Какие кисти нужны для рисования маслом

Какие кисти нужны для рисования маслом

Какие бывают кисти используемые для масляной живописи?

Существует несколько видов кистей для масляных красок. Основное отличие и требование к ним – повышенная жесткость, обусловленная спецификой работы с маслом.

Колонок

Кисть с ворсом из колонка считается лучшим выбором не только для масляной живописи, но и для рисования вообще. Высокое качество инструмента и длительный срок службы – это те свойства, которыми должна обладать каждая кисть.

Стоимость кистей из колонка наиболее высокая среди всех, однако все затраты оправдаются после первого же использования. Цена зависит от размера кисти, соответственно, чем она больше, тем стоимость выше. Инструмент изготовлен из натуральных материалов и ворса в том числе. Кисточки хорошо слушаются руки художника и оставляют четкие, гладкие мазки. Многие профессионалы в масляной живописи утверждают, что для портретистов кисть из колонка становится незаменимой вещью.

К сожалению, при всех своих достоинствах кисть из колонка подойдет не для всех полотен, так как, например, лен быстро сотрет ее ворсинки. Лучше всего использовать данный инструмент для рисования на картоне. Также кисточки не рекомендуется приобретать для объемных работ, так как они быстро сотрутся и выйдут из строя.

Щетина

Кисточка из щетины свиньи является наиболее экономичным вариантом, хоть и изготавливается из натурального ворса. Не все производители умеют делать кисточки качественно и контролировать правильность мазка. У щетинистых инструментов мазки получаются, в основном, грубыми.

Кисточка из свиной щетины является лучшей для начинающих художников, особенно, для их учебных творений большого формата. Для точных, маленьких по площади работ данная кисть не подойдет и может даже испортить результат. Зато при выполнении больших объемов работ инструмент становится незаменимым, тем более стоимость позволяет покупать их несколько.

В отличии от колонковой, щетинистая кисточка совершенно неприхотлива в уходе, но также имеет склонность к стиранию ворса о холст.

Синтетика

Такой вид кисточки целесообразно приобретать для работы на нетипичных поверхностях, например, ткани, стекле или дереве. В масляной живописи кисточка применяется для небольших работ или прорисовки деталей, но срок ее службы очень недолог. Она быстро становится слишком жесткой и бесформенной.

Стоимость инструмента варьирует между колонком и щетиной, но такую кисточку лучше использовать редко и для каких-либо специфических работ. Художники привыкли иметь дело с тремя основными видами синтетических кистей:

  • маленькие инструменты, круглые и тоненькие (подходят для деталировки);
  • плоские кисточки с широкой площадью;
  • веерные (применяются для разглаживания образовавшихся бороздок).

Следует отметить, что начинающим художникам такие кисточки не подойдут, так как быстро испортятся и требуют навыков использования.

Выбор кистей для масляной живописи

В наборе начинающего художника должны быть разные инструменты. Если новичок желает работать масляными красками, он должен иметь при себе такие кисти:

  • щетинистую кисть плоской формы (применяется для заполнения больших пробелов краской, для широких мазков и имеет номер 5);
  • щетинистую кисть круглой формы (помогает создать примерный вид будущей картины, подходит для длинных мазков рельефного вида и носит номер восемь);
  • щетинистую кисть плоской формы, короткую, имеющую округлое окончание (лучше всего подходит для деталировки, носит номер 2 и может заменяться синтетической кистью 4 номера или колонковыми инструментами от 1 до 4 номеров).

Это стандартный начальный набор кистей, который в зависимости от специфики и навыков художника будет пополняться и другими видами инструментария.

Изготовление кистей в домашних условиях

Такие кисточки подойдут тем художникам, которые рисуют картины красками из масла на больших холстах. Им важно оценивать общий вид будущего произведения, а не только уделять внимание деталям. Поэтому надставленная (или удлиненная) кисточка отлично подойдет в данном случае.

К ней придется некоторое время привыкать, но результат стоит того. Кроме того, такие инструменты можно сделать своими руками, не тратя лишние деньги. Для изготовления надставленной кисточки художнику понадобится старая испорченная кисть чуть большего объема чем та, которой он рисует.

Алгоритм создания надставленной кисти:

  • с помощью ножа отрезается головка непригодной кисточки;
  • ручка инструмента зажимается, а внутри просверливается отверстие;
  • в образовавшееся отверстие нужно капнуть прочного клея и вставить туда кончик кисточки, которой художник рисует;
  • после того, как клей высохнет, берутся плоскогубцы, и обойма непригодной кисточки сжимается так, чтобы она плотно обхватила новую;
  • сверху для верности и увеличения прочности наматывается изолента.

Работать такими инструментами очень удобно после периода адаптации, так как художник получает больше свободы действий и лучше оценивает общий вид картины, замечая неточности и требующие корректировки детали.

Правильное очищение и уход за кисточками

Масляные краски значительно отличаются своими свойствами от акварельных или гуаши. После их использования кисти нужно тщательно очищать по особой технологии. Если оставить кисточку после работы с маслом в краске, то в дальнейшем ее будет проще выбросить, чем привести в рабочее состояние.

Особенности чистки кистей после масляных красок:

  • для вытирания подходит только тряпка мягкой текстуры;
  • пальцами нажимая на кисть можно удалить с нее излишки краски;
  • для полоскания применяются специальные растворы (очищенный керосин, раствор терпентина);
  • для обмывания подходит гелевое мыло (очищать кисть следует в теплой воде);
  • пальцами нужно аккуратно, но тщательно удалить остатки краски, держа кисть под напором воды;
  • после очищения инструмент приглаживается по ходу ворсин;
  • сушка производится естественным путем, без использования тепловых приборов.

Чтобы кисточки не засохли, когда художник ненадолго отвлекается от картины, их можно опускать в обычную воду. Однако следует быть осторожными, так как инструменты, у которых обжимное кольцо не покрыто лаком, могут напитаться водой и деформироваться.

Продление срока эксплуатации кисточек

Если инструмент все же потерял свою форму можно попробовать ее восстановить. Проще всего попытаться вернуть форму, подержав кисть несколько минут в кипятке (90 градусов). Также можно использовать мыло, выровняв ворс, нанеся мыло на кисти и оставив сохнуть пару часов. После этого кисти обмываются. При бережном и правильном уходе кисти для масляной живописи могут служить несколько лет.

Художник, чтобы быть уверенным в том, что его кисти не станут причиной порчи картины, должен особое внимание уделять их качеству и характеристикам. А чтобы не менять их каждый месяц, он должен уметь правильно ухаживать за кистями и не забывать об особенностях эксплуатации каждого вида.

Как выбрать кисти для живописи масляными красками

Как Вы думаете, зачем художнику кисти? Можно и пальцем мазать, и тряпкой, и мастихином, и вообще всем, что под руку подвернётся.

Всё же кисть для живописи — это инструмент, и именно с её помощью сердечные волнения и думы находят самый короткий путь на полотно.

Любой профессионал знает, как и где приобрести нужную ему кисть, а та же самая задача для начинающего — игра в угадайку. Вопрос, как угадать, если не знаешь правил и нет критериев выбора, как разобраться в бесконечном потоке брендов, конкурирующих на рынке за право быть первыми?

До того, как мы поймём, какая именно кисть нужна для живописи масляными красками, давайте разберёмся, как с нею работать.

Замечали ли Вы, как обращается с кистью художник-любитель? А как профессионал? Это маленький тест, способный на расстоянии рассказать, кто перед Вами (не на сто процентов, конечно, но всё же).

Вспомните себя или понаблюдайте за начинающим художником. Как он концентрируется на удержании кисти, как сидит, напряжённо уткнувшись в поверхность холста. Как нерешительно кладёт мазок к мазку, боясь выйти за границы рисунка, и переживает по поводу случайных помарок.

Да-да, внимательно понаблюдайте за собой, за каждым движением Вашей руки. Уверен, всё происходит примерно так: Вы берёте краску с палитры, робко наносите на холст или картон, затем повторно делаете такой же мазок на то же место. Часто Вам мало двух мазков, Вы повторяете их и в третий, и в четвёртый раз. Со стороны это видится мазнёй в одной точке, которая медленно, как улитка, ползёт по Вашей замученной работе.

После такого сеанса закономерно болит спина, болит рука, а также лёгкое головокружение от постоянного напряжения. Простыми словами — “глаза в кучу”.

Не раз слышал жалобы начинающих художников на головную боль и общую усталость после работы. Если продолжать так себя мучить, будет только хуже. Не пора ли задуматься на тему, что всё должно быть иначе?

Творчество должно приносить радость, прилив энергии, заряд бодрости, но никак не пытки и хронические болезни.

Давайте разберёмся, как всё исправить и в конце концов выбрать кисти для живописи.

Вам нужно осознать тот факт, что кисть — не волшебная палочка, не чудо-инструмент, делающий Вас художником, а всего лишь посредник, который может стать как другом, так и врагом.

Простыми словами, кисть — это продолжение руки, с её помощью Вы можете дотянуться до любой точки на холсте, не упираясь вплотную в красочную поверхность, и именно поэтому черенок должен быть удлинён.

Все художественные кисти имеют длинную ручку, цель которой — сделать работу с ней удобной как на коротком расстоянии, так и на вытянутую руку.

Кто-то скажет, как это — на вытянутой руке? Это же неудобно, да и не видно ничего! Как мы в таком случае будем елозить по одному и тому же месту, совершенствуя мазок? Знаете, бывают такие упрямцы, которые ни за что на свете не выходят из своей зоны комфорта. Что им не говори, они лучше знают, как им удобней.

Читать еще:  8 лучших присадок в моторное масло для уменьшения трения и износа двигателя

Друзья, прислушайтесь к себе. “Мне так удобно!” Вы часто произносите эти слова? Один умный человек сказал: “Ни одна беда на свете не погубила столько великих начинаний, как зона комфорта”.

Уверяю Вас, после того, как Вы привыкнете работать на вытянутую руку, будет не менее удобно, а главное, перестанут болеть спина и напрягаться глаза.

Далее ответьте на вопрос, зачем возюкать кистью по одному и тому же месту, зачем Ваша рука почти механически повторяет уже существующий мазок, будто бы таким способом Вы на всякий случай закрепляете уже проделанное действие?

Конечно, я знаю ответ. Задавать вопросы Вы должны, прежде всего, себе, чтобы расти, совершенствоваться, становиться интересней как художники.

Работа на вытянутую руку позволяет нам видеть всё пространство холста, а значит, контролировать всю композицию в целом, в противном случае, пририсовывая один объект к другому, мы теряем целостность.

Бессмысленно повторяя мазки, Вы топчетесь на одном месте, работая на вытянутую руку, Вы мыслите плоскостями, быстро закрывая поверхность нужным цветом и тоном.

Понимая, как обращаться с кистью, становится ясно, какую именно кисть выбрать. Помимо длины черенка важна также форма, которая может быть как круглой, так и плоской.

Плоские кисти более универсальные, рекомендую начинать с них. Одной и той же кистью можно наносить мазки разной величины, так как помимо широкой поверхности есть ещё и узкая.

Следует помнить, что кисть — не карандаш, и принцип работы с ней иной. Мазок — это пятно, а не штрих, живописец работает пятнами, анализируя световую и цветовую насыщенность.

Интересное наблюдение Вы можете сделать, увидев, как выглядят кисти художников-любителей и профессионалов. В первом случае кисти часто лохматые, топорщатся в разные стороны, во втором ворс всегда собран в единый пучок, и стирание кисти происходит равномерно от внешних краёв к центру.

Почему так бывает? Становится ясно, когда понимаешь принцип. Профессионал использует кисть как инструмент, способный быстро раскрывать плоскость, а значит, кисть испытывает большее трение и стирается равномерно. Возюканье по одному месту приводит к обратному эффекту — кисть топорщится, становится рыхлой.

Существуют кисти круглые, плоские с закругленными краями, но обычных плоских вполне будет достаточно. Остаётся понять, какой ворс выбрать — искусственный или натуральный.

Сейчас есть синтетические кисти, и ими можно работать, но они, в отличие от натуральных, не стираются, а приходят в негодность по причине загибающегося в стороны ворса и потери упругости. Я сразу отказался от искусственных кистей, возможно, на рынке появились качественные современные, не обладающие недостатками прежних. Не буду фантазировать, так как не обладаю информацией.

Собственно, моя рекомендация — натуральные щетинные кисти — классическое решение для живописи масляными красками. На отечественном рынке себя очень хорошо зарекомендовали кисти фирмы “Roubloff”, можете вне всяких сомнений пользоваться только ими.

Купите себе набор из трёх плоских кистей на длинном черенке: одну большую — минимум двадцатого номера, одну маленькую — пятого номера и одну среднюю — десятого, для начала их будет достаточно.

Не забывайте, что за кистями нужно бережно ухаживать, немытые кисти быстро придут в негодность. После работы их следует сначала промыть растворителем, например, скипидаром, а затем вымыть с мылом.

Подведём итог. Кисть — это живой инструмент, с помощью которого Ваши замыслы воплотятся в жизнь, но помните, что не кисть управляет Вами, а Вы ею. Начните использовать натуральные плоские щетинные кисти, а затем уже определитесь, какие ещё инструменты Вам необходимы для достижения тех или иных целей.

Если у Вас есть совет или рекомендация по теме статьи, напишите в комментариях, возможно, Ваш опыт поможет кому-то ещё. От себя лично выражаю благодарность всем, кто активно комментирует мои посты.

Этот блог читают 3875 начинающих (и не только) художников, пока пьют кофе у мольберта. Читай и ты.

Какие бывают кисти для масляной живописи?

Материалы используемые в масляной живописи.

Кисти.

Хорошие кисти создают хорошие работы.
Кисти – самая важная часть Вашего оборудования. Хорошему художнику будет трудно писать плохими кистями. Хорошая кисть сохраняет форму даже с набранной на нее краской и принимает свою исходную форму после каждого мазка. Плохая кисть не возвращается к исходной форме при обмакивании ее в краску и при нанесении мазков. Или, что еще хуже, не гнется совсем.

Для разных целей – разные кисти!

В масляной живописи используются кисти двух видов: щетинные из свинячьей щетины, и колонковые из пушных животных, как соболь. В начале курса обучения Вы работаете с большими объемами. Лучшие размеры щетинных кистей для начинающих – полудюймовые по ширине и больше. Всю работу можно исполнить, используя только щетинные кисти больших размеров, но Вы можете захотеть проработать некоторые участки подробнее. Тогда Вам нужно будет

переключиться на колонковые кисти, которые достаточно хороши при размерах от полдюйма и меньше. Колонковые кисти – это Ваши кисти для детальной проработки рисунка. (В колонковых кистях, сделанных специально для акварели, обычно меньше упругости, чем в кистях для масляной живописи).

Длинные ручки служат для баланса.

Кисти для масляной живописи обычно делаются с более длинными ручками, чем кисти для акварели и обычные кисти для ремонта помещений. Эти кисти обычно используются в вертикальном положении над поверхностью, которая расположена горизонтально. Вода течет вниз, и короткие ручки кистей балансируют кисть к ее верхушке, так, чтобы краска стекала лучше. Кисти для масла используются в горизонтальном положении на поверхности, установленной вертикально. Масляная краска не течет. Когда Вы держите кисть горизонтально, длинная ручка служит для баланса Вашей кисти.

Кисти, имитирующие натуральный волос, тоже могут быть хорошими.
Многие производители делают кисти, которые имитируют качества колонковых и/или щетинных кистей, по более низкой цене. Это могут быть кисти из нейлона, пони или мангуста.
Ни одна из них не сравнится с колонковой или щетинной кистью, но иногда попадаются очень неплохие варианты.

Кисти бывают разной формы.

Наиболее распространенные формы кистей: плоские, филберт (лесной орех), Брайт, и круглые. Номера кистей широко варьируются в зависимости от бренда. Лучше смотрите на размер кисти, а не номер.

Плоские кисти.

Плоские кисти имеют волосяной пучок прямоугольной формы, длина которого больше его ширины. При виде сбоку кисти плоские (узкие). Плоские кисти наиболее практичные из всех видов кистей. Вы можете сделать такой кистью широкий мазок, узкую линию, и, при небольшом скручивании, даже треугольный мазок. Также, это будет Ваша основная кисть для смешивания красок.

Кисти «филберт» (лесной орех).

Эти кисти выглядят как плоские, только со скругленными уголками. Мазок такой кистью получается овальным или полукруглым. Они используются, когда хотят получить более мягкие края или же нужно более тонкое смешивание красок, чем то, которое получается при работе плоскими кистями.

Кисти «Брайт»

Кисти «Брайт» (названы так в честь человека по фамилии Брайт) выглядят почти как плоские, за исключением того, что волосяной пучок короче и при виде сбоку они еще уже. Эти кисти используются, когда Вы хотите, чтобы мазки были заметны. Краска кладется толстым слоем, и если работать слишком усердно, то кисть будет забирать назад столько же краски, сколько она нанесла на полотно. Эта кисть, будучи более короткой, и, соответственно, более жестой, чем плоская кисть, дает Вам больше контроля над мазками.

Круглые кисти.

Хотя некоторые люди и пользуются при создании своих работ только круглыми кистями, эти кисти менее разнообразны по своему поведению при использовании, потому что вариаций их размеров не так много, так же немного и вариантов формы мазков, получаемых при работе с такой кистью. Круглые кисти чаще всего колонковые, и используются для тонкой работы и прорисовки мелких деталей.

Кисти для лакировки

Эти мягкие кисти используются для лакировки. Очищайте кисти от лака скипидаром, а затем промывайте их в воде с мылом.

Материалы используемые в масляной живописи. Палитра.

Положите краски на палитру.

Палитра – это плоская непористая поверхность, на которой смешиваются краски. Палитру можно держать в руке или положить рядом. Палитры, предназначенные для держания в руке, имеют отверстие для большого пальца. Делают палитры обычно из дерева, плексигласа или безопасного стекла.
Перед использованием деревянную палитру нужно протереть льняным маслом и вытереть насухо. При окончании работы и после очистки палитры, ее нужно опять покрыть льняным маслом и вытереть.

Плексиглас – очень хороший материал для палитры, а безопасное стекло – лучший! Оба этих материала нуждаются в нейтральной окраске задней поверхности. Смешивание красок на палитре белого цвета затрудняет различение оттенков темных цветов. Впрочем, Вы всегда можете удалить белое покрытие с задней поверхности (если Вы купили такую палитру) и заменить его коричневой оберточной бумагой. Палитру нужно чистить каждый раз при окончании работы. Стеклянную палитру можно почистить и позже, с помощью лезвия. Но деревянная или плексигласовая поцарапаются.

На картинке: сверху плексигласовая палитра, в центре – деревянная, снизу – безопасное стекло (автомобильное окно).

Читать еще:  Почему падает температура двигателя в движении

Ручная палитра с нанесенными красками готова к работе. Чистые краски кладутся у дальнего края палитры. Порции этих красок переносятся мастихином к центру палитры, смешиваются, и потом ими пишут на холсте.

Материалы используемые в масляной живописи. Мастихин.

Мастихинами смешивают краски.

Эти инструменты используются для смешивания красок на палитре. Они бывают разных размеров и форм. Указанные формы очень хорошо подходят для смешивания красок. Чтобы начать. Вам нужен лишь один.

Верхний – самый полезный. Возьмите мастихином краски и положите порции красок на чистое место на Вашей палитре. Затем мастихином хорошо смешайте эти краски. Вытрите мастихин насухо и перемешайте краски еще раз для достижения лучшего результата.

Мастихинами также чистят палитру в конце сессии. Удалите остатки краски с палитры при помощи мастихина и сложите их в банку для последующей безопасной утилизации.

Какие кисти нужны для рисования маслом

Мои друзья

Репутация и безопасность

Статистика

Кисти. С чего начать

Меня часто спрашивают: “Сколько и каких кистей необходимо иметь начинающему художнику?”

Казалось бы, простой вопрос, но, начав отвечать на него, я поняла, что однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Ведь художники, в том числе и начинающие, пишут по-разному, и при ответе на этот вопрос необходимо знать, что и как пишет тот или иной из них. Этого я, разумеется, знать не могу. Я понятия не имею, в какой технике работает или собирается работать начинающий художник, ожидающий от меня ответа на этот вопрос. Как не знаю и того, на каких холстах он пишет.

Но я все-таки я попытаюсь ответить на этот вопрос, который действительно важен для начинающего. Ведь ему надо закупить очень много всего, прежде чем начать писать свою первую картину, а кошелек, как известно, увы не резиновый.

Но я должна честно предупредить: мой ответ носит рекомендательный характер. Окончательно решить, сколько и каких кистей вам понадобится, можете только вы. А сделать это вы сможете, только начав писать. Звучит парадоксально, но это факт. Так что изучите мои рекомендации, обдумайте, что вы будете писать и какой размер холста вы будете использовать, а потом сами решите, что вам купить в первую очередь.

Мне проще говорить и показывать, чем писать и подбирать иллюстрации, поэтому я специально для этой статьи записала видео, которое и предлагаю вам посмотреть. А затем я вкратце резюмирую и, может быть дополню, то, о чем я говорю в видео. Люди бывают разные: одни предпочитают посмотреть-послушать, а другим удобнее — почитать и посмотреть картинки.

Как покупать кисть?

Вот, на что следует обращать внимание при покупке кистей:

1. Смотрите какая обойма (гильза) у кисти. Обойма — это металлический цилиндрик, один конец которого держит ворс (волос), а другой держит этот ворс на деревянной ручке кисти. Эта обойма должна быть цельной — без продольного шва. Шов со временем, а то и почти сразу может развалиться. Кроме того такая обойма плохо держится на ручке, опять же из его способности расходиться под нажимом.

2. Проверяйте надежность крепления ручки. Со стороны ручки обойма должна быть хорошо обжата. Обычно

это двойная обжимка, то есть две кольцевые вмятинки на конце обоймы. Обойма должна сидеть на ручке кисти крепко. Никакого шевеления и прокручивавния.

3. Смотрите, как держится ворс. Со стороны волоса обойма тоже должна быть обжата, удерживая ворс кисти. Слегка подергайте за ворс, чтобы убедиться, что он не вылезает.

4. Оцените качество ворса. Потрогайте его, погните, проверьте на упругость. Или, наоборот, на мягкость. Это зависит от того, что вы ожидаете от кисти и для чего вы ее собираетесь использовать.

5. Прикиньте, удобна ли ручка. Подержите кисть так, будто вы ей пишете, поработайте ей по руке, например. Удобна ли она она вам. Это очень важно, ведь неудобная ручка вряд ли поможет вам создать хорошую картину. Обратите внимание на толщину ручки, ее длину, прочность. Проверьте, прямая ли она, и не гнется ли. Лучше покупать кисти, ручки которых покрыты прочным лаком или краской. Неокрашенную ручку будет трудно отмыть от краски, а значит неприятно потом будет брать в руки.

В магазинах художественных товаров продавцы, как правило, относятся к такой инспекции кисти спокойно, с пониманием. Поэтому лучше никогда (или хотя бы, пока вы не наберетесь опыта) не покупать кисти в магазинах, которые не специализируются на художественных товарах.

Не покупайте кисти в упаковке и наборами, если они упакованы так, что их нельзя потрогать.

Кисти какого типа брать?

Мне кажется, что начинающему художнику проще начинать писать более жесткими кистями — щетиной или синтетикой под щетину. Такие кисти позволяют работать с маслом, обратите внимание: мы говорим о кистях для работы маслом.

Такими кистями проще делать замесы красок на палитре, проще накладывать краску на холст.

Я в последнее время почти не пользуюсь щетинными кистями. В основном я предпочитаю кисти с синтетическим ворсом, имеющие 4 степень жесткости, фирмы Rоubloff.

Сколько и каких кистей нужно купить для начала?

№ кисти Тип Ворс Кол. Для чего
Мин. 60 Флейц Щетина 1 Для грунтовки холста и покрытия больших поверхностей, например нанесения имприматуры.
18-20 Плоская Синтетика 1 Для первой прописки крупных участков картины, вроде неба, воды, больших лепестков цветка и тому подобного.
14-16 Плоская Синтетика 1 Тоже для отрисовки крупных участков, но этой кистью можно писать и элементы поменьше, чем предыдущей.
10 Плоская Синтетика 2 Начиная с этого номера, идут наиболее часто используемые кисти, которые обычно используются на всех стадиях работы. Как на этапе первой прописки, так и на последующих.
8 Плоская Синтетика 2 То же самое, что и 10-й номер.
6 Плоская Синтетика 2 То же самое.
4 Плоская Синтетика 2 То же самое.
2 Плоская Синтетика мягкая под колонок 2 Для прописки очень мелких элементов.
0 или 00 Лайнер Синтетика 1 Отрисовка контуров, тонких веток, травинок и прописка совсем уж мелких элементов.

Итак, 13 кистей — это, с моей точки зрения, минимальное количество кистей, которое должен иметь начинающий художник. Я лично на каждом этапе картины использую минимум 10 кистей, максимум 15. Лучше в каждом размере брать одну кисть помягче, другую пожестче. Так вы сможете определить, какая вам удобнее.

Самое главное: пишите, пробуйте новые кисти и не бойтесь ошибиться.

Материалы для живописи. Кисти.

Этой статьей из журнала”Художественный совет” я хочу начать серию публикаций о художественных материалах, используемых в живописи.

Кисть – это не более, чем простейший инструмент, помогающий художнику выполнить задуманное. Но как и с каждым инструментом с кистями надо тоже уметь обращаться.

Вначале ознакомимся с устройством кисти, являющимся общим почти для всех типов. Кисти художественные состоят из трех основных частей: волосяного пучка, металлической обоймы (капсюля) и деревянной ручки. Волосяной пучок, собственно рабочая часть кисти – это натуральные или синтетические волосы, собранные в пучок определенной формы и размера. Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Обойма изготавливается из металла и других материалов. Цельнотянутые обоймы наиболее удобны в работе и внешне более привлекательны. Ручку хорошего качества можно сделать лишь из твердой древесины лиственных пород деревьев (бук, береза. ).

Форма

Кисти обладают общими конструктивными характеристиками; кроме этого, они имеют ряд общих свойств в отношении формы. Форма пучка и назначение кисти связаны напрямую. Плоские кисти, в отличие от круглых, более эластичны, дают возможность получать более определенную плоскую форму мазка, поэтому они удобны для изображения травы, земли, листьев, архитектурных деталей и всего того, что требует точных очертаний. Приводим описание самых общих видов:

Круглая: одна из наиболее универсальных кистей. Предназначается для нанесения краски линией с неизменной толщиной, либо линией, варьирующейся по толщине. Это прекрасная кисть для рисунка, создания фактуры, работы над деталями. С помощью круглой кисти вы сможете проникнуть в самые “недоступные” участки картины.

Плоская: плоские кисти изготовляются путем сдавливания обоймы так, чтобы образовался пучок плоской формы. Такими кистями наносят широкие ровные мазки, ими хорошо работать на крупных участках холста. Благодаря густоте и длине волоса, кисть удерживает много краски.

Контурная: этот вид кистей близок плоским, оба вида обладают схожей формой, однако пучок у этих кистей короче, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме этого, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур.

Кошачий язык: плоская кисть с купольным или овальным очертанием. Ее применение весьма разнообразно: ей можно писать как обычной плоской кистью и, в то же время, в перпендикулярном положении к поверхности – как круглой. Это постоянный лидер среди кистей, используемых для перехода одного цвета в другой.

Ретушная: если вам необходимо нанести очень точный мазок, лучшей кисти не найти. Она похожа на подрезанную под угол плоскую кисть с коротким ворсом. Поскольку кончик кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущих краску, эта кисть – превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в труднодоступных, узких, мелких участках картины.

Читать еще:  Как отремонтировать алюминиевый радиатор автомобиля своими руками

Трафаретная: кончик волоса данной кисти тупой и плоский, а краска наносится на поверхность вертикальными ударами. Кисти служат для нанесения ровного слоя через трафарет. Кроме этого, они прекрасно подходят для лессировок или свободно положенных слоев краски.

Флейц: кисти предназначены для свободной живописи заливками. Используются, главным образом, с акварелью и производятся практически всегда из мягкого беличьего волоса. Они оправдывают свое название, поскольку могут удерживать много краски. Сухая кисть “шор” дает прекрасные результаты при работе поверх влажной краски – особенно по маслу – для размывки и смягчения контуров.

Шрифтовая: используется с жидкими красками и является вариацией круглых кистей с очень длинным волосом. Ими наносят тонкие ровные линии. Видимая часть волоса служит резервуаром для краски. Поэтому есть возможность провести длинную линию без повторного наполнения кисти. Работа с этими кистями требует некоторой практики. Как следует из их названия, они прекрасно подходят для нанесения надписей.

Линейная: это младшая сестра шрифтовых кистей. Они короче последних, но длиннее круглых, оставляют точные линии, длинные мазки и также годятся для нанесения надписей.

Веерная: плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. С их помощью удается сделать утонченную цветовую растяжку. Вы также сможете смягчить контраст контуров и фактуру.

Вид волоса

По виду волоса кисти разделяются на щетинные, песчаниковые, барсуковые, медвежьи, колонковые, беличьи, ушные (коровьи), а так же синтетические.

Свиная щетина.
Прекрасный выбор среди лучших кистей для масла и акрила. Кисть из свиной щетины также хорошо подходит для работы с густой краской, как колонковая кисть – для акварели. Лучшие щетинные кисти изготавливаются из волоса китайского ангкингского борова. Упругая, крепкая щетина этого животного (волос длиной до 20 см) подвергается обработке – щетина кипятится и отбеливается и только белый волос идет на изготовление кистей профессионального качества. Вслед за упругостью, важнейшей характеристикой свиного волоса является его расщепленный кончик – он способствует хорошей наполненности кисти и ровному нанесению краски на поверхность основы. Самые лучшие кисти содержат около 80% расщепленных волосков.

Барсук. Кисть из барсучьего волоса мягче щетинной, она идеальна при работе умеренно разбавленными красками. Ей нет равных при замесе масла или акрила. Волос этой кисти имеет коническую форму, а “брюшко” волоса расположено ближе к кончику. Поэтому кисть очень пушистая. Самые лучшие кисти из барсучьего волоса имеют кончик белого цвета и темную полосу в средней части. Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса. Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.

Синтетические кисти. Синтетический волос на основе сложных полиэфиров выпускается в широком диапазоне диаметров и различной степени эластичности. Он хорошо ведет себя с маслом и акрилом – как густым, так и разведенным. Одним словом, щетина или синтетическая кисть с упругим волосом может эффективно использоваться при работе с краской прямо из тубы. Если наносить краску прямо из тубы или перед этим умеренно ее разбавить, то подойдет волос средней жесткости синтетической или натуральной (барсук) кистей. Более разбавленной краской работайте мягкой синтетической кистью или кистью из натурального волоса.

Кисти песчаниковые
изготавливаются из обработанного волоса хвоста песчаника. По форме выпускаются только плоские с удлиненной или укороченной волосяной частью. Волос очень мягкий, малоэластичный. Применяется в основном для работы темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок, лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т. д.

Кисти медвежьи изготавливаются из обработанного волоса белого медведя. По форме выпускаются только плоские с удлиненным или укороченным волосяным пучком. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для работы масляными красками, а также темперой, гуашью и акварелью.

Кисти колонковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста колонка. По форме бывают круглые и плоские, с удлиненной или укороченной волосяной частью. Эти кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости они применяются во всех видах живописи и совершенно незаменимы в работе гуашью и акварелью тогда, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи, главным образом при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения длинных контурных линий применяются круглые кисти, для нанесения тонких живописных слоев – плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.

Кисти беличьи изготавливаются из обработанного волоса хвоста белки. По форме выпускаются только круглые. Беличьи кисти отличаются большой мягкостью и эластичностью. Практические применения кистей зависит от индивидуальных требований того или иного мастера, от того, в какой технике он решает те или иные живописные задачи.

О ручке

Как правило, кисти с длинными ручками выпускаются для письма масляными или акриловыми красками. Длинная ручка позволяет художнику расположиться на достаточном расстоянии от холста и контролировать процесс работы.

Размер кисти (маркировка)

В художественном салоне вы наверняка столкнетесь с такой проблемой: размеры кистей у разных производителей значительно отличаются. На некоторых предприятиях размер акварельной кисти определяется диаметром отверстия обжимной обоймы. Это означает, что диаметр обоймы кисти №12 составляет 12 мм.

Данный метод, казалось бы, должен способствовать установлению унифицированного подхода к определению размеров кистей всеми производителями. Однако сложность заключается в том, что в некоторых странах нет соответствия между величинами диаметра латунных и медных трубок, используемых в производстве обойм. Кроме этого, в каждой стране используются разные исторически сложившиеся стандарты определения номера кисти. В конечном счете, вам придется “на глаз” сравнивать размеры кистей независимо от указанного номера.

Выбор кисти

Вероятно, вы заметили, что подходящую кисть подобрать не так уж сложно. Вот еще несколько советов, которые помогут сделать правильный выбор. Не покупайте кисти наугад. Сначала следует тщательно проверить пучок. На рынок поставляется много кистей, снабженных защитными колпачками. Если колпачки были сняты и затем снова возвращены на место или заменены, есть вероятность, что пучок кисти поврежден. После этого, попробуйте акварельную кисть в деле. Любой серьезный продавец предоставит вам немного воды и место для испытания. Помните об основных показателях: тонком кончике, упругости и контроле над текучестью. Перед тем, как набрать кистью воды, удалите с пучка защитные элементы, по инструкции, предусмотренные производителем. Теперь наполните кисть водой. Новая кисть в контакте с водой ведет себя иначе, нежели бывшая в употреблении или поврежденная. Пусть новая кисть “подержит” воду в течение нескольких минут перед испытанием. Наберитесь терпения – возможно, понадобится наполнить кисть водой несколько раз перед тем, как пучок примет необходимую форму. Далее, слегка постучите черенком по руке. Кончик пучка хорошей кисти должен заостриться. Теперь можно попробовать кисть на рабочей поверхности. Также при испытании сгибают конец волосяного пучка, пучок должен принять снова правильную форму и не топорщиться. При выборе круглых кистей № 1, № 2, № 3 для прорисовки мелких деталей – так же кисть смачивается и на ладони пробуют нарисовать знак восьмерки. Если кончик эластичен и кисть изготовлена правильно – волос не топорщиться, собраны в остриё и четко повторяют контуры движения. И обратите внимание, по мере высыхания или расхода воды, кисть не изменяет форму, гибкость и эластичность. При отрыве от ладони принимает исходную форму, а не остается с согнутым острием.

Общее правило для всех кистей – убедитесь, что обойма надежно закреплена на ручке. При выборе щетинных кистей внимательно проверьте щетину – много ли в ней волосков с расщепленным кончиком? Проведите синтетической кистью по пальцам – почувствуйте, какова относительная упругость ее волоса? Подходит ли она для работы с густой краской?

Промывка

  • Храните кисти чистыми – это существенно продлевает их жизнь.
  • Не оставляйте кисти погруженными в растворитель волосом вниз на любой, даже короткий, промежуток времени. Они навсегда потеряют форму. Банка со специальным кольцевым держателем для черенков препятствует контакту пучка кисти с днищем.
  • Если вы работаете акриловыми красками, всегда держите неиспользуемые кисти в воде. Акрил быстро высыхает и после скопления краски в “пятке” (часть пучка около самой обжимной манжеты), вы вряд ли когда-либо сможете как следует очистить кисть. При промывке кистей из натурального волоса, пользуйтесь прохладной водой.
  • Промывайте кисть очень тщательно; пользуйтесь соответствующим разбавителем и старайтесь удалить всю оставшуюся краску. На рынок также поставляются отличные моющие средства для кистей. Главное правило: не мойте кисть мылом, которое бы вы не решились использовать на собственных волосах.
  • Синтетическим кистям, потерявшим форму в результате неаккуратного использования, иногда можно вернуть приемлемый вид: подержите их в очень горячей, но не кипящей воде. Но запомните: никогда не делайте тоже самое с кистями из натурального волоса. Если вы долгое время не пользуетесь кистями из натурального волоса, их следует хранить в закрытой коробке с консервантами (т. е. антимолью).

Журнал “Художественный совет” №3(97)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector