Замена задней ступицы ваз 2109

Замена задней ступицы ваз 2109

Поэтапная замена подшипника задней ступицы ВАЗ 2109 – описание, устройство и рекомендации

При замене подшипников задних ступиц ВАЗ-2109 необходимо учитывать множество факторов, которые влияют на качество проведения работ. Важным условием при ремонте является выбор качественных изделий. Во время работы вы можете столкнуться с множеством неприятностей, их нужно правильно преодолеть.

Если вы не понимаете ничего в конструкции автомобиля, то лучше доверить проведение ремонта специалистам на станции техобслуживания. Но, в любом случае, вы должны уметь определять неисправность самостоятельно. Лишь так недобросовестные механики не смогут раскрутить вас на дорогостоящий ремонт.

Почему ломается подшипник?

На автомобиле ВАЗ-2109 задние колеса не поворачиваются, поэтому ступицы жестко закреплены на элементах подвески. Подшипник очень плотно запрессовывается в ступицу, которая вращается на валу. Недопустимо появление люфта в этой конструкции. Вращение колеса должно происходить максимально плавно. Никаких хрустов и заеданий не должно быть.

Средний ресурс качественных ступичных подшипников около 100 000 км пробега. Но срок эксплуатации зависит от того, по каким дорогам ездит автомобиль. Если эксплуатация производится на грунтовых дорогах, по грязи и ямам, то износ элемента происходит намного быстрее. Сильные удары по подвеске также выводят подшипник из строя. Кроме того, воздействуют естественные причины износа.

Как определить неисправность?

Перед заменой подшипника ступицы заднего колеса ВАЗ-2109 желательно провести диагностику. Конечно, вы заметите поломку буквально сразу же. Очень сильный вой и гудение, доносящиеся из задней части автомобиля, выдают поломку подшипника. Причём звук этот усиливается при прохождении поворотов и увеличении скорости движения.

Поэтому, если вдруг вы заметили, что появляется нарастающий звук при движении автомобиля, лучше всего заменить неисправный подшипник. Максимальной эффективности ремонта вы сможете добиться, если установить на обоих задних колесах новые механизмы. Если имеется даже малейший звук — сразу же меняем своими руками подшипники задней ступицы ВАЗ-2109. Для более точной диагностики необходимо вывесить заднее колесо и быстро вращать его.

Если имеется посторонний шум, чувствуется противодействие вращению, то пришла пора замены. Остановите колесо и расшевелите его в поперечном направлении. Если доносятся стуки, то это означает, что подшипник полностью износился. Его необходимо менять, причем чем быстрее, тем лучше.

Стандартный набор инструментов для ремонта

Чтобы выполнить поэтапную замену подшипников задних ступиц ВАЗ-2109 максимально быстро, вам потребуется такой набор инструментов:

  1. Молоток.
  2. Небольшой брусок из дерева.
  3. Плоскогубцы.
  4. Съемник для стопорных колец. Если такого инструмента у вас нет, то можно воспользоваться плоской отверткой и шилом.
  5. Накидной ключ или торцовая головка на “12”.
  6. Накидной ключ на “30” или головка с усиленным воротком. Затяжка производится с очень большим моментом, поэтому потребуется использовать небольшой отрезок трубы для облегчения работ.

Это стандартный набор инструментов, которые необходимо иметь для снятия и установки подшипников задних ступиц на девятках и аналогичных моделях ВАЗ.

Специальный инструмент

Для того чтобы произвести своими руками замену подшипников задних ступиц ВАЗ-2109 максимально быстро, вам потребуется несколько инструментов:

  1. Специальный съемник с тремя лапами для ступицы заднего колеса.
  2. Съемник с двумя лапами для того, чтобы демонтировать внутреннюю обойму подшипника с оси.
  3. Съемник для ступичных подшипников.

Обязательно нужно иметь под рукой хорошее острое зубило и монтажную лопатку. Эти инструменты пригодятся при разборке узла. Также вам потребуется наличие газового баллончика.

Какие подшипники приобрести?

В продаже можно встретить множество производителей подшипников для задних ступиц автомобилей ВАЗ. Наиболее приемлемыми вариантами являются следующие производители:

Эти элементы обладают лучшим соотношением качества и стоимости. Нежелательно приобретать подшипники, изготовленные в Самаре. У них довольно дурная слава, срок службы очень маленький, а качество изделий низкое.

Приобретать подшипники зарубежных производителей также нет смысла, так как ресурс у них немного выше, нежели у перечисленных выше. А вот стоимость оказывается существенно больше, нежели у отечественных аналогов.

Подготовка к проведению ремонта

Сначала нужно зафиксировать автомобиль на ровной площадке. Обязательно установите под передними колесами упоры, которые не позволят машине скатиться. Далее выполните такие действия:

  1. Снимите защитный колпачок.
  2. При помощи плоской отвертки или зубила выровняйте стопорный буртик, который находится на гайке.
  3. С помощью воротка и головки на “30” либо же накидного ключа необходимо сорвать ступичную гайку.
  4. Сорвите болты крепления колеса.
  5. Поднимите ремонтируемую сторону при помощи домкрата, установите под машину надежную опору и снимите колесо.

На этом подготовку можно считать завершенной. Далее нужно полностью разобрать весь узел.

Подготовка к снятию ступицы

Нужно знать особенности конструкции механизма, прежде чем производить замену заднего ступичного подшипника ВАЗ-2109. Схема ступицы на девятках и аналогичных моделях почти одинакова.

Дальнейшие действия по демонтажу:

  1. При помощи ключа на “12” необходимо выкрутить направляющие шпильки.
  2. Очень часто барабан прикипает, поэтому придётся его сбивать. Делать это нужно только при помощи резинового молотка или деревянного бруска. Но это крайняя мера, сначала нужно попробовать простой способ — закрутите направляющие в соседние отверстия. Если в них цела резьба, то тормозной барабан будет постепенно отходить от ступицы.
  3. Разбирать тормозной механизм не нужно, достаточно только выкрутить ступичную гайку и снять шайбу, расположенную под ней.

Снятие ступицы

Осуществить замену заднего подшипника ВАЗ-2109 и снятие ступицы довольно проблематично, так как нужно использовать специальный инструмент. Для того чтобы демонтировать ступицу, можно использовать один из трёх способов:

  1. Иногда она снимается легко, сделать это можно руками. Для этого необходимо подтянуть ступицу на себя, используя монтировку или колесо.
  2. Если же первый способ не помог, то можно использовать два болта длиной около 15-20 см. Закручиваются они в отверстия для крепления колеса до тех пор, пока не начнет двигаться ступица.
  3. Самый удобный способ — это использование специального съемника с тремя лапами.

Также можно прикрутить на ступицу обратной стороной тормозной барабан или колесо. В этом случае значительно большее усилие будет воздействовать на заднюю ступицу. Вам повезёт, если подшипник окажется полностью в ступице.

Но очень часто внутренняя обойма остается на валу. Если это произошло, то необходимо снимать полностью колодки и при помощи зубила выбивать с посадочного места обойму. Затем, когда появится пространство для установки съемника, необходимо зафиксировать его и произвести демонтаж.

Установка нового подшипника

Старый подшипник необходимо просто выбить при помощи молотка и оправки. Но обязательно снимите стопорные кольца. Повторно использовать старый подшипник нельзя, поэтому можно подвергнуть его любым нагрузкам, в том числе и ударам. Но вот запрессовку нужно производить правильно. Для этого используется один из следующих способов:

  1. Рекомендуется устанавливать подшипник при помощи специального съемника. В этом случае он будет входить во внутреннее отверстие ступицы очень плавно и за счёт этого увеличится его ресурс. Вместо съемника можно использовать хорошие тиски.
  2. Можно немного прогреть ступицу при помощи газового баллончика. Желательно одновременно с этим положить на несколько часов сам подшипник в морозильную камеру. Но нельзя очень сильно прогревать ступицу, хватит двух минут. В противном случае при установке нового подшипника произойдёт расплавление резиновых сальников.
  3. Если не помогает ни один из этих вариантов, то можно просто забить подшипник при помощи молотка и подходящей приставки. Желательно наносить удары только по внешней обойме, так как она более крепкая. Нельзя допускать перекоса, в противном случае при очередном ремонте достать подшипник будет очень сложно.

После установки нового подшипника можно собирать весь узел. Последней затягивается гайка на ступице при помощи ключа на “30”. Не забудьте про шайбу, которая находится под ней. На этом можно завершить замену подшипника задней ступицы ВАЗ-2109. Обязательно проверьте, чтобы колесо вращалось без заеданий и усилий.

Замена подшипника ступицы заднего колеса на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях

Вышедший из строя ступичный подшипник заднего колеса заявляет о возникшей проблеме постоянным, зачастую давящим на уши, воем. Он доносится сзади и не исчезает при движении на нейтральной передаче. По мере увеличения износа подшипника этот звук может все более возрастать. Необходима замена ступичного подшипника заднего колеса.

Проверка подшипника ступицы заднего колеса

Читать еще:  Как отрегулировать обороты холостого хода на инжекторе и карбюраторе

Вывешиваем колесо на подшипник которого имеются подозрения. Вращаем его рукой. Колесо с исправным подшипником крутится практически бесшумно. Неисправный подшипник выдает себя шумом и звуком «как будто перекатываются шарики в подшипнике». Степень шума и перекатывания зависит от степени износа самого ступичного подшипника. Для сравнения можно вывесить колесо с исправным подшипником и послушать с каким звуком вращается оно.

Необходимые инструменты

— Удлиненная головка на 30 с длинным воротком, либо аналогичного диаметра изогнутый накидной ключ (либо аналогичный торцевой ключ и т. д.)

Для отворачивания гайки ступицы колеса.

— Тонкое зубило, кернер

Для отгибания замятого края гайки ступицы.

— Трехлапый съемник (необязателен)

Для снятия ступицы с оси колеса.

— Двухлапый съемник, либо специальный полукруглый (необязателен)

Для снятия внутреннего кольца подшипника с оси колеса.

— Съемник – пассатижи

Для снятия-установки стопорного кольца

— Съемник для выпрессовки подшипника из ступицы/запрессовки подшипника в ступицу (необязателен)

— Рожковый или любой иной ключ на 12 (11, 8, 7-в зависимости от вид штифта)

Для отворачивания направляющих штифтов, крепящих тормозной барабан.

— Ключ на 13 (14)

Для отворачивания регулировочной гайки стояночного тормоза.

— Молоток

подшипник заднего колеса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с гайкой

Подготовительные работы

Работы лучше всего проводить на яме (смотровой канаве), так удобнее. Но если ямы нет, можно обойтись и без нее.

— Фиксируем автомобиль, поставив его на ровной площадке, на первую передачу, подложив под колеса противооткатные упоры.

— Под днищем автомобиля отпускаем гайку затяжки ручного тормоза.

Если автомобиль установлен не на яме (смотровой канаве), то для выполнения этой операции придется поддомкратить одно из колес, поставить страховочный упор под автомобиль и лежа добираться до этой самой гайки.

Порядок проведения замены подшипника ступицы заднего колеса на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях

— Снимаем защитный колпак на ступице колеса

— Убираем вмятину на бортике гайки ступицы

При помощи тонкого зубила или керна и молотка выпрямляем замятый край. Для большей наглядности колесо на изображении уже снято.

вмятина на краю гайки ступицы колеса

— Ослабляем затяжку ступичной гайки

Для этого головкой на 30 с длинным воротком (либо специальным ключом) отворачиваем гайку. Возможно придется прикладывать значительное усилие и удлинять рукоятку ключа металлической трубой, так как она может со временем прикипеть или приржаветь. Так же для предотвращения проворачивания колеса, в салоне автомобиля помощник может нажать на педаль тормоза.

ослабляем затяжку гайки ступицы заднего колеса

— Снимаем колесо

Ослабляем болты крепления заднего колеса, домкратим его, подставляем страховочный упор, отворачиваем болты, снимаем колесо.

— Снимаем тормозной барабан

Ключом на 12 (11, 10, 8, 7 — может быть разный размер штифта) отворачиваем два направляющих штифта, крепящих тормозной барабан. Если они не хотят отворачиваться, слегка обстукиваем их молотком.

отворачивание двух направляющих штифтов диска колеса на тормозном барабане

Так как затяжку стояночного тормоза мы уже ослабили, сняться тормозной барабан должен без особого труда. Руками вращаем его вправо-влево и одновременно тянем на себя. Если идет плохо, обстукиваем барабан по кругу сзади резиновой киянкой. Это должно помочь.

тормозной барабан снят

— Окончательно отворачиваем ступичную гайку

Снимаем ее и находящуюся под ней шайбу.

— Снимаем ступицу заднего колеса с подшипником

Устанавливаем на ступицу трехлапый съемник и вращая его гайку стягиваем ступицу с оси колеса.

снятие ступицы заднего колеса автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 при помощи съемника

Если съемника нет берем колесо, переворачиваем его задней стороной к себе и крепим к ступице колесными болтами. Болты заворачиваем не до конца, а на несколько витков (желательно, конечно, использовать удлиненные болты, но если их нет, можно использовать обычные). Колесо будем использовать в качестве обратного ударного молотка. Резким движением перемещаем его на себя. Если с одно раза не получилось снять ступицу с оси, проделываем эту операцию несколько раз.

— Снимаем внутреннее кольцо подшипника с оси колеса

Можно использовать двухлапый или полукруглый съемники, а можно просто поставить большое зубило сзади кольца и стукнуть по нему молотком. Кольцо сдвинется по оси, далее его можно поддеть монтажной лопаткой или крупной отверткой и окончательно снять. Если после работы зубилом на оси остались забоины, зачищаем их мелким напильником.

снятие внутреннего кольца подшипника заднего колеса

— Снимаем стопорное кольцо, фиксирующее подшипник в ступице

Используем для этого съемник-пассатижи. Если его нет извлекаем стопорное кольцо отверткой.

снятие стопорного кольца подшипника в ступице при помощи съемника

— Извлекаем подшипник из ступицы

При помощи специального съемника выдавливаем его из корпуса ступицы. Если съемника нет, выбиваем его куском трубы подходящего диаметра. Диаметр трубы должен равен диаметру внутреннего кольца подшипника. По нему и наносим удары.

выбивание старого подшипника из ступицы

— Очищаем и слегка смазываем внутреннюю часть ступицы

— Запрессовываем новый подшипник в ступицу

Делаем это при помощи съемника или тисков, или попросту забиваем его туда используя деревянную проставку и стукая молотком по кругу. На финальном этапе тагого забивания можно использовать старый подшипник в качестве проставки.

забивание нового подшипника в ступицу

— Устанавливаем в паз на ступице стопорное кольцо

Можно использовать для этого съемник-пассатижи, можно просто отвертку.

стопорное кольцо подшипника заднего колеса

— Устанавливаем ступицу со вставленным подшипником на ось

С усилием сдвигаем ее как можно дальше по оси руками. Если не сдвигается, можно через оправку постукать по ВНУТРЕННЕМУ кольцу подшипника, вставленного в ступицу.

насаживание ступицы на ось заднего колеса

— Надеваем шайбу и гайку ступицы.

устанавливаем шайбу и гайку ступицы

— Затягивая гайку, запресcовываем ступицу до упора на ось.

затягиваем гайку

— Ставим на место тормозной барабан и колесо

— Окончательно затягиваем гайку ступицы моментом 186,3-225,6 Н.м (19-23 кгс.м)

Если нет специального ключа для определения момента затяжки, то вспоминаем с каким усилием отворачивали гайку, приблизительно с тем же усилием надо ее затянуть.

Еще пять статей на сайте по ремонту автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Замена подшипника ступицы заднего колеса на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях: 1 комментарий

Отличная статья, все просто и подробно расписано. На днях собираюсь менять подшипник, уверен она мне очень пригодится)))) Спасибо

Добавить комментарий Отменить ответ

Искать информацию

Наш канал TWOKARBURATORS в Яндекс Дзен — вопросы и ответы по самостоятельному ремонту автомобиля.
Читайте и подписывайтесь на новые статьи.

Инструкция по замене заднего подшипника ступицы ВАЗ-2109

ВАЗ-2109 стал последним автомобилем советской эпохи. Для своего времени это был предмет мечтаний многих автомобилистов: хорошие аэродинамические характеристики, маневренность, дизайн. После ВАЗ-2108 он стал вторым советским автомобилем с передним приводом. «Вишневая девятка» – это один из символов эпохи.

Первые модели были довольно хорошего качества и редко подводили своих владельцев, но потом наступили 90-е и общая деградация автопрома. Автомобили до и после 1991 года, как говорится, две большие разницы. В первую очередь это вопрос используемых запчастей и качества металла.

Советские разработчики делали автомобиль ВАЗ-2109 с тем прицелом, чтобы его смог бы отремонтировать каждый автолюбитель, порою даже посреди поля с минимальным количеством инструментов. Благодаря этому множество девяток продолжает бороздить дороги России и ближнего зарубежья.

Это касается и нашего вопроса – замены подшипника в ступице заднего колеса.

Замена подшипника ступицы – важный вопрос

Если подшипник ступицы развалился, это может привести к повреждению всего заднего колеса и к серьезной аварии. Главными признаками неисправности на ВАЗ-2109 будет служить соответствующий хруст, а в некоторых случаях – шатание заднего колеса. Замена – единственный выход.

На автомобиле ВАЗ-2109 это сделать довольно легко. По сути дела, для замены подшипника достаточно тех инструментов, которые должны быть в багажнике каждого водителя ВАЗ-2109: пассатижи, торцевой ключ № 30, накидной ключ, съемник, молоток, монтировка, деревянный брус, домкрат.

Как это делается

Весь процесс работы может занять около часа, хотя профессиональные мастера делают это за пятнадцать минут:

  1. Первым делом снимается защитный колпачок со ступицы (он есть не на всех ВАЗ-2109). После этого необходимо расконтрить саму ступицу при помощи зубила и молотка. Следующим шагом станет ослабление болта ступицы. Делается это при помощи торцевого ключа на 30.
  2. Далее автомобиль ставится на первую скорость, под другие колеса ставятся «башмаки», которые не дадут ей сдвинуться с места в случае непредвиденной ситуации.
  3. Следующий шаг – снятие колес. Для этого ослабляются болты, после чего автомобиль поднимается на домкрат. У современных домкратов есть один существенный минус – они могут сложиться в самое неподходящее время. Поэтому, когда машина задомкрачена, под нее стоит подставить какие-либо предметы, которые не дадут ее упасть. Это могут быть кирпичи, колесо и т. п.
  4. Окончательно выкрутить все болты и снять колесо.
  5. Необходимо снять направляющие штифты. Впрочем, на вашем автомобиле их может и не быть.
  6. Снятие тормозного барабана. Если он не снимается, его необходимо аккуратно подбить бруском сзади по граням. Делать это нужно осторожно, так как куски граней могут отлететь.
  7. Гайка ступицы откручивается, после чего снимается с цапфы. Это легче сделать при помощи съемника, но если его нет – воспользоваться монтировкой или каким-либо другим подручным предметом.
  8. Колесо нужно вернуть на место и прикрутить его болтами. До конца это делать необязательно.
  9. После того как колесо прикручено, необходимо резко потянуть его на себя. Ступица выскочит вместе с колесом. Это получается не всегда легко, так как на цапфе могут остаться части подшипника. Если это произошло, то стоит воспользоваться зубилом, молотком, монтировкой или съемником.
  10. Подшипник в ступице фиксируется специальным стопорным кольцом, которое можно вытащить при помощи отвертки.
  11. Для того чтобы окончательно вытащить подшипник из ступицы, желательно использовать специальный съемник, а если его нет, то трубу подходящего диаметра. После ряда ударов по ней подшипник вылетит.
  12. Ступица очищается и смазывается. После этого в нее запрессовывается новый подшипник. Если сохранился старый, то можно вставить и его, но этого делать не рекомендуется. Запрессовка происходит при помощи съемника и тисков или с помощью молотка и проставки. Последняя (металлическая или деревянная) вставляется между молотком и подшипником, после чего ударами подшипник вбивается в ступицу на свое место.
  13. Стопорное кольцо вставляется на свое место, ступица возвращается на ось. Если не заходит, то можно воспользоваться молотком и трубой подходящего диаметра. После нескольких ударов ступица встанет на свое место.
Читать еще:  Характеристики смазки mc 1000: отзывы, достоинства и недостатки

Завершение операции

После этого на свое место возвращается шайба и гайка, а ступица вбивается окончательно до упора. После того как это сделано, тормозной диск возвращается на место, одевается колесо, завинчиваются все болты, а автомобиль снимается с домкрата. После окончания всех работ необходимо докрутить гайку ступицы. Стоит отметить, что момент затяжки должен быть 19-23 кгс/м. Иначе говоря, докручивать ее нужно с тем же усилием, с которым до этого она снималась.

После этого на ступицу одевается колпак. Замена подшипника завершена, и автомобиль ВАЗ-2109 готов к дальнейшей эксплуатации.

Замена заднего ступичного подшипника на ВАЗ 2109

Многие специалисты сходятся во мнении, что на ВАЗ 2109, как и других отечественных авто, задний подшипник ступицы (ЗПС) является слабым местом. Это не связано с низким качеством изделий. Всему виной состояние дорог.

Новые подшипники

Учитывая состояние дорожного покрытия, а также необходимость иметь всегда готовый к поездкам автомобиль, замену неисправного подшипника следует выполнять своевременно. Иначе последствия эксплуатации авто с изношенным подшипом грозит дорогому ремонту и ДТП.

Когда проводят замену

Менять задний ступичный подшипник следует не позже, чем каждые 100 тысяч километров пробега. Но реалии наших дорог и качества изделий таковы, что на самом деле ресурс элемента заметно меньше указанного срока.

Практика показывает, что менять ЗПС требуется каждые 50-60 тысяч километров пробега, а в некоторых случаях даже чаще. Лучше всего ориентироваться не на пробег, а признаки износа.

Признаки неисправности

Автомобиль вам сам подскажет, что пришло время поменять ЗПС, выдав соответствующие признаки:

  • Появляется шум, сильный гул или стук в задней части автомобиля при движении;
  • В подшипнике обнаруживается люфт.

Проверка состояния

Если один из признаков появился на вашем ВАЗ 2109, требуется обязательно поднять по очереди задние колеса и убедиться, действительно ли проблема в подшипниках. Для этого:

  • Поднимите колеса и раскрутите каждое из них вручную;
  • Прислушивайтесь, появляются ли при раскрутке колеса посторонние звуки;
  • Если услышите характерный гул, это говорит об износе ступичного подшипника;
  • Проверьте узел на предмет люфта. Колеса при этом должны быть вывешены;
  • Крепко возьмитесь за верхнюю часть колеса и подергайте от себя и к себе;
  • Если подшипник исправен, колесо двигаться, то есть люфтить, не будет;
  • Если раскачка есть, тогда придется провести замену ЗПС.

Выбор ЗПС

При выборе заднего ступичного подшипника следует ориентироваться на требуемые характеристики и производителей, которые сегодня выпускают подходящие для ВАЗ 2109 ЗПС.

Начнем с характеристик. Выбор следует делать в пользу подшипников, имеющих следующие параметры.

Характеристика

Показатель

Диаметр шарика подшипника

Количество шариков в подшипнике

Для задней ступицы используется шариковый, радиально-упорный, двухрядный подшипник закрытого типа.

Теперь поговорим о производителях. Их есть несколько, каждый из которых имеет свои особенности.

Производитель подшипника

Особенности

VBF от Волгоградского завода

Автомобилисты считают этот завод подшипников достаточно надежным, проверенным. Важный плюс заключается в том, что подделки Волгоградского производителя на рынке — достаточно большая редкость

Подшипники Саратовского завода — SPZ

Близкий вариант к Волгоградскому заводу, который славится надежностью и имеет внушительную популярность среди владельцев отечественных автомобилей. Подделок немного больше

Это продукция того же Саратовского завода, только для бюджетных потребителей. Достаточно дешевые подшипники характеризуются меньшей долговечностью. В остальном серьезных нареканий на качество нет

20 ГПЗ. Курский завод

Сейчас встретить продукцию этого завода большая редкость, поскольку производило предприятие подшипники еще во времена СССР и некоторое время после прекращения его существования. Сегодня выпуск продукции не осуществляется, но изредка остатки подшипников можно встретить. Качество отменное (СССР, как ни как), однако остановка производства не позволит вам легко найти. Может, их уже и вовсе нигде нет

Замена

Поскольку результаты проверки показали, что старый задний ступичный подшипник уже свое отработал, ему потребуется замена.

Процедура замены

Многие игнорируют шум и гул ЗПС до определенного времени. Но если не сделать своевременный ремонт, это грозит серьезным проблемам, которые могут обернуться следующими последствиями:

  • Первоначально гул и шум будут доставлять дискомфорт из-за своих неприятных звуков. Многие автомобилисты привыкли к комфорту, потому сделают все, чтобы избавиться от шума;
  • Если продолжать игнорировать проблемный подшипник, вам в скором времени придется менять не только его, но и всю заднюю стойку. А это серьезные финансовые потери;
  • Износ подшипника ведет к нарушению работоспособности ходовой системы. Отсюда машина может вести себя самым непредсказуемым образом, повышая вероятность аварии.

Не шутите с проблемным ЗПС, а лучше сразу при обнаружении признаков его неисправности приступайте к ремонту.

  1. После проверки опустите машину на землю, ослабьте затяжку гайки ступицы и болтов, удерживающих колеса.
  2. Снимите с гайки ступицы декоративный колпачок, после чего расконтрируйте гайку, ослабьте затяжку и торцевой головкой с рычагом для увеличения усилия снимите крепеж. Учтите, затягивают эти гайки с большим моментом, потому придется попотеть.
  3. Ослабьте натяжение колесных болтов.
  4. Приподнимите с помощью домкрата сторону, с которой начнете ремонт. При этом автомобиль должен стоять в положении первой передачи на КПП.
  5. Снимите колесо.
  6. Демонтируйте тормозные колодки и барабаны, что позволит вам полностью открутить ступичную гайку и убрать ее в сторонку вместе с упорной шайбой.
  7. Теперь вы избавились от всего лишнего, потому можно вооружиться специальным съемником, чтобы выпрессовать с оси ступицу.

Снятие элемента

  1. Вам потребуется тиски, чтобы разместить в них демонтированную ступицу. Без них снять подшипник будет достаточно проблематично. Не забудьте перед эти снять стопорное кольцо.
  2. Используя оправку, съемник, выпрессуйте старый подшипник.
  3. Ступицу крайне важно обработать, промыть, удалив всю грязь.
  4. Только после того, как ступица была зачищена, можно запрессовывать новый подшипник, соответствующий требуемым ВАЗ 2109 параметрам.
  5. Верните на место стопорное кольцо. Его лучше также заменить, а не использовать старое кольцо.
  6. Запрессуйте на свое законное место ступицу, используя подходящую по диаметру оправку. Прикладывается усилие обязательно по отношению к внутреннему кольцу нового подшипника, а не к наружному.
  7. Вам остается собрать узел, действуя в обратной последовательности. Серьезных сложностей при этом возникнуть не должно.
  8. Последний этап — это обязательная замена старой крепежной гайки ступицы. Использовать старую гайку нежелательно. Установив крепеж, законтрируйте гайку.
  9. Аналогичную операцию проведите со второй ступицей. Специалисты рекомендуют менять подшипники задней ступицы парой, чтобы их износ был одинаковым и равномерным. К тому же, если вышел из строя один подшипник, вскоре за ним последует и второй. К чему откладывать и без того обязательные мероприятия.
Читать еще:  Инструкция по замене масла в коробке передач daewoo nexia: фото и видео

Грамотный подход к замене, правильный выбор подшипника задней ступицы в соответствии с заявленными параметрами являются гарантией успешного ремонта вашего ВАЗ 2109. Не затягивайте с решением такой проблемы, иначе она оберется для вас серьезными финансовыми затратами или, не дай Бог, ДТП.

Меняем задний подшипник ступицы ВАЗ 2109

Задний подшипник ступицы – одно из самых слабых звеньев почти всех отечественных автомобилей.

И дело здесь не в низком качестве комплектующих (хотя, данный аспект также играет не последнюю роль), а в ужасных дорогах страны.

Следовательно, хороший водитель должен своевременно производить замену неисправного элемента. В противном случае это может привести не только к более серьезным затратам в будущем, но и к ДТП. Давайте же рассмотрим основные нюансы данной работы.

Когда производить замену?

Замена заднего подшипника ступицы ваз 2109 должна производиться не позже чем через 100 тысяч километров.

Но по опыту эксплуатации время «жизни» данной детали гораздо меньше. Многим автолюбителям приходится ехать на СТО или выполнять самостоятельную замену уже через 50-60 тысяч километров, а то и намного раньше.

Таким образом, необходимо ориентироваться на появление ряда признаков неисправности, о которых мы поговорим ниже.

Признаки неисправности

Итак, замена заднего подшипника ступицы ваз 2109 может понадобиться:

  • при появлении шума (обычно проявляется в виде сильного гула) или стука в задней части вашего авто;
  • появления люфта в подшипнике.

Ступица заднего колеса ВАЗ 2109.

В случае если у вас проявился один из вышеуказанных признаков, необходимо поочередно поднять задние колеса и убедиться в наличии или отсутствии неисправности:

  • хорошенько раскрутите каждое из вывешенных колес и послушайте, появляются ли при этом посторонние шумы. Наличие явного гула говорит о проблемах с подшипником;
  • обязательно проверьте наличие люфта (производится на вывешенном колесе). Для этого возьмитесь за верх колеса и подергайте его от себя и к себе. Если подшипник целый, то колесо люфтить не должно. В противном случае необходимо готовить себя к серьезной работе.

Бывают ситуации, когда времени на ремонт нет. Попробуйте слегка поджать гайку ступицы. Подобная хитрость порой помогает убрать люфт, но ненадолго. В дальнейшем все равно придется производить замену.

Чем опасно бездействие?

Неисправность заднего подшипника ступицы лучше не игнорировать по нескольким причинам:

  • во-первых, при наличии шума и гула ездить в автомобиле далеко не так приятно, как может показаться на первый взгляд. Чтобы избавиться от лишних звуков автолюбители готовы терпеть любые издержки;
  • во-вторых, игнорирование поломки подшипника может привести к необходимости замены всей стойки (что, естественно, влечет за собой более серьезные затраты);
  • в-третьих, неисправности ходовой системы опасны непредсказуемостью автомобиля на дороге и повышению вероятности ДТП. Следовательно, шутить с этим весьма нежелательно.

Какой марки подшипник должен быть?

Чтобы замена задних ступичных подшипников ваз 2109 была как можно более долговечной, необходимо правильно выбрать деталь.

Итак, конструктивные особенности детали таковы – подшипник имеют закрытую форму (двухстороннее уплотнение). Тип — радиально-упорный, шариковый, двухрядный.

В продаже можно найти и роликовую версию – 537906. К ее особенностям стоит отнести меньшую скорость вращения и большую грузоподъемность.

Производятся подшипники на четырех заводах – на Саратовском подшипниковом заводе (SPZ), в Вологде (23 ГПЗ), Самаре (СПЗ-4), Курске (20 ГПЗ). К слову, в Курске подшипники уже не выпускаются.

Что касается качества, то лучшие – первые два варианта. Что касается Самары, то там производятся подшипники для любителей сэкономить (то есть высокого качества ожидать не стоит).

Номинальные параметры подшипника задней ступицы следующие: диаметр (внутренний – 30 мм, наружный – 60 мм), ширина – 37 мм, вес – 400 грамм, количество шариков – 28 штук.

Необходимые инструменты

Для выполнения работы ничего необычного не требуется – большинство инструментов уже есть в гараже автолюбителя:

  • пассатижи (с их помощью необходимо будет демонтировать стопорные кольца);
  • торцевой ключ. Если есть весь набор – замечательно, но для данной работы особенно необходим номер «30»;
  • накидной ключ. Снова-таки можно использовать набор, но для работы достаточно и одного ключа на «12». Без него не получится снять направляющие штифты с тормозного барабана;
  • специальный съемник (необходим для выпрессовки подшипников);
  • из дополнительных инструментов может пригодиться молоток, небольшой деревянный брус, монтировка и зубило.

Инструкция по замене подшипника

Чтобы быстро и безошибочно выполнить работу, следуйте таким рекомендациям:

Для начала снимите защитный колпачок и расконтрите ступицу заднего колеса (сделать это можно с помощью молотка и зубила).

Послабьте протяжку болтов на ступице и колесе. Учтите, что момент затяжки гайки ступицы весьма серьезный, поэтому нелишним будет увеличить «плечо» ключа дополнительной трубой.

Поставьте авто на первую скорость и зафиксируйте автомобиль (сделать это можно с помощью установки специальных «башмаков» под передние колеса). На ручной тормоз не ставьте.

Окончательно откручиваем все болты и снимаем заднее колесо.

Откручивайте направляющие штифты.

И демонтируйте тормозной барабан.

Если он не снимается, можно воспользоваться бруском (в роли прокладки) и молотком. Путем постукивания по нему, или прокручивая барабан можно с легкостью подорвать с «насиженного» места.

Теперь переходите к основной части. Полностью откручивайте гайку ступицы и снимайте ее с цапфы.

Если есть съемник, то используйте его.

Если же нет, то можно воспользоваться более простым методом.

Или использовать монтировку.

Верните колесо на месте, прикрутите его к ступице болтами (можно до конца не затягивать). После этого резко переместите его на себя (ступица должна сняться).

Учтите, что данная работа не всегда проходит гладко. В частности, на цапфе может остаться внутреннее кольцо подшипника. Если вам не повезло, то придется убирать его с помощью зубила и монтировки.

Или можно применить съемник.

Подшипник в ступице будет фиксировать специальное стопорное кольцо – снимайте его. Для этого можно использовать специальные пассатижи-съемники или обычную отвертку.

Теперь выдавливайте с помощью съемника подшипник из ступицы. Если съемника под рукой нет, то необходимо найти трубу с подходящим диаметром, поставить ее и бить до «победного».

Очистите внутреннюю поверхность ступицы и хорошо смажьте ее.

Запрессовывайте новый подшипник. Здесь есть несколько вариантов – сделать работу с помощью съемника, тисков или же молотка и деревянной или металлической, как в нашем случае, проставки.

Возвращаем на место стопорное кольцо с помощью отвертки и пассатижей.

Производим монтаж ступицы на ось. Если не получается посадить деталь на место вручную, можно аккуратно подбивать подшипник с внутренней стороны.

Для этого используйте трубу соответствующего диаметра или свечной ключ.

Далее возвращаем на место шайбу и гайку. Затягивайте гайку и запрессовывайте ступицу до упора.

Возвращайте тормозной барабан и колесо на место.

Протягивайте гайку ступицы. Здесь учтите, что момент затяжки должен быть 19-23 кгс*м.

Если динамометрического ключа под рукой нет, необходимо закрутить гайку с тем же усилием, с которым она была закручена до этого. Не забудьте накернить гайку.

Вывод

Если вы хорошо подготовились к работе и четко выполнили все рекомендации в статье, то весь процесс замены заднего подшипника ступицы ваз 2109 займет не более одного часа.

Мастера делают такую работу за 15 минут. Чтобы ускорить процесс, можно привлечь опытного помощника.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector