Техника безопасности при ремонте автомобиля

Техника безопасности при ремонте автомобиля

Охрана труда

Все проверки, техническое обслуживание и ремонт проводятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве. Для этого необходимо провести подготовительные операции, исключающие самопроизвольное движение транспорта: установить автомобиль, поставить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упоры (башмаки) под колеса ведущих мостов.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил по охране труда на автомобильном транспорте и Правил пожарной безопасности для предприятия автомобильного транспорта общего пользования РФ.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально отведенных для этого местах (на постах), оснащенных необходимыми для выполнения работ устройствами, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть очищены от грязи, снега, льда и вымыты.

Автомобиль, установленный на напольный пост технического обслуживания или ремонта, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива. На рулевое колесо автомобиля необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Двигатель не пускать. Работают люди».

При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления подъемником необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».

В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.

В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей должны быть световая и звуковая сигнализация, предупреждающая работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост, кроме того, на каждом посту должны быть установлены сигналы аварийной остановки.

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускаются при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта.

При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекрытие подачи топлива для автомобилей с дизельными двигателями, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.

Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жидкостями, следует только после полного удаления (слива) этих жидкостей. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, создает неудобства в работе, надо применять приспособления (съемники). Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заматывании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и устанавливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ в соответствии с требованием государственного стандарта.

Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков на полу и земле запрещается.

  1. поднимать автомобиль за буксирные крюки;
  2. работать и находиться под автомобилем, приподнятым домкратом без установки специальных страхующих подставок (козелков);
  3. работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без упора;
  4. ставить на упоры поднятый груженый кузов автомобиля-самосвала.

При ремонте днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль надежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслоналивную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею. При необходимости продувки системы питания следует пользоваться воздушным насосом, присоединенным к системе раздачи сжатого воздуха, снабженного влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 мПа. Тормозную систему автомобиля необходимо испытывать на стенде. Допускаются испытания на специальной площадке. При этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.

В полевых условиях при подъеме и установке автомобиля на домкрат последний следует устанавливать только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой вязкой почве под него следует прокладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Мыть автомобили, агрегаты и детали необходимо в специально отведенных местах. Пост ручной мойки расролагают в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением. Источники освещения, проводка и силовые двигатели в зоне мойки должны быть в герметичном исполнении.

При ручной мойке мойщик обеспечивается спецодеждой. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик, должны иметь шероховатую поверхность. При механизированной мойке рабочее место мойщика располагают в водонепроницаемой кабине. Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В). Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при соблюдении следующих условий: устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов; гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.

Концентрация щелочных растворов, используемых при мойке, должна быть не более 5 %. Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями. После окончания мойки щелочным раствором необходимо агрегаты и детали промыть горячей водой. Запрещается использовать для мойки легковоспламеняющиеся жидкости.

При работе с синтетическими моющими средствами для защиты рук и предупреждения попадания брызг раствора на слизистую оболочку глаз работающие должны применять средства индивидуальной защиты: защитные очки, респираторы, перчатки. Руки до локтя следует предварительно смазывать защитными кремами и пастами (силиконовый, ИЭР-2 и др.). Запрещается использовать для мытья рук препарат AM-15, так как он приводит к обезжириванию кожи. В зоне постов мойки запрещаются работы с применением открытого огня.

Санитарная обработка автомобилей должна проводиться в помещениях или на специальных площадках, предназначенных для уборки и мойки автомобилей. Уборочно-моечные операции должны выполняться ежедневно.

Химическая обработка автомобилей, перевозящих пищевые продукты, должна производиться по графику, составленному администрацией АТП и согласованному с местными органами санитарного надзора.

Дезинфицировать автомобили, перевозящие мясо и мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, надо не реже 1 раза в неделю.

Ежедневная обработка специализированных автомобилей, занятых на перевозке пищевых продуктов (мясо, субпродукты, рыба), заключается в мойке их теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды или горячим 0,15—0,2%-ным раствором каустической соды, ополаскивании горячей водой и протирке ветошью насухо. Хлебные фургоны предварительно должны быть очищены от крошек.

Перед еженедельной дезинфекцией также должны быть выполнены уборочно-моечные работы. Дезинфицируют осветленным 3%-ным раствором хлорной извести (для хлебных фургонов — 2%-ным раствором) или 2%-ным раствором хлорамина.

Кузова, обитые внутри оцинкованным железом, дезинфицируют путем протирания поверхности тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе, а кузова, не обитые железом, дезинфицируют путем обильного увлажнения поверхности дезинфицирующим раствором. Затем выдерживают в течение 2—5 мин, промывают горячей водой из шланга, просушивают и проветривают до полного удаления запаха хлора.

Покрывала, применяемые для укрытия продуктов, промывают с помощью щеток теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды, затем горячей водой и просушивают.

Инвентарь, использованный при уборочно-моечных операциях, также промывают моющим раствором, ополаскивают и погружают на 30 мин в 2%-ный осветленный раствор хлорной извести или на 1 ч в 2%-ный раствор хлорамина. Затем его промывают горячей водой и просушивают.

Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

88. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны выполняться в соответствии с Правилами технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта в предназначенных для этого местах (постах), оборудованных устройствами, необходимыми для выполнения установленных работ (смотровой канавой, подъемником, эстакадой, поворотным стендом и т.д.), а также подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем согласно табелю оборудования постов.

89. Рабочие должны быть обеспечены комплектом исправных инструментов и приспособлений, соответствующих характеру выполняемой работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Пользоваться неисправными инструментами и приспособлениями запрещается. Бракуют инструменты и приспособления регулярно, не реже одного раза в месяц. Неисправные инструменты и приспособления должны быть немедленно изъяты из употребления.

90. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно вывешивать на рулевое колесо табличку с надписью: «Двигатель не запускать – работают люди!»

91. При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) – на механизме управления подъемником вывешивают табличку с надписью : «Не трогать – под автомобилем работают люди». В рабочем (поднятом) положении плунжер подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

92. В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей обязательно устройство сигнализации (световой, звуковой и т.д.), своевременно предупреждающей работающих на линии обслуживания (в смотровых канавах, на эстакадах и т.д.) о моменте начала движения автомобиля с поста на пост. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта без принудительного перемещения автомобиль следует затормозить ручным, тормозом и включить низшую передачу, выключить зажигание (подачу топлива), под колеса подложить упоры (башмаки), не менее двух.

93. При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, подачу топлива (для дизельных автомобилей), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.

Читать еще:  Инструкция по проверке автоматической коробки audi и замене в ней масла

94. При ремонте автомобилей вне смотровой канавы, эстакады или подъемника лица, производящие ремонт, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков (подстилок) на полу (земле) запрещается.

95. При выполнении работ, связанных со снятием колес, требуется поставить под подвешенный автомобиль (прицеп) козелки, а под неснятые колеса – упоры (башмаки). Выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе), подвешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.), запрещается. Запрещается подкладывать под подвешенный автомобиль (прицеп) диски колес, кирпичи и прочие предметы.

96. При снятии и постановке рессор на автомобилях (прицепах) всех конструкций и типов обязательна предварительная их разгрузка от веса кузова путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей постановкой на козелки. Конструкция козелков должна гарантировать автомобиль (прицеп) от падения.

97. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе запрещается, за исключением регулировки систем питания и электрооборудования двигателя и опробования тормозов.

98. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля-самосвала при поднятом кузове можно выполнять только после укрепления кузова прочными металлическими упорами (штангами), исключающими возможность его самопроизвольного или случайного опускания. Использование вместо упора различных случайных подставок или подкладок запрещается. При замене подъемного механизма обязательна установка второго металлического упора. Ставить груженый кузов на упор, а также работать с поврежденным или неправильно установленным упором запрещается. Снимать агрегаты подъемника и разъединять трубопроводы, если под кузов не поставлен дополнительный упор, запрещается.

99. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами нужно обеспечить рабочих лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 15 см. Применять приставные лестницы не разрешается.

100. Перед обслуживанием и ремонтом днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде необходимо надежно укрепить автомобиль, слить топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

101. При ремонте автомобиля-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов необходимо надежно его заземлить. При очистке или ремонте внутри цистерны или резервуаров из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, шланговыми противогазами, спасательными поясами с веревками; вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник. К поясу работающих внутри резервуара прикрепляется прочная веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся сверху, должен наблюдать за работой, держаться за веревку, страхуя работающего в резервуаре.

102. Ремонтировать заправочные колонки, резервуары, насосы, коммуникации и тару из-под этилированного бензина можно только после полного удаления остатков бензина и обезвреживания с соблюдением мер личной безопасности, предосторожности, исключающих возможность взрыва. При ремонте топливозаправочных колонок, насосов и другой заправочной аппаратуры без их демонтажа работу нужно организовать так, чтобы максимально защитить работающих от вдыхания паров бензина (необходимо работать на открытом воздухе с наветренной стороны или в хорошо вентилируемом помещении). Во время работы необходимо периодически мыть руки керосином, а после работы – теплой водой с мылом.

103. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, а также создает неудобства в работе (например, тормозные и клапанные пружины, барабаны, рессорные пальцы и т.д.) следует применять приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность при выполнении этой работы.

104. При разборке автомобиля снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний мост, передний мост, кузов и раму следует при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими полную безопасность работ. Запрещается поднимать (подвешивать) автомобиль за буксирные крюки.

105. Поднимать (даже кратковременно) грузы весом, большим, чем это указано для данного подъемного механизма, запрещается. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов. Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения на платформе.

106. До снятия двигателя, коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей, связанных с системами охлаждения и смазки автомобиля, необходимо предварительно слить масло и воду в специальные резервуары, не допуская расплескивания и проливания жидкостей.

107. Стенды для монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов должны соответствовать своему назначению и быть удобными. Устройства для закрепления агрегатов должны исключить возможность смещения или падения последних.

108. При обслуживании и ремонте автомобилей, работающих в отрыве от автотранспортного предприятия, следует руководствоваться правилами техники безопасности, указанными в этом разделе, применяя возможные средства механизации.

Мойка автомобилей, агрегатов и деталей

109. При мойке автомобилей обязательно соблюдение следующих требований:

при открытой шланговой (ручной) мойке пост мойки должен располагаться в зоне, из которой струи воды не могут достигнуть открытых токонесущих проводников и оборудования, находящегося под напряжением;

при открытой (ручной) и закрытой (механизированной) мойке источники освещения, проводку и силовые двигатели герметически изолируют:

при механизированной мойке рабочее место мойщика должно располагаться в водонепроницаемой кабине;

электрическое управление агрегатами (двигателями насосов и т.п.), как правило, должно быть низковольтным (12 В).

Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при условии:

устройства механической и электрической блокировки при открывании дверей шкафов магнитных пускателей;

гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.

110. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик при ручной мойке, должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность.

111. При мойке автомобильных агрегатов и деталей требуется соблюдение следующих условий:

детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца в керосине и других нейтрализующих жидкостях;

концентрация щелочных растворов должна быть не более 2-5%; моечные посты должны иметь надежную вентиляцию; после мойки щелочным раствором обязательна промывка горячей водой.

Работы с применением открытого огня в зоне таких постов запрещаются.

112. Агрегаты и детали весом свыше 20 кг необходимо доставлять на пост мойки механизированным способом.

Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов

113. Проверяют состояние автомобиля и его агрегатов при выпуске автомобиля на линию и возвращении с линии при неработающем двигателе и заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов, проверка работы двигателя и прием автомобиля на ходу (лицо, принимающее автомобиль, должно находиться в кабине водителя). Работник, осматривающий и принимающий автомобиль (контролер, механик, дежурный и т.д.), должен иметь переносную электрическую лампу с предохранительной сеткой напряжением 36 В (при работе в смотровой канаве – 12 В) или переносный электрический фонарь. Проверяют техническое состояние автомобиля в соответствии с настоящими Правилами и Правилами технической эксплуатации автомобильного транспорта путем опробования отдельных механизмов (стартера, стеклоочистителя, указателей поворотов, тормозов и т.д.). При этом необходимо проверить номенклатуру и качество инструментов и приспособлений, выдаваемых водителю.

Пуск двигателя

114. До пуска двигателя автомобиль нужно затормозить, рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение. Пуск двигателя автомобиля производится при помощи стартера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

не включая зажигания, провернуть коленчатый вал, убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, затем включить зажигание;

пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;

не брать рукоятку в обхват;

при пуске двигателей с ручной регулировкой опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

Буксировка автомобилей и автомобилей-тягачей с целью пуска двигателя (после ремонта, ночной стоянки и т.д.) запрещается.

Испытание и опробование тормозов

115. Испытывают и опробуют тормоза автомобиля на специальных стендах и на территории предприятия на ходу с применением деселерометров. В случае испытания и опробования тормозов на стенде автомобиль необходимо закрепить цепью или тросом, исключающим самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.

116. При испытании и опробовании тормозов на ходу обязательно соблюдение следующих требований:

площадка должна быть ровной, с твердым покрытием, без выбоин и уклонов;

размеры площадки должны исключать возможность наезда автомобиля на людей, строения и т.д.

При регулировке тормозов после их проверки нужно полностью остановить автомобиль и выключить двигатель. Пускать двигатель и трогать автомобиль с места следует после того, как водитель увидит, что лица, производящие регулировку, находятся в безопасной зоне.

Движение автомобилей, тягачей, мотоциклов, мотороллеров по территории предприятия

117. Водить автомобиль, мотоцикл и т.п. на территории автотранспортного предприятия разрешается только тем лицам (независимо от их специальности и занимаемой должности), которые имеют удостоверения на право управления соответствующим видом транспортного средства, выданные Госавтоинспекцией. Это правило распространяется на все случаи вождения автомобиля, мотоцикла, мотороллера, в том числе и на опробование их после ремонта и регулировки.

118. Движение на территории автотранспортного предприятия и в производственных помещениях регулируется установленными дорожными знаками. Вводить нестандартные дорожные знаки запрещается. Скорость движения транспортных средств на подъездных путях территории не должна превышать 10 км/ч, а в производственных помещениях – 5 км/ч. Для движения автомобилей по территории предприятия, организации и строительства должен быть составлен схематический план движения транспортных средств и персонала с указанием разрешенных и запрещенных направлений, поворотов, остановок, выездов, съездов и т.д. Этот план доводится до сведения всех работающих и вывешивается в нескольких местах на территории и в производственных помещениях.

119. Пребывание людей во время движения автомобиля, даже на малой скорости, на подножках, крыльях, крышах кабин запрещается.

120. При перегоне автомобилей по территории предприятия, а также при опробовании их после ремонта запрещается находиться в кузове и кабине людям, не имеющим непосредственного отношения к выполняемой в этот момент работе.

Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

Утверждена
Приказом
Государственного комитета
Российской Федерации
по печати
от 15 октября 1997 г. N 108

Согласована
Российский комитет
профсоюза работников культуры
2 июля 1997 г. N 05-12/031

Дата введения –
1 января 1998 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ПРИ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Читать еще:  Маркировка стекол автомобиля — виды и их расшифровка

1. Общие требования

1.1. Все вновь поступающие на работу допускаются к исполнению
обязанностей только после прохождения вводного инструктажа по
охране труда, инструктажа на рабочем месте, а также медицинского
осмотра.
1.2. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный,
внеплановый, текущий проводит непосредственный руководитель работ.
О проведении инструктажа и проверке знаний делается запись в
журнале регистрации с обязательной подписью инструктируемого и
инструктирующего.
1.3. Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от
квалификации, образования и стажа работы, один раз в три месяца.
1.4. Администрация издательства в течение трех месяцев со дня
зачисления работника в штат должна обучить его безопасным методам
ведения работ.
1.5. При переводе на новую работу, с временной на постоянную,
с одной операции на другую работники должны пройти новый
инструктаж по охране труда на рабочем месте с оформлением в
журнале регистрации.
1.6. Администрация обязана обеспечивать рабочих спецодеждой, а
также средствами защиты в соответствии с выполняемой ими работой и
согласно действующим нормам.
1.7. Каждый работник обязан соблюдать требования общей и
настоящей Инструкции, трудовую и производственную дисциплину,
правила технической эксплуатации оборудования, правила внутреннего
распорядка, личной гигиены, требования электробезопасности и
предупреждать своих товарищей о недопустимости нарушения этих
правил и Инструкций.
1.8. Выполнение работ разрешается при включенной и эффективно
работающей вентиляции, достаточном освещении рабочих помещений и
мест.
1.9. Разрешается обслуживать только тот вид устройств, по
которому проведено обучение и инструктаж.

2. Перед началом работы

2.1. Надеть костюм, застегнуть его на все пуговицы, волосы
убрать под головной убор.
2.2. Проверить наличие и исправность ручного инструмента,
приспособлений и средств индивидуальной защиты:
гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок
болтов, не иметь трещин и выбоин; губки ключей должны быть строго
параллельны и не закатаны;
раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях
(класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также
удлинять рукоятки с помощью труб и болтов или других предметов
запрещается).
2.3. О замеченных недостатках и неисправностях на рабочем
месте немедленно сообщить руководителю работ и до устранения
неполадок и разрешения к работе не приступать.

3. Во время работы

3.1. Привести рабочее место в надлежащий порядок. Убрать все
мешающие работе посторонние предметы.
3.2. Проверить, есть ли на переносной электролампе защитная
сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка.
Напряжение переносных электроламп и ламп освещения в осмотровой
яме должно быть не выше 12 В.
3.3. Приготовить подстилку для работы под автомобилем (лежанку
или специальную тележку).
3.4. Не допускать к своему рабочему месту посторонних лиц.
3.5. При капитальном, среднем ремонте автомобиля убедиться в
том, что бензобаки и бензопроводы освобождены от остатков бензина.
3.6. Сливать масло и воду из агрегатов автомобиля только в
специальную тару. Не допускать слив бензина, керосина и других
растворителей в канализацию. Случайно пролитое на пол масло или
оброненный солидол засыпать опилками или сухим песком и собрать в
специальную тару; пол протереть насухо.
3.7. При сварочных работах соблюдать требования “Правил
пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых
работ”.
3.8. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной
плоскости. В случае крайней необходимости принять меры,
обеспечивающие безопасность работы: поставить автомобиль на тормоз
и включить низшую передачу, подложить клинья под колеса, ключ от
замка зажигания убрать, а кабину закрыть.
3.9. При снятии и установке агрегатов (задние и передние
мосты, рессоры, колеса и т.п.) установить раму автомобиля на
специальные металлические козлы, а под колеса автомобиля подложить
клинья.
3.10. При работе с домкратом устанавливать его только на
твердом грунте. В случае необходимости установить домкрат на
нерыхлой или вязкой почве, под домкрат нужно подкладывать
специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.
3.11. Не работать и не находиться под автомобилем, если
последний стоит на домкрате без страхующих специальных подставок.
3.12. Залезать под автомобиль и вылезать из-под него только со
стороны, противоположной проезду. Работая под автомобилем,
размещаться следует между колесами вдоль машины.
3.13. При работе под автомобилем лежа необходимо использовать
защитные очки.
3.14. Использованный обтирочный материал собирать в специально
установленные металлические ящики с крышками. По окончании работы
(ежедневно) обтирочный и промасленный материал удалять из рабочего
помещения.
3.15. Не подходить к открытому огню, если руки или спецодежда
смочены бензином, не курить и не зажигать спичек (зажигалок).
3.16. Накачку шин сжатым воздухом производить только в
специальном ограждении (клети), убедившись в том, что запорное
кольцо полностью легло в замковый паз диска.
3.17. Для подъема, снятия, установки и транспортирования
тяжелых агрегатов, узлов и деталей автомобиля использовать
исправные подъемно – транспортные механизмы и приспособления,
обеспечивающие безопасность работ.
3.18. Не работать и не находиться под автомобилем, висящем на
тросе грузоподъемного механизма.
3.19. Перед работой по ремонту автомобиля, установленного над
осмотровой ямой (канавой), необходимо:
проверить правильность установки колес;
поставить автомобиль на тормоза и подложить под колеса
распорные подкладки;
убедиться в наличии свободного доступа в яму, исправности
лестницы и напольной решетки.
3.20. Находясь в осмотровой яме (канаве), осмотр и ремонт
автомобиля производить в защитных очках.
3.21. При работе с переносной электродрелью, гайковертом,
шлифовальной машиной соблюдать требования “Инструкции по
безопасности труда для работающих с электроинструментом”.
3.22. Заменять рессоры только после их разгрузки и установки
козелков под раму автомобиля. Совпадение отверстий ушка рессоры и
серьги проверять только с помощью бородки или оправки.
3.23. При разборке и сборке рессор пользоваться слесарными
специальными зажимными приспособлениями.
3.24. Работая молотком или кувалдой, принять все меры
предосторожности по отношению к себе и находящимся рядом людям.
3.25. При использовании подъемника необходимо соблюдать
требования инструкции по его эксплуатации.
3.26. При работе с подъемником необходимо следить за
правильной установкой пяток под автомобиль. Выполнение работ под
автомобилем допускается только после подъема его на определенную
высоту и выключения механизма подъемника.
3.27. Работая у верстака, следить за тем, чтобы поверхность
его была гладкой, обитой листовой сталью, не имела заусенцев.
3.28. При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные
очки. Для защиты окружающих от отлетающих частиц металла на
верстаке должны быть поставлены предохранительные сетки или щиты
высотой не менее 1 м.
3.29. Сметать пыль и стружку с верстака и оборудования щеткой
или щеткой – сметкой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или
убирать стружку рукой запрещается.
3.30. При работе на сверлильном станке соблюдать требования
безопасности при выполнении работ на сверлильных станках.
3.31. Работая на наждачном заточном станке, пользоваться
защитным экраном или надевать очки. Следить за тем, чтобы зазор
между абразивным кругом и подручником был не более 3 мм, а
подручник надежно закреплен. Затачиваемую деталь или инструмент
плотно прижимать к подручнику и плавно подводить к абразивному
кругу.
3.32. Не ремонтировать отдельные части автомобиля, находящиеся
в движении, а также не находится под автомобилем при работающем
двигателе.
3.33. При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание
несчастного случая снять с него приводной ремень.
3.34. При работе, выполняемой несколькими лицами, им
необходимо согласовать свои действия.
3.35. При пуске двигателя (в случае необходимости) при
открытом капоте не допускать близко к нему людей.
3.36. При запуске двигателя держать заводную рукоятку так,
чтобы все пальцы руки обхватывали эту рукоятку с одной стороны.
3.37. При обкатке двигателя на стенде не производить никаких
регулировок и не касаться вращающихся частей двигателя.
3.38. Во избежание создания загазованности воздуха не
допускать продолжительной (более 5 мин.) работы двигателя в
закрытом невентилируемом помещении.
3.39. При ремонте и обслуживании двигателя, работающего на
этилированном бензине, соблюдать “Инструкцию по безопасности труда
для работающих с этилированным бензином”.
3.40. Не хранить на рабочем месте легковоспламеняющуюся и
горючую жидкости в количестве, больше установленной нормы,
согласно действующим “Правилам пожарной безопасности”.
3.41. Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов
на ходу вызывать дежурного или основного водителя.
3.42. Запрещается:
подкладывать под раму и колеса случайные предметы (кирпичи,
обрезки дерева и пр.);
применять для страховки поднятого кузова ломы, доски и другие
случайные предметы.

4. В аварийных ситуациях

4.1. При возникновении возгорания немедленно сообщить
администрации о пожаре и всем работающим в помещении приступить к
тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.
4.2. При несчастном случае необходимо, в первую очередь,
освободить пострадавшего от травмирующего фактора. При
освобождении пострадавшего от действия электрического тока следите
за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью
и под напряжением тока.
4.3. Пострадавшему необходимо оказать первую медицинскую
помощь и сообщить администрации о происшедшем случае.

5. По окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место, сделать запись в
журнале о техническом состоянии оборудования.
5.2. О замеченных неисправностях в оборудовании сообщить
руководителю работ.
5.3. Снять спецодежду, убрать ее в отведенное для этого место
(шкаф).
5.4. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.
5.5. По окончании работ находиться в рабочем помещении не
разрешается.

Правила техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.

Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте. ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

Читать еще:  Инструкция по проверке акпп mazda 6 и замене в ней масла: инструментарий и этапы

На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера (механика) или начальника участка.

Не допускается въезжать в помещения стоянки, производственные зоны ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».

Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

В рабочем или поднятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:

  • сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост
  • устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста

Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.

При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.

Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.

Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.

Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.

  • выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников;
  • находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств;
  • подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;
  • снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;
  • проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
  • поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;
  • снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами;
  • поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма;
  • поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;
  • работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
  • самому производить устранение неисправностей оборудования;
  • оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;
  • работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора;
  • использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
  • работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
  • пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;
  • производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобилясамосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза;
  • мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным);
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее;
  • заправлять автомобили топливом в зонах ТО и ТР автомобилей;
  • хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным);
  • хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза.

Техника безопасности при ремонте автомобилей

↑ Техника безопасности при проведении ремонтных работ

Гараж или бокс, где проводятся ремонтные работы, должен хорошо проветриваться, дверь – легко открываться как изнутри, так и снаружи. Проход к двери всегда держите свободным.

↑ Предотвращение отравления ядовитыми газами

При работе двигателя (особенно на пусковых режимах) выделяется оксид углерода (угарный газ) – ядовитый газ без цвета и запаха. Опасная для жизни концентрация оксида углерода может образоваться даже в открытом гараже, поэтому перед запуском двигателя обеспечьте принудительный отсос отработавших газов за пределы гаража.

При отсутствии принудительной вытяжки можно запускать двигатель на короткое время, надев на выпускную трубу отрезок шланга и вынув его наружу. При этом система выпуска и ее соединение со шлангом должны быть герметичны.

↑ Меры предосторожности при ремонте системы питания

При ремонте системы питания впрысковых двигателей необходимо отсоединять “отрицательную” клемму аккумуляторной батареи от “массы” и сбрасывать давление в системе.

↑ Сварочные работы

На время сварочных работ запаситесь огнетушителем (лучше углекислотным). Перед этим отсоедините провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи, отключите все электронные блоки управления от бортовой сети автомобиля, а контакт “массы” сварочного провода располагайте как можно ближе к месту сварки.

Проследите за тем, чтобы электрический ток не проходил через подвижные (подшипники, шаровые опоры) или резьбовые соединения – иначе они могут быть повреждены.

При ремонте цепей электрооборудования или при риске их повреждения (сварка, рихтовка вблизи жгутов проводов) отключайте клемму “-” аккумулятора.

↑ Средства защиты

Для защиты рук от порезов и ушибов во время “силовых” операций надевайте перчатки (лучше кожаные). Для защиты глаз надевайте очки (лучше специальные, с боковыми щитками). При работе с электролитом очки обязательны.

↑ Оборудование и инструмент

Не применяйте неисправный инструмент: рожковые ключи с “раскрывшимся” зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным, скрученным шлицем или неправильно заточенные, пассатижи с плохо закрепленными пластмассовыми ручками, молотки с незафиксированной ручкой и т.п.

↑ Домкраты и подъемники

При возможности пользуйтесь ромбическим или гидравлическим домкратами взамен штатного – они более устойчивы и надежны. При вывешивании автомобиля (с помощью домкрата или подъемника) никогда не находитесь под ним. Предварительно убедитесь, что соответствующие силовые элементы кузова (усилители пола, пороги) достаточно прочны.

Используйте для подъема автомобиля только штатные точки опоры. Запрещается вывешивать автомобиль на двух или более домкратах – используйте подставки промышленного изготовления. Запрещается нагружать или разгружать автомобиль, стоящий на домкрате (садиться в него, снимать или устанавливать двигатель). При ремонте автомобиля со снятым двигателем (силовым агрегатом) учитывайте, что развесовка по осям изменилась: при вывешивании на домкрате такой автомобиль может упасть. Работайте только на ровной нескользкой площадке, под невывешенные колеса подкладывайте упоры.

↑ Технические жидкости

Отработанные масла способствуют возникновению рака кожи. При попадании масла на руки, вытрите их ветошью, а затем протрите специальным “средством для чистки рук” (или подсолнечным маслом) и вымойте теплой водой с мылом (запрещается мыть руки горячей водой, при этом вредные вещества легко проникают через кожу!).

При попадании на руки бензина, вытрите их чистой ветошью, а затем вымойте с мылом.

В охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя (антифризе) содержится этиленгликоль, который ядовит при попадании в организм и – в меньшей степени – при попадании на кожу. При отравлении антифризом нужно немедленно вызвать рвоту, промыть желудок, а в тяжелых случаях принять солевое слабительное (например, глауберову соль) и обратиться к врачу. При попадании на кожу – смыть большим количеством воды. То же при отравлении тормозной жидкостью.

Электролит при попадании на кожу вызывает жжение, покраснение. Если электролит попал на руки или в глаза, вначале смойте его большим количеством холодной воды. Запрещается мыть руки с мылом! Затем руки можно промыть раствором питьевой соды или нашатырного спирта (из автомобильной аптечки). Помните, что серная кислота даже в малых концентрациях разрушает органические волокна – берегите одежду! Поэтому при работе с аккумуляторной батареей (электролит почти всегда присутствует и на ее поверхности) надевайте очки и защитную одежду (резиновые перчатки желательны).

Бензин, масла, тормозная жидкость почти не перерабатываются естественным путем. Тормозная жидкость содержит ядовитые гликолевые эфиры, масла – отработавшие минеральные и органические присадки, внешние загрязнения, продукты изнашивания. Свинцовые аккумуляторы, помимо свинца, содержат сурьму и другие элементы, образующие высокотоксичные для организма человека соединения, долго сохраняющиеся в почве.

Резинотехнические изделия и пластмассы также практически не разлагаются в естественных условиях, а при сжигании образуют токсичные, в том числе канцерогенные соединения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector