Проверка акпп: как проверить коробку автомат самостоятельно

Проверка акпп: как проверить коробку автомат самостоятельно

Проверяем исправность АКПП


Если бы Вы увидели как устроена АКПП и представили, что износ одной из многочисленных деталей и сальников приводит к некорректной работе всего агрегата, ответ стал бы очевидным. Автоматические коробки также чувствительны к перегреву трансмиссионного масла – стоит залезть в глубокий снег и побуксовать на месте 20-30 минут хватит, чтобы сжечь коробку. Примеров тому предостаточно. В автомате много прецизионных поршней. Стоит одному из них застопориться, как трансмиссия перестает работать правильно. Многие рабочие части автомата подвержены естественному износу. В масляном поддоне установлен магнит, который притягивает к себе металлический порошок. Даже после 150,000 км он будет покрыт толстым слоем металлического налета. Проверьте такой же магнит на механической коробке, и он будет совершенно чистым после аналогичного пробега. Кроме того, автоматы редко долго живут после ремонта – в них слишком много точных частей, и малейшая ошибка или песчинка грязи вызывают поломку снова.
Из всего выше сказанного делаем вывод: автомат – агрегат, требующий особенно тщательного внимания при покупке подержанного автомобиля.

Да, автоматы стали надежнее сегодня, но они все еще остаются самыми уязвимыми и склонными к поломкам узлами с последующим сложным и дорогим ремонтом.

При неправильной эксплуатации автомат можно угробить за полчаса. Один клиент пытался освободить свою новенькую Audi из сугроба и сжег коробку в первый день покупки! Ремонт обошелся в $2000, а через год коробка сломалась снова.
Автомат сильно зависит от качества трансмиссионного масла и его состояния. Неверный тип масла может привести к поломке уже через полчаса.

Попробуем рассмотреть, на что надо обращать внимание при тестировании автомата, покупая подержанный автомобиль. Кроме того, мы настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному специалисту, чтобы протестировать подержанный автомат – очень разумный вклад денег.

Первое, проверьте историю машины, если это возможно. Вы сэкономите время и деньги. Если история машины говорит о том, что она использовалась в прокате или была восстановлена после серьезной аварии, даже не смотрите на нее. Спросите продавца или предыдущего хозяина, проводился ли ремонт автомата. Если автомат уже перебирался, лучше не покупать такую машину. Дело не в том, что все ремонтные трансмиссии имеют проблемы – некоторые из них работают лучше, чем до ремонта. Проблема в том, что не все ремонтные мастерские в состоянии починить квалифицированно АКПП. А так как невозможно определить, насколько качественным был ремонт, лучше вообще отказаться от такой машины. Еще один повод побеспокоится – наличие фаркопа. Транспортировка прицепа вызывает дополнительный износ АКПП горит чек.

Как проверить автомат подержанной машины

Первое, проверьте уровень масла в автомате и его состояние
Двигатель работает на холостых оборотах, АКПП в положении «Park». Вытащите щуп трансмиссии и протрите его чистой тряпкой. Вставьте назад и вытащите щуп снова. Внимательно рассмотрите масло. Протрите щуп белой бумагой, чтобы оценить состояние масла. След на бумаге должен быть чистым и прозрачным без каких-либо металлических частиц или инородных хлопьев. Новое масло обычно красного цвета. Со временем оно становится немного коричневатым, но не должно быть черным. Понюхайте масло. Не должно быть жженого запаха.
Сначала эта проверка будет казаться непростой, но после нескольких машин, Вы поймете, что здесь нет ничего сложного.
Итак, если Вы обнаружите, что масло автомата слишком темное, имеет металлические частицы или пахнет гарью, то лучше не покупать такую машину.
Учитывайте то, что многие современные автоматы идут без масляного щупа, и проверка уровня масла возможна только в специализированном техцентре. В этом случае для контроля автомата остается только тестовый заезд.

Тестовый заезд с целью проверки автомата
Будьте крайне осторожны, когда ведете чужую машину. Предварительно настройте сиденье и зеркала, проверьте работу тормозов.
Первый признак дефектного автомата – задержка между моментом, когда Вы выбирает передачу «D» (Drive) или «R» (Reverse), включением передачи.
Немного прогрейте машину с трансмиссией в положении «P» (паркинг) до тех пор, пока обороты не упадут до 650 — 850 /мин.
Нога на педали тормоза, переключаете на «D» (Drive). Автомат должен немедленно выбрать этот режим — по ощущениям он начинает тащить машину вперед. Процесс включения должен происходить мягко без толчков и стуков.
Переключите на «N» (Neutral), и коробка должна отключиться. Теперь включите «R» (Reverse). Снова автомат должен включиться мгновенно – Вы чувствуете, что машина хочет ползти назад. Опять не должно быть никаких толчков или стуков.
Теперь, удерживая тормоз, переключайтесь из D в R и обратно. Снова никаких толчков или стуков.
Если происходит задержка более 1 с при включении передачи, то коробка либо изношена, либо уже требует ремонта.

Теперь надо покататься
Рычаг АКПП в положении «D» (Drive), убираете ногу с тормоза и мягко ускоряетесь. До скорости 50-60 км/ч передачи должны переключиться минимум дважды (с первой на вторую, со второй на третью).
Все переключения должны быть мягкими без толчков и задержек.

Момент переключения передачи определяется легким изменением уровня шума двигателя и падением его оборотов. Если АКПП чрезмерно изношена, то она переключается с толчком или задержкой и даже ударом (особенно с 1-й на 2-ю).
На скорости 40-50 км/ч надавите газ до упора, при правильном состоянии автомат перейдет на передачу ниже и обороты повысятся.

Далее: проверьте overdrive (если он имеется). Эта кнопочка сбоку слева рычага АКПП для японских и американских автомобилей.
На скорости 60-70 км/ч на ровной дороге переключитесь на режим ON нажатием кнопки овердрайв. Автомат должен переключиться на передачу вверх. Переключите в положение «OFF,» автомат опустится на одну передачу.
Еще одна проблема автомата – пробуксовка передач. Вы давите газ, обороты растут, скорость не увеличивается. диагностика коробки акпп

Даже одного из выше указанных недостатков достаточно, чтобы отказаться от покупки машины.
Тестовый заезд должен быть по возможности долгим. Часто коробки работают нормально в холодном состоянии, а в прогретом начинают бастовать и наоборот. Поэтому лучше потратить больше времени на проверку, чем потом заниматься серьезным ремонтом. Рабочая коробка передач не дергается, не стучит, не буксует и не производит шумов при переключении на любой скорости и любой температуре масла. Если продавец начинает Вас уверять, что толчки, вибрация и тому подобные вещи «обычное явление» для данной машины, потому что она не прогрелась или что-то в этом роде, не доверяйте ему. Если «check engine» или мигающий овердрайв появится во время теста, обсудите проблему со своим механиком.

Диагностика АКПП: что, где, когда

Современные автомобили имеют в своем строении, конструкции узел трансмиссии. Если он автоматический, то этот узел считается сложным. С механической коробкой переключения передач все гораздо проще: сцепление не работает, разобрал, заменил. С автоматической коробкой передач могут работать в плане ремонта и обслуживания специально обученные люди. Но всем водителям машин с коробкой АКПП надо знать симптомы тех или иных неполадок коробки, уметь, так сказать, диагностировать своими руками.

Когда и как делать диагностику АКПП

Польза от начального обнаружения неполадок при первых же признаках в некорректной работе АКПП огромна. Если сразу выявить причину неправильной работы, то можно избежать дорогостоящего ремонта и не простаивать время во время ремонта.

Конечно, если надумали брать авто подержаную, то надо проверить все узлы и обращать внимание на мелкие детали, такие как, например:

  • Имеется ли фаркоп. Есть, ага, значит ездил под нагрузкой. А автоматическая коробка, будь то робот или вариатор, сильно может пострадать, если его эксплуатировать под нагрузкой, то есть с груженым прицепом.
  • Какой пробег. Если около ста тысяч и ни разу не меняли масляный фильтр в АКПП и само масло, то есть вероятность, что детали в узле работают в режиме износа.

Если масло меняли, фаркопа нет, то все равно надо сделать диагностику АКПП.

Первичная проверка автоматической коробки переключения передач включает в себя всем известные процедуры:

  • Проверить уровень масла в коробке.
  • Проверить насколько чистое масло: прозрачное и не свернутое или загустевшее, мутное.
  • Проверить регулировку троса управления.
  • Проверить STALL TEST.
  • Проверить как переключается коробка во время движения.

Теперь более подробно, как проделать вышеописанные шаги.

Чтобы проверить трансмиссионную жидкость, то масло, надо узнать как проверять уровень и ее качество. Уровень обычно проверяют по щупу, на котором имеются специальные метки. Однако есть коробки без щупа.

Американские АКПП имеют щуп для проверки уровня масла, а европейские, обычно, нет. Как проверить уровень масла в АКПП, если нет щупа? Ответ прост: если нет щупа, масло же откуда-то заливали, значит есть пробка. Масло заливают в таких коробках до уровня отверстия. Значит надо открутить пробку, уровень этого отверстия и будет меткой правильного залива свежего трансмиссионного масла для АКПП.Вне зависимости, есть щуп или нет, уровень масла проверяется на прогретое состояние масла в коробке. Чтобы нагреть масло в коробке до рабочей температуры, а это около 90 градусов, требуется проехать километров 13. После этого ставим автомобиль в ровное положение. Если есть щуп, то все просто: вытащили щуп, вытерли чистой салфеткой, снова засунули, снова высунули и посмотрели, на сколько щуп опускается в масло. Обычно есть метки HOT (горячий) — верхний уровень и есть нижняя отметка COLD (коулд — холодно), когда уровень масло должен быть в холодном состоянии. Если уровень масла не превышает верхней метки и не ниже нижней, значит в АКПП нормальное количество масла.

Читать еще:  Замена радиатора печки ваз 2114 и крана отопителя своими руками

Если щупа нет, то придется заезжать на яму или на эстакаду, откручивать пробку и чистой проволокой или палочкой проверить уровень. Как мы сказали, уровень в таких АКПП должен быть до самого отверстия.

Если при проверке масла видны стружки металла, это значит, что работающие в паре детали задевают друга, идет износ. В этом случает требуется более глубокая проверка в специализированном автосервисе.

А как проверить уровень масла, если в АКПП нет щупа и нет пробки для залива масла?

Да, да, есть и такие коробки, кто не знает. Это коробка с шифром 722.6 от Мерседес, пяти ступенчатая автоматическая. Ответ тоже прост: не надо в такой коробке проверять уровень. Дело в том, что немецкие инженеры придумали отделить полость с маслом от рабочего поддона. Между ними вмонтирован перепускной клапан, который держит оптимальный нужный уровень.

Проверка троса регулировки АКПП

Здесь опять же, на состояние троса влияет пробег. Трос постепенно может удлиняться на микроны или миллиметры, как цепь привода ГРМ.

В каких случаях надо регулировать трос АКПП?

Если во время управления автомобилем вы замечаете, что автомобиль поздновато или рановато переключается, то требуется отрегулировать трос. Если долго эксплуатировать коробку автомат с не отрегулированным тросом, АКПП быстро изнашивается.

Проверка АКПП — стояночный тормоз (stall test)

Тестирование покажет, как работает гидротрансформатор (ГДТ) коробки. Этот шаг диагностики должен проводить только опытный специалист по АКПП, иначе можно наоборот сломать детали.

Принцип проверки Stall Test (стал тест) заключается в следующем:

  • проехать несколько километров для разогрева трансмиссионного масла в АКПП;
  • остановить машину так, чтобы перед ней и позади нее было много свободного места на случай, если тормоза слабые;
  • включить ручник;
  • сесть за руль, левой ногой нажать на педаль тормоза до упора;
  • перевести коробку в положение «D» (drive — движение);
  • правой ногой резко нажать до упора на педаль газа и держать ее не больше пяти секунд (чем меньше, тем лучше).

Сразу после этой процедуры нельзя повторять ее, надо подождать минут десять, пятнадцать, чтобы масло в АКПП остыло.

Этот тест покажет, как работают фрикционные диски и работу гидротрансформатора в целом. После проверки ручку коробки надо передвинуть в положение N (нейтраль) и дать поработать двигателю несколько минут, чтобы масло в АКПП остыло.

Дело в том, что такую проверку рекомендуют делать сами компании-изготовители автоматических коробок передач для авто.

Поведение автомобиля при диагностике стояночным тормозом:

  1. Тормоза держат, скрипят, но машина еле-еле ползет. Означает, что неисправна тормозная система.
  2. Эффект троения двигателя, то есть авто трясется. Это значит есть неполадки в системе зажигания, а значит, если не подкорректировать, двигатель автомобиля будет работать с пониженной мощностью. Решение: проверить свечи зажигания, высоковольтные свечные провода, наконечники свечей.
  3. Исправная коробка АКПП при проведении диагностики стояночным тестом должна способствовать набору числа оборотов двигателя за одну секунду около 2800 об/мин для бензиновых ДВС, для дизельных с исправной АКПП число оборотов за секунду будет 2000 оборотов в минуту.

Это ориентировочные цифры. Такая диагностика должна проводиться специалистом, который знает, какие параметры и за какое время должен показывать агрегат при проверке stall test.

Как проверить АКПП в движении

В нормально работающей автоматической коробке допускаются некоторые толчки при переключении «на холодную». В прогретом состоянии толчков не должно быть.

Во время разгона повышение передач, также как и при сбрасывании скорости, понижение передач должно быть плавно, без рывков и пробуксовок АКПП.

Есть еще простая диагностика, которую может сделать каждый водитель. Суть в том, чтобы остановить транспортное средство на подъеме и убрать ногу с педали тормоза. Если машина поехала назад, то в АКПП неполадки имеются.

Если во время поездки были замечены пробуксовки, рывки, удары, шумы, то может быть причина в поломке муфте свободного хода, износе фрикционов и т.д.

Рекомендации

Если диагностика показала неполадки в системе автоматической трансмиссии подержанного автомобиля, который хотите купить, то лучше отказаться от этого варианта, потому что АКПП — это сложное устройство, которое должно работать как точные часы. Привести ее состояние близкое к заводскому — дело не простое.

Специалисты сервисных центров сразу разделяют, в какой части имеются поломки: электрическая, гидравлическая или механическая. Трансмиссионную жидкость ATF проверяют даже на запах, цвет и каково ее давление в системе.

Желательно выбирать б/у авто хоть с коробкой автомат, хоть с механикой, со знающим специалистом. Например, знакомый ездил на авторынок выбирать, взять с собой специалиста по двигателям, который сразу сказал, компрессия не та, что надо — замерили, да, оказалось действительно мотор имел большой износ.

Видео

Видео с миллионным просмотром: как проверить работу АКПП.

Что нельзя делать с АКПП.

Портит ли автоматическую коробку замена масла?

Как проверить АКПП на исправность

Работоспособность автоматической коробки перемены (переключения) передач (АКПП) — один из наиболее важных факторов, которые определяют перспективы покупки бывшего в употреблении автомобиля. Причиной неисправностей может стать не только продолжительная эксплуатация, но и непрофессиональный ремонт, неверный подбор масла и регулярные перегрузки.

Перед тем как проверить коробку-автомат в динамике, необходимо расспросить продавца об особенностях использования машины и осмотреть АКПП.

Как проверить исправность АКПП при первичном осмотре

После беглого опроса продавца и первичного осмотра автомобиля и АКПП необходимость более глубокой проверки, техосмотра и тест-драйва может исчезнуть. Еще до непосредственного контакта с владельцем транспортного средства нужно обратить внимание на 2 параметра:

  1. Пробег. Даже у надежных АКПП ресурс не превышает 300 тыс. км. Если машина старше 12-15 лет и стабильно эксплуатировалась, то к покупке следует отнестись с большой осторожностью. Определяющими факторами станут история ремонтов и квалификация мастеров. В этом случае техническое состояние коробки-автомата рекомендуется проверять на специализированной СТО.
  2. Происхождение автомобиля. Ввоз машины из-за границы может стать преимуществом при покупке. Европейские автовладельцы чаще всего проходят обслуживание у официальных дилеров и заливают только то масло, которое рекомендует производитель. Это продлевает ресурс АКПП.

На что обратить внимание при беседе с продавцом

При разговоре с продавцом машины нужно обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Частота и место проведения ремонта. Если АКПП ремонтировалась ранее, то нужно уточнить характер работ (замена фрикционов, капитальный ремонт и др.). Если ремонт коробки-автомата проводился не на специализированной СТО или не у официального дилера, о чем сохранились соответствующие документы, то от покупки стоит отказаться.
  2. Регулярность замены масла. Согласно рекомендациям производителей менять трансмиссионное масло нужно каждые 35-45 тыс. км пробега (максимальный предел — 60 тыс. км). Если замена не проводилась более 80 тыс. км пробега, то проблемы с АКПП возникнут обязательно. При замене масла на СТО выдаются чек и заказ-наряд, которые владелец может предъявить потенциальному покупателю. Вместе с маслом рекомендуется менять фильтр.
  3. Условия эксплуатации. Большое количество владельцев, сдача автомобиля в аренду или работа в такси — весомые причины отказа от покупки. Регулярная пробуксовка в грязи или снегу также негативно влияет на работоспособность коробки-автомата, поэтому приобретать машину после поездок на рыбалку, охоту и для других развлечений на природе не стоит.
  4. Использование фаркопа и буксировочных устройств. Буксировка прицепа — это дополнительная нагрузка на АКПП. Если явный признак перегрузок (наличие фаркопа) отсутствует, то нужно уточнить у продавца, не приходилось ли машине буксировать другой автомобиль, и внимательно осмотреть проушины на предмет повреждений от троса.

Визуальный осмотр автоматической коробки

Для визуального осмотра рекомендуется выбрать сухой и ясный день. Перед началом проверки автомобиль нужно прогреть не менее 3-5 минут летом и 12-15 минут зимой. После прогрева необходимо установить селектор в нейтральный или парковочный режим, открыть капот и при работающем двигателе осмотреть АКПП.

Нелишним будет осмотреть машину и снизу, на яме или подъемнике. Это позволит увидеть возможную течь сальников, прокладок и пробок.

Ни сверху, ни снизу на АКПП не должно быть потеков масла и грязи.

Осмотр трансмиссионного масла

Масло в АКПП выполняет смазывающую, охлаждающую, передающую и управляющую функции. Механические части коробки передач смазываются или погружены в эту техническую жидкость, поэтому их износ и поломка косвенно определяются уровнем, консистенцией и цветом масла.

Проверка выполняется в такой последовательности:

  1. Найти щуп для диагностики масла.В большинстве машин с АКПП он имеет красный цвет. Подготовить чистую тряпку без видимых ворсинок и белый лист бумаги.
  2. Включить двигатель.Прогреть его короткой поездкой (10-15 км). Рычаг селектора при этом должен находиться в позиции D (Drive).
  3. Перед началом проверки встать на ровную площадку и в зависимости от марки автомобиля установить рычаг в позицию N (нейтральную) или P (паркинг). Дать мотору поработать на холостом ходу в течение 2-3 минут. На некоторых моделях автомобилей Honda уровень масла проверяется только при заглушенном движке.
  4. Вытащить щуп и тщательно обтереть его тряпкой.На инструменте не должно остаться ниток, ворсинок и других посторонних частиц.
  5. Погрузить щуп в трубку, подержать 5 секунд и вытащить.
  6. Проверить уровень масла на щупе.Нормальный уровень жидкости для прогретой коробки передач должен находиться в зоне Hot, между максимальной и минимальной отметками. Для анализа цвета, прозрачности и других характеристик масла капнуть немного набранной жидкости на лист бумаги.
  7. Повторить погружение щупа и проверку масла 1-2 раза, чтобы исключить ошибки диагностики.

В автомобилях, которые оборудованы пробками и смотровыми окошками вместо щупа, проверка выполняется на яме или подъемнике. Машины данного типа выпускаются под марками Volkswagen, BMW, Audi и др.

При проверке трансмиссионного масла необходимо обращать внимание на следующие параметры:

  1. Цвет. Свежее трансмиссионное масло (ATF) имеет ярко-красный или темно-красный цвет. При циклическом разогреве и контакте с изнашивающимися деталями оно темнеет. Допустимый уровень потемнения при покупке — до красно-коричневого или светло-коричневого. Темно-коричневый и черный цвета пробы свидетельствуют о регулярном перегреве, неисправностях АКПП и отсутствии ухода за машиной.
  2. Прозрачность и наличие посторонних включений. Прозрачность жидкости для АКПП является не менее важным параметром, чем цвет. Масло в исправной коробке передач остается полупрозрачным. Хлопьевидные включения, металлические лохмотья, а также мелкая взвесь частиц, которая делает масло мутным, — признаки сильного износа деталей. Некоторые владельцы нарочно меняют ATF перед продажей, чтобы цвет жидкости соответствовал норме. Однако посторонние включения в пробах выдадут действительную работоспособность АКПП.
  3. Запах. Свежая трансмиссионная жидкость может пахнуть машинным маслом или отдушкой. Если масло отдает гарью, это свидетельствует о перегреве целлюлозной основы фрикционных накладок. Горение фрикционов не всегда является следствием слишком длительной эксплуатации и перегрузки. При несвоевременной смене прокладок и колец давление в системе АКПП падает, возникают масляное голодание и недостаток охлаждения. Отчетливый рыбный запах масла — явный признак длительной эксплуатации без замены.
Читать еще:  Мойка двигателя зимой: что нужно знать автовладельцу

Замена горелого масла не восстановит изношенную АКПП и не продлит ее работу. В ряде случаев заливка свежего ATF приводит к полной утрате функции коробки передач. Это обусловлено тем, что стертые фрикционные диски будут проскальзывать, а другие детали трансмиссии перестанут держать необходимое давление.

Взвесь масла и мелких включений, которая является абразивом и вредна для ухоженных автомобилей, в данном случае станет густой фрикционной смазкой, которая улучшит сцепление дисков. Кроме того, новое масло может вымыть из щелей АКПП грязь и мелкие включения, которые сразу забьют клапаны коробки-автомата.

Проверка качества работы АКПП при езде

Наиболее важная часть проверки АКПП — диагностика во время езды. Она позволяет отследить реакцию автомата на действия водителя, наличие пробуксовок, шумов и других признаков неисправностей.

Чтобы исключить погрешности результата, стоит проводить тесты на ровном участке дороги в относительной тишине (с выключенной магнитолой, без громких разговоров).

На холостом ходу

Для проверки машины с АКПП на холостом ходу необходимо:

  • прогреть двигатель и выжать педаль тормоза;
  • опробовать все режимы при помощи рычага селектора, задерживаясь на каждом по 5 секунд;
  • повторить смену режимов в быстром темпе (задержка между передачами в норме практически отсутствует, а между режимами Drive и Reverse составляет не более 1,5 секунд).

Не должно быть задержки при смене режима, рывков, стука, шума в двигателе и вибрации. Допускаются плавные толчки, которые свидетельствуют о переключении передачи.

В динамике

Виды диагностики АКПП в динамике таковы.

Вид испытания Техника проведения Реакция автомобиля Возможные проблемы
Стоп-тест Резко затормозить на скорости 60-70 км/ч Сброс скорости и замедление автомобиля происходят в течение нескольких секунд Признаки неисправности: задержки более 2-3 секунд между передачами, рывки автомобиля
Тест на пробуксовку Нажать на тормоз, перевести селектор в режим D и полностью выжать педаль газа на пять секунд.

Плавно отпустить газ и перевести АКПП в нейтральный режим

Показатель на тахометре укладывается в норму для данной модели машины Превышение лимита оборотов — пробуксовка в пакете фрикционных дисков.

Снижение — сбои гидротрансформатора.

Тест является рискованным для АКПП

Цикл «разгон — торможение» Придавить педаль газа на 1/3, дождаться переключения.

Так же плавно затормозить.

Повторить тест, поочередно выжав педали на 2/3

АКПП плавно переключает передачи от первой до последней и обратно.

При большей интенсивности разгона могут быть слегка ощутимы толчки на низких оборотах

Ощущаются рывки, задержки между переходами.

Есть посторонние звуки при движении

Торможение двигателем Набрать скорость 80-100 км/ч, плавно отпустить педаль газа АКПП плавно переключается, показатель на тахометре снижается Переходы происходят рывками, снижение передачи задерживается.

На фоне снижения частоты вращения могут наблюдаться скачки оборотов

Интенсивный разгон Двигаться со скоростью около 80 км/ч, резко выжать педаль газа Обороты движка резко вырастают, АКПП переключается на 1-2 передачи При высоких оборотах скорость повышается медленно или не повышается (пробуксовка мотора)
Тест Overdrive Набрать скорость около 70 км/ч, нажать кнопку Overdrive, а затем отжать ее АКПП сначала резко переходит к следующей передаче, а затем так же резко возвращается к прежней Переход происходит с задержкой.

Горит индикатор Check Engine («Проверьте двигатель»)

Помимо основных тестов, важно понаблюдать за плавностью переключения передач. При наборе скорости до 80 км/ч коробка-автомат должна переключиться трижды. При переходе с первой передачи на вторую даже у неизношенных АКПП может отмечаться небольшой рывок.

Как проверить коробку автомат (АКПП) перед покупкой авто. #10

Часть-9 большого руководства «Как выбрать и проверить авто с пробегом перед покупкой«. Ссылки на остальные части внизу статьи.

Внимание! Внизу поста видео-версия статьи. Статья полностью повторяет текстовый материал видеоролика, но в видеоролике больше иллюстраций.

По аналогии с проверкой двигателя, проверку коробки переключения передач следует проводить полностью остывшей после эксплуатации и до её полного прогрева, так как многие болячки, особенно в зачаточном состоянии, проявляются именно «на холодную», пока коробка не прогрета, а некоторые – наоборот только «на горячую».

Начните с визуального осмотра самой коробки переключения передач на предмет течей прокладок и сальников. Осмотрите коробку сверху в подкапотном пространстве, а также постарайтесь заглянуть снизу. В идеале – вся коробка, со всех сторон должна быть сухая, без масляного запотевания и течей трансмиссионного масла. Если «потеет» прокладка поддона автоматической коробки переключения передач (АКПП), То можно отделаться стоимостью замены трансмиссионного масла и прокладки, но если течь обнаруживается у коренного сальника, на стыке двигателя и коробки, проблема может оказаться серьезнее, чем на первый взгляд.

Выработавшее свой ресурс масло (ATF жидкость) густеет и теряет свои рабочие свойства, поэтому особенно при холодном старте АКПП работает с масляным голоданием, что может привести к выдавливанию сальника втулки гидротрансформатора из корпуса насоса.

Это становится причиной течи в районе стыка двигателя и АКПП, что влечет дорогостоящий ремонт со снятием коробки. Проблема может быть и в заднем сальнике коленвала двигателя.

Если коробка имеет щуп или пробку, позволяющую получить доступ к маслу, проконтролируйте уровень и качество масла. Это очень важная часть диагностики. Масло не должно быть черным, слишком густым, не должно иметь абразивных вкраплений или иметь запах гари. Нормальный рабочий цвет трансмиссионного масла – от красного к светло-коричневому.

Запах гари может свидетельствовать о том, что подгорели накладки фрикционных дисков. Не вдаваясь в подробности, ненужные при «уличной диагностике», можно сравнить группы фрикционных дисков в АКПП со сцеплением на механической коробке переключения передач (МКПП), они выполняют примерно такую же роль.

При переключении передачи в АКПП одна группа фрикционных дисков разжимается, переставая передавать крутящий момент, а другая группа сжимается, включается другая передача. Потеря давления в АКПП, из-за загустевшего масла, недостаточного уровня масла или из-за неисправных соленоидов влечет недожимание фрикционов и их повышенное трение. Если провести аналогию с МКПП, это примерно тоже самое, что постоянная езда с полунажатым сцеплением – сцепление сгорает.

Из-за повышенного трения и недостаточного охлаждения фрикционные накладки, выполненные чаще всего из целлюлозы, начинают обугливаться. Это запускает необратимый процесс выхода из строя АКПП, нанося критический вред качеству самого трансмиссионного масла, когда температура трения достигает температуры вспышки масла. Здесь и появляется запах гари у трансмиссионного масла.

Обугленные фрикционные накладки не впитывают достаточно масла для охлаждения и начинают разрушаться, тем более, что подгоревшее масло уже не выполняет свои функции полностью. Разрушенные части фрикционов и их клеевая основа разносятся по узким каналам АКПП, забивая их, что опять же снижает проходимость каналов для трансмиссионного масла и еще больше усугубляет проблему.

Сперва проскальзывание фрикционных дисков проявляется также, как проскальзывание сцепления на МКПП – когда на включенной передаче вы набираете обороты, а автомобиль не набирает скорость. Крутящий момент не передается от двигателя на колёса. В запущенном состоянии абразив от разрушенных фрикционных накладок разносится по всей коробке, создавая повышенную выработку всех её узлов, что может привести к крупному ремонту или замене АКПП.

Кроме того, замена горелого масла на новое может вовсе не решить проблему, а только усугубить ее. Новое, жидкое масло, придя на смену густой жиже, своими моющими свойствами будет способствовать отслаиванию поврежденных фрикционных накладок, которые еще больше будут забивать каналы гидроблока и фильтр, а сами подгоревшие фрикционы начнут проскальзывать еще охотнее.

Думаю, вы уже поняли, на сколько велика роль трансмиссионного масла и как важно проверить его уровень и состояние. Повторюсь, если качество масла вызывает серьезные опасения, в нем обнаруживаются посторонние вкрапления, оно чёрное и имеет запах гари – не рассматривайте этот автомобиль для покупки.

Садитесь за руль автомобиля и, удерживая педаль тормоза, проведите проверку работы всех режимов АКПП, просто переключая их из режима P (парковка) к режиму R (реверс), D (драйв) и обратно. Попробуйте выполнять переключения медленно, а затем быстро. При переключении может ощущаться лёгкий толчок. Именно легкий! Но если легкие толчки уже стали ударами или весьма ощутимыми пинками, то это может быть причиной целого ряда проблем – от банальной необходимости сменить трансмиссионное масло и фильтр, до более серьезных, требующих дорогостоящего ремонта.

Но если контроль качества масла показывает его удовлетворительное состояние, то скорее всего, проблему «толчков» коробки уже не решить просто заменив масло. Возможно, владелец автомобиля уже поменял масло с надеждой, что это решит проблему с пинками коробки, но это не помогло, что и стало причиной продажи автомобиля.

Если при включённом режиме Драйв ощущается сильная вибрация, то проблема не обязательно может заключаться в самой коробке передач. А причиной может оказаться частичный или полный износ подушек двигателя или опор коробки передач. Казалось бы — проблема не велика, но замена подушек может ощутимо потянуть за карман.

Появление вибрации при движении автомобиля на скорости от 50 км/ч может быть симптомом неисправности гидротрансформатора (ГДТ). Другие неисправности ГДТ могут проявляться как пробуксовка коробки при начале движения, потеря динамики разгона автомобиля, из-за неисправности обгонной муфты или посторонние звуки при работе автомобиля.

Механический шум, при переключении передач, который пропадает с увеличением скорости автомобиля или шуршащий звук, на заведенном автомобиле — может говорить о проблемах с различными подшипниками ГДТ. Если автомобиль глохнет, при переключении передач или режимов работы – виной этому тоже гидротрасформатор, а скорее всего — его электроника управления. Гидротрансформатор является ключевым звеном, передающим крутящий момент от двигателя к АКПП, по сути является аналогом сцепления.

Обязательно проведите проверку работы АКПП в движении. Проверяйте все режимы работы – задний ход, очень медленный набор скорости, нормальный набор скорости, интенсивный набор скорости («тапок в пол»), удержание высокой скорости и сброс скорости, то есть переключения передач от самой высокой к первой, просто отпустив педаль акселератора. Исправный автомат во всех режимах должен работать без подёргиваний и провалов, при наборе скорости, а также без больших задержек, посторонних звуков, сильных толчков и, тем более, без ощутимых ударов, при переключении передач.

Немаловажно выполнить такую проверку – разогнаться, бросить газ, продолжить ускорение, резко сбросить скорость торможением, затем снова начать ускорение. Опять же, не должно возникнуть никаких подёргиваний и провалов. Встречаются симптомы, которые проявляются в таком режиме и, как правило, это говорит о проблемах с гидроблоком или электромагнитными клапанами АКПП (соленоидами).

При интенсивном разгоне обратите внимание на соотношение интенсивности подъема оборотов и набора скорости – обороты и скорость должны расти пропорционально. Если обороты интенсивно растут, а набор скорости отстаёт – возможно проскальзывают изношенные или недожатые фрикционные диски, которые должны быть плотно сжаты, другими словами — автомат буксует. Конечно же, если ваша цель – приобретение исправного автомобиля, этот вариант вам не подходит. Включение режима Drive, Reverese, а также переключение передач в движении должны происходить без ощутимых задержек, в противном случае можно подозревать наличие факта подклинивания соленоида, плунжера или поршней сжимающих фрикционные диски.

Причиной сильных толчков АКПП, что часто называют «коробка пинается», при включении режима Драйв, Реверс или при переключении передач в движении, могут быть как некорректно работающие фрикционы, так и соленоиды, плунжеры, гидроблок и прочие сопряженные с ними детали. Чаще всего проблема в их работе вызвана засорением и износом, что вызывает подклинивание. Несвоевременная замена масла (жидкости ATF) – чаще всего является корнем всех проблем, и запускает необратимые процессы повышенного износа практически всех частей АКПП.

Соленоид в АКПП — это электромеханический клапан, который в ответ на электрический импульс от электронного блока управления АКПП, открывает или закрывает каналы в гидроблоке, таким образом управляя потоками трансмиссионного масла (ATF жидкости). Разные соленоиды открывают одни и закрывают другие каналы, таким образом давление передается на соответствующие поршни, которые сжимают или разжимают разные группы фрикционных дисков, отвечающие за разные передачи – так и происходит переключение передач.

Также проверьте сброс скорости торможением до полной остановки, обороты не должны сильно проседать и уж тем более мотор не должен глохнуть, что может говорить о неисправности гидротрансформатора, так называемого — бублика. О нём я упоминал выше.

Для тест-драйва выбирайте подходящую дорогу, где можно разогнаться достаточно, чтобы проконтролировать включение всех передач автомата. Ведь, буксовать или пинаться автомат может не на всех передачах, а только на тех, соответствующие которым соленоиды и группы фрикционов неисправны. Отдельные передачи могут вообще не включаться, что является поводом просто посчитать количество всех переключений от первой до максимальной передачи.

Конечно, причиной сильных толчков коробки могут быть не только сами соленоиды или фрикционы, но при выборе автомобиля, нам достаточно наличия данных негативных симптомов, чтобы отказаться от покупки.

Как проверить АКПП при покупке автомобиля

Покупка поддержанного автомобиля – это настоящее искусство, которое требует определенных знаний и везения. Крайне редко хозяин автомобиля сообщает обо всех его проблемах, а часто он и сам о многих из них не знает.

Одним из наиболее дорогостоящих агрегатов автомобиля является коробка передач. При покупке автомобиля у бывшего владельца, рекомендуется привлекать специалистов, которые смогут провести диагностику кузова, двигателя, подвески и трансмиссии в том числе. Но бывают случаи, когда нет возможности осмотреть машину с профессионалами. В такой ситуации водитель должен сам внимательно провести диагностику всех агрегатов, включая автоматическую коробку передач. Ниже мы расскажем, как проверить автомат на автомобиле с пробегом.

Проверка масла в АКПП

Первое, что следует сделать при проверке автоматической трансмиссии, это посмотреть на масло в ней. Тест масла необходимо проводить по трем параметрам – уровень, состояние и запах. При этом обязательным условием тестирования является прогретый двигатель. Перед тем как переходить к процедурам, описанным ниже, запустите мотор и установите коробку передач в положение «Паркинг». Прогрейте масло в коробке передач до рабочей температуры, после чего заглушите двигатель и переходите к тестам:

    Проверка уровня масла в АКПП. Достаньте щуп и убедитесь, что количество масла находится в нормальной зоне. Если ниже – велик риск, что о коробке водитель не заботился, и она могла получить «болячки», свойственные при масленом голодании;

  • Запах масла в АКПП. Независимо от цвета масла, обязательно нужно проверить его запах. Как известно, в автоматической коробке передач присутствуют фрикционные диски, являющиеся аналогом сцепления. Если вовремя не проводить замену масла и фильтра, у масла начнет проявляться горелый запах от износа фрикционов. Сильный горелый запах масла говорит о том, что фрикционы изношены, и вскоре потребуется серьезный ремонт коробки передач.
  • Чуть осложнены перечисленные выше проверки на «необслуживаемом автомате», у которого отсутствует щуп. Как минимум в такой трансмиссии можно проверить запах масла.

    Что спрашивать про АКПП у владельца автомобиля

    Сделав для себя некоторые выводы на основе описанных выше тестов, можно переходить к общению с владельцем автомобиля, чтобы убедиться, насколько его показания совпадают с реальностью. Обязательно у продавца нужно спросить:

    Про обслуживание. Нужно узнать у владельца автомобиля, как он следил за автоматической коробкой передач. Узнайте у него, после какого пробега в АКПП менялось масло, и сопровождались ли данные процедуры заменой фильтра. Лучше попросить заказ-наряды или другие доказательства того, что обслуживание коробки передач проводилось.
    Обратите внимание: В последнее время многие автоматы «необслуживаемые». Производители таких трансмиссий уверяют, что в них не требуется менять масло и фильтр, хотя на деле это не так, и своевременная замена продлевает срок службы АКПП. Если водитель говорит, что не менял ни масло, ни фильтр, поскольку это не нужно его автомату, рекомендуем призадуматься о целесообразности покупки такой машины, часто подобные автоматы выходят из строя при пробеге в 120-130 тысяч километров.
    Некоторые водители «необслуживаемых» автоматов, наоборот, говорят, что меняли фильтр каждый раз с заменой масла. Но дело в том, что для замены фильтра в подобных автоматах (из-за отсутствия поддона), нужно разобрать практически всю коробку. Достаточно задать несколько наводящих вопросов по процедуре, чтобы определить, обманывает вас продавец или нет.

  • Про ремонт. Бывает, что коробка передач выходит из строя, и в этом нет ничего страшного, если владелец автомобиля провел соответствующий ремонт. Нужно обязательно поинтересоваться, наблюдались ли у него проблемы с работой АКПП, и если да, то какие ремонтные операции он выполнял. Если водитель говорит, что проводился ремонт в хорошем сервисе, на слово ему верить не стоит, нужно попросить показать заказ-наряды.
  • Следует помнить, что некоторые водители могут не знать о проблемах, которые имеются в их трансмиссии, поэтому особого смысла нет спрашивать о наличии в коробке неисправностей, лучше все проверять самостоятельно.

    Проверка АКПП в автомобиле

    Опросив водителя и проверив признаки износа АКПП по маслу, нужно посмотреть на работу коробки передач. Для этого сядьте в автомобиль на место водителя и выполните следующие процедуры:

  • Проверка в спокойной езде. Если резко ускоряется автомобиль стабильно, проверьте работу коробку передач в обычном городском режиме. Проездите несколько километров, ускоряясь и останавливаясь в штатном режиме. Проверить нужно плавность переключения передач, как вверх, так и вниз. Можно использовать некоторые средние значения, например, на четырехступенчатой АКПП на 90 км/ч тахометр должен показывать около 2500-3000 оборотов, а на шестиступенчатой АКПП около 2000 оборотов. Данные цифры для конкретного автомобиля лучше уточнить на специализированном форуме, перед тем как отправляться на проверку машины.
    Проблемы с динамикой, рывки, толчки при переключении передач – это все говорит о наличии проблем в трансмиссии.
  • Выше рассмотрены основные способы проверки АКПП перед покупкой. Естественно, в идеальных условиях нужно провести тестирование автомобиля диагностическими устройствами и поднять его на подъемнике, чтобы убедиться в отсутствии подтеков из коробки передач.

    Читать еще:  Сколько лошадиных сил в киа рио
    Ссылка на основную публикацию