
  • Один конец подготовленного провода крепится к положительной клемме аккумулятора, а вторым необходимо касаться центрального электрода свечи накала.
  • В зависимости от реакции нагревательного элемента можно установить следующее:
    • Ничего не происходит. Такая свеча неисправна, требуется ее замена;
    • Возникает небольшое искрение. Это говорит о слабом накале свечи;
    • Образуется сильная искра, что означает отсутствие проблем.

    Важно: Проверять свечу накала на искру стоит на старых автомобилях, где устанавливаются свечи зажигания без отдельного блока управления. Если подобным образом диагностировать нагревательный элемент при наличии «мозгов» у системы, они могут выйти из строя.

    Как проверить свечи накала на дизеле? Есть ответ!

    Автор: ides · Опубликовано 11.07.2016 · Обновлено 13.07.2016

    Свечи накала весьма полезное и необходимое для обладателей дизельных двигателей изобретение. Благодаря этим нагревательным приборам, зимний запуск дизеля происходит без каких-либо проблем. Однако, даже это, на первый взгляд, «морозостойкое» изобретение, нередко дает сбой или выходит из строя.

    Сегодня в рубрике «Полезные советы» — свечи накаливания. В этой статье вы узнаете, как проверить свечи накала тремя различными способами.

    Свечи накала или накаливания, или калильные свечи, кому как удобно, как я уже говорил, весьма важное изобретение. Благодаря этим «чудо-свечам», запуск дизельного мотора зимой происходит без особого труда, так сказать «с полутыка». Задача свечей довольно банальна и проста — подогрев камеры сгорания для облегчения первого запуска двигателя. Современные свечи накала существенно отличаются от своих «предков». Первые свечи накаливания активировались при каждом запуске двигателя, современные аналоги умеют анализировать температуру окружающей среды и без необходимости (летом например) не включаются. Перед тем как проверить свечи накала, необходимо четко знать принцип работы свечей вашего автомобиля, чтобы не дай Бог, рабочие свечи не «записать» в нерабочие. Как правило, о включении калильных свечей сигнализирует специальный индикатор в виде спирали на панели приборов.

    Способы проверки свечей накала1. Проверка свечей накала, используя АКБ.

    Данный способ проверки позволяет понять причину неисправности нагревательных элементов. Принцип следующий: каждая свеча накала выкручивается и проверяется отдельно, при этом анализируется ее внешнее техническое состояние, а также работоспособность. К недостаткам можно отнести необходимость выкручивать свечи накаливания, для некоторых моделей авто это довольно большая проблема.

    Итак, для проверки вам потребуется аккумулятор и кусок провода длинной полметра.

    Берем свечу накала, переворачиваем ее нагревательным элементом вверх, затем центральный электрод свечи подсоединяем к «+» АКБ, а кусок провода подключаем к корпусу свечи и «-» АКБ. Если при этом вы увидели, что свеча довольно быстро и равномерно нагревается более чем наполовину, можно сделать вывод, что калильная свеча в порядке. Если же накал свечи происходит медленно, или нагревается только ее кончик, скорее всего свеча неисправна.

    Видео — как проверить свечи накаливания на дизеле

    2. Второй способ потребует наличия мультиметра или омметра.

    Включаем прибор в положение тестирования сопротивления (омметр). Отсоединяем питание свечи накала. Плюсовой электрод мультиметра подключаем к центральному электроду свечи накала, второй минусовой электрод подсоединяем на корпус свечи. Смотрим, что показывает прибор: если стрелка шевелится и не отклонилась от нулевой отметки ни на одно деление, скорее всего, имеется пробой в нагревательном элементе. Лечится такая поломка заменой свечи накала. Недостатком данного способа проверки является то, что он позволяет обнаружить лишь полностью «мертвую» свечу накаливания, обнаружить слабый накал нагревательного элемента при помощи данного метода обнаружить не удастся.

    Читать еще:  Киа рио 2014 какое масло в двигатель

    3. Третий способ — проверка «искры» свечи накала или проверка искрообразования.

    Да, да это не опечатка, эти свечи тоже проверяют на искру. Способ старый, но весьма эффективный, т. к. позволяет проверить степень искрообразования свечей накаливания. Для проверки вам необходимо иметь кусок провода (полметра-метр), концы которого будут зачищены с обеих сторон (снять изоляцию 2-3 см с каждой стороны). Демонтируем свечи накала и отключаем питание. После этого подключаем один конец провода к «+» АКБ, а вторым концом быстро проводим касательное движение по центральному электроду свечи накала. Короче, касание должно быть похоже на черкание спичками по спичечной коробке. Во время теста исправный нагревательный элемент должен демонстрировать сильную искру. Если искра слабая — свеча накала слабо нагревается, возможно скоро полностью выйдет из строя. Полностью «мертвая» свеча накала не даст вообще никакой искры. Недостаток данной проверки в том, что на новых автомобилях, «нафаршированных» электроникой, данный метод может вывести из строя ЭБУ. Поэтому, перед тем как проверить свечи накала на искру убедитесь в том, что такой метод не причинит вреда вашему авто.

    Видео — как проверить свечи накала «на искру»

    Как проверить свечи накала дизельного мотора?

    Дизельный мотор самая настоящая тяговая «лошадка» в мире легковых и грузовых автомобилей. Надёжные и неприхотливые в работе моторы, особенно на старых моделях машин снискали славу среди огромного числа автолюбителей.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector