Свечи накала рено дастер — особенности выбора и замены

Свечи накала рено дастер — особенности выбора и замены

New&Pomos

замена свечей накала — Renault Duster, л., года на DRIVE2

Сегодня утром еле завелся.

Такое впечатление, что все свечи не работают, а на улице 0 градусов. Начинаем снимать свечи, а они аж распухли на концах. Сравниваем со старыми, ах ё Эти 4,4 вольта, а старые 11,1 вольта. Сейчас кто то подумал, сам виноват. В чём то согласен, но Звоним во Львов на СТО офовов у нас ихний филиалчто бы заказать новые свечи. На двигателях с экологическими нормами Евро-4 и рено дастер дизель свечи накаливания данный индикатор не загорается, и отключен производителем.

На данных автомобилях свечи накала работают постоянно.

Свечи накала рено дастер — особенности выбора и замены

При достижении температуры 85 градусов Цельсия мощность нагрева уменьшается автоматически. Периодичность замены свечей накала на Дастере Замена свечей накала отдельно не предусмотрена регламентами ТО Дастера. Он меняются по состоянию, как правило после достижения пробега тыс. Современные авто оснащены такими видами, которые нагревают топливо не только до момента пуска, но и потом еще на протяжении нескольких минут, благодаря этому работа движка на холостых оборотах становится более стабильной, и выброс вредных веществ достигает минимума из-за более эффективного сгорания топлива.

Поэтому весьма важно следить за их состоянием, особенно с наступлением рено дастер дизель свечи накаливания, а для этого нужно знать, как проверить свечу накала. Но для начала подробнее рассмотрим их схему подключения, чтобы понимать, в какой момент нужно бить тревогу. В принципе, их можно сравнить с электронагревателем. Стержень свечи расположен в предкамере таким образом, что его кончик находится прямо на границе завихрения рабочей смеси, создаваемого форсункой. Схема подключения свечей накаливания обеспечивает автоматическую подачу электрического тока, сразу же после поворота ключа зажигания в рабочее положение.

Рено дастер дизель свечи накаливания нагреваются сами до очень высокой температуры и, соответственно, прогревают камеру сгорания, а также попадающий в нее воздух.

За их правильное функционирование отвечает блок управления свечами накаливания. Алгоритм его работы заключается в следующем: Первым признаком того, что в системе электроподогрева произошел сбой, является неработающий индикатор. Это может свидетельствовать о выходе из строя предохранителя либо же датчика температуры.

Свечи накала Дастер

Правда, индикатор иногда может и не просигнализировать о возможной поломке. Как проверить свечи накаливания своими силами?

Сделать диагностику можно как на СТО, так и самостоятельно, для этого вам понадобится только клещевой амперметр.

Действовать необходимо следующим образом.

Второй полюс амперметра соединяется с положительным контактом самих свечей. Включается система, определяется сила тока. Так как каждая участница работы мотора потребляет приблизительно по 12 А, следовательно в сумме должно быть 48 А, если это значение меньше, значит есть неисправности. Существует еще один способ, как проверить свечи накала в вывернутом состоянии.

С помощью мультиметра или рено дастер дизель свечи накаливания других специализированных приборов можно проверить сопротивление свечей накаливания, оно должно быть менее 5 Ом, если же его значение стремится к бесконечности, значит, неисправна нагревательная спираль.

Объём дизельного двигателя составляет 1,5 л с мощностью 90 л. А это значит, что рено дастер дизель свечи накаливания обладает мощной тягой, необходимой для быстрого старта при движении по пересечённой местности. Что касается технических характеристик, то они у обеих комплектаций абсолютно идентичны.

Отметим общие опции обеих комплектаций.

Салон модели имеет тканевую обивку сидений, аудиосистему с функцией Bluetooth, USB-разъёмом и подрулевым джойстиком. По части безопасности, автомобиль оснащён подушкой безопасности водителя, ABS — антиблокировочной системой тормозов, AFU — системой помощи при экстренном торможении, трехточечными ремнями безопасности на передних сиденьях, креплением для детских сидений Isofix.

Среди других опций: Renault Duster комплектации Privilege оснащена кондиционером, подогревом рено дастер дизель свечи накаливания сидений, бортовым компьютером, наружные зеркала заднего вида имеют электропривод и электрообогрев, сиденье водителя регулируется по высоте, вместо двух задних подголовников, как у Expression, имеется три подголовника. Что качается освещения, то Рено дастер дизель свечи накаливания Duster Privilege имеет противотуманки, а также подсветку перчаточного ящика приборной панели.

Имеются незначительные отличия в дизайне. Рено дастер дизель цена Цены комплектаций Expression и Privilege составляют и рублей соответственно. Короче панику нагоняют,кризис, никто просто так в сервисы не едит,все катаются до последнего.

В первом ролике свеча бракованная, действительно накал должен начинаться от кончика. Видимо галимый подвальный китай. Что они не рассказали подробно так это то что при обрыве даже одной свечи система начинает работать не правильно -недогревать.

Как снять и заменить свечи зажигания на Рено Дастер

Автомобиль Рено Дастер позиционируется на отечественном рынке в качестве «народного» паркетника. Модель популярна за счёт сочетания цена-качество и возможности проводить мелкие ремонтные работы собственными силами. Однако для этого необходимо иметь минимальные знания об устройстве машины.

Какие свечи лучше использовать?

Заводские свечи зажигания для Рено Дастер поставляются под артикулом с номером 7700500155. Они ставятся на каждую машину, оснащённую бензиновым силовым агрегатом. Паркетник, получивший дизельный мотор с индексом К9К, использует свечи с маркировкой 8200682592.

Производитель оригинальных свечей, устанавливаемых на Duster, — компания Champion, с маркировкой RC87YCL. В некоторых сетях по продаже автозапчастей встречается с индексом OE033/T10. Эти свечи получили один электрод, расположенный сбоку, их сопротивление колеблется от 3 до 7.5 кОм.

Оригинальные свечи зажигания от Renault маркируются под номером 7700500168 и имеют два боковых электрода. По каталогу производителя, свечи на заводском конвейере используются в моделях Logan и Megane с восьмиклапанными моторами . Однако во время ТО сервисные центры ставят эти свечи и на Дастеры. Большинство владельцев отмечают снижение вибрации силового агрегата на холостых оборотах при монтаже свечей с несколькими электродами.

Читать еще:  Как поменять задние тормозные колодки на ланосе

Во время ТО дилерские центры проводят установку оригинальных свечей с маркировкой 224018651R, которые производятся в городе Энгельс.

Комплект может включать в себя и свечи компании Bosch с номером 0242235666. Однако отзывы владельцев машин говорят о снижении динамических характеристик авто при использовании таких свечей.

Характеристики неоригинальных свечей для Renault Duster

  1. Denso K20PR-U11. Такие свечи обеспечат улучшение сгорания топлива за счёт установки в боковом электроде паза U-образного вида.
  2. BERU Z 193. Заметно выделяется увеличенным сроком работы.
  3. EYQUEM RFN 58LZ. Снижают уровень шума, который идёт от мотора при работе на холостых.

Если машина работает в трудных условиях, тогда выбирать рекомендовано иридиевые свечи. Для Дастера поставляются хорошие иридиевые свечи под маркировкой Denso IK20. Такие свечи улучшает динамические показатели двигателя, но их главный недостаток детали — высокая цена комплекта.

Периодичность замены

По документам, регламентирующим порядок ТО, менять свечи зажигания на Рено Дастер придётся через каждые 30 тысяч пробега.

Самостоятельно меняем свечи на Renault Duster 2.0 16V

Для работы стоит вооружиться свечным ключом на 16 и головкой с удлинителем на 8 (она нужна для откручивания катушки).

Чтобы снять свечи зажигания на Рено Дастер, необходимо будет выкрутить катушки зажигания. Здесь есть небольшая особенность. Она касается четвёртого цилиндра катушки зажигания. На этом элементе закреплён клапан фазарегулятора.

Перед тем как начинать работы по замене, всё тщательно продуваем.

Дальше снимаем разъём. Там есть флажок, который необходимо нажать.

Идентично снимаем все остальные разъёмы.

Далее выкручиваем катушки.

Штатные болты крепления катушек на 8 либо на 10. Иногда резьбы сорвана, то катушка выходит сама по себе.

Сорвать резьбу крепления катушек можно довольно просто — это частая проблема. На той катушке где находится клапан фазорегулятора сначала необходимо развернуть фазарегулятор и катушку.

Затем её можно сдёргивать. Стоит продуть и колодцы перед выкручиванием.

Затем с помощью длинной свечной головки, диаметр которой составляет 16, можно выкручивать старые свечи зажигания.

Достать свечи можно магнитом.

Можно использовать свечной ключ с магнитом, который без проблем достаёт старую свечу. Такие ключи можно приобрести в специализированных магазинах.

Вставляются новые свечи также с помощью магнита на ключе.

После того как свечи установлены в свечные колодцы наживляем их от руки до упора., а затем поочередно затягиваем.

Данная операция простая, но помните о силе затяжки. Очень часто автовладельцы обращаются в сервисные центры с проблемами перетяжки свечей зажигания. Для контроля в системе стоят уплотнительные кольца, которые необходимо обжать. Когда свеча прекращает тянуться, можно сделать доворот, но не более 90 градусов.

Когда свеча не обжата до конца, то возможен прорыв газа или появление запаха бензина в салоне.

Остаётся поставить на место катушку с фазером и сместить крепление электромагнитного клапана.

Остаётся подключить разъемы и на этом работы по замене свечей Рено Дастер можно считать законченными.

Замена свечей зажигания Рено Дастер 1.6/2.0 своими руками

В перечень обслуживающих работ бензиновых версий кроссовера Reno Duster входит такая операция как замена свечей зажигания. Многие автовладельцы считают, что строго по регламенту выполнять эту процедуру не обязательно и с установкой новых элементов зажигания можно повременить.

Но с заменых свечей зажигания на Рено Дастер лучше не затягивать, поскольку от них напрямую зависит работоспособность мотора, а также расход топлива. К тому же, операция эта не сложная и занимает не много времени.

Периодичность проведения работ

На Рено Дастер всех модификаций с бензиновой установкой согласно рекомендациям автопроизводителя, замена свечей зажигания должна выполняться каждые 30 тыс. км или же 2 года эксплуатации. Но многие автовладельцы сокращают периодичность смены до 15 тыс. км, то есть, эту операцию они выполняют одновременно с заменой масла в силовой установке.

В целом, более ранняя замена свечей оказывает только положительное действие на работоспособность мотора, при этом финансовая сторона вопроса – незначительна, поскольку они стоят недорого, а процедура их замены – простая, и ее может выполнить любой автолюбитель, не обращаясь на СТО.

Что использовать на замену?

Из основных критериев для этой операции можно отметить только правильный выбор элементов на замену.

На всех бензиновых моторах Рено используются только один вид свечек – с заводским индексом 7700500155 (у них также имеется еще одно обозначение – 224010032R).

Во время поиска оригинальных деталей можно наткнуться на еще один тип свечей зажигания – 7700500168. От первых они отличаются не только индексом, а и наличием двух боковых электродов (так называемые «двухконтактные»). Но они для силовых установок Рено Дастер не подходят, поскольку двухконтактные свечки предназначены для моторов с 8-клапанным ГРМ.

Помимо оригинальных элементов (с индексом 7700500155 или 224010032R) на кроссовер можно установить аналоги, причем подобрать их не составит сложности, поскольку свечи зажигания с требуемыми рабочими параметрами выпускают многие фирмы:

  • BOSCH (0242235666,0242235556);
  • Champion (RC87YCL, OE033/T10, OE033/R04);
  • NGK (BKR6E6962, BKR6ES3783);
  • DENSO (K20PR-U);
  • BRISK (1570).

В общем, подыскивать необходимые свечи придется не долго и нужный вариант найдется практически в любом автомагазине.

Виды двигателей и нюансы проведения замены

Технология замены свечей на Рено Дастер зависит от модификации силовой установки. На дорестайлинговых версиях использовались два типа бензиновых силовых установок – 1,6-литровая (К4М) и 2,0-литровая (F4R).

На рестайлинговых кроссоверах мотор К4М заменили на более новый – H4M, а вот F4R менять не стали.

Процедура замены на агрегатах К4М и F4R практически идентична, за исключением одного небольшого нюанса, касающегося 2,0-литрового мотора. А вот на двигателе Н4М алгоритм отличается, причем существенно.

Читать еще:  Инструкция как снять и произвести профилактический ремонт моторчика печки форд фокус 1. осмотр и смазывание втулок моторчика печки ford focus

2,0-литровый мотор (F4R)

Далее рассмотрим полный алгоритм работ по замене свечей зажигания на 2-литровом агрегате F4R.

Из оснащения для выполнения процедуры понадобится:

  • Набор головок с удлинителями и воротками;
  • Свечная головка на 16 (глубокая и желательно оснащенная уплотнительной резинкой или магнитом для удержания свечей);
  • Компрессор с пистолетом для продувки (вместо него можно использовать баллончик со сжатым воздухом, используемом при ремонте оргтехники);
  • Комплект новых свечей зажигания.

Операция выполняется на холодном двигателе.

  • Отсоединяем от АКБ «минусовую» клемму;
  • Отсоединяем от катушек фишки с проводкой (для снятия нужно нажать на фиксатор);
  • С помощью пистолета для продувки или баллончика с сжатым воздухом обдуваем пыль с коллектора и прилегающих поверхностей;
  • Головкой на 8 с удлинителем и воротком отворачиваем болты крепления катушек и извлекаем последние;
  • На 4-мо цилиндре болт помимо катушки удерживает также электромагнитный клапан системы изменения фаз газораспределения. Чтобы извлечь катушку на этом цилиндре, после отворачивания крепежа нужно провернуть вокруг оси указанный клапан, чтобы проушина его фиксации не мешала извлечению;
  • Продуваем свечные колодцы, чтобы выдуть из них накопившуюся пыль;
  • Свечной головкой отворачиваем свечи. Если инструмент с магнитом или резинкой, то им же и производим извлечение. Если головка не удерживает свечи, то достать их поможет катушка зажигания (после выкручивая элемента, надеваем на него катушку и достаем);
  • Устанавливаем новые свечи и закручиваем их с усилием 25 Нм. Если динамического ключа нет, то действуем так – от руки закручиваем до упора, далее доворачиваем воротком до упора, прикладывая к нему среднее усилие (чрезмерно тянуть нельзя, поскольку можно сорвать резьбу в головке);
  • Ставим на место катушки, фиксируем их болтами и подключаем проводку.

Как видно, операция по замене свечей зажигания на Дастер с двигателем F4R – не сложная, главное, тщательно выдуть весь мусор и пыль, чтобы они не попали в свечные колодцы, а затем и в цилиндры.

Отличия проведения работ на моторе К4М, нюансы

Технология работ на Рено Дастер с 1,6-литровым агрегатом К4М практически ничем не отличается. Единственное, на этом моторе на 4-м цилиндре болт фиксирует только катушку, поэтому никаких дополнительных действий для ее извлечения не потребуется, просто выворачиваем крепеж и извлекаем деталь.

Кстати, мотор К4М – является очень распространенным и устанавливается он не только на Рено Дастер, а еще и Логан, и Сандеро, комплектуется им также Лада Ларгус. И на всех этих авто алгоритм замены свечей – идентичен.

Порядок работ представлен на фото.

Теперь об одной из неприятных особенностей двигателей Дастер. Катушки не имеют уплотнителей, поэтому не закрывают свечные колодцы, из-за чего в них попадает пыль, но это – полбеды.

Часто автовладельцы этого кроссовера сталкиваются с тем, что в колодцы 2-го и 4-го цилиндров попадают капли жидкости для омыва стекол, просачивающиеся из распылителей.

На работу свечей жидкость не влияет, но она приводит к образованию коррозии на ее корпусе. Если свечки долго не менялись, то ржавчина может оказаться достаточно сильной. Из-за этого при попытке открутить свечу нередко от корпуса откалываются частицы проржавевшего металла, которые после извлечения элемента падают в цилиндр.

Один из вариантов избежать такой неприятности – перед отворачиванием заржавевшую свечу зажигания обмазать консистентной смазкой (к примеру, «Литол»). Эта смазка будет «удерживать» отколовшиеся частицы ржавчины и предотвратит их попадание в цилиндр.

А в целом, чтобы не возникали проблем, следует на Рено Дастер чаще менять свечи зажигания, чтобы не допустить сильного ржавления их корпуса.

Замена на двигателе Н4М

Рестайлинговая версия кроссовера «обзавелась» новым 1,6-литровым двигателем – Н4М, который также можно встретить на ряде моделей Nissan (Juke Tiida), Reno (Duster, Fluence Megan), Lada (Vesta, X-Ray).

Технология замены свечей на этом моторе более трудоемкая, но тоже не особо сложная. Из инструментов для выполнения работ потребуется все то же оснащение, но вместо свечной на 16 нужна головка на 14 (тоже глубокая с магнитом).

Алгоритм работ такой:

  • Отсоединяем клемму АКБ;
  • Послабляем хомуты крепления воздуховода к впускному коллектору и воздушному фильтру.
  • Отсоединяем трубку связующую впускной коллектор с вакуумным усилителем;
  • Отсоединяем патрубки и снимаем сам воздуховод;
  • Берем щипцы, сжимаем усики хомута и снимаем вакуумный шланг;
  • Откручиваем крепежи дроссельного узла, их 4, для этого используется торцевая головка на 8. Полностью снимать с двигателя его не нужно, он просто будет висеть;
  • Если дроссельная заслонка грязная, то ее можно сразу промыть;
  • Снимаем разъем с датчика давления. Для этого нажимаем на усик и отводим разъем в сторону;
  • Снимаем разъем с датчика температуры;
  • Снимаем вакуумный шланг, идущий на адсорбер;
  • Отсоединяем шланг, связывающий клапанную крышку с впускным коллектором;
  • Нажимаем на усик и выводим впускной патрубок из зацепления, отводим его в сторону;
  • Отсоединяем с помощью головки на 10 пять болтов крепления впускного коллектора в передней его части и два верхних болта в задней части. Здесь удобно использовать головки из набора на 3/8 дюйма;
  • Снимаем коллектор;
  • Отсоединяем колодки с проводкой от катушек;
  • Выкручиваем болты крепления катушек и снимаем их;
  • Свечной головкой на 14 откручиваем свечки и на их место устанавливаем новые. Головку лучше использовать либо с резиновой вставкой, с пружинной или с магнитном;
  • Устанавливаем снятые элементы обратно.

В целом, вся сложность замены свечей зажигания на силовом агрегате Н4К сводится к тому, что придется дополнительно снимать дроссельный узел и впускной коллектор.

Читать еще:  Как самому заменить воздушный фильтр двигателя

Но зато в процессе работ попутно можно промыть дроссельную заслонку и весь узел, что также положительно скажется на работе силовой установки, да и Рено Дастер станет на много резвее.

Обслуживание Renault Duster

Renault Duster — небольшой внедорожник производства французского автопрома. Достаточно выносливый, но также как и другой автомобиль требует регулярного обслуживания и диагностики.

Замена масла и фильтра Renault Duster

Renault Duster — достаточно выносливый автомобиль, имеет очень качественный двигатель, но, как и любой другой силовой агрегат нуждается в регулярном техническом обслуживании. Средний сервисный интервал технического обслуживания составляет 20.000 км пробега, но многие автомобилисты сходятся во мнении, что необходимо менять масло и фильтр каждые 15000 км. Рассмотрим, как провести замену смазочной жидкости двигателя на Renault Duster своими руками:

  1. Открываем капот и откручиваем крышку маслозаливной горловины.
  2. Переходим в нижнюю часть автомобиля и снимаем нижнюю металлическую защиту.

Находим сливной болт, подставляем под силовой агрегат пустую ёмкость размером 5 л. В двигатель Renault Duster заливается четыре с половиной литра смазочной жидкости.

Закручиваем сливной болт, предварительно заменив уплотнительную прокладку.

Переходим в подкапотное пространство и снимаем передний демпфер.

Откручивается масляный фильтр, и на его место устанавливаем новый. Не забываем залить 100 г масла в новой фильтрующий элемент.

  • Устанавливаем демпфер обратно.
  • В маслозаливную горловину необходимо установить воронку, и залить новое масло.
  • Регулируем уровень масла и закручиваем маслозаливную пробку.

    Выбор масла и фильтра

    Во все автомобили производства Renault заливается моторная смазка ELF с маркировкой SAE 5W-30 или 5W-40.

    Масляный фильтр для бензинового двигателя Renault 82 00 768 913 . Стоимость составляет 300 руб.

    Замена воздушного фильтра Renault Duster

    Вне зависимости от типа двигателя Duster межсервисный интервал замены составляет 15000 км. Рассмотрим, как поменять воздушный фильтр своими руками:

      Первым делом необходимо отсоединить резиновый хомут от воздушного тракта.

    Теперь необходимо отключить патрубок резонатора от крышки воздушного фильтра.

    Откручиваем крышку корпуса воздушного фильтра.

  • Вынимаем фильтрующий элемент вместе с крышкой.
  • Меняем фильтр и проводим обратную сборку.

    Выбор воздушного фильтра

    На Renault Duster устанавливаются следующие воздушные фильтры.

    Оригинальный воздушный фильтр на Renault Duster

    Свечи на Рено Дастер

    Согласно техническому регламенту замена свечей на Рено Дастер должна осуществляться каждые 30 тысяч километров. В независимости от состояния меняются все четыре расходника. Стоит отметить что двигатели, у которых объём двигателя, 1.4,1.6 и 2.0 литра имеют одинаковые свечи.

    Если автомобиль еще находится на гарантии желательно отправиться к официальному дилеру, который произведет все необходимые работы, но если гарантийный срок вышел, то можно все работы произвести самостоятельно. Прежде чем будет произведена замена, нужно купить все расходные материалы, сделать это лучше в специализированном магазине, или в проверенном месте, только в этом случае можно быть уверенным, что деталь будет служить долго и без нареканий.

    Выбор

    Заводом изготовителем автомобиль укомплектован двухконтактными свечами, которые в каталоге имеют номер 7700500168, цена за штуку у них от 150 рублей, также помимо оригинальных запчастей имеются и аналоги:

    Когда свечи выходят из строя происходит потеря мощности двигателя, и нарушается стабильность его работы, появляются трудности с запуском, а также увеличивается расход топлива. На бортовом компьютере может появиться ошибка «Check», по этому, если появились данные проблемы, следует как можно скорей произвести замену.

    Замена

    Замена свечей зажигания Рено Дастер начинается со снятия декоративной крышки, снять которую можно просто потянув ее на себя. Когда доступ получен, проделываем следующие действия:

    1. Подготавливаем ключ на 16 и 8. Свечной ключ нужно подготовить как можно длиннее, так как свечи находятся глубоко в своих посадочных местах.
    2. Даем остыть двигателю. После полного прогрева должно пройти как минимум два часа
    3. Снимем катушку зажигания, нажатием на фиксатор колодки, чтобы отсоединить клемник и получить доступ к свече.
    4. Ключом на 8,откручиваем болты крепления, которые крепят катушку, и вытаскиваем ее, сделать это можно покачивая в разные стороны.
    5. Берем ключ на 16 и выкручиваем свечу

    Новые свечи Рено Дастер нужно закручивать по резьбе очень аккуратно, предварительно протерев колодец от пыли, затяжка должна составлять 25-30 Нм и если они пошли не так как нужно по резьбе, то сразу почувствуется сопротивление. Замену можно производить, сразу выкрутив все свечи, или по одной, главное нельзя путать местами подходящие к ним кабели.

    Катушка зажигания Рено Дастер также может выйти из строя, и чтобы проверить ее состояние потребуется мультиметр. Когда прибор подготовлен, проделываем следующие действия:

    1. Отсоединяем клеммы от аккумулятора
    2. Отсоединяем от катушки зажигания провода
    3. Осматриваем, чтобы на проводах не было повреждений и коррозии
    4. Производим замер цепи питания вольтметром, для этого подключаем клеммы обратно к аккумулятору, включаем зажигание, и провода прибора подсоединяем к массе и 1 колодки жгута. Если напряжение отсутствует, то цепь питания неисправна.
    5. Чтобы проверить состояние первичной обмотки, переводим мультиметр в режим омметра и производим замер 1 и 2 выводов, показания должны быть приближены к нулю, если они высокие, или совсем отсутствую, то требуется замена
    6. Чтобы произвести вторичную проверку обмотки, нужно измерить сопротивление между высоковольтным проводом и 1 выводом, если показания в районе 9,1-12,3 кОм, это нормально, и деталь исправна.

    Чтобы снять катушку зажигания необходимо взять торцевой ключ на 10 и им отвернуть крепления, если на автомобиле установлен двухлитровый двигатель, то там на четвертом цилиндре имеется клапан изменения фаз газораспределения, который снимается вместе с катушкой. Прежде чем устанавливать ее на место следует равномерно на глубину 2 миллиметра нанести технический вазелин на ее наконечник.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector